Коломинский я л детская психология. Методы детской психологии

А. Игумнов
Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Я. Л. Коломинский Е. А. Панько С
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Психологическая диагностика, профилактика и коррекция

Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара ■ Новосибирск Киев Харьков ■ Минск 2004

Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.

КоломинскийЯ. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция

Е. Строганова Л. Винокуров Т. Смирнова М. Терентьева Р. Яцко

Л. Комарова, И. Пьянкова Л. Егорова

Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Литературный редактор Художественный редактор Корректоры Верстка

К61 Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. -480 о: ил.

ISBN 5-94723-808-Х

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей - детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

ББК 88.8 УДК 159.922.7

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в’какой быто ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав

ISBN 5-94723-808-Х

ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Лицензия Ид № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 - литература учебная. Подписано к печати 21.05.04. Формат 70x100/16. Усл. п. л. 38,7. Тираж 3000. Заказ 7б3

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга»

190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29

Предисловие........................................8

Часть I. Обшие закономерности психического развития ребенка

Глава 1. Предмет и история детской психологии.....................10

§ 1. Предмет детской психологии...........................10

§ 2. Связь детской психологии с другими науками..................10

§ 3. История детской психологии...........................11

Вопросы для повторения...............................42

Глава 2. Методы детской психологии...........................43

§ 1. Методологические принципы изучения психологии

ребенка......................................43

§ 2. Основные пути исследования в детской психологии.............44

§ 3. Планирование и построение исследования..................45

§ 4. Методы изучения психики ребенка........................47

Вопросы для повторения...............................58

Практические задания.................................58

Глава 3. Основные закономерности психического развития ребенка.........59

§ 1. Биогенетические и соииогенетические концепции психического развития. . 60

§ 2. Влияние среды на психическое развитие ребенка................62

§ 3. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как

предпосылки психического развития......................64

§ 4. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи

обшественного опыта...............................65

§ 5. Движущие силы развития и возрастная периодизация............68

§ 6. Исторический характер возрастной периодизации. Акселерация.......73

Вопросы для повторения...............................74

Практическое задание.................................74

Часть II. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

Глава 4. Психологические особенности ребенка первого года жизни..........76

§ 1. Период новорожденности...........................76

§ 2. Развитие в младенческом возрасте........................78

Вопросы для повторения...............................84

Практические задания.................................85

Глава 5. Психическое развитие ребенка в раннем детстве................86

§ 1. Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка.............86

§ 2. Деятельность дошкольника............................87

§ 3. Развитие речи...................................94

§ 4. Предпосылки развития личности в раннем детстве...............96

Вопросы для повторения...............................99

Практические задания.................................99

Часть III. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте............102

§ 1. Теории игровой деятельности.........................102

§ 2. Развитие игры.................................104

§ 3. Взаимоотношения между детьми в игре....................108

§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка..........110

§ 5. Значение игры для психического развития ребенка..............113

8. Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.,1988.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.

10. Дошкольная педагогика / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А Сохина. - М., 1996.

11. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

12. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. запорожец. - М., 1997.

13. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей / под ред. О.М Дьяченко, Н.С Денисенко. - М, 2002.

14. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

15. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников / М.В. Корепанова. - М., 2005.

16. Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.

17. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

18. Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.

19. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

20. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М., 2002.

21. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.

22. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2000.

23. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.

24. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.

25. Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб., 1998.

26. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.

Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб., 1998.

Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1982.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.

Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2000.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.

Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.

Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.

Воронова, В.Я.Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М., 1997.

Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. - М., 1997.

Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.,1988.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.

Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.

Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.,1999.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логвиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А Сохина. - М., 1996.

Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М., 2002.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.

Глава 1 Психологическая готовность к школе

1 сентября! С этим днем у каждого связано самое светлое, трогательное и тревожно-приподнятое. Память долго хранит как что-то дорогое тот день, когда «в первый раз идем мы в школу, поступаем в первый класс». В этот день нет равнодушных. Радостью полны и сегодняшние мальчишки и девчонки, впервые пришедшие в школу.

Рядом с первоклассниками-мамы, папы, бабушки, дедушки. Волнуются все. Но беспокоятся не только родители. Тысячи воспитателей детских садов в этот день мысленно входят со своими питомцами в школу, в первый класс. Как там мои? Не подкачают ли? Можно понять и волнение учителя, принявшего новое пополнение в школу. Каким оно будет? По-особому внимательно приглядываются к детям учителя - ведь сегодняшние первоклассники так малы, им всего шесть лет. Смогут ли они овладеть грамотой? Можно ли их обучать? И как? Будет ли класс дружным?

Начало обучения шестилетних детей и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его.

Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: