Как состояние матери влияет на ребенка. Влияние матери на ребенка во время беременности

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволили по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельства ми и факторами перинатального развития. Это прежде всего работы зарубежных исследователей: С. Грофа, Ж. Грабера, Ф. Дольто, X. Никеля, С. ФантиД. Верни, А. Бертинаидр. Среди отечественных ученых этой проблемой занимаются Э.К. Айламазян, В.В. Абрамчен ко, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусилов ский, К. Гайдебранд, А.И.Захаров, Ю. Змановский, Н.Н. Константинова и др. Кратко обобщив выводы исследований этих авторов, можно сказать, что они рассматривают перинатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются факторы со стороны матери. Именно мать является автором жизненного сценария ребенка, который он впоследствии воспроизводит в своей жизни.

Для формирования ребенка далеко не без различно не только то, чем мать питалась и каково было состояние ее здоровья, - не менее важно ее психологическое самочувствие, гармоничные взаимоотношения с окружающими, отсутствие страхов по поводу родов и жизни ребенка, излишних эмоциональных реакций на стрессы. Традиция предписывала тщательное соблюдение правил, направленных на охрану душевного спокойствия беременной женщины, т.к. именно ее психика формирует качества психики младенца.

Исследования подтвердили особенную значимость первой реакции женщины на факт беременности для формирования качеств психики ребенка. Негативная реакция порождает самые тяжелые психические проблемы, мать закладывает так называемую программу «смерти и саморазрушения» в очень глубокие слои бессознательного своего ребенка. Это вполне понятно, если учесть тот факт, что время в утробе течет иначе, оно уплотнено, поэтому воздействие психических вибраций беременной женщины на ранних этапах внутриутробного развития формирует самые глубокие слои психики ребенка и влияют на всю его последующую жизнь.

В перинатальный период в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Поэтому перинатальное развитие ребенка не есть «созревание», а скорее напоминает, по мнению В.Синельникова, процесс гальванопластики - нанесения золотого покрытия на пластину из обычного металла. И мать является тем мастером-ювелиром, который из простого природного материала создает произведение искусства. Но она еще и источник тех свойств, которые получит ребенок. Она - его первая Вселенная, в которой он обретает свое существование.

Любовь матери к своему ребенку, ее мысли о нем, общение с ним расширяют формирующиеся возможности ребенка, его клеточную память, определяя главные силы личности. Если мать сознательно готовилась к зачатию и родам, старалась всю беременность пребывать в позитивном состоянии, была чутка к своим желаниям и потребностям, во время беременности представляла будущего ребенка, его внешность, характер, прислушивалась к шевелениям, старалась понять их язык, нежными прикосновениями к животу стимулировала ответную реакцию, придумывала имя для мальчика и девочки, ощущала ребенка и как часть себя, и, временами, как отдельное существо, то тогда формируется гармоничная перинатальная матрица.

Нами было проведено эмпирическое изучение передачи первых сценарных посланий матери ребенку, жизненных позиций и функциональных эго-состояний рожениц, которые влияют на соматическое состояние, патологию беременности и родов. В исследование было включено 30 женщин в возрасте от 17 до 37 лет. При исследовании были использованы: структурированное интервью «Раннее сценарное программирование»; опросник «ОК-Томаса» для по строения ОК-Коррала испытуемых; опросник «Личностного стиля» для выявления их эгограммы; опросник «Рабочий стиль»; опросник «Внутренние эго-состояния». Полученные данные были дополнены клинико-анамнестическими сведениями.

Исследование проводилось в модальности транзактного анализа. Большую помощь в проведении исследования оказали медицинские работники роддома № 1 г. Рязани, консультации кандидата медицинских наук Ховрачева А.П., участие в экспериментальном исследовании студентки факультета педагогики и психологии РГУ им. С.А. Есенина Гуськовой А.А.

На первом этапе мы применили структурированное интервью «Раннее сценарное программирование», направленное на определение социального положения женщины, на исследование общего анамнеза, течение беременности и родов, отсутствия или наличия патологий как матери, так и ребенка. Также рассматривались возраст, уровень образования, семейное положение не только самой роженицы, но и ее близких родственников: родителей, мужа. Ключевые вопросы интервью сформулированы таким образом, что позволяют выявить особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве, переживания женщиной беременности, отношения к неродившемуся ребенку.

Рассматривая возраст роженицы, были сделаны следующие выводы:

1. Чем старше роженицы, тем выше их уровень образования;

2. От возраста увеличивается количество болезней, уменьшаются сопутствующие патологии, вредные привычки;

3. Чем старше роженица, тем хуже протекает период кормления ребенка грудью, роженицы пребывают в ВД эго-состоянии, а СД с возрастом теряет свою значимость.

Анализ коммуникативного опыта женщины говорит о его значимости. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительный, это означает, что стартовые условия для формирования субъективного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена.

Мы предположили, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного роженицей в общении с близкими взрослыми, можно судить по эффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.

Если родители были ласковы, общение оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. И здесь мы говорим о том, что механизм запущен: родительская программа начала действовать.

На втором этапе нашей работы исследовался процесс передачи ранних пред писаний. К этому нас побудила следующая оценка роли перинатального периода: характер протекания беременности, родов и первых дней жизни выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей психопатологии, но и, возможно, являются ответственными за «влечение к смерти».

Мы говорим об этом, потому что при анализе 12 классических типов предписаний, выделенных М. и R. Goulding (1979), а именно:

1. Не живи (сгинь, умри);

2. Не будь самим собой;

3. Не будь ребенком;

4. Не расти (оставайся маленьким);

5. Не делай успехов;

6. Не делай (ничего не делай);

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся);

8. Не принадлежи;

9. Не будь близким;

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым);

11. Не думай;

12. Не чувствуй.

В перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей рождения ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воз действий данного периода.

Если рассматривать суммарное воздействие всех форм передачи послания «Не живи», то в нашем исследовании не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

Возникает вопрос: «Зачем родители от дают ребенку приказ «Не живи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!». Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него.

Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за по ведения матери или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Впоследствии ребенок может сам отдать себе приказание «Не живи», если мать в скрытом виде предала ему, на пример, следующее послание: «Ты причинил мне боль, когда родился». (Берн назвал это сценарием «Разорванной матери»). В этом случае ребенок может решить: «Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, заслуживаю мучений или смерти».

К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ «Не живи», вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, пока...» Многоточие может быть заполнено различными решениями, например,«... буду много работать» или «... если не буду сближаться с людьми». Страшный вывод...

Мать, которой в детстве заложили приказание «Не живи», может передать это послание своему сыну или дочери. Она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: «Если ты сгинешь, то я не умру». Таким образом, это приказание похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколение.

В отношении другого предписания мы получили следующие цифры: 10 % матерей не строили планов по поводу предпочтительно го пола своего ребенка; 50 % хотели родить мальчика; 40 % хотели родить девочку; 33 % матерей были разочарованы в своих ожиданиях, а соответствующий процент детей по лучил предписание «Не будь самим собой». При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика - «под девочку».

Во взрослой жизни человек, имеющий приказание «Не будь мальчиком (девочкой)», может продолжать носить одежду и иметь привычки, соответствующие другому полу.

«Не будь самим собой» является более общим приказанием и передается обычно посланием: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре, сравнивать с другими детьми. В данном случае мать хранит образ желаемого «идеального ребенка». Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

Естественно, что нам было интересно посмотреть, чем детерминируется та или иная форма сценарного предписания. Оказалось, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения. Самые ранние способы передачи «Не живи», осуществляемые с помощью патологии беременности, значимо и позитивно коррелировали (г = + 0,417; Р< 0,002) с выраженностью Адаптированного Детского эго-состояния матери, тогда как первая экзистенциальная позиция «Я - ОК, Ты - ОК» была для них препятствием (г = - 0,351; Р < 0,01).

Данная жизненная позиция была взаимосвязана с большим ростом и весом родившихся детей (г = + 0,356; Р<0,01 и г = + 0,282; Р<0,03, соответственно), что может быть расценено как наличие сценарного послания «Живи».

Проклятья, полученные через патологию родов соотносились со второй жизненной позицией «Я - не ОК, Ты - ОК» (г = + 0,264; Р<0,04). Эта корреляция подтверждается и более низкой оценкой новорожденных от женщин с данной позицией по шкале Апгар (г = - 0,275; Р < 0,03), свидетельствующей о принятии младенцами летального материнского предписания.

Детская патология, полученная в течение первых пяти суток жизни, отрицательно коррелировала с первой экзистенциальной позицией (г = - 0,275; Р < 0,03). А послания, передаваемые через нарушения лактации, оказались детерминированы выраженностью материнского эго-состояния Контролирующего Родителя (г = + 0,377, Р < 0,004).

В противоположность этому, увеличение эго-состояния Адаптированного Дитя предотвращало появление нарушений лактации (г = -0,263; Р < 0,04).

Однако эго-состояние Адаптированного Дитя в целом было благоприятным фактором передачи проклятья «Не живи», оцениваемого по суммарному количеству негативных перинатальных воз действий (г = + 0,247; Р< 0,05). Принятие данного летального предписания, отслеживаемое по нарушению питания ново рожденного, также было связано с выраженностью эго-состояния Адаптированного Дитя у матерей (г = + 0,279; Р < 0,03), тогда как усиление жизненной позиции «Я - ОК, Ты - ОК» свидетельствовало об обратном процессе (г = -0,300; Р< 0,02).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний.

На третьем этапе исследования мы провели корреляционный анализ связей между жизненными позициями и активностью функциональных эго-состояний, а также более детальный анализ взаимосвязи выраженности отдельных эго-состояний с акушерской патологией. Наши родители имели эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они передали нам сценарные послания из этих трех эго-состояний, а мы приняли и распределили их в трех наших эго-состояниях.

В построенной по результатам тестирования эгограмме данной группы эго-состояние Контролирующего Родителя (КР) было минимальным. Заботящийся Родитель (ЗР) и эго-состояние Взрослого (В) превалировали над другими. Выраженность эго-состояний Свободного Дитя (СД) и Адаптированного Дитя (АД) почти не различались между собой.

В целом, полученная эгограмма выглядит довольно стандартным образом благополучно и не свидетельствует о беременности и родах как о серьезном психическом расстройстве, и, казалось бы, не предвещает больших сценарных посланий.

Анализ взаимосвязи эго-состояний с акушерской патологией оказался не столь обнадеживающим. Так, например, наиболее доминирующее эго-состояние Заботящегося Родителя (ЗР) позитивно коррелировало на значимом уровне с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = 0,253; Р < 0,05), соматической патологией, ассоциированной с беременностью (г = 0,-327; Р < 0,02) и патологией родов (г = 0,259; Р < 0,04).

Такой характер взаимоотношений позволяет говорить о преобладании негативного компонента в эго-состояний Заботящегося Родителя (ЗР), который реализуется в позиции Спасителя и, следовательно, попытках разрешить проблемы собственного депрессивного радикала за счет самопожертвования.

Эго-состояние Адаптивного Дитя (АД) было положительно связано с патологией раннего развития матерей (г = 0,248; Р<0,05). Нарастание Адаптивного Дитя (АД) сопровождается статистически значимым снижением уровня патологии предшествующих родов (г = -0,300; Р<0,03) и нарушений лактации (г = - 0,263; Р < 0,04). Анализ причинных связей данных корреляций показал, что это снижение происходит за счет увеличения патологии плода во время беременности (г = 0,417; Р< 0,003), снижения роста и веса новорожденного (г = -0,320; Р<0,02 и (г = -0,250; Р<0,05) и нарастания нарушений питания новорожденного (г = -0,279; Р<0,03).

Таким образом, здесь мы имеем дело с передачей патологии следующему поколению. Безусловно, этот момент должен быть одним из главных фокусов коррекционной работы в психопрофилактических занятиях с беременными.

Конструктивное отношение к своему поведению, проявляющееся в функционировании эго-состояний Взрослого (В), позитивно коррелировало с уменьшением времени между поступлением женщины в роддом и моментом самих родов (г = 0,310; Р < 0,02). Кроме того выраженность Взрослого (В) эго-состояния отрицательно соотносилась с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,410; Р< 0,003) и патологией прошлых родов (г = 0,365; Р< 0,006).

В целом, полученные результаты соответствуют теоретической позиции ТА о проблемно разрешающей функции Взрослого (В) эго-состояния, увеличение которого могло бы стать целью терапевтической работы с беременными.

Их распределение оказалось следующим: жизненная позиция «Я - ОК, Ты - не ОК» выражена в меньшей степени, тогда как остальные - приблизительно равны. Обращает на себя внимание величина жизненной позиции «Я - не ОК, ты - ОК» и «Я - не ОК, ты - не ОК», свидетельствующих о значительной базальной патологии личности. В этой связи превалирование Заботящегося Родителя (ЗР) в эгограмме приобретает характер защитного механизма, запускающего функции «Спасителя». Это должно приводить к игнорированию потребностей ребенка в ходе отчаянных попыток материнской фигуры компенсировать собственный депрессивный радикал через гиперопекающее поведение.

Данная точка зрения была подтверждена в ходе корреляционного анализа, обнаруживающего статистически значимую позитивную зависимость эго-состояния Заботящегося Родителя (ЗР) как с жизненной позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = 0,547; Р< 0,001), обращающей депрессивность сценарного решения самой роженицы, так и с позицией «Я - не ОК, ты - не ОК» (г = 0,260; Р< 0,003), что свидетельствует о предпочтении переключения к роли «Жертвы» для подтверждения правильности сценарных решений.

Выраженность эго-состояний Контролирующего Родителя (КР) позитивно коррелировало на статистически значимом уровне с жизненной позицией «Я - ОК, ты - не ОК» (г = 0,458; Р < 0,001) и негативно - с позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = - 0,490; Р < 0,001), отражая наличие у ряда рожениц защитного механизма паранойяльного типа и готовности занять место «Преследователя».

Наиболее нарушенная базовая стратегия адаптации, вытекающая из жизненной позиции «Я - не ОК, ты - не ОК» обнаружила негативные черты депрессивной позиции. Депрессивный радикал проявился в позитивной корреляционной зависимости выраженности данной экзистенциональной позиции и соматической патологии, ассоциированной с беременностью (г = 0,404; Р< 0,003).

Избегающая экзистенциональная позиция также, как и эго-состояние АД, была положительно связана с увеличением времени между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (г = 0,252; Р < 0,04), создавая таким образом возможность для развития патологических стратегий. Здоровая жизненная позиция «Я - ОК, ты - ОК», наоборот, сокращала промежуток времени между поступлением женщины в роддом и моментом родов (г = 0,296; Р<0,03). Ее усиление уменьшало выраженность акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,300; Р<0,03). Однако отсутствие значимых корреляций данной позиции с активностью эго-состояний Заботящего Родителя (ЗР) и Контролирующего Родителя (КР), а особенно Взрослого (В) и Свободного Дитя (СД), при наличии такой взаимосвязи с эго-состоянием Адаптированного Дитя (АД) (г = 0,294; Р < 0,03), возможно отражает функциональную регрессию родильниц во время столь значимого события как рождение ребенка.

Выводы по результатам исследования

1. Выявлено, что каждая роженица, оказавшаяся в исследовательской группе, имела ту или иную степень нарушения состояния здоровья или патологии беременности и родов.

2. Установлено, что характер протекания беременности и родов выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей патологии, но и являются ответственными за «влечение к смерти».

3. Из двенадцати классических типов предписаний, выделенных М. и К. Goulding, в перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воздействий данного периода.

4. При рассмотрении суммарного воз действия всех форм передачи сценарного послания «Не живи» в исследованной группе не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

5. При рассмотрении той или иной формы сценарного предписания выявлено, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения.

6. Полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний. Поэтому более подробное изучение реальной картины передачи перинатальных сценарных посланий представляется нам крайне актуальным вопросом.

7. Проведенный корреляционный анализ отражает наличие значительной базальной патологии личности, центральным ядром которой представляется актуализация базальной тревоги.

Таким образом, мы считаем, что крайне актуальной задачей является предоставление беременным женщинам профессиональной психологической помощи или самой по себе, или в рамках системы психопрофилактической подготовки к родам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2001. С.189-286.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22. С.82-89.
5. Грейс Крайг. Мнения и факты: возможно ли обучение ребенка до рождения? // Психология развития. 2000.№ 2. С. 164. 6. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997. С.44-72.
8. Пэрну Л. Я жду ребенка. М., 1986. С. 27-40.
9. Равич Р. Тайная жизнь еще не рожденного ребенка // Семья и школа. № 9. 1995. С. 10-12.
10. Hay J. Transactional Analysis for Trainers Watford, UK, Minneapolis, USA, Sherwood Pub lishing, 1996. 256 p.

Близится к завершению то время в истории родительства, когда длительное грудное вскармливание (например, хотя бы до 1,5 лет) вызывало удивление и даже неодобрение окружающих, и всё большее число людей сдаётся под напором фразы «рекомендовано Всемирной Организацией Здравоохранения» и принимает то, что ещё вчера казалось по крайней мере странным. И всё большее число родительниц удлинняет период кормления грудью и даже становится приверженцами самоотлучения ребёнка. И теперь, когда решение принято и можно вздохнуть «уф! Ну всё, кормим!», настаёт время присмотреться повнимательнее к этому самому ГВ и разобраться в его тонкостях, психологических моментах. Потому как продолжительное кормление грудью – это, как уже доказано, хорошо и для мамы и для малыша, а вот комфортное и гармоничное кормление грудью, приносящее взаимное удовольствие – это планка, которую ещё предстоит взять многим из сегодняшних мам-первопроходцев.

Мать и ребёнок поначалу существуют в некоем симбиозе, и хотя малыш физически уже отделился от мамы, но эмоциональное и психологическое отделение ещё только в самом зародыше и продолжаться оно будет до подросткового возраста. А пока что недаром матери даже в речи частенько не отделяют себя от ребёнка, говоря «мы»: «мы поели», «мы погуляли».

Грудные дети чрезвычайно чувствительны к состояниям матери, её эмоциональному настрою. Они всё ещё продолжают пока «жить её жизнью» и питаться её «соками», хоть и не через пуповину, а из груди.

Существует также мнение, что чувствительны малыши до определённого времени и не только к самой матери, а к людям вообще. Ещё с давних времён не рекомендовалось показывать новорождённого в течение месяца после родов посторонним людям, считалось, что его могут сглазить. Сглаз же действует особенно сильно на натур впечатлительных и чувствительных (ребёнок же в 10 раз впечатлительнее любого взрослого). Да и сами матери чисто интуитивно стремятся уединяться в первое время, избегают ездить с малышами в общественном транспорте. А известный основатель ребёфинга (одного из методов психотерапии) Л. Орр говорит, что дети обладают экстрасенсорной чувствительностью и вообще не рекомендует показывать ребёнка даже родственникам как можно дольше…

Впрочем, любая мать, имеющая хоть небольшую склонность к самонаблюдению, подтвердит, что дети очень тонко чувствуют изменение её эмоционального состояния и моментально реагируют изменением своего.

Грудное вскармливание – это не только процесс насыщения, это таинство, и картины кормящих матерей известных художников говорят об этом без лишних слов… Когда мать кормит своё дитя, она сама становится на некоторое время Мадонной – любящей и принимающей своего дитя без всяких условий, абсолютно и полностью.

Никто из мам не станет отрицать, что кормление грудью - это общение мамы с малышом… Народная мудрость (а говоря психологическим языком, коллективное бессознательное) говорит: «впитать с молоком матери». Всё больше современных авторов, вплотную изучающих тонкости взаимодействия матери с малышом, считают, что во время кормления грудью ребёнок получает не только полезные вещества для своего тела, но и важную информацию, необходимую для его души: ему передаётся эмоциональное состояние матери, и даже её переживание всего мироздания. Для наилучшего контакта с ребёнком советуют уединяться для этого таинства и сосредотачиваться на ребёнке и своих ощущениях. А некоторые православные священники предлагают матерям молиться перед каждым кормлением.

В связи с этим интересно отметить одно не так давно сделанное открытие японского учёного Масаро Эмото. Вообще, уже давно известно, что вода – вещество, способное хранить и передавать информацию, а последние открытия этого учёного, которые приобретают всё большую известность, показывают это шокирующе наглядно. Вот как рассказывает о его исследованиях одно Интернет-издание:
«Масаро Эмото исследовал капельки разной воды под мощным микроскопом и зафиксировал результаты фотографически. Он изучил, как влияют на структуру воды различные звуки и даже слова. В лаборатории включалась музыка Бетховена, народная, тяжелый рок. Потом вода замораживалась, и обнаруживалось, что музыка Бетховена и народные песни приводили к образованию геометрически правильных, красивых снежинок, а тяжелого рока - к беспорядочному нагромождению игл льда.

Опыты «лингвистические» вообще были на грани фантастики! На емкость с водой наклеивалась бумага с напечатанными словами: «любовь», «мать», «Бог», «я тебя убью». Оказалось, что даже напечатанная информация воспринимается водой! Слова «мать», «любовь» отражались в красоте и правильности снежинок, причем форма их была идентичной. Слово «Бог» сопровождалось образованием снежинок с… ликом человека в центре. Фраза «я тебя убью» приводила к образованию уродливых снежинок, будто взорванных изнутри.»

Человек на 80% состоит из воды, а молоко матери тогда на сколько? Молоко «слышит» все мысли мамы и воспринимает её чувства и, конечно, передаёт и ребёнку. Видимо, молоко, это очень мощный носитель информации о состоянии матери, неудивительно, что малыши так охочи до него и в особенности, если они чем-то обеспокоены или испуганы. Ведь мама – это всегда напоминание о том безмятежном состоянии, когда малыш ещё был с ней одно целое.

Очень возможно, что у многих трудных моментов кормления грудью ноги растут из этой ситуации: отказ от груди, встречающийся у малышей в первые месяцы жизни, укусы груди, становящиеся для некоторых матерей реальной проблемой, когда у ребёнка появляются зубы.
Почему он кусается? Может потому, что мама сама в этот момент злится на кого-то или что-то. Не думаю, что сам ребёнок злится на мать или тем более мстит ей, скорее всего он просто как чувствительный радар славливает настроение матери и, видимо, входит в подобное состояние, а сдавливание челюстей непроизвольно происходит при переживании злости, вроде как сжимание кулаков…

Что же получается, малыш в курсе всего, что происходит с мамой? Но ведь у мамы столько забот и тревог и ведь неспроста. А так хочется оградить своё чадо от всего нехорошего – ради того и стараешься! А вот в какую ловушку попадаешь – ловушку своих же стараний!
Как же использовать эту информацию, чтобы она пошла на пользу и сослужила родителю службу, а не стала поводом для появления ещё одной головной боли? Ведь мамы – народ, порядочно нагруженный заботами и моменты кормления для многих – это одна из немногих возможностей ненадолго отвлечься от забот, отдохнуть или же подумать о чём-то своём, а оказывается, что и тут надо потрудиться – так и перетрудиться недолго! Хочу вас предостеречь от подобного отношения. Со всех сторон сыпется информация о том, какая должна быть идеальная мама, а как же можно не дать своему ребёнку лучшее! И вот приходиться родителю поднапрячься… только хорошо ли от этого ребёнку, в выигрыше ли семья? На самом деле то, что действительно нужно ребёнку – это счастливая мама, а не идеальная и поэтому мамам больше всего действительно необходимо позаботиться о себе и дать себе больше любви, а вовсе не напрячься ещё больше, чтобы быть ещё лучшей мамой. Позвольте дать вам совет, как обойтись с этой информацией, которую я предлагаю вам. Не пытайтесь заставить себя контролировать свои мысли, чувства во время кормления грудью, не насилуйте себя, когда чувствуете, что не можете пребывать в благостном состоянии духа – насилие над собой только усугубит ситуацию. Позвольте в такой момент всему идти, как оно идёт, и не обвиняйте себя в слабости. Когда же вы будете в настроении, о! вот тут-то можно и потренироваться. В этот благоприятствующий вам момент подумайте о том, что ваш малыш очень близок к вам, может ещё ближе, чем вы думали, подумайте обо всём том хорошем, что бы вы хотели бы передать ему. О том сокровенном, что лежит в глубине вашей души и приготовлено специально для вашего дорогого дитя. О том, что вы действительно по-настоящему хотите и что придаёт вам сил в трудные минуты на вашем родительском пути. Позвольте появиться перед вами этому прекрасному образу и просто побудьте, покупайтесь в его лучах. Подумайте о том, что ваш малыш сейчас купается в этих лучах вместе с вами, и в эту самую минуту вы передаёте ему всё то, о чём мечтаете. Представьте себе, как вместе с вашим молоком, течёт тепло вашей души. Сейчас ваше дитя находится у самого вашего сердца и может это неслучайно, что именно во время кормления грудью он ближе всего к сердцу мамы, так пусть из груди течёт к нему молоко, а из сердца – любовь. Побудьте вместе с этим образом столько времени, сколько вы захотите, сколько он будет питать вас. И повторяйте это упражнение каждый раз, когда будет возникать желание.

Позвольте этой информации помочь вам стать более уверенным в себе и счастливым родителем, и не заостряйте внимание на том, что не всегда можно быть в хорошем настроении во время кормления грудью, а лучше порадуйтесь тому, что теперь вы знаете что-то ещё, что поможет вам в заботе о вашем сокровище.

Влияние матери на ребенка также проявляется в эмоциональном плане. Эмоции матери передаются плоду посредством гор-монов и по энергетическим каналам, оказывая либо поло-жительное, либо отрицательное влияние на его психику.Работы специалистов в области теоретической медици-ны, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, указывают также и на то, что психологичес-кая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Элементар-ные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клет-ки, подчиняются как законам физики, так и основным зако-нам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведе-ния другим частицам. Запись информации, запоминание и передача - свойства психики. Влияние матери на ребенка обусловлена тем, что информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующемся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким обра-зом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах клеток. В частности, это касается половых клеток, составля-ющих генетический капитал ребенка.

Бере-менная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю, поскольку она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образова-ния или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы на-править свою психическую или физическую энергию по наи-более удобному для ребенка руслу. Данное решение такжекасается окружающих людей как членов семьи, так и обще-ства в целом.

Внутриутробный период развития напрямую зависит от матери и от окружающего ее психологического, физического и информационного пространства. Если будущая мать знает об этом и старает-ся исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы формирует положительный, благоприятный фон для развития младенца. Другими словами, влияние матери на ребенка в данном случае характеризуется тем, что она предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический матери-ал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тес-ном содружестве с природой женщина становится еще од-ним сознательным создателем ребенка, которому она пре-доставляет наилучшие шансы из всех существующих

Влияние матери на ребенка на физическом уровне проявляется в ее отношении к пище. Выбор сбалансированного меню, акцент на продуктах, которые необходимы для развития ребенка, употребление в пищу экологически чистых, здоровых продуктов, естественно, отразится на ребенке положительно.

Влияние матери на ребенка на эмоциональном уровне должно проявляться в ее положительном эмоциональном настрое. Эмоции и пространство харак-теризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, ду-шевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехват-ки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, рев-ность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, пло-хого самочувствия и закрепощения. Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир. Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счас-тья и внутренней свободы, передавая его ребенку, кото-рый зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбыв-ной радости.


Музыка, пение, поэзия, искусство, природа помогают дости-жению данного внутреннего состояния и воспитывают в ре-бенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, беременности и ожидае-мому ребенку - главный фактор, формирующий у него ощу-щение счастья и силы, которое передается ему через уве-ренную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь иногда нарушает эту идиллическую картину, поскольку в ней могут иметь место стрессы (например, автомо-бильная катастрофа), серьезные ситуации (увольнение с ра-боты отца) или тяжелая утрата близких. Что же следует де-лать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное - попытаться справиться с ними. Матери обладают своеобразны защитным щитом ребенка: любовью к нему.

Многие женщины говорят о том, что во время беремен-ности у них появлялся рефлекс защищать своего ребенка, как существо, уже рожденное. По этой причине они созна-тельно подавляли в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок "за-писывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносли-вого человека.

Хороша та мать, которая понимает, что она родит человека, который может быть непохожим на нее: со своим мнением (даже во младенческом возрасте), со своими убеждениями, желаниями и взглядами. Дети не должны быть средством компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

Природа отблагодарит мать за ее сознательные усилия. Форма благодарности может быть са-мой различной и проявляться в совершенно различных жизненных ситуациях, связанных с ребенком. Например, в значительном уменьшении отрицательных момен-тов, присущих беременности: чувства усталости, беспокой-ства, страха. С естественным завершением осознанной и полной свет-лых ощущений беременности произойдут и роды, проходящие также осознанно, под контролем и с чувством радости и полного единения с ребен-ком. Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко поддаваться воспитанию и, по всей вероятности, обладать всеми свойствами, которые могут удовлетворить родителей.

При ознакомлении с содержанием этих обращений поневоле возникает вопрос, как случилось, что у молодых людей, ещё недавно искренне любивших друг друга, вдруг возникает такая неприязнь, что они начинают действовать, как говорится, «на зло» друг другу? Что провоцирует умирание их любви и рождение взаимонепонимания и даже вражды?

Безусловно, каждый семейный случай индивидуален, а факторов, провоцирующих такое перерождение человеческих взаимоотношений, к сожалению, очень и очень много. Одним из таких факторов является характер отношений супругов в первый год после рождения ребёнка. Часто именно в этот период появляются первые «микротрещины» в отношениях любящих друг друга людей.

Об этом непростом периоде супружеских отношений на нашем сайте уже публиковалась статья («Снимите лавры »), поэтому в нижеследующих советах психолога даются не менее практичные советы, которые полезно прочитать не только молодым мамам, но и отцам, а также тем молодым людям, которые ещё только готовятся вступить в брак.

Рождение ребёнка – это один из счастливейших, но в тоже время один из сложнейших периодов в жизни для любой молодой семьи, который несёт массу различных эмоций и незабываемых впечатлений. Особенно сложен первый год, когда ребёнок выражает свое самочувствие только звуками, телодвижением и мимикой, а понять его родителям не всегда удается, тем более, если это их первый ребёнок. Именно в этот период молодая женщина целиком и полностью посвящает себя уходу за младенцем, и первый год жизни ребёнка для неё весьма сложен, поскольку приходится выкладываться и физически, и психологически, и эмоционально. И не удивительно, что, несмотря на столь приятные хлопоты, у молодой мамочки нередко возникает упадок сил, чувство хронической усталости и состояние повышенной эмоциональности, в т.ч. раздражённости.

Согласно мнению специалистов-врачей и психотерапевтов это может происходить по следующим основным причинам:

  • Прерывистость сна, хроническое недосыпание. Сон молодой мамы не является сплошным, так как ей приходится постоянно просыпаться по первому требованию ребёнка, а временами женщины и вовсе не спят полноценно, а только дремлют. Нахождение длительное время без сна и усталость ослабляют бдительность, негативно влияют на работоспособность и могут привести к целому ряду физических и психических проблем со здоровьем.
  • Гормональная перестройка, происходящая в организме женщины после родов. У большинства молодых мам на этом фоне возникают эмоциональные нарушения, появляются капризы, беспричинный плач, плохой сон и др. У некоторых эти нарушения переходят в депрессивное состояние.

Именно поэтому в такой период вероятно осложнение взаимоотношений с мужем, который из-за недостатка жизненного опыта не всегда понимает, а иногда и не хочет понимать, состояние матери своего ребёнка, а поэтому продолжает вести привычный для себя образ жизни – задержки на работе, командировки, друзья и т.п. А молодая мама не всегда в состоянии спокойно и внятно объяснить мужу свои трудности и проблемы из-за своего «взвинченного» эмоционального состояния и обиды.

Возможны в семье и материальные трудности, т.к. работает только один супруг, которые могут вылиться в семейные конфликты, что также отразится на психическом состоянии молодой мамы, а стало быть – ребёнка.

Как бы там ни было, дорогие мамочки, всегда помните, что ваше состояние сказывается не только на вашем психическом и физическом здоровье, но и оказывает сильной влияние на здоровье вашего малыша и его развитие!

В этой связи предлагаем вам следующие советы для поддержания себя в хорошем состоянии, позволяющем сгладить многие проблемы и трудности этого периода.

Старайтесь оставаться всегда привлекательной

Для женщины важно нравится самой себе в зеркале, нравится супругу и близким. Ведь всегда хочется быть не только мамой, но и просто красивой ухоженной женщиной. Очаровывайте, удивляйте, окрыляйте своего мужа ежедневно – в первую очередь, своим внешним видом и радушием! Мужчине всегда приятно знать, что его жена – эталон изящества, красоты и обаяния, несмотря ни на что. Старайтесь выглядеть опрятно и свежо не только «на людях», но и дома. Конечно, после родов на это отчаянно не хватает времени, а иногда и сил, но нужно выделять хотя бы 10-15 минут в день на минимум привычных процедур. Можно сделать себе модную, но простую в укладке стрижку, и тогда вам не нужно ежедневно тратить много времени на то, чтобы прическа выглядела красиво. Так же можно приобрести удобную, но модную одежду для дома (не стоит разгуливать дома при муже в удобном, но в старом застиранном халатике) и для прогулок на улице с ребёнком. Важно следить за своим телом, например, заниматься дома восстановительной гимнастикой или фитнесом, по возможности, несколько раз в неделю, найдя все необходимые упражнения в Интернете. Помните, что делая для себя маленькие радости каждый день, вы становитесь сами счастливее, и делаете счастливыми всю свою семью.

Берите мужа в союзники

Рождение малыша – радостное и счастливое событие, которое призвано еще больше скрепить союз двух любящих друг друга людей. Конечно, в этот момент непросто обоим супругам: у новоявленных родителей появляются новые и не всегда приятные обязанности (например, менять памперсы), возрастает внутрисемейная нагрузка, что достаточно часто приводит к напряжению в их взаимоотношениях, а порой и влечет за собой ссоры, обиды и разочарование в семейной жизни («действительно, как хорошо было до замужества – ежедневные знаки внимания, вечерние посиделки с друзьями в кафе и пр.»).

Именно поэтому в этот период особенно важно постараться быть ближе друг к другу, не забывать проявлять заботу и внимание, идти на компромисс, уметь поступиться частью собственного Я ради общего МЫ .

И это общее МЫ нужно выстраивать, учитывая психологию общения: если вы будете (пусть даже спокойно и ласково) в разговоре с супругом обсуждать его действия, апеллировать к нему с какими-то доводами, то можно и не достичь положительных результатов, поэтому лучше проговаривать супругу, чем и как вам нужно помочь, что вам хочется, используя своеобразный психологический приём – Я-высказывания .

Помните, что слушая и слыша друг друга, создав комфортные условия для себя и своего малыша, вашей семье будет легче справляться с любыми трудностями. А чтобы не зацикливаться на своих проблемах, нет ничего лучше, чем иногда вместе с супругом посмеяться над ними, ведь часто в жизни бывает и такое: те проблемы, которые вам казались очень серьёзными или нерешаемыми, через несколько лет кажутся сущими пустяками.

Учитесь понимать ребёнка

На третьей неделе жизни малыша у него начинается осознанное общение с мамой, и поэтому вы должны быть готовы к этому важнейшему моменту в жизни ребёнка, в т.ч. к необходимости развития собственной чувственности и интуиции – понимания своего дитя даже на ментальном уровне. В дальнейшем именно через это взаимодействие ребёнок и познает окружающий его мир, поэтому важно, чтобы малыш воспринимал общение с матерью исключительно положительно.

Вам нужно привыкать правильно и спокойно реагировать на плач ребёнка . В подавляющем большинстве случаев плач не означает никакого заболевания. Главное для мамы в этой ситуации научиться отличать плач, вызванный объективными причинами, от плача манипулятивного. Помните, что малыш всем своим поведением показывает, что ожидает повышенного внимания и понимания со стороны взрослых.

К концу первого года жизни поведение ребёнка пока ещё не является устоявшимся, у него идет поиск механизма воздействия на родителей. Если малыш поймет, что желаемого можно добиться капризами, плачем, криком, дерганьем за свои волосы, то ваше общение с ним будет постоянно сопровождаться такими эксцессами – такое поведение ребёнка называют заученным. Если же вы своим поведением дадите ребёнку понять, что подобные действия не приводят к достижению желаемой им цели, то малыш со временем перестанет плакать, кричать и капризничать без серьёзного повода.

В том случае, если постоянно заострять внимание малыша на его негативных действиях, то он будет нарочно повторять их для привлечения вашего внимания. Старайтесь формировать положительный настрой в поведении малыша. Создавая благоприятную атмосферу дома, вы уменьшите желание ребёнка быть в «оппозиции».

Больше разговаривайте с ребёнком

Разговаривайте с малышом как можно больше, даже если ему всего несколько дней. Постоянно разговаривая, «воркуя» с ребёнком, вы и сами успокаиваетесь, приводя свою нервную систему в равновесие. Пользу от такого общения для развития эмоциональной системы ребёнка, его интеллекта и речи трудно переоценить. При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у малыша расширяется арсенал способов коммуникации и передачи информации.

Кроме того, общеизвестно, что ребёнка успокаивает стук сердца матери, к которому он привык ещё в утробе, но каждый раз брать малыша на руки, чтобы его успокоить – наверное, это не лучшее решение, рано или поздно и руки начнут уставать, и ребёнок начнет излишне привыкать к рукам. И заменить стук сердца может только материнская речь – спокойная, ласковая, доброжелательная – именно она станет для ребёнка успокоительным фоном.

Пусть вам помогут

Не отказывайтесь от помощи близких в первое время после родов. Даже если речь идет о человеке, с которым у вас не сложились очень хорошие отношения (например, свекровь или сестра мужа – бывает в жизни и такое). Всегда можно попросить близких сделать какую-то домашнюю работу или погулять со спящим малышом, а вы пока сможете хоть немного отдохнуть (но не стоит злоупотреблять своими просьбами).

Дефициту общения – нет!

Одна из проблем молодых мам – это резкое снижение круга общения: «ребёнок – муж – ребёнок – ребёнок – и снова ребёнок». Для того чтобы снизить дефицит общения, постарайтесь познакомиться на улице с такими же, как вы, мамами с колясками. У вас будет много интересных тем для разговора. Часто после таких «встреч с колясками» женщины остаются подругами на долгие годы. И не забывайте про Интернет. Это замечательная возможность общаться в удобное для вас время с людьми, находящимися в такой же жизненной ситуации. При этом конечно не стоит воспринимать буквально всё, что вам советуют. Обсуждая проблемы, вы поймете, что не одиноки в своих переживаниях, а взаимная поддержка придаст сил. Вы сможете познакомиться с новыми людьми, а, узнав, что кто-то живет неподалеку, подружиться по-настоящему!

Улучшению вашего настроения так же могут способствовать следующие факторы:

  • не находиться в затемненном помещении, впускать в комнату больше дневного света;
  • включать в рацион бананы, горький шоколад, фрукты, молочные продукты (если это позволяет грудное вскармливание);
  • высыпаться! Существуют способы высыпаться за короткое время, которыми можно научиться и чувствовать себя более полноценно;
  • всячески культивировать комплекс положительных эмоций, для этого нужно, прежде всего, найти время на себя и интересное занятие - хобби, дополнительное образование (например, курсы, мастер-классы), спорт и т.д.
  • использовать современные технологии для удобства и пользы («радио-няня»).
Пара рецептов быстрого дневного сна с помощью будильника:
1) (сон за 2 часа) завести будильник на 30 минут, проснуться и переставить будильник еще на 30 минут – и так четыре раза подряд. Заряда бодрости хватает на шесть-семь часов;
2) (сон за 20 минут) завести будильник на 20 минут, лечь на живот, правую руку вытянуть вперед вдоль тела и прижать к голове. Голову повернуть налево, а левую руку согнуть в локте и положить, как удобно. Лежать, практически опираясь на правую половину грудной клетки. Левую ногу согнуть в колене и прижать поближе к животу, а правую оставить прямой.
Возможно, с первой попытки может не получиться уснуть сразу. В дальнейшем, при неоднократном применении такого вида дневного сна вы начнете сами просыпаться за несколько секунд до звонка будильника.
В обоих случаях состояние хронического недосыпа может вас покинуть.

Используйте невинные хитрости

Общеизвестно, что мужчины и женщины различны не только в физиологии, но и в мышлении, в личном восприятии различных ситуаций. Иногда женщине кажется, что она достаточно понятно намекнула супругу о своих желаниях, но «он, "толстокожий", ничего не замечает и не понимает!». Это действительно так, поскольку мужчины меньше восприимчивы к речи, чем женщины. Тогда нужно использовать невинные женские хитрости.

Например: супруг пришел домой, вы его покормили, ребёнок спокойно спит в кроватке – замечательное время, чтобы немного вздремнуть (не известно, какая ещё ночь выдастся). Сделать это можно двумя способами: первый – сказать мужу, что пусть приглядит за ребёнком, пока ты немного поспишь; второй – сесть с мужем на диван перед телевизором и, беседуя с ним, мирно заснуть с головой на его плече. Поверьте, в этих случаях реакция нормального мужчины будет разная: в первом – ему дали поручение («а ведь я сам устал на работе, могла бы и днем поспать!»); второй – супруга рада его приходу и хочет пообщаться, но вот незадача – уснула («утомилась милая!»). Мужчины не любят, когда им жены дают указания (хотя, кто это любит?), поэтому во втором случае, если ребёнок проснётся или забеспокоится во сне, отец сам проявит инициативу по уходу за ребёнком, не будя супругу.

В заключение

Необходимо понимать двойственность психологического состояния молодой мамы: с одной стороны – многие женщины после родов испытывают глубокое чувство облегчения, их переполняет радостное возбуждение, иногда доходящее до эйфории, и такое состояние может длиться несколько месяцев; с другой – у молодых мамочек часто возникает чувство беспокойства, угнетения и боязни, что они не справятся с новыми обязанностями, а в большинстве случаев преобладает здоровое беспокойство в связи с изменениями в привычном укладе жизни. Все это нормально, так было и так будет у многих. Но если тревожное состояние выражено очень сильно и становится постоянным, то нужно обязательно обратиться за медицинской помощью.

Помните, что ваше эмоциональное состояние в ваших руках! А самое главное чудо у вас уже есть!

Привязанность, или стремление к установлению и поддержанию контакта и близости, является базовой человеческой потребностью от колыбели до могилы. Мы нуждаемся в близких людях, когда приходим в этот мир, и мечтаем видеть любящие лица, когда покидаем его. Для маленького ребёнка нет ничего ужаснее, чем внезапное ощущение брошенности, потеря контакта с заботящимися о нём взрослыми.

Чтобы поддерживать у ребёнка ощущение непрерывности связи, важно не только физическое присутствие близких ему людей, но и их эмоциональная вовлеченность в отношения. Эмоциональная недоступность, холодность в общении воспринимаются малышом как потеря контакта и близости, у ребёнка наступает сепарационная тревога и дистресс.

Эдвард Троник (Dr. Edward Tronick), директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете, проводил лабораторный эксперимент под условным названием “Безжизненное (или каменное) лицо” (Still Face Еxperiment). В эксперименте он просил родителей посидеть и поиграть с их маленьким ребёнком так, как они обычно это делают. Затем экспериментатор просил родителя прекратить общение с ребенком. Мать или отца инструктировали продолжить смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение.

В начале эксперимента мать и младенец настроены друг на друга, их эмоции синхронизированы. Затем мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта, привязанности. Мы видим (в буквальном смысле), как включаются защитные реакции ребёнка. Эти реакции инстинктивны, они не зависят от разума. Когда мама снова начинает эмоционально реагировать на ребёнка, он достаточно быстро приходит в себя, успокаивается, защита сменяется эмоциональным контактом с матерью.

В данном эксперименте эмоциональное “воссоединение” происходит довольно быстро и не наносит вреда. Но представьте, если младенец подолгу находится в ситуациях, когда на его нужды не реагируют: мама в депрессии или в семье не принято «нянчиться» с младенцем, или семьи банально нет.

Например, дети, матери которых находились в депрессии в первый год их жизни, намного более склонны к развитию психопатологий, чем дети из контрольной группы. У многих детей из детских домов, которые с самого рождения не имели возможности сформировать отношения со взрослым (они все время лежали в кроватках одни, а персонал следил только за гигиеной и режимом питания) обнаруживается сильнейшее недоразвитие орбитофронтальной зоны коры головного мозга, которая отвечает за контроль над эмоциями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: