Как понять что ребенок олигофрен 2 года. Дети-олигофрены

В период беременности женщина огромное количество раз слышит слово пуповина, в особенности во время УЗИ. Что же такого важного в пуповине? Начать, пожалуй, нужно с того, что в пуповине находятся две артерии и одна вена. Пуповина сообщается с плацентой, в которой растет и развивается малыш. Она исполняет очень важную роль, так как отвечает за поставку продуктов питания к малышу и вывод их через кровь мамы. После рождения малютки мама в первую очередь видит перед собой длинный белый шнур, который соединяет ее с ребенком. Именно этот шнур называется пуповиной – он соединяет животик малыша и его мамы. Как правило, диаметр пуповины не превышает двух сантиметров. Врачи после рождения малыша обрезают ему пуповину, зажав ее предварительно с двух сторон зажимами. После этой процедуры малыш становиться полностью самостоятельным, он больше не зависит от своей мамы. Однако на теле младенца все равно останется пупочная ранка, заживающая на протяжении первых двух дней.

Что происходит с остаточной кожей пуповины?

После обрезания пуповины врачи накладывают на пуповину малыша очень тугую повязку из марли. Нередко женщины задаются вопросом о правильности перевязывания пуповины, это и не странно, ведь во времена их бабушек пуповину завязывали самым обычным узлом для предотвращения кровотечения. Позднее на пуповину накладывали тугую повязку. В наше время на пупочные остатки кожи принято накладывать специальные скобы. В некоторых роддомах пупочные остатки оставляют для самостоятельного засыхания, а в некоторых их отсекают уже на следующий день после родов. Однако сразу нужно отметить, что способы перевязывания пупка никоим образом не влияет на его будущий внешний вид. Организм самостоятельно выбирает для себя форму пупка. Именно поэтому к индивидуальным особенностям принято относить формирование пупка у новорожденных. Находясь в утробе, кожа переходит со стороны живота на пуповину. После того, как отпадет остаток пупочной кожи, на месте перехода кожи остается так называемый кожный мешочек, который слегка возвышен над уровнем живота. Впоследствии кожный мешочек либо втягивается внутрь живота, либо остается без изменений. Теперь поговорим о пуповинном остатке.


Уход за пупочной ранкой новорожденного

Независимо от того, оставили или отсекли остаток, его обязательно нужно обрабатывать во избежание инфицирования. Для этого достаточно один раз в день тщательно обрабатывать пупочную ранку. Вам потребуется:

  • Трехпроцентный раствор перекиси водорода;
  • Ватный тампон;
  • Антисептик, подходящий для обработки остаточной пупочной кожи;

В качестве антисептика можно пользоваться бриллиантовой зеленью (зеленкой), 70%-процентным раствором спирта, пятипроцентным раствором йода на спирте, раствором перманганата калия, хлорфилиптом. Последний ни в коем случае не должен быть масляным, только спиртовым. До того момента, как пупочный остаток не отвалиться самостоятельно, его нужно обрабатывать с помощью перекиси водорода и одного из вышеперечисленных антисептиков. После того, как пупочный остаток отваливается, пупочную ранку нужно продолжать обрабатывать по несколько раз в день. Главное не бояться причинить боль своему малышу. Ему совсем не больно, максимум, что он может почувствовать это легкое пощипывание.

Процесс обработки пупочной ранки

Прежде всего, нужно расположить все необходимое рядом с собой, чтобы потом не бегать в поисках чего-либо. Перед началом обработки обязательно нужно вымыть руки с дезинфицирующим мылом. После этого можно приступать к обработке пупочной ранки. Для этого нужно взять ватный тампон и промочить его в растворе перекиси водорода. Одной рукой раздвинуть края пупочной ранки, а другой протереть их с помощью ватного тампона, смоченного предварительно в перекиси. Обязательно нужно убирать различные засохшие частички, так как они являются возбудителями. Не нужно бояться пенообразования, это свидетельствует лишь о том, что внутри ранки еще есть какое-то количество крови. После дезинфекции нужно обработать ранку с помощью антисептика. Не нужно смазывать кожу вокруг ранки, так вы не сможете заметить изменения связанные с ней. Нужно помнить, что слишком крепкий раствор марганцовки может нанести ожог детской коже, поэтому использовать ее нужно очень аккуратно. Лучше всего, прямо в роддоме проконсультироваться с медсестрой-акушеркой по этому вопросу. Если вы не успели вовремя посоветоваться с вашей акушеркой, не нужно расстраиваться. Любая участковая медсестра может обучить новоиспеченную маму всем премудростям ухода за пупком новорожденного. При отсутствии каких-либо осложнений, повязку на пупочной ранке не делают. В норме, она заживает уже через восемь-десять дней после родов.

Все ли нормально с пупочной ранкой?

Вот признаки хорошо заживающей пупочной ранки – кожа вокруг ранки того же цвета, что и все тело малыша, температура пупочной ранки идентичная телу, сама ранка не имеет гнилостного запаха и не возвышается над уровнем прочей кожи.

Инфицирование пупочной ранки

Первую неделю пупочная ранка может кровоточить – это вполне нормально. Однако если кровотечения продолжаются более десяти дней, то ребенка нужно обязательно доставить к врачу. Также тревожным признаком является повышенная температура в области пупочной ранки и измененный цвет кожи. Изредка нужно принюхиваться к пупочной ранке новорожденного, чтобы не пропустить момент, когда она начнет издавать гнилостные запахи. Существуют и другие причины, которые провоцируют пупочные кровотечения. Случается и так, что во время заживания в пупочной ранке образуется огромное количество грануляционной ткани (разрастаются сосуды и соединительная ткань на дне раны). Именно эта ткань способствует кровотечениям и мешает активному заживлению ранки. В медицине это состояние называют гранулемой пупочка или фунгусом. Такое заболевание лечиться довольно легко. При помощи специального ляписного карандаша (его стержень предварительно напитывают нитратом серебра) врачи прижигают избыточную ткань. В любом случае, при обнаружении каких-либо отклонений нужно немедленно идти к врачу.

Можно ли купать ребенка до полного заживления пупочной ранки?

Малыша нужно купать в обязательном порядке, но использовать для этого нужно слабенький раствор перманганата калия. Марганцовку нужно растворять в отдельной емкости и выливать ее через несколько слоев марли в ванну. Очень важно чтобы не растворившиеся частички перманганата калия не попали на нежную кожу новорожденного. После принятия ванны обработка пупочной ранки проходит намного легче, так как засохшие частички крови удаляются без особого труда. После того, как ранка полностью затянется, ребенка можно будет купать в обычной воде. Закрывать пупочную ранку младенца целлофановыми кульками и клеенками нельзя ни в коем случае. Также не рекомендуется залеплять пупочную ранку пластырем – это может спровоцировать раздражение нежной кожи новорожденного.

Главный страх, особенно молодых неопытных мамочек – это уход за пупочной ранкой . И не важно, что изо дня в день их обучали этому в роддоме. Оказавшись дома, они испытывают трудности, особенно если пуповинный остаток еще не отпал.

Пупочная ранка – это огромные ворота для проникновения инфекции, поэтому очень важно поддерживать ее в сухости и чистоте.

По новым стандартам ВОЗ хорошо зарекомендовал себя «сухой» метод ведения пуповинного остатка. Исключаем обработку антисептиками и обрабатываем ранку или пуповинный остаток, по необходимости кипяченной водой. Так мы не вмешиваемся в естественный процесс и сроки заживления пупочной ранки сокращаются.

Как долго заживает пупочная ранка

В среднем на 5-10 день отпадает пуповинный остаток. И в течении 10-14 дней после этого, заживает пупочная ранка.

Основные правила ухода за пупочной ранкой новорожденного

  • Тщательно мойте руки.
  • Оставляйте остаток пуповины открытым для воздуха. Так он быстрее высохнет. Для этого подгибайте верхний край подгузника. Надевайте свободную одежду, чтобы воздух мог циркулировать. Чаще устраивайте малышу воздушные ванны.
  • Не трогаем пупок ребенка, если он сухой. Если загрязнился мочой или каловыми массами, промываем кипяченной водой.
  • Не обязательно купать малыша каждый день, достаточно обтирания кожных покровов влажной губкой. Так пуповинный остаток высохнет быстрее.

Нужно ли кипятить воду для купания новорожденного?

Воду кипятим обязательно, до тех пор пока не заживет пупочная ранка. Не думаю что кто-то может похвастаться отличным качеством водопроводной воды. Добавлять ничего не нужно. Слабо-розовый раствор марганцовки, излюбленное средство наших бабушек, не несет никакой антисептической функции, а лишь сушит кожу. Травки можно добавить, но лишь после заживления пупочной ранки.

  • у мамы имеются воспалительные заболевания половых органов (кольпит, цервицит и др.), дисбиоз влагалища;
  • если мама во время беременности болела вирусными инфекциями, особенно с бактериальными осложнениями;
  • недоношенный ребенок;
  • если малыш в роддоме находился не с мамой;
  • наличие домашних животных;
  • сомнительное качество водопроводной воды.

Для обработки подойдет медицинский спирт, раствор хлоргексидина. 1-2 раза в день можно обработать антисептиками и влажную пупочную ранку.

В норме возможно небольшое сукровичное отделяемое из пупка и даже, что часто пугает мам, пупок может кровоточить. Это ранка, поэтому при обработке или небольшой травматизации, капли крови могут появляться.

Но!!! Если кровотечение длительно не останавливается или вы заметили покраснение окружающих тканей, обильное гнойное отделяемое, неприятный запах. А также подъем температуры у грудничка, вялое сосание, сонливость — это повод вызвать скорую.

 /  Олигофрения у детей

Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка психики, которая проявляется нарушениями интеллекта и вызвана патологией головного мозга. Олигофрения приводит к тому, что ребенок просто неспособен сам познавать мир и нормально общаться с окружающими. Выявить умственную отсталость помогают стандартные психологические тесты.

Из статьи вы узнаете причины и симптомы олигофрении у детей, а также о некоторых особенностях реабилитации.

Причины и симптомы

Причин возникновения олигофрении не так много, но все они так или иначе связаны с патологиями.

1. Эндогенные факторы - это хромосомные и наследственные патологии в метаболизме, генетические синдромы. Например, .

2. Экзогенные факторы - к ним можно отнести патологии внутриутробного развития, вызванные инфекциями во время беременности, курением будущей мамы, употреблением алкоголя или наркотиков, травмами в процессе родов, нарушением питания плода.

3. Смешанные причины - это комплекс, состоящий из сложения вышеприведенных факторов. В результате такой комбинации у ребенка возникает олигофрения.


Оздоровительный центр MumiDom

Реабилитация детей с особенностями развития.
Комплексный подход к коррекции нарушений каждого ребёнка.

В личных делах учащихся вспомогательных школ чаще всего встречается диагноз «олигофрения». Дети-олигофрены действи­тельно составляют основную часть учащихся вспомогательных школ. Однако олигофрения, что в переводе на русский язык озна­чает «малоумие», не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения - это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов пора­жения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреж­дения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста.

При всем разнообразии причин, вызывающих олигофрению, для нее характерны следующие общие признаки: ранний срок по­ражения центральной нервной системы и последующее прекра­щение заболевания. При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы у ребенка нет и он прак­тически здоров. Особенности психического развития детей-олиго­френов в значительной мере сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи. Различия в нарушении пси­хики, обусловленные разным характером заболевания, как бы перекрываются сходными условиями психического развития. Поэтому дети-олигофрены, несмотря на различия в этиологии заболевания, представляют в известной мере однотипную с психологической точки зрения группу. Анализ литературы показывает что разные исследователи выдвигали свои гипотезы относительно «ведущего синдрома», или основного нарушения, при олигофрении. Так, например, Курт Левин считал таким синдромом особенности аффективно-волевой сферы. Большинство современных исследо­вателей утверждает, что основным синдромом, или основным де­фектом, наблюдающимся при олигофрении, является трудность обобщения и отвлечения (М. С. Певзнер) или слабость регули­рующей роли речи (А. Р. Лурия).

Правильность любого из этих положений легко доказать, ибо при олигофрении всегда, безусловно, обнаруживается и трудность обобщения, и незрелость эмоционально-волевой сферы, и запо­здалое плохое развитие речи, и слабость ее регулирующей функции. Но если попытаться все же, руководствуясь современными данны­ми, найти центральные определяющие дефекты, то такими пред­ставляются два: во-первых, отмеченный Г. Е. Сухаревой дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, позна­вательных интересов, слабость ориентировочной деятельности; во-вторых, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, плохая обучаемость. К этому с годами естественно присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхностность мышления, то есть слабость обобщений, незре­лость эмоционально-волевой сферы.



Всесторонне изучавшая работоспособность больных олигофренией Э. А. Коробкова писала: «Одной из наиболее существенных и неправильных предпосылок, лежащих в основе большинства зарубежных исследований состояния умственной отсталости, яв­ляется представление о том, что больной олигофренией - как бы ухудшенный вариант нормы. Предполагается, что существует некоторый средний уровень ума, характеризующий здорового человека, и что в сопоставлении с ним у олигофрена на ту или иную толику ума меньше (недаром принятый термин «олигофрен» в переводе на русский язык означает «малоумие»)...» «Олигофрен, - пишет далее Э. А. Коробкова, - не просто «хуже» среднего человека, принятого за условную норму, олигофрена отличает качественное своеобразие: не худшая, а иная структура психики, жизненных установок и проявлений».

Как уже отмечалось, дети-олигофрены - это основной состав учащихся вспомогательных школ. Поэтому все дальнейшие главы этой книги посвящены анализу своеобразия психического развития именно олигофренов.

В этом разделе дается лишь краткое указание на то, каковы особенности их развития.

Психика ребенка-олигофрена совершенно не похожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Для возникновения этого своеобразия небезразличны, конечно, и этиологические факторы, которые часто остаются нерас­познанными. В медицинских заключениях, направляемых во вспо­могательные школы, часто значится: «Олигофрения невыясненной этиологии» либо «Олигофрения сложной этиологии». Под слож­ностью этиологии подразумевается сочетание нескольких вред­ностей, в котором трудно вычленить основной определяющий фактор.

По данным Г. Е. Сухаревой, следует различать три группы патогенных факторов, обусловливающих возникновение олиго­френии: неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза), вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, родовая травма и постнаталъные поражения нервной системы ребенка (инфекции, травмы, ожоги) до трех лет.

Примером патологии эмбриогенеза является болезнь Дауна.

Наличие этого вида олигофрении легко устанавливается по очень характерному внешнему облику ребенка (своеобразные черты лица, дипластичная фигура, плохая моторика и т. п.). Эти дети с большим трудом усваивают общие понятия, отвлеченный счет. Память у них плохая. Поэтому обучить их чему-либо новому чрез­вычайно трудно. Но благодаря покладистому, добродушному нраву эти дети легко поддаются воздействию со стороны педагога. При продуманном воспитании и режиме они правильно себя ведут и приобретают хорошие привычки. Однако самостоятельно ориен­тироваться в жизненных ситуациях не могут. Морально-этические правила усваиваются ими с трудом.

Другим примером являются дети, имеющие диагноз: «Олигофрения специфической этиологии» («Lues congenita»). У них также имеются некоторые внешние признаки болезни (диспластичное телосложение, седловидный нос, изрезанные зубы и т. д.). Однако по внешним признакам судить о наличии болезни нельзя; в диагнозе необходимо убедиться по медицинским данным. Такие дети по сравнению с другими детьми-олигофренами более со­образительны. Степень их умственной отсталости не так велика но они очень истощаемы. Поэтому их успеваемость в школе ока­зывается посредственной. Поведение этих детей обнаруживает неровности: они внушаемы, эмоционально неустойчивы, легко переходят от одного настроения к другому. Некоторые из этих детей страдают текущим заболеванием - сифилисом мозга.

К числу олигофренов относятся также некоторые дети из числа страдающих эндокринопатией и многие другие.

2. Дети, перенесшие поражения головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Некоторые заключения врачей-психоневрологов, относящиеся к ученикам вспомогательной школы, формируются следующим образом: «Олигофрения после травмы головного мозга» (либо после какого-нибудь иного поражения мозга). В других заключениях просто отмечают перенесенное ребенком основное заболевание, например «Остаточные явления после параинфекционного менингоэнцефалита».

В подобных случаях речь идет о состояниях, близких к олигофрении. Такие дети, так же как и олигофрены, практически здоровы, хотя и развиваются на дефектной основе. Однако есть и различия. Если те или иные вредности или болезни поражают детей до двух лет, как правило, возникает олигофрения. Если же они поражают детей сравнительно старшего возраста, возникают более определенные, специфичные для каждой болезни особенности психики.

Рассмотрим эти особенности.

а) Дети, перенесшие травмы мозга (сотрясения, ушибы и т. д.), отличаются повышенной истощаемостью при умственной нагрузке. Степень их умственной отсталости бывает чаще всего не очень значительной, так что нередко возникают сомнения относительно того, где они должны учиться - в массовой или вспомогательной школе. Однако из-за очень большой утом­ляемости, которая приводит к неустойчивости внимания и забывчивости, эти дети, несмотря на свою сообразительность, оказываются иногда не в состоянии справиться даже с выполнением тех или иных заданий, которые им даются во вспомогательной школе. Бывает так, что они отвечают тем хуже, чем больше занимаются, стараясь выучить заданный урок. Особенно плохие ответы даются на последних уроках или в присутствии незнакомых лиц. Увеличение продолжительности сна, дополнительный отдых могут больше повлиять на их успеваемость, чем дополнительные занятия.

Поведение детей, перенесших травмы, бывает не всегда правильным, что также объясняется их повышенной утомляе­мостью и невыносливостью. От усталости они становятся раздра­жительными. В ответ на замечание учителя или шутку товарища могут вспылить и наговорить грубостей. Предчувствуя трудность предстоящей работы, дети пытаются окольными путями от нее уклониться, например наивно преувеличивая перед учителем свои небольшие, эпизодические невзгоды и болезни.

: Если учитель проявляет неуклонную требовательность и справедливую строгость, дети приучаются владеть собой. Но если учитель снисходителен к вспышкам раздражения и к грубости де­тей, перенесших травмы, не замечает случаев обмана, то у них могут возникнуть отрицательные черты характера. Такой ребенок может стать дерзким, несдержанным, грубым, лживым, эгоцент­ричным и в то же время трусливым, слабовольным. Не следует требовать от детей выполнения непосильных и больших нагрузок.

Тактика учителя при воспитании ребенка, перенесшего трав­му, складывается в основном из бережного, щадящего отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки и непреклонной строгости в вопросах поведения.

Не следует думать, что такая тактика уместна по отношению ко всем учащимся вспомогательной школы, что она является своего рода педагогическим стереотипом. По отношению к другим детям и тактика должна быть иной. Бережное, щадящее отношение учи­теля к ребенку, перенесшему травму, должно осуществляться таким образом, чтобы ребенок об этом не догадывался. Учитель должен ограждать его от непосильной нагрузки, советовать родителям внимательнее следить за правильным распределением сна и отдыха, освобождать (не обнаруживая мотивов этого освобождения) от всяких дополнительных нагрузок. Он может даже сократить объем Домашних заданий. При осуществлении трудового воспитания следует учитывать, что дети, перенесшие травму, плохо переносят ^РУ, тряску, шум. Охраняя детей от чрезмерной нагрузки, учителю следует в то же время сохранять непреклонную строгость при проверке выполнения всех требований, которые он считает необходимым все же предъявить ученику. Не следует оставлять безнаказанными какие-либо проявления развязности, бесцеремон­ности и т. п. Приучаясь выполнять требования учителя, ученик-травматик овладевает своим поведением.

б) Последствия энцефалита (воспаления мозга) чрезвычайно разнообразны и зависят как от формы энцефалита (эпидемический параинфекционный, ревматический и др.), так и от его тяжести от преимущественной локализации и т. д. Остановимся лишь на некоторых типах последствий этого заболевания.

Некоторые дети, перенесшие энцефалит, становятся слишком подвижными, расторможенными. Они очень быстро и непосред­ственно реагируют на все происходящие вокруг них явления и события, необдуманно действуют и говорят, чрезвычайно вну­шаемы и легко попадают под влияние окружающих их людей. Из-за неустойчивости внимания и некритичности мышления такие дети учатся обычно плохо, но изредка удивляют своих учителей и очень удачными ответами.

В условиях строгого, продуманного режима дети могут вести себя правильно. При отсутствии такого режима, под влиянием плохих товарищей они легко приобретают дурные склонности и становятся на плохой путь. Особенно неблагоприятно влияет на них безделье, в то время как организованный, заполненный тру­дом, спортом и играми режим действует на них благотворно. Умеренная, но заполняющая все время нагрузка не утомительна для этих детей. Основное, в чем они нуждаются, это непрерывное, неослабевающее наблюдение и контроль со стороны учителя и других воспитателей, имеющие в виду предупреждение дурных влияний и привычек. Поэтому, беседуя с родителями и другими воспитателями таких детей, учитель обращает особое внимание на необходимость осуществлять постоянный контроль и наблюдение. У девочек, перенесших энцефалит, легко возникают прежде­временные сексуальные интересы и склонности в том случае, если находится дурной человек, который у них эти инстинкты про­буждает. Мальчики оказываются нередко втянутыми в воровские компании, бродячие шайки. Следует подчеркнуть, что сам по себе энцефалит, само воспаление мозга таких антисоциальных склон­ностей образовать не может. Они сравнительно легко возникают в том случае, если дети оказываются в атмосфере дурных влияний. Дети легко поддаются этим влияниям вследствие того, что от­личаются повышенной внушаемостью и некритичностью. Кроме того, этому способствует присущая им слабость тормозных процессов.

Наибольшую трудность для учителя представляет преодоление присущей этим детям расторможенности. Приучая детей владеть собой, тормозить свои непосредственные импульсивные реакции, учитель тем самым не только воспитывает детей, но и осуществляет определенное лечебное воздействие - укрепляет их нервную

Следовательно, здесь речь идет о необходимости регламен­тированного режима, предъявления достаточной трудовой и спортивной нагрузки и осуществления наблюдения и контроля. Последствия энцефалита иногда принимают иную форму. Дети становятся малоподвижными, их моторика оказывается скованной. У них возникает плохой почерк. Их речь носит смазанный, не­внятный характер (как будто каша во рту). По своему внешнему виду они производят впечатление тупых, глубоко отсталых детей. Однако их суждения бывают довольно разумными. Они осознают и тяжело переживают свою недостаточность. Некоторая инертность психики, присущая этим детям, проявляется, с одной стороны, в настойчивости и целенаправленности их действий, с другой - в заметной косности, назойливости по отношению к другим детям. Очень трудно, но важно уберечь их от насмешек и обид со стороны других детей.

Трудовое обучение таких детей и последующее их трудо­устройство представляют собой нелегкую задачу. Плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений сочетаются у них иногда с дефектами органов зрения или слуха. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой-либо профессии. Между тем при удачно подобранной специальности эти дети могут хорошо трудиться, так как обладают нужным усердием, чувством долга и ответственностью за порученное дело. Поэтому учитель должен задолго до окончания школы, буквально с момента начала тру­дового обучения, учитывая местные конкретные условия, забо­титься об их будущем.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: