Горели темным пурпуром клены. Горели тёмным пурпуром клёны порозовел бересклет ссыхался дикий виноград на беседке

Новогодние игры

Игра-шутка в начале праздника

Перед началом праздника дети прячутся за елку. Дед Мороз входит в зал с противоположной стороны.

Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие ребята и гости!.. (Удивленно замирает, оглядывается.) А где все они?

Снегурочка: А ты постучи своим волшебным посохом, ребята и прибегут!

Дед Мороз стучит, выбегает один ребенок.

Ребенок: Мы Мороза не боимся

И не прячем в шубу нос,

Мы как выйдем, да как крикнем...

Все (выбегают) : Здравствуй, Дедушка Мороз!

Игра-эстафета «Здравствуйте!»

Снегурочка: Дедушка, давай посмотрим: ребята у нас вежливые? Поиграем в игру «Здравствуйте». Постройтесь за ёлочкой в две команды. Одна будет здороваться с Дедушкой, а другая со мной. Здороваться нужно громко и весело!

Участвуют 2 команды детей, выстраиваются друг за другом (можно бегать, вставая со стульчиков, если дети сидят друг напротив друга).

Одна команда здоровается с Дедом Морозом, вторая - со Снегурочкой.

Дети по одному подбегают к Деду Морозу или Снегурочке, жмут руку и говорят «Здравствуй, Дедушка Мороз!» или «Здравствуй, Снегурочка!», обегают их, бегут к своей команде и передают эстафету следующему, чья команда быстрей поздоровается, та и выиграла.

Игра-шутка «Мост»

Ведущая: Дедушка Мороз, а ты мосты мостишь?

Дед Мороз: А как же! На всех реках мощу, ледяные, крепкие!

Ведущая: А если мы для тебя мост смастерим, сможешь по нему пройти?

Дед Мороз: Конечно, смогу, а где он, мост?

Ведущая: Да вот! (Дети садятся парами полукругом и берутся за руки.) Только пройти по нему нужно с завязанными глазами, согласен?

Дед Мороз: Хорош мост, крепок. Ладно, с завязанными глазами страшновато, ну да ладно, была не была!

Ведущая завязывает глаза Деду Морозу, в это время дети тихо убегают на свои места. Дед Мороз шагает осторожными шагами, руки в стороны, затем быстрее и быстрее. В конце игры догадывается, что над ним подшутили.

Дед Мороз (притворно сердится): Ах, озорники, проказники! Шутки шутить с дедом вздумали!

Ведущая: Да не сердись ты, Дедушка, теперь с нами поиграй!

Дед Мороз: Хорошо. А ну-ка, ребятишки, признавайтесь честно: вы хорошо ёлочку рассмотрели? Каждую игрушечку запомнили? (Дети отвечают.)

Дед Мороз: А вот это я сейчас проверю. Сыграйте со мной в игру «Чего на елке не бывает?». Если бывает - кричите все дружно «Да!», если не бывает - кричите «Нет!».

Бывают на елке цветные хлопушки?

Бывают на елке чудо-игрушки?

Бумажные звери?

Большие подушки?

И сладкие сахарные ватрушки?

Под елкой с печеньем большое лукошко?

А на вершине мяукает кошка?

Бывают на ветках куклы из шелка?

Из золота кони?

А книжная полка?

А много корабликов из серебра?

Красивые бусы и мишура?

Игра «Не опоздай!»

Участвуют все дети.

Снегурочка: Дедушка Мороз, ты ловкий?

Дед Мороз: Конечно, ловкий!

Снегурочка: А это мы сейчас проверим, давай поиграем в игру «Не опоздай!». Сейчас зазвучит музыка, все ребята будут танцевать у ёлочки, и ты, дедушка, танцуй, а как только музыка закончится, детям нужно занять свое место, а ты, Дедушка Мороз, постарайся кого-нибудь обогнать и первым занять любое место, хорошо?

Звучит музыка, все дети выбегают и танцуют вместе с Дедом Морозом у ёлки, музыка заканчивается, все бегут на стулья. Дед Мороз пытается занять чей-либо стул. Можно пригласить для этой игры кого-либо из сказочных персонажей (Бабу Ягу, Лешего, по выбору).

Игра-шутка «Узнай нас, дедушка!»

Снегурочка: Дедушка, ты внимательный?

Дед Мороз : Ох, какой внимательный!

Снегурочка: Ребята, давайте поиграем с Дедушкой, вставайте в два круга: круг мальчиков и круг девочек! (Дети выполняют.) Дедушка, видишь этих симпатичных мальчиков? Сможешь их узнать?

Дед Мороз: Вижу мальчиков симпатичных да румяных, сейчас запомню, вот этого веселого запомню, а этого толстощекого да глазастого среди всех узнаю.

Снегурочка: Хорошо, а теперь, дедушка, закрой глаза и слушай правила игры...

Дети: Как мы скажем цифру 5, можешь ты детей искать!

Снегурочка: Начинаешь искать после того, как дети скажут тебе вот эти слова: «Раз, два, три, четыре, пять - Дед Мороз, иди искать!» Понятно, дедушка?

Дед Мороз: Понятно, внученька.

Дед Мороз закрывает (или завязывает) глаза, мальчики меняются местами с девочками, прячутся за их спинами, присев на корточки. Дети хором произносят: «Раз, два, три, четыре, пять, Дед Мороз, иди искать!»

Дед Мороз мечется по кругу, «ищет» мальчиков, игровая ситуация.

Дед Мороз: Вот мальчик озорной да веселый (снимает повязку, рассматривает). Нет, девочка, в платьице. А где же тот толстощекий да глазастый? А вот он! Нет. Это снова девочка! Да что же это? Куда же мальчики подевались?

Мальчики: Ау! (Выскакивают из-за девочек.) Вот мы!

Дед Мороз: Ох, озорники, ох, проказники, обманули деда, провели!

Снегурочка: Не расстраивайся дедушка, теперь запомни девочек, их сразу найдешь.

Дед Мороз: Девочек! Это ж другое дело, я девочек люблю, вот эту запомню - синеглазую, и эту красавицу запомню (указывает).

Дети: А как только скажем «пять», можешь ты детей искать!

Дед Мороз закрывает глаза, девочки прячутся за мальчиков, присев на корточки.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - Дед Мороз, иди искать!

Дед Мороз ищет девочек, бегая по кругу и приговаривая: «Да где же девочки? Где же красавицы? Гости, вы девочек не видели?»

Гости: Нет!

Дед Мороз: Ох! Никого найти не могу! Девочки, ау!

Девочки: Здесь мы, дедушка!

Дед Мороз: Нашлись, вот и славно!

Игра «Ниточка-иголочка»

Дети стоят в двух кругах: внутренний круг мальчиков, внешний - девочек.

Снегурочка: Дедушка, ты у нас мастер узоры на окнах расписывать?

Дед Мороз: Мастер, да еще какой!

Снегурочка: А сможешь мальчиков из круга вывести, нарисовав причудливый узор?

Дед Мороз: Как это?

Снегурочка: А вот так, посмотри, я - иголочка, а все девочки за мной - ниточка.

Звучит веселая музыка, Снегурочка ведет девочек за собой в «воротики», идут цепочкой, держась за руки. «Воротики» делают мальчики, соединив руки вверху. Снегурочка ведет и выводит девочек из круга.

Снегурочка: Вот так, дедушка!

Дед Мороз ведет мальчиков сквозь «воротики», которые сделали

девочки, петляет, наконец выводит мальчиков из круга.

Снегурочка: Ах, дедушка, до чего же хороший узор у тебя получился!

Игра «Звонари» (с колокольчиками или погремушками)

Снегурочка: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Звонари»: вставайте в общий круг, ребята, а Дедушке Морозу завяжем глаза, и он попробует поймать «звонарей».

Под горою у реки

Живут гномы старики,

У них колокол висит

И серебряно звонит:

Динь-дон, динь-дон,

Раздается чудный звон!

Раз-два, не зевай!

Поскорее нас поймай!

«Звонари» бегают по кругу, Дед Мороз их ловит.

Игра на внимание «Погода»

Снегурочка: Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Погода». Если я скажу «Солнышко» - вы поднимаете руки вверх (пальцы растопырены как «лучики»); «Дождик» - вы хлопаете в ладоши, «Снежок» - вы кружитесь вокруг себя, «Вьюга» - вы бежите по кругу и «гудите»: «У-у-у!»

«Дождик закапал», «Вьюга началась», «Снежок пошел» и т. д. Для детей старшей (подготовительной) группы можно усложнить, например: «Дождь со снегом» (кружение с хлопками), «Ливень» - очень частые и громкие хлопки, «Снег и вьюга» (кружение и легкий бег).

«Отгадай-ка!»

Дети: Ну-ка, милый Дед Мороз,

Полюбуйся ты на нас!

Отгадай-ка, Дед Мороз,

Что мы делаем сейчас?

Под музыку дети имитируют игру на дудочке.

Дед Мороз: Это вы молоко пьете!

Снегурочка: То, дедушка, дети на дудочке играют!

Дед Мороз: Эх, не догадался!

Дети: Ну-ка, милый Дед Мороз,

Полюбуйся ты на нас!

Отгадай-ка, Дед Мороз,

Что мы делаем сейчас?

Под музыку дети «играют на балалайке».

Дед Мороз: Это вы живот чешете!

Снегурочка: Что ты, дедушка, это дети на балалайке играют! Или на гитаре!

Дед Мороз: Какая же ты у меня умница!

Дед Мороз (обиженно): Это что ж такое? Вы меня, Деда Мороза, за бороду дергаете?

Снегурочка: Что ты, дедушка, это дети на скрипочке играют!

Дед Мороз: Эх, недогадливый я какой, ну, спасибо, научили деда!

Речевая игра «Да и нет»

Ведущая: Чтобы встретить достойно Деда Мороза,

Задать мы хотим вам такие вопросы.

А вы нам хором дайте ответ,

Крикните дружно

«Да» или «Нет»...

Дед Мороз известен всем?

Он приходит ровно в семь?

Дед Мороз старик хороший?

Носит шляпу и калоши?

Скоро Дед Мороз придет?

Он подарки принесет?

Что растет на елке? Шишки?

Мандарины и коврижки?

Вид красив у нашей ёлки?

Всюду желтые иголки?

Дед Мороз боится стужи?

Со Снегурочкой он дружен?

Речевая игра «Кто что любит»

Снегурочка: Если вы любите то, что я назову, вы кричите «Я!», если не любите, то молчите, ничего не отвечайте.

Кто любит мандарин?

Кто любит апельсин?

Кто любит груши?

Кто не чистит уши?

Кто любит клубнику?

Кто любит землянику?

Кто любит бананы?

Кто всегда упрямый?

Кто любит мороженое?

Кто любит пирожное?

Кто любит абрикос?

Кто не чистит нос?

Кто любит помидоры?

Кто любит мухоморы?

Кто любит с маком рогульки?

А кто капризулька?

Кто любит йогурт, творожок?

Кто кушает снежок?

Кто любит конфеты разные?

А кто ходит с руками грязными?

Кто любит праздник?

А кто озорник-проказник?

Игра-танец «Раз, два, три!»

Дед Мороз: Дети, а вы умеете плясать? (Дети отвечают.) А вот сейчас увидим...

Раз, два, три, четыре, пять,

Здесь не будем мы скучать,

То, что Дед Мороз покажет,

Нужно дружно повторять!

Пляска под русскую народную мелодию, используются веселые плясовые движения (например, «пружинка», «фонарики», притопы, прыжки попеременно на правой и на левой ноге, ходьба задом наперед, «дразнилка», кружение вокруг себя и т. д.).


Вот и год подходит к концу. Скоро во всех домах засверкают разноцветные фонарики гирлянд, в воздухе будут кружиться снежинки и на улицах начнется предпраздничная суета.

Особенно приятны хлопоты, когда понимаешь, что Новый год встретишь с веселой шумной компанией. Планируя новогоднюю вечеринку, обязательно стоит позаботиться о праздничной программе, чтобы гости не скучали между приемами пищи.

Можно придумать различные конкурсы, показывать сценки, переодеваться в костюмы, устраивать новогодние игры для детей 2017 , загадывать загадки и многое другое. Дайте волю своей фантазии и сделайте эту праздничную ночь незабываемой! Ниже подобраны интересные игры, которые вы легко впишите в свой новогодний вечер.

Детские новогодние игры

Нарисуй символ года

Эта игра подойдет для компании, где есть детки старше 5-летнего возраста, хотя с помощью взрослого нарисовать может даже малыш. Такая игра поможет на время отвлечь ребенка от шалостей, а вы сможете спокойно посидеть за столом. После того, как все дети нарисуют Петушка можно определить победителя и подарить ему символический подарок, а всем участникам раздать по конфетке. Стоит отметить, что эта игра подойдет не только для Нового года, но и для других праздников.

Новогодний колпак

В этой игре вам понадобиться колпак Деда мороза. Постройте детей в круг, дайте одному из них шапку и включите веселую песенку. Пусть дети передают друг другу шапку. Через время музыку нужно выключить и тот, у кого оказывается колпак, должен рассказать стишок или выполнить другое задание ведущего. Как правило, родители заранее подготавливают с детьми выступление, зная, что эта игра обязательно будет в праздничной программе.

Потерянные подарки Деда Мороза

Этот конкурс нравится всем детям без исключения, ведь от него веет волшебством и неизвестностью. Суть игры заключается в том, что дети раздают друг другу подарки, потерянные Дедом Морозом. Вначале конкурса ведущий собирает всех малышей вместе и говорит “Детки, а вы знаете, что Дед Мороз спешит к каждому из вас. Но пробираясь через густую чащу леса, он зацепился за ветку и потерял мешок с подарками. Зайка собрал все разбросанные подарочки и принес их к нам, чтобы вы их скорее раздали”.

После этого следует выбрать одного ребенка, который с закрытыми глазами будет вытаскивать из мешка небольшой презент (киндер, карандаши, куколку) и показывать тому, кому он этот подарок подарит.

Так нужно вызывать всех детей по кругу, чтобы никто не остался без новогоднего презента.

Кто герой этой сказки?

Все участники садятся в кружок и ведущий говорит “А давайте с вами поиграем в такую увлекательную игру. Я буду говорить имя персонажа, но не полностью. Вы же должны будете продолжить его, чтобы все вокруг догадались, кто же это за герой. Например, “Муха-….”, “Конек-…”, “Баба-…” и т.д. Тот, кто не отвечает, выбывает из игры в конечном итоге, останется победитель, который угадает всех героев и получит приз.

Ловкий хоровод

Эта игра знакома многим. В нее могут играть не только дети, но и взрослые. Ее смысл заключается в следующем: в средину комнаты выносятся стулья на один меньше от общей численности участников. Включается веселая заводная музыка и дети водят хоровод вокруг этих стульев. Как только музыка замолкает нужно скорее сесть на один из стульев. Кто не успел — тот выбывает из игры. И так длится до тех пор, пока не останется два участника и один стул. Побеждает соответственно тот, кто первым сядет на этот единственный стульчик.

Лучший карнавальный костюм

В данном конкурсе не только дети, но и родители должны проявить свою креативность. Кроме того, недостаточно лишь нарядиться львенком или зайчиком, желательно “защитить” его. Для этого можно выучить стишок про выбранного персонажа, станцевать танец или рассказать какую-то занимательную историю. Победителю достается подарок и бурные аплодисменты.

Снежки

Эта игра подойдет для больших залов, к примеру, если вы празднуете Новый год в кафе. Подготовьте реквизит — снежки из бумаги или из фетра, набитые синтепоном. Разделите детей на команды и пусть они под музыку весело бросают снежками друг в друга. Здесь нет победителей или проигравших — главное, чтобы всем было весело. В конце можно попросить ребят из каждой команды собрать снежки в два пакета на скорость.

Отгадайка

Веселый и развивающий конкурс. Чтобы его провести у вас в запасе должны быть листочки с изображением животного, фрукта или любого другого предмета. Выбирается один игрок и ему на спину булавкой крепят картинку. Участник должен задавать наводящие вопросы, чтобы угадать, что же у него на спине. Остальные же ребята должны отвечать лишь “да” или “нет”. Выигрывает тот, кто сможет угадать больше всего слов.

Танец с прищепками

В этой игре могут участвовать сразу несколько детей. На одежду всем конкурсантам следует прицепить прищепки в разных местах. Под сопровождение веселой музыки, ведущий завязывает глаза ребятам и дает задание снять с одежды как можно больше прищепок.

Приз на веревочке

Для проведения этой детской развлекательной игры вам понадобится веревочка, оберточная бумага и небольшие подарочки (можно использовать конфеты или мандаринки). Завернуть презент в оберточную бумагу, подвесить на веревочке и участники с завязанными глазами должны срезать, доставшийся ему подарок.

Золушка

Всем желающим поучаствовать в этой игре следует завязать глаза. Далее перед конкурсантом выкладывается горка из леденцов разной формы. Задача участника на время отсортировать все леденцы по размерам и форме. Тот, кто быстрее разберет свои горки и станет победителем.

Ловкий телефон

Занимательная забава для детей. В ходе игры, участники по очереди называют цифры от 1 до 10. Тот, кому выпадает цифра “5”, должен сказать “Дзинь-дзинь”, а тот, кому цифра “7” — “Динь-дилинь”. Выбывает тот игрок, который сделает ошибку. Конкурс продолжается до тех пор, пока не определиться самый смышленый ребенок.

Итак, как видим можно не только сидя за столом, но играя в подобные веселые конкурсы. Кроме того, даже взрослые могут участвовать в таких забавах и претендовать на призы.

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать танцы? Включил музыку — и пошло веселье! Не тут-то было. Люди ведь все разные: кто-то с пол-оборота пустится в пляс, а кто-то может почти весь вечер просидеть за столом.

Готовые сценарии квестов для детей и взрослых. Для получения подробной информации нажмите на интересующую картинку.

Чтобы от танцевальной части программы остались хорошие впечатления, чтобы танцы вышли веселыми и живыми, чтобы каждый почувствовал себя свободно и непринужденно, надо позаботиться о следующих вещах:

  • как привлечь к танцам больше гостей
  • как помочь стеснительным людям
  • как дать возможность каждому проявить себя с лучшей стороны

Поэтому предлагаем разнообразить танцевальную программу играми во время танца и танцевальными конкурсами, которые приведены ниже. Выбирайте, играйте и делайте свои праздники ярче и веселее!

Н овогодняя «Макарена»

Эту веселый танец замечательно подходит для новогоднего праздника в качестве разогрева публики.

Ведущий напоминает для тех, кто забыл, движения танца:

  • «Раз» — правую руку вытянуть вперед
  • «Два» — левую руку вытянуть вперед
  • «Три» — правую руку на левое плечо
  • «Четыре» — левую руку на правое плечо
  • «Пять» — правую руку за голову
  • «Шесть» — левую руку за голову
  • «Семь» — правую руку на правое бедро
  • «Восемь» — левую руку на левое бедро
  • «Девять» — повиляли попами

Танцевальная викторина

Этот конкурс также отлично подойдет для разогрева публики. За каждый правильный ответ зрителю вручается небольшой сувенир. По окончанию викторины, те, у кого на руках окажутся призы, приглашаются к участию в следующем конкурсе на сцену. Таким образом, вы наберет необходимое количество участников для проведения конкурсов, и к тому же разрядите обстановку в начале праздника, создав нужное настроение.

Вопросы:

  1. «Фруктовый» танец матросов (Яблочко)
  2. Главный танец карнавала в Рио-де-Жанейро (Самба)
  3. Леткина половинка (Енка)
  4. Танец, характерной особенностью которого является ритмичная ударная работа ног (Степ, или чечетка)
  5. Кубинский танец, получивший также широкое распространение в странах Латинской Америки (Ча-ча-ча)
  6. Пляска после горилки (Гопак)
  7. Кавказский танец (Лезгинка)
  8. Популярный греческий танец (Сиртаки)
  9. Знаменитый испанский танец (Фламенко)
  10. Первый танец Наташи Ростовой (Вальс)
  11. Танец с высоким вскидыванием ног (Канкан)
  12. Аргентинский парный танец, отличающийся энергичным и четким ритмом (Танго)
  13. Русская пояска под топот (Трепак)
  14. Каким танцем можно натереть до блеска пол? (Твист)
  15. Какой танец разучивает главный герой фильма «Стиляги»? (Буги-вуги)

Как вариант, можно усложнить задание: игрокам нужно не только правильно назвать танец, но и под короткую соответствующую композицию попытаться его продемонстрировать зрителям. Так будет намного веселее. В этом случае лучше приобрести более существенные призы.

Разрастающийся танец, или танцуют все!

Посередине помещения ставится стул, на него садится парень. За его спиной встают две девушки, и каждая кладет ему на плечо свою руку. Парень, не глядя, берет за руку одну из девушек и они идут танцевать. Оставшаяся девушка садится на стул и уже парни походят, становятся позади девушки, а она берет руку одного из парней и они тоже идут танцевать. Все продолжается до тех пор, пока все гости не окажутся на танцевальной площадке.

Сиртаки по-русски

Всех гостей надо выстроить в две шеренги: мужскую и женскую, лицом друг к другу. Желательно, чтобы в каждой шеренге было не менее 10 человек. Все держат друг друга за руки, согнутые в локте. Под музыку греческого танца сиртаки (поначалу она не очень быстрая) по команде ведущего мужская шеренга делает три шага вперед и поклон, затем делает три шага назад. И тут же шеренга из женщин тоже делает три шага вперед, такой же поклон и возвращается на место тремя шагами назад.

Таким образом, две шеренги, выполнив простейшее танцевальное движение, возвращаются на свои места.

  1. поклон
  2. разворот на 180 градусов
  3. притоп правой ногой
  4. притоп левой ногой
  5. прыжок (подпрыгивание)
  6. дружное мужское «Э-эх!» и в ответ озорное женское «У-ух!»

Цепочка движений, которые по очереди делают то мужчины, то женщины, должна в результате должна получиться такой: 3 шага вперед — поклон — 3 шага назад; 3 шага вперед — разворот — 3 шага назад; 3 шага вперед — притоп правой ногой — 3 шага назад; 3 шага вперед — притоп левой ногой — 3 шага назад; 3 шага вперед — прыжок — 3 шага назад; 3 шага вперед – «Э-эх!», «У-ух» — 3 шага назад.

Исполнив движения, их надо повторить в той же последовательности сначала, но только в ускоренном, а потом еще в более ускоренном темпе. Ведущему нужно помогать танцорам и подсказывать команды движений, тогда получится слаженный, быстрый и задорный танец.

Танец с заданиями

Все танцуют, музыка то и дело останавливается и ведущий дает какое-либо команды, например:

  • приветствуем друг друга, кричим «Привет»!
  • подпрыгиваем, кто выше!
  • хлопаем в ладоши!
  • размахиваем руками!
  • Кружимся, как снежинки!
  • виляем бедрами!
  • кричим: «С Новым годом!» и др.

Танцевальное поппури

В этом танцевальном конкурсе может участвовать любое количество человек, но только парами (М+Ж). Необходимо заранее записать около 8-10 различных музыкальных композиций (это могут быть: ламбада, вальс, полька, танго, танец маленьких утят, рок-н-ролл, буги-вуги и другое) и включать их по очереди. Задача конкурсантов – быстро переключаться с одной музыки на другую. В конце конкурса зрительскими аплодисментами определяется лучшая пара. Можно выбирать лучших танцоров в каждом отдельном виде танца.

Музыкальный диалог

Играют две команды (интереснее, когда мужчины против женщин). Первая команда запевает, исполняя строчку, куплет или припев песни, где есть какой-то вопрос, например: «Hу где же вы, девчонки, девчонки, девчонки, короткие юбчонки, юбчонки, юбчонки?» Вторая команда должна исполнить ответ на эту песню, например: «Там, где клён шумит над речной волной…» и задать свой вопрос. Повторять ранее прозвучавшие песни нельзя. Игра продолжается на усмотрение ведущего — пока у игроков есть азарт. Очень интересен сам процесс придумывания вопросов-ответов!

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что

многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

— Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, — сказал Рувим и потрогал тоненькие листья березы.

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука — пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил — почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

А дед Митрий, по прозвищу "Десять процентов", узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему.

— Ты, милок, — сказал он Рувиму, — поживи с мое, тогда и спорь. А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало — вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту березу. Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все, что он скажет. Лесничий мужик хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?

— Ну, это ты, дед, загнул, — сказал Рувим.- С тобой не столкуешься.

Дед захихикал.

Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц "Вокруг света".

Подарок

Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.

– Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-

– Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, – сказал Рувим и потрогал тоненькие листья березы.

В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными л живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.

Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.

– Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

– Может, – ответил Рувим.

– Ну, это ты, дед, загнул, – сказал Рувим. – С тобой не столкуешься. Дед захихикал.

– Ослаб? – спросил он язвительно. – Сдаешься? Ты со мной не заводись, – бесполезное дело.

Контрольный диктант в 8 классе № 3

— непроверяемые безударные гласные;

— написание производных предлогов;

— умения подбирать проверочные слова.

Диктант

Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с конем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзы поднялись, и вся она повеселела.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.

(127 слов) (По К. Паустовскому)

Контрольный диктант в 8 классе № 4

— проверяемые безударные гласные;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— н-нн в прилагательных;

— не с прилагательными, наречиями и глаголами;

Постановки знаков препинания:

— запятая в сложном предложении;

— запятые при причастном и деепричастном обороте

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник, и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.

Последняя память о лете исчезла.

Грамматические задания

1. Озаглавить текст.

??????????? ??????????

?????????? . ????? ????????????? ? ??????? ????? ??? ????? ???????? ??????, ??????????????? ????? ?????????? ?????????, ???????? ???????????????? ???????; ????? ????? ? ???????? ??????; ???? ??????? ????? ? ????? ???????? ? ????????. ??????? ????? ?????? ??????? ???????????? (??????????? ? ??????: ???????? ?????????? ??????? ? ??????????? ?????????, ??????? ???????? ?????????????? ??????????? ???????????? ??????; ????????? ? ??????: ???????? ????????, ????????? ???????? ???? ????? ? ?????? ?????, ????????? ????? ?????????? ?????? (??????????, ??????????????????, ?????????, ???????????? ???? ? ??.), ???????? ???? ????????? ? ?????? ? ???????? ?????????? ????????????????; ????????? ???????? ??????? ?????????? ? ??????????; ???????????? ??????? ????????????; ??????? ???????? ??????? ?????? ? ?????? ?????)

?????????????? :

?????????????? — ????????? ???????????? ?????????? ??????? ? ??????????? ?????????; ????? ?????? ???? ??????; ???????? ????????? ?????????? ?? ????????? ??????????; ??????? ???????? ?????? ? ?????????????? ????????? ?? ???????????? ????; ???????? ????????, ????????? ???????? ???? ????? ? ?????? ?????; ?????????? ?????? ???? ??? ???????? ????????? ?????? ?? ?????? ??????? ?????????.

???????????? — ?????????? ???? ????????????, ?????????????????? ????????.

??????????????? — ???????????? ??????????????-?????????????? ?????????????? ? ??????????? ?????? ? ???????? ???????? ???????, ??????????? ?????????? ?????-???? ??????, ??????? ? ??????, ???????????

?????????? . ????????? ???????????? ????????? ? ??????? ?????; ????????? ? ???????? ?????????????????????; ???????? ???????????? ???? ??????? ????? ? ???????? ???????????????? ????????????; ????? ???????? ????????? ?????; ????????? ?????????????? ???????? ??? ?????????? ????????? ?????? ? ?????? ? ???????? ???????? ???????; ????????? ??????????? ? ?????????? ?? ?????? ?????????? ?? ??????????? ?????

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».

Толстые переплетенные тома этого журнала валялись в чулане вместе с веслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и Дерево под краской пахло старым воском.

– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.

– Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.

двухлетки растут, как трава, – проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима.) Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка».

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.

Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах, освещенных белым солнцем и багровым пламенем веселых печей. Последняя память о лете исчезла.

А дед Митрий, по прозвищу «Десять процентов», узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему.

– Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с мое, тогда и спорь. А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало – вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту березу. Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все, что он скажет. Лесничий мужи:; хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть пли нет?

– Может, может! – передразнил его дед. – А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости из имеет, вроде как воздух? Ты про березу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдет. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.

Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».

«Чудный собор»

I V . Подведение итогов урока.

V . Домашнее задание дифференцированного характера.

а) Выписать 10 предложений с наречиями, прилагательными, причастиями с н и нн из произведений А. С. Пушкина.

б) Составить текст, включив прилагательные, причастия, наречия с н и нн . на тему (по выбору): «Моя первая победа», «Памятный день в моей жизни», «Будущее начинается сегодня».

Уроки 6, 7 по развитию речи.

Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 26)

I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Разделите текст на части и озаглавьте их.

3. Напишите изложение от 3-го лица, кратко, в двух предложениях, передав содержание первой части текста до слов «Проза жизни тяготила меня», и более подробно после этих слов.

II. Письменное изложение.

Урок 8. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (§ 5)

Цели урока: 1) повторить условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными, 2) формировать умение различать частицу и приставку не .

I . 1. Объявление темы и целей урока.

2. Учащиеся самостоятельно читают и анализируют теоретические сведения на с. 17-18 учебника, делают вывод, почему слитное или раздельное написание вызывает трудности.

3. Затем они заполняют таблицу своими примерами (см. упр. 28 на с. 18).

4. Выборочный диктант по упр. 32.

Учащиеся выписывают только те слова, которые не употребляются без не . обозначают условия выбора написания.

5. Работа с текстом: объяснить знаки препинания и правописание не с различными частями речи.

Долго после этого мы ехали, (не)останавливаясь, по белой пустыне, в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза: та же (не)уклюжая шапка и спина, занесенные снегом, торчат передо мной; та же (не)высокая дуга. Посмотришь вниз: тот же сыпучий снег разрывают полозья, и ветер упорно поднимает и уносит все в одну сторону. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни стога, ни забора ничего (не)видно.

(Л. Толстой)

6. Упр. 33 учащиеся выполняют устно.

Тестовое задание

Определите слитное или раздельное написание не .

Цель . проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года за курс 5-7 классов.

— правописание корней с чередованием;

— запятая при однородных членах предложения;

— синтаксического разбора предложения;

— разбора по составу слова;

Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзы поднялись, и вся она повеселела.

Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.

Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

2. Выполнить фонетический разбор слова:

1-й вариант: берёзка 2-й вариант: деревце

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так — погостить у нас: послушать разговоры и почитать журнал "Вокруг света".

Толстые переплетенные тома этого журнала валялись в чулане вместе с веслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и дерево под краской пахло старым воском.

— Это вам, — сказал он и покраснел. — Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате — она всю зиму будет зеленая.

— Зачем ты ее выкопал, чудак? — спросил Рувим.

— Вы же говорили, что вам жалко лета, — ответил Ваня. — Дед меня и надоумил. "Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-двухлетки растут, как трава, — проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима). Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка".

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью. В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.

— Это закон, — сказал он. — Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей — от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

— Может, — ответил Рувим.

— "Может, может"! — передразнил его дед. — А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух? Ты про березу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба — она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом.

Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдет. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.

— Ослаб? — спросил он язвительно. — Сдаешься? Ты со мной не заводись, — бесполезное дело.

Дед ушел, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошёлку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так — погостить у нас: послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».

Толстые переплетённые тома этого журнала валялись в чулане вместе с вёслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и дерево под краской пахло старым воском. Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.

— Это вам, — сказал он и покраснел. — Подарок. Посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате — она всю зиму будет зелёная.

— Зачем ты её выкопал, чудак? — спросил Рувим.

— Вы же говорили, что вам жалко лета, — ответил Ваня. — Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там берёзы- двухлетки растут, как трава, — проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима). Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студёную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зелёный лист, когда на дворе снег валит как из мешка».

— Я не только о лете, я ещё больше об осени жалею, — сказал Рувим и потрогал тоненькие листья берёзы.

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землёй и пересадили в него маленькую берёзу. Ящик поставили в самой светлой и тёплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки берёзы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у неё уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью. В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

Горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у ещё нестарого человека. Но берёза в комнате, казалось, всё молодела. Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами.

Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в тёплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука — пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошёл. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара.

Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождём.

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и я вдруг заметил — почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах. Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, освещённых белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей. Последняя память о лете исчезла.

Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зелёную листву на берёзе.

— Это закон, — сказал он. — Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей — от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

А дед Митрий, по прозвищу «Десять процентов», узнав об этой маленькой истории с берёзой, истолковал её по-своему.

— Ты, милок, — сказал он Рувиму, — поживи с моё, тогда и спорь. А то ты со мной всё споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя ещё времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало — вот и прикидываем, что к чему на земле притёсано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту берёзу. Ты мне про лесничего не говори, я наперёд знаю всё, что он скажет. Лесничий мужик хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?

— Может, — ответил Рувим.

— «Может, может»! — передразнил его дед. — А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух? Ты про берёзу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним даде- на, чванятся перед всяким живым существом. А дружба — она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдёт. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей берёзе не облететь, когда все её товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.

— Ну, это ты, дед, загнул, — сказал Рувим. — С тобой не столкуешься.

Дед захихикал.

— Ослаб? — спросил он язвительно. — Сдаёшься? Ты со мной не заводись, — бесполезное дело.

Дед ушел, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.

Берёзу мы высадили в сад, под забор, а её жёлтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: