Архетипы аниме и анимус на примерах. Архетипы анима и анимус

Карл Густав Юнг писал: «Большим заблуждением является предположение, будто душа новорожденного ребенка есть tabula rasa («чистая доска»), в том смысле, что в ней вообще ничего нет. Унаследованные архетипы (типичные образы из памяти предков) направляют каждую деятельность фантазии по своему определенному пути…» Говоря проще, каждый из нас рождается уже с определёнными ожиданиями от жизни, и наиболее важное из них - древнее как мир представление об идеальных Мужчине и Женщине, которых Юнг назвал Анимой и Анимусом.

Эта «божественная» пара воплощена в мифах каждого народа и каждой культуры. Каждый младенец воспринимает своих родителей как живое воплощение «богов». По мере того, как сознание ребёнка просыпается, эти образы заполняются индивидуальным опытом и содержанием - все черты родителей, их отношения к нему самому и между собой прорисовывают детали и определяют, какой станут Анима и Анимус для конкретного малыша - добрыми, ужасными, безразличными? Но приходит пора, когда ребёнок, наконец, с разочарованием осознаёт: родители - совсем не боги, а обычные люди. В этот момент образы Анимы и Анимуса вытесняются из сознания и переходят во власть бессознательного - в том виде, как сформировались. Отныне эти образы будут иметь колоссальную власть над жизнью человека, и подкорректировать в них что-либо уже невозможно.

Можно сказать, что Анима и Анимус становятся частью души каждого из нас, определяя мужское и женское начало в индивидуальных пропорциях, никак не зависящих от фактического пола. Мужчина может быть обладателем многих традиционно женских качеств (эмоциональность, эмпатия, интуиция, творческий элемент) - и не обладать при этом необходимыми мужскими чертами (категоричность, жёсткость, принципиальность, способность принимать направленные во вне решения). В то же время женщина может быть наделена мужскими талантами и оказаться непримиримой амазонкой-воительницей. При этом для мужчины всё определяется тем, сильная или слабая Анима; для женщин - доминирует или подчинён Анимус. Фактически этим Юнг хотел сказать, что каждый мужчина в глубине душе - женщина, а каждая женщина в действительности - мужчина. Поэтому-то мужчина и влюбляется в живое воплощение своей души, а женщина - в воплощение своей.

Чтобы составить достаточное представление о роли «двойного архетипа», мы будем говорить о них по очереди. Даму, разумеется, пропустим вперёд - и сегодня побеседуем об Аниме.

Бессознательная проекция Анимы

Юнг описывал Аниму так: «В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью которого он постигает женскую природу. Каждая возлюбленная становится воплощением этого вечно присутствующего и не имеющего возраста образа». Речь идёт о непроизвольной проекции, которую начиная с нежного возраста мужчина переносит на всех женщин, с которыми сталкивается в жизни.

Мария-Луиза фон Франц, последовательница Юнга, дополнила его труд важным замечанием. По её мнению, феномен сильной внезапной влюбленности связан именно с удачным совпадением Анимы и личностью конкретной женщины, на которую осуществлялась проекция. Причём не важно, какого рода это совпадение: встретил ли мужчина новую Прекрасную Принцессу, Добрую Фею, Тираническую Мать, Жуткую Ведьму или Циничную Любовницу, - он так или иначе «узнаёт» её.

Мы не будем отрицать, что чувство «невидимой связывающей нити» действительно может быть Судьбой, а встреченный человек - Второй Половиной. Кто знает - может, с космической точки зрения нам достались именно такие родители, которые помогают посредством Анимы (или Анимуса) разглядеть в многоликой толпе Того Самого Человека? Мы этого не знаем, но психология трактует ситуацию не таким романтическим образом. Давайте же продолжим.

Итак, Анима вполне вероятно может быть негативной - именно поэтому многие мужчины порой ассоциируют глубинный образ женщины со смертельной опасностью, коварством и безжалостностью - в мифах эти образы живут как фурии, сирены и др. Анима, в том числе негативная, переносится на каждую женщину, с которой мужчина вступает в отношения - и даже если он осознаёт, что невольно делает проекцию на свою спутницу, далеко не всегда получается избавиться от влияния архетипа.

Нередко мужчины проецируют свою Аниму на недосягаемые женские образы - особенно этим увлекаются художники, писатели и другие творческие люди. Такую проекцию легко узнать в рыцарских романах с их вечными подвигами во имя Прекрасной Дамы (дама при этом может быть обременена счастливым замужеством, кучей детей и даже не подозревать о храбром поклоннике). Если же проекция осуществляется на реального партнёра, это довольно часто разрушает настоящие отношения - ведь по сути мужчина мысленно с кем-то другим, не видит и не может понять реального партнёра, и двое в паре просто «одиноки вдвоём».

Проявление Анимы в мужской личности

Архетипический образ женщины в душе мужчины открывает доступ ко всем эмоционально-чувственным и энергетическим уровням личности - поэтому от Анимы напрямую зависит дееспособность мужчины, его самоощущение и восприятие жизни. Любое «недомогание» сего архетипа пагубно сказывается на качестве его существования.

Утрата позитивной Анимы приводит к депрессивным состояниям и потере источника жизненной силы, утрате нормальных ценностей и человечности как таковой, закостенелости мышления и приверженности стереотипам, своенравности и педантизму, неряшливости, безответственности или склонности к алкоголизму.

Разные виды негативной Анимы могут делать мужчину чрезмерно восприимчивым, раздражительным, капризным, тщеславным, неприспособленным, циничным или развить суицидальные наклонности. Умышленное игнорирование Анимы и своей женской стороны, особенно во второй половине жизни, ведёт мужчину к сварливости, упрямству, иррациональности, разладу интимной жизни и краху семейных отношений.

Всё это говорит об огромной роли, которую играет Анима в жизни мужчины - роли паруса, руля и якоря одновременно. Поэтому невозможно стать полноценным человеком, не приняв в себе женскую сущность, и не воссоединившись с ней. Вопреки распространённому заблуждению, это отнюдь не указывает на какие-то «подозрительные наклонности». Всё как раз наоборот: принимать себя целиком, «без купюр» - это и есть удел гармоничной личности.

ANIMA – бессознательная женская часть личности мужчины. ANIMA несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской ANIMA обычно отражается в отношении мужчины к женщине.
ANIMUS – бессознательная мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону ЛОГОСА.

ANIMA/ANIMUS – АРХЕТИПИЧЕСКАЯ фигура «образа души», она символизирует относящуюся к противоположному полу часть психики, и отражает как наше отношение к этому аспекту нашей души, так и переживание человеком всего того, что связано с противоположным полом.
«Подавление женских черт и наклонностей ведет к тому, что контрсексуальные потребности мужчины аккумулируются в бессознательном, вот почему мужчины выбирают для себя объект любви наилучшем образом соответствующий его собственной неосознанной женственности – т.е. такую женщину, которая без колебания могла принять на себя ПРОЕКЦИЮ его души.
«Образ души» и МАСКА взаимно дополняют друг друга: чем сильнее МАСКА «отрезает» индивида от его естественной, инстинктивной жизни, тем более могущественным становится «образ души» (ANIMA или ANIMUS). Пока эти аспекты бессознательного не интегрированы в сознание – все бессознательное мужчины остается преимущественно женским, а бессознательное женщины – мужским. Так, например, чем сильнее в мужчине ощущается господство МАСКИ, тем глубже в ТЕНИ оказывается ANIMA.

ANIMA воплощает не только инстинктивные соблазны, но и руководящее мужчиной мудрое, светлое начало. Точно также ANIMUS – это не только самоуверенный враждебный «дьявол», но и творящее, производящее существо в форме «оплодотворяющего слова» (logos spermaticus)

И как полноценный мужчина дает жизнь своим творениям благодаря своей внутренней «женственности» — ANIMA, которая становится вдохновляющей его Музой, ANIMUS – внутренний мужской аспект женщины порождает семена творения, способные оплодотворить женский аспект мужчины.
Так между полами возникают не только естественные отношения комплементарности на физическом уровне, но и на уровне таинственного потока образов, протекающего сквозь глубины их души.
(из работ И. Якоби).
«Именно духовность мужчины освобождает его Аниму из оков грубой материи и, соответственно, позитивный Анимус развивает в женщине женственность». (Ривка Шерф Клюгер, «Царица Савская в Библии и легендах»)

Священный брак между небом и землей, трактуется как союз Луны и Солнца. Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а Луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, не явленным феноменам жизни и природы. Будучи пассивным женским принципом, Луна дополняет активную, мужскую роль Солнца.

«Мифология луны – объективный урок женской психологии. Луна со своей противоречивой натурой является в некотором смысле прототипом Индивидуации, прообразом Самости: она – «мать и невеста» солнца, носящая в воздухе «эмбрион», который солнце зачало в ее утробе… Это образ соответствует психологеме беременной Анимы, чьё дитя Самость…
В метафорических описаниях алхимиков ЛУНА – является, прежде всего, отражением бессознательной мужской женственности, но также и основой женской души, в том же смысле, в каком СОЛНЦЕ – основа мужской.

О Солнце, бесплодно ты без моей подмоги,
Как петух без курицы зря сбивает ноги.
Но и я, Луна, зову тебя, Солнце-кочет,
Как курица ждет-квохчет, что петух потопчет.
Впрямь глупцы, кого гордость разделить зазвала
Естества детей, коих Естество связало.
(Михаил Майэр «Убегающая Аталанта», Эпиграмма XXX)

Лунарная Анима у мужчины, солярный Анимус у женщины – оказывают сильное воздействие на сознание.
Солнце персонифицирует женское бессознательное, но это отнюдь не дневное солнце, а соответствует скорее Sol Niger (темное Солнце). Женское солнце – это слепой кот, который пытается ловить воображаемых летучих мышей. Мужчина способен познать свою Аниму только в проективной форме, это же справедливо и для женщины по отношению к ее темному солнцу…» (К.Г. Юнг «Таинство воссоединения»)

«В наши дни, когда стала особенно ясно проявляться темная сторона патриархального мышления, появилась тенденция принижать патриархат и идеализировать матриархат. Однако не следует забывать, что темная сторона матриархата – это хаос, бесформенная топь, жаждущая искупления, бесконечная череда смертей и рождений, из которой не могло бы ничего развиться, если бы не появился Дух. Желанная цель, появляющаяся в мифах, легендах и снах, — это не материнский мир и не отцовский мир, это coniunctio женского и мужского начал».
(Луиджи Зойя, «Созидание души»)

Одна из задач Героя (Эго) заключается в освобождении фемининного (женского) в качестве независимого «Ты» от доминирования матери.

Вариации этой констелляции часто имеют магический, сверхчеловеческий, элементарный характер, и фемининная фигура появляется как нимфа, женщина-змея, кентавр женского пола или принцесса, удерживаемая драконом, которую герой должен освободить.

В любом случае, нормальной задачей героического Эго является спасение фемининного от материнского доминирования. И не имеет значения, остается ли фемининное идентичным матери в первичных отношениях и поэтому неспособным выступать в роли партнера, или мужская Анима все еще находится во власти материнского образа, так что мужчина не способен устанавливать истинные отношения с женщиной.

В обоих случаях и Анима, и фемининное в его трансформативном аспекте должны быть освобождены от матери и ее препятствующего прогрессу элементарного аспекта. Это спасение и освобождение является необходимым условием для иерогамуса с женщиной – счастливой свадьбы между «Я» и «Ты» в качестве «Не-Я». Эта связь является сакральной, потому что создает для обоих партнеров истинную основу для саморазвития, в котором противоположности могут удерживаться и полностью раскрываться.

Итак, освобождение АНИМЫ предполагает сражение с драконом, которого ЭГО также будет бояться.

Этот еще один важный страх фемининного, проявляющийся после страха матери, — страх АНИМЫ, страх трансформации, заставляющей мужчину освободить АНИМУ из плена дракона и столкнуться с независимой инаковостью фемининного.

Во всех случаях, где мужское развитие остается инфантильным из-за материнской фиксации и не достигает «воинственности», необходимой для развития героического эго, всякое требование трансформации и требование развития по направлению к непознанному, прочь от ситуации безопасности, наталкивается на тревоги и защитные механизмы.

АНИМА подталкивает мужчину к приключениям и покорению новых территорий. Но в своей негативной стороне из-за нарушающего покой вдохновения и анимации она также связана с иллюзиями, заблуждениями и безумием, и поэтому представляет опасность. Так же, как не существует героизма без преодоления опасностей, мужское развитие невозможно без погружения в неизбежные опасности, вызванные трансформацией.

Осознание АНИМЫ и «освобождение» от нее – необходимый шаг к целостности индивидуума, при этом требования культурного канона могут вступить в противоречия с ИНДИВИДАУЦИЕЙ.
(Эрик Нойман)

«С точки зрения развития Анимуса, союз с Анимусом вызывает решающее изменение: позитивный Анимус (символическое значение сына) отделяется от женской части психики и начинает править, а женщина отделяется от него. Подтверждением тому служит явление, часто встречающееся в современной женской психологии. Если женщина освобождается от одержимости Анимусом, если она, вместо того, чтобы им быть, соединяется с ним, она осознает свои мужские черты, принимает и развивает свою маскулинность, она вместе с тем становится более женственной, поскольку признанный Анимус больше не подавляет, не извращает и не уничтожает ее женственность.

[У современных амазонок] Анимус не связан с женскими чувствами, а функционирует как автономный мужчина, тогда как женственность остается на животном уровне. В таком случае психологическая девственность становится защитой от женственности, от осознания себя женщиной (вспомним, что библейский термин «познать» обозначает любовные объятия). В современной жизни эта негативная девственность может поддерживаться с помощью бесчисленных сексуальных связей… В других случаях такие женщины сознательно или бессознательно стремятся вернуть себе женственность, но, не будучи способны к женскому подчинению, создают такие условия, в которых мужчина заставляет их подчиниться. Мужчине следует разрушить стену, которую такие женщины возводят вокруг личностного, эротического царства. Таким образом, иногда мужчине приходится использовать хитрость, чтобы победить в женщине «мужчину», чтобы обратиться непосредственно к ней…»
(эссе Ривка Шерф Клюгер, «Царица Савская в Библии и легендах»)

Анима и анимус. Многие ли мужчины признают женщину в себе, а женщина мужчину? Я думаю, что сознательно это маловероятно, но все-таки и такое существует. В нашем обществе существует много стереотипов по этому поводу. Часто мужчину, который не стесняется своей «женской части» личности, а осознает ее, обвиняют в гомосексуализме. Это встречается довольно часто. Чтобы лучше разобраться в этом, следует обратиться к К.Г.Юнгу. Психика по Юнгу имеет следующую структуру:

Юнг представлял персону (личность) как самый верхний слой личностного сознательного; Эго - его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного - двойник Я, его тень; следующий слой - душа (Анима и Анимус); самый нижний слой - объективное (самость). Персона - это визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Persona - латинское слово, обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли (сравните русское «Личина, личность»). Эго - центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
Тень - центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и стараемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому, как отражается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстравертированная личность в своем бессознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый - робок, добрый - зол, а злой - добр и т. п. Кстати, термины эксатраверсии и интроверсии ввел тоже Юнг. Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой.
Тень - не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивидууму (и аналитику) к материалу, который обычно недоступен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, - пишет Юнг, - и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».
Анима и Анимус - это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) - маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном - женщина, а каждая женщина - мужчина.
Анима и Анимус - наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же как персона - к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение Индивидуума.
Самость - архетип целостности личности. «Самость, - пишет Юнг, - означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».
Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго - центром сознания.
Но в данный момент нас интересует Анима и Анимус.
Разберемся с Анимой поподробнее.

Анима. Центр всей женской энергии внутри человека. Эмоциональная, интуитивная сторона натуры. Все женщины, с которыми какой-нибудь товарищ был знаком в своей жизни, и особенно его мать (Фрейд здесь вообще не рассматривается), способствуют формированию этого образа. В сновидениях женские фигуры могут иметь различные характерные черты знакомых женщин, или же это может быть незнакомая женщина, а также животные, имеющие божественную женственность в мифологии, например, корова.

Анима развивает эмоциональность, сердечность. Все это уравновешивает маскулинноть, агрессивность и т.д.
Анима обязательно проявляется при игнорировании мужчиной своей женской стороны, особенно во второй половине жизни. Если все тот же товарищ «ругается» с Анимой, то некоторые функции внутри него часто ведут благодаря Аниме к сварливости, ригидности и упрямству, а также усталости и безответственности, сочетающихся с тенденцией к алкоголизму. Женские характеристики могут выражаться в иррациональности. Пренебрежение Анимой осложняет отношения мужчины с женщиной.

Например, можно проецировать собственный образ женщины на реально существующую женщину и, таким образом, обломаться в реальном сосуществовании с конкретной дамочкой. С другой стороны, если мужское восприятие женщины формируется как негативное, в частности, он воспитывается жестокой или эмоционально холодной матерью, тогда у мужчины возникнет представление об отталкивающей Аниме. В этом случае мужчина может проецировать данную фигуру на любую другую женщину, хотя при этом он не боится и не избегает всех женщин.

Иногда мужчины проецируют свою Анима на недоступные женские образы, избегая контакта с противоположным полом (художники часто этим балуются, да и вообще творческие личности). Подобное проецирование характерно для рыцарских поисков Прекрасной Дамы (А помните Александра Блока с его «проблемной» Анимой). В этом и других случаях Анима становится феей сновидений, разрушающей настоящие взаимоотношения, затмевая истинные качества другого человека, которые создают иллюзию гермафродитической достаточности и цельности.

Анима открывает свою истинную мудрость только мужчине, который серьезно воссоединился с ней, зная, для чего она существует. Только тогда она способствует наиболее полному раскрытию личности: потенциала, истинной Самости.

Теперь разберемся с Анимус.
Анимус. Представляет мужские черты в характере женщины, правильно интегрируясь, он представляет женщине качества проницательности, самопознания и способности к взвешиванию обстоятельств. Это неотъемлемая часть женского потенциала на удивление. Анимус у мужчин и женщин формируется в ходе контактов с мужчинами и различен у каждого человека, его роли варьируют в иерархии от низшей к высшей ступени, например от героя, с его социально окрашенной ролью, к простому отцу семейства. Если этот архетип развивается в целостной, уравновешенной личности, тогда Анимус выполняет контролирующую роль на уровне глубинного бессознательного. Так как данный архетип является источником некоторых женских взглядов и убеждений, то его характеристикам, при нарушении осознания себя, угрожает опасность остановиться на примитивных стадиях.

То есть Анимус, как и Анима, развиваются, а не остаются в неизменном виде. Это же случается, если женщина пренебрегает своим Анимусом: тогда она становится доверчивой к устойчивым коллективным убеждениям, магическому мышлению и часто становится жертвой насилия. Если её негативный Анимус позднее начинает доминировать в жизни, особенно, если мужчина слишком с ней мягок, тогда женщина становится, упрямой и самоуверенной, считая, что она всегда и во всём права, раздавая указания направо и налево, становится иррациональной: «Я точно знаю...».

Большинство образов Анимуса встречается в сновидениях, развивая мужские, интеллектуальные стороны нашего «бытия» и отношение к миру, без утраты своей истинной женской натуры. Вероятно, по отношению к Анимусу Анима у женщин вырабатывает необходимый феминный антипод.

Как и Анима, Анимус может проецироваться на какое-то лицо с последующим разочарованием: женщина считает, что тот, с которым она живёт, является частью её самой, и это показывает её придурковатость (простите за такое выражение, лучше сказать незрелость), которая часто обусловлена инфантильной привязанностью к матери. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье. Сновидение может отражать конфликт Логоса (интеллект, сознательный дух) и Эроса (эмоции и бессознательная душа). Только баланс между ними прокладывает путь для интеграции целостного характера.

Анима и Анимус бессознательны и это многое объясняет, однако люди с высоким навыком рефлексии способны осознать женщину или мужчину в себе. Многие духовные учения также пришли к этому. Помните символ тайцзы (инь и ян, в каждом инь есть ян, в каждом ян есть инь), а в йоге есть некие каналы ида и пингала, которые соединяются в серединном канале сушумна. Из бессознательного в сознательное – вот основная цель психологии на мой взгляд. Все это некая двойственность и она стремится к единству, интеграции. Когда соединяется мужское и женское, то получается андрогинность. А правое и левое полушарие? В йоге это соединение частично можно назвать самадхи, в буддизме нирваной и т.д. Происходит соединение, акт любви и тогда человек обретает свою целостность, свою Самость. Ярые противники гомосексуализма часто бессознательно ими являются сами, либо они просто чересчур маскулинны и не могут признать свою женскую слабость (что не является на самом деле слабостью). Женщины борющиеся за свои права, за обладание одинаковости с мужчинами, феминистки, вероятно, ищут свое мужское вовне, забывая, что это можно найти в себе. Но, на мой взгляд, они просто травмированные личности. Женщина, одержимая Анимусом, становится догматичной, фанатичной, фригидной и негибкой. Было бы интересно выслушать сновидения таких женщин. Анима и Анимус также является нашим большим творческим ресурсом. Каждый мужчина в своем бессознательном женщина, а каждая женщина мужчина. Стремитесь к интеграции, единству, осознанности, Самости. Рисуйте, анализируйте свои сны, медитируйте, «активно воображайте», работайте с ассоциациями и м.д.

  • Группа: Guests

Собирём инфу по данной теме?

АРХЕТИПЫ

Архетипы - прообразы базисных особенностей личности. Термин восходит к представлениям о прототипе строения, лежащем в основе реально существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное). Понятие архетипа может быть распространено на морфологию (конституцию), поведение, сознание и так далее. Культуральные прототипы связаны с поискам истоков данного этноса и культуры. Психодиагностические единицы, например типологии личности [всякие сангвинники, холерики и т.д. прим. NL8] , также являются архетипами.

Согласно аналитической психологии существуют три основных составных части индивидуальной личности, которые встречаются в сновидениях как отдельные фигуры, - иногда они похожи на знакомых людей, иногда выступают как воображаемые характеры или символические олицетворения. Чаще они воспринимаются как нечто значимое и существенное с чертами загадочности. В фантазиях и сновидениях эти образы нередко бывают осевыми и посещают нас на протяжении многих лет. Они определяют принятие или аверсию (отвержение) нами других людей и себя. На архетипы указывают отдельные сюжеты, число которых ограничено (до шестнадцати), и множество вариаций. Такие сюжеты относятся к мифологемам. Предполагается что, каждая мифологема связана с определённой стилистикой поведения - бихевиоремой, которая выступает как интуитивное стремление к конкретной стихии, цвету, интересам, внешнему образу. Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу.

Негативная сторона личности получила название его Тени, она является олицетворением недостатков и слабостей [!!! C точки зрения сознания. Часто в недостатках могут оказаться таланты. Вообще, это просто вытесненая сторона личности, не обяз. злая и плохая. Следите за поступающей инфой. прим. NL8. ]. Теневые стороны можно обнаружить в Оно (деструктивные желания), Эго (неверное отношение к себе и окружающим) и Сверх Я (негативная мораль).

Анима, или, когда речь идёт о женщине, Анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины - её мужские атрибуты.

Самость - высший потенциал, который индивид способен достигнуть и который может общаться с ним через сновидения. Таким образом, Самость - неопределённая фигура, потенциальное становление чего-либо в будущем.

Противоположности могут быть интегрированы в личности, и благодаря этому человек может стать целостной, многосторонней реальной Самостью. Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, в том числе Тени, приводит к глубоко деструктивным переживаниям. Неспособность осознания Тени выражается как игнорирование собственной негативности и неверный прогноз собственных поступков, а также поведения других людей.
Так как основным качеством внутреннего психического состояния является энергия, каждое из сновидений представляет различные точки её приложения и указывает на степень выраженности данной энергии. Фактически - это энергия инстинктов, обусловленная конечным числом гормонов, которое может синтезировать наш организм [Это только одна из точек зрения на источник энергии. прим. NL8.].

При подходе к архетипам важно рассматривать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип будет имеет собственную территорию, без вторжения на территории других. Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (Анимус, Анима, Тень), первоначально дифференцированные в онтогенезе, в конце концов интегрируются в целостную личность, ядром которой является Самость.

Воплощением такой Самости является стилистика завершённого, кристаллизованного сюжета фантазии или сновидения. В этих случаях обычно личная мифологема соответствует по своей окраске культуральной. Тогда возникает ощущение понимания и принятия Мира. Мысли, сомнения, эгоцентризм, эгоизм в большей степени относятся к Эго-эгоцентризму - неистинной Самости, поскольку истинная Самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание.

«Я» в сновидениях и фантазиях. Эго является лишь частью целостной Самости, и его конфликты с другими силами внутри личности доминируют в сновидениях. Наиболее устойчивым свойством Эго является преувеличение собственной личности, а также поглощение всех аспектов Самости. Это приводит к ригидному, искажённому и материалистическому взгляду на действительность, то есть игнорируются потенциальные возможности и духовная сфера. Так возникает эгоцентризм, недоверие к другим, слабое принятие любви.

В результате данного процесса в сновидении открываются огромные пространства, перспективы и происходит экспансия деструктивной энергии бессознательного (шторм, буря). При слабости Эго возникает подчиняемость и неуверенность. С другой стороны, Эго, являясь основным рецептивным органом (сознательного и бессознательно), то есть своеобразным гидом реальности, может находиться в реальной опасности. В этом случае Эго вынуждено защищаться с помощью ригидности, отказа от части себя, с помощью построения интеллектуальных конструкций.

ТЕНЬ

Вытесненная сторона индивида, часть его никогда не развитого потенциала, сторон характера, которые всегда недооцениваются и нередко фрустрированы. Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Существуют редкие исключения из этого правила, встречающиеся у индивидов, сознание которых подразумевает, что Тень индивида является олицетворением лучшей стороны. Сенситивный альтруист, следовательно, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, отважный индивид - трусливую Тень. Осознание Тени - путь большего понимания других, интуитивного восприятия отношений в группах.

Осознание Тени часто приводит в чувство нормальные инстинкты, видимые реакции, творческие импульсы, которые преданы забвению сознательным. Недооценка себя подразумевает большой потенциал развития именно благодаря Тени. В сновидениях Тень выступает как фигура того же пола, но с необычными для индивида поступками.

Тёмная сторона нас самих не может быть истреблена одним лишь игнорированием. Одним из наиболее очевидных путей открытия внутренних качеств является навязчивое и сверхэмоциональное неприятие (например гомосексуальности, алкоголизма, демонстративности) или сверхценная оценка данных качеств у других людей. Существует множество описаний ошибочных проекций личности, которые разрушались во внешнем мире войной или борьбой, а во внутреннем мире бредом или паранойей. Бред является фактической внутренней борьбой против неосознанной Тени.

Архетипы и Бессознательное

В работе со снами и в Активном Воображении концепция архетипов частенько напоминает о себе; а потому имеет смысл обсудить эту важную концепцию сейчас, в начале данного в этой книге материала. В результате, когда примеры архетипических образов будут возникать в нашем исследовании, мы будем лучше подготовлены к тому, чтобы понять их значение. Сейчас мы обратимся к основным идеям, содержащимся в концепции архетипов; ниже, когда мы дойдем до примеров конкретных снов и практических мер, у нас будет возможность углубить наше понимание этого предмета.

Дерзкая идея Юнга о психологических архетипах является одним из наиболее значительных его вкладов в современную мысль. Она широко применяется не только в психологии, но и оказала большое влияние на многих ученых, работающих в таких дисциплинах, как антропология, история культуры, мифология, теология, сравнительное религиоведение и литературное толкование. Это объясняется тем, что Юнг доказал присутствие архетипов в их символической форме не только в снах отдельных людей, но также и а мифологии, истории культуры, религиозных символах и обрядах, и во всех продуктах человеческого воображения, каковыми являются литература и искусство.

Идея архетипов очень древняя. Она близка концепции Платона об утке существующих в божественном разуме идеальных формах - образах, которые определяют в какой именно форме появится на свет материальный мир. Но мы обязаны Юнгу концепцией психологических архетипов - характерных обрядов, которые изначально существуют в коллективной душе человеческой расы и вечно повторяют себя в душах индивидуальных человеческих существ, определяя основные способы нашего функционирования как психологических существ.

Юнг осознал существование архетипов, когда заметил, что символы, возникающие в человеческих сновидениях, зачастую точно соответствуют образам из древних мифов, искусства, религии, из тех времен и мест, о которых сновидящий никак не мог ничего знать. Он начал догадываться, что в человеческом бессознательном существуют обладающие определенным универсальным смыслом некие первичные символы, которые могут спонтанно вырваться из бессознательного в любое время и в любом месте, без всякой культурной преемственности.

В то же самое время Юнг заметил, что эти, как он их назвал, "первичные образы" образуют биологическую схему, в соответствии с которой формируется основная психологическая структура человека. Мы можем считать их естественными "чертежами", которые диктуют форму нашей внутренней умственной структуры, или базовыми формами, которые определяют нашу роль, ценности, поведение, творческие способности и тип восприятия, ощущения и мышления.

Поскольку эти типы встроены в базовый коллективный субстрат человеческой души, они не нуждаются ни в культурной, ни во временной, ни в пространственной преемственности. Они спонтанно, в любое время и в любом месте, поднимаются из бессознательного и возникают в снах, видениях, воображении любого индивидуума. И поскольку они являются универсальными, принадлежащими всему человечеству, образами, их символизм вызывает одинаковые чувства, поднимает одинаковые вопросы и порождает одинаковое поведение, где бы они не возникли и не вторглись в жизнь индивидуума или целой цивилизации.

у Юнга мы читаем: "Термин "архетип" употреблял еще Филон Иудейский, говоря о Боге-Образе в человеке. Этот же термин можно найти и у Иренея, который писал: "Творец мира не создавал вещей сам по себе, он копировал их с архетипов, находившихся вне его..." "Архетип" -это объясняющий парафраз платоновской идеал-формы. В нашем случае этот термин очень уместен, потому что он говорит нам..., что мы имеем дело с архаическими, или - я бы сказал -первичными типами, то есть с универсальными образами, которые существуют с самого начала времен".*

"Бессознательное оказывает определяющее влияние, которое, вне зависимости от традиций, гарантирует каждой отдельной личности сходство или даже полное совпадение ощущений, а также способа их представления в своем воображении. Одним из основных доказательств этого является практически всемирная параллельность между мифологическими знаками, которые, в силу того, что они являются первичными образами, я назвал архетипами".

Jung. Collected Works, v.9 p.5-6.

"Мы можем только предполагать, что человеческое поведение является результатом тех схем функционирования, которые я назвал первичными образами. Термин "образ" обозначает не только форму имеющей место деятельности, но и типичную ситуацию, в которой происходит эта деятельность. Эти образы являются "первичными", если они характерны для всего вида, а если они когда-либо были "сотворены", то их создание должно совпадать, по крайней мере, с появлением самого вида. Они являются "человеческими качествами" человеческого существа, специфической формой его деятельности".

" Jung. Collected Works.v.9/?./18. " Там же. р. 153.

Гость_Night_Light_8_*

  • Группа: Guests

Архетипы, а это следует из самого их названия, связаны с типами (типами в смысле характерных черт или набора качеств, которые снова и снова появляются вместе, складываясь в узнаваемые, непроизвольно повторяющиеся схемы). "Добродетельная девушка" - это тип, "мудрая и добрая королева" - это тип, "храбрый воин" - это тип, "пуританин" - это тип. Почти ни одно человеческое существо не соответствует полностью какому бы то ни было типу, поскольку типы, по самой их природе, являются идеализированными моделями характерных черт и схем поведения. В литературе и наших снах мы находим персонажи, полностью соответствующие типу, но реальные человеческие существа являются комбинациями многих типов, соединившихся для того, чтобы образовать одно колоритное, непоследовательное, многогранное человеческое существо.

Если мы отыщем путь назад к первичной схеме, породившей все эти универсальные типы, которые мы инстинктивно признаем чертами личности, потенциально существующими во всех нас, тем первичным образом, который существовал в разуме первого человеческого существа точно также, как в вашем или моем разуме, тогда мы, в определенном смысле, отыщем также и оригинал типа (первый тип, клише), с которой была отпечатана страница.

Корневое слово arche no гречески означает "первый", a type означает "впечатление, отпечаток или схему". Стало быть, психологические архетипы являются пред сущими "первыми образами", сложившимися в базовый чертеж основных динамических компонентов человеческой личности. Если мы приглядимся к этим типам, то мы найдем, что это именно их комбинация сделала человеческие существа отличными от других существ. Будучи членами человеческой расы, мы унаследовали их от рождения.

Не все образы, которые приходят к нам в наших снах, являются архетипами. Для начала нам следует заметить, что бессознательное состоит из энергии и слагает себя в различные энергетические системы (или то, что мы можем называть "формами энергии"). Этими формами энергии могут быть чувства, оценки, системы ценностей или целые личности, живущие внутри нас. Вообще-то, внутри любого из нас на уровне бессознательного сосуществует много разных личностей. Вот эти внутренние "личности" и являются "персонажами" наших снов.

Среди тех форм энергии, которые в виде образов являются нам в наших снах, есть и архетипы. Но гораздо большее их количество архетипами не являются и не соответствуют универсальным схемам; это просто личные энергетические системы сновидящего. Многие люди, впервые услышав об архетипах и ужасных символах, в которых они проявляются, попадают в затруднительное положение. Они могут подумать, что каждый образ из их снов являет собой архетип. у них может сложиться впечатление, что где-то имеется полный список всех архетипов, и смысл любого возникшего во сне символа можно понять, отыскав в этом списке наиболее подходящий архетип и совместив его с данным символом.

Обе точки зрения неверны. Количество архетипов, вероятно, не поддается исчислению, и точно так же не поддается исчислению количество свойств и характерных схем, повсеместно существующих в человеческом сообществе. Определение архетипа заключается в ощущении принадлежности ко всемирной человеческой энергетической системе, видении могучего символа, возникающего из глубины нашей коллективной человеческой природы; оно не заключается в чтении составленного кем-то списка типов. В этой области мы не только имеем право, мы просто обязаны привести в действие наше творческое воображение. Мы свободны давать архетипам те названия, которые имеют значение для нас как личностей. Ниже мы еще поговорим об этом.

Несколько примеров должны помочь получить более ясное представление о том, каким образом мы сталкиваемся с архетипами. С самого начала истории, во всех цивилизациях и религиях идея души возникала непроизвольно. Человек всегда интуитивно догадывался о существовании внутри него невидимого, но деятельного существа. В поэтических и религиозных аллегориях мужчины часто говорили о душе, как о женском начале. Иногда душа представлялась как внутренняя женщина, вступившая в брак с Христом или имеющая возможность общаться с Богом. Иногда мужчины представляли себе женщину-музу, вдохновлявшую их на создание поэтических, литературных, живописных, музыкальных и скульптурных произведений или же дарящую им необычайную восприимчивость. Женщины же, наоборот, часто представляли себе душу как мужское начало, дающее мудрость и силу.

Юнг обнаружил, что у "души", о которой говорит религия, есть психологический двойник, специфическая и объективная часть внутренней души, действующая подобно "душе" религии и поэзии и выполняющая все вышеперечисленные функции. В мужских снах душа появляется в образе женщины. В женских, как правило, - в образе мужчины. Чтобы провести границу между этим объективным психологическим существом и религиозным представлением о нем, Юнг назвал женскую фигуру из мужских снов Anima, а мужскую фигуру из женских снов - Animus. На латыни эти слова обозначают, соответственно, "душа" и "дух".

В последующих главах мы приведем несколько примеров появления анимы и animus в снах и воображении. Суть в том, что основной характерной чертой архетипа является его универсальность, его способность к созданию структур или форм энергии, существующих повсеместно, в психологических структурах всех мужчин и женщин. В этом и заключается суть души как объективного существа, так и универсального символа. Она является частью нашего человеческого наследия, частью того, что делает нас людьми.

Душа не только существует во всех людях, как внутренняя реальность, но она и порождает универсальный набор символов - различных образов "души" и "духа" - посредством которых она себя и проявляет. Поэтому в снах большинства мужчин, а также в созданных ими мифах, легендах, религиях и произведениях искусства, мы находим один и тот же набор символов. То же самое можно сказать и о женском универсальном символизме духа.

Если архетип можно легко определить как внутреннюю структуру, то в случае с anima или animus их можно определить как признаваемое всеми людьми универсальное качество или свойственный всем людям образ ощущения и поведения. Например: женщине может присниться встреча с богом или богиней любви. Любовь - это архетип; это изначально свойственная человеку тенденция, часть изначальной схемы нашего человеческого образа ощущения, налаживания связей и действий в отношении других людей. Она присутствует в каждой личности и в каждой цивилизации. Она настолько универсальна, что об этом даже и не нужно говорить.

Женщина, которой снится этот архетип, пронизан не только одним желанием любить. Как и всем нам, ей свойственны и ненависть, и злоба, скрытые где-то в ее полной личности. Но в своем сне она встречается с образом, представляющим архетип любви - любви, как всемирной, надличностной силы, вырывающейся из первичной души нашего вида.

В присутствии этого образа, если только женщина сможет увидеть, что он представляет собой универсальную всемирную энергию любви, которая испытывает ее и воздействует на нее, она сможет лучше понять свои чувства, эмоции и поведение.

Выше мы говорили о том, что в человеческом бессознательном существует бесчисленное количество архетипов. Чтобы понять, действительно ли в нашем сне нам явился архетип, мы должны почувствовать, не таится ли за данным образом какой-нибудь универсальный человеческий инстинкт или схема поведения, или же узнать в этом символе один из тех первичных образов, которые обозначают вечные и вездесущие человеческие качества.

Нам не нужно знать, какие из этих образов были официально утверждены Юнгом в качестве архетипов. Нам не нужно знать, какие названия дали этим образам юнгианцы, хотя это было бы небесполезно.

Названия архетипам юнгианцы подбирают, как правило, из мифов и древних религий, потому что именно там эти образы впервые появились, причем, зачастую, в наиболее яркой и легко запоминающейся форме. Например, архетип героического путешествия, в ходе которого судьба подвергает человека всевозможным испытаниям, часто называют "одиссеей", ибо самым ярким образом подобного путешествия является путешествие Одиссея. Но все такого рода названия являются до определенной степени произвольными. Мы все свободны использовать наш здравый смысл, наши чувства и наше воображение, чтобы решить, имеем ли мы дело с архетипом; мы свободны называть эти образы так, как нам это кажется наиболее уместным.

Много лет тому назад молодой выпускник университета пришел ко мне, чтобы поработать над своими снами, и в его снах начала постоянно появляться мужская фигура. Студент непроизвольно придумал свое собственное название этому дружелюбному спутнику, являвшему собой универсальный характер. Он назвал его "соплеменником".

Сновидящий и его "соплеменник" принадлежали к древнему европейскому племени викингов. В некоторых снах они выступали в роли воинов и сражались бок о бок. В других снах они выступали в роли врачевателей. В одном из снов они повстречали прекрасную таинственную женщину в белом одеянии, которая стала подругой жизни сновидящего. Вместе они прошли через все испытания и открытия, встречающиеся на пути молодого мужчины. Дружба сновидящего с его внутренней фигурой была настолько тесной и казалась настолько реальной, что он чувствовал себя одиноким, если эта фигура несколько ночей подряд не являлась ему в его снах.

Нет никаких сомнений в том, что "соплеменник" является архетипом и соответствует архетипу "соплеменницы" в женских структурах. Юношам и девушкам часто снятся такие фигуры -одного с ними возраста и пола, верно и бескорыстно помогающие им преодолевать воздвигаемые жизнью препятствия. И этот образ соответствует объективной реальности, потому что энергетическая система действительно живет внутри личности, ее сила и сознание принимают участие в развитии человека так, как о том повествует образ. у женщины "соплеменница" является архетипом женского сознания, который усиливает ее ощущение себя как женщины, и укрепляет ее личность, когда она достигает зрелого возраста.


Может быть, вам легче будет понять, каким образом личности из наших снов соответствуют великим силам человеческой природы, если вы сравните архетипы с древнегреческой концепцией богов. Греки представляли богов как силы, взаимодействующие с жизнью индивидуального человека. Эти силы присутствовали в жизни каждого человека, и, в то же самое время, были всемирны, вечны и существовали вне пределов конкретной жизни или конкретного времени. Этих "богов" можно было вполне назвать "энергетическими полями", воздействующими на человеческую расу. И, в то же время, их образы представляют собой интегрированные личности, которые подобны "персонажам" из наших снов, облаченным в ауру великой силы и соответствующим какому-нибудь великому типу человека.

По этой причине Юнг и сказал, что герои и боги греческого пантеона были, на самом деле, символами, которые можно с абсолютной уверенностью приравнять к архетипам. Эти образы выражали универсальные, первичные типы, из которых состоит человеческая личность.

Строго говоря, архетипы являются не силами, а, скорее, предсущими образами, которые придают типичную форму силам, находящимся внутри нас. Тем не менее, когда мы сталкиваемся с образами архетипов, мы всегда чувствуем силу, которая была трансформирована в этот образ. Мы чувствуем, что мы получили доступ не только к символическому типу, но также к огромному резервуару сверхчеловеческой силы, находящейся в коллективном бессознательном человечества. Мы можем чувствовать архетип как заряд энергии. Возникает такое ощущение, будто он находится вне нас, словно он является чем-то, с чем должен взаимодействовать осознающий разум. Когда мы видим архетипы за работой как силы, которые движут нами и влияют на нас, мы начинаем понимать, почему греки и другие древние народы воспринимали их как сверхъестественные силы.

Поскольку сформированные архетипами энергетические системы надличностны, универсальны, соответствуют вневременной и изначальной реальностям, в наших снах мы воспринимаем архетипы как богов. Мы воспринимаем их как Великие Силы. Они то помогают, то угрожают нам, то укрепляют, то подавляют нас, то освобождают, то закабаляют нас, что зависит от того, на каком этапе эволюции мы находимся и что с нами происходит. Мы ощущаем их как великие, сверхъестественные, вечные энергии, которые мы не в состоянии контролировать, несмотря на то, что они являются частью нашей жизни и природы.

Как и в большинстве других психологических концепций, в идее архетипов есть много такого, что связано с обычной повседневной жизнью. В нашей повседневной жизни мы ощущаем работу архетипов, хотя и не отдаем себе отчета, что это именно их работа.

Например, если мы знаем женщину, которая боролась, когда у нее не было никаких шансов на победу и проявила при этом сверхчеловеческую храбрость, мы говорим: "Она -героиня. Она вела себя героически". Даже не думая об этом, мы признаем, что в этой женщине живет архетип героини, составляющий часть ее характера, и что она живет в соответствии с этим универсальным типом, который мы инстинктивно знаем.

О другом нашем знакомом мы можем сказать, что он ведет себя, как "скряга". Мы имеем в виду, что архетип циничного жадины - еще один тип или схема личности, существование которых мы все признаем - проявляется в мироощущении и поведении этого человека.

Архетип героя или героини живет в каждом из нас. Точно так же, как и архетип жадины. Именно поэтому мы моментально узнаем их в других людях. у некоторых людей определенный архетип выражен особенно ярко, что называется "все на лице написано". у других людей архетипы являются потенциальными возможностями, пребывающими в бессознательном. Например, героический архетип может подняться на поверхность данной конкретной личности только тогда, когда того требует какая-нибудь критическая ситуация или когда данную личность вдохновляет любовь или преданность.

Никто из нас не является чем-то одним. Мы - не односторонние создания; мы -замысловатые комбинации бесконечного количества архетипов. Каждый из нас отчасти герой и отчасти трус, отчасти взрослый и отчасти ребенок, отчасти святой и отчасти преступник. Научившись определять эти живущие в нас великие архетипические символы, научившись чтить их, как естественные человеческие черты, научившись конструктивно использовать энергию каждого из них, мы превратим внутреннюю работу в великую одиссею духа.

Бессознательное часто представляет архетипы в божественном, царственном, магическом или мифическим образе. Если в вашем сне появляется архетип универсальной героини, он может принять облик какой-нибудь легендарной личности типа Жанны ДАрк. На ней могут быть сверкающие доспехи и в руках магический меч. В общем, будет какой-то символ, говорящий о высоком происхождении и власти.

Даже если специфическое, внушающее благоговение божественное или волшебное существо не присутствует во сне, у сновидящего может возникнуть ощущение, что он смотрит на прототипический пример универсального типа, качества или происшествия: Мать Матерей, Отец-Время, война-Армагеддон, любовь, которая включает в себя весь любовный опыт человечества.

Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы. Все архетипы произрастают из сферы бессознательного - мира инстинктов. Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположное начало.

Архетипы по Юнгу лежат в сфере коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству. Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

Архетипы Великого Отца и Великой Матери

Архетипы, происходят из инстинктов, потому в их действии – стремление к выживанию. Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться затаиться.

Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся. Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше. Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер. Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия. В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

Власть над архетипами

Осмысление сути архетипов дает власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Это – возможность для осознанного выбора, что есть - проявление индивидуальности. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.


Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

  • Анима и Анимус;
  • Тень;
  • Персона;
  • Самость.

Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация - слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре - архетипическом образе Самости.


Эвридика в символическом образе Анимы - души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи. Мужское - может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.


Архетип Анимы в образе Венеры - богини красоты.

При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Тень

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.


Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.


Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

Персона

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.


Социальные модели поведения диктует человеку Персона - лицо личности

Самость

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.


Символическое изображение двойственной природы всего проявленного

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины - Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.


Символическое изображение акта спасения души - Анимы

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: