Что характерно для бытовой сказки. Что такое волшебная сказка и бытовая сказка

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные,
бытовые и детские сказки о животных. Но они так отличаются друг от друга,
что лучше говорить о них в отдельности.

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый
распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется
"за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить
опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и
выходит из неё победителем.
Именно для волшебной сказки характерна цепная композиция с троекратными повторами: Иван-царевич три раза сражается со Змеем Горынычем, царевна-
лягушка трижды выполняет задания и т. д.
Возможны неожиданные повороты сюжета: младший сын сжигает лягушачью шкурку и отправляется в путешествие, чтобы найти возлюбленную.
Главному герою обычно противостоят сверхъестественные злые силы: Баба
Яга, Кощей Бессмертный и т. д. Однако он сражается с ними не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные животные (серый волк) и волшебные предметы (клубочек, зеркальце, башмаки) .
В финале герой одерживает победу, освобождает возлюбленную и возвращается домой. Такая развязка не случайна: главный герой - сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.
Таким образом, сказка предлагает читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается.
Художественное пространство сказки организуют не только троекратные повторы,
но и традиционные зачины ("В тридевятом сказке, в тридесятом государстве жили-были… ") и концовки ("И стали они жить-поживать да добра наживать").
Волшебные сказки долгое время существовали в устной форме, передавалась
от рассказчика к рассказчику.

Бытовые сказки

В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в
привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не
"тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия.
В волшебной сказке-два мира, в бытовой-один.
В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им
противопоставляются не фантастические злые силы, а богатые или знатные
люди: купцы, помещики, священники.
В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое
задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества.
Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом.
Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и
находчивость, а зачастую и хитрость.
Так, в сказке "Каша из топора" солдат всеми правдами и неправдами выманивает
у жадной старухи продукты, убеждая её при этом, что она варит кашу из солдатского топора. Симпатии читателя неизменно оказываются на стороне находчивого героя, и
в финале его смекалка вознаграждается, а противник всячески осмеивается.
В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной,
а ирония.
По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только
развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.

волшебная сказка о магах, волшебный существах и предметах. Пример: Аленький цветочек, Царевна-лягушка.
Бытовые сказки повествуют о повседневных, домашних делах, и содержат, как правило, мораль. Напрмер Каша из топора, Иван-дурачок.

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы:

· сказки о животных

· волшебные сказки

· бытовые сказки

А) Сказки о животных

В русском репертуаре примерно 50 сюжетов сказок о животных.

Выделяются несколько тематических групп:

Сказки о диких животных

Диких и домашних животных

Домашних животных

Человеке и диких животных.

Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные.

Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.

Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то походят на человека, а чем-то нет.

Здесь животные говорят на человеческом языке.

Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

В книги для чтения включены сказки о животных. Больше всего детей занимает сама история.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.

В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику. (Вспомнить, в каких сказках и как показаны животные).

Б) Волшебные сказки.

Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла.

Детям младшего школьного возраста нравится волшебная сказка.

Для них привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло.

Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

В каждой сказке герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.

Показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие.

В) Бытовые сказки.

В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.

В сказках говориться о характерах людей, повадках животных.

Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.

Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость.

Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.

Ученики уже с первого класса знакомятся с устным народным творчеством, в том числе и со сказками

Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость.

«Художественные особенности сказок»

Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Русскую сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование. Среди особенностей строения сказки выделяют присказку, зачин и концовку.

1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди")

2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве"

3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец)

Часто встречаются в сказках и такие художественные детали, как повторы близких по значению слов, традиционные обороты речи, постоянные эпитеты

1) назвать повторы слов (жили-были, нежданно-негаданно);

2)привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);

3)постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец).

Басня

Басня – одна из форм эпического жанра, или вид эпической поэзии.

Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных людских пороках. Положительная направленность того или иного суждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками.

2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня – замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения.

Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательной для басни является стихотворная форма.

Один из центральных вопросов анализа басни во 2-4 классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда же работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?

В методике традиционно считается целесообразным начинать работу над текстом басни с раскрытия е конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока учащиеся не поняли содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду».

Иной путь работы над басней описан Л.В. Занковым. По мнению Л.В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им дается второй вопрос: «Какова мораль басни?»

В данном подходе Л.В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию.

Успех работы над басней определяется рядом условий. Важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы – чтение в лицах. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение отношения детей к персонажам басни. Уже после первого прочтения таких басен, как «Чиж и Голубь», целесообразно поставить вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?» Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т.е. приступить к анализу.

Русские народные сказки.

Давайте подумаем: откуда берёт своё начало современная литература? Она изменялась по мере развития человеческого общества. Первобытный человек во время работы, напевающий самую примитивную песенку, состоящую из звуков в такт стука камня о камень, был первым автором первого литературного произведения. Игры и хороводы, песни и прибаутки, сказки и танцы, рассказывающие об охоте – всё это – начало, корни литературы.

Каждый век имеет своё определение литературы. Литература (или иначе – словесность) относится к словесной деятельности человека. Язык или речь есть способ передачи мысли, способ общения. Люди разговаривают, общаются. Им это важно и интересно. Но проходит время, и разговор забывается, исчезает. Иногда у людей происходит не диалог, когда двое или несколько разговаривают, а все слушают одного. Вот, как вы сейчас слушаете меня. Или как на уроке вы слушаете учителя. Или дома слушаете маму. Когда говорит один человек – это монолог. Иногда такую речь записывают, чтобы не забыть что-то важное. Это уже будет – литературное произведение.

Вся литература делится на художественную и нехудожественную. В нехудожественной литературе автор ставит своей задачей – соответствие действительности в каждом отдельном утверждении и сообщении. Если этого соответствия нет, то значит автор заблуждается, ошибается или обманывает. В художественной литературе автор имеет право на вымысел, но он говорит так, что возбуждает в других интерес и такого рода чувства, какие человек переживает в действительной жизни. У людей есть потребность к такого рода литературе.

Литература является одним из видов искусства. Её называют ХУДОЖЕСТВЕННОЙ или ПОЭЗИЕЙ в широком смысле этого слова. В более узком смысле поэзия – то, что написано стихами, проза – то, что написано не стихотворной речью.

Язык как художественное средство.

Каждое искусство пользуется своими средствами для передачи художественного замысла и для создания художественного произведения. Музыка пользуется звуками, живопись – красками, скульптура – пластическими материалами. Литература пользуется для создания своих произведений языком. Поэтому, прежде чем приступить к изучению литературного произведения, необходимо ознакомиться, как пользуется писатель языком и КАК он достигает того, чтобы подбором слов и выражений передать свой замысел читателю, внушая ему то впечатление, которое входит как необходимая составная часть в этот художественный замысел.

Те средства языка, какими пользуется писатель для достижения необходимого эффекта, называются выразительными средствами языка. Каждый художник слова по-своему пользуется различными приёмами сочетания звуков, слов и фраз и по-своему умеет заставлять эти сочетания передавать его художественный замысел. Такая речь, несущая на себе отпечаток художественного своеобразия, называется стилем.

Та часть ПОЭТИКИ, которая изучает выразительные средства, пользование которыми даёт возможность художнику достичь этого своеобразия, называется стилистикой. Сюда входят вопросы о том, как художник пользуется подбором слов, как из этих слов он строит предложения и какую роль играет звук человеческой речи в художественном произведении.

Есть два условия литературной письменной речи: ЯСНОСТЬ и ЧИСТОТА,

ЯСНОСТЬ: текст должен полностью выражать мысль автора и не допускать других толкований. Необходимо избегать двухсмысленностей.

ЧИСТОТА: необходимо употреблять только те слова и обороты речи, которые понятны для всех, общеприняты.

Таким образом, искусство писателя состоит в умении избегать неясных и неправильных оборотов речи.

Сегодняшняя тема нашего занятия «Виды сказок. Их особенности».

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.

Мы не замечаем, как оказываемся во власти вымысла, и каким интересным становится всё, о чём ведёт речь сказочник. Сказки делятся на 1) волшебные 2) бытовые и 3) сказки о животных.

В сказках о животных, конечно же, они и являются главными героями. Правда этих сказок в том, что хотя в них и говорится о животных, но воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Тем сказки и интересны. Здесь лиса – хитрый и жадный человек, волк – это глупый и злой, зайчик добрый, но трусливый, ворон – мудрый. Так можно дать характеристику каждому животному, каждому герою сказки. К этим сказкам мы отнесём «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Теремок» и другие.

В бытовых сказках героями будут старик со старухой, царь и солдат, поп и работник, барин и мужик. Самая известная из сказок – «Каша из топора». Это – самый яркий пример бытовой сказки. Здесь есть умный и находчивый солдат, и глупая жадная старуха. Смекалкой и умением всё делать, солдат варит кашу из топора и кормит старуху. А «недоварившийся» топор забирает в дорогу. К бытовым сказкам будут относиться: «Как мужик гусей делил», «Мужик и барин», «Горе», «Неумелая жена» и другие.

К волшебным сказкам относятся сказки, в которых есть чудеса: волшебная палочка, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт. Героями таких сказок могут быть волшебники, феи, колдуны. Самая известная из этих сказок – «Царевна-лягушка». Здесь много превращений, много волшебства. Но вывод всегда один - добрые и трудолюбивые одерживают верх над злыми и ленивыми. К волшебным сказкам относятся: «Иван-царевич и серый волк», «Финист – ясный сокол», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Волшебное кольцо».

В сказках обязательно есть СЮЖЕТ.

Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Лирические произведения сюжета не имеют. В редких случаях сюжет может отсутствовать в эпических, лиро-эпических и даже драматических произведениях. В тех произведениях, основу которых составляет сюжет, большую роль также играют несюжетные элементы (описания, авторские отступления, диалоги и монологи). Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершённостью. Отсюда – элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда в произведениях некоторые из этих элементов ослаблены или отсутствуют. Романы и драматические произведения отличаются многосюжетностью. В том, какие события положены в основу произведения, как они развиваются, сказывается мировоззрение, творческая индивидуальность, мастерство писателя, его понимание действительности и законов искусства.

Экспозиция – изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Экспозиция может быть краткой, данной всего в нескольких строках, или распространённой. Она может быть прямой, т.е. предшествовать завязке, или задержанной, т.е. следовать после других элементов сюжета.

Завязка – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении. Завязка может быть подготовлена экспозицией или открывать действие внезапно. Неподготовленная завязка придаёт действию стремительность, остроту. В завязке читатель получает первые представления об изображаемых характерах и конфликте между ними.

Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении. Особенно острой кульминация бывает в драматическом произведении.

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Конфликт произведения, борьба и столкновение действующих лиц приводят к своему завершению в развязке. В ней заключены последние штрихи характеров действующих лиц. Развязка обычно следует за кульминацией.

Сказка - удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным...

Фольклор, таким образом, в отличие от литературы, искусство не только словесное. Оно включает в себя жест, элементы театральной игры, мелодию, пение. Это искусство многосоставное, синтетическое. Кроме того, это искусство коллективное, потому что фольклорное произведение создается в народе, передается и шлифуется на протяжении долгого времени. А сказочник - не автор, а исполнитель сказки, хотя он, конечно, в меру своего таланта вносит в сказку нечто новое, обогащает ее. Поэтому у сказки есть много вариантов, но нет, как у литературного произведения, единственного, установленного волей автора канонического текста, который один только и должен быть представлен читателю.

Очень важно заметить, что сказочник основывается на традиции рассказывания и следует ей: попытайся он нарушить традицию, отойти от нее - слушатель тотчас уловит искусственность, фальшь.
Что же такое сказка? Чем она отличается от мифа, легенды, предания?

Мифами обычно считают сказания, в которых передаются представления людей первобытного общества и древности о происхождении мира и всего мироздания, всего живого на земле, о различных явлениях природы, о божествах, духах и обожествленных героях. Мифы дают объяснение - но объяснение фантастическое - происхождению элементов мироздания, Солнца, Луны и звезд, рассказывают, как появились на земле народы.

Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок.

Важным условием заимствования можно считать «встречное течение», когда в фольклоре, который заимствует, уже есть нечто похожее, хотя и более элементарное и не столь выдающееся по художественным достоинствам.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три основных случая. Во-первых, сказки формируются в среде какого-либо народа, а потом перемещаются в другие страны, впитывают воздействие местной фольклорной традиции (например, традиционные зачины, мотивы, манеру обрисовки сказочного образа и т. д.), приспосабливаются к местным обычаям, впитывают местный колорит. Во-вторых, есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально-исторического развития народов. Эти сказки имеют черты сходства, но они не заимствованы, заимствованы лишь эпизоды и подробности.

Сказка ярче и показательнее, чем другие жанры устного народного поэтического творчества, одновременно демонстрирует национальное своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству, в основе исторического развития которого лежат общие законы.

РАЗДЕЛ I. ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Тема 2.Сказки о животных и бытовые сказки

В бытовых сказках действие происходит в реальном мире, и герои их – обыкновенные люди. Но реалистическими их назвать нельзя: и жизненные обстоятельства, в которых действуют герои, и их поступки необычны. О происходящем здесь можно сказать: такое бывает только в сказке.

Среди бытовых сказок немало смешных и забавных. Сказка весело смеется над глупостью и жадностью, от кого бы они ни исходили. Это может быть и свой брат-мужик, который нередко бывает не только сверхнаивным простаком, но и круглым дураком. Он меняет корову на козу, козу на кошку, кошку на иголку, а потом ее теряет – и все обходится хорошо. Дурак делает все невпопад, но сказка его “прощает”, показывая мир наизнанку, мир, живущий не по “правилам”, – и потому смешной, комический. Герой попадает в абсурдные ситуации или делает совершенно немыслимые вещи (накрывает обгорелые пни горшками: “ребяткам холодно”), и невероятность происходящего делается источником смешного.

Герои бытовых сказок – простые люди, но их отличают от всех прочих сообразительность, находчивость, а то и хитрость. Если сказка сталкивает мужика и барина, простолюдина и царя, бедного и богатого, то победителем неизменно будет тот, кто ниже по своему социальному, положению.

Хитрость и находчивость героя бытовой сказки часто проверяются мудреными загадками и испытаниями. Простой повар, выдавая себя за монаха, отгадывает трудные загадки, которые задает ему царь. Девочка-семилетка выполняет немыслимые требования царя: предстать перед ним ни голой, ни одетой, ни с подарком, ни без подарка. Сильные мира сего – неразумные попы, жадные судьи, самоуверенные бояре – должны признать свое поражение в столкновении с простым человеком.

Встречается два типа героев бытовых сказок. Один – это хитрец, человек ловкий и находчивый. Другой – простак, остающийся в дураках. Тот и другой могут быть людьми разного социального положения, но чаще находчивыми оказываются люди, ничем внешне не примечательные: мужик, солдат, смекалистые юноши и девушки.

Многие бытовые сказки говорят о проделках хитрецов. Их сюжеты похожи на сказки о животных, где речь также идет о хитрецах. Происхождение этих сказок относится к глубокой древности, когда звери, по людским понятиям, еще говорили. Эта условность и сохраняется в сказках, которые у нас читают и рассказывают обычно маленьким детям. Малышей забавляет, что звери могут не только говорить, но и вести себя по-человечески, быть умными и глупыми, хитрыми и легковерными. Поэтому почти все сказки о животных смешны и забавны. Их персонажи получают простые, однозначные характеристики: лисичка – плутовка, волк – сер и глуп, медведь – неповоротливый тугодум. Вот эти трое чаще всего и действуют в русских сказках. Остальные животные появляются гораздо реже и тоже получают однозначную характеристику: еж сообразителен, заяц труслив и всегда обижаем.

К диким животным иногда присоединяются домашние. Русские сказки предпочитают кота. По характеру он сродни лисе – проказлив, но сообразителен. Обычно же домашние животные выступают сплоченным коллективом – как звери, решившие зимовать в лесу (русская сказка “Зимовье зверей”, похожая на известную сказку братьев Гримм “Бременские музыканты”). Встречаясь с дикими животными, домашние неизменно одерживают победу как более находчивые и сообразительные. У них нет страшных зубов и когтей, и главным их “оружием” становится ум. Изредка появляется в сказках о животных и человек. Обыкновенно он оставляет в дураках хищных животных, но бывает и простофилей (как старик, из саней которого притворившаяся мертвой лиса побросала рыбу).

В сказках о животных всегда побеждает слабый, но хитрый и сообразительный. Волк встречает лакомящуюся рыбой лисичку и может отобрать ее силой, но лиса, знающая о жадности волка, отправляет его ловить рыбу на хвост, и тот терпит позорное поражение. Маленький котишка запугал медведя, волка и зайца своей непривычной внешностью и урчанием.

Поскольку русские сказки о животных давно стали детскими, это отразилось и на их форме. Они превратились в маленькие сценки: в них почти нет никаких описаний и преобладает диалог. Иногда сказка строится как цепочка однотипных фрагментов: встреч, просьб. Это сказки о колобке, теремке, о том, как курочка искала для петушка водички.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ АНАЛИЗА НА ЗАНЯТИЯХ

Сказки для чтения и анализа из сборника А.Н. Афанасьева “Народные русские сказки”: “Лисичка-сестричка и волк”, “Кот и лиса”, “Зимовье зверей”, “Вершки и корешки”, “Теремок”, “Мужик и барин”, “Шемякин суд”, “Семилетка”, “Беспечальный монастырь”, “Каша из топора”.

Вопросы и задания

1. Чем отличаются бытовые и сказки о животных от волшебных?

2. Можно ли назвать бытовые сказки реалистическими? Обоснуйте свою позицию.

3. Над кем смеется бытовая сказка и почему?

4. На примере нескольких бытовых сказок покажите, как в них создается смешное. Какие качества человека подвергаются осмеянию и почему?

5. Кто и почему оказывается победителем в бытовых сказках? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из сказок.

6. Что общего в сказках о животных и бытовых сказках? Покажите это на примере конкретных сказок.

7. Что забавного в сказках о животных? Подтвердите свой ответ анализом сказок.

8. Какие характеристики получают звери в сказках о животных? Приведите примеры из сказок. Какова цель этих характеристик?

9. По каким признакам лесные звери в сказках о животных противопоставляются домашним? Обоснуйте свой ответ примерами из сказок.

10. Есть ли мораль в сказках о животных? Докажите свою позицию.

11. Один из исследователей назвал детские сказки о животных “сказками драматического жанра”. Какие основания имел он для этого?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: