Что изучает дифференциальная психология? Дифференциальная психология.

Долгое время психология стремилась выявить общие закономерности в поведении людей. В этих поисках часто забывалось об индивидуальности. Ведь одинаковых людей не бывает. Несмотря на то общее, что имеется внутри каждого, существует множество отличий, что делает нас неповторимыми, уникальными со своим видением и пониманием мира, со своими привычками, образом мышления и действий. Мы все по-своему воспринимаем окружающий мир, реагируем на его проявления. У нас могут быть общий взгляд, общее мнение, но оно всегда будет окрашено нюансами, присущими конкретному индивидууму.

Эти небольшие нюансы затем сказываются на нашем поведении, привычках, стремлениях. А, поскольку человек находится в социуме, постоянно взаимодействует с другими людьми и группами людей, то важно понять его глубинную мотивацию, попытаться предсказать реакцию на то или иное событие. Это позволяет более эффективно задействовать качества человека, его таланты и способности в работе, быту, помогает максимально реализоваться, самовыразиться.

Эту задачу помогает решить новое направление — дифференциальная психология, которая появилась в конце 19-начале 20 веков с началом проведения в психологии экспериментов и введения тестов. Её основателями являются Гальтон и Штерн. Данное направление занимается изучением индивидуальных различий психики индивидов и групп людей, а также природы, источников и последствий этих различий.

Задачей дифференциальной психологии является установление закономерностей того, как возникают и проявляются индивидуальные различия в психике человека, разработка теоретических основ психодиагностических исследований и соответствующих корректирующих программ.

Дифференциальная психология обязана своему появлению педагогической, медицинской и инженерной практикам.

Основополагающую проблему дифференциальной психологии Штерн характеризовал как триединую:

  1. Природа психологической жизни человека и социологических групп, степень их различий.
  2. Факторы, определяющие различия и воздействие на них.
  3. Чем проявляются различия.

Наибольшее внимание в дифференциальной психологии уделяется психологическому тестированию. Первоначально это были индивидуальные тесты , а затем для определения умственных различий прибегли к групповым . Позднее появились проективные тесты, которые помогали лучше понять интересы людей, их жизненные установки, эмоциональные состояния и реакции. Путём обработки тестов выявляются факторы, выявляющие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На основании полученных результатов определяются количественные вариации в особенностях психологии конкретного человека, которые как раз и помогают максимально задействовать его потенциал, раскрыть его творческие способности.

В настоящее время дифференциальная психология изучает качества человека, касающиеся его индивидуальности, духовности, общего мировоззрения, предметно-содержательные качества, особенности самосознания, характерный стиль личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональная, учебная, общение и др.). Совершенствуются и разрабатываются новые методики и подходы, как экспериментальные, так и математические.

Всё больше уделяется внимания изучению различий в творческих и организаторских способностей в общей структуре личности, в мотивационной сфере.

Данная область знания имеет широкое практическое применение:

  1. Подбор и обучение персонала.
  2. Диагностика развития склонностей, способностей индивидов.
  3. Выбор профессии.
  4. Мотивация персонала и многое другое.

Считается, что представление об индивидуальных различиях людей

Т.е. внутривидовое различие возникло более ста лет назад на основе наблюдаемых и видимых:

  • условий повседневной жизни (питания и распределения),
  • специфики деятельности,
  • торговли,
  • войны и переселения.

Различия имели место не только среди людей и народов, но и среди животных.

Таким образом, констатировалось различие и межвидовое.

Первыми начали делать сравнение внутривидовое и межвидовое этологи

Этология (от греч. — нрав, характер; манера вести себя и логос — учение) — наука о «биологии поведения», об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

Пытались сравнивать не только животных, но и людей между собой.

Осуществляли внутривидовое и межвидовое сравнение с учетом уровня эволюционного развития.

В результате таких сравнений исследователи обратили внимание на наличие: общего у всех людей, да и у животных как таковых; частного, специфичного и даже уникального; врожденного и приобретенного.

Естественно, что для обоснованного и целенаправленного распределения общих, частных и индивидуальных свойств и качеств, а также решения массы сопутствующих проблем индивидуальных различий требовалась системная разработка понятийного аппарата, предмета, объекта, методов исследования и обработки полученных результатов.

Другими словами требовалось организовать новое научное психологическое знание со всеми вытекающими методологическими «последствиями».

Поэтому, новое научное направление с одной стороны, пыталось выявить закономерности формирования общих для людей свойств, черт и признаков, а с другой — возникла необходимость изучения вариативности психических проявлений человека.

Все это дало толчок к развитию дифференциальной психологии

Вариативность – базовая черта поведения, определяющая многообразие его форм.

Развитие дифференциальной психологии как новой области знания требовало решения ряда последовательных задач предметной области: необходимость выделения параметров (характеристики) по которым можно и нужно делать оценки индивидуальных различий → определение таких параметров индивидуальных различий, которые также могут варьироваться в определенных рамках и давать тем самым определенный диапазон индивидуальных различий в популяции → обозначение самого диапазона индивидуальных различий требовало понять широту этого диапазона → в свою очередь прогнозировалось изменение широты диапазона, а отсюда возникала задача знания причин таких изменений → считалось, что причины таких изменений могут быть поняты через характеристику и структуру тех качеств, которые составляют этот диапазон и эта структура должна быть раскрыта → соответственно структура и характеристика качеств, которые дают различия имеет свою природу биологическую и социальную по сущности.

Диапазон реакции, широта – степень вариативности в проявлении данного индивидуального признака, ограниченная в силу действия устойчивых внутренних факторов (как то – наследственность, жестко фиксированные структуры приобретенного жизненного опыта и др.)

В силу перечисленных задач предмет дифференциальной психологии

С одной стороны, представляется неоднородным и захватывает другие области психологического знания.

Поэтому, дифференциальная психология не имея полноценно своего предмета, становится частью других областей знания.

С другой стороны, проблемы индивидуальных различий объективно существует и требуется интеграции знаний об индивидуальных различиях людей в отдельно взятую область.

В силу сказанного, дифференциальную психологию можно определить как специальную область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа.

В другом случае, дифференциальная психология представляется как отрасль психологии, изучающая закономерности становления, развития и функционирования различия между индивидами и группами.

Теория и практика дифференциальной психологии основные усилия концентрирует на источниках и причинах положительных и отрицательны последствия этих различий для жизни, общения, поведения и деятельности человека.

Предмет дифференциальной психологии заключается

В исследовании закономерностей психического разнообразия.

Понимание закономерностей такого разнообразия психического мира людей позволит учитывать их в практической работе, а именно в диагностике, прогнозировании, оказании психологической помощи, регулировании и психологическом обеспечении.

При этом следует отличать дифференциацию индивидуальности от дифференциации психики и поведения.

Дифференциация индивидуальности есть постепенное увеличение дистантности (что отражается в уменьшении плотности связей) между психологическими структурами в онтогенезе.

А, дифференциация психики есть нарастание специализации отдельных функций познавательных, эмоциональных и регулятивных процессов в соответствии с этапами развития субъекта.

Дифференциация поведения это структурирование и упорядочивание по мере развития субъекта системы его реакции, способов поведения и форм взаимодействия с миром.

Определение объекта исследования дифференциальной психологии

Также имеет свои трудности. Сегодня выделяют как объекты дифференциальной психологии : признаки и индивидуальность в целом.

Начало такому делению объекта положит Вильям Штерн (1871-1938), немецкий психолог. Он в частности выделил четыре направления исследования.

Два по признаку, а именно: первое — исследование (одномоментный срез) вариативности признака (качества),

т.е. размах его значений [один признак у нескольких индивидов, «горизонтальное исследование»],

а второе — исследование сопутствующих качеств первому качеству [два и более признака у нескольких индивидов, психографическое изучение, корреляционное].

Два по индивидуальности, где исследуются причины (генезис) и прогноз [многоуровневость и многофакторность индивидуальности], а именно: третье направление исследования (один индивид в отношении многих признаков, что составляет психографическое, «вертикальное» описание или типологический подход; четвертое направление исследования (два и более индивидов в отношении многих признаков, что составляет сравнительное описание).

В целом признается, что в настоящее время в дифференциальной психологии больше частнопсихологических теорий индивидуальности и основной методологической тенденцией является интеграция частных знаний, частных концепций в комплексную системную теорию индивидуальных различий.

В методологии научного знания предмет и объект дополняется принципами дифференциальной психологии, на которых базируется все здание этой отрасли знания. Помимо общепсихологических принципов, к принципам дифференциальной психологии относятся:

реализации формального подхода (анализ структуры устойчивых свойств человека, связь типологического и уникального, неповторимого с учетом:

  • иерархичности, инвариантности, координации взаимодействия, индивидуального, единства);
  • интегрального анализа (соотношения части и целого);
  • взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей;
  • взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий и, наконец,
  • измеряемости и статической оценки изучаемых явлений.

Исторически в исследовании индивидуальных различий сложилось несколько этапов:

  • донаучный,
  • естественнонаучный,
  • гуманитарный.

Д анные этапы реализовались в рамках соответствующих подходов.

Донаучный подход характеризуется тем, что здесь преобладает наблюдение, накопление житейских представлений в сочетании со слабым обобщением материала. Предполагается, что на этой основе сложилась характерология — стремление свести различия людей к простой типологии, а отсюда и различные классификации по различным основаниям (Гален, Кант).

Естественнонаучный подход, назван номотетическим (номос — закономерность) — пытается найти причинно-следственные связи, закономерности опираясь на экспериментальную базу.

Номотетический подход – выявление в индивидуальности универсальных черт и паттернов, присущих всем людям.

На этой основе первоначально сложились

Следующие направления дифференциальной психологии

  • психогностика — установление отношений между движениями, анатомическими особенностями и свойствами характера;
  • физиогномика (основатель Ж.Лаватером) – основывает свои предположения на мимике, жестах, силуэте как источнике прогноза поведения человека;
  • френология (краниоскопии, Ф.А. Галль) — особенности человека определялись по форме черепа;
  • графология (больше других занимался аббат И.Мишон) — диагноз по почерку (наклон, нажим, точность движений и т.п.).

Все эти направления в свое время были подвергнуты критике, однако в настоящее время возвращаются к научному рассмотрению на новой методической базе.

Гуманитарный подход, назван идеографическим, здесь главной ценностью является не статистика, а утверждение ценности индивидуальных различий и прогнозируются последствия в осуществлении поиска единичного, уникального в объяснении различий.

Идеографический подход это подход центрированный на особенном методе изучения индивидуальности, акцентирующем внимание на анализе ее внутренней структуры с целью подчеркнуть неповторимость и уникальность субъектной организации.

Данные подходы концентрируют свое внимание на изучении:

с одной стороны , социальных характеристиках различий (способности, умственное развитие, личностные параме5тры и т.п.),

а с другой — на физиологических основах различий (темперамент, талант, гениальность и др.);

с третьей стороны — пытаются понять взаимосвязь социального и физиологического, соответственно и иерархию психических свойств при индивидуальных различиях.

На этой основе даже сформировалась иерархическая теория индивидуальности.

Иерархическая теория индивидуальности

Есть система теоретических представлений, а также экспериментальных и жизненных фактов, согласно которым организация и функционирование мира психической реальности человека описывается с помощью четырех измерений:

  • телесного (организмического),
  • индивидного (обще-психического),
  • личностного и интегрального.

Интегральный уровень индивидуальности имеет свои параметры: структурные (интенсивность-умеренность; устойчивость-изменчивость; широта-узость) и функциональные (компенсаторность, оптимальность, адаптивность, результативность)

Описание взаимодействия всех четырех составляющих осуществляется с учетом принципа инвариантности, ограничения степени свободы в функционировании автономных подсистем, дифференциации иерархии.

Инвариант есть математические (причинно-следственные) зависимости между переменными, которые являются устойчивыми и не зависимыми от изменений, происходящих в самих переменных.

Есть смысл привести и другой пример предполагаемых этапов развития дифференциальной психологии, а именно:

  • до психологический этап — развитие шло в рамках философии;
  • вторая половина XIX — начало XX века — становление дифференциальной психологии в рамках общей психологии и обычно обозначалась как «психология индивидуальных различий»;
  • начало XX века и по настоящее время развитие дифференциальной психологии идет самостоятельно с выделением связей других областей психологического знания.

Постепенно внутри дифференциальной психологии формируются другие родственные направления исследования, например,

  • дифференциальная психофизиологии,
  • дифференциальная клиническая психология,
  • дифференциальная возрастная психология,
  • дифференциальная геронтопсихология,
  • дифференциальная когнитология.

В настоящее время в методическом арсенале дифференциальных психологов

Активно используются различные методы, а также приемы математической статистики и психометрики.

Значительно расширены междисциплинарные связи в рамках психологического знания с

  • общей психологией,
  • сравнительной психологией,
  • зоопсихологией,
  • возрастной психологией,
  • социальной психологией,
  • гендерной психологией,
  • медициной,
  • педагогикой,
  • инженерной психологией.

Однако этому предшествовал сложный исторический этап становления.

Основателем дифференциально-психологического знания считается Френсис Гальтон (1822-1911), английский антрополог, биолог, статистик.

Одним из источников возникновения дифференциальной психологии как научного знания является экспериментальная психология.

Идеи исследования индивидуальных различий возникли при изучении именно наследственных факторов и в частности через евгенику (улучшение человека за счет избирательности браков).

Изначально использовался биографический метод, анкетирование и измерение антропометрических данных.

Например, на международная выставка в Лондоне, 1884 г. В дальнейшем стали использовать математические методы в обработке статистики.

Например, активно использовали корреляцию и позднее факторный анализ.

В конце-концов, дифференциальные психологи стали использовать стандартизированные тесты и соответствующие методы математической обработки.

Как известно, одним из первых разработал тест для диагностики индивидуальных различий французский исследователь Альфред Бине (первая версия 1904 г.). В 1912 году В.Штерн предложил на тесте А. Бине использовать коэффициент IQ.

В 1900 году он же издал работу «Психология индивидуальных различий», где и ввел понятие «дифференциальная психология», а уже в 1911 году им была написана книга «Дифференциальная психология».

Следует помнить, что какое-то время параллельно в литературе существовало несколько терминов, которые обозначали индивидуальное различие:

  • характерология (Гален, И.Кант, И.Банзен, Б.Люка) – область знания, которая осуществляет сведение различий к типологии на основе анатомии, физиологии, психологии;
  • этология (Дж.Ст.Милль) — в настоящее время наука о поведении; индивидуальная психология (А.Бине, Э.Крепелин) — сегодня это адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г.Хейманс) — обозначает медицинскую психологию.

На начальных этапах исследования в дифференциальной психологии

Ставилась задача — установить имеющиеся закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике.

Первые данные касались умственных способностей, но постепенно тематика исследований расширялась, вплоть до групповых различий (А.Анастази), структуры свойств и их связей (Р. Кэттелл).

Психофизиологические исследования и разработки школы Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина и др. значительно расширили тематику дифференциальной психологии, а именно: структура психологических свойств; причины различий; анализ индивидуальности и т.п.

Таким образом постепенно формировались предпосылки оформления дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль психологического знания. Существенную роль в этом процессе сыграли следующие события.

Внедрение экспериментального метода. В.Вунд открыл в Германии в 1879 год первая экспериментальную лабораторию.

Открытие психофизиологического закона Фехнера-Вебера. В 1796 году благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции (ВР), как психическое явление.

В дальнейшем голландец Ф.Дондерс разработал схему подсчета ВР. Использование метода статистического анализа и получение кривой нормального распределения. Кроме того, положено начало внедрению теории вероятности, на что первыми обратили внимание бельгийские ученые Адольф Кетле и Ф.Гальтон.

В дифференциальной психологии стали использовать данные и методы психогенетики (близнецовый метод и генетический анализ).

В России одним из первых, занялся индивидуальными различиями

Александр Федорович Лазурский (1874-1917).

Он работал в Психоневрологическом институте, который создал В.М. Бехтерев и имеет своих последователей в лице М.Я.Басова и В.Н. Мясищева.

Исследовал индивидуальные различия раньше И.П. Павлова и высоко ценил его школу.

Является одним из основоположников экспериментального метода.

Именно он предложил термин «естественный эксперимент» в 1910 году.

А.Ф. Лазурский разработал концепцию индивидуальных различий характера («научная характерология») и соотносил его свойства с различными нервными центрами человека.

Интересна также его классификация личностей (1921).

Выделяются личности с эндопсихикой (включен темперамент, характер и наклонности) — ядро личности составляет прирожденное и личности с экзопсихикойличность есть результат отношений к окружающей действительностью.

Важное значение в понимании индивидуальных различий

Придается правильному пониманию психологической нормы и черты.

Ведь именно отклонения от некой нормы (положительные или негативные), усредненного параметра, показателя и давали возможность описать различия и степень этого различия.

Понятие психологической нормы весьма неоднородно и содержательно находится под влиянием ряда факторов.

Норма понимается как статистическое понятие (середина распределения показателей у какой-то группы испытуемых).

Надо определить положение конкретного испытуемого на кривой такого нормального распределения.

Норма в этом случае не абсолютна, а относительна и находится в зависимости от того на какой группе она получена.

Норма как социальный стереотип поведения, общения и деятельности.

Норма как характеристика психического здоровья (отсутствие нарушений продуктивности деятельности и способности к саморегуляции).

Норма как ожидание определенного типа поведения или его результатов.

Норма постоянно обновляется и изменяется и поэтому психодиагностические методики должны своевременно пересматриваться.

Психологическая черта же относительно стабильное образование, которое проявляется устойчиво в ситуации у разных людей по-разному.

Дифференциальная психология

- (от лат. differentia - различие) - отрасль психологии , изучающая психологические различия как между индивидами , так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения Д. п. явилось внедрение в психологию эксперимента , а также генетических (см. ) и математических методов. Д. п. складывалась под непосредственным воздействием практики - педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон , создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа (см. ). Термин «Д. п.» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине , А. Ф. Лазурский , Дж. Кеттел и др. Основным методом Д. п. стали (см. ) - сперва индивидуальные, а затем групповые, - используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных - для измерения интересов , установок , эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности . На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:

1) теория двух факторов Ч. Спирмена , согласно которой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т. п.);

2) мультифакторные теории (Л. Тёрстоун , Дж.

Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия , ассоциативная и др.). Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении всей истории Д. п. служит предметом острых дискуссий. В зарубежной Д. п. долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась. В настоящее время для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, в общей структуре личности, в мотивационной сфере. Важное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими - с другой. Факты и выводы, полученные Д. п., имеют важное значение для решения многих практических задач ( и персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Дифференциальная психология Этимология.

Происходит от лат. differentia - разность, греч. psyche - душа + logos - учение.

Автор.

Термин введен В.Штерном в 1900 г.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Занимается изучением индивидуально-психологических различий. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. differential psychology ) - раздел психологии, изучающий между людьми. Термин Д. п. введен нем. психологом В . Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения , тестов или анализа результатов самонаблюдения . Одна из важных задач современной Д. п., ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических факторов в виде основных свойств н . с .; это изучение ведется ныне в рамках дифференциальной психофизиологии , возникшей благодаря работам Б . М . Теплова и его сотрудников (см. Небылицын В . Д .) на базе концепции типов и свойств н. с. И . П . Павлова .

Современная Д. п. широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т. ч. методы корреляционного, регрессионного, дискриминантного и факторного анализов . Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности , профотбора и профориентации .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Философская энциклопедия - раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные… … Психологический словарь

Предмет дифференциальной психологии

Дифференциальная психология - это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, а также типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности.

Этапы развития дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы.

Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности. Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание - к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий.

    Направления дифференциально-психологического исследования. Методы дифференциальной психологии

Как указывает Русалов В.М. , можно выделить два основных направления исследований индивидуальных различий, одно из которых отвечает на вопрос «Что отличает людей друг от друга?», другое - на вопрос «Как эти различия проявляются и формируются?». Первое направление связано с изучением структуры психологических свойств. Основной задачей этого направления является выделение психологических свойств, наиболее важных для дальнейшего сравнительного анализа. Решение этой проблемы носит принципиальный характер для дифференциальной психологии, в рамках этого направления велись основные методологические споры, решался вопрос о статусе дифференциальной психологии как науки. Примером тому может служить дискуссия между сторонниками идиографического подхода, ярчайшим представителем которого являлся Г. Оллпорт, и приверженцами номотетического подхода (Р. Кеттелл, Г. Айзенк и их последователи). Основным предметом дискуссии стало положение Оллпорта, в соответствии с которым черты личности, являясь сами по себе абстракцией, образуют в каждом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой. Кеттелл, возражая Оллпорту, подчеркивал, что проблема уникальности не является специфической особенностью исследований личности, неповторимость предмета изучения характерна для всех естественных наук: в астрономии не найдено абсолютно одинаковых планет или звезд, два автомобиля, сошедшие с одного конвейера, могут существенно отличаться друг от друга, даже атомы водорода неидентичны, и т. д. Уникальность объекта тем не менее не стала препятствием на пути развития астрономии, физики, химии, других естественных наук. Решение этого вопроса Кеттелл, а вслед за ним и Айзенк видели в последовательном применении при исследованиях личности естественнонаучного подхода. Основным результатом этих исследований стали разнообразные модели психических свойств: темперамента, интеллекта, характера, - а также соответствующие методы психологических измерений. Круг вопросов, связанный с выбором параметров для описания индивидуальных различий, традиционно называется проблемой признака. Выбор психологических переменных для конкретного сравнительного исследования определяется в первую очередь спецификой модели личности, в рамках которой работает исследователь. Одним из первых опытов выделения устойчивых индивидуально-психологических характеристик для описания особенностей является изучение биологических основ индивидуальных различий. В. М. Русалов так характеризует это направление в психологии личности: «Среди многочисленных направлений изучения личности и индивидуальных различий биологически ориентированный подход является, пожалуй, наиболее плодотворным. Обладая рядом принципиальных преимуществ, он позволяет объединить в себе не только объективные методы естественнонаучного подхода и прежде всего эволюционно-биологические представления, но и концепции, разработанные в других направлениях психологии, изучающих личность» . Традиция биологически ориентированного подхода к личности, имея истоки в античной Греции, только в нашем столетии приобрела статус самостоятельного научного направления. Первоначально в основном изучался темперамент, однако с течением времени сфера исследований расширялась, и на сегодняшний день существует широкий спектр биологических теорий личности - от структурных биохимических и нейропсихологических теорий темперамента (Д. А. Грей, 6; П. Неттер, 15) до эволюционных теорий механизмов поведения (Д. Басс). В российской психологии данный подход последовательно реализуется в дифференциальной психофизиологии - научной школе, основанной Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным. В основу этого направления были положены представления И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Акцент в исследованиях был сделан на изучении основных свойств нервной системы. Изучение свойств нервной системы проводилось с использованием непроизвольных показателей деятельности - электроэнцефалографических условных рефлексов, параметров времени реакции на стимулы разной интенсивности и сенсорных показателей. В результате проведенных исследований удалось выявить особенности нервной деятельности, тесно связанные с психологическими характеристиками. К числу широко распространенных концепций этого направления относятся модель Г. Айзенка и модель М. Цукермана. Последняя включает в себя следующие характеристики: социабельность, эмоциональность, активность, «импульсивный несоциализированный поиск ощущений», «агрессивный поиск ощущений». Выраженность свойств, входящих в эти модели личности, оценивается с помощью разработанных авторами опросников. Другим подходом к выделению психологических характеристик, имеющих выраженные индивидуальные различия, является теория черт. Основной гипотезой теории черт является предположение, что психологические особенности могут быть описаны с помощью устойчивых, проявляющихся в разных ситуациях и различающихся по степени выраженности у разных людей характеристик или черт. Большинство психологических черт выделены с применением лексикографического метода. В основе этого подхода лежит идея Ф. Гальтона об отражении наиболее значимых индивидуально-психологических различий в структуре натурального языка. Одной из первых и наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель личности, разработанная Р. Кеттеллом (16 PF), в которой исходный набор черт личности получен путем анализа слов английского языка. При определении исходного набора элементов структуры автором был использован список слов английского языка, обозначающих устойчивые характеристики поведения и черты личности. В результате факторизации L- и Q-данных Кеттеллом было выделено 16 факторов первого порядка, содержательный анализ которых позволил автору интерпретировать их как черты личности. В результате проведенных к настоящему времени исследований была показана низкая воспроизводимость предложенной Кеттеллом структуры факторов первого порядка на разных выборках. Другой широко распространенной факторной моделью личности является предложенная У. Т. Норманом, так называемая «Большая пятерка», включающая в себя пять факторов: экстраверсия (extroversion); дружелюбие (agreableness); добросовестность, сознательность (conscientiousness); нейротизм (neuroticism) и культура (culture). Эта модель была переработана в исследованиях американских психологов Р. Маккрэя и П. Т. Косты (McCrae R., Costa P. Т., 1987); они заменили в разработанном ими «Пятифакторном опроснике» (Five-FactorInventory) название фактора «культура» на «открытость» (opennes). Второе направление дифференциально-психологических исследований связано с непосредственным анализом индивидуальных и групповых различий. В рамках этого направления исследовались группы людей, выделенных по разным основаниям, а также решались вопросы об источниках индивидуально-психологических различий. К числу наиболее очевидных оснований для выделения групп людей относится половая принадлежность. Действительно, кроме различий между расами, этническими группами и социальными классами существует одно, которое первично в нашем сознании и представлении о себе - это различие между мужчинами и женщинами. Анатомические различия, очевидные уже при рождении, увеличиваются от детства к взрослости; параллельно с анатомическим развитием формируется «Я-образ», специфический для каждого пола. В любом обществе существует разделение труда в зависимости от пола, есть «мужские» и «женские» профессии, мода, стереотипы поведения. Универсальность культурного различения мужчины и женщины в истории часто служила доказательством того, что социальные различия между полами коренятся в генах. Кажется почти очевидным, что различия между полами в поведении и социальных ролях являются частью той же самой биологической дифференциации, которая позволяет акушеру определить пол родившегося ребенка. Однако результаты исследований позволяют с уверенностью говорить о существовании достоверных различий между полами лишь по некоторым психологическим свойствам: 1. Мальчики начинают устойчиво превосходить девочек по агрессивности начиная с 2-летнего возраста. Значительно более высокий уровень агрессии проявляется в самых различных сферах - вербальных проявлениях, играх, фантазиях. 2. Эмоциональность, измеряемая разными методами - от наблюдений за интенсивностью и продолжительностью эмоциональных реакций у новорожденных до опросниковых шкал тревожности и эмоциональности, также демонстрирует устойчивые половые различия. Мальчики и мужчины более эмоционально стабильны, меньше подвержены страхам, менее тревожны. 3. Начиная с 2-летнего возраста девочки демонстрируют более высокий уровень вербальных способностей - они больше общаются с другими детьми, их речь более правильная, используемые обороты более сложные. К началу школьного возраста эти различия перестают быть достоверными; они появляются вновь после окончания начальной школы и выражаются в большей беглости речи и скорости чтения у девочек. В пожилом возрасте у женщин дольше сохраняются вербальные функции. Перечисленные характеристики не зависят от таких параметров, как особенности ситуации, уровень образования, профессиональный статус; другими словами, они носят устойчивый характер. При этом необходимо подчеркнуть, что наряду с биологической обусловленностью половых различий существенную роль играют процессы, происходящие в обществе. Отмечаемое в последнее время уменьшение проявления половых различий дает основание предположить большую связь половых различий с обучением и воспитанием детей. Так, в последние десятилетия рушатся стереотипы, в соответствии с которыми, например, технические специальности, математика и военное дело считались «не женским делом». С пятидесятых годов XX в. ведутся систематические исследования индивидуально-психологических различий между представителями разных этнических групп. Достаточно большое количество исследований посвящено изучению различий в развитии новорожденных. Американский психолог Р. Фридман, сравнивая новорожденных из трех этнических групп - выходцев из северной Европы, азиатов (японцев и китайцев) и индейцев навахо, пришел к выводу о большей адаптивности новорожденных индейцев и азиатов. Дети европейцев более возбудимы и активны, дольше успокаиваются. В аналогичном сравнительном исследовании чернокожих и белых младенцев было показано, что африканцы характеризуются более быстрым темпом развития - легче вырабатывают моторные навыки, раньше начинают ходить. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: • первое направление дифференциально-психологических исследований связано с изучением структуры психологических свойств. Основной задачей этого направления является выделение психологических свойств, наиболее важных для дальнейшего сравнительного анализа; • одним из первых опытов выделения устойчивых индивидуально-психологических характеристик для описания особенностей является изучение биологических основ индивидуальных различий; • другим подходом к выделению психологических характеристик, имеющих выраженные индивидуальные различия, является теория черт. Основной гипотезой теории черт является предположение, что психологические особенности могут быть описаны с помощью устойчивых, проявляющихся в разных ситуациях и различающихся по степени выраженности у разных людей характеристик или черт; • второе направление дифференциально-психологических исследований связано с непосредственным анализом индивидуальных и групповых различий. В рамках этого направления исследовались группы людей, выделенных по разным основаниям, а также решались вопросы об источниках индивидуально-психологических различий; • к числу наиболее очевидных оснований для выделения групп людей относится половая принадлежность. Действительно, кроме различий между расами, этническими группами и социальными классами существует одно, которое первично в нашем сознании и представлении о себе - это различие между мужчинами и женщинами; принадлежность человека к определенной социальной группе используется некоторыми исследователями для объяснения причин половых и расовых различий. При анализе различий между группами с разным социально-экономическим статусом учитываются такие характеристики, как уровень образования, профессиональный статус, жилищные условия, доход, особенности питания и многие другие.

Методы дифференциальной психологии

· По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

· По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент .

· По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

· По стабильности - изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.

Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Моделирование - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

Психогенетические методы . Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

Исторические методы (методы анализа документов) . Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления.

Психологические методы. Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования.

1) Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство.

2) Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.

3) Социально-психологические методы включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

4) Возрастно-психологические методы "поперечных" и "продольных" срезов.

5) Психосемантические методы представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе.

3. Понятие психологической нормы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества (ведь если у человека «супернормальный» показатель агрессивности, едва ли это хорошо для окружающих и для него самого).

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Итак, нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

    Взаимодействие среды и наследственности

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний.

Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в этих случаях отмечают скорее устойчивое проявление особенностей на протяжении нескольких поколений, но без генетической фиксации. «Так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды», – пишет А. Анастази.

Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы).

Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации. 1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст.Холл. 2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния. 3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений. 4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л. С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

Вклад наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, анализирующая различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждый признак является простым, фиксируемым одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, итоговый эффект не может быть рассмотрен как арифметическая сумма влияния каждого из генов, потому что они могут, проявляясь одновременно, также взаимодействовать между собой, приводя к системным эффектам. Поэтому, изучая процесс генетического контроля психологического признака, психогенетика стремится получить ответ на следующие вопросы: 1. В какой мере генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. какова ожидаемая мера вариативности)? 2. Каков конкретный биологический механизм этого влияния (на каком участке хромосомы локализованы соответствующие гены)? 3. Какие процессы соединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип? 4. Существуют ли средовые факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм?

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.

В настоящее время дискуссия между сторонниками факторов наследственности и среды утратила былую остроту. Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не могут дать однозначной оценки вклада среды или наследственности. Так, например, еще благодаря психогенетическим исследованиям Ф. Гальтона, проведенным в 20-е годы с использованием близнецового метода, было обнаружено, что биологически детерминированные характеристики (размеры черепа, другие измерения) определены генетически, а психологические качества (коэффициент интеллектуальности по разным тестам) дают большой разброс и обусловлены средой. На него влияют социальный и экономический статус семьи, порядок рождения и пр.

Современное положение дел в области изучения взаимодействия среды и наследственности иллюстрируется двумя моделями средовых влияний на интеллектуальные способности. В первой модели Зайонч и Маркус утверждали: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (экспозиционная модель). То есть ребенок по своим интеллектуальным способностям похож на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-либо причинам уделяют ребенку мало времени, он будет похож на няню или бабушку. Во второй модели, однако, констатировалось противоположное: МакАски и Кларк отмечали, что наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (идентификационная модель). То есть самое главное – быть для ребенка интеллектуальным авторитетом, и тогда на него можно влиять даже дистантно, а регулярная совместная деятельность вовсе не обязательна. Сосуществование двух по сути исключающих друг друга моделей еще раз показывает, что большинство дифференциально-психологических теорий носят узко ограниченный характер, а общих теорий пока практически не создано.

    признаки среды. микросистема. мезосистема. экосистема. Макросистема

Микросистема: семья. Личность ребенка формирует его семья, родительские установки и атмосфера семьи. Если семья дружная, ребенок растет более спокойным, управляемым и доброжелательным. Напротив, супружеский конфликт обычно связан с непоследовательными дисциплинарными мерами и враждебным отношением к детям, что порождает ответную детскую враждебность. При этом нужно учесть, что все отношения взаимообратны, т. е. не только взрослые влияют на поведение детей, но и сами дети, их физические свойства, характеристики личности и возможности - также влияют на поведение взрослых. К примеру дружелюбный, внимательный ребенок почаще вызывает положительные и спокойны реакции со стороны родителей, тогда как растерянного и непоседливого ребенка почаще наказывают и ограничивают свободу его действий. Семья, как среда - очень динамическое образование. Даже применительно к двум близнецам мы не можем утверждать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования, разные ожидания, поскольку один из них неминуемо назначается старшим, а другой - младшим. Мезосистема: школа, квартал проживания, детский сад. Мезосистема влияет на развитие ребенка не напрямую, а в паре с микросистемой - семьей. На отношения родителей и детей влияют взаимоотношений малыша с воспитателями детского сада, и напротив. Если семья и воспитатели детсткого сада готовы к сотрудничеству, дружат и общаются, улучшаются отношения как между ребенком и родителями, так между ребенком и воспитателями. С другой стороны, ситуация в семье влияет на то, как будет влиять школа, двор и детский сада на ребенка. Успеваемость малыша в школе зависит не только от обстановки в классе, но и от ситуации в семье: успеваемость улучшается, если родители интересуются школьной жизнью и учат ребенка делать уроки. Если брат и сестра ходят в одну школу, но сестре разрешают приводить домой подруг, а брату - нет, мезосистема их жизнедеятельности будет различаться. Влияние мезосистемы на ребенка преломляется не только через семью, но и через личность самого ребенка: дети могут ходить в одну и ту же школу, но при этом круг одноклассников может быть значимым для одного и безразличным для другого, все важные жизненные события которого происходят, например, в драмкружке. Экзосистема: взрослые социальные организации Экзосистема - взрослые социальные организации. Это могут быть формальные организации, к примеру место работы родителей, либо социальные службы и отделы здравоохранения округа. Гибкий график работы, оплачиваемый отпуск мамы и отца, больничный лист для родителей в случае заболевания детей - это то, чем экосистема может посодействовать родителям в воспитании детей и косвенно содействовать развитию. Поддержка со стороны экзосистемы быть может и неформальной, к примеру, осуществляться силами общественного окружения родителей - друзья и члены семьи помогают, советом, дружеским общением и даже материально. Как правило, чем больше связей семьи с социальными организациями, тем это более благоприятно сказывается на семье и развитии ребенка, а чем меньше подобных связей, тем более непредсказуемым оказывается ситуация в семье и развитие ребенка. К примеру, в изолированных семьях, в семьях с немногочисленными личностными либо формальными связями чаще отмечается завышенный уровень конфликтов и плохого обращения с детьми. Макросистема Макросистема - это культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то ребенок будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. С другой стороны, независимо от частных внешних условий, основные составляющие образа жизни и мировоззрения сохраняются в субкультуре. В странах, где установлены высочайшие стандарты свойства помощи детям, а на рабочих местах сделаны особенные условия для работающих родителей, дети чаще получают положительный опыт в их конкретном окружении. Правила, согласно которым дети с задержками развития могут обучаться в массовой школе, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как этих детей, так и их «нормальных» сверстников. В свою очередь, успех или провал этого педагогического начинания может содействовать или, напротив, помешать дальнейшим попыткам интегрировать отстающих детей в массовую школу. Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребенка оказывает именно макросистема, поскольку макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, американская государственная программа компенсаторного обучения «Хэд Старт», направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств, оказала, по мнению Бронфенбреннера, огромное положительное влияние на развитие нескольких поколений американских детей.

В теории экологических систем дети являются как продуктами, так и создателями окружающей среды. По Бронфенбреннеру, ситуации в жизни могут быть как навязанными ребенку, так и оказываться результатом активности самого ребенка. Когда дети становятся старше, они меняют свое окружение и переосмысляют полученный опыт. Но и здесь продолжают работать взаимозависимости, поскольку каким образом это делают дети, зависит не только от их физических, интеллектуальных и личных черт, но и от того, как их воспитали, что что они успели впитать из окружения.6. Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность.

Наследственность и среда

Наследственность стала пониматься шире: это не просто отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы, как считалось в течение долгого времени), но также и врожденные программы поведения, в т.ч. и социального (грациализация, репродуктивное, территориальное поведение и пр.)

Понятие среды тоже изменилось. Это не просто изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни - начиная от воздуха и пищи и кончая условиями образования и отношением товарищей. Это, скорее система взаимодействий человека и мира.

Индивид, личность индивидуальность

Индивид - отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения -- индивид, индивид -- это не "один", а "один из" человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества.

Личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек. Он обладает уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательной направленности, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.

Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Интегральная теория индивидуальности (В.М.Русалов, B.C.Мерлин)

Она включает в себя следующие пять положений:

1. Биологические факторы индивидуальности - это не только телесная, морфофункционалъная организация человека, но и программы поведения, создавшиеся в процессе эволюции живого мира. Программы эти начинают свое действие с момента зачатия, и уже на третьем месяце жизни эмбриона проявляются устойчивые формы индивидуального поведения.

2. Существуют два типа одновременно действующих законов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате других - формально-динамические особенности индивидуального поведения.

3. 3. Обобщение врожденных программ идет по трем направлениям. Первое направление - это динамико-энергетические характеристики поведения (выносливость, пластичность, скорость). Второе - эмоциональные характеристики (чувствительность, лабильность, доминирующее настроение). Третье - предпочтения (стимульной среды, когнитивного стиля). Таким образом, жизнестойкость, чувствительность, стремление к разнообразию или монотонности представляют собой устойчивые, практически не изменяющиеся на протяжении жизни человека свойства.

4. Формальные свойства (традиционно объединяющиеся под общим термином "темперамент") не существуют изолированно, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности.

5. Формально-динамические характеристики не только выступают в качестве предпосылок и условий деятельности, но и влияют на ее динамику, своеобразие и стиль, т.е. могут определять конечные результаты деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Психология дифференциальная

Психология дифференциальная - раздел психологии, предметом изучения которого является исследование различий, проявляющихся у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Предпосылкой к формированию дифференциальной психологии стало внедрение в психологию экспериментальной практики, генетических и математических методов. Начало разработки концепции дифференциальной психологии было положено Фрэнсисом Гальтоном, который создал ряд приемов и приборов для изучения и статистического анализа индивидуальных различий. Термин «дифференциальная психология» появился в 1900 году благодаря работе немецкого психолога Уильяма Штерна «О психологии индивидуальных различий». Основной метод дифференциальной психологии - тестирование, которое сначала проводилось как индивидуальное, а затем перешло и к групповой форме, что позволило устанавливать умственные различия. Изобретение проективных тестов решило задачу измерения интересов, установок и эмоциональных реакций. Зарубежная дифференциальная психология на протяжении долгого времени приписывала решающую роль в формировании способностей и характера человека биологическому фактору - при этом социально-экономические и культурные условия полностью игнорировались. На современном этапе дифференциальная психология обладает рядом инструментов, которые позволяют исследовать как умственные отношения между индивидами, так и различия творческих и организаторских способностей, в общей структуре личности, мотивационной сфере. Благодаря данным, полученным в процессе изучения дифференциальной психологии, становится возможным решать многие практические задачи в смежных областях - например, при отборе и обучении персонала. дифференциальный психология тестирование

Дифференциальная психология - отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице.

Человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы

· установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека,

· разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Отличия:

отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).

Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания.

Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития.

Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.

Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Наиболее общим содержанием предмета дифференциальной психологии являются различия между людьми и группами людей. Однако это слишком общее определение. Поэтому психологи посчитали целесообразным раскрыть содержание предмета дифференциальной психологии в конкретных задачах, решаемых исследователями индивидуальных различий. Можно назвать четыре таких задачи:

1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры.

2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).

3. Изучение различий между группами людей.

4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.

Становление дифференциальной психологии неразрывно связано с разработкой измерительных процедур. Из всего арсенала психодиагностических методов наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты, включающие в себя опросники, проективные методы и объективные методы. Именно психологические тесты и составляют основной измерительный инструментарии дифференциальной психологии. Выбор метода конкретного дифференциально-психологического исследования целиком определяется задачами, на решение которых оно направлено. Одной из отличительных особенностей тестов является количественная оценка измеряемого признака, что дает возможность использовать статистические методы при анализе полученных данных.

Размещено на Allbest.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Психологический облик окружающих людей. Понятие дифференциальной психологии, ее основные представители, методы, направления и превращение в самостоятельную науку. Интеграция частных, разнородных знаний в теорию индивидуальности и ее особенностей.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2009

    Предмет и методы психологии, ее взаимосвязь с другими науками. Исторические этапы развития психологических знаний. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии. Представители русской психосоциологической мысли: Потебня, Юркевич, Ушинский.

    книга , добавлен 29.01.2011

    Историческое преобразование определений предмета психологии. Предмет изучения психологии. Естественнонаучные основы психологии. Методы исследования в психологии. Общие и специальные отрасли психологии. Методы изучения психологических явлений.

    лекция , добавлен 14.02.2007

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Методы исследования в дифференциальной психологии. Общенаучные, психогенетические, психологические методы. Каналы получения информации об индивидуальности. Приемы и способы научной классификации. "Я-концепция" как центральное образование характера.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Психофизиология как дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом изучения которой являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Психофизиологические представления Арабского Востока, Западной Европы.

    реферат , добавлен 28.10.2013

    Объект, предмет изучения и задачи психологии труда. Категории "деятельность" и "труд" в психологии. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами. Современная наука, или Структура научных революций. Парадигмы психологии и результаты труда.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Анализ истории развития и оценка особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований. Предмет, объект и задачи психологии как научного знания. Изучение основных методов психологии, их достоинств и недостатков.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    Предмет, задачи, методы психологии труда. Основные психологические признаки труда. Источники и задачи психологии труда. История психологии труда. Петровские преобразования и психология труда. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: