Вопросы и задания по главе XXII. Когда самая высокая сексуальная активность у женщин

Зрелость - самый длительный для большинства людей на Земле период жизни. Его верхнюю границу ученые определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если сделать планку самой низкой, продолжительность зрелости составляет около четверти века.

Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет.

Примем границы зрелости приблизительно от 30 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей. В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью.

Не менее существенна роль зрелости и как наиболее значимого возрастного периода, определяющего и характеризующего жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т.е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия собственного потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

По мнению Э. Эриксона, основной проблемой зрелости является выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана с заботой «...о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Помимо этого, зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично для молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

У значительной части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может очень сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это как повторение кризиса 30лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Как и в период кризиса 30 лет, человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег: время, когда можно было считаться еще «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей»...

Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие хорошо знакомые и близкие по духу люди старшего поколения. Потеря, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой - профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода.

При проявлении кризиса 40 лет можно говорить об одном еще важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции».

Часть исследователей, например известный швейцарский психолог Э. Клапаред, полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета и, соответственно, пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: всё лучшее, что человек мог сделать в жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути.

Водораздел, переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов с разным возрастом - чаще всего его указывают для возраста от 40 до 50 лет. Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время работы Б.Г. Ананьева и его учеников (петербургская психологическая школа) показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.

В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза - фаза прогрессивного развития общих свойств функций. Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная

со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих свойств функции с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т. д.

Да, процесс развития человека безграничен, так как развитие - основной способ развития личности. Конечно, есть здесь и свои особенности: уход детей из родной семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, изменение в интеллектуальном, физическом развитии. Личность становится социально зрелой и для нее теперь характерно:

  • 1) зрелое интеллектуальное отношение к жизни;
  • 2) личность социально активна - деятельностно-продуктивна;
  • 3) зрелое отношение личности к себе как субъекту жизни.

Зрелость - самый длительный для большинства людей период

Границы зрелости: от 30 лет до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет.

Зрелость считается и порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и другими людьми.

Выделение внутри периода зрелости «акмэ» (см. ниже) - вершины, поры наибольшего расцвета, перекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, в пределах которого у всех или по крайней мере у многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. «Водораздел», переход от прогресса к регрессу чаще всего указывают для возраста от 40 до 50 лет.

Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время можно утверждать, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.

В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза - фаза прогрессивного развития общих психических функций.

Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих психических функций с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться технический и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т.д.

Можно отметить, что для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должны сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности. Летчики-испытатели, профессиональные спортсмены, артисты балета и т.п. достигают своего пика развития в самом начале периода зрелости, после чего относительно быстро наступает спад. В других профессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т.п., пик может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Во всех подобных случаях время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой. На время и продолжительность пика влияют и индивидуально-личностные особенности человека.

Вместе с тем для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Вряд ли можно говорить об обязательном пике в профессиональной деятельности актера или преподавателя, врачей-специалистов в целом ряде областей медицины и вообще представителей тех профессий (в том числе рабочих), в которых профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной готовности. В этом случае оно (мастерство, умение) по крайней мере не снижается до момента ухода на пенсию или до потери трудоспособности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья. Здесь можно говорить не о пике, а о неуклонном плавном подъеме, завершающемся обрывом.

Развитие человека в зрелости вообще тесно связано с динамикой его психологического возраста.

В зрелости изменения временной перспективы вытекают из разных ощущений течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, переживаться как непрерывное и прерывистое, «разорванное» на отдельные отрезки.

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Чаще всего причиной его является завершенность поставленных и реализованных жизненных целей, что не дает возможностей иметь новые дальние перспективы. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастьем, например, с утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной или социальной катастрофой.

Отставание психологического возраста от хронологического может иметь различный характер. Известен, особенно в искусстве, тип «вечного юноши», который не может и не хочет взрослеть. Сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место также в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека - матери или жены (мужа), если рискнет завести семью. В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продление стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма.

Совсем иным является характер ощущения себя более молодым у людей деятельных, творческих. Здесь сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее. Если человек отдается делу, которому он себя посвятил, то его работа может быть и не связана с конечными целями - соответственно, психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. При творческом отношении к своему делу перед человеком постоянно открываются новые перспективы, ведь процесс творчества бесконечен!

В этом, втором случае «отставание» психологического возраста от паспортного, по сути, не является отставанием: сохранение черт молодости (протяженной перспективы, постоянного повышения продуктивности) отнюдь не отрицает адекватности психологического возраста главной задаче зрелости - наиболее полной реализации себя, наиболее полной продуктивности своей жизни.

Итак, зрелость - самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость - цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца.

Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность - как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.

С точки зрения физиологии зрелость - это время оптимального функционирования всех систем организма.

Социально и юридически зрелость - период установления и соблюдения норм и правил социальной жизни, освоения статусных позиций, достижения определенного социального уровня (профессия, семья, общественное положение).

С психологической точки зрения зрелость - это объективное отношение человека к своему возрасту, возможностям, перспективам.

Позитивные аспекты зрелости:

  • умение брать на себя ответственность;
  • умение управлять, организовывать, руководить;
  • уверенность и целеустремленность;
  • устойчивые принципы и система ценностей;
  • реализм и адекватность оценок и суждений.

Негативные аспекты зрелости:

  • возможное ухудшение здоровья и снижение сексуальной активности;
  • диссонанс между жизненными планами и ходом их осуществления.

В основе кризиса зрелости может лежать и резкая смена жизненного уклада, связанная с уходом на пенсию.

Однако надо помнить: никогда не поздно скорректировать цели по картине реальности - достаточно вспомнить пословицу про синицу в руках. На этом этапе самое время научиться довольствоваться тем, что есть, но не смиренно и покорно, а оптимистично. Этот возраст дает уникальный шанс пожить для себя. Карьера построена, семья создана, дети выросли и вылетели из гнезда. Можно наполнять себя новыми впечатлениями, поездками, встречами. Возможности для этого есть, было бы желание. Это гораздо лучше, чем заканчивать день фразой: «Моя старость приблизилась еще на шаг». Важно понять, что пик жизни - это не ее конец, а всего лишь переход к новым условиям.

Итак, социальная психология утверждает, что социализация продолжается непрерывно - всю человеческую жизнь. В определенном смысле можно даже говорить о первичной и вторичной социализации. Первая соответствует периоду становления ребенка. Вторая связана с саморазвитием взрослого. Естественно, жизнь взрослого является продолжением детской жизни и вырастает из нее, однако продуктивность жизни взрослого во многом может зависеть от необходимости пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, поведенческого репертуара (при вступлении в брак, рождении ребенка, разводе, болезни и других проблемных обстоятельствах).

Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взрослого состояния. По внутренним ощущениям физически здоровые, волевые люди не чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего возраста. Поэтому очень трудно создать реальную психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить, скажем, упомянутые уже этапы максимального расцвета личности - акме.

Большая часть исследователей относит начало периода взрослости к моменту окончания юности - к 18-19 годам, а конец - к возрасту 55-60 лет. В этом диапазоне выделяют ряд стадий: 1) ранняя взрослость (18-30 лет); 2) средняя взрослость (30-45 лет); 3) поздняя взрослость (45-55 лет); 4) предпенсионный возраст (50-55 лет для женщин, 55-60 лет для мужчин). При этом для каждой стадии отмечаются характерные особенности.

Для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность. У большинства складывается собственная семья, рождается первый ребенок. Завершается получением высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого избранная специальность.

Средняя взрослость - это период совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст - происходит заметное снижение физических и умственных функций, вместе с тем это годы, благоприятные для занятия наиболее солидного положения в своем социальном кругу. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни.

Да, возрастной период, рассматриваемый нами в этой главе, характеризуется устойчивостью психической деятельности человека, обретением целостности и, главное, зрелости. Под зрелостью личности понимают осознание своего места среди других людей, самоидентификацию, принятие и интериоризацию социальных норм, ответственность за собственные поступки. Основной в зрелом возрасте является профессиональная деятельность, которая к пожилому и преклонному возрасту уступает место ценности существования и общечеловеческим ценностям.

Отечественными психологами отмечаются два рубежа развития зрелой личности: в возрасте 30±2 года в виде переоценки своего жизненного пути, когда человек не только задумывается над правильностью его выбора, но и многое в нем исправляет («кризис средних лет» в возрасте Христа) и предпенсионный кризис в возрасте 55±3 года, когда наступает период планирования своей пенсионной жизни.

В зрелом возрасте основной психологической проблемой, как указано выше, становится идентичность, самовыражение и принятие себя (т.е. объективизация личности).

Чаще других идентификация зрелого возраста основывается на идентификации в области профессиональной деятельности, достижений и статуса, а трудовая деятельность выступает в качестве условия и формы проявления зрелости (Б.Г. Ананьев).

Кризис середины жизни, часто описываемый как кризис идентичности, инициирует глубокие размышления относительно своего существования в мире, своего места в нем, собственных возможностей и способов преодоления различных жизненных ситуаций.

Несмотря на актуальность и практическую значимость данных о разрешении личностью кризисных ситуаций в контексте ее отношения к экзистенциальным данностям, эта проблема еще недостаточно изучена в современной психологической науке.

Как показали исследования, кризисная ситуация воспринимается в одинаковой степени как мужчинами, так и женщинами как сложная ситуация, которая возникает внезапно, является неконтролируемой и вызывает изменения в жизни. Наиболее тяжелая кризисная ситуация для людей зрелого возраста - это ситуация смерти близкого человека. Также значимой ситуацией, вызывающей кризис, является разрыв близких отношений. Однако в отличие от женщин, мужчины более озабочены потерей работы и семейными проблемами. Для женщин кризисными ситуациями становятся болезни детей и родственников, финансовые проблемы и даже стихийные бедствия.

В целом совладание с возрастным стрессом имеет у мужчин и женщин общие закономерности, возможно, обусловленные культурно и социально и часто проявляющиеся в прибегании к когнитивной сфере, что говорит о тенденции рационально перерабатывать сложившуюся ситуацию. Интересно, что женщины в большей степени, чем мужчины, используют такие стратегии, как «религиозность», «эмоциональная разгрузка» и «покорность/безнадежность». В поведении же мужчин чаще встречаются стратегии «самонаблюдение», «придание смысла» и «подавление эмоций».

Результаты исследований свидетельствуют о том, что мужчины и женщины зрелого возраста испытывают наибольшие затруднения в использовании эффективных стратегий эмоциональной сферы, ведь, как известно, такие стратегии, как «подавление эмоций», «самообвинение» или «безнадежность» наиболее разрушительны для психологического здоровья личности.

Мужчины и женщины достаточно активны в преодолении жизненных трудностей, хотя не вполне удовлетворены успешностью этого преодоления. Женщины более эмоционально реагируют на кризисные ситуации и субъективно выше оценивают силу своих переживаний, чаще прибегают к внешней помощи для их разрешения и дольше воспринимают ситуации как окончательно неразрешенные, «хронические».

Мужчины, наоборот, в кризисе пытаются контролировать свои эмоции, опираться в разрешении проблемы на собственные ресурсы и решительнее справляться с возникшими трудностями, не оставляя их на будущее. Примечателен тот факт, что женщины в несколько большей степени оценивают и наличие в переживаемых ими кризисных ситуациях экзистенциальных проблем смерти, смысла жизни и одиночества. Мужчины рассматривают происходящие с ними ситуации в большей степени как столкновение с проблемой ответственности. Такие данные еще раз подтверждают идею о наличии гендерных аспектов в преодолении кризисов.

Примечательным является тот факт, что наличие неразрешенных экзистенциальных проблем препятствует эффективному совладанию с кризисными ситуациями, лишая женщину необходимых для этого внутренних ресурсов, а мужчину - возможности использовать эффективные стратегии, связанные с обращением за помощью к другим людям или самоконтролем. Интересно, что успешность преодоления кризисной ситуации напрямую связана для мужчин и женщин с умением опираться на свои внутренние ресурсы и собственную активность. Так, успешно разрешить кризисную ситуацию с использованием эффективных стратегий женщине могут помешать сильные и глубокие эмоциональные переживания, а мужчине - неумение использовать собственные внутренние ресурсы.

Следует уделить особое внимание такому очень распространенному явлению, как смена места работы. Специалисты переходили и переходят из одной организации в другую в поисках какой-либо выгоды (чаще всего материальной), при этом их профессиональные обязанности и методы остаются неизменными. Однако «перемещение» по организациям без смены рода деятельности не всегда безоговорочно полезно.

Психологи реально и убедительно доказали, что человек добьется большего успеха, если с периодичностью в пять-семь лет будет менять специальность, получать новые знания и встречать в своей профессиональной жизни совершенно новые, необычные для него задачи. А ведь даже в случае планомерного построения карьеры от рядового работника до старшего менеджера в конкретной компании новые обязанности не заменяют старые, а добавляются к ним. Другими словами, суть деятельности не меняется - увеличивается только сфера ответственности. Человек продолжает работать в той же профессиональной области.

Как ни парадоксально это звучит, но по прошествии нескольких лет работник скорее теряет квалификацию, чем приобретает ее. Накапливается усталость от привычного круга трудовых обязанностей, человек начинает выполнять их автоматически, без интереса. Поэтому психологи считают, что любому профессионалу необходимо время от времени менять не место работы, а ее содержание. Рональд Рейган, один из бывших президентов США, как известно, был в свое время уволен с киностудии «Уорнер Бразерс». Вряд ли он бы стал великим актером, если бы продолжал там работать, и совершенно точно мир не узнал бы 40-го президента Соединенных Штатов Америки.

Обычно руководители компаний и их кадровики совершают одну и ту же ошибку: ищут на вакантные места специалистов «с опытом работы в аналогичной должности не менее года», практически не рассматривая переквалифицировавшихся или вовсе не работавших ранее претендентов. Они не учитывают, что у неопытных кандидатов есть значительные преимущества перед теми, кто уже «съел собаку» в том или ином деле: отсутствие профессиональных штампов, готовность к самосовершенствованию, интерес к новой работе и др.

Тем не менее в наше время на российском рынке труда наметилась позитивная тенденция: все чаще люди стали менять не место работы, а саму профессию. Массовая переквалификация началась в период экономического кризиса 90-х годов, когда успешно приспособились к изменениям только те, кто не боялся учиться, приобретать новые знания и начинать свою профессиональную жизнь с нуля.

Это явление в социальной психологии принято называть «профессиональной реориентацией». Современный человек свободен во взглядах и поступках (по сравнению с человеком советской эпохи), он стремится к высокому уровню жизни и готов нести личную ответственность за события собственной жизни, за ее качество. Однако профессиональная реориентация наиболее характерна для молодежи. Мышление зрелых людей менее гибкое - на их профессиональную жизнь влияют уже сложившиеся стереотипы, требования к себе слишком высоки. Зрелые люди боятся рисковать.

Действительно, люди старше 35 лет менее активны, чем молодежь. Даже в случае разочарования в своей трудовой деятельности они редко меняют профессию. Мысль о кардинальной переквалификации кажется зрелым людям бессмысленной и даже опасной. У большинства из них нет возможности или желания тратить время и деньги на получение дополнительного образования.

Исключение составляют только две категории граждан: домохозяйки, у которых уже выросли дети и появилась возможность заниматься карьерой, и военные, уволенные в запас. Однако и те и другие сталкиваются с массой трудностей как объективных (нежелание работодателей предоставлять место неопытному человеку, возрастные ограничения при поступлении в высшие учебные заведения и т.п.), так и психологических (боязнь сделать ошибку, неверие в свои силы, отсутствие поддержки со стороны близких И Т.П.).

Специалисты разных профилей (социологи, психологи, экономисты) считают страх смены профессии одним из самых вредных заблуждений российских граждан. Многие люди ощущают, что полностью потеряли интерес и творческий подход к своей деятельности, но боятся перемен из-за возможности потерпеть неудачу.

К сожалению, говоря о карьере, люди чаще всего имеют в виду ее вертикальную составляющую - повышение в должности или рост заработной платы. Но существует еще и горизонтальная динамика. Сотрудник, исчерпав содержательные возможности в решении задач, которыми он давно занимался, начинает осваивать новое направление профессиональной деятельности - стремится получить новые знания, налаживает новые контакты, накапливает опыт решения новых задач. Возраст не помеха для переквалификации. Доказано: стремление человека после пятидесяти лет получить новую профессию активизирует его интеллект, способствует здоровью и долголетию.

Психологи признают, что решиться на резкое изменение своей профессиональной жизни способны только люди с определенным складом характера. Согласно так называемому термометру стрессов американского психиатра Томаса вынужденная смена профессии лежит приблизительно на том же стрессовом уровне, что и развод, - около 73 градусов (для сравнения: смерть одного из супругов - 100 градусов).

Способность пойти на разумный риск в своей профессиональной жизни - важнейший фактор успеха зрелого человека. И наоборот - страх перед изменениями или боязнь провала часто не дают достичь хороших результатов. Тот, кто научится смотреть на учебу и смену профессии как на естественную часть трудовой биографии, никогда не останется без дела. Более того, современный уровень развития экономики фактически вынуждает людей к переквалификации. Недаром даже в благополучной Швеции практически каждый человек в течение своей жизни два-три раза меняет профессию.

Положительной особенностью нашего времени является наличие консультационных центров, в которых желающим сменить профессию помогают компетентные специалисты.

Но это не единственный способ найти себе новое предназначение. Один из методов предписывает не кардинально менять квалификацию, а расширить круг своей деятельности. Для этого не обязательно оставлять работу, приносящую деньги, просто нужно найти себе дополнительное занятие, как говорится, по душе. Это может быть репетиторство, написание статей, шитье, столярничество и др. Часто новое дело становится впоследствии не только любимым, но и основным. Например, Д.Р.Толкиен, автор легендарной книги «Властелин колец», был профессором в области англосаксонского языка и литературы. Для своих четверых детей он начал сочинять сказку про хоббитов. Сначала он рассказывал им ее на ночь, позже записал и опубликовал, а издательство, оценив, насколько хорошо произведение приняли читатели, заказало продолжение. Так была создана трилогия «Властелин колец», которая имела колоссальный успех. В 62 года к скромному профессору пришли слава и богатство. И он, наконец, смог отказаться от многолетней необходимости вести списки расходов...

Второй сферой кризиса зрелого возраста выступает семейная жизнь, в которой кризис способно вызвать неудовлетворение семейным статусом, выбором партнера и друзей, отношениями с близкими, благосостоянием семьи и т.п.

Третья сфера, по которой происходит процесс сличения идеала и реальности, - это сфера личностного роста, включающая удовлетворенность собой - самоактуализацию. Человек средних лет склонен анализировать востребованность себя для общества, степень раскрытия в процессе жизни своих потенциальных возможностей и способностей.

Важно, что понятие зрелости, зрелой личности связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему Я, но и к более широкому контексту осуществления жизни, к максимально широкому - космическому - контексту своей жизни во всех проявлениях.

Кто оценивает уровень зрелости человека? Конечно, прежде всего он сам, и люди, которые его непосредственно окружают. Именно они через систему своих ожиданий поддерживают в человеке переживание его собственной динамичности, изменчивости.

У каждого возраста свои мотивы и свои ценности. Если для подростка ведущим мотивирующим началом выступает принцип удовольствия, для юноши - принцип власти, то для зрелого человека ведущая мотивация - воля к смыслу. Юность - это кошмар сомнений, средний возраст - утомительный тяжелый марафон, а поздний возраст - это наслаждение прекрасным танцем (быть может, колени хуже сгибаются, но темп и красота становятся естественными, не вымученными). В зрелости человек свободен от всех прежних страхов: подвергнуться общественному неодобрению, оказаться профессионально несостоятельным. Отсутствие этих страхов формирует особое чувство защищенности!

Следует запомнить: прекращение активной профессиональной деятельности, выбор между продуктивностью и инертностью, «внеплановый» кризис, обострение семейных отношений, инволюционные процессы, преждевременное старение, адекватность, отставание и опережение, климактерический период, андрогинная пауза, объективизация личности, профессиональная реориентация, понятие нормальности.

Вопросы и задания по главе XXII

  • 1. Расскажите о возрастных границах зрелости.
  • 2. Что является главными сторонами зрелой жизни?
  • 3. Что является, по мнению Э. Эриксона, основной проблемой зрелости?
  • 4. Что такое «внеплановый кризис»?
  • 5. Попробуйте перечислить основные проблемы зрелости.
  • 6. Что можно считать центральным возрастным новообразованием периода зрелости?
  • 7. Каково мнение Э. Клапареда о зрелости?
  • 8. Что такое инволюционные процессы и как они связаны с начинающимся биологическим старением?
  • 9. Что такое временная перспектива?
  • 10. В чем, по-вашему, заключаются причины преждевременного старения?
  • 11. Подготовьте сообщения о психофизиологических признаках мужской и женской зрелости.
  • 12. Расскажите о типах идентификации в профессии.
  • 13. Подготовьте сообщения о кризисе среднего возраста.
  • 14. Что такое профессиональная реориентация?

Существуют различные периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной и В.М. Колюцкому:

граница юности и молодости - около 20-23 лет;

молодости и зрелости - 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);

граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет.

1. Юность (от 17 до 20-23 лет)

Юность - всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них - время проб и ошибок. Они говорят: "Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже".

Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую "жить достойно", "много зарабатывать", "обеспечивать себя и семью". Существуют две категории выпускников школы:

первые надеются на помощь родителей (платный ВУЗ) и не теряют душевного равновесия;

вторые рассчитывают на свои силы - наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам.

Возраст - категория конкретно-историческая. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности.

2. Молодость (от 20-23 до 30 лет)

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

3. Зрелость

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла

Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности. Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой. На время и продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают "акмэ" в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер "акмэ" может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Зрелость и психологический возраст

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

хронологический (паспортный)

физический (биологический)

психологический

Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.

Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.

Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.

В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.

В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:

адекватность

отставание

опережение

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.

Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.

Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.

Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности отстают в психологическом возрасте.

У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее. Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы. В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости. Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает возраста".

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.

Человек должен жить до 100-110 лет — так задумано природой. Но как использовать этот ресурс, чтобы не просто жить долго, но еще и не страдать от сопутствующих возрасту проблем: болезней, дряхлости, ослабления умственных и физических способностей? Оказывается, природе можно помочь.

Ученые Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии РАМН более 30 лет разрабатывали способ, позволяющий если не остановить, то хотя бы затормозить старение организма. О том, как жить долго, оставаясь при этом полным сил и энергии, рассказывает директор института, президент Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии, профессор Владимир Хавинсон.

Владимир Хацкелевич, сейчас такое интересное время, когда на наших глазах меняются представления о пожилом и молодом возрасте. Если еще в конце XIX века в романах писали "в комнату вошел пожилой мужчина сорока с небольшим лет", то сегодня такое определение уже не всегда подходит и к 60-ти- и даже 70-летним. А некоторые, как режиссер Юрий Любимов, и в 90 с лишним лет полны энергии и сил. Вы согласны с тем, что такое смещение возрастных границ — одна из главных тенденций сегодняшнего времени?

— Абсолютно согласен. Сегодня человеческая цивилизация вступила в стадию увеличения числа лиц средней возрастной группы и лиц старшей возрастной группы. Как мы знаем, лимит человеческой жизни — это примерно 100-110 лет.

— А кстати, объясните, на основании чего возникла именно это цифра — ни больше, ни меньше?

— Максимальный срок жизни, отмеченный официально и юридически доказанный — 122 года. До такого возраста дожила долгожительница во Франции. В России официальный максимальный срок жизни — 117 лет — по записям в церковных книгах. На сегодняшний день в мире живет 88 человек в возрасте от 110 до 114 лет и более 200 тысяч человек в возрасте более ста лет.

В Петербурге, например, 4 миллиона 600 тысяч населения, из них 1миллион 200 тысяч — пенсионеры, 220 человек у нас достигли возраста 100 лет. Мы видим постарение населения во всем мире. Точнее сказать, не постарение, а "повзросление". Раздвигаются границы: раньше к средней возрастной группе относились люди в возрасте сорока лет. Сейчас уже в возрасте 60 лет. Особенно яркие примеры мы видим в науке, искусстве, сфере образования. 70 лет там — пик расцвета личности.

Сегодня средняя продолжительность жизни — 75-80 лет. А верхний предел — 100-110. Откуда берутся эти дополнительные 30 процентов? Дело в том, что во всех органах и тканях у нас есть так называемые полипотентные клетки, они же резервные, или стволовые. Как угодно можно называть. Так заложено природой — на случай травмы или еще чего-то. Своего рода "запчасти". После тяжелых заболеваний — инсульта, инфаркта — организм имеет шанс восстановиться как раз за счет этих резервных возможностей. И каждый наш орган содержит примерно 30-40 процентов такого рода "запасных" клеток. Если этот ресурс полностью вырабатывается, то человек доживает до 100-110 лет. Но у большинства людей эти клетки не включаются.

А в чем причина?

Вредные условия жизни, плохая экология, курение, алкоголь блокируют активацию этих клеток. А также неправильное питание, вода, вредные излучения. Почему в местностях, не особо затронутых цивилизацией, люди живут дольше? Да меньше вредное воздействие.

— Но ведь сейчас в среднем живут дольше, чем в старину, когда и экология была лучше, и вредных излучений не было.

— Я бы так не сказал. Есть очень много примеров, когда и в старину люди доживали до 90 лет. Там просто другие факторы укорачивали жизнь — те же инфекции, которые "косили" целые деревни и города. Но в человеке, как в биологическом виде, ничего не изменилось с момента создания — абсолютно. Изменились только условия гигиены, санитарии, медицины.

— Вы и ваши коллеги из Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии РАМН несколько десятков лет посвятили тому, чтобы доказать, что старение организма можно если не остановить, то по крайней мере, существенно замедлить. Каким образом?

— С помощью разработанных нами геропротекторов на основе пептидов — маленьких белков, содержащих от 2 до 100 аминокислот. Это биорегуляторы, стимулирующие иммунную систему, эндокринную, мозг, печень и другие органы. Введение этих препаратов во время экспериментов с животными привело к увеличению средней продолжительности жизни на 30-40 процентов по сравнению с контрольной группой, которой вводили физраствор.

И те мыши, которым вводили препараты, прожили дольше и достигли верхнего видового предела. То есть у них был активирован тот внутренний резерв, который по нашим 35-летним исследованиям составляет 30-40процентов. Это тот максимальный ресурс, который можно выжать из любого живого организма, включая человека.

— Вы предлагаете таким образом помочь природе?

— Если у организма не хватает сил по разным причинам самому включить этот ресурс, ему можно помочь. Эти препараты помогают активировать защитные силы организма. Пептиды — сигнальные молекулы, запускающие синтез белка в данном органе. И не только синтез белка: они также запускают так называемую дифференцировку клеток.

Молодые клетки вначале не дифференцированы, то есть не имеют "специализации". Введение пептида, например, печени превращает их именно в клетки печени. Ведь что такое старение? Это снижение синтеза белка и потеря с возрастом дифференцировки клеток во всех органах и тканях. И введение пептидов увеличивает длительность функционирования органов.

Но что важно: каждый орган может быть активирован только своим пептидом. Есть два варианта: пептиды, которые мы выделяем из органов животных, и пептиды, которые синтезируются из аминокислот. Это копия натуральных, но их легче сделать.

— Сегодня много говорят о другом модном направлении — омоложении с помощью вводимых в организм стволовых клеток. А в чем разница?

— Проблема в том, что в этом случае в организм поступают чужеродные стволовые клетки. Это опасно, потому что они могут переносить онковирусы и способствовать возникновению рака. Поэтому это запрещено во всем мире. Второй вариант — это активация собственных стволовых клеток. Мы пошли по этому пути.

— Футурологи еще обещают, что через несколько десятилетий людям просто будут заменять больные органы на искусственные.

— Возможно. Это вариант абсолютно разумный, особенно, когда невозможно активировать процессы в организме естественным путем — например, при пороке сердца или в случае замены сосудов. Здесь стволовыми клетками ничего не сделаешь. Трансплантология, искусственные органы — это очень перспективное и важное направление.

А пептиды — это тот случай, когда нет сильной патологии. Этот такая упреждающая мера, когда человек еще себя чувствует более-менее неплохо. В тех случаях, когда человек болен, нужны другие подходы.

Разработка геропротекторов, замедляющих старение, началась еще во времена СССР?

— Это были затраты Советского Союза, Министерства обороны, Военно-медицинской Академии. Вначале разработки шли по заказу военных — для повышения сопротивляемости организма, повышения функций иммунной и эндокринной систем. Эти препараты делались для Чернобыля, для Афганистана. Никто не занимался геронтологией. Потом уже видели увеличение продолжительности жизни, уменьшение количества опухолей. Выяснилось, что применение препаратов снижает опухоли примерно в 3-4 раза. Мы сохранили и развили тот интеллектуальный запас, который был сделан еще в СССР.

Вообще, в этом исследовании принимало участие около 2000 человек. Участвовало более 50 научных учреждений Советского Союза и 7 зарубежных из США, Италии, Великобритании, Германии, Испании. Поэтому наши достижения — результат работы международного коллектива. Но интеллектуальная собственность принадлежит России. У нас все это запатентовано — более 180 патентов, изних половина за рубежом.

В течение 15 лет мы проводили испытание на людях в возрасте от 70 лет — в Киеве и Санкт-Петербурге. И нам удалось снизить их смертность на 44 процента — по сравнению с контрольной группой. В контрольной группе участники принимали поливитамины, а в экспериментальной — пептиды. Каждый год их обследовали, делали анализы. А когда через 15 лет подсчитали уровень смертности, то все очень сильно удивились. И в прошлом году мы за эти исследования получили национальную премию Академии наук Украины.

А что, на Западе ничего подобного не изобрели?

— Мы оказались первыми. Наше достижение в том, что мы разработали всю гамму пептидов, полную "коллекцию" для всех органов. Мы единственные в мире, у кого это есть. Дело в том, что эти опыты очень дорогие. Например, мы провели 25 экспериментов по продлению жизни. Никто в мире этого не сделал. Потому что каждый эксперимент стоит 1,5 миллиона долларов. Разработка одного препарата в США стоит от 200 миллионов долларов. А мы создали 30 препаратов. Да ни одна мировая компания таких расходов не потянет. Проблема нашей науки в том, что нет аппаратуры, материально-технической базы. А уровень интеллекта российских ученых по-прежнему очень высокий.

Например, в геронтологии мы, можно сказать, заняли все "призовые места". В апреле этого года меня избрали президентом Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии. Впервые в истории избрали именно российского ученого. А профессору Владимиру Анисимову, президенту Геронтологического общества РАН, тоже впервые присудили премию по биогеронтологии.

— Иногда сталкиваешься с тем, что все разговоры о продлении жизни люди воспринимают лишь как очередной предлог увеличения срока выхода на пенсию.

Иногда социологам изменяет врожденный инстинкт самосохранения, и они явно нарываются на волну критики со стороны респондентов. Этот риск, похоже, не учли сотрудники исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru . Практически накануне 8 марта они задали активным работающим россиянам довольно "скользкий" вопрос: в каком возрасте женщины и мужчины наиболее привлекательны?

А ответы получили и вовсе "неделикатные". Выяснилось, что мужчины предпочитают… нет, не моделей-блондинок. Вопреки расхожему мнению, сильный пол чаще теряет голову не от юных "нимф и амазонок" лет восемнадцати, а от зрелых женщин "в расцвете лет" - тех, кому 26-30. Именно такой возраст наибольшей дамской привлекательности в предложенной шкале отметило больше всего мужчин - 30%, почти каждый третий. Правда, вдобавок к этому обнаружилось, что у мужчин "расцвет" наступает позже, лет в 36-40, зато и длится дольше, чем у их ровесниц. Не теряют они обаяния с годами! Выходит, не так уж сильно ошибался высмеянный юными соперниками герой знаменитого мюзикла "Дуэнья", когда дрожащим фальцетом выводил свою арию: "Видней мужская красота в морщинах!"

Две таблицы для пущей наглядности результатов опроса.

"Как Вы считаете, на какой возраст приходится пик МУЖСКОЙ привлекательности?"

"Как Вы считаете, на какой возраст приходится пик ЖЕНСКОЙ привлекательности?"

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Почему мужчинам особенно сильно нравятся дамы предбальзаковских лет? "Это возраст максимума женской сексуальности, физических, моральных, карьерных возможностей, наиболее оптимальный для рождения детей", - объясняют респонденты.

Более молодых девушек в возрасте от 21 до 25 лет находят самыми привлекательными 24% мужчин, большинство из которых относятся к той же возрастной категории (41%). А вот мужчин старше 25 лет чаще привлекают дамы бальзаковского возраста - от 31 до 35 лет (19%). "Настоящая женственность"; "Опыт, отсутствие иллюзий", - так описывают они женщин в возрасте чуть за 30. Вот еще одно мнение, причем из женских уст: "Это уже не девочка, но еще и не зацикленная на проблемах, свободная в большинстве случаев девушка. В этом возрасте еще не испорчена фигура, обычно приличное образование (есть о чем поговорить). Как правило, хорошо одевается, ухаживает за собой и легко идет на контакт с противоположным полом. Не напрягает мужчину мыслями о замужестве и детях, ведь у неё еще уйма времени. Немного легкомысленна, но уже с установившимся с характером. В общем, самое то!"

А почему красавицы в возрасте 36-40 лет затмевают в глазах мужчин юных и прелестных барышень лет 16-20 лет - 9% против 4%? "Природа дает женщине последний шанс родить здорового ребенка, в связи с чем концентрируются все ресурсы тела, мозга, души", - комментируют поклонники зрелой женственности. Ещё 3% представителей сильного пола считают, что пик женской привлекательности приходится на возраст от 41 до 45 лет: "Самый интересный возраст у женщины. Они красивы и статны".

Затруднились назвать лучший возраст женщины 7% опрошенных нами мужчин. "Юные девы привлекают телом. Зрелые дамы - умом"; "Настоящая женщина привлекательна в любом возрасте", "Непривлекательных от природы женщин практически нет, за редчайшим исключением. Есть женщины, не желающие или не умеющие быть привлекательными. А если внешние данные сочетаются с интеллектом и женским обаянием - ни один мужчина не устоит", - говорят они уклончиво.

Что же касается мужчин, то, судя по мнению представительниц прекрасного пола, пик привлекательности наступает у них гораздо позже, но длится дольше, чем у женщин. Так, больше всего женщин (27%) уверены, что самый расцвет мужских сил - это возраст от 36 до 40 лет. Почти столько же дам (26%) считают лучшим для мужчины возраст от 31 до 35 лет: "Не старые, но уже состоявшиеся мужчины"; "Как правило, к 36 годам мужчина сформировался как личность, у него всё в порядке с работой, есть свои взгляды на жизнь".

При этом многие участницы опроса отмечают, что мужская привлекательность меньше зависит от возраста, чем женская. "Она скорее связана с качествами личности, даже с профессиональными качествами. Чем больше мужчина состоялся и реализовался (и в профессии, и в семье), тем он привлекательнее. Так что у некоторых этот пик длится очень долго - до самой смерти", - рассуждают они.

17% дам считают пиком мужской привлекательности возраст от 41 до 45 лет: "В этом возрасте мужчины начинают понимать женщин"; "Пик активности". Почти столько же представительниц прекрасного пола (16%) сообщили, что им больше всего нравятся мужчины 26-30 лет, причём основная часть таких респонденток - это девушки до 24 лет (34%). "К этому возрасту уже понятно, что мужчина хочет в жизни, к чему стремится, что имеет. При этом он достаточно молод и полон сил", - комментируют они.

И лишь 3% опрошенных считают пиком мужской привлекательности возраст от 21 до 25 лет. Совсем "не котируются" среди дам 16-20-летние юноши. Причина в том, что в этом возрасте молодые люди ещё не могут похвастаться профессиональной состоятельностью, твёрдостью жизненных взглядов и устойчивым положением в обществе.

Затруднились точно определить пик мужской привлекательности 7% женщин: "В любом возрасте привлекает прежде всего личность"; "Мужчина, если он настоящий, хорош в любом возрасте!"; "Все зависит от того, в каком возрасте находится сама женщина. Есть жизненное правило - мужья должны быть старше, а любовники - моложе!".

Социологи приводят в своем исследовании целую палитру отзывов - о представителях и своего пола, и противоположного. Надо сказать, что мужчины в общем-то согласны с тем, что с возрастом их ценят больше, "как хороший коньяк". Среди них лишь 6% думают, что пик мужской привлекательности - в ранней молодости, до 25 лет. Каждый пятый (19%) уверен, что лучший их возраст - это 26-30 лет ("Оптимальный для заведения семьи, - максимум мужской потенции, максимум моральных и физических сил"). Примерно столько же (21%) отметили графу "31-35 лет" ("В этом возрасте парни превращаются в мужчин".), а также (20%) - 36-40-летний возраст. 16% сказали, что пик мужского обаяния - 41-45 лет". Правда, с оговоркой: "Это в том случае, если удается сохранить физическую форму, максимально развить умственные способности и накопить большой опыт".

Ну и, конечно, не обошлось без философов. Они считают, что мужчина привлекателен "до 90 лет, если может и хочет быть привлекательным", а "возраст, на который приходится пик мужской привлекательности, зависит от возраста дамы, которая оценивает мужчину".

Некоторые цинично замечают, что "пик мужской привлекательности длится от рождения и до кончины, поскольку женщин гораздо больше на Земле, чем мужчин. Все время идет настоящая охота со стороны слабого пола за внимание, за продолжение рода человеческого, за любовь. Так было, так есть и так будет". Есть еще одно мнение: "Смотря сколько денег в кармане. Чем их больше, тем привлекательнее".

Высказались, как на собрании, даже начальники сантехнического и транспортного отдела.

"Если мужчина следит за своим здоровьем, то получается очень широкая "вилка" (и в 50 лет можно выглядеть на 30). Здоровье и моложавый вид всегда привлекают женщин!", - считает руководитель сантехников. "Странно, но нет моего возраста! Юношеский есть, взрослый - тоже, а привлекательности мудрого мужчины (в полном смысле слова) нет. Я женился в прошлом году (супруга младше меня)!" - это написал 45-летний начальник транспортного отдела из Москвы.

"Мне 51. Я чертовски привлекателен", - сказал, как отрезал респондент-петербуржец.

А лучше всех расстановку сил и шансов оценил некий 57-летний московский прораб: "Мужчина во всех возрастных группах должен вести себя и действовать как настоящий мужчина. Тогда он привлекателен до глубокой старости".

Трудно не согласиться.

Признайтесь, столкнувшись с какой-нибудь нелегкой задачей, вы наверняка хоть раз в жизни да думали: «Эх, вот в лучшие-то годы с этим бы у меня не было проблем!» Так время от времени думают все начиная примерно с 25 лет. И совершенно зря, если только речь не идет о подъеме непомерных тяжестей или марафонских забегах. Да, наши физические возможности понемногу убывают с годами, но так ли обстоит дело с интеллектуальными? И есть ли вообще у мозга «лучшие годы»?

Нет – все зависит от конкретных задач, уверены психологи Джошуа Хартсхорн (Joshua Hartshorne) из Массачусетского технологического института и Лора Джермайн (Laura Germine) из Гарвардского университета (США). Они предложили 2450 добровольцам различного возраста и образовательного уровня пройти серию из 15 тестов. И выяснили, что почти треть задач успешнее выполняли люди старше 45 и даже 55 лет. (1)

Память против опыта

Молодые участники экспериментов преуспевали в тестах, требовавших памяти и внимания. Например, в одном из испытаний нужно было просмотреть несколько семейных фотографий, а затем вспомнить, кто, в каких позах и какой последовательности был на них запечатлен. Лучшие результаты здесь оказались у людей в возрасте от 18 и примерно до 35 лет.

А вот математические задачи и тесты на общие знания куда легче давались участникам старше 40 лет. И это еще не все. В число тестов входил так называемый mind-in-eyes: посмотрев на фотографию человека, испытуемые должны были определить, какие эмоции он испытывает. Задача не такая легкая, как может показаться: например, крайние степени радости, удивления или страха нередко выражаются очень сходной мимикой. Лучше всего прочесть «написанное на лице» смогли добровольцы 43–58 лет.

И наконец, тест на богатство словарного запаса и вовсе показал, что максимума этот запас достигает после 55, а часто и после 65 лет – и идет на убыль лишь ближе к 80. «Возраста расцвета нашего мозга просто не существует, – заключают исследователи. – Более того, невозможно даже определить возраст, в котором человек лучше справляется с большинством когнитивных задач, поскольку почти каждая из них наиболее эффективно решается в разные периоды жизни».

Результаты исследования вряд ли можно считать сенсационными. Скорее они экспериментально подтверждают то, о чем и так нетрудно догадаться: в одних ситуациях хороши быстрота и подвижность молодого ума, а в других – накопленные опыт и знания зрелого разума. Но все-таки, согласитесь, приятно узнать из почтенного научного источника Psychological Science, что лучшие годы вашего мозга так или иначе впереди – вне зависимости от того, сколько вам лет.

1. J. Hartshorne, L. Germine «When Does Cognitive Functioning Peak? The Asynchronous Rise and Fall of Different Cognitive Abilities Across the Life Span» Psychological Science, онлайн-публикация от 13 марта 2015 года.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: