В.А.Жуковский. "Спящая царевна". Спящая царевна

«Задания по сказкам» - В конце добро побеждает зло. Друзья познаются в беде. Физминутка. Соотнестите автора и произведение. Что за прелесть эти сказки. Найди лишнее слово. Цели урока. Нас встречает в жизни сказка вместе с материнской лаской. Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка. Определи вид сказки.

«Сказки и виды сказок» - Животные. История сказки. Сапоги. Структура сказки. В гостях у сказки. Мудрость. Цветик. Ложь. Любимый герой. Занимательный рассказ. Какие сказки вы знаете. Сказки о животных. Волшебные сказки. Основные герои. Разминка для зрителей. Рыжая плутовка. Сказки бытовые.

«Сказки для ребёнка» - Какая боль сильнее: тела или души? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Проблемно-поисковый. Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Награда для Дуняшки и для Наташки. ПСИХОГИМНАСТИКА: Ты – солнышко! Работа со сказкой.

«Урок Сказка» - На земле и под водой Ищет ключик золотой. Учебник – страница 168 – 169. Ждёт вас впереди весёлая викторина. Сказочные викторины: Обобщающий урок по разделу: «Сказочные человечки». Паутины вьётся нить. В голове моей опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо И-ног-да!

«В гостях у сказки» - «Колобок». Кто, распростившись с зеленою кожею Сделался милой, красивой, пригожей. . “ Папа, моя стрела в болоте. Мы вверх пошли – простоквашу нашли, а сказку нашей правдой сочли. Присказки. “Телеграмма”. Жили – были Давным – давно… Концовки. На поле – поляне, на высоком кургане. “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул”.

«Сказочники» - Новый материал. Отличительные черты сказок Европы. Ознакомление с биографиями Ш.Перро. Сказки Г.Х. Андерсена. Сказки Э.Т.А. Гофмана. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Сказка и сегодня нужна нам. Шарль Перро. Ганс Христиан Андерсен. Знание европейских сказок. Сказочники Европы и современный читатель. Сказки Ш. Перро.

К стр. 82-83

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» мне в особенности понравилось, как создатель обрисовывает заснувших во дворе королевского дома людей. Это описание смешное и выразительное.

2.К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого ревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Если б эта сказка была народной, ее можно было бы отнести к магическим сказкам. Русскую народную магическую сказку в ней припоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...» Создатель вводит в нее пословицы, поговорки, народные выражения: «Что ни в сказке поведать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Авторитетный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа узкая, не рвись...», «Птица там не пропархает, Близко зверек не пробежит...» В сказке Жуковского есть колдуньи, есть старуха- ведьма, есть пророчество и чернокнижниченство, есть ассистент, который ведает королевскому отпрыску о спящей царевне.

Отличает эту сказку от народной то, что она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: к примеру, «Блещут розы по кустам», «Зданье - волшебство старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вкупе с ней объемлет он / Весь большой королевский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки - волшебство красотой», «Распалительным огнем / Горячо рдеющих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал...»

3.Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она ото-мстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую ведьму не пригласили, так как из двенадцати золотых блюд, созданных для чародеек, одно было похищено непонятно кем. Но если б правитель желал, он нашел бы выход из этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую старенькую ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.

Ведьма отомстила, пожелав королевской дочери умереть на шестнадцатом году, оцарапав руку веретеном. Чернокнижниченство старухи смягчила оставшаяся последней кольдунья, сказав, что превратит погибель в сон, который продлится триста лет. Спустя триста лет юный королевский отпрыск разбудил царевну ото сна..

Фонохрестоматия

Стр. 83

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Манера сказывания народной сказки существенно отличается от художественного чтения литературной сказки. Если 1-ая вначале создавалась как произведение устного творчества, то ей и требовались особые приемы: присказки, повторы, рифмовки и соответственная манера сказывания. Литературная сказка же создавалась поэтом вначале в письменном виде, поэтому в ней нет этих приемов и читают ее по-другому.

2.Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания ?

Злая кольдунья гласит тихо, ворчливо, зло, хорошая же чародейка гласит бодро, звонко.

4.Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация актера вновь приобертает бодренькие и радостные оттенки, ведь ранее он описывал «сонное царство», а сейчас перед нами - живой, активный принц, необходимо показать его деятельность, стремительность.

5.Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в их больше деяния, потому что их ведали устно. Теперь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, появилась возможность придумывать такие длинноватые описания.



«Состязание» Жуковского и Пушкина

  • Летом 1831 г. Жуковский и Пушкин в Царском Селе устроили шутливое соревнование между друзьями-поэтами.
  • Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о царе Берендее»
  • Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г. «Спящая царевна» написана 26 августа -12 сентября 1831 г.


«Спящая царевна»



Жанр произведение

  • Литературная сказка – это авторский эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.
  • В чем основное различие между народной сказкой и литературной?
  • Фольклорные сказочные повествования


Словарная работа

Попались ли вам при прочтении слова с неизвестным для вас значением?

  • Пророк
  • Оплошал
  • Благонравна
  • Дотоле
  • Сучить
  • Хорунжий
  • Свита
  • Пресекся
  • Терновник
  • Ланиты


Словарная работа

Пророк - предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал - недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна - благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле - до сих пор, до этого времени.

Сучить - вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий - в царской армии казачий офицерский чин.

Свита - сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Пресекся - прервался.

Терновник - колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты - щеки.



Герои сказки.

  • Кто герои сказки? Наделены ли они именами:
  • Какие они? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.


Анализ эпизода. Пир. .

  • Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью?
  • Как она отомстила?
  • Как вы представляете себе ведьму? (проверка д.з. - рисунки)


Анализ эпизода . Царевна и Чародейка.

  • Кого мы видим на картине?
  • Как изображена старуха художником?
  • А царевна?
  • Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено пряха.
  • Почему молча?
  • Кем была пряха-старушонка?


Анали эпизода. Уснувший дворец

  • Объясните смысл выражений: «И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном»
  • Почему мертвым сном?


Анали эпизода. Уснувший дворец

  • Опишите спящую царевну. Что разрушает силу сна?
  • Какой литературный приём художественной выразительности использовал автор?


Эпитет.

  • Эпи́тет (от греч. - «приложенное») - определение при слове , влияющее на его выразительность.
  • Выражается преимущественно именем прилагательным , но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).


Подумаем.

Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?



Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки?

  • Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...»
  • В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.


Что отличает «Спящую царевну» от русских народных сказок?

  • Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.


Домашнее задание

Подготовить чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка ).

Вопросы по сказке Жуковского, Спящая цвревна. 2.К какому виду сказок вы бы ее отне??ли, если бы она была народной? Что в ней напоминает народные сказки? Что отличает ее от них?

Ответ:

Если б эта сказка была народной, ее можно было бы отнести к магическим сказкам. Русскую народную магическую сказку в ней припоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...» Создатель вводит в нее пословицы, поговорки, народные выражения: «Что ни в сказке поведать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Авторитетный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа узкая, не рвись...», «Птица там не пропархает, Близко зверек не пробежит...» В сказке Жуковского есть колдуньи, есть старуха- ведьма, есть пророчество и чернокнижниченство, есть ассистент, который ведает королевскому отпрыску о спящей царевне.Отличает эту сказку от народной то, что она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: к примеру, «Блещут розы по кустам», «Зданье - волшебство старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вкупе с ней объемлет он / Весь большой королевский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки - волшебство красотой», «Распалительным огнем / Горячо рдеющих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал...»3.Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она ото-мстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?Двенадцатую ведьму не пригласили, так как из двенадцати золотых блюд, созданных для чародеек, одно было похищено непонятно кем. Но если б правитель желал, он нашел бы выход из этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую старенькую ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.Ведьма отомстила, пожелав королевской дочери умереть на шестнадцатом году, оцарапав руку веретеном. Чернокнижниченство старухи смягчила оставшаяся последней кольдунья, сказав, что превратит погибель в сон, который продлится триста лет. Спустя триста лет юный королевский отпрыск разбудил царевну ото сна..

Похожие вопросы

  • 1) Какие воздушные массы способствуют образованию жаркой, сухой погоды, засух и су??овеев 2) Какие воздушные массы зимой способствует резкому потеплению, летом иногда вызывают пасмурную погоду с дождями 3) Какие воздушные массы зимой способствуют снегопадам и оттепелям, а летом смягчает жару и приносят осадки 4)Какие воздушные массы зимой приносят холодную, сухую погоду без осадков, а летом жаркую и сухую 5) Какие воздушные массы формируются над полуостровом Малой Азии и северной Африкой Арктические-1 Континентальные умеренные-2 Морские умеренные-3 Континентальные тропические-4 Морские тропические-5


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: