Виды неправильного воспитания в семье. Отклонения в поведении обучающихся как следствие воспитания в дисфункциональной семье

Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения. Способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.

Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга.

Какие бы благие намерения ни обеспечивали система социального обеспечения, доказательства показывают, что его порочные финансовые стимулы препятствуют формированию нетронутых семей и поиску работы. Это результаты нынешнего «кода сообщества», на котором построены кварталы с высоким уровнем преступности.

Законодательство необходимо для ликвидации разрушительных особенностей системы социального обеспечения. Вместо того, чтобы отправлять зарплаты одиноким матерям, такая реформированная система должна направлять деньги местным учреждениям и уровням правительства, которые могут заставить мать помочь группам в сообществе и привлечь сообщество к матери и ребенку, нуждающемуся в помощи.

Воспитание в культе болезни – ситуация, при которой болезнь ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права и ставит в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм.

Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся. Установка тяжело сказывается на лабильных, сензитивных, астенических подростках, усиливая черты этих типов.

Деньги, которые теперь используются для поддержки этих сломанных и неоформленных семей, могут быть переданы местному сообществу, чтобы позволить ему решить, как лучше всего помочь нуждающимся семьям, в том числе новообразованным семьям, оставленным отцом. Сообщество могло выплатить эти деньги, по своему усмотрению, организациям, приверженным восстановлению жизни этих сломанных семей.

Содействовать - через руководство идеями, а не на национальном финансировании - усилиям добровольцев, в том числе усилия религиозных учреждений. В условиях социального краха стольких городских кварталов есть ошеломительные примеры успешных усилий по превращению жизни молодых людей, ранее погруженных в преступление. Эти усилия неизменно обладают двумя особенностями. Один из них - сильная система правил внутри организации, характеризующаяся любовью и твердым руководством, наблюдаемым в поддерживающей семье.

Условия жестких взаимоотношений – выражается в срывании зла на ребенке и душевной жестокости.

Условия повышенной эмоциональной ответственности – на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования.

Противоречивое воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться травмирующим для любых типов.

Другой - сильное духовное измерение, чаще всего глубокое религиозное обязательство. Примеры такого типа программы изобилуют. Пример: Леон Уоткинс из Южного Центрального Лос-Анджелеса, убежденный в том, что банды заполняют пустоту для тех, кто присоединяется к ним, помогает им делать это таким образом, что мосты для общества. Согласно Уоткинсу, быть в банде - это как религиозное обязательство; существуют кодексы поведения и служения высшему благу, чем самому себе: сама банда. Уоткинс показывает членам банды, как быть верным всем, что привлекает их к банде, и, тем не менее, быть верным себе и обществу вокруг них.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Так, в процессе одного из них (Д.Баумринд) было выделено три группы детей.

1) Дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

Духовное вдохновение за все его усилия становится ясным для молодежи. Они учатся осознавать духовное измерение своей жизни. Пример: Преподобный Ли Эрл начал церковь в одном из самых заброшенных районов Детройта, район, экономика которого строилась на наркотиках, проституции и благосостоянии. В течение десятилетия те же самые окрестности и те же жители, под вдохновением духовного руководства преподобного Эрла, мотивированные доверием к Богу, восстановили свою общину. Они стали женатыми семьями, начали заниматься малым бизнесом, перестроили и выкупили собственные дома. преступность резко упала, и сообщество возродилось.

2) Дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые.

3) Дети, менее всего уверены в себе, не проявляют любознательности, не умеют сдерживать себя.

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку:

– контроль; это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей.

Предоставление людям места, которые могут принадлежать и надеяться на будущее, надеюсь, что они будут переданы через вдохновляющее руководство, является общим для всех этих успехов. Предоставление забытому ребенку места, к которому принадлежит - кому-то принадлежать, - передается через дух дающего человека, что-то вне социальной работы в одиночку. Это предполагает долгосрочные личные отношения с ребенком. Эти отношения не берут денег, но они принимают щедрую приверженность личному времени, как в «Больших братьях» и «Больших сестрах».

Правительство не может приобрести эти усилия. Если он попытается, он будет вибрировать их, превратив моральные отношения в денежные. Содействовать через лидерство в идеях преимущества для нации регулярного богослужения в религиозных учреждениях. Невозможно переоценить важность кодексов поведения и религиозной практики. Согласно профессиональной литературе, активное участие в церкви значительно коррелирует со снижением числа преступлений. Расширение активного членства в церкви и религиозного богослужения в сообществе способствует сокращению преступности.

– требование зрелости; это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне.

– общение; Это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо.

Правительство не может переучивать религиозные учреждения, поскольку их сущностная природа является моральной и духовной. Но это может быть менее враждебно к их традиционным областям компетенции и миссии. Потенциал добра среди многих религиозно вдохновляемых школ, особенно во внутренних городах Америки, хорошо известен. Но Конгресс и суды настаивают на том, что цена правительственного сотрудничества в области образования - это некооперация среди трех воспитательных учреждений семьи, церкви и Эта стратегия ослабляет сообщества.

Проведите внутригородские эксперименты со школьными ваучерами. Школы, поддерживающие дисциплину и сильные моральные ценности, могут помочь семьям, которые ценят эти добродетели и могут изменить ситуацию в сообществах, которые сломались. Родители должны иметь возможность выбирать такие школы, когда их дети подвергаются риску. Чтобы дать родителям этот выбор, штатам и местностям можно предложить предлагать ваучеры семьям с низким доходом. До сих пор государства сопротивлялись проведению этих экспериментов.

– доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке, теплоту, любовь, сострадание по отношению к нему.

Модель поведения 1. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых оказались в 1-ой группе, набрали наибольшее количество баллов по всем 4-м признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. Родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, хотя не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым.

Федеральное правительство должно финансировать и оценивать от шести до двенадцати таких местных демонстраций. Недавние данные опроса в Калифорнии и Нью-Джерси подтверждают общую схему поддержки ваучеров: неудивительно, что именно бедные предпочитают ваучеры для частных школ для своих детей. Бедные хорошо понимают важность хороших школ в предоставлении молодежи в преступных районах возможности для продуктивной жизни. Частные и религиозные школы имеют главное преимущество в том, что они могут привить и обеспечить соблюдение морального кодекса для учителей, детей и родителей.

Модель поведения 2. Властная. Родители, дети которых оказались во 2-й группе, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение.

Это просто помощь, в которой отчаянно нуждаются родители в хрупких, преступных сообществах. В битве между семьей и «Худом» такие школы могут быть важными союзниками для родителей. Ваучеры предоставляют конституционные и финансовые средства для такого тесного и эффективного сотрудничества между школой и семьей в моральном воспитании детей.

Многие дети получат выгоду от стабильной семьи с двумя родителями, что уменьшит вероятность того, что они будут сходить в преступление, - если бы принятие было легче. К сожалению, есть много препятствий для усыновления. Самый большой барьер - это принцип создания социальных служб, который препятствует принятию в качестве предпочтительного варианта для молодой незамужней матери и ее ребенка. Лучший способ справиться с этим - обеспечить конкуренцию, разрешив другим учреждениям предоставлять услуги по усыновлению.

Модель поведения 3. Снисходительная. Родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, плохо налажен семейный быт. Дети не поощряются, относительно редкие и вялые замечания, не обращается внимание на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Однако не следует преувеличивать: гиперболизация идеи о «замещении родителей» группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Одним из лучших конкурентов могут быть национальные церкви, которые имеют большой охват для молодых беременных женщин и пар, желающих принять. Черные церкви особенно хорошо готовы выполнять эту функцию и, вероятно, будут заботиться о балансировании потребностей ребенок в расовом согласии родителей, где это возможно, а также обеспечение быстрого принятия, независимо от того, кто является родителями. Однако закон об ответственности должен быть изменен, чтобы устранить препятствия для церквей, особенно небольших церквей, желающих обеспечить эту естественную форму благотворительности.

36.Самоактуализация и самосовершенствование личности. Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности.

Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греч. акме - вершина) - наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

Сократите налоги на брак и детей. Федеральный налоговый кодекс дискриминирует институт брака и воспитание детей. Обсуждение «семейных» ценностей в значительной степени бессмысленно, если оно не затрагивает эти центральные экономические отношения между правительством и семьей, отношения, которые всегда будут существовать, независимо от уровня социальных проблем. Правительство, стремящееся сделать свой личный вклад в долгосрочное предотвращение преступности, будет корректировать свой налоговый кодекс, чтобы отразить фундаментальную важность стабильного брака с социальным порядком.

Акмеологической основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

Федеральное правительство может и должно реформировать особенности налогового кодекса, которые причиняют вред семьям с детьми - особенно малообеспеченным семьям. Одной из таких вопиющих особенностей является «брачное наказание» отцов и матерей, которые переходят из совместного проживания в семейный статус. Еще один шаг, который может предпринять Конгресс, - это принять налоговые льготы или другие налоговые льготы для родителей с детьми. Корректировка налоговой системы в интересах бесплодной семьи, но мощно поддерживает брак и семью.

Профессиональная литература криминологии удивительно последовательна по коренным причинам насильственной преступности: разрушению семьи и стабильности сообщества. Последовательность имеет самые глубокие корни в отсутствии стабильного брака. Несмотря на хорошие новости о том, что в последние годы уровень преступности снизился, пугающая новость заключается в том, что уровень и злобность подросткового насильственного преступления неуклонно растут. Еще более зловеще, это было начато шестнадцать-восемнадцать лет назад, когда эти насильственные подростки родились в хаотичной семье и социальных условиях.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

С тех пор эти условия стали более распространенными, и мы увидим продолжающийся рост жестокого подросткового преступления. Кроме того, Америка направляется к рождаемости на 50 процентов вне брака, когда-то в ближайшие двенадцать-двадцать лет, что все больше и больше приближает страну к сегодняшнему уровню неправомерности внутреннего города. Если эта тенденция не будет отменена, американцы должны подготовиться к серьезной и серьезной эрозии общественной безопасности и практических свобод.

Правительство может эффективно и эффективно управлять системой уголовного правосудия и предотвращать преступность в краткосрочной перспективе, блокируя насильственных подростков-преступников, чтобы они больше не представляли опасности для других. Но ему не хватает как способности, так и способности решать первопричины преступления. Это миссия трех других основных институтов общества: семьи, церкви и школы. В течение почти пяти десятилетий правительство все больше обременяло эти институты - даже стало для них враждебным.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении, причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является про процесс целенаправленного развития собственной личности.

Настало время помочь этим учреждениям выполнить свои миссии, изменив курс и устранив это бремя. Тем не менее, это займет реальное лидерство - руководство через идеи и страстно означало слова - вдохновить всех нас на сотрудничество в восстановлении наших браков, семей, кварталов и общин. Это подходящая работа для политических лидеров и государственных деятелей Америки.

Когда вы вырастаете в неблагополучной семье, вы испытываете травму и боль от действий ваших родителей, слов и взглядов. Из-за этой травмы, с которой вы столкнулись, вы выросли, изменились, отличные от других детей, пропустив важные части необходимого родительства, которые подготовили вас к взрослой жизни, отсутствовали части вашего детства, когда вы были вынуждены неестественными ролями в своей семье.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность - есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, оста ливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Пути и способы самосовершенствования личности

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

· самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

· самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

· программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

· самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно под­держивать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Т.о., механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала - образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала-образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие «самопознающая деятельность», которое подчеркивает сложность этого процесса, его глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, - стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, становится таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность - результат воспитания. Механизм формирования таких противоположных качеств показан в концепции «обученной беспомощности», предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин

Ø Влияние семьи (почти всегда люди с детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

Ø Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

Ø Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

Ø Неадекватная обратная связь и враждебность других.

Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом.

Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь к ребенку - это любовь во имя его будущего, отличающая от слепой родительской любви либо от любви во имя удовлетворения сиюминутных родительских чувств.

Выделено несколько типов неправильного воспитания.

· Безнадзорность: родители не уделяют должного внимания детям, в результате чего дети предоставлены самим себе и проводят время в поисках увеселений, нередко попадая под влияние «уличных» компаний.

· Гиперопека: дети растут под бдительным надзором, в условиях строгих приказаний и многочисленных запретов, в результате чего становятся боязливым, нерешительным, неуверенными в своих силах. Постепенно нарастает обида, что другим «все дозволено», которая может вешиться в бунт против родителей. Разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи, когда ребенок привыкает быть в центре внимания, им восхищаются, его желания мгновенно выполняются, в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценивать свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, что приносит ему страдания на протяжении дальнейшей жизни.

· Воспитание по типу «Золушки»: ребенок растет в атмосфере безразличия, холодности, чувствует, что родители его не любят, хотя посторонним может казаться, что родители внимательны, добры, заботливы по отношению к нему. Состояние ребенка усугубляется, если другого ребенка в семье любят больше. Данный тип семейного воспитания способствует появлению у детей чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности.



· Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: на ребенка возлагаются недетские непосильные заботы о том, что он непременно должен стать «таким-то», чтобы оправдать надежды родителей. В результате у ребенка могут появиться навязчивые страхи, невротические срывы, трудности в межличностном взаимодействии.

· «Жесткое воспитание»: за малейшую провинность ребенка строго наказывают, он растет в постоянном страхе, а страх, по мнению К.Д. Ушинского, порождает многочисленные пороки, в т.ч. жестокость, приспособленчество, угодничество.

Следует отметить, что наказание - старейший метод воспитания. Физическое наказание травмирует детей, приводит к сложностям их адаптации в социуме. Наказание быстро входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния на провинившегося. Больший эффект приносит положительное подкрепление (Б. Скиннер), когда позитивные действия и поступки ребенка замечаются и одобряются родителями, при этом важно «не захваливать» ребенка.

Многие ученые сомневаются, что адаптация ребенка возможна без наказания, при этом подчеркивают, что только разумная система наказаний корректирует поведение человека. Выработан ряд педагогических требований к применению наказания: нельзя наказывать за неумышленные поступки; нельзя наказывать без достаточных оснований, по подозрению; важно, чтоб ребенок понял, за что его наказывают; наказание должно сочетаться с убеждением и другими методами воспитания; следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не применять наказания при посторонних и т.д.

Причины неправильного семейного воспитания очень разнообразны.

Назовем некоторые из них:

· Воспитательная неуверенность родителей, что в конце концов приводит к перераспределению ролей в семье, и родители находят много поводов уступать, «идти на поводу» у ребенка.

· Фобия утраты ребенка: преувеличенное представление о хрупкости ребенка, особенно если ребенка долго ждали, он перенес тяжелые заболевания. В результате страх за ребенка заставляет родителей выполнять каждое его пожелание (потворствующая гиперпротекция) или очень опекать его (доминирующая гиперпротекция).

· Неразвитоcть родительских чувств, что выражается в поверхностном интересе к ребенку, сожалении, что родительские обязанности отвлекают их от чего-то более важного и интересного. Такие родители, как правило, сами в детстве недополучили родительского тепла.

· Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств: в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в себе, ­агрессивность, тягу к алкоголю, склонность к лени, те или иные сексуальные наклонности, тягу к протесту и т.д. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель извлекает для себя эмоциональную выгоду, поскольку борьба с нежелаемыми качествами в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого таких качеств нет.

· Предпочтение в подростке детских качеств: родители стараются игнорировать взросление детей, стимулируют у них детские качества. Для них ребенок еще маленький, а они сами еще очень молодые. Такие родители снижают уровень требований к подростку, создавая потворствующую гиперпротекцию и воспитывая инфантилизм.

· Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания: один из родителей выражает недовольство воспитательными методами другого родителя, при этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, а кто прав в воспитательных спорах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: