Виды построения сказок. Что такое сюжет

мая 20 2014

Композиция и стиль сказок о животных еще не были предметом специальных исследований ни у нас, ни в западноевропейской науке. Некоторые наблюдения мы имеем в работе А. И. Никифорова «Детская драматического жанра», хотя работа и посвящена более широкой теме (Никифоров, 1928в). Наблюдения Б. М. Соколова относятся исключительно к кумулятивной сказке. Между тем вопрос композиции очень важен АЛЯ понимания этих сказок.

Выше, когда мы рассматривали волшебные , мы могли установить единообразие их композиции и определить его как закономерное. В сказках о животных такое единство не может быть установлено. Композиция их разнообразна, во всяком случае сейчас никакого единства мы не видим.

Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или не ожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явление психологического порядка, чем вызван их реализм и близость к человеческой жизни, несмотря на полную фантастичность разработки. Так, например, многие сказки построены на коварном совете и неожиданном для партнера, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь. Свинье она советует съесть свои собственные внутренности или разбить себе голову и съесть свой мозг. Цепь таких коварных советов может соединиться в одну сказку с вариантами по отдельным звеньям («Волк-дурень»). Козел предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть. Козел опрокидывает волка и убегает. Лиса заставляет волка целовать приманку, засунув голову в капкан. В западноевропейских сказках широко распространен сюжет или эпизод о лисе, советующей медведю засунуть лапу в расщепленное бревно, из которого она затем выдергивает клин.

Другой такой же повествовательной единицей является мотив неожиданного испуга. На нем построена сказка «Лубяная и ледяная хаты». Лиса занимает хату зайца. Собака, медведь, бык не могут ее выгнать, выгоняет петух, распевая угрожающую песнь, наводящую страх, или слепень, неожиданно жалящий лису в чувствительное место. То же в сказке «Зимовье зверей». В некоторых случаях путем испуга выгоняют хозяина («Бременские музыканты»: звери становятся друг на друга и начинают концерт, отчего

Разбойники в испуге разбегаются), в других - путем испуга отгоняют врага, желающего занять избушку (ср. также «Вер-лиока», Аф. 301). Формы напугивания весьма разнообразны. В сказке «Напуганные медведь и волки» звери, уже предупрежденные лисой, так пугаются повадок невиданного ими кота, что медведь валится с дерева, а волк выбегает из-за кустов. В сходной сказке кот и баран показывают волкам огрубленную волчью голову, которую они нашли на дороге. Волки в страхе разбегаются.

Напугивание представляет собой частный случай обмана. На разных видах обмана основывается целый ряд других сюжетов, как-то: «Лиса-повитуха», «Бег вперегонки», «Лиса и дрозд», «Лиса-исповедница», «Собака и волк» и др. В некоторых случаях пренебрегают добрым советом, и дело кончается гибелью. Волк приходит в гости к собаке. Собака его предупреждает, чтобы он не подавал голоса. Но глупый волк, наевшись и напившись, начинает завывать, его обнаруживают и убивают.

Таким образом разные сюжетные ситуации сводятся к одной психологической предпосылке или основе, но встречается и нечто обратное: одинаковые сюжетные ситуации или мотивы основаны на различных психологических предпосылках. Так, могут быть сближаемы сказки, в которых животное по разным причинам что-либо роняет. Журавль учит лису летать, но роняет ее, и она разбивается. Ворона нашла рака и улетает с ним. Рак льстит вороне, она каркает и роняет его в море. Здесь, конечно, вспоминается и лисица, выманивающая у вороны путем лести сыр, у Крылова.

Изучение композиции обнаруживает, что в числе сказок о животных есть как бы два вида их. Одни сказки представляют собой нечто законченное, цельное, имеют определенную завязку, развитие и развязку и, как правило, не вступают в соединение с другими сюжетами, представляют собой законченные произведения, т. е. сказочные типы в общепринятом смысле этого слова. Таковы, например, «Старая хлеб-соль забывается», «Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и многие другие. Легко, однако, заметить, что таких явное меньшинство. Большинство же сказок не обладает сюжетной самостоятельностью, а только некоторой особой соединяемостью, тяготением друг к другу и, хотя иногда могли бы рассказываться самостоятельно, фактически почти никогда не рассказываются отдельно. Может быть поставлен вопрос о том, что некоторая часть животного эпоса представляет собой одно целое, которое в народе никогда не сводится к полному объединению, но объединяется частично. Термин «животный эпос» поэтому вполне возможен и правилен. Есть сюжеты, которые никогда не рассказываются отдельно. Так, сказка о лисе, ворующей рыбу, соединяется со сказкой о волке, ловящем рыбу хвостом, хотя они внешне независимы друг от друга. Эта соединяемость - внутренний признак животного эпоса, не присущий другим жанрам. Отсюда возможность романов или эпопей, которые, как мы видели, так широко создавались в западноевропейском средневековье. От искусства составителя будет зависеть убедительность и художественность использования заложенных в самих сказках возможностей. Волшебные сказки вообще не допускают такого объединения. Имеющиеся объединения волшебных сказок идут по линии внешней контаминации различных сюжетов, либо объединение совершается по принципу обрамления, как в «Тысяче и одной ночи» или «Волшебном мертвеце». Наоборот, сказки о животных обладают внутренней соединяемостью в одно целое. Это видно еще и потому, что некоторые из типов, выделенных в указателе, не только эмпирически никогда не встречаются отдельно, но и, по существу, не могут существовать как самостоятельные сказки. Так, типы «Битый небитого везет» (тип 4), «Лиса замазывает голову сметаной» (тип 3), «Звери (в яме) пожирают друг друга» (тип 20А), «Пожирание собственных внутренностей» (тип 21), «Собака подражает медведю» (тип АА.*119), «Волки лезут на дерево» (тип 121), «Лиса и хвост» (тип *154 1) и некоторые другие не представляют собой сказок или типов, или сюжетов. Это только обрывки, части, мотивы, которые становятся понятными или возможными только в системе какого-то целого. Отсюда видно, что «Указатель» составлен неправильно: как указатель типов он незаметно сбивается на указатель мотивов. Эта ошибка, однако, очень показательна, так как она отражает характер самого материала.

Но мы можем наблюдать и другое явление: сюжеты или мотивы не имеют точных границ, не обладают четкой и ясной отделяемостью друг от друга, они, наоборот, переходят один в другой, так что, сличая две сказки, иногда трудно, а иногда и невозможно сказать, имеем ли мы два разных сюжета или два варианта одного сюжета. Явление соединяемо-сти сюжетов и их переходимости из одного в другой представляет собой большую проблему, которая еще ощущалась в старой мифологической науке, но в позднейших трудах даже не ставилась, настолько укоренилось изолированное изучение по сюжетам, возведенное финской школой в принцип. Мифологи решали эту проблему очень легко. Афанасьев в своих комментариях к сказкам № 1-7 пишет: «Сказки о лисе, волке и других зверях (Tiermarchen) составляют отрывки старинного животного эпоса». Точно так же Буслаев объяснил пословицы как разрозненные члены утерянного эпического предания. Что такое объяснение неправильно, для нас очевидно. Вопрос этот может быть решен только методами стадиально-исторического изучения сказки. Он тесно связан с вопросом о происхождении сказок о животных.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Композиция сказок о животных . Литературные сочинения!

Понятие «сюжет» имеет очень много смыслов в зависимости от сферы употребления. Само слово происходит от французского «sujet», что дословно переводится как «предмет». Если рассматривать вопрос о том, что такое сюжет с точки зрения драмы, эпоса, сценария, поэмы или фильма, то это понятие будет обозначать действо, которое протекает в определённой последовательности в драматических, лирических и повествовательных произведениях. Первыми, кто употребил это понятие относительно литературы, были такие известные классицисты семнадцатого века, как Буало и Корнель. Они подразумевали определённые происшествия, которые происходили в жизни героев произведения.

Отличие фабулы от сюжета

Некоторые неправильно трактуют понятие «сюжет», путая его со словом «фабула».

Под фабулой принято подразумевать всевозможные рассказы, басни и мифы. Слово «фабула» пришло к нам из латинского языка, что обозначает «рассказывать». Так как данный термин получил своё распространение намного раньше, чем французский термин, эти два понятия начали сопоставлять, что в конечном итоге привело к путанице и неустойчивости понятий.

Чтобы понять, что такое сюжет в литературе, нужно разобраться в некоторых тонкостях. Например, современная литература трактует эти два понятия как синонимы, однако если рассматривать их углубленно, с филологической точки зрения, то можно усмотреть некоторые различия. Так, фабулой будет прямая последовательность событий произведения, проще говоря, краткий пересказ в хронологическом порядке. Сюжет — это художественно построенное развитие событий, хронология в нем может быть нарушена, сюжет включает в себя все лирические описания, отступления и т. д., чего лишена фабула. Также существует мнение, согласно которому сюжетом принято называть непосредственно ход событий, а фабулой именуется сам художественный конфликт, который постепенно развивается. Несмотря на это, сюжет строится так, чтобы раскрыть главную мысль произведения, его идею и конфликт.

Другие трактовки сюжета

Что такое сюжет произведения? Непосредственно сюжетом принято называть неповторимую и своеобразную сторону формы произведения, которая соответствует его содержанию. При этом необходимо досконально изучать структуру сюжета, его эпизоды и повествовательное соотношение диалогов с конфликтами.

Историческое развитие термина поможет разобраться в том, что такое сюжет сказки, так как ещё на раннем этапе развития эпоса сам сюжет строился в хронологической последовательности эпизодов, которые рассказывали о волшебных сказках с участием рыцарей, а также об увлекательных романах. Более поздние формы эпоса получили несколько иную структуру сюжета, так как здесь сам конфликт произведения проходил непосредственно через все эпизоды и имел определённую развязку. Именно анализ сюжета произведения позволит правильно проанализировать его фабулу.

Изобразительное искусство трактует понятие «сюжет» как некоторое событие, которое изображается в самом произведении. При этом нужно отличать термины «тема» и «сюжет» произведения, так как одна тема может иметь несколько разных сюжетов, детально раскрытых в самом произведении.

Юлия Фетисова
Как и зачем полезно организовывать дома игры-драматизации по сюжетам сказок

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации , саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Дети четырех – пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках, маме, сестренке, братишке.

Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов играют разнообразные игры .

Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм – инсценировкам, играм – драматизациям, сюжетно – дидактическим играм. Этот круг игр, в которых объединяются несколько детей, хорошо знакомых с текстом, представляющих себе сюжет , последовательность игровых действия.

Сюжетная основа , знание литературного текста (сказки , потешки, песенки) помогают детям объединять совместные усилия, устанавливать интерактивное взаимодействие, как бы создавая банк общих сведений. Эти игры естественным образом позволяют взрослому занять игровую позицию внутри играющих детей.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры -драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Психологи считают, что именно дошкольный возраст 4 - 5 года жизни сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании является приоритетным. Таким образом, становится очевидным, социальная потребность в развитии диалогической речи детей 4-5 года жизни.

Так как диалогическая форма общения не дана ребенку изначально, необходимо постепенно развивать. Основной целью развития диалогической речи детей 4 – 5 года жизни является умение пользоваться диалогом, как формой общения. Для того, чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их разнообразии, правилам ведения диалога, речевыми и социальными.

Игры -драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. Под игрой-драматизацией понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка ) разыгрывается всеми участниками в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом.

В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему.

Публикации по теме:

Татьяна Тарарухина «Что полезно, а что вредно вашему здоровью?" Предлагаю в вашу копилку дидактические игры - коллажи здоровье сберегающей.

Грудничковое плавание. Зачем? Как? Где? Каждый ребенок должен научиться плавать, и чем раньше это произойдет – тем лучше. Вода – идеальная среда для ребенка, ведь он за 9 месяцев.

Игры-драматизации Игры – драматизации. 1. «Спящая красавица». Цель: формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать способность.

Конспект игры-драматизации "Медвежата" Цель игры: развитие у детей способности принять на себя роль животного; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать умение.

Конспект игры-драматизации «Теремок» Тема: «Теремок» Возраст: 5-6 лет Вид театра: Игра -драматизация Оборудование: Деревья, домик, маски героев (мышка, лягушка, зайчик,лисичка,.

Консультация для родителей «Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей» Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей. Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Испокон веков театр всегда.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: