Концепция проекта «Путешествие в сказку. Сказка как жанр устного народного творчества» Что за прелесть эти сказки! А. С. Пушкин - Сказка

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

(А.С.Пушкин).

I . Вступление.

Из глубины веков, датируемых несколькими десятками тысяч лет, человечество оставило память о себе в наскальных рисунках. По рисункам видно, что люди воспринимали окружающий мир по-разному. Слово, возникшее позже, могло рассказать о народе больше, чем рисунок. И у каждого народа это слово было своё. Русский народ, формируя свой национальный облик, выразил себя и своё миропонимание в сказочных символах, образах и понятиях. Эти символы, образы понятия устно - поэтического творчества возникли не на пустом месте. Устные рассказы, байки, истории, сказания, предания сплетались в единое целое прежде, чем их успевали разделить по каким-то определённым признакам. Но ясно одно: предания оказали сильное влияние на развитие системы сказочных образов, которая на протяжении долгого времени видоизменялась. Каждый народ под влиянием природных условий, исторических событий сотворял свой национальный характер, свой духовный облик, свою веру, свои идеалы, свои жизненные правила и принципы. «Русский народ создал великую науку и великую культуру. Он коснулся своей мыслью и тайн природы, и тайн души. И всё это воплотилось в нём самом, в его национальном характере, отражающем его жизнь со всеми присущими этой жизни великими и малыми делами, подвигами, страданиями, удачами и потерями, победами и поражениями, верой и верованиями, сказаниями и легендами, обычаями и поверьями и даже суевериями, с великими прозрениями его гениев, с трудами рук его землепашцев, мужеством его воинов, картинами его художников, творениями его знаменитых поэтов и никому не известных создателей былин, сказок и пословиц» 1 .

II . Сказка в устном народном творчестве.

Считается, что сказка – это устойчивое эпическое художественное произведение необычной художественной прозы, повествующее о событиях, нередко искажённых в процессе передачи из уст в уста. Народная сказка – одна из самых древних и распространённых видов устного творчества. Она отражает воззрение, быт, черты национального характера. Сказки бывают нравоучительные. Но чаще всего они записывались для забавы детей и взрослых. Сказка имеет множество разновидностей по сюжету: волшебные, бытовые и о животных. Одна из древнейших жанровых разновидностей - это сказки о животных. Они возникли на ранней стадии развития человеческого общества и представляли собой рассказы охотников, звероловов, рыбаков. Это были повествования о повадках зверей, рыб и птиц, наделённых сверхъестественными возможностями. Через некоторое время познания о живом мире расширялись, а вера в сверхъестественные силы терялась, но животные в сказках научились говорить и поступать, как люди. В Средневековой Руси животные были носителями положительных или отрицательных качеств человека. Так например, образ медведя соответствовал человеку, обладающему властью. Заяц и мышь ассоциировались с слабостью и боязливостью. Коршун с жадностью, щука с мстительностью и беспощадностью. Очень интересен и неоднозначен образ лисы, который также использовался для передачи различных психологических свойств человека. Лиса является общеизвестным олицетворением хитрости, лукавства, коварства, коварства, лести и ума.
III. Предание в устном народном творчестве.

Предание – это рассказ о наших предках, об их художественном творчестве. В нём отображались факты истории Руси. К преданиям относятся устно - эпические повествования в прозе. Это рассказы о давно минувших днях, о происхождении географических и топонимических 2 названий. Предания записывались со слов очевидцев, реальных лиц – свидетелей.

IV . Образы русской народной сказки« Лисичка со скалочкой» в сравнении с образами «Преданием о смерти Игоря и мести Ольги».

Рассмотрим «Предание о смерти Игоря и мести Ольги». Известно, что после смерти князя Игоря древляне хотели выдать княжну Ольгу за князя Мала. Но Ольга сумела обмануть князя Мала. Более того, она хитростью усыпила бдительность древлян и жестоко их наказала. В образе Ольги показаны все характерные повадки лисы. Вспомним в связи с этим ещё одну сказку – «Лисичка со скалочкой». В этой сказке лиса с помощью своих уловок получает всё более и более ценные предметы. Была у лисы скалочка – взамен скалочки стала уточка, взамен уточки – курочка, а взамен курочки захотела лиса получить девочку. Но мужик не хотел отдавать девочку: положил ей в мешок собаку, которая потом растерзала лису. Если Ольга хитрит для того, чтобы сохранить престол для сына и расширить Русские земли, чем заслуживает уважение, то лиса в сказке за свою хитрость оказалась растерзанной собакой. Так в сказке народ выразил своё отношение к тем, кто отнимал у людей их имущество несправедливо, а в предании о мести Ольги древлянам Ольгу оправдал, встав на её сторону.

V . Нечисть в преданиях и сказках.

В преданиях и сказках много вымышленных событий, связанных с участием волшебных фантастических сил. Волшебство, колдовство развивались в период, когда славяне были язычниками. Они поклонялись главному божеству Перуну, а природу: леса, горы, поля, луга, реки, болота населяли разными мифическими существами. Вот, что говорится в одном из преданий Воронежской губернии, рассказанном местной жительницей и записанном собирателем Ф. Никоновым.

При Вавилонском столпотворении, когда перемешались все языки мира, Бог наказал наиболее провинившихся, обратив их в нечисть и распределив между ними воды, горы, леса. Так, по преданию, появились домовой, леший, русалки, водяные. Домового описывали седым стариком, который живёт под печкой. Ночью он или наводил порядок, или «шалил», разбрасывая вещи. Домового следовало угощать кашей, а пре переезде в другой дом забирать с собой. Хозяином лугов считался Луговик. Это тоже был старик, вместо волос на голове у него трава и цветы. Он был добрым духом, и злился только на тех, кто вытаптывал луга. Над лугами летали Берегини. Берегини – девы, оберегающие людей. Где они летали, трава становилась сочнее, а рожь и пшеница росли гуще. В лесах жил Леший. Руки у него были похожи на ветки. Все звери подчинялись ему, кроме Медведя. В каждом лесу - свой Леший. Лешие могли ходить друг другу в гости играть в карты. Жил в лесу и Аука. Аука – лесной дух, маленький человечек, он сбивал с пути, откликался эхом. Был у Лешего родственник – Болотник. Болотник – хозяин болота. А у болотника на побегушках Анчутка. Анчутка – маленький крылатый чертёнок из болота. У него нет одной пятки – её ему откусил волк. Анчутка помогал и водяному. Водяной, по преданию, это хозяин рек и озёр. Он зарос тиной, у него глаза рака и рыбий хвост. Он топил людей.

VI . Образы сказки « Рыжий конь».

Показательна в отношении взаимопроникновения предания и сказки и другая сказка. Многие знают русскую народную сказку «Рыжий конь». В ней Леший является помощником бедного человека, который однажды поехал на ярмарку купить еду для своей семьи. На обратной дороге ему встретился старичок. Попросил он один кусок хлеба, потом другой, и так весь хлеб и съел. После попросил и одежду, показав свои лохмотья. Бедняк пожалел старика и отдал ему свою одежду. Распрощались они, а бедняк поехал домой, размышляя, чем будет кормить семью. Вдруг перед ним появился рыжий конь, а из ушей коня золото так и льётся, так и льётся. Оказалось, что в теле старика был леший, который отблагодарил бедняка.

VII . История о трех богатырях в преданиях.

В устном народном творчестве часто встречается число три. В фольклоре оно означает число множественности, то есть в лице Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича весь народ стоит на страже границ своей родины. Во все века русский народ боролся с врагами, которые пытались завоевать нашу страну. Создавались заставы, охраняющие русскую землю. Тема защиты родины отражается во многих преданиях и сказках. Одно из преданий повествует о том, как богатырь Илья Муромец сразил Соловья Разбойника, который преградил все дороги и тропинки для свободного прохода и проезда. В преданиях народ наградил героя мощной силой, мудростью и выдержкой. «Если он двинется, то кажется, загудит от его шага земля». Илья Муромец справедлив, бесстрашен, не способен на хитрости и уловки, - так характеризуют его предания. Те же черты мы видим и в сказке «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Выехал из своего села Илья Муромец в сторону Киева, стал расспрашивать у людей более короткий путь. В ответ он слышал только стоны и жалобы, что все дороженьки и пути преградил злой разбойник. Богатырь без колебаний свернул на ту дорогу, где жил Соловей – Разбойник. Бой был страшный, только с третьего раза удалось Илье Муромцу одолеть свистуна Соловья – Разбойника.

Есть ещё одно историческое «Предание о походе Владимира и Добрыни на болгар». Но если в этом предании герой Добрыня был дядей Владимиру, то в сказке «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» это вымышленный герой с тем же именем. Он искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался, в умении на гуслях играть и песни распевать не было ему равных. Больше того, «Добрынюшка вежливый – увежливый. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти».

Кстати, в образе Змея Горыныча выступали враги славян – кочевники. Первую голову Змея – хазар – победил Вещий Олег. Вторую голову – печенегов – разгромил Ярослав Мудрый. Ну, а третью голову – половцев – победил Владимир Мономах.

Младшим товарищем Ильи Муромца и Добрыни Никитича был Алёша Попович. Но Алёша « силой не силён, да напуском смел». Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Такие черты находим в сказке «Алёша Попович и Тугарин Змеевич». В образах этих трёх героев выступает весь русский народ, боровшийся с нашествием врагов.

Наделяя богатырей самоотверженностью, высокими физическими и моральными качествами: силой, смелостью, мудростью, добротой, желанием защитить слабых, великодушием, народ Древней Руси выделил национальные качества, которые свойственны русским людям. Таким образом мы видим, как влияли предания на создание русских сказок и былин, как одно дополняло другое, как утрачивались незначительные детали, а главное оставалось.

VIII . Влияние преданий на систему образов русской сказки.

В устном народном творчестве явственно видно влияние преданий на русские сказки и взаимопроникновение образов: реальное сочетается с вымыслом. Но в русском фольклоре предания и волшебные сказки разделены учёными – фольклористами на разные жанры. Волшебная сказка как жанровая разновидность русских сказок создавалась на переосмыслении древних рассказов. В ней сохранены реальные детали, которые соответствовали сознанию и мировоззрению людей того времени. Люди тогда не просто хотели познать окружающий мир, они мечтали об облегчении своего труда, о превращении безлесных пространств в цветущие сады, о чудесных помощниках, о фантастических скоростях передвижения. Все их мечты воплотились в сказках. Сказка сберегла своих замечательных героев и чудесных помощников в виде диковинных зверей и птиц, фантастических существ и предметов в системе сказочных образов, знакомых каждому с детства.

Главные персонажи волшебных сказок: Иван – Крестьянский Сын или Царевич; Булат – Молодец, Емеля Дурак. Они, как правило, наделены прекрасной внешностью, замечательными внутренними качествами, незаурядными способностями. Правда, в начале сказки они не так хороши, как в конце. Свои замечательные качества приобретают к концу повествования, совершив множество подвигов и выйдя с честью из самых трудных ситуаций. Особое место в волшебных сказках отведено женским персонажам. Это и Василиса Премудрая, и Елена Прекрасная, и Лебедь Захарьевна, и Марья Моревна. Все они не только «красавицы писаные», но и мудрые, очень трудолюбивые, бесстрашные, умеющие справляться с любыми заданиями. Они сами могли быть как главными героинями, так и помощницами главных героев.

В волшебных сказках главным героям помогают на только красавицы девицы, но и реальные или фантастические животные: Сивка – Бурка, Кот – Баюн, Серый Волк, а также существа, наделённые сверхъестественными качествами: Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Объедало. Враги героев, обладающие фантастической силой, живучестью или бессмертием, в конце концов оказываются побеждёнными. Добро побеждает зло - это непреложный закон русских сказок. Герои сказок (члены их семей: отцы, матери, сёстры, братья, няни), главные или второстепенные, вступая в тесные взаимоотношения, формируя систему сказочных образов, живут своей особой жизнью, в сущности, проживая человеческую жизнь. Отличие лишь в том, что волшебные предметы облегчают их жизненный путь, и живут они долго и непременно счастливо. Но, поступая в сказке так или иначе, уже много веков они дают надежду на то, что хорошей жизни достоин только хороший, честный, благородный человек.

Вот, например, русская народная сказка «Василиса Прекрасная». В ней говорится о Василисе Прекрасной, дочери купеческого сына. Когда ей было восемь лет, у неё умерла мама. Перед смертью она дала девочке волшебную куклу в помощницы. Через некоторое время отец Василисы женился на вдове, у которой было две дочери. Мачеха и её дочери невзлюбили Василису. Один раз мачеха и её дочери послали Василису к Бабе – Яге. Напомню, что Баба – Яга - волшебница, чаще всего отрицательный персонаж, но в некоторых сказках она занимает роль помощницы героя. Баба Яга – злая лесная ведьма, с растрёпанными седыми волосами и длинным носом. Чаще всего атрибутика Бабы – Яги: деревянная ступа, пест и помело. В сказке Баба – Яга живёт на поляне в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей: на заборе людские черепа с глазами, вместо замка – рот с острыми зубами.

Очень испугалась Василиса вида Бабы – Яги и её жилища. А Баба – Яга стала испытывать Василису. Справилась Василиса с испытаниями Бабы – Яги с помощью куколки. Дала тогда Яга Василисе светящийся череп, и она вернулась домой, живая и невредимая. Испугались мачеха и её дочери и бросились бежать. Но куда они не бросятся, везде глаза черепа за ними следят. На следующий день Василиса спрятала череп в землю и пошла жить в город к одной безродной старушке. И стала она там жить – поживать да пряжу прясть. А потом и шить начала. Да такое полотно соткала, что только царю нести. Отнесла полотно старуха царю во дворец. Решили из полотна шить рубахи, да не могли нигде найти такой швеи, которая могла бы взяться их сшить. Тогда и пригласили Василису. Василиса так царю понравилась, что он не медля женился на ней.

В 6 классе среди учащихся я провела опрос, чтобы узнать, насколько хорошо им известны предания, какие из сказочных образов ассоциируются со славянской мифологией и какие образы являются любимыми.

Несмотря на то, что некоторые из учащихся, примерно 5% от общего числа, славянские образы подменяют немецкими или французскими, почерпнутыми скорее всего из современных художественных фильмов в жанре фэнтэзи, основное число учащихся знают не только о существовании таких сказочных образов, как русалка, водяной, домовой, Баба-Яга, но и знают их внешние признаки, основные характеристики (места обитания, занятия, отношение к ним людей, место в устно-поэтическом творчестве).

Анализируя анкеты одноклассников, я получила следующие результаты: самым известным образом оказался домовой (19 чел.). Учащиеся писали, что «это был маленький человечек, живущий в доме под печкой. Он или разбрасывал вещи в доме, или наводил порядок, или прятал что-то от хозяев, если они плохо к нему относились». Второе место по популярности занял леший (18 чел.). О лешем была рассказана такая история: «Когда в лесу темно, но ты все же различаешь еле-еле видные огоньки, знай: это глаза Лешего. Он следит за детьми и ждет их, а взрослых опасается. Если ты зайдешь в его владения, то уже никогда не вернешься домой». (Калугина Анастасия). В анкетах учащиеся отметили и более или менее полно описали образы Бабы-Яги, русалки, водяного, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, кикиморы, Бабая. Вспомнили в анкетах и славянских богов: Ярило (7 человек), Перуна (5 человек), Стрибога (3 человека), Мокошь (3 человека), Велеса (2 человека). Среди любимых образов русских сказок оказались Василиса Премудрая (2 человека), Змей Горыныч (5 человек), Аленушка (2 человека), Иван-царевич и Серый Волк (2 человека).


СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

«ЧТО Я ЗНАЮ ОБ ОБРАЗАХ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ»


Славянские боги

Образы нечисти

Сказочные образы

Ярило: 7

Домовой: 19

Кощей Бессмертный: 9

Перун: 5

Леший: 18

Василиса Прекрасная: 2

Стрибог: 3

Баба-Яга: 15

Змей Горыныч: 5

Мокошь: 3

Русалка: 14

Иван-Царевич и Серый Волк: 2

Велес: 2

Водяной: 11

Алёнушка: 2

Кикимора: 3

Бабай: 2

Филин: 1

Болотник: 1

Также учащимся было предложено создать свой текст на основе существующих преданий. Справились с поставленной задачей 6 человек. Вот фрагмент работы ученицы 6 класса Шмелёвой Марии: «Однажды со мной случилась вот какая история. Я увидела домового. (Когда-то бабушка мне рассказала, что домовой похож на маленький шерстяной шарик, так быстро он бегает.). Вечером перед сном я встала возле зеркала и заметила какую-то тень в углу. Приглядевшись, я увидела, как маленький белый пушистый шарик с ножками и ручками пытается спрятаться от меня и убежать на чердак. Это был домовой. Я не испугалась. Я решила с ним подружиться. И теперь 3-4 раза в неделю я приношу на чердак конфеты и печенье для домового. Оказалось, что он очень любит сладкое».

По итогам проведенного опроса и выполненного учащимися задания, можно сделать следующий вывод: в сознании моих сверстников предания и сказки взаимосвязаны настолько тесно, что не все видят различия между ними и не всегда могут определить границы сказки и предания. Образы нечисти из суеверий русского народа благополучно «перекочевали» в сказки (к примеру, леший или Баба-Яга). Взаимопроникновение преданий и сказок отразилось и в творческой части анкеты «Что я знаю об образах славянской мифологии». Эта работа показала, что тема преданий и сказок близка и интересна моим сверстникам, она вызвала живой отклик и желание создавать свои тексты.

VIIII. Заключение.

Сказка о Василисе Прекрасной закончилась торжеством добора и правды. Каждая русская народная сказка заканчивается нравственной победой главного героя. Но так было не всегда. Ранние русские народные сказки были перенаселены такими персонажами из преданий и поверий, которые были умнее и сильнее человека. И исход таких сказок был мрачен. Предания, оказывая влияние на развитие сказочных образов русской народной сказки, со временем стали занимать второстепенную позицию. Отступив на задний план, они придавали и придают особый колорит русской народной сказке, служат ярким фоном, декорацией, без которых русская сказка выглядела бы бледной и менее интересной. «Сдав» изначально главенствующую позицию, предание не утратило своего значения ни в русской сказке, ни даже в реалистических произведениях, где герои возьмут да и расскажут страшную историю - предание о лешем, водяном, о тех, кого так гениально великий русский поэт соединил в своём известном вступлении к поэме «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

На примере вступления к поэме «Руслан и Людмила» можно еще раз убедиться в том, что взаимопроникновение образов устного народного творчества оставили яркий след и в русской литературе, став естественной и неотъемлемой ее частью. Вслед за А.С. Пушкиным образы устного народного творчества использовали М.Ю. Лермонтов, Н.С. Лесков, П.П. Бажов и целая плеяда русских писателей.

1 В. Бутромеев « Верования и предания русского народа»

2 Топонимика – совокупность географических названий.

Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.

Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой-невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой, молодильные яблочки, летучий корабль и т. д

Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло (прекрасное и безобразное). Но добро в сказке всегда побеждает.

Сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. В своей работе мы будем исследовать, к каким видам относятся сказки с помощниками.

2. Определение сказки

2. 1 "Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание".

2. 2 "Повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение и вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил".

2. 3 "Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил.

2. Основная часть.

2. 1 Происхождение сказки.

Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев. В древности они назывались "баснями", "байками". Рассказчики сказок до сих пор называются в народе "баянами", "баюнами", "баутчиками" и "бахарями. "

Сказки в народном быту служат в настоящее время для забавы, времяпровождения. Народ не относится к ним с такой серьезностью, которая проявляется у него в отношениях к песне. Такое различие в отношениях к этим видам устного творчества выражено самим народом словами: "сказка - складка, песня - быль". Этими словами народ проводит резкую черту между обоими видами творчества: сказка, по его убеждению - порождение фантазии, песня - отражение былого, того, что было народом на самом деле пережито.

2. 2 Сказочные помощники - кто они?

Волшебными помощниками являются: животные, вещи, баба-яга и другие. Герой получает в руки волшебное средство или волшебного помощника и при его помощи достигает всех своих целей; при этом, он “достигает успехов без всякого усилия”. За героя все выполняет помощник, который оказывается всемогущим, всезнающим или вещим. Герой иногда портит дело. Он часто не слушается советов своих помощников, нарушает их запреты и тем вносит в новые сложности. Но уже между героем, вышедшим из дома и бредущим "куда глаза глядят", и героем, выходящим от яги, огромная разница. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет. Все делает за него его помощник или он действует при помощи волшебного средства. Помощник доставляет его в дальние края, исполняет желания, кормит. Тем не менее он все же герой. Помощник есть выражение его силы и способности.

2. 3 Описание помощников.

Список помощников, имеющихся в репертуаре русской сказки, довольно велик. В этом разделе рассмотрим сперва отдельных помощников такими, какими их дает сказка. Все помощники разделяются на две группы - одушевленные помощники и волшебные предметы.

Горшочек каши.

Так в сказке Братьев Гримм «Горшок каши» девочка получает волшебный горшок, который варит кашу по просьбе за то, что дала старушке ягод.

Ты мне ягод дала, а я тебе тоже, что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать

Раз, два, три, Горшочек вари!

И он начнет варить вкусную, сладкую кашу.

Скатертьсамобранка

В сказке скатерть-самобранка старик идет на реку ловить рыбу и видит журавля, который запутался в сетях и не может выбраться. Старик пожалел журавля и выпустил его. За это получил от журавля подарок- скатерть самобранку.

Спасибо тебе старичок! Никогда твоей услуги не забуду. Пойдем ко мне домой, дам тебе хороший подарок.

Вот старичок, тебе подарок. Как захочешь есть-пить, разверни эту скатерочку и скажи: Напои – накорми, скатерочка! - все у тебя будет.

В сказке по щучьему велению, Емеля приходит на прорубь и находит щуку. Вдруг щука человеческим голосом говорит:

Отпусти меня Емеля! Что хочешь, исполню, только скажи: «По щучьему приказанию, по моему желанию.

И все желания Емели исполняются, и ведра сами домой с водой идут, и сани сами едут, и дрова топор рубит, и печь едет.

Яблоня, печка.

В русской народной сказке Гуси – лебеди родители братика и сестры уезжают из дома, девочка не уследила за братом и его уносят гуси-лебеди к бабе-яге. Идет девочка искать братца и по пути ей попадается печь.

«Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? -

Печка ей отвечает:

Съешь моего ржаного пирожка - скажу.  -

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не - едятся.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? -

Поешь моего лесного яблочка - скажу.  -

У моего батюшки и садовые не едятся.  -

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди - полетели?

Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.  -

У моего батюшки и сливочки не едятся.  -

Долго она бегала по полям, по лесам, делать нечего решила она идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. Зашла девочка в избушку, а там братец с бабой- ягой. Заставила Баба-яга прясть девочку, а сама ушла. Седела, девочка пряла, из уголка выбежала мышка и говорит ей;

Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.  -

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь - посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит, ни жива, ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Взяла девочка брата и побежала. Заметила баба-яга, что нет девочки с мальчиком, и послала за ними гусей-лебедей.

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

Речка, матушка, спрячь меня! -

Поешь моего простого киселька.  -

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.

Яблоня, матушка, спрячь меня! -

Поешь моего лесного яблочка.  -

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

Печка, матушка, спрячь меня! -

Поешь моего ржаного пирожка.  -

Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем - в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

В сказке молодильные яблочки и живая вода, царь становится старым, чувствует приближение смерти и созывает пир, на котором обещает пол царства в подарок тому, кто привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец.

У царя было три сына, и младший вызывается принести яблочки и живую воду. Собирается он в дорогу, выбирает коня, плетку, подпруги и отправляется в дорогу.

Ступа Бабы Яги

Летучий корабль

Ковёр Самолёт

Сапоги скороходы

Василиса Премудрая

3. Выводы.

Изучив сказочных помощников я смогла разделить их на группы:

1. Одушевлённые и неодушевлённые. (Щука, Василиса Премудрая; Молодильные яблочки, ступа Бабы Яги, Горшочек каши, ковёр самолёт, сапоги скороходы, печка, летучий корабль).

2. Передвигаются по воздуху; по воде; по земле. (Ступа Бабы Яги, ковёр самолёт, сапоги скороходы, летучий корабль; щука; Молодильные яблочки, горшочек каши, скатерть – самобранка, печка, Василиса Премудрая).

3. Помогают добрым силам или злым. (Молодильные яблочки, горшочек каши, щука, Печка, Василиса Премудрая; молодильные яблочки, ступа, ковер самолёт, скатерть самобранка)

4. Исполняющие желания с использованием волшебных слов и само по себе. (Скатерть самобранка, щука, печка, летучий корабль; молодильные яблочки, ступа, горшочек каши, ковёр самолёт, сапоги скороходы, Василиса Премудрая)

Сделав опрос одноклассников я увидела, что сказочных помощников знают все дети. Мальчики хотели, чтобы у них били помощники: ковер самолёт, летучий корабль, а девочки – Василиса Прекрасная.

Cреди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания народные сказки. Ни для кого не секрет, что народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность.

Толкования сказки как жанра устного народного творчества, принятые в современной науке:

Сказка – это вымышленная история с радостным концом и непременной победой добросердечна над злом..

Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. .

Сказка - 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил). Сказка - 2. Выдумка, неправда, небылица .

Сказка - один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел .

Сказка - повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил .

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанных вариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания, а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизнеспособен потому, что дети прекрасно подходит для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия.

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы. Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий.

Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод обычно не просто повторяется - каждый раз в нем происходит усиление напряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет - есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

"В детстве фантазия, - писал В.Г. Белинский, - есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности" . Вероятно, этим свойством детской психики - тягой ко всему, что чудесным образом помогает преодолеть разрыв между воображаемым и действительным, - и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке. Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и мечтаний людей. Вспомним: ковер-самолет и современные воздушные лайнеры; волшебное зеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор.

Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны-лягушки, ни Кощея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу…

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Образность дополняется забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. "Добрым молодцам урок" дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Исходя из этого, мы выделили следующие особенности сказки: увлекательность сюжета, оптимизм, образность, забавность и дидактизм. Таким образом, сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

    Данный урок первый по теме «Фольклор. Сказка как вид народной прозы». По программе под ред. В. Я. Коровиной 4 или 3.

    Учитель:

    Сказка - ложь, да в ней намёк,

    Добрым молодцам урок.

    Что за прелесть, эти сказки!

    Каждая есть поэма!

    Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты - все те, кто скитался по белому свету

    4 слайд содержит схему «Виды сказок». Цель его показа - дать понятие о видах сказок.

    Учитель:

    Учитель сообщает, что самые древние сказки - это сказки о животных. Можно задать вопрос, почему? Особенно такой вопрос оправдан в сильных и мотивированных классах.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как жанр фольклора. »

И. Н. Перова

СКАЗКА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Оборудование: компьютер с видео- и звуковой картой,мультимедийный проектор, экран

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

    Знать виды русских народных сказок, особенности волшебных сказок

    Знать, как жили древние русичи и какие особенности жизни наших предков отразились в русских народных сказка

    Уметь слушать, записывать важную информацию, отвечать на вопросы учителя

Тип урока:

Урок повторения, актуализации знаний, изучения теории литературы

Формы работы:

    Слово учителя

  • Просмотр видеосюжета

    Проверочная работа

    Беседа по иллюстрациям (момент интеграции)

Управление презентацией, номер слайда

Данный урок первый по теме «Фольклор. Сказка как вид народной прозы». По программе под ред. В. Я. Коровиной 4 или 3. 1

Титульный слайд. В ходе его демонстрации учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Слайд демонстрирует эпиграф к уроку.

На данном этапе урока звучит слово учителя:

Учитель:

Сказки… Весёлые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказочным сюжетам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.А. С. Пушкин писал:

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Что за прелесть, эти сказки!

Каждая есть поэма!

Данный слайд информативный. Учитель зачитывает содержащуюся на нём информацию.

Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету

4 слайд содержит схему «Виды сказок». Цель его показа – дать понятие о видах сказок.

Учитель:

Народные сказки делятся на три группа: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

Учитель сообщает, что самые древние сказки – это сказки о животных. Можно задать вопрос, почему? Особенно такой вопрос оправдан в сильных и мотивированных классах.

Здесь проявился древний антропоморфизм: ведь раньше древние люди одухотворяли природу, как живую, так и неживую.

На данном этапе урока проводится беседа по вопросам:

    Какие сказки о животных вы знаете? («Волк и Лиса», «Лиса и Журавль», «Лиса и Козёл», «Журавль и Цапля»)

    Какие животные являются их героями? (Лиса, Волк, Медведь, Петух, Заяц, Журавль, Цапля)

    Каковы качества Лисы? (хитрая и ловкая)

    А Волка? (глупый и жадный)

    Каков Петух? (доверчивый, самоуверенный, легкомысленный)

    А Заяц? (трусливый)

Учитель:

Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных. В них действие развивается стремительно. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник и другие – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь».

Учитель может задать вопрос, какие ещё бытовые сказки помнят учащиеся

Данный этап урока включает и слово учителя, и беседу.

Учитель:

Особая группа сказок – волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть с нечистой силой. Достичь желанной цели герою помогают добрые люди, которые дарят ему чудесные предметы.

    Волшебные сказки отразили представления людей

    о животном-супруге,

    о способности человека к превращению в другие существа,

    о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой.

______________________

    Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг («Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол»)

    В каких сказках люди превращаются в животных? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Финист – ясный Сокол»)

    Вспомните сказки, в которых герой спускается в загробный мир

    В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда

    Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться? (Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)

    А что является телевизором? (Яблочко на тарелочке)

В волшебных сказках волшебные герои.

    Кто такая Баба Яга? (Баба-Яга – специфичный персонаж славянских и русских волшебных сказок. Баба-Яга - неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством - знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, хозяйкой леса)

    Как она изображалась?

    Что она делает в сказках? (Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен.)

    Где она живёт? (В сказках Баба-Яга обитает, как правило, вне обычной сферы жизни человека, чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, «в избушке на курьих ножках»)

На слайде представлены две репродукции – Билибина и В. М. Васнецова. Обе картины изображают Бабу-Ягу.

    Сравните две картины. Чем они отличаются?

    Чем эти картины схожи?

Ребята свободно высказывают свои мнения, учитель направляет беседу, вносит коррективы в ответы

Этап урока совмещает беседу и слово учителя

    Как выглядит Кощей? (Описание внешности Кощея в сказках чаще всего отсутствует. Лишь в нескольких вариантах есть минимальные сведения, касающиеся облика данного персонажа. В одном из текстов Кощей характеризует себя так: « Я ли не горбатый, у меня ли нос не сутуловатый!»; в другом же подчёркивается наличие у него « клыков, как у борова»)

    Где находится его смерть? (его смерть находится на конце иглы, так игла в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук веси на высоком дубе, дуб стоит на одинокой круче)

    Какими чертами он обладает? (Он скупой, похититель красавиц)

    Как он может вредить героям?

Учитель:

Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.

    Кто такой Змей Горыныч?

    Как он выглядит? (Одной из наиболее общих, необходимых характеристик является его многоголовость: обычно он имеет 3, 6, 9, или 12, голов. В некоторых сказках может присутствовать одновременно до трёх Змеев-похитителей, отличающихся друг от друга количеством голов. То, что персонаж имеет признаки чудовища, подчёркивается характеристиками, которые даются в нескольких сказках: Змей – «престрашный», «страшилище», «чудовище»)

    Чем он страшен? (Он сжигает всё на своём пути, похищает героинь сказок)

    Как его побеждает герой? (герой в битве отрубает ему мечом-кладенцом все головы)

Слайд содержит иллюстрацию В. М. Васнецова «Битва Ивана крестьянского сына со Змеем»

Учитель:

Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.

Учитель:

Леший (лесовик, лешак, лесной дядя) – дух леса, враждебный людям. Внешне он напоминает человека, только очень косматого, со спрятанными в гуще волос рожками.

    Как называют главного положительного героя сказок?

    Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван - крестьянский сын

    Какими чертами он обладает?

Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость.

    Почему Ивану всё удаётся?

    Кто ему помогает? (ему помогают волшебные предметы, животные, которых он спасает)

Учитель:

Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают

    Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча? (Меч-кладенец)

Слайд содержит иллюстрации к сказке «По щучьему велению…»

Учитель может спросить ребят:

    Как зовут этого героя?

    Кто ему помогал?

  • Какое волшебное средство передвижения фигурировало в сказке?

    Почему же героя русских народных сказок зовут Иван? (выслушиваются ответы учащихся)

Учитель:

Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.

Учитель:

Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

    Как зовут этих женщин? (Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна)

    Угадайте, кто изображён на полотнах В. М. Васнецова

Слайд демонстрирует три картины В. М. Васнецова «Царевна Несмеяна», «Царевна Лягушка», «Кощей Бессмертный». На них мы видим царевну Несмеяну, Василису Премудрую, Ненаглядная Красота)

Учитель:

В сказках отразился быт русского крестьянина

Слайд содержит видео-файл «Жилище древнего русича».

При просмотре данного слайда учитель говорит, что следующий этап урока – викторина-тест.

Чей это дом:

«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»

Бабы Яги

Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?

Курочка Ряба

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

«Волк и семеро козлят»

Кто этот герой:

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была?

Василиса Премудрая

Волшебный предмет

Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.

Яблоко

Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?

«Царевна Лягушка»

Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

«По щучьему велению, по моему хотению»

В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?

«Лиса и Заяц»

Данный слайд содержит вопросы проверочной работы. Ребята отвечают на вопросы по вариантам.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946

    Б.А.Рыбаков. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. М., 1953.

    Потебня А. А., «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;

    Русская сказка, т.I. Изд. «Academia», М., 1932.

    Н.Садовников. Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884.

    А.О.Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

    П.В.Шеин. Материалы по изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края, т.III. СПб., 1992.

    Э.М.Яншина, О некоторых изображениях на рельефах хэньских погребений (II в. до н.э. - II в. н.э.). «Вестник древней истории», 1961, N 3.

    Н.И.Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. Археологический сборник, вып.2. Изд. Гос. Эрмитажа. Л., 1961.

    А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.III, СПб., 1869.

    Русская литература. Мультимедийная энциклопедия, 2004

    Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы, 2004

    Русские сказки. – М.: Русский язык, 1986

1 Программы общеобразовательных учреждений. Литература. /Под ред. В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования РФ, 9 изд.. – М.: Просвещение, 2007, стр. 101

Сказка - один из основных жанров устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Предметом изображения в ней служат неординарные, удивительные события. В основе сюжета - необычайное происшествие в рамках реальных жизненных отношений людей. Основная идея - борьба добра со злом. Прославление нравственных идеалов (ума, смелости, трудолюбия).

Традиционно различают сказки о животных ("Лиса и журавль", "Теремок"), волшебные ("Царевна-лягушка", "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо") и социально-бытовые ("Каша из топора").

Само слово "Сказка" известно с 17 столетия, а до этого подобные произведения называлось то "байка", "басень", от "бать", что значило рассказывать. Это слово впервые было упомянуто в докладе воеводы Всеволодского, который осуждал народ, который "сказки сказывает небывалые", однако это спорный момент в истории, так как талантливые сказочники были в народе всегда. В 19 столетии появляются люди, которые задаются целью собрать и систематизировать устное народное творчество. В начале 17 века были записаны несколько сказок для английского путешественника Коллинга. В 18 появляются сборники, в которые включаются несколько произведений с характерными композиционными и стилистическими особенностями: "Сказка о Тимошке", "Сказка о цыгане".

"Вымышленный рассказ, несбыточная повесть, сказание" - так в словаре Владимира Ивановича Даля характеризуется сказка. Он, даже, помещает туда несколько пословиц, которые отражают данный жанр: "Либо дело делать, либо сказки сказывать", "Сказка сладкая, а песня быль", "Сказка складом, а песня ладом красна", "Ни в сказке сказать, ни пером написать", "Не дочитав сказки, не кидай указки". Все эти пословицы свидетельствуют нам о том, что сказка - это вымысел, народная фантазия, которая имеет определенную целостность и смысл.

В конце 19 и начало 20 столетия появились сборники сказок, давшие представление, о том, как распространялись произведения этого жанра. Выдвинув новые принципы собирания и издания первыми сборниками стали книги Дмитрия Николаевича Садовникова "Сказки и предания Самарского края" (1884). В него входили 124 готовые статьи, 72 из них были записаны со слов одного автора Абрама Кузьмича Новопольцева. Следующими сборниками стали богатые собрания "Северные сказки", "Великорусские сказки Пермской губернии" (1914). Все данные материалы сопровождались пояснениями и указаниями.

В русских сказках богатство никогда не отображалось как богатство, а добрый человек никогда не был добрым, честным, порядочным. Богатство - это завуалированное достижение, каких-то других определенных ценностей, которые теряли свою актуальность, как только были достигнуты. В таких произведениях богатство всегда имело внезапный характер, оно могло случайно свалиться на человека, и так же случайно уйти. При помощи Конька-Горбунка, Сивки-Бурки, которые являлись сказочными помощниками, они, то появлялись, то исчезали.

В сказках Руси часто упоминаются повторяющиеся определения: "буйну голову повесил, красна девица, добрый молодец, добрый конь", и сочетание слов: "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", "долго ли, коротко ли".

Довольно часто в сказках слова в текстах сказок ставятся в таком порядке, чтобы создавалась особая напевность, характерная для русского языка: "солнце красное", "красавица писанная". Для русских сказок характерны краткие формы прилагательных: красно солнце; глаголов: слово "хвать" вместо схватил, подь вместо пойди.

Важная особенность духовной жизни является соборность, которая находит свое отражение в сказках. Труд не является повинностью, а представляется, как праздник. Соборность - это единство дела, мысли, чувства, которое в сказках противопоставляется эгоизму и жадности. Сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одинаковой присказкой: "На радостях они вместе и в пляс пустились". В сказках так же воспевается доброта, жалость к слабому, проявляется в способности отдать за другого жизнь. Страдание воспевается как добродетель поступков и подвигов: победы силы духовной. Когда воплощаются эти ценности, то и появляется смысл, определяющий жизненный цикл всего живого. Его трудно выразить в словах, и можно лишь почувствовать в себе. Как правило, он даже, оказывается очень простым.

Русская сказка представляет собой сокровище, народную мудрость. Она отличается глубиной идей, богатством содержания. Это один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, и поэзия. Она то и открывает читателю мир чувств человеческих, его отношения к русской культуре, народному опыту, приобщает к родному языку.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: