Ирина Крушинина
Конспект
во 2 младшей группе
по теме : «Кто в теремочке живет ?»
Задачи :
ОО «Коммуникация» - совершенствовать интонационные навыки детей; продолжать развивать диалогическое общение
ОО «Физическая культура» - продолжать развивать двигательную активность, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) .
ОО «Социализация» - развивать партнерские отношения в игре, умение слушать и слышать друг друга, преодолевать робость и смущение.
ОО «Труд» - побуждать детей принимать участие в уборке атрибутов после игры.
Оборудование :
чудесный мешочек, кубик с загадками, колокольчик, маски героев сказки «Теремок » , крупный строительный материал для теремка (модули)
Предшествующая работа :
*создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми,
*показ детям различных видов театра ,
*драматизации русских народных сказок,
*рассматривание иллюстраций к сказкам,
*чтение и обсуждение содержания сказок,
*подвижные игры,
*занятия по театрализованной деятельности ,
*просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.
Ход занятия:
Дети стоят перед воспитателем.
В. – Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, какое у нас хорошее настроение. Вот так. Ой! Вы слышите? Что-то звенит! Интересно , где это? Давайте поищем.
Дети ищут и находят мешочек.
В. – Ребята, вам интересно , что в мешочке? Мы сейчас посмотрим!
Воспитатель достает кубик с загадками.
В. -Вот это кубик! Какой красивый! А на нем загадки написаны. Отгадаем?
Загадки :
Под полом таится, кошки боится. (Мышь)
По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)
Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса! А зовут её. (Лиса)
Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
После каждой загадки воспитатель предлагает
найти картинку с отгадкой младшим детям .
В. - Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А что же в мешочке еще есть? Да, здесь колокольчик. Это не простой колокольчик – волшебный. Он умеет превращать ребяток в зверят. Давайте попробуем.
В. – Колокольчик, позвени, нас в мышат ты преврати!
Мышка серая бежит
По лесной дорожке
И от страха вся дрожит :
Испугалась кошки.
Мышки маленькие, пугливые, кошки бояться, тоненько пищат.
В. – Колокольчик, позвени, нас в зайчаток преврати!
На лесной лужайке
Танцевали зайки,
Прыгали, скакали,
Лапками стучали.
Кто-то заек испугал и они спрятались за кустик и задрожали… наверное, почуяли волка.
В. – Колокольчик, позвени, ты нас в волка преврати!
Серый волк – зубами щёлк,
По лесу рыщет, добычу ищет!
А волк какой? Большой, сердитый, у него длинные лапы, он никого не боится, ищет добычу. Покажите сердитого волка…
В. – Колокольчик, позвени, нас в лисичек преврати!
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты!
Лисички какие? Хитрые, быстрые, хвастливые… Покажем, какие мы лисички – хвостиком помахиваем, следы заметаем, вот так…
В. – Колокольчик, позвени, нас в медведей преврати!
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мёд
И в рот к себе кладёт!
Мы - медведи. Какие мы? Большие, неуклюжие, косолапые. Ходим, широко расставив лапы, головой поворачиваем, ищем, чем бы полакомиться!
В. – Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, из сказки «Теремок » ! А в чудесном мешочке и шапочки зверят есть. Давайте примерим. Хотите в «Теремок » поиграть?
Хороводная игра «Теремок »
В. – Стоит в поле теремок - теремок . Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю мышка бежит, увидала теремок и говорит .
Игра заканчивается словами :
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили.
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
По окончании игры ставится проблемный вопрос детям :
«Что же делать? Как нам быть? Из чего построить новый теремок ?»
Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок .
Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственный прежде всего. Воспитать человека!
В первую очередь сказка должна нести смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться и т.д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции.
Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят.
Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.
Вот эти задачи:
1. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.
2. Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.
3. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.
4. Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.
5. Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.
6. Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.
7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.
8. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.
9. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
10. Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.
11. Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.
12. Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.
13. Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.
Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами– соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа.
Эти этюды проводятся на протяжении всего учебного года на усмотрение музыкального руководителя. Во время каждого этюда можно дать установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла и т.д.
Мимические этюды с жестами
№ | Эмоциональное состояние персонажа | Действие ребенка |
1. | Нам грустно |
|
2. | Нам весело |
|
3. | Мы сердимся | Нахмуренные брови, кулачки сжаты, топаем ногами |
4. | Мы испугались | Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать |
5. | Мы устали | Сесть на стул, руки и ноги расслаблены |
6. | Не хотим, не надо | Ладошками как бы отодвигать от себя, ладошками двигать перед собой тыльной стороной к себе |
7. | Мы удивлены | Развести руки, посмотреть удивленно и сказать “Ах” |
8. | Мы любим покушать | Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями |
К каждому из этих этюдов надо подбирать соответствующую музыку и обязательно делать под музыку.
Театрализованная деятельность, драматизация в детском саду очень востребованы. Праздники и развлечения дают возможность показать выступления дошкольников. Родители и другие воспитанники детского сада – благодарная публика.
Дети второй младшей группы свободно могут подготовить сказку-драматизацию в первом квартале и показать ее на осеннем развлечении к новому году.
Во втором квартале, во второй половине года, дети могут подготовить сказку к празднику мам.
В третьем квартале - еще одну к весеннему развлечению, а также ко дню защиты детей.
Таким образом, 4-5 сказок-драматизаций вполне доступны для детей второй младшей группы.
Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь.
Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло, так давайте начнем со сказки!
“Как кукла Майя испекла пирог”
Драматизация сказки для детей второй младшей группы
Взрослый персонаж – Сказочница.
Музыка. Выходит сказочница.
Сказочница:
Здравствуйте, мои друзья.
Я к вам в гости пришла.
Всех вас рада видеть я.
Сказочница зовут меня.
Хочу вам сказку рассказать
И пора ее начать.
Дружно жили все игрушки.
Мишки, куколки-подружки.
Забегают дети-“игрушки” и поют песню “Солнышко” - Филиппенко.
Сказочница:
Игрушки весело играли
И, конечно, танцевали.
Танец кукол.
(Кукла Майя выходит на середину)
Сказочница:
Время праздника настало,
Кукла Майя всем сказала.
Кукла Майя:
Решила всех я угостить,
Пирогами накормить.
Муки мало у меня
Вдруг всем не хватит пирога.
Сказочница:
А вот и курочка идет
Что-то куколке несет.
(Выходит курочка, в корзинке мука)
Здравствуй куколка, возьми.
Принесла тебе муки.
Постарайся, испеки
В гости всех ты пригласи.
Кукла Майя: Спасибо.
Сказочница:
А вот и козочка идет.
Что-то куколке несет.
(Выходит коза с корзинкой)
Куколка, вот для тебя
Принесла я молока.
Вот и маслице, возьми.
Постарайся, испеки.
Кукла: Спасибо.
(Уносит в дом корзинки)
Ну, а где мои козлятки,
Где веселые ребятки.
Выходите погулять,
Выходите поиграть.
Танец козлят.
Сказочница:
А вот мишенька идет,
Что-то куколке несет.
(Выходит медведь из домика)
Постарался, принес я
Варенье вкусное для пирога.
Ты побольше испеки,
В гости всех ты пригласи.
Кукла: Спасибо.
(Уходит в дом).
Сказочница:
Варенье куколка взяла
И пирог свой печь пошла.
Смотрите, кот сюда идет,
Ничего он не несет.
Выходит кот.
Мяу, здесь пирог пекут?
Здесь меня, наверно ждут.
Весь пирог я съесть смогу
Очень пироги люблю.
Съем все сам, съем все сам,
Никому пирог не дам.
(Выходят курочка, коза, медведь и два козленка)
Все вместе:
Мяу, простите вы меня,
Жадничать не буду я.
Сказочница:
Угощаться надо вместе.
Вместе это интересней.
Давайте песню мы споем,
Ведь дружно, весело живем.
(Выходит кукла с пирогом)
Вот пирог я принесла,
Он готов у меня.
Сказочница:
Всех гостей надо звать,
Пирогом угощать.
Приходите в гости к нам.
Все: Рады, рады мы гостям.
Сказочница:
А на радости друзья
Танцевать пришла пора.
Парный танец.
Сказочница:
Сказка кончилась моя
До свидания, друзья!
Основная цель педагога в младшей группе - заинтересовать и постепенно вовлечь в театрально-игровую деятельность. Для этого он осуществляет работу по нескольким направлениям:
а) Знакомит детей с отдельными видами театрализованных игр. Знакомство детей с различными видами театрализованных игр начинается с просмотра спектаклей, подготовленными взрослыми или ребятами старших групп. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее на сцене, у них формируется желание заниматься этим видом деятельности. Действия малышей носят подражательный характер. Они водят кукол, совершают с ними манипуляции, произнося только отдельные предложения. Сюжетная сторона отсутствует.
Организация просмотра спектаклей детьми младшего возраста имеет свои особенности. Целесообразно на начальном этапе, незадолго до начала представления, рассказать о содержании спектакля, иначе малыши не сможет уловить смысл событий, происходящих на сцене.
В ходе самого представления, ввиду быстрой утомляемости необходимо подключать внимание детей к событиям, происходящим на сцене: поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, попросить уложить героя спать.
б) Обучает правилам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе.
В этом возрасте необходимо научить детей правильному пользованию фигурками театров. Педагог вначале показывает и объясняет, как управлять фигуркой, удерживая ее за спину или основание; в каком положении должна находиться рука по отношению к зрителям; приучает к тому, чтобы ребенок внимательно слушал текст и действовал в соответствии с ним; обращает внимание детей на то, что если две игрушки разговаривают между собой, их лица должны быть обращены друг к другу. При этом «говорящая» игрушка должна слегка двигаться. Когда игрушка кончает «говорить», она застывает, становится неподвижной. Этот прием поможет детям выделить, какая из игрушек «говорит» в данный момент.
Чтение текста и исполнение ведущих ролей воспитатель вначале берет на себя, а ребятам поручает только обыгрывание несложных ролей.
Чуть позже взрослый суживает параметры своей деятельности и предоставляет ребятам самостоятельно действовать с персонажами в соответствии с его рассказом. В результате проведенной работы дети с хорошо развитой речью способны одновременно рассказывать и показывать.
в) Содействует развитию речевых и двигательных способностей детей, учит искусству ведения диалога в вопросно-ответной форме.
Работа по формированию способов сценической выразительности в младшей группе начинается с активизации речи и движений детей, прежде всего, с развития имитационных, подражательных движений, так как малышу легче показать, чем рассказать. Для успешного решения этой задачи педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия и т.д. Например, на музыкальном занятии детям предлагается изобразить как утята спят, просыпаются, умываются.
Для успешной организации театрализованных игр важно, чтобы дети с младшего возраста учились искусству диалога - основной форме общения героев на сцене. Детям доступна наиболее простая- вопросно-ответная форма диалога. Интересным и эффективным средством является чтение по ролям несложных стихов и потешек. У детей необходимо развивать способность к словесной импровизации. В случае затруднений можно обратиться к личному опыту детей, предлагая им вспомнить, как они маму, бабушку уговаривали купить мороженное, игрушку и т.д. или наоборот, как взрослые уговаривают их что-нибудь съесть.
В младшей группе дети инсценируют отдельные сценки или короткие несложные произведения, хорошо известные им. Для подведения детей к театрализации конкретного произведения, педагог планирует целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» он предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации и во время утренней гимнастики передать в движении: как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. На занятии по родному языку - поупражнять в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. На музыкальном занятии дети упражняются в пении песенки Колобка, разучивают танец Зайчика.
Роль ведущего, режиссера, художника-декоратора берет на себя в этой группе сам взрослый.
ПРОЕКТ по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Вид проекта : долгосрочный (2015-2016г.), творческий, ролево – игровойУчастники проекта:
- дети второй младшей группы
- родители воспитанников
Актуальность
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Постановка проблемы
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;
2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми;
4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Раскрыть для родителей значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.
Предполагаемый результат:
Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.
Намечены следующие этапы работы:
I. Подготовительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта;
2. Изучить литературу по теме проекта;
3. Работа с родителями:
Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;
4. Пополнение методической копилки по теме проекта.
II. Основной
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки своими руками;
2. Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности в детском саду»;
3. Выступление на родительском собрании по теме проекта.
Формы работы с детьми:
1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Чтение художественных произведений;
3. Театрализованные представления для детей;
4. НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей;
5. Театрализованные игры, развлечения, праздники;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
7. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
III. Заключительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
2. Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок, выступление на педсовете в рамках недели «Педагогического мастерства» по теме проекта;
3. Подтверждение гипотезы проекта;
4. Подведение итогов и оформление проекта.
Реализация проекта:
Подготовительный этап проекта (сентябрь – ноябрь)
Подбор и изучение педагогической литературы по теме:
А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
И. Н. Рослякова «На что способен театр»
Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»
Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»
Л.В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»
М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в саду»
Работа с детьми:
Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек; работа с загадками о героях сказок;
Работа с родителями:
1. Беседы, консультации, оформление папки-передвижки по темам:
«Театр в жизни ребенка»;
«Как устроить домашний театр».
2. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, кукольный).
Методическая копилка:
1. Картотека театрализованных игр;
2. Картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;
3. Разработаны конспекты НОД с инсценировками и мини сценками,
сценарии развлечений и досугов.
Определение целей и задач проекта.
Основной этап реализации проекта (ноябрь – апрель)
Ресурсное обеспечение:
настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;
театр на магнитах: «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;
пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»;
маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;
костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;
сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;
ИКТ для показа мультфильмов, презентаций и интерактивных дидактических игр по теме проекта;
дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам р.н.с. сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок», разрезные картинки по р. н. сказкам;
Картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, магнитный);
2. Выступление на родительском собрании на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду»;
3. Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами упражнений.
4. При участии родителей:
Уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театр);
Изготовлены маски и атрибуты;
Уголок ряженья дополнен костюмами сказочных героев.
Работа с детьми:
Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок – «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»;
Посещение театральных представлений в ДОУ;
Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам;
Комплексы утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке», «Медвежата»;
Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, магнитного, пальчикового и кукол би-ба-бо;
Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами;
Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;
Развитие мелкой моторики: лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги по сюжетам сказок;
Театрализованные игры, упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания «Изобрази героев сказки и их голоса»;
Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам;
Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра;
Ряжение в костюмы героев сказок для игр - драматизаций;
Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса»;
Разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой»;
Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок.
Непосредственная образовательная деятельность:
- НОД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Курочка Ряба»;
- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений» (с театрализацией сказки «Репка»);
- НОД по лепке с элементами театрализованной деятельности: «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и медведь»);
- НОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок»;
- НОД по речевому развитию: Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».
Заключительный этап: (апрель-май)
1. Интегрированные досуг для воспитанников и воспитателей ДОУ с театрализацией сказки «Репка».
2. Открытый показ для воспитателей: НОД по речевому развитию: сказка «У страха глаза велики».
3. Инсценировка сказки «Теремок» на дне Открытых дверей в ДОУ (для родителей).
4. Выступление на педсовете с презентацией НОД по речевому развитию в рамках недели педагогического мастерства по теме проекта.
Итоги проекта:
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;
2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;
5. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры, ширма);
6. Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.
Заключение
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Список литературы
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”
«Театрализованная деятельность детей второй младшей
группы»
Подготовила воспитатель: Степанова Т.Г.
Театрализованная
деятельность
–
это
самый
распространенный
вид
детского
творчества. Так, как у малышей ведущий вид деятельности игра, немаловажная роль
принадлежит
кукольному
театру.
Он
развлекает
и
воспитывает
детей,
развивает
их
фантазию, учит сопереживать происходящему. Дети очень любят театральные игры, в
которых
они
могут
превращаться
в
любимых
персонажей,
инсценировать
знакомые
сказки. Для этого у нас в группе есть небольшой театральный уголок. Мы вместе с детьми
изготовили разные виды театра. Большую помощь в организации театрального уголка
оказали
родители.
Они
участвовали
в
изготовлении
декораций,
костюмов,
также
принимали участие в изготовлении разнообразных видов театра. Чтобы вовлечь детей в
театрализованную игру я подготовила картотеку театрализованных игр.
Прежде чем предложить малышу включиться в театрализованную игру, нужно
подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Сначала я выразительно читаю детям
произведение, а затем провожу по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание
не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет
потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении я использую весь комплекс
средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития у
детей умения внимательно слушать и запоминать последовательность событий, свободно
ориентироваться
в
тексте,
представлять
образы
героев,
я
использую
специальные
упражнения,
проблемные
ситуации
типа
“Ты
с
этим
согласен?”.
После
беседы
о
прочитанном (или рассказанном) и пробных упражнений мы вновь возвращаемся к тексту,
привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.
Затем
учу
детей
имитационным
движениям,
учу
подмечать
характерные
особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др).
Вначале фрагменты из сказок использую как упражнения. Например, предлагаю
детям
попроситься
в
теремок,
как
лягушка
или
медведь
(русская
народная
сказка
“Теремок”), после чего обязательно спрашиваю, кто из них был более похожим по голосу
и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети
учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его
привычки легко узнавались всеми.
Имитационные
движения
отрабатываю
на
физкультурных
и
музыкальных
занятиях, в свободной деятельности.
Помимо специальных упражнений, проводимых с детьми по театрализованной
деятельности,
перед
каждым
занятием
и
в
совместной
деятельности
провожу
артикуляционную гимнастику, раскрепощаю артикуляционный аппарат, развиваю речевое
дыхание. Провожу пальчиковую гимнастику, развиваю подвижность пальцев,
умение
двигаться в соответствии со словами.
Работая
во
второй
младшей
группе,
я
обучаю
детей
приемам
кукловождения
настольных
кукол.
Начинала
эту
работу
со
знакомства
детей
с
разными
куклами-
игрушками – резиновыми, мягкими, конусными. С некоторыми из них дети уже знакомы,
поэтому особую радость доставляет ребенку игра с куклой, возможность подержать её в
руках, хорошенько рассмотреть, попытаться “оживить”, определить, какой у неё характер,
голос, походка.
Я
предлагаю
детям
придумать
небольшие
истории,
происходящие
с
куклой;
побуждаю ребенка самостоятельно сочинить диалог, найти выразительные интонации.
Помогаю
детям
только
наводящими
вопросами,
не
давая
готового
образца
для
подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы ещё
не очень развита, внимание рассеянное.
Как
бы
примитивны не
были
истории,
сочиненные
малышами,
я
обязательно
радуюсь
вместе
с
ними
любому
проявлению
творчества,
стремлюсь,
чтобы
желание
поиграть
с
куклой
появилось
у
каждого
ребенка.
Стараюсь
создать
атмосферу
доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываю у детей уважительное отношение
друг к другу.
Особое
внимание,
уделяю
развитию
выразительных
движений.
Ведь
выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством
воплощения образного содержания и “бессловесного” общения.
Сначала я учу детей передавать образы игрушек, животных путем изображения их
внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна), затем дети начинают
осваивать
способы
выражения
в
движениях
внутренних
свойств
образа
–
эмоций,
особенности характера (грустный – веселый, добрый – злой и др.).
В многообразных заданиях - этюдах один и тот же персонаж может переживать
разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и,
наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то- же чувство (грустят и
заяц, и петушок, и медведь).
Первичное освоение образного состояния позволяет уже во второй младшей группе
знакомить
детей
с
сюжетными
историями,
фрагменты
которых
“рассказываются”
посредством
выразительных
движений.
А
это
в
свою
очередь
дает
возможность
воплощать
образы
через
проигрывание
ситуаций,
показывающих,
почему
персонаж
загрустил, или развеселился, или подобрел и т.п., что значительно обогащает образ,
помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение.