С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек. Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики

Воспитательные:

Словарная работа:

Мотивы деятельности для детей:

Игровая: План-карта, ребус, загадки «Цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».

Мотивация общения:

Индивидуальная работа:

Материал и оборудование :

Демонстрационный:

Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов - тюльпан, василек, анютины глазки, роза, ирис, гвоздика), следы - задания (найди одежду, найди цветы, соедини слоги, запомни пары фигурок),

План

I. Вводная часть:

1.Организационный.

2.Сюрпризный момент.

3.Постановка цели занятия.

II. Основная часть:

1. Поиск плана-карты, ребус.

4. Физминутка.

5. Чтение сказки.

6. Игра «Отвечай-ка»

III. Заключительная часть:

Подведение итогов занятия

Длительность занятия

занятия

I . Вводная часть

Организационный момент.

Сказочница:

Воспитатель: А что случилось?

Сказочница:

Воспитатель:

Сказочница:

Воспитатель.

Ребята:

II . Основная часть .

Воспитатель.

1. Поиск плана-карты, ребус.

Воспитатель:

Задание №1

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

Сказочница: 1 и 2-ой команде - сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.

Сказочница: Что у вас получилось?

Команды:

Сказочница:

Воспитатель.

Задание №2 Загадки.

3. ЗАГАДКИ:

1 команда 2 команда

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке,

Как дозреет солнышко

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок…

(одуванчик)

Длинный тонкий стебелек

Сверху-алый огонек,

Не растенье, а маяк-

Этот ярко-красный…(мак)

Желтые, пушистые

Шарики душистые

Их укроет от мороза

В своих веточках… (мимоза)

Белая корзинка-

Золотое донце

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (ромашка)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударение

4. Физминутка.

« Выращиваем волшебные цветы»

Дети сидят на корточках - В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.

Постепенно поднимаются на ноги - Цветок рос все больше и больше и набирал силу.

«Бутона»

Постепенно раскрывают руки в стороны - И вот бутон раскрылся и мы увидели красивый цветок!

Воспитатель:

Воспитатель: Правильно - это книга. Как узнать, о чем эта книга?

Команды: прочитаем ее.

Воспитатель:

Воспитатель:

Чудище:

Воспитатель:

Чудище:

Воспитатель: Вот и проверим.

ЗАДАНИЕ № 3

Игра «Отвечай-ка»

  • Кто главные герои сказки?
  • Какой был купец?
  • Что заказала старшая дочь?
  • А что средняя?
  • Что попросила у отца младшая?
  • Какая она была?
  • А каким было чудовище?
  • Она жалела чудовище?
  • Зачем она вернулась домой?
  • О чем просило ее чудовище?
  • Что сделали сестры?
  • Какие они были?
  • Жалко вам чудовище?
  • Что произошло потом?
  • Это волшебная сказка? Почему?

III . Заключительная часть.

Чудище:

Воспитатель:

  • Что было сложно выполнять?
  • Что было самым интересным?
  • Еще будем с вами читать волшебные сказки?

Воспитатель и дети. Спасибо.

Просмотр содержимого документа
«Конспект игры – путешествия по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» в подготовительной группе.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № 198»

Конспект игры – путешествия

по сказке С. Аксакова

«Аленький цветочек»

Возрастная группа подготовительная

Выполнила: Сагитова М.В

воспитатель МБДОУ № 198

г. Оренбург

Тема: игра-путешествие по сказке

С. Аксакова «Аленький цветочек»

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

    овладение речью как средством общения.

    обогащение активного словаря.

    развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

    развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    развитие речевого творчества.

    знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

    формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развивающие:

    развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.

    развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.

    развивать словарный запас детей.

Воспитательные:

    воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Словарная работа:

Продолжать расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных (Аленький, купец, заморский, казна, венец);

Мотивы деятельности для детей :

Игровая: План-карта, ребус, загадки «Цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».

Мотивация общения: поощрение, взаимопомощь детей, беседа, создание развивающей среды, чтение сказки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.

Мотивация личной заинтересованности: Разрезные лепестки аАленького цветочка, разрезное слоговое лото.

Индивидуальная работа:

Максим М., Арсений Л., Мила С. - закреплять навыки составления предложений: по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают по картинкам и демонстрируемым действиям.

Материал и оборудование :

Демонстрационный: План-карта, Ребус на плакате, шкатулка (внутри пазл-цветок), коробка сюрприз, изображение чудовища в сказке.

Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов – тюльпан, василек, анютины глазки, роза, ирис, гвоздика), следы – задания (найди одежду, найди цветы, соедини слоги, запомни пары фигурок),

План

I. Вводная часть:

1.Организационный.

2.Сюрпризный момент.

3.Постановка цели занятия.

II. Основная часть:

1. Поиск плана-карты, ребус.

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

3. Загадки по 3 каждой команде.

4. Физминутка.

5. Чтение сказки.

6. Игра «Отвечай-ка»

III. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Длительность занятия

занятия

I . Вводная часть

Организационный момент.

Звучит музыка появляется сказочница. Дети стоят полукругом.

Сказочница: Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: А что случилось?

Сказочница: Представляете, прогуливалась по лесу и нашла под деревом мешочек, открыть его не могу, забыла все волшебные слова. Поможете мне.

Воспитатель: Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Сказочница: Вам нужно вспомнить волшебные слова

Воспитатель. Поможем, ребята? Вспоминайте.

Ребята: «Сим-салабим», «абракадабра», «ахалай-махалай», «эксперто-паттронум».

II . Основная часть .

Воспитатель.

1. Поиск плана-карты, ребус.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем открыть шкатулку.

Задание №1

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

Сказочница: 1 и 2-ой команде – сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.

Сказочница: Что у вас получилось?

Команды: получился у каждой команды «Алый цветочек».

Сказочница: Молодцы! Вы знаете, что есть много различных цветов: это и розы и ромашки и т.д. Но сегодня вы познакомитесь с необычным цветком. Продолжим наше путешествие, но Я вижу, что вы и без меня справитесь, нужна будет помощь, зовите…. (Сказочница уходит)

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь за новыми знаниями по следам.

Идём по мостику, а теперь по тропинке на поляну. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов! Цветы приготовили нам загадки, по ответам мы узнаем, как они называются…

Задание №2 Загадки.

3. ЗАГАДКИ:

1 команда 2 команда

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке,

Как дозреет солнышко

Будет горстка зернышек (подсолнух)

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок…

(одуванчик)

Длинный тонкий стебелек

Сверху-алый огонек,

Не растенье, а маяк-

Этот ярко-красный…(мак)

Желтые, пушистые

Шарики душистые

Их укроет от мороза

В своих веточках… (мимоза)

Белая корзинка-

Золотое донце

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (ромашка)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

4. Физминутка .

« Выращиваем волшебные цветы »

Дети сидят на корточках – В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.

Постепенно поднимаются на ноги – Цветок рос все больше и больше и набирал силу.

Руки пальцами вместе над головой в виде «Бутона» - Цветок набирает бутон, солнышко согревает его.

Постепенно раскрывают руки в стороны – И вот бутон раскрылся и мы увидели красивый цветок!

Дети наклоняются вперед и делают вдох - Но цветок ВОЛШЕБНЫЙ кто понюхает его и загадает желание, оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется!

Воспитатель: Молодцы! Опять следы привели нас к цветочкам, которые приготовили для нас сюрприз…

Воспитатель: Правильно – это книга. Как узнать, о чем эта книга?

Команды: прочитаем ее.

Воспитатель: дети садитесь так, чтобы вам было удобно слушать.

5. Чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

Воспитатель: Молодцы! Все внимательно слушали! Ребята Чудище не хочет уходить в сказку.

Чудище: Очень мне у вас понравилось, весело, интересно.

Воспитатель: Что же нам делать? Чудище мы отвечаем на твои вопросы и ты уходишь? Хорошо?

Чудище: Хорошо, все равно не ответите. Наблюдал, не все внимательно слушали.

Воспитатель: Вот и проверим.

ЗАДАНИЕ № 3

Игра «Отвечай-ка»

Дети садятся полукругом на стульчики.

Чудище задает вопросы (за правильный ответ дает части цветка, при правильных ответах, собираем волшебный цветок, произносим волшебное заклинание и чудище возвращается в сказку).

    Кто главные герои сказки?

    Какой был купец?

    Что заказала старшая дочь?

    А что средняя?

    Что попросила у отца младшая?

    Какая она была?

    А каким было чудовище?

    Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?

    Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?

    Она жалела чудовище?

    Зачем она вернулась домой?

    О чем просило ее чудовище?

    Что сделали сестры?

    Какие они были?

    Почему младшая дочь отправилась к чудовищу в первый раз?

    А что заставило ее вернуться во второй раз? Ведь она могла обмануть чудовище и не вернуться?

    Что же произошло с чудовищем, когда младшая дочь не вернулась в положенный срок?

    Жалко вам чудовище?

    Что произошло потом?

    Это волшебная сказка? Почему?

    Как заканчиваются все волшебные сказки?

III . Заключительная часть.

Чудище: Я не ожидал, что вы так внимательно слушали сказку и ответили на все сложные вопросы. В награду оставлю вам волшебную шкатулку.

Дети с воспитателем произносят волшебные заклинания. Открывают и достают призы-медальки. Вручение.

Воспитатель:

    Ребята Вам понравилось наше путешествие?

    Что было сложно выполнять?

    Что было самым интересным?

Воспитатель и дети. Спасибо.

Приложение:






Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цвето чек».

Цель:
1. продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками; начать работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся; умениям характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте;

2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

3.воспитывать любовь и уважение к родителям.

Планируемые результаты:

Предметные : умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;умения пересказывать текст

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: книги (сказки), иллюстрации к сказке, портреты писателей, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Орг. момент.
2.Речевая разминка.

- На доске пословица:

- “Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.”

Найдите в этой пословице все существительные.
- Определите склонение существительных.
- Объясните смысл этой пословицы.

3.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

Как вы думаете, почему я именно эту пословицу использовала на уроке? (мы будем работать над сказкой.)

Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?

Сформулируйте задачи урока.

Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит сегодня мы – юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание. На уроке нужно быть активными, внимательными и любознательными.
2) Работа с ребусом

Что у вас получилось? (Аленький цветочек)

Выставка книг. Сегодня вы принесли книги

Рассмотрите выставку книг.

Что общего у этих книг?

На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)

В чем отличие русской народной от литературной сказки?

Есть ли на выставке книг сказка, название которой получилось у вас в ребусе?

А кто написал эту сказку?

3)История создания сказки. Сообщения детей.

1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские отношения. Мать разделяет и горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа очень любил читать книги, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть

2) В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Радовался приходу весны, замечал приметы, наблюдал за природой. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать.

3) Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством.

4) Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству.

5) Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, несмотря на это, на стареющего писателя надвигалась слепота, но он продолжал писать. Умер писатель на 68-м году жизни, 30 апреля 1859 года в Москве.

Кому была посвящена сказка «Аленький цветочек»?
(Внучке Аксакова Оленьке)

А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?

Тогда послушайте.

Маленький Сережа заболел, и скорому выздоровлению мешала бессонница. Тогда к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»

Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом, чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек».Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

– Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?

Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

4)Первичное знакомство со сказкой С.Т.Аксакова.
«Словарно-лексическая работа»
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями


ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)


Работа в группах.
Сейчас каждая группа прочитает определенный отрывок сказки. Даст название своей части сказки. Определит, какая иллюстрация подходит к данному отрывку и один ученик из группы подготовит пересказ своего отрывка. (самостоятельная работа)

Работа в группах.

Проверка.
1.Жил купец и было у него три дочери.(к.с.193)
2.Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.(к.с 193-196)

3. Отправился купец в дальние страны.(к.с.196-198)
4.Купец встретился со зверем лесным.(к.с 198-200)
5.Купец все рассказывает дочерям (к.с.200-204)

6.Младшая дочь у зверя лесного.(204-208)

7.Зависть сестёр.(208-211)

8.Превращение зверя в принца.(211-214)

По мере пересказа на доске крепятся иллюстрации к сказке.

5)Основная мысль сказки.

Какова тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)

Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)

Так чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)

ВЫВОД : сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.

6.Рефлексия.

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?

Какие задания показались вам интересными?

Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?

Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

5.Итог. Выставление оценок

6.Домашнее задание.

Написать мини сочинение
-характеристика любого героя сказки и иллюстрация к нему.

страница 1 Урок по литературному чтению в 4 классе

Тема: С. Т. Аксаков. Аленький цветочек

Проектная деятельность по теме «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; воспитывать сострадание, верность слову.

Оборудование: русские народные и литературные сказки, рисунки детей к сказке, портрет С. Т. Аксакова, пословицы, эпиграф «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; карточки для групповой работы, заготовки цветочка (лепестки и т.д.); грамзапись песни «Волшебный цветок»

Ход урока


  1. Оргмомент.
Коммуникативные УУД:

Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. У всех хорошее настроение, приступим к уроку.


  1. Речевая разминка
На доске пословица:

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай , да на ус мотай»

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»?

Назовите глаголы (существительные).

Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.

Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений)


  1. Выставка книг
-Что общего у этих книг? На какие 2 группы можно распределить эти сказки? (Русские народные и на авторские или литературные)

Как отличить русскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем. Кто ее автор?


  1. Сообщение темы, постановка цели урока.
-Сегодня у нас итоговое занятие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Будем исследовать, анализировать сказки, находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой. Выясним, какие выразительные средства использовал Аксаков в своей сказке, дадим характеристику героям, определим главный внутренний смысл сказки.

Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Я думаю, что в конце урока мы определим, что хотел нам сказать С. Т. Аксаков в своей сказке?


  1. Тема нашего исследования «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

  2. Выступления детей

  1. Клевцова Кристина подготовила сообщение о биографии и творчестве С. Т. Аксакова.
ВЫВОД:

Итак, любовь к чтению Аксакову привила мама, любовь к природе – папа, а любовь к родине - д. Абрамцево, а любовь к сказке – ключница Пелагея, которая и рассказала Сереже Аксакову русскую народную сказку про волшебный цветок. Впоследствии писатель написал сказку «Аленький цветок» для своей внучки Оли.


  1. Кострикин А. сделал своими руками аленький цветочек и сочинил стихотворение про него.
(Аппликация прикрепляется к доске рядом с названием сказки).

- Если мы будем сегодня дружно работать, то у нас появится свой волшебный цветок.


  1. Актуализация знаний
-Продолжим наше исследование. Давайте вспомним, какие основные события происходили в сказке. А помогут нам рисунки, которые приготовил для вас Лутовинов Е.

Работа у доски: 1 ученик (Лутовинов Евгений) у доски восстанавливает последовательность событий в сказке по рисункам.

У нас получился картинный план .

Как вы думаете, для чего нужен картинный план?

Найдите в тексте подходящие к рисункам отрывки и прочитайте их.

Используя картинный план и отрывки из текста можно подготовиться к пересказу сказки.

Продолжим работу над сказкой.


  1. Выступления учащихся
- На прошлом уроке мы начали исследовательскую работу по сказке. Домашнее задание – завершить эту работу.

1) Степанов Михаил и Карагезян Артем провели свое исследование по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

(Степанов Миша расскажет о народных сказках, а Карагезян Артем проведет сравнение со сказкой С. Т. Аксакова)

2) Лысакова А., Шубкин А., Воронков К., Гузеев А. нашли в сказке слова, которые используются в русских народных сказках.

Какие непонятные слова встретились вам, когда вы читали сказку. Ребята смогут вам объяснить их смысл.

3) Анчуков Данил провел исследование на тему «Художественные средства, которые использовал С. Т. Аксаков в своей сказке»


  1. Физкультминутка

  2. Инсценировка сказки «Аленький цветочек» (беседа купца со своими дочерьми)
- Мы посмотрим отрывок из сказки и постараемся увидеть и услышать художественные приемы выразительных средств, которые использует автор в своем произведении.

Какие эпитеты, метафоры вы услышали в речи героев сказки? (государь ты мой батюшка, дочери пригожие, золотая парча, венец самоцветный, красота прибавлялась, как от месяца полного и т. д.)


  1. Характеристика героев произведения: младшей дочери, зверя лесного, чудища морского, купца, двух сестер.
-Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах:

* Не кричи! * Не перебивай! * Уважай товарища!

Организовать работу по группам: найти слова, характеризующие героев, наклеить карточки со словами на листок проекта. Зачитать их, сделать обобщение и дать характеристику герою (индивидуальное исследование).

Можно подготовить карточки со словами, характеризующими героев, чтобы дети могли выбрать из них подходящие.

1 группа отчитывается о своей работе, а подготовленный ученик обобщает ответы в своем исследовании и т.д.

1)Вельможный Андрей даст характеристику Зверю лесному, Чудищу морскому.

2) Волкова Ирина – младшей дочери.

3)Хрипунков Кирилл – купцу.

- (Он был честным, известным и очень любил своих дочерей)

(Его честность. «Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял»)

(Надо очень любить близких и нести ответственность за свои поступки)

Почему отец заболел?

ВЫВОД:

4)Степанова Дарина – двум сестрам.

-

–Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало - не потерял ли

он своего богатства великого)

ВЫВОД:

-В литературной сказке, как и в народной есть положительные и отрицательные герои (хорошие и плохие)


  1. Попов Давид работал со словарем пословиц и провел следующее исследование по теме «Пословицы поговорки, характеризующие героев и их поступки». Он постарается объяснить их смысл.
Работа по группам

У вас тоже есть пословицы, выберите ту из них, которая характеризует вашего героя. (Наклейте карточки с пословицами на свой проект)

Определите своё отношение к героям сказки. Запишите в свой проект.


  1. Продолжит наше исследование Полянская Е.

Она узнала, какими волшебными свойствами наделяет народ аленький цветок.


  1. Выявление главного внутреннего смысла сказки
-Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)

Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Давайте попытаемся ответить на вопрос:

Чему учит сказка?

(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла)

ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.

Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.


  1. Волкова И. исполнит песню «Волшебный цветок»
-По мотивам сказки С. Т. Аксакова созданы: мультфильм, художественный фильм, песня.

Как называют цветок в этой песне? (Мечта)


  1. Личностные УУД : кому на уроке было интересно и понятно, пусть возьмет лепесток от волшебного цветка и прикрепит магнитом к доске.
-Запишите на лепестке самую заветную свою мечту. Прикрепите к доске с помощью магнита.

–Помните, что аленький цветок приносит удачу только смелым, добрым, бескорыстным людям.

Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям


  1. Обощение
-Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Народные сказки побудили их к созданию своих собственных сказок. В этом мы убедились сегодня. Благодаря этому мы любим и знаем литературные, авторские сказки А. С. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова и других писателей.

  1. Итог урока
-Что делали на уроке? (Проводили исследовательскую работу по сказке С. Т. Аксакова)

Что понравилось? Что запомнилось?

XV . Выставление оценок

XVI. Д/з:


  • составить план сказки

  • подготовить пересказ от лица одного из героев;

  • сочинить сказку.

Если останется время, можно предложить детям прочитать любимые отрывки из сказки.

Исследовательская работа Полянской Екатерины

по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

«Волшебные свойства Аленького цветка»
Самый красивый, самый прекрасный цветок в мире, краше его во всём свете нет. В.И. Даль записал народную пословицу: «Алый цвет мил на весь свет». Все о нём знают, но никто из современных людей его не видел.
Говорят, что Аленький цветочек светится днём и ночью. Это один из Жар-цветов, светящийся всегда. Если прислушаться – можно услышать издаваемую им музыку или его тихий разговор с вами и другими существами в округе. Ещё о нём, о его благоухании в сказке говорится: «Запах от цветка по всему саду бежит».
Он волшебный – может переносить человека из одного мира (царства) в другой, может изменять и останавливать течение времени, делать человека невидимым и счастливым, исцелять от болезней и защищать его от врагов и многое-многое другое. В сказке он таинственным об разом связан с заколдованным царевичем – «зверем», который своим внешним обманчивым видом «чудища» пугает и отгоняет непрошеных гостей, а на самом же деле – лелеет и охраняет божественный цветочек. У каждого такого особого Цветка есть свой защитник и хранитель.
Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям.
Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям.
В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета, называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».

Словарно-лексическая работа

Лысаковой Анастасии
ИМЕНИТЫЙ – почтенный, знаменитый

ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями

ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями

ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона

САМОЦВЕТНЫЙ – о драгоценных и полудрагоценных минералах, поделочных камнях

САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)

БЕСПОРОЧНЫЙ – безукоризненный, честный

ДОПОЛИННЫЙ – точный, верный

СХОДНЫЙ – подходящий, недорогой
Воронкова Кирилла
КОЛОДА – короткое толстое бревно

ПОЧИТАЙ – пожалуй что, вероятно

ТОРНАЯ – о дороге: гладкая, ровная, наезженная

ЧЕРТОГ – пышное великолепное помещение или здание, дворец

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза

УТЕШАЛСЯ – радовался

ВО ЕДИНОЕ ОКО МГНОВЕНИЕ – очень быстро

ГВАЛТ – крик, шум

ПОЧАЛИ – начали, стали

Гузеева Артема
ЛЕБЕЗИТЬ – заискивать, угодничать

РЕХНУЛСЯ – помешался, сошел с ума

ЗАУТРА– завтра утром

ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ – поросший мягкой сочной травой

ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО – червонный – красный, алый. Червонное золото – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые

ТОСКА НЕУСЫПНАЯ – не теряющая бдительности

Исследовательская работа Вельможного Андрея по сказке «Аленький цветочек»

Характеристика героя сказки

Зверь лесной, Чудище морское
Чудище морское, Зверь лесной – это сын славного короля. В малолетнем возрасте его украла злая колдунья и колдовством своим обратила в чудище страшное. Она наложила заклятие такое, чтобы жить ему в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья не была она, и полюбит его в образе страшилища, и захочет стать его законной женой. И тогда колдовство все кончится.

Аксаков пишет про чудище, что оно шагает, и земля шатается под ним. Он – зверь не зверь, человек не человек, какое-то чудище. Он мохнатый, руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, глаза совиные, голос дикий.

Несмотря на свой страшный вид, он очень добрый, душевный, ласковый и внимательный. У него есть одна радость. Это прекрасный аленький цветочек, краше которого нет на белом свете, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. Он его бережет паче зеницы ока. Наверное, он согревает его душу в одиночестве, так кА живет один во дворце, и слуги у него невидимые.

Я думаю, что он очень справедливый и великодушный. Он дает купцу возможность исправить положение. А еще он понимает людей без слов, знает искренние они или обманщики. Все 11 девушек, которые побывали у него, не разглядели его душу: добрую, отзывчивую, умеющую любить. А видели только его страшно безобразную внешность.

Младшая дочь купца и сама добрая, скромная, душевная полюбила его в образе чудовища. Любовь помогла им победить злые чары и обрести счастье.

Исследовательская работа Волковой Ирины по сказке «Аленький цветочек»

Характеристика героя сказки

Младшая дочь
Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.

«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»

У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.

Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.

«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.

Исследовательская работа Анчукова Данила по сказке «Аленький цветочек»

по теме «Художественные средства, которые использовал С. Т. Аксаков»
Автор использует в сказке такие художественные средства, как прием олицетворения, сравнение, эпитеты.

Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто. Аксаков пишет, «свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».
Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет. В сказке мы нашли приемы олицетворения: «красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».
Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения.

Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры - ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож».

Внимательно перечитав сказку, я нашел эпитеты и метафоры, которые делают сказку поэтичной, выразительной, музыкальной. Их в сказке очень много, например: красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д.


ВЫВОД: Я убедился, что автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной.

Исследовательская работа Степанова Михаила и Карагезяна Артема

по теме «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Проведя исследование народных сказок и авторской сказки, я убедился. Что в сказке Аксакова есть все черты народной сказки.

Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая - лучше всех». Так начинается сказка Аксакова. В русской народной сказке «Сивка-Бурка» Зачин такой: «Жил-был старик, и было у него три сына: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок».

Есть присказка : «много ли мало ли времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Есть также концовка. Сказка «Аленький цветочек» Заканчивается так: «И нимало не медля, принялись веселым пирком да за свадебку. И стали они жить-поживать, да добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало». В «Сивке-Бурке»: «Тут веселым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».

ВЫВОД:

В сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки: есть волшебные силы, предметы, добро побеждает зло.

Исследовательская работа Хрипункова Кирилла по сказке «Аленький цветочек»

Характеристика героя сказки

Купец

- Что вы можете сказать о самом купце?

Купец был честным, известным и очень любил своих дочерей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему купец хотел вернуться домой? Он что хотел отправить вместо себя одну из своих дочерей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял»
-Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?


-Как вы думаете, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель ради близкого вам человека? Надо очень любить близких и нести ответственность за свои поступки.

Почему отец заболел?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД: купец был честным, благородным, порядочным человеком. Он очень любил своих дочерей и готов был на все ради их счастья и благополучия.

Исследовательская работа Степановой Дарины по сказке «Аленький цветочек»

Характеристика героя сказки

Старшие сестры
- Какое мнение у вас сложилось о сестрах и почему? Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


-Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало - не потерял ли он своего богатства великого)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД: старшие дочери были жадными, корыстными, бездушными.

Сиденко Ирина Станиславовна,

учитель начальных классов,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 62 города Донецка».

Урок литературного чтения на тему:

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Герои художественного текста.

Цель: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; учить формулировать учебные цели урока, способствовать формированию умения анализировать художественный текст, давать оценку поступкам героев, выделять основную мысль; учить взаимодействовать в паре и группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий и т. д.), оценивать свою работу на уроке; способствовать формированию системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений, уважение к старшим), интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация, учебник, запись, карточки для групповой работы.

Ход урока.

1.Оргмомент. Психологический настрой .

Добрый день, дорогие ребята! Я рада встрече с вами. Как у вас настроение? Все ли готовы к уроку? Тогда улыбнёмся и пожелаем друг другу успеха.

2. Речевая разминка. (слайд 1)

Готовясь к этому уроку

Мы книгу новую прочли.

С хорошей, доброй,

мудрой сказкой

Недаром время провели…

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша…

Прочитайте медленно (с вопросительной интонацией, шёпотом,

с восклицательной интонацией, скороговоркой, выразительно).

Найдите самое длинное слово в тексте.

Найдите двух-, трёхсложные слова.

3. Сообщение темы урока. Самоопределение к деятельности

Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала для речевой разминки? (мы будем работать над сказкой.)

С какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке?

Какую исследовательскую работу вы провели, готовясь к этому уроку?

Сформулируйте задачи урока.

Наш урок будет необычный. Сегодня нам будут нужны ваши знания, а также результаты исследований, которые вы провели, готовясь к этому уроку. Поэтому всем нужно быть активными, внимательными и любознательными.

4. Работа с выставкой книг. Авторские и литературные произведения.

(слайд 3)

Рассмотрите выставку книг. Что общее вы заметили? (это сказки)

На какие группы можно разделить сказки? (русские народные и литературные)

Есть ли на выставке книг сказка, над которой мы работаем? К какой группе она относится?

В чем отличие русской народной сказки от литературной? Что общего?

Выберите характерные черты сказки.
1.Наличие волшебства и чудес

2.Торжество добра над злом
3.Мораль
4.Троекратный повтор
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные предметы.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Почему для названия этого слайда выбрана именно пословица Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок?

В чем смысл этой пословицы?

Сегодня мы попробуем это доказать.

5. Работа в ГРУППАХ. Мозговой штурм

Для этого вспомним правила работы в группе:

    Думаю сам.

    Высказываю своё мнение.

    Выслушиваю соседа.

    Приходим к общему мнению.

Выбираем капитана, который будет представлять группу.

Создание диафильма

* У каждой пары на столах карточки с текстом.

Прочитайте задание. Что нужно выполнить? (Нужно восстановить порядок событий в сказке.)

Карточка.

    Младшая дочь у зверя лесного.

    Зависть сестёр.

    Отправился купец в дальние страны.

    Купец встретился со зверем лесным.

    Превращение зверя в принца.

    Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

    Жил купец и было у него три дочери.

*Проверка по образцу. Это и будет нашим планом, согласно которому мы сможем кратко пересказать сказку.

6. РАБОТА в ПАРАХ. Краткий пересказ

Повернитесь друг к другу и по моей команде «ОБУЧАЙ» ребята первого варианта кратко пересказывают второму варианту. По команде «ПЕРЕХОД» вы меняетесь местами и ребята второго варианта продолжают пересказ. Эта работа продолжается до команды «СТОП»

Физминутка (минутка релаксации) (звучит песня «Волшебный цветок»)

Словесное рисование . В песне вы услышали много красивых слов о цветке. Нарисуйте свой цветок словами из песни. (Алый-алый, яркий, пламенный, сказочный, как заря, небывалый, волшебный, самый красивый).

Итоги 1 этапа исследовательской работы.

Выступления учащихся

1) История написания сказки – 1 ученик

2) «Словарно-лексическая работа» - 3 человека

Ученики – представители каждой творческой группы подготовили для вас словарную работу и объяснят смысл малоизвестных слов.. Какие «трудные» в лексическом смысле слова встретились вам, когда вы читали сказку?

(учащиеся называют по одному слову, а подготовленные ученики объясняют их значение)

1 ученик

ИМЕНИТЫЙ – почтенный, знаменитый

ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями

ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями

ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона

САМОЦВЕТНЫЙ – о драгоценных и полудрагоценных минералах, поделочных камнях

САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)

БЕСПОРОЧНЫЙ – безукоризненный, честный

ДОПОЛИННЫЙ – точный, верный

СХОДНЫЙ – подходящий, недорогой

2 ученик

КОЛОДА – короткое толстое бревно

ПОЧИТАЙ – пожалуй что, вероятно

ТОРНАЯ – о дороге: гладкая, ровная, наезженная

ЧЕРТОГ – пышное великолепное помещение или здание, дворец

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза

УТЕШАЛСЯ – радовался

ВО ЕДИНОЕ ОКО МГНОВЕНИЕ – очень быстро

ГВАЛТ – крик, шум

ПОЧАЛИ – начали, стали

3 ученик

ЛЕБЕЗИТЬ – заискивать, угодничать

РЕХНУЛСЯ – помешался, сошел с ума

ЗАУТРА– завтра утром

ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ – поросший мягкой сочной травой

ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО – червонный – красный, алый. Червонное золото – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые

ТОСКА НЕУСЫПНАЯ – не теряющая бдительности

3). Характеристика зверя лесного (домашнее задание)

Примерный образец:

«Зверь лесной, Чудище морское

Чудище морское, Зверь лесной – это сын короля. В малолетнем возрасте его украла злая колдунья и обратила в чудище страшное. Она наложила заклятие, согласно которому жить ему в безобразном и страшном виде пока не найдется красная девица, которая полюбит его в образе чудища, и согласится стать его женой. Тогда-то колдовство все и закончится. Несмотря на свой страшный вид, зверь лесной очень добрый, душевный и ласковый. У него есть одна радость. Это прекрасный аленький цветочек, краше которого ничего нет на белом свете. Наверное, цветок согревает его душу в одиночестве, так как зверь живет один во дворце, и слуги у него невидимые. Все девушки, которые побывали у него, не разглядели добрую, отзывчивую душу, умеющую любить. А видели только его страшно безобразную внешность. Младшая дочь купца, добрая, скромная, душевная, смогла полюбить его в страшном образе. Именно эта любовь помогла им победить злые чары и обрести счастье».

Подготовка ко второму этапу исследовательской работы

Характеристика героев сказки.

Назовите главных героев сказки, над характеристикой которых мы будем работать? (три сестры, купец)

*Работа в ГРУППАХ.

Характеристика купца

Беседа

В какой лес попал купец?

Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?

Как он понял, что нашёл тот самый цветок?

Как должен был быть наказан купец?

Почему он вернулся домой?

Как встретили дочери отца?

Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?

Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? (Очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.)

(карточка 2 – набор слов для всех кластеров)

Составьте кластер – описание характера купца. (краткое описание)

любовь, доброта, трудолюбие, смелость, отец, надёжность

Характеристика младшей дочери

Беседа

Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?

Как вы думаете, кто из героев сказки нравится самому автору?

Докажите.

Составьте кластер – описание характера младшей дочери.

сострадание, верность, любовь, забота, скромность

Характеристика сестёр

Беседа

Чем старшие сёстры отличаются от младшей?

Как поступки героинь помогают понять их характер?

Составьте кластер – описание характера сестёр: старшей и средней.

жадность, зависть, красота, капризы, безответственность, хвастовство.

Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей?

Могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему?

Как вы думаете, символом чего является аленький цветочек?

Чему учит эта сказка?

(Вывод: Аленький цветочек - символ настоящей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше)

4.Рефлексия.

Сказка «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова

- учит…

- заставляет задуматься…

- наибольшее впечатление произвело

Эта сказка живет вот уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

Составление Сиквейна

- Составим Синквейн. Напомню, что это короткая форма стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

5. Итог

6. Домашнее задание

Написать мини сочинение -характеристику любого героя сказки. Дополнить работу иллюстрацией.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: