Речевое поведение и его особенности. Что такое речевое поведение?

Речь преподавателя как форма общения посредством языка играет главную роль в межличностном взаимодействии с обучаемыми, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения. Последнее понятие является более широким, проявляясь в манере, характере речевых действий и речевой деятельности, включая соматическую активность.

Любые аномалии в исполнительных функциях, независимо от механизма их возникновения, сгруппированы под термином расстройства исполнительных функций или дислексические расстройства. Мы встречаем глобально две стороны этого типа расстройства. - орбито-фронтальный - дорсо-боковой. Таким образом, дискомфорт для ученика является ежедневным, будь то на уровне упражнений, которые должны выполняться в течение времени обучения, как на уровне его социализации и ее автономии. Диссексуальные расстройства выявляются в отсутствие общей умственной отсталости.

Если речевая деятельность преподавателя в основном направлена на предметное информирование, то речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с обучаемыми.

В структуру речевых поступков, из которых складывается речевое поведение, входят субъект, объект, которому адресуется информация, цель, содержание, используемые средства – вербальные и невербальные.

Исполнительные функции объединяют функции когнитивного и поведенческого контроля. Анатомически они расположены на уровне лобных долей головного мозга и, более конкретно, на уровне предложевой коры, которая включает префронтальную кору при взаимодействии с большинство зон головного мозга: моторные области, сенсорные области, лимбическая кора, ассоциативные области и т.д. наблюдаемая дисфункция может быть результатом повреждения самой префронтальной коры или повреждения соединений, соединяющих ее с другими структурами головного мозга.

В педагогическом общении объектом взаимодействия оказывается личность, и речевые поступки преподавателя отражают отношение к ней как к субъекту взаимодействия, обнаруживая уровень не только языковой, но и нравственной культуры. В речевом поведении личность преподавателя раскрывается более полно и многогранно, чем в речевой деятельности.

Все механизмы и заболевания, влияющие на физическую целостность лобных долей или препятствующие их правильному функционированию, могут привести к нарушениям исполнительной функции, так что исполнительные дисфункции чаще всего включаются в более широкие рамки лобного синдрома. - после определенных черепно-мозговых травм, - определенных заболеваний обмена веществ, - определенных опухолей головного мозга, - после определенных ударов, - у некоторых пациентов с рассеянным склерозом бляшки, - Различные неврологические и генетические заболевания - Психопатологические расстройства.

Поведение личности в обществе предполагает освоение комплекса социальных ролей. Их репертуар зависит от статуса, т. е. положения, занимаемого в различных жизненных сферах – семье, производстве, общественных местах. Выполнение той или иной роли оказывает формирующее влияние, детерминируя психологические установки. Эта закономерность распространяется и на речевое поведение преподавателя.

У детей мы не должны путать незрелость и лобную дисфункцию: у маленьких детей есть «лобовое» поведение, потому что лобные доли еще не полностью зрелы. Мозг развивает свои сети спереди и сзади; поэтому нормально иметь импульсивного ребенка в возрасте 3 лет, например, и меньше на.

Какие симптомы и последствия?

Симптомы варьируются от одного ребенка к другому, от типа преобладающего дискомфорта и его интенсивности. Симптомы, описанные ниже, характерны для детей с наибольшей трудностью и могут лишь очень несовершенно отражать детей с наименее серьезными расстройствами. Как и в случае других трудностей в области развития, административные дисфункции требуют от ребенка дополнительных усилий для компенсации этих трудностей. Это приводит к дополнительной усталости. Эти трудности присутствуют как в его школьной жизни, так и в его семейной жизни.

Общий характер речевого поступка преподавателя обусловлен тем, к кому он обращен, с какой целью, каково его содержание, конкретная ситуация общения и какое отношение при этом демонстрируется обучаемому – равнодушие, симпатия, любовь, антипатия.

В многообразии речевых поступков различают такие коммуникативные типы, как повествование, вопрос, побуждение и восклицание. Каждому речевому поступку свойствен свой синтаксический, лексический и интонационный строй.

Ребенку трудно определить цель действия и организовать его для достижения, тем более, что он впервые сталкивается с этой ситуацией. Знакомые модели и окружающая среда обнадеживают. С другой стороны, ребенок теряется, как только его ориентиры или его деятельность должны измениться, он больше не концентрирует свое внимание на задаче в руке или преследует свою предыдущую деятельность. Он также может быть негибким по некоторым из его ошибочных мнений.

Ребенок может казаться импульсивным и нетерпеливым в своем поведении и его словах, поскольку он действует стереотипно на внешние раздражители. Столкнувшись с той же ситуацией, она всегда будет действовать одинаково, независимо от того, адаптирована ли она к нынешней ситуации или нет. Например, если ребенок научился пересекать улицу, когда маленький человек светофора зеленый, он будет следовать этой инструкции на письмо, останавливается машина или что они запускаются с высокой скоростью без намерения остановиться.

Чтобы управлять педагогическим общением, преподавателю требуется умение прогнозировать отклик на свое поведение. Лишь используя оптимальную модель речевого поступка, он добивается необходимого учебного и воспитательного эффекта.

Знание психологии обучаемых, общих закономерностей воспитания, владения арсеналом педагогических средств и методов помогают учителю избежать грубых коммуникативных просчетов. Однако каждый акт профессионального взаимодействия требует нестандартного речевого творчества, ибо строится на учете многообразных обстоятельств – ситуации общения, индивидуальности обучаемого, переживаемых им чувств, настроения, характера сложившихся отношений и др.

Исполнительные дисфункции обычно проявляются в редких патологиях у детей и часто связаны с другими симптомами. Не существует общих эпидемиологических данных, указывающих на их заболеваемость у детей. У взрослых 54% людей с тяжелой травмой головы были диагностированы с административной дисфункцией, 29% пациентов с инсультом и 28% людей с рассеянным склерозом.

Лечение состоит в основном из реабилитации, которая будет включать в себя 2 аспекта: как изучить процедуры, так и научиться выбраться из рутины. Тип реабилитации и ее интенсивность будут адаптированы к степени сложности ребенка. Ребенок изучает стратегию и учится самоконтролю: выявление цели, запись различных шагов, которые необходимо предпринять для решения проблемы, определение текущей деятельности, поддержание этапов, проверка достижения цель. С другой стороны, изучение определенных уроков и присвоение определенных концепций проходят через повторение, знакомство и, таким образом, позволяют кодировать данные.

Преподавателю необходима постоянная корректировка своего поведения в соответствии с сиюминутно получаемой обратной информацией – вербальной и невербальной. Педагогическое общение складывается из взаимного обмена речевыми поступками преподавателя и обучаемых.

Речевое поведение, как и другие виды социальной деятельности, подвержено контролю общества. Прежде всего оно подчиняется общепринятым нормам литературного языка – орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, фразеологическим, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим.

Последствия школьной жизни

Симптомы могут варьироваться от одного учащегося к другому, и трудности могут преобладать над определенным симптомом, и эти исполнительные дисфункции сильно влияют на ученика и усталость, поскольку они требуют дополнительных усилий и уменьшения способность ученика выполнять школьные задания, решать проблемы и адаптироваться к требованиям школьной среды, какими бы ни были его другие интеллектуальные способности, проявление интеллекта, иногда их неправильно понимают, взятый за недоброжелательность со стороны ученика, тем самым увеличивая страдания ребенка.

Культура речевого поведения обусловлена целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении лингвистических и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи.

Несмотря на личностное своеобразие – темперамент, характер, интеллект, уровень культуры, пол, возраст, – в каждом акте речевого поведения преподаватель выступает как носитель основной социальной роли.

Это переводит на класс. Ученик не понимает инструкции учителя, а затем, столкнувшись с проблемой, ученик не знает, как организовать себя, чтобы ответить на него. Студент может оказаться рассеянным, так как он / она не может решить проблему и найдет другое занятие.

Фактически, рабочая память позволяет иметь в виду ключевые элементы утверждения. Например, чтобы синтезировать несколько текстов, нужно иметь в виду основные сообщения каждого из текстов. Чтобы решить математическую проблему, ученик содержит краткое изложение основных моментов выражения а также шаги, которые необходимо выполнить при достижении решения. Студент не может запомнить всю эту информацию, тем более, что они происходят из разных средств массовой информации.

Профессиональной особенностью его вербальной и невербальной экспрессии является приверженность психолого-педагогическим принципам. Речевое поведение преподавателя как категория педагогической науки – неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленной на воспитание, обучение и развитие обучаемого.

Успешность учебно-воспитательного воздействия зависит не только от того, насколько педагог владеет предметом разговора и методическими тонкостями его организации, но и от того, насколько ему удается находить общий язык и установить контакт с обучаемыми.

Ученик испытывает трудности в изменении процедур, трудности в изменении деятельности, трудности в изменении идей и избегание повторных ошибок даже после получения объяснений. В ответ на вопрос или ситуацию ученик импульсивно реагирует в форме автоматизма, безусловно, по отношению к элементам вопроса, но из контекста. на вопрос: «Что такое цвет черного смурфа?», он ответил бы «Голубой», поскольку для него очевидно, что Смурфы синие. Это отсутствие торможения также может привести к неадекватному поведению, всегда импульсивно выполняя одно и то же действие после того же стимула, независимо от контекста.

Изучение теории и практики педагогического общения позволяет выделить следующие функции речевого поведения учителя: самопрезентационную, мотивационную и психотерапевтическую. Рассмотрим их сущность.

Самопрезентационная функция

Личность педагога – объект пристального внимания обучаемых буквально с первых моментов общения. От эффекта «первого впечатления» зависит дальнейшее развитие взаимоотношений и результативность совместной работы.

Например, систематически бросая мяч в чью-то руку, играть в мяч заключенного или футбол. Таким образом, такой тип поведения может привести к изоляции ученика, поскольку он не может легко адаптироваться к правилам социального удобства или к постоянно меняющимся ситуациям командных игр, например.

Время, затраченное на переобучение, может повлиять на школьное время. Перед каждой новой ситуацией необходимо особо следить за ребенком и объяснять ему ситуацию. Ребенка следует ожидать и успокоить. Ученик редко подвергается риску в школе. Однако школьные поездки - это время, когда ребенку нужно будет особенно контролировать, поскольку он выходит из рутины двумя способами, а некоторые дети могут реагировать ненадлежащим образом или даже опасно на некоторые непредсказуемые ситуации. В классе, когда ребенок рассеивается или назначается на задание, которое не является запрошенным учителем, очень возможно, что ученик не понимал новых инструкций или не добился успеха На детской площадке ученикам с поведенческим расстройством может быть оказано неблагоприятное влияние либо на то, что они оставлены другими учениками, либо, если это поведение нарушает игру или дискуссию, на вечеринку в бою.

От культуры самопрезентации зависит аттракция – личное обаяние преподавателя. Если он не сумел произвести благоприятное впечатление сразу, то в дальнейшем в связи с возникшей негативной установкой обучаемых приходится преодолевать серьезные трудности в общении. Первоначальное впечатление сравнивают с осью, вокруг которой организуется сравнительное поле изучения человека.

В то же время ребенку необходимо помочь добиться уверенности в себе, оценивая его достижения и поощряя их. Настройка недельного расписания является обнадеживающей, так же как и отображение кода поведения, к которому может относиться ребенок. Методы вознаграждения и ремонта также работают очень хорошо.

Существует несколько возможных способов помочь этим молодым людям, их следует предлагать в соответствии с особенностями каждого из них. Ментальная гибкость Школьная жизнь ребенка должна быть как можно более рутинной и сфокусированной, чтобы ребенок избегал отвлекаться и фокусировал все свое внимание на академических приобретениях, которые должны быть сделаны. В лучшем случае у ребенка будет расписание, позволяющее ему узнать программу недели и будет следовать своим занятиям всегда в одном классе, в том же месте.

Привлекательность педагога является эмоциональным регулятором межличностных отношений, обеспечивая их устойчивость, глубину, доверительность.

Состояние удовлетворенности обучаемых служит важным показателем уровня педагогического общения. Преобладание положительных эмоций на занятиях укрепляет представление о преподавателе как привлекательном человеке. Следовательно, профессионализм преподавателя проявляется в способности вызвать к себе стабильное расположение и симпатию обучаемых.

Поскольку негибкий человек может чувствовать себя атакованным, если попытается сделать его важно продолжать мягкость. Перед тем, как вмешаться с молодым человеком, всегда давайте ему уверенность, что мы на его стороне, и прислушаемся к его версии фактов. Слушайте его жалобы и нежно относитесь к реальности. Часто нужно будет заставить его понять, что у других нет причин быть против него.

Инициатива Студенту будет оказано содействие, если учитель сформулирует цель и поможет ему / ей выполнить задачу. Заключительная задача плана должна заключаться в том, чтобы проконсультироваться с преподавателем. Убедитесь, что ученик не зациклен, постоянно повторяя ту же ошибку. Рабочая память Учитель должен, по возможности, говорить простым и лаконичным образом, давать инструкции один за другим и следить за тем, чтобы ученик понимал. Ученику не должно быть задано две конкурирующие задачи. Например, некоторые студенты могут испытывать трудности, если учитель одновременно использует несколько учебных пособий.

Мотивационная функция

С отказом педагогики от жесткого управления учебно-воспитательным процессом проблема мотивации приобретает все большее значение.

Проблема мотивации является сложнейшей, поскольку в качестве побудителей и стимуляторов учебной деятельности выступает многообразие внешних и внутренних факторов: качество преподавания, эрудиция педагога, обаяние его личности, природные способности и склонности обучаемого, его ценностные ориентиры и др.

Ингибирование Необходимо было бы помочь ребенку перейти от одного вида деятельности к другому, иначе он может перейти к предыдущей задаче. Во избежание отвлечения предпочтение отдается тому, что класс всегда один и тот же. сидящих на уровне передних рядов, посередине, чтобы избежать отвлечения его товарищей, окна и входной двери класса. Иногда бывает необходимо регулярно возвращать ребенка к своей задаче.

Необходимо будет учитывать медленность и утомляемость, возникающие в результате его трудностей, предоставляя ему дополнительное время или уменьшая продолжительность запрошенной работы. Наставник может предлагаться, например, чтобы помочь ребенку сделать свой школьный пакет. В общем, цветовые коды облегчают школьную работу.

Тем не менее слову преподавателя дано создавать на занятиях благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать живой интерес к совместной деятельности, включать в нее каждого обучаемого, обеспечить необходимую синхронность действий, способствовать переживанию эмоционального подъема.

Культура речевого поведения способна поднять ролевое общение на межличностный уровень, предупредить возникновение психологических барьеров и формальное отношение обучаемых к учению.

Оценочные суждения учителя могут быть положительными, констатирующими успехи, достижения, сильные стороны, и негативными, критическими, отмечающими недостатки, слабые стороны. Поощрительный комментарий призван вселить уверенность обучаемых в своих способностях, утвердиться в правильности совершенных учебных действий или поступков.

Назначение негативного комментария, сосредоточенного на ошибках, просчетах, заключается в активизации сил обучаемых на преодолении недостатков. Оптимальными являются оценочные суждения, в которых поощрительность сочетается с объективным критическим анализом, без которого затруднительно формирование необходимых учебных и поведенческих эталонов и осложняются самообразование и самовоспитание обучаемых.

Развернутые оценочные суждения преподавателя способствуют совершенствованию содержательного аспекта деятельности и поведения, побуждая обучаемых к самокритичности.

Психотерапевтическая функция

До сих пор в отечественной литературе нет четкого определения целей психотерапевтического процесса. Само понятие психотерапии, как правило, связывают с лечебным воздействием в патологических случаях, требующих вмешательства специалиста-медика.

Психотерапия трактуется узко, как система лечебных мер, направленных на исцеление психических больных или находящихся в пограничных состояниях.

Гармонизирующее влияние на душевное состояние обучаемых оказывает общение с преподавателем, именуемое «хорошим разговором». Это словосочетание означает такие диалоги, которые имеют «положительный стимулирующий эффект, оставляют приятное воспоминание и сами надолго остаются предметом разговоров».

Мысли и чувства, рождающиеся в ходе «хорошего разговора», творятся совместными усилиями собеседников, отражая их духовную близость. Катализатором такого общения выступает эмоциональная открытость, искренность в выражении чувств и мыслей. Лишь при условии доверительного самораскрытия педагога становится возможным психотерапевтический эффект.

Психотерапевтическим эффектом обладает не ролевой, а личностный уровень общения, человечность педагога. Именно тогда у обучаемых возникают чувство защищенности, осознание своей самоценности, побуждающие к личностному самораскрытию и самоутверждению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Анализ речевого поведения человека

Кинетические средства речевого поведения

Мимика.

Контакт глаз - не соблюдается.

Доминирующие физиогномические маски-улыбчивость, хмурость.

Пантомимика.

Жестикуляция - сдержанная

Позы - расслабленные, свободные

Артистизм

Эстетика манер: тональность-обыденная, вульгарная.

Внешнее самооформление - ничего выделяющегося не наблюдается.

2. Описание реальной ситуации в заимодействия между людьми и динамику развития ситуации взаимодействия по схеме

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти - следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.

Взаимодействие родителей с учителем (учителями) и учителя с родителями - задачка со многими неизвестными, которую вынуждены решать и те и другие. Здесь две стороны, защищающие свои интересы, свое право, свои претензии и ошибки, свое понимание ситуации и проблем. Две заинтересованные стороны, считающие (кого ни спроси), что именно они защищают интересы ребенка, его настоящее и будущее.

Они обречены на взаимодействие, но очень часто взаимодействие не складывается. На вопрос: «Почему?» - ответить и просто и сложно.

Просто потому, что ситуация почти всегда развивается по одному сценарию:

сложность первого контакта (причины могут быть разными)

непонимание и недовольство (с обеих сторон)

настороженность и скованность при следующих встречах (с обеих сторон)

кумуляция тревожного ожидания

конфликтная ситуация при упреке или высказывании недовольства (с любой стороны)

возникновение конфликта

углубление конфликта

Как правило, реального выхода из конфликтной ситуации никто не ищет - обиды, недовольство, раздражение, агрессия от бессилия разрешить (изменить) ситуацию накапливаются. Наступает этап борьбы за свою правоту. Каждая сторона отстаивает свою позицию, отстаивает жестко, компромисс никто не ищет (даже если на словах такая попытка есть). Борьба бывает открытой, но бывает и скрытой (неявной), но действенной.

Сложно потому, что ситуации различны, в каждой - разные люди со своими особенностями, своей тактикой общения, своим пониманием ситуации, и им никогда не договориться, если и та и другая стороны (обе!) не поймут, что конфликт между учителем и родителями - ситуация тупиковая. Если понимание не будет достигнуто, вариант разрешения тупиковой ситуации окажется только один - кому-то уйти. Чаще уходит ребенок, но бывает, что уходит учитель. Печальный итог, а ведь можно было просто не доводить ситуацию до конфликта.

Реальная ситуация.

Место: территория начальной гимназии

Время: 22 мая, 11 ч. 40 мин.

Возраст учителя - 38 лет

Возраст мамы -28 лет

Психическое состояние на момент взаимодействия:

У мамы - состояние тревоги, некоторого недоверия, монотонности, стресса

У учителя - состояние напряженной деятельности, состояние утомления, стресса

При записи в школу учительница объясняет маме, что интенсивная программа, условия обучения (школа полного дня), дополнительные нагрузки будут не по силам возбудимому, непоседливому и часто болеющему малышу. Мама, считающая своего ребенка гениальным (а ребенок действительно хорошо развит), возмущена «никакой квалификацией педагога» и, не дослушав учительницу, пригрозила «найти на нее управу». Учительница в ответ вспылила, обрушив на маму накопившееся раздражение (это было не первое выяснение отношений в течение дня).

Каждая по-своему права, в реакции каждой доминирует обида, но каждая хочет «как лучше для ребенка». Но никто не захотел выслушать друг друга. Конфликт возник на моих глазах и настолько стремительно, что оправдания педагога: «Я пыталась ее убедить» - и мамы: «Я подробно рассказала об особенностях моего ребенка» - нельзя принять во внимание.

Беда в том, что эта ситуация имела продолжение. Мама «нажаловалась» и добилась своего: первого сентября ребенок пришел в школу, а обиженная (по ее собственной оценке, «униженная») учительница на время затаила обиду. Ждать школьных проблем долго не пришлось, при адаптации гиперактивного ребенка к школе они неизбежны и естественны.

* Учительница: «Я вызвала ее и предъявила все претензии: ребенок работать не может, постоянно отвлекается и другим мешает; в прописях, кроме заданий, которые он как следует выполнить не может, какие-то рисунки; и еще дерзит, сказал, что, если я буду называть его по фамилии, он будет обращаться ко мне так же. Я сказала, что предупреждала ее, что ребенок не сможет учиться в нашей школе… А она на своем…»

* Мама: «…Она невзлюбила его… конечно, он непростой мальчик, но ему нравится в школе, и с детьми он подружился, а учительницу стал бояться… Вначале он говорил, что она с ним еще как следует не познакомилась и не знает, что он хочет хорошо учиться, а теперь очень волнуется, когда идет в школу, боится ее замечаний… Придется мне опять на нее жаловаться».

Действия инициатора взаимодействия :

Вербальные (речевые) способы - темп речи - быстрый, модуляция высоты голоса - плавная, тональность голоса - средняя (при возникновении конфликта переходит в высокую), ритм - прерывистый, тембр скрипучий, интонация-разнообразная, качества голоса (звуки) - вздохи, паузы, звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э»

Невербальные (не речевые) способы - жесты размышления и оценки, сосредоточенность, критичность, жесты сомнения и неуверенности, некоторое недоверие, неодобрение

Ответные действия оппонента :

Вербальные (речевые) способы - темп речи - средний, модуляция высоты голоса - резкая, тональность голоса - высокая, ритм - размеренный, тембр - раскатистый.

Невербальные (не речевые) способы - жесты размышления, некоторая несосредоточенность, поднятые в недоумении брови, прикрывание рта рукой.

Новое действие инициатора взаимодействия: быстрый темп речи, оживленная мимика, резкая модуляция голоса, ритм прерывистый,раздражительность, недоверие, взгляд искоса, критика, защита, подозрительность и скрытность, неодобрение.

Ответное действие другого: ответная критика, раздражение, защита, быстрый темп речи, раскатистый тембр голоса, жесткая тональность, активная мимика.

Отсюда следует вывод:

Взаимные обвинения, обиды и жалобы накапливались, проблемы ребенка становились все глубже, директор и завуч устали играть роль третейского судьи, и в середине второго класса ребенка перевели в другую школу.

Была ли эта ситуация безвыходной с самого начала? Конечно, нет. Все можно было изменить и после первого конфликта. Если бы мама извинилась за свою несдержанность, если бы учительница не лелеяла свою обиду и не радовалась возможности «предъявить претензии», если бы у обеих хватило такта и терпения еще раз поговорить о ребенке, забыв свои обиды… Но увы, этого не произошло.

Взаимодействие происходило на основаниях:

· Не доверие по отношению друг к другу

· Не понимание позиции по отношению друг к другу

· Раздражительность

речевой поведение взаимодействие психический

3. Жизненная конфликтная ситуация и ее анализ по схеме

Итак, в межличностном конфликте большое значение имеет характер восприятия конфликтной ситуации сторонами. Реагируя на сложившуюся ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера и взглядами. Именно этим объясняется, что в одной и той же ситуации разными людьми (и группами) совершаются разные, порой противоположные поступки. Понятно, что именно взаимодействие конкретной ситуации и свойств личности и способно вызвать конфликт (или уберечь от него).

Недоступность разрешения ситуации для субъекта и вместе с тем нежелание вступать по этому поводу в конфликт может привести к так называемому психологическому замещению (переносу). Он состоит в том, что недостигнутая цель заменяется иной, дающей лишь видимое и временное удовлетворение, часто извращенного характера. Нередко такое замещение выражается в пьянстве и других формах социально неодобряемого поведения, которое, в свою очередь, тоже может вызвать конфликт. Характерным примером является бытовое хулиганство, которое часто представляет собой перенос конфликта, сложившегося в семье или соседском окружении, в совершенно иную ситуацию (избиение постороннего прохожего на улице, дебош в общественном месте п т. п.). Такой перенос происходит и в поведении разъяренной толпы, ищущей себе жертву.

Таким же образом обстоит дело и в случаях замещения неудовлетворенной потребности в самоутверждении. Не имея возможности доказать свои «преимущества» на работе и избегая там конфликта, субъект затевает этот конфликт дома, в семье, что дает ему определенную «разрядку» и удовлетворяет самолюбие. Так конфликтная ситуация, сложившаяся в одних условиях и в одном месте, разрешается - с конфликтом или без него - при совершенно иных обстоятельствах.

Забегая несколько вперед, можно сказать, что оценка ситуации в качестве конфликтной уже дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Это наиболее подходящий момент для пресечения возникающей драмы или трагедии. Дальше, как правило, будет уже поздно.

Конфликтная ситуация отличается от обычной, повседневной жизненной ситуации несколькими особенностями. Некоторые из них мы уже рассмотрели выше. - Теперь коснемся более подробно той социально-психологической атмосферы, которая обычно сопутствует конфликтной ситуации и самому конфликту. Это социальная напряженность.

Жизненная ситуация:

Молодой человек (далее МЧ) и девушка (далее Д) встречаются около 3-х лет. МЧ любит употреблять пиво, девушку это не устраивает на протяжении последнего года, до этого она не задумывалась, что такая проблема может возникнуть. Первые полгода Д не говорила о своих недовольствах МЧ и держала все в себе, но последние полгода она начала выражать недовольство и попыталась предложить МЧ альтернативу в виде употребления спиртного 1 раз в неделю (такой вариант ее устраивал). МЧ не увидел в ситуации проблемы и, но согласился с чем? С предложением? с предложением и погасил ситуацию. Девушка понадеялась, что ситуация разрешилась, но через месяц все вернулось на прежние места. Каким образом, при каких обстоятельствах?

Молодой человек находил поводы (встречи с друзьями, коллегами и т.д.) и употреблял алкоголь в прежнем режиме, не обращая внимания на прежнюю договоренность.

МЧ по-прежнему употреблял алкоголь до 3-х раз в неделю, аргументируя это усталостью на работе, встречами с друзьями и т.д. как, это возобновилось? В каких ситуациях это происходило? девушка решила, что МЧ бесполезно уже что-либо говорить, потому что он не выполнил их общей договоренности. На основании чего она так решила? Ситуация осталась неразрешенной, МЧ по-прежнему пьет пиво когда захочет, а девушка высказывает ему свои претензии, но несмотря на это все повторяется снова и снова. В чем это выражается?

До данного конфликта для МЧ и Д серьезные конфликтные ситуации были редкостью. А если возникали какие-либо конфликты, то они быстро разрешались. Обычно МЧ и Д договаривались о каком-то компромиссе и заканчивали на этом конфликт. Основного инициатора разрешения выделить нельзя, т. к. это в его роли был то МЧ, то Д. Но на компромисс чаще шел МЧ. Как разрешались? Кто инициатор разрешения был традиционно?

Позиции сторон:

Девушка: «В последнее время я вижу его с пивом очень часто, и это меня настораживает и мне не нравится. Я боюсь, что он будет вести себя как его отец, который пьет и уходит из дома на время пьянки».

Молодой человек: «Пиво помогает мне расслабиться. Когда я прихожу домой после работы, мне хочется отвлечься и отдохнуть. И я не вижу в этом ничего угрожающего нашему будущему».

Аргументы девушки: Твой отец пьет, значит и ты будешь пить.

Аргументы Молодого человека: я не хочу быть похожим на своего отца, я не буду пить так как он. У меня нервная работа я так расслабляюсь

2. Типология конфликта

По предмету конфликтного взаимодействия:

Реалистичный (инициатор конфликта, т.е. Д хочет добиться определенного результата)

По сферам возникновения:

Интересов (с помощью этого конфликта Д хочется добиться реализации своих интересов, а МЧ своих)

По субъектам конфликтного взаимодействия:

Межличностный (конфликт между двумя личностями. В процессе никто в конфликт вмешан не был)

По направленности на субъект:

Прямые (противоречия высказываются открыто)

По степени длительности и напряженности конфликта:

Слабовыраженный вялотекущий (конфликт длится уже несколько месяцев. МЧ постоянно пытает уйти от конфликта)

По отношению субъектов к конфликту:

Подлинный - ситуация с выпивкой действительно существует и именно эта ситуация не устраивает девушку.

Тип конфликтной ситуации:

Субъективный целенаправленный, т. к. девушка осознанно предъявила претензии МЧ

3. Структурно-функциональный анализ конфликта

Участники конфликта и их характеристики, роли в конфликте:

Девушка: 21 год, студентка, в отношениях всегда старается быть лидером. Занимает активную позицию в конфликте, пытается разрешить конфликт с выгодой для себя, но при этом предлагает пойти на компромисс.

Молодой человек: 22 года, работает в милиции. В отношениях всегда советуется с девушкой, прежде чем что-то предпринять. Занимает пассивную позицию в конфликте (т. к. не воспринимает его как таковой), пытается уйти от конфликта

Для того, чтобы разобраться с основной проблемой причинами и возможными последствиями конфликта, воспользуемся методом древа:

Объект конфликта: стабильность отношений / совместное будущее

Вид объекта: интересы

Делимость объекта: объект, которым оба участника могут «владеть» совместно.

Предмет (предметы) конфликта: Систематическое употребление пива молодым человеком; невыполнение договоренности МЧ

В ходе конфликта формируется дополнительный предмет конфликта: невыполнение договоренности МЧ. Он возникает после того, как МЧ нарушает их с Д условную договоренность и возвращается к прежней ситуации.

Отстаиваемые позиции участников конфликта:

Для выявления отстаиваемых позиций интересов и потребностей субъектов конфликта воспользуемся таким методом анализа как луковица:

Девушка: Мне не нравится когда ты пьешь пиво (факт заключается в том, что МЧ пьет пиво. Интерпретация в том, что девушке это не нравится)

МЧ: Я не вижу ничего страшного в том, что я пью пиво (факт: МЧ не видит в употреблении пива ничего страшного)

Конфликтогены:

Нарушение договоренности со стороны МЧ. Претензии/критика со стороны девушки.

Типы конфликтогенов:

Проявления эгоизма (Д устанавливает свои правила);

Нарушение правил (МЧ нарушает установленную договоренность);

Интересы субъектов конфликта, потребности.

Из метода луковицы, приведенного выше выделим:

Интересы:

· Сохранение отношений,

· Гарантии на дальнейшее будущее (не будет так часто пить в будущем)

· Выполнение моих условий

· Держать ситуацию под контролем

Молодой человек:

· Сохранение отношений,

· Свобода действий в дальнейшем будущем

· Прекращение претензий и контроля со стороны Д

Побочные интересы:

Девушка: принципиальные интересы (конфликт разрешится, так как я предлагаю).

МЧ: психологические интересы (хочу, чтобы меня поняли, что я тоже имею право на отдых).

Основной точкой пересечения является интерес обеих сторон в сохранении отношений. В дальнейшем этот пункт может сыграть решающую роль для разрешения конфликта. Кроме того обе стороны заботятся о будущем, но каждый при этом думает о своем будущем, т. к. Д хочет, чтобы МЧ не употреблял алкоголь так часто и впредь, а МЧ хочет в своем будущем свободу действий.

Основной антагонистичной точкой является то, что Д хочет держать ситуацию под контролем, а МЧ хочет освободится от контроля, кроме того Д хочет, чтобы ситуация разрешилась в соответствии с ее представлениями, а МЧ хочет чтобы его поняли в его праве на такой отдых. Эти противоречия могут стать серьезным препятствием на пути решения конфликта.

Потребности:

Девушка: в безопасности (хочет защитить себя от поведения схожего с поведением отца МЧ)

МЧ: в признании (хочет, чтобы его услышали и поняли)

Виды поведения участников конфликта:

Девушка: вначале компромисс, затем приспособление

МЧ: всегда уход от конфликта, даже когда пошел на компромисс

Оценка перспективности тех или иных типов поведения для решения проблемы:

Для решения проблемы наиболее перспективным видом поведения будет компромисс или сотрудничество, которые помогут каждой из сторон не остаться в «проигрыше». Такое поведение как уход от конфликта и приспособление поможет лишь на время приостановить конфликт, но вследствие неразрешенности он будет возобновляться снова и снова.

Границы конфликта: на всем протяжении конфликта границы не менялись. В конфликт не вовлекались третьи лица.

Девушка: постановка в пример отношений в семье МЧ. Обращение к будущему

МЧ: отношения с отцом. Приведение аргумента об усталости на работе

Ранги сторон:

Девушка: оппонент 1-го ранга (выступает от своего имени и преследует свои собственные интересы)

МЧ: оппонент первого ранга

По ходу развертывания конфликтов изменения рангов не произошло

Позитивные и негативные функции данного конфликта.

Позитивные:

· конфликт способствует расстановке приоритетов (у Д это спокойное будущее. У МЧ возможность свободы действий)

· благодаря конфликту обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении (в прошлых конфликтах МЧ чаще шел на компромисс, а следовательно поступался своими интересами, а этот конфликт помог вынести эту проблему к поверхности, когда МЧ нарушил договоренность)

Негативные:

· вследствие конфликта подрывается доверие одной из сторон к другой (Д после нарушенного МЧ договора, не пытается разрешить конфликт из-за недоверия к изменению поведения МЧ)

· конфликт приводит к разобщению (конфликтная ситуация в любом случае будет расставлять субъектов по разные стороны «баррикад»)

4. Динамический анализ конфликта

Основные фазы конфликта:

· Предконфликтная фаза:

Изначально девушка не выказывала недовольства МЧ по поводу употребления пива и держала все в себе, накапливая напряженность. Вследствие сдерживания и, соответственно, накапливания эмоций девушка решилась высказать свои претензии, когда в очередной раз МЧ пришел домой с бутылкой пива.

Противоречия лежащие в основе конфликта заключаются в том, что девушка недовольна ситуацией, когда молодой человек делает не так, как хотела бы она. А молодой человек хочет делать то, что хочется ему и так часто как он сам этого захочет. Таким образом, столкновение не сходящихся интересов привели к конфликтной ситуации, в которой употребление алкоголя стало лишь причиной.

Формирование образа врага происходит за счет стереотипизации девушкой молодого человека (твой отец пьет, значит и ты будешь таким же).

· Фаза открытого конфликта

Инцидент: МЧ приходит домой с бутылкой пива. Девушка не выдерживает и заявляет ему свою позицию. Манифестирует конфликт.

Ранее было отмечено, что конфликт носит вялотекущий характер, соответственно особо роста напряжённости в конфликте не наблюдается, потому, что девушка сразу же предлагает вариант разрешения конфликта. Но конфликт не решается и выходит на латентную стадию деэскалации.

Динамика изменения используемых видов поведения каждого участника конфликта:

В данном конфликте виды поведения меняла только девушка (сначала компромисс, затем приспособление), молодой человек всегда применял уход от конфликта, хоть изначально и пошел на компромисс, но тоже ради того, чтобы уйти от конфликта.

У девушки можно отметить смену установок в тот момент, когда МЧ согласился на компромисс, но после нарушенного уговора все вернулось на прежние места.

Динамика изменения ситуации, поведения и установок в конфликте:

Изначально девушка хотела разрешить конфликт с помощью компромиссного решения, но нарушив договоренность МЧ опять привел ситуацию в исходное положение, вызвав, тем самым, у Д негативное отношение к себе.

Постконфликтного этапа в этой ситуации нет, т. к. конфликт не разрешен.

5. Управление конфликтом

В данный момент конфликт между девушкой и молодым человеком не завершен и находится в латентной стадии. После выхода на возможный компромисс одна из сторон изначально согласилась с условиями (истинной причиной согласия был просто уход от конфликта), а через некоторое время нарушила их, вернув, тем самым, конфликт в первоначальную стадию. Т.к. девушка не стала больше высказывать недовольства, то конфликт не получил дальнейшего развития но и не завершился.

Таким образом, основной предмет конфликта - систематическое употребление алкоголя молодым человеком остался прежним, интересы сторон удовлетворены лишь частично (оба сохранили отношения, МЧ частично избавился от претензий девушки) и на время пока конфликт не вернется к открытой стадии.

Основной проблемой данного конфликта является то, что фактически конфликт полностью осознается лишь одной стороной. Девушку не устраивает то, что молодой человек употребляет алкоголь, а МЧ не видит в этом проблемы.

Возможность разрешения конфликта существует лишь в том случае, если обе стороны будут осознавать реальный предмет конфликта и будут готовы на конструктивную коммуникацию.

Если МЧ признает конфликт как таковой, вместе с изначальным его предметом, паре можно будет воспользоваться стратегией интеграции, для того, чтобы вместе найти решение конфликта с помощью декларирования целей и реальных интересов и соотнесение их с позициями. В этом случае МЧ и Д обнаружат реальные общие для них обоих интересы и появится возможность на основе выявленных интересов придумать общее решение проблемы.

Но в ходе рассмотрения интересов выяснилось, что основной антагонистичной точкой столкновения интересов является то, что Д хочет держать ситуацию под контролем, а МЧ хочет освободится от контроля, кроме того Д хочет, чтобы ситуация разрешилась в соответствии с ее представлениями, а МЧ хочет чтобы его поняли в его праве на такой отдых. Эти противоречия могут стать серьезным препятствием на пути решения конфликта.

Таким образом, паре необходимо воспользоваться коммуникативным методом управления конфликтом, чтобы можно было открыто выразить свои точки зрения на сложившуюся ситуацию, аргументировать свои позиции и прийти к общему решению.

Возможным ресурсом для решения конфликта могут быть отношения пары, которые оба не хотят разрушать. Использование общих точек в интересах позволит МЧ и Д сблизится и усилить их отношения (применение социально-конструктивного способа управления конфликтом).

Первоочередной задачей для использования вышеприведенных стратегий и методов решения конфликта является осознание обеими сторонами реального предмета конфликта и выход на конструктивные переговоры с последующей выработкой решения конфликта.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие об экстремальной ситуации. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека. Особенности поведения и готовности человека к деятельности в экстремальных ситуациях. Опросник "Инвентаризация симптомов стресса".

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Виды тестов, позволяющих определить различия между людьми с учетом их индивидуальных характеристик. Модели поведения личности. Сегменты организационного поведения человека работающего. Основные типы адаптации. Поведение, связанное с решением проблем.

    презентация , добавлен 16.09.2012

    Личностные факторы в теории социального научения. Субъективный контроль как основной фактор динамики поведения в ситуации конфликта. Экспериментальное исследование динамики поведения подростков в ходе разрешения специально созданной конфликтной ситуации.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Процесс взаимодействия людей в конфликтной ситуации, его направления и специфика. Общая характеристика и отличительные признаки моделей поведения сторон в конфликтной ситуации: противоборство, избегание, уступчивость, компромисс, сотрудничество.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Причины возникновения конфликтов как результата взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Особенности поведения подростков в конфликтной ситуации с различными видами агрессивности, его коррекция.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Выявление влияния темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская, выбор адекватного способа обращения.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2015

    Особенности развития личности в подростковом возрасте и роль агрессивного поведения. Характеристика стилей взаимодействия между детьми и родителями. Влияние стиля взаимодействия на агрессивность подростка. Организация и анализ результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Понятие речевого общения и его основные признаки. Учебное, имитативно-подражательное и аутентичное общение. Речевые ситуации, события и взаимодействия. Важнейшие организационные принципы речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Теоретическое исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации и эмпатических способностей у психологов. Организация и методы эмпирического исследования поведения в конфликтной ситуации. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2015

    Определение сущности и содержания конфликта. Анализ поведения личности в конфликтной ситуации. Анализ особенностей конфликтных ситуаций в классном коллективе. Изучение различных стратегий поведения, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: