Рабочая тетрадь по развитию звуковой культуры речи воспитанника детского сада.

Грамотность человека принято считать его визитной карточкой. Никто не оспорит тот факт, что общение с собеседником, правильно излагающим свои мысли, гораздо приятнее, чем когда он заставляет вас по нескольку раз вчитываться в написанное, исправлять множественные ошибки и угадывать, что же имелось в виду. Однако, как это не прискорбно осознавать, многие люди по прежнему не могут овладеть даже базовыми нормами русского языка. Если вы себя к ним относите и очень хотите исправиться, тогда вам очень пригодятся данные советы.

Учимся писать без ошибок

Читайте книги.

Лучшим способом научиться писать без ошибок является регулярное чтение книг. Исследования показывают, что детям, с ранних лет привыкшим много читать, усвоение программы русского языка дается намного легче, чем их ничего не читающим сверстникам. Нередко бывают ситуации, когда ребенок и вовсе не учит никаких правил, но благодаря систематическому чтению пишет все диктанты и сочинения на пятерки.

Это объясняется тем, что в процессе визуального восприятия текста тренируется визуальная память – некоторым людям достаточно несколько раз увидеть правильное написание слова, чтобы потом в точности его воспроизводить. Кроме того, читающий человек обладает большим словарным запасом, множеством различных синтаксических конструкций, излагает свои мысли внятно и последовательно. Не нужно расстраиваться, если вы уже давно вышли из детства – время еще не упущено. Полюбить чтение и хорошие книги можно и даже нужно читать в любом возрасте.

Заучивайте правила.

Однако бывает и так, что человеком уже прочитана целая библиотека, а грамотности у него так и не прибавилось. Может зрительная память плохо развита, а может сыграли роль другие факторы (это не суть важно). В таком случае технику правильного письма придется изучать другим, куда более скучным способом – заучиванием правил. Откопайте на чердаке парочку школьных учебников по русскому языку, возьмите в руки словарь, справочник или пособие, на худой конец, откройте браузер и найдите специализированные интернет-сайты.

Например, мне довольно интересно скачивать из сети тренировочные задания для школьников, по которым они готовятся к сдаче государственных экзаменов, и решать их, периодически сверяясь с ответами. Вроде уже не первый год занимаюсь копирайтингом, а все еще поражаюсь собственной безграмотности.

Побольше общайтесь.

Полученные теоретические знания нужно обязательно закреплять на практике, иначе они быстро улетучатся из вашей головы. Самый “безболезненный” способы это сделать – неформальное общение на форумах и в социальных сетях. Безусловно, люди некоторых категорий не сильно поспособствуют повышению грамотности, так как сами, по незнанию или же умышленно (в интернете уже довольно продолжительное время коверкание слов и предложений считается модным), пишут с ошибками.

Но если регулярно работать над собой и взять в привычку писать грамотно, без непонятных сокращений и проставляя все знаки препинания, тогда подобное общение принесет положительный результат.

Проверяйте себя.

Большинство людей даже не подозревает о собственной безграмотности. Один-два раза подсмотрели неправильное написание и уже не задумываясь пишут с ошибками. Чтобы вовремя искоренить эту вредную привычку, рекомендуется время от времени проверять готовый текст. Проще всего себя контролировать при помощи специальных программ и средств текстового редактора. Они уже содержат минимальный набор орфографических и пунктуационных правил, обнаружив которые, сразу же указывают пользователю на ошибку.

Как вариант, можно установить расширение / плагин для браузера, обладающий аналогичным функционалом. Благодаря нему, на каком бы вы сайте не общались, будете всегда в курсе основных своих ошибок. Да, безусловно, полагаться во всем на программные средства нельзя – они не настолько совершенны, чтобы всегда показывать правильный результат, да и самостоятельное мышление от такого атрофируется, но в чем-то они все же полезны.

Задействуйте все типы памяти.

Человеческий мозг устроен таким образом, что в обработке информации принимает участие сразу несколько типов памяти: зрительная, о которой я уже упоминал ранее, слуховая и моторная. Поэтому наиболее эффективно будет задействовать в своем обучении их все.

Например, проговаривание слов и предложений, заучивание их наизусть, все это способствует запоминанию языковых норм. Или простое переписывание, где работают моторные функции (прямо как в том анекдоте про студентку филологического факультета, которая смогла сдать экзамен только после того, как переписала от руки “Войну и Мир”).

Пишите не в ущерб смыслу.

Написанный без ошибок текст, это не только правильная орфография и пунктуация, это еще и умение правильно сформировать и донести до собеседника / читателя свою мысль. Если вы не слишком искусны в красноречии, возможно не стоит использовать в своих текстах множество сложных лексических оборотов, иначе возникнет риск, что вас попросту не поймут или поймут неправильно (запомните, применение того или иного приема оправдано только тогда, когда он не меняет смысла).

Также не стоит сильно отклоняться от классической структуры текста – вступление, основная часть, заключение. Первое нужно для того, чтобы подготовить читателя к усвоению материала основной части, а последнее – чтобы подвести итоги и сделать соответствующие выводы.

Как видите, ответ на вопрос: “Как научиться писать без ошибок?”, найти не сложно. Более того, воспользовавшись данными советами, вы сможете за короткие сроки улучшить правописание, грамматику и сделать свои тексты более осмысленными и доступными для понимания. А это очень важно, особенно в свете современных тенденций увеличения объемов текстового обмена информацией.

Ошибки в речи трудно не заметить, в особенности в письме. Чтобы не стать предметом насмешек, важно научиться грамотному письму. Кому-то легко овладеть грамотностью, а кому-то трудно справиться с орфографией. Все ли зависит от самого ученика? Как научить ребенка писать красиво и грамотно? Должны ли этим заниматься родители или только учителя в школе?

Во взрослой жизни придется часто использовать письменную речь, поэтому ребенку следует научиться писать грамотно

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.


Работа с пластилином улучшает мелкую моторику и развивает внимательность ребенка

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.


Правильное положение тела при письме способно минимизировать нагрузку на руку

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

  1. Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д.
  2. Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: ). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква. Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней. Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова.
  3. Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе.
  4. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

Выработка красивого почерка требует в том числе и монотонной работы по переписыванию текста

Обучение письму в широкую линейку

Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:

  • чересчур большие буквы;
  • очень узкие буквы;
  • слишком маленькие буквы.

Советы по избежанию данных проблем:

  1. Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
  2. Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
  3. Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
  4. На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.

Пока ребенок не начал уверенно писать, сформировать почерк поможет тетрадь в косую линию

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: ). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

  • ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

Чтобы ребенку было интереснее, можно порой доверять ему роль учителя
  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.

Как справиться с дисграфией?

Как ни печально, но довольно часто встречаются школьники, пишущие с грамматическими ошибками и страдающие дисграфией. Из-за дисграфии ребенок получает в свой адрес обидные высказывания и беспочвенные упреки. Его проблема заключается в том, что он не умеет применять свои знания на практике.

Чтобы ребенок научился письму без ошибок за короткий промежуток времени, необходимо организовать комплексное обучение: в школе, дома, по возможности у логопеда. Если педагог имеет большой опыт за плечами или логопед является отличным специалистом, то им под силу справиться с дисграфией даже в средней школе.

Самостоятельно в домашних условиях также есть возможность хотя бы частично ее устранить.

Родителям, чьи дети совершают много ошибок при письме, следует придерживаться следующих советов:

  1. Позволяйте малышу больше гулять. Пребывание на свежем воздухе способствует насыщению мозга кислородом, повышению работоспособности, также ребенок сможет хорошо отдохнуть.
  2. Если малыш еще не ходит в школу, разрешайте ему играть, не загружайте слишком сильно его развивающими заданиями. В процессе игры ребенок приобретает навыки самоконтроля, дисциплины и соблюдения правил.
  3. Можно записать чадо в какой-либо спортивный или танцевальный кружок. Помимо вышеперечисленных навыков занятие спортом способствует еще и развитию координации, что благоприятно влияет на процесс обучения письму.
  4. Можно слегка помассировать малышу шею и затылок. Это поможет облегчить нагрузку на позвоночник, улучшить кровообращение и работу мозга.

Чтобы не зацикливать ребенка на одном виде деятельности, имеет смысл записать его в спортивную секцию

Что же необходимо сделать, чтобы ребенок научился грамотному письму? Если ваш малыш страдает дисграфией, стоит своевременно отреагировать, обратившись за помощью к специалисту, а также самостоятельно ежедневно проводить занятия. Если дисграфия является диагнозом, то вряд ли родители способны с ней справиться самостоятельно без помощи специалиста. Выяснить, насколько серьезными являются проблемы в письменной речи у малыша, можно по определенным признакам.

Признаки дисграфии

Детям, у которых наблюдается дисграфия, не нравится изучать русский язык. Тетради у них выглядят неаккуратно, почерк часто изменяется: либо очень некрасивый, либо вовсе невозможно разобрать, что написано. Если вовремя не принять меры, у малыша могут развиться комплексы, из-за чего он может испытывать затруднения в письме.

Тем не менее, с такой проблемой могут столкнуться умные, обладающие большим интеллектом дети. Они также способны растеряться при виде белого чистого листка и шариковой ручки:

  • кроха упорно старается выучить правила, но все равно совершает большое количество повторяющихся ошибок в тетради;
  • почерк совсем неряшливый: малыш может перепутать буквы, написать их в противоположную сторону, заменить или дописать лишнее;
  • на почерк может влиять настроение и самочувствие малыша;
  • при таких письменных нарушениях дисграфикам может хорошо даваться рисование.

Дисграфия у ребенка характеризуется не только плохим почерком, но и его зависимостью от эмоционального состояния

Не следует забывать о том, что на возникновении дисграфии может влиять как педагогическая запущенность, в которой виноваты только родители, так и генетическая предрасположенность. В обоих случаях школьник не виноват, поэтому необходимо оказать ему всевозможную помощь и ни в коем случае не ругать его и не упрекать.

Может быть, что малыш просто не испытывает интереса к учебе. В этом случае надо найти альтернативный вариант. Можно попытаться заменить обычный учебник на развлекательное пособие, к примеру, «Секреты орфографии» Граник Г., в котором к правилам прилагаются интересные задания для закрепления материала. Также можно правила представить в виде схем, либо выучить их, используя мнемонические символы. Организуйте небольшую игру в школу: понадобится доска маленького размера, мел, игрушечные тетради и дневники.

Работа над ошибками

Прежде чем научить малыша письму, нужно понять из чего состоит данный процесс, и какие качества мышления нуждаются в развитии:

  1. Память руки, основой которой является двигательная память. Если малыш напишет трудное слово много раз, то он запомнит его, и в дальнейшем уже автоматически будет писать его безошибочно.
  2. Недопустимо совершать ошибки. Школьнику достаточно один раз сделать в слове ошибку, чтобы это отложилось в памяти, и в другой раз он обязательно совершит ее в том же слове. Если кроха сомневается в правильном написании какого-либо слова, ему надо лучше обратиться за помощью.
  3. Развивать слух. Одним из основных факторов грамотности является умение различать звуки речи, давать им характеристику и сопоставлять с правилами.
  4. Проговаривать слово так, как оно пишется правильно. При этом будут задействованы разные виды памяти: слуховая, двигательная, орфографическая. Помимо этого, малыш приобретает навыки по принятию решений, что является хорошей тренировкой процессов мозга, ответственных за грамотное письмо. Пользоваться таким приемом можно даже на уроках, проговаривая слова шепотом.
  5. Комментарии к письму – очень эффективный способ обучению правильному письму. Его суть состоит в следующем: перед тем как что-то написать, ученик должен рассказать правило, которым он хочет воспользоваться. Данная методика поможет крохе приобрести и усовершенствовать орфографические навыки.

Развитие слуха крайне важно для воспроизведения письменной речи

Другие способы обучения грамотному письму

Чтобы малыш смог овладеть безошибочным письмом, можете самостоятельно придумать для него увлекательные и занимательные задания, при которых не потребуется сидеть за рабочим столом:

  1. Предложите малышу ежедневно по 5-10 минут читать по слогам, делая ударение на гласную букву и проговаривая так, как написано. Пусть сначала он читает медленно, а потом быстрее.
  2. Можете распечатать словарь орфографии и добавить к чтению небольшие фразы из 15-20 слов.
  3. Два раза в неделю устраивайте коротенькие диктанты из 4-6 слов. Пусть малыш сам проверит выполненную работу и поставит отметку.
  4. Крупными буквами можете распечатать несколько строк из какого-либо произведения. Пусть ребенок с помощью фломастера или красной пасты подчеркнет в тексте все буквы А, в следующий раз – Е и т. д. Каждый раз придумывайте разные задания, чтобы малышу по-прежнему было интересно играть. Во время таких занятий у ребенка тренируется внимание и усидчивость.
  5. В конце недели устройте крохе небольшое тестовое задание: немного почитать, переписать текст, проговаривая при этом труднопроизносимые слова по слогам 2-3 раза, проверить свою работу.

В настоящее время, помимо классики, можно найти современные учебники, специально написанные авторами с большим опытом обучения детей грамотности:

  • сборники Узоровой О.;
  • пособия по орфографии Ахременковой Л.;
  • учебник «Тексты для списывания 2 класс»;
  • пособие «Контрольное списывание 1 класс» Ушаковой О.;
  • дополнительные пособия Шкляровой Т.

Подготовка к написанию диктанта

Подготовку класса к выполнению работы учитель осуществляет заблаговременно, как правило, за несколько дней. При этом он оговаривает тему, которой будет посвящена работа. Постарайтесь добиться от малыша, чтобы он вам всегда говорил о предстоящей контрольной. Если он не помнит тему, можно догадаться самим, что она касается тех правил, которые были изучены в предыдущей главе. Однако иногда все же случаются диктанты, содержащие давно пройденные орфограммы, поэтому будет лучше, если вы уточните тему у учителя.

Подготовиться в домашней обстановке к написанию диктанта можно, выполнив следующие действия:

  • повторно изучить правила;
  • провести тренировку по их применению;
  • написать небольшой текст под диктовку, уложившись в определенный срок;
  • осуществить повтор слов из словаря;
  • сделать задания, схожие с теми, которые предстоит выполнить в школе;
  • проверить выполненную работу.

Желательно создать условия, приближенные к уроку – не подсказывать, ограничить время, на столе не должно лежать ничего лишнего. Если у малыша возникли трудности с каким-либо правилом, необходимо уделить ему больше внимания:

  • нужно убедиться, что чадо не забыло правило и понимает его;
  • пусть он попробует написать текст, комментируя при этом, почему написал именно такую букву, какое правило применил и т. д.

Для подготовки к диктанту желательно создать ребенку условия, приближенные к школьным

Не забывайте, что при проверке педагог будет ставить оценку не только за безошибочное написание, но и за то, насколько аккуратно выполнена работа. Именно поэтому важно, чтобы малыш мог исправлять недочеты корректно.

Как написать диктант на пятерку?

Чтобы получить за диктант высокую оценку, надо соблюдать определенные правила. При подготовке к написанию контрольной придерживайтесь следующих рекомендаций, которые дают педагоги, имеющие многолетний опыт за плечами:

  1. слушать надо внимательно, заострять внимание на знаках препинания;
  2. начинать работу лишь после того, как педагог прочтет предложение до конца;
  3. не торопись писать раньше времени, даже если думаешь, что все запомнил;
  4. при написании проговаривай про себя слова по слогам;
  5. не заглядывай в тетрадь к соседу;
  6. всегда делай проверку, когда педагог повторно читает, чтобы класс проверил;
  7. во время самостоятельной проверки внимательно читай все слова по слогам.

Врожденная грамотность

Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи.

Удачно подобранная книга может способствовать развитию интуитивной грамотности у ребенка (рекомендуем прочитать: ). Важно, чтобы это было известное или маленькое издательство, но с хорошими отзывами, к примеру, которое специализируется на выпуске учебной литературы. При покупке обязательно пролистайте книжку, так как в современных пособиях нередко можно встретить грубейшие нарушения, опечатки и неправильную речь.

Умение грамотно писать – это важная часть жизни человека. Ведь согласитесь, куда приятнее общаться с тем, кто всегда правильно излагает свои мысли. Вроде есть масса книг по грамматике, интернет, да и в школе дают элементарные основы русского языка. Информации много, но почему-то освоить все правила многие просто не способны. С чем это связано? Возможно с тем, что русский язык - один из самых сложных языков в мире.

Хотя тем, кто все же не в силах понять грамматику отчаиваться не стоит, потому что альтернатива простому заучиванию правил есть, и она куда легче, чем мы можем ее себе представить, иначе бы мы все не владели элементарными правилами грамотного письма. Итак, что же это за способ такой, который позволит научиться писать правильно, не заучивая правила. На самом деле способ не один, а несколько, как научиться писать грамотно . В данной статье рассмотрим два из них.

Способ №1. Чтение книг.

Всем известно, что в любом деле практика позволяет добиться, куда больших результатов, нежели теория. Вот и приступая непосредственно к чтению, вы занимаетесь практикой. Суть такого метода состоит в том, что постоянно читая книги и встречая одни и те же слова, вы запоминаете их написание, но при условии конечно, если вы обладаете хорошей зрительной памятью, в противном случае правила все-таки придется учить, хотя есть и такой вариант: прослушивать или смотреть видео-уроки по грамматике русского языка, если зрительная память вас подводит, то наверняка слуховая присутствует.

Способ №2. Тесты.

Основан на таком формате обучения: возьмите сборник тестов по русскому или украинскому языку (если вы из Украины), благо сейчас приобрести их проще простого, все благодаря ЕГЭ или в Украине - ВНО. И решайте тесты для подготовки к ВНО , опираясь в непонятных вопросах на правила. В чем суть такого способа? Так вы объединяете теорию с практикой. И результат освоения материала намного лучше, ведь теоретические вопросы вы подкрепляете разными примерами в тестах.

И напоследок такой совет: в связи с появлением социальных сетей неграмотное написание вошло можно сказать в моду. Молодежь пишет сообщения коряво, совсем не обращая внимания на грамотность, и в результате такая привычка укореняется, поэтому пишите правильно всегда и везде.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: