Презентация «Что такое вода? НОД «Волшебница вода». Значении воды в природе и жизни человека

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами

  • Развивающие:
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к воде;
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

    Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

    Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация.

    Место проведения: групповое помещение

    Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

    Ход занятия

    Введение в игровую ситуацию:

    Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

    Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

    Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

    (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

    Люди ждут меня, зовут,
    А приду к ним – прочь бегут.
    (Дождь.)

    Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит.
    (Река.)

    Стоит корыто
    Полно воды налито.
    (Озеро.)

    К речке-сестрице
    Бежит-журчит водица.
    (Ручей.)

    Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

    Ответы детей: Воду.

    Практическое экспериментирование.

    Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

    Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

    Ответы детей: Сыпется.

    Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

    Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

    Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

    Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

    Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

    Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

    Ответы детей: Да

    Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

    Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.

    Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

    Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

    Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

    Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

    Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

    Ответы детей: Молоко.

    Воспитатель: Оно льется?

    Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

    Воспитатель: А вы любите молоко?

    Дети: Да – нет.

    Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

    Дети: нет.

    Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

    Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

    Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

    Вывод: Чистая вода прозрачна.

    Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

    Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

    Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

    Ответы детей: конуса, цилиндра.

    Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

    (Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

    Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

    При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

    Ответы детей:

    1. Вода – это жидкость.
    2. Вода не имеет вкуса.
    3. Чистая вода не имеет запаха.
    4. Чистая вода прозрачна.
    5. Вода не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

    (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)

    Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!

    Список литературы

    1. Гризик Т.И . Познавательное развитие детей 2–7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
    2. Коломина Н.В. .Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
    3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
    4. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
    5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

    Интеграция образовательных областей:

    «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

    Цель: продолжать формировать представления о свойствах воды.

    Образовательные: сформировать представления о воде, об её свойствах (Прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель). Закреплять знания о состоянии воды.

    Развивающие: развивать связную речь, умение делать умозаключения, выводы, умение работать в группе, договариваться учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.

    Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, бережное отношение к воде.

    Активизация словаря: исследование, фильтр, растворитель, пробирка, лаборатория, воронка.

    Предварительная работа: проведение беседы «Как сохранить воду чистой», «Вода и её роль в жизни человека». Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Отгадывание загадок, заучивание стихотворений о реке, море.

    Материалы и оборудование: презентация, пробирки, вода, сахар, соль, одноразовые стаканы, питьевая вода, лёд, полоски цветной бумаги, аудио запись со звуком журчащей воды, бинт, лейка, прозрачный кувшин, халаты, одноразовые ложки, модель фонтана.

    Формы организации совместной деятельности:
    1. Художественное слово.

    2. Просмотр презентации.

    3. Ситуативная беседа.

    4. Физкультминутка.

    5. Опытно-экспериментальная деятельность.

    Педагог читает детям стихотворение:

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    Вы в пруду её найдёте,

    И в сыром лесном болоте.

    В луже, в море, в океане.

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без неё нам не прожить.

    А сейчас я предлагаю посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.

    Демонстрация обучающей презентации, раскрывающейся различные состояния воды.

    А как мы можем назвать: росу, снег, облака, град, туман, лёд, одним словом? Правильно, ребята, вода.

    Ребята, сегодня нам пришло письмо из института «Воды». Институт воды – это место, где такие люди, как мы с вами проводят исследования с водой, изучают её. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой. Поможем ребята? А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видео письмо.

    1. Задание «Знакомство с фонтаном».

    Ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию, одевайте халатики. Я надеваю халат с вот такой эмблемой института «Воды», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих «коллег». Теперь мы с вами сотрудники института «Воды».

    Что делают в лаборатории?

    Ответы детей:

    Правильно, проводят опыты.

    А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

    Ответы детей: Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатами опыта. Закончи наблюдение сделать вывод.

    Молодцы! Всё правильно помните. Ну, что приступим! Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его.

    Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? (Ответы детей). А что льётся в фонтане? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? (Ответы детей). А что льётся в фонтане? (Вода). Что можно сказать оводе, за которой мы наблюдаем? (Ответы детей: льётся, журчит, переливается, бежит, течёт). Значит она какая? (Жидкая).

    Следующий вопрос, «коллеги», который интересует научно-исследовательский институт: Имеет ли вода форму? (Ответы детей: имеет, не имеет). Коллеги, а вот это мы сейчас проверим.

    Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (Стакан, пробирку, колбу). Вода приобретает форму каждой из них. Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.

    Коллеги, сотрудники нашего института также заботятся о водоёмах! Какие вы знаете водоёмы? (Река, озеро, море, пруд). –Давайте немного отдохнём и сходим к реке. Ой, а что же случилось с нашей рекой?

    Посмотрите, какая у нас река. Какая она? (Дети грязная). Что же нам делать? (Ответы детей).

    Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы? Что случится с водой в реке, если бросать туда мусор? (Дети: её нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и всё живое в реке).

    Коллеги, давайте с вами очистим реку от мусора. Молодцы, ребята! Какая чистая река у нас стала, и рыбки в ней появились разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй душой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Послушайте, наша река зажурчала (Аудио запись «шума воды»).

    Физкультминутка.

    Мы немного отдохнём, встанем, глубоко вдохнём.

    Руки в стороны, вперёд, мы на пляже-солнце жжёт.

    Побежим скорей к реке, окунёмся, поплывём.

    Ах, какая благодать!

    Но и меру надо знать.

    Здорово нам было тут, на вернёмся в институт!

    Много знаний и открытий в институте нас всех ждут!

    Занятие в лаборатории (Опыты).

    Посмотрите, ребята, у меня на столе две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Ответы детей: нет. Одна чистая, другая-грязная).

    А как вы думаете, можно очистить грязную воду? Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенный в несколько раз бинт, и начну пропускать воду через эту воронку. Что у нас получится? (Ответы детей: вода становиться чистой).

    А что стало с нашим фильтром-бинтом? (Стал грязным).

    Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду? (Ответы детей) С помощью чего? (Фильтров бинта, ваты, салфетки-в домашних условиях; очистных сооружений-на предприятиях). Этот опыт провела для вас я. А сейчас мы будем вместе проводить исследования.

    Опыт № 1 «Лёд-твёрдая вода».

    –Ребята возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить? Как вы думаете, почему лёд растаял? (От тепла ладони). Что осталось на ладошке? (Вода).

    Вывод: лёд, снег-тоже вода.

    Опыт № 2 «У воды нет куса».

    Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок. Картошки, помидора. Хлеба. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

    Вывод: вода не имеет вкуса.

    Опыт №3 «Вода прозрачная».

    Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочерёдно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из этих цветов? (Нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой). Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы её видите? (Ответы детей).

    Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачна.

    Опыт №4 «Вода-растворитель».

    Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Затем предлагаю детям размешать в одном стакане сахар, в другом- соль. Что произошло с сахаром и солью? (Они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать воду снова на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и солёная.

    Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

    Коллеги, что нового вы узнали сегодня на занятии о воде? Какие новые свойства воды, ребята вы сегодня узнали? Может ли вода растворять вещества? Какие состояния воды вы запомнили? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

    Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, то нужно воду беречь.

    Во что вы играете с детьми старшего дошкольного возраста? Наверняка ребенок уже отвергает простые игрушки и требует более сложных развлечений. А понравятся ли чаду опыты?

    Вода – настолько интересный материал, что с ней с удовольствием будет играть как ребенок, так и взрослый. Вы же знаете, что у привычной для всех прозрачной жидкости есть три состояния: жидкое, газообразное и твердое. Так давайте расскажем об этом ребенку.

    1. Пресная и соленая

    Возьмите ложку морской соли и размешайте ее в обыкновенной воде, получив искусственным образом соленый раствор. Предложите теперь ребенку попробовать такую воду на вкус. После этого начинается самое интересное: нам нужно добиться полного испарения воды. Нальем в стаканчик немного раствора и прокипятим его. Когда жидкости останется на донышке, отставим стакан и забудем о нем на насколько дней. После того, как воды не останется, посмотрите на дно. Там соль! Куда делся раствор? Он снова стал пресной водой!

    2. Жидкая и твердая

    Вы же замораживаете лед? Отлично, давайте сделаем несколько особенных кубиков. Возьмите тоненькие трубочки для коктейля, обрежьте их примерно по 5 см в длину и воткните в формочку для льда. Поставьте все в холодильник и ждите заморозки. Что получилось? Правильно, твердые кубики с палочкой. Напоминает кораблик? Прикрепим к мачте парус и отправим судно в плавание. Кораблики можно запускать по лужам, а можно устроить регату в тазу с водой.

    Уверены, сначала ребенку будет интересно наблюдать, как вода превращается в лед, а затем удивляться обратному процессу.

    3. Прозрачная и цветная

    Для этого опыта нам понадобится обычная краска. Капаем по одной капельке в воду и наблюдаем, как происходит постепенное перемешивание. Отметьте, что цвет становится менее ярким, скорее превращаясь в оттенок. Чем больше краски, тем ярче цвет.

    4. На поиски сокровищ

    Нам понадобятся какие-нибудь мелкие предметы: камешки, ракушки, пуговицы, блестки. Наливаем в стаканчик воду и высыпаем «сокровища». Ставим все в морозилку. Ждем, когда жидкость замерзнет. А теперь отправляемся на раскопки! Как добыть сокровища? Вооружитесь пинцетом, ложкой – и вперед. Опускаем кусок льда в теплую воду, ждем, когда он немного подтает и начинаем добывать клад!

    5. Она впитывается

    Наливаем в какую-нибудь емкость воду, подносим к ней губку и наблюдаем. Она тут же впитается в поры. Настоящий фокус! Интересно подносить к воде разные предметы и наблюдать за тем, какие могут ее впитать, а какие не обладают таким свойством.

    6. Игры на смекалку

    Не забудем и об интеллектуальных играх. Предложите ребенку подумать, что будет, если:

    • вся вода исчезнет с Земли;
    • пресная станет соленой;
    • все замерзнет;
    • воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.

    Есть множество простых опытов для дошкольников с водой. Каждый из них интересен по-своему. Не важно, какой выберите вы, главное, ребенок во время игр получит максимум удовольствия и пополнит багаж знаний интересными фактами.

    Конспект занятия для старших дошкольников «Свойства воды».

    Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

    Задачи
    Развивать умение делать выводы, умозаключения
    Развивать речь, мышление, любознательность
    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
    Воспитывать экологическую культуру;
    Воспитывать аккуратность при работе.

    Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, воронка, носовой платок, вата.

    Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

    Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,
    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,
    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.
    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!
    Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
    Н. Рыжова

    Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для её исследования. Давайте с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.

    Проводится 1 опыт: Вода прозрачная.

    Воспитатель: Перед детьми стоят два стаканчика: в одном вода, а в другом молоко. В оба стаканчика мы положим палочки. В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком–нет? Почему? (Ответы детей). (В воде видны).

    Какой мы можем сделать вывод? Вода прозрачная, а молоко – нет.

    Давайте немного подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке «Гуси-Лебеди»: речка молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? ((Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения.)А не будет растений- не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит. Нельзя загрязнять воду.)

    Проводим 2 опыт: У воды нет вкуса.

    Воспитатель предложил попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?

    Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: « Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Д ля сравнения попробуйте молоко. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее пить нельзя. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)

    Опыт 3: У воды нет запаха.

    Предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной. Опыт 4: Вода – жидкая, может течь.

    Воспитатель дает детям два стаканчика, один с водой, а другой- пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой. Она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

    Опыт 5: Вода бывает теплой и холодной.

    Перед детьми поставить стаканчики с водой разной температуры. Предложить попробовать пальчиком и определить, в каком стаканчике самая холодная, а в каком – самая теплая. Можно измерить температуру воды в разных стаканчиках.

    Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторое растения, улитки, рыбы, звери могут жить только теплой воде, другие- только в холодной.

    Игра «Мы водные животные»

    Физкультминутка: «К речке быстрой»

    К речке быстрой мы спустились,
    (шагаем на месте)

    Наклонились и умылись.
    (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,
    (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.
    (встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс.
    (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль.
    (круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин.
    (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой
    (шагаем на месте)

    И отправились домой.

    Опыт 6: Фильтрование воды.

    Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать.

    Ребята, а как вы думаете, какую роль играет вода в жизни животных, растений и людей?

    Приведем пример: «Для растений вода – это…»(варианты ответов)

    А сейчас я вам покажу фокусы с водой.

    Фокусы с водой:

    1.)В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

    2.)В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

    Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие? Что было самым интересным? Какой опыт вам больше понравился? Что было сложно? А что самым простым?

    Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

    В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию.

    Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она - важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным! Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.

    Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

    Цель : данная презентация обеспечивает наглядность - зрительный ряд на занятии. Познакомит детей со свойствами воды.

    Задачи : работа по презентации построена таким образом, что после разговора (с просмотрами слайдов) о необходимости воды для всего живого, плавно включится в тему занятия. Воспитатель, двигаясь пошагово, рассказывает где встречается вода, проводя опыты, наглядно демонстрирует на слайдах явления неживой природы. Развивает логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

    Эффективность : закрепляет знания о неживой природе, способствует созданию информационно-коммуникативной среды, соответствует современным требованиям.

    Практическая значимость:

    1. Наглядное ознакомление с необходимостью воды для человека, животных и растений.
    2. Ознакомление с явлениями неживой природы, со свойствами воды.
    3. Стихотворная часть.

    Место использования мультимедийного материала: может быть использовано как педагогами дошкольных учреждений в качестве зрительного материала на занятии по ознакомлении с природным явлением - вода, так и родителями для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дома.

    Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию. Под звуки «Шум воды» входит УЧЕНАЯ ИЗ ВОЛШЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ в мантии и четырехугольной академической шапочке.

    Здравствуйте ребята! Я пришла к вам в гости, меня зовут Ученая, и я расскажу сегодня вам об одном величайшем богатстве нашей планеты! Но сначала отгадайте загадку:

    Введение в игровую ситуацию, подготовка детей к теме занятияю

    Она и в озере, и в лужице
    Она снежинкою над нами кружится,
    Она и в чайнике у нас кипит,
    Она в реченьке бежит, журчит (вода ).

    Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами поговорим о воде. Я хочу, пригласит вас свое волшебную лабораторию, и рассказать о великом чуде - воде. Там мы станем юнымиучеными. Проведем опыты, чтобы понять какая она уникальная. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).

    А чтобы туда попасть нужно, ответить на несколько вопросов.

    СЛАЙДЫ № 2,3,4,5,6,7,8.

    Скажите, для чего нужна вода человеку? (Человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды ).

    Но вода нужна не только человеку! (Вода нужна животным, растениям, насекомым, птицам, рыбам. Без воды живые существа не смогут выжить).

    Правильно, а теперь сыграем в игру.

    И г р а «Кому нужна вода?»

    Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животного, растения, человека - маленький ребенок, женщина и др.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке (другие дети могут добавлять).

    Молодцы! Пройдемте в нашу лабораторию, здесь вы узнаете, какими свойствами она обладает, но сначала вспомним правило обращения с водой:

    Коль с водой имеем дело
    Рукава засучим смело.
    Пролил воду - не беда,
    Тряпка под рукой всегда.

    Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза.

    (Звучит СД музыка «Шум прибоя»).

    Вот мы попали в лабораторию воды!

    СЛАЙДЫ №9,10 (волшебная лаборатория, земной шар).

    Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода содержится в земле, вода есть в растениях, животных, даже в человеке. Посмотрите на нашу планету, так она выглядит из космоса. А почему на ней так много синего цвета? (Это моря, океаны, озера, реки, это все вода).

    Правильно, теперь:

    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    Как сосулька замерзает.
    В лес туманом заползает.
    Ледником в горах зовётся.
    Лентой серебристой вьётся.
    Мы привыкли, что вода -
    Наша спутница всегда!

    СЛАЙДЫ № 11, 12, 13.

    Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (в морях, океанах, реках, озерах, болотах).

    СЛАЙДЫ № 14,15,16,17.

    Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней).

    Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. Хоть и кажется что на планете воды много, но живым организмам нужна только пресная вода, а ее не очень много в природе. И по этому ее необходимо беречь.

    Активизация знаний детей о воде, развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения, закрепить знания детей о свойствах воды.

    СЛАЙД №18 (Три состояния воды).

    Давайте посмотрим, в каком состоянии может находиться вода в природе.

    ОПЫТ №1 «ВОДА-ЖИДКАЯ».

    Переливаем воду из одного стакана в другой (из меньшего в больший). Вот видите, как у нас течет вода. Значит она ЖИДКАЯ и не имеет своей формы.

    СЛАЙД №19 (жидкая вода).

    ОПЫТ № 2 «ВОДА-ЭТО ПАР» (Ученая вносит термос с горячей водой).

    Что выходит из термоса при закипании воды? (Пар)

    Откуда пар появился в банке - мы же наливали воду?

    Вывод: Вода при нагревании превратилась в ПАР.

    СЛАЙД № 20 (пар).

    ОПЫТ №3 «ПАР-ЭТО ВОДА» (подносит к струе пара холодное стекло).

    Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Когда пар попал, на холодное стекло он опять превратился в воду.

    Вывод: пар при охлаждении превращается в ВОДУ.

    СЛАЙД №21 (пар при охлаждении превращается в воду). Вот так происходит и в природе.

    Физкультурная минутка.

    Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные учёные? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

    (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

    Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
    Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

    (Повороты в разные стороны)
    Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
    Раз и два, раз и два, закружилась голова.

    (Вращение головой вправо и влево)
    Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

    (Приседания)
    Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

    (Ходьба на месте)
    От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть

    Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах - как она нагревается в чайниках с водой.

    Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют облако.

    СЛАЙД № 22 (облако).

    Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

    СЛАЙД № 23 (дождь).

    А во что превращаются капельки воды зимой? (В снежинки).

    ОПЫТ № 4 «ВОДА - ТВЕРДАЯ». (Вносятся формочки для льда, каждому ребенку раздается по кубику льда).

    Зимой на поверхности происходит другое удивительное явление, вода превратилась в лед. Посмотрите, какой лед ТВЕРДЫЙ, значит и вода может стать ТВЕРДОЙ.

    СЛАЙДЫ №24,25,26 (снежинки, лед).

    А теперь подержим его в ладошках, что происходит? От тепла наших ладошек он начал таять как при нагревании, и опять превращается в ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ

    Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе.

    (Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе).

    СЛАЙДЫ №27,28 (круговорот воды в природе).

    В природе путешествует вода,
    Она не исчезает никогда.
    То в снег превратится, то в лед,
    Растает и снова в поход.
    Вдруг в небо взовьется,
    Дождем обернется.
    Вокруг оглянитесь,
    В природу вглядитесь.
    Вас окружает везде и всегда
    Эта волшебница-вода.

    Давайте мы опять немного отдохнем и сделаем самомассаж.

    Льется чистая водица,
    Мы умеем сами мыться.
    (Дети потирают ладонь о ладонь).
    Моем носик, моем ротик,
    (растирают крылья носа).
    Моем шею, моем уши.
    (потираем, мочки ушей пальцами).
    После вытираемся посуше.
    (поглаживают лоб).

    Ну что, мои дорогие, наши испытания подходят к концу. Интересно ли вам было быть учеными? (Да). Давайте подведем итог наших полученных знаний. Вы теперь знаете ребята, что вода бывает какой? (Жидкой). А если ее заморозить, во что превращается вода? (В лед). А при нагревании? (В пар).

    Рефлексия

    Теперь я награжу каждого из вас значком, на нем написано «Юный ученый». Это значит, что вы узнали много нового, но на этом не остановитесь, и будете дальше узнавать много нового и интересного о нашей планете под названием Земля. Проводить чудесные и необычные опыты.

    (Наклеивание наклеек в форме капелек на грудь каждого ребенка. Создать условие для психологического комфорта детей).

    И прежде чем вы покинете мою волшебную лабораторию, я хочу угостить вас родниковой водой.

    Капельки путешествуют не только по воздуху и земле, но и уходят под землю. Там они впитывают все целебные свойства земли и выходят на поверхность в виде родников. Эта вода становится самая целебная. Она придает бодрость и силу всему живому.

    СЛАЙД № 29 (родники). (Угощение детей родниковой водой)

    Теперь опять возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, как шумит вода, и переместимся в наш д/с. До свидания, мои юные ученые, до новых встреч!

    (музыка «Шум воды»).

    Презентация к занятию



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: