ПРЕДИСЛОВИЕ
Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с ОНР и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ.
На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи. Многолетний опыт работы с детьми логопедической группы доказывает эффективность такого рода домашних заданий.
Цель данного пособия - помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом, происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.
Каждую неделю логопед информирует о названии лексической темы и отмечает сроки ее изучения на фронтальных занятиях. В течение этой недели родители и воспитатели по заданию логопеда дозировано занимаются с ребенком по альбому. В начале следующей недели логопед на индивидуальных занятиях проверяет выполнение домашнего задания, отмечая усвоение лексико-грамматического материала по теме и обсуждая с воспитателями группы характерные для каждого ребенка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной и наметить план дальнейшей коррекционной работы.
Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки:
Родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их
ребенок по каждой теме;
Дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в альбоме под руководством взрослого.
Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связной речи ребенка.
Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом, у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.
и лично Юрия Петровича Боровского и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь, оказанную в издании данной книги.
Тема: ФРУКТЫ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями фруктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «фрукты».
2. Назвать цвет фруктов по образцу: яблоко красное, ...и т.д.
3. Соединить линиями фрукты с фигурами соответствующей формы. Назвать форму фрукта
по образцу: «Апельсин круглый».
4. Игра «Жадина»:
Представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это лимон?
(Мой лимон.)
Чья слива? (Моя слива.)
Чье яблоко? (Мое яблоко.)
И т.д.
5. Рассказать ребенку, что и как готовят из фруктов.
Скажи, как по-другому называется сок (варенье) из яблок? (Яблочный сок; яблочное варенье.) Из слив? (Сливовый сок, сливовое варенье.) И т. д.
6. Упражнение «Расскажи-ка!»: Составь рассказы о фруктах по предложенному наглядному плану.
7. Упражнение «Поваренок»: Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить компот? (Фрукты моют, чистят, режут на дольки, варят.) Сок? Пирог?
Задание 1: Покажи, где яблоко, яблоки и т.д. и соедини линиями одинаковые фрукты. Задание 2: Взрослый показывает, а ребенок называет фрукты. Образец: «Это яблоко. Это груши».
9. Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог. Сливовое варенье. и т. д.)
11. Назови фрукты. Дорисуй фрукты в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «Много лимонов. Маленький лимончик».
12. Упражнение «Дорисуй»: Дорисуй каждой груше веточку, каждой веточке с листочком сливу, а яблоки раскрась. Не забудь, что эти фрукты бывают разного цвета.
Тема: ОВОЩИ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями овощей. Закрепить в словаре обобщающее понятие «овощи».
2. Назвать цвет овощей по образцу: помидор красный, ...и т. д.
3. Соединить линиями овощи с соответствующими фигурами. Назвать форму каждого овоща по образцу: «Огурец овальный».
4. Игра «Жадина»:
Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: Чей это огурец?
(Мой огурец.)
Чья капуста? (Моя капуста.)
И т. д.
5. Рассказать ребенку, что готовят из овощей. Игра «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?»:
Скажи, как по-другому называется сок (запеканка, пюре) из моркови?
(Морковный сок; морковная запеканка; морковное пюре.)
И т. д.
6. Упражнение «Расскажи-ка!»: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану.
7. Упражнение «Поваренок»: Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? (Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре?
8. Упражнение «Назови правильно»:
Задание 1: Покажи, где огурец, огурцы и т. д. Соедини линиями одинаковые овощи. Задание 2: Взрослый показывает, а ребенок называет овощи. Образец: «Это помидор. Это помидоры».
9. Упражнение «Из чего - какой?»: Обведи пунктирные линии и назови, из каких овощей и что приготовила мама. Какой (какая, какое) это сок (салат, пюре, запеканка)? [Морковный сок. Овощной салат. И т. д.)
10. Составь предложения по картинкам.
11. Назови овощи. Дорисуй овощи в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «Много помидоров. Маленький помидорчик».
12. Упражнение «Нарисуй»: Рассказать ребенку, где растут овощи и как их убирают с грядки. Выполнить предложенные ниже задания.
13. Познакомить ребенка с многозначными словами, объяснить разницу в значениях этих слов.
14. Упражнение «Что купила белочка в магазине»: Рассмотри рисунки. Сравни их и назови, что увезла белочка из магазина.
Тема: САД - ОГОРОД
1. Взрослый предлагает ребенку послушать и выполнить задания.
Нарисуй в верхнем правом квадратике морковь. В нижнем левом - репу. В среднем
(центральном) - банан. И т.д.
Соедини линиями каждый овощ (фрукт) с: кляксой соответствующего цвета; соответствующей формой.
Назови каждый фрукт (овощ), его цвет и форму. (Помидор красный, круглый. И т.д.)
2. Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»
Задание 1. Отгадай загадки, нарисуй отгадки в пустых «барашках».
Этот предмет желтый, овальный, кислый, сочный. (Лимон.)
Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива.)
Этот предмет желтый, круглый, горький, сочный. (Лук.)
Красный бочок, само с кулачок, тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко.
(Яблоко.)
Этот предмет бордовый, круглый, сладкий. (Свекла.)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна»! (Картошка, картофель.)
Задание 2: Рассказать ребенку, что растет в саду на дереве, а что в огороде на грядке. Провести линии: от фруктов к деревьям (сад), от овощей к грядкам (огород).
3. Упражнение «Четвертый лишний»: Ниф-Ниф и Нуф-Нуф пришли в гости к Наф-Нафу и принесли ему подарки. Посмотри, что оказалось лишним в корзинке Ниф-Нифа и почему? Где он побывал?
4. Что лишнее в корзине Нуф-Нуфа? Где он побывал?
|
|
5. Упражнение «Помоги Незнайке»: Исправь Незнайкины ошибки.
Картошка растет на болоте.
Яблоко растет под кустом.
Баклажан растет на кусте.
Груша растет в лесу.
Персик растет на елке.
6. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы об овощах и фруктах по предложенному наглядному плану.
Образец ответа:
«Яблоко это фрукт. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное, растет в саду. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, из него варят варенье, готовят вкусный сок».
7. Упражнение «Послушай, запомни и назови»: Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.
Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу.
А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,
Огурцы, укроп, петрушку - чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород требует больших хлопот.
Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.
Тема: ДЕРЕВЬЯ
1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения
(ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).
2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья».
3. Упражнение «С какого дерева плод?»:
Расскажи, какой плод нашел каждый из лесных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он
вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И
т. д.)
Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».
4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели.... У дуба ствол толстый, а у березы....
У клена листья большие, а у березы.... У березы ствол светлый, а у клена....
5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:
6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы - березовый. И т. д.)
7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опорным словам.
8. Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.
Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).
9. Упражнение «Подскажи словечки»:
Вставь пропущенные слова (текст читает
взрослый).
Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выглядывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.
10. Упражнение «Четвертый лишний»: Зачеркни лишний предмет. Объясни, почему он
лишний.
11. Упражнение «Лабиринт»: Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? {Белочка нашла зеленый дубовый лист. И т. д.)
Тема: ЯГОДЫ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями ягод. Закрепить в словаре обобщающее понятие «ягоды».
2. Назови цвет ягод по образцу: крыжовник зеленый, ... и т.д.
3. Упражнение «Ягодка лесная, ягодка садовая»:
Соедини линиями лесные ягоды с
картинкой «лес», а садовые ягоды с картинкой «сад».
4. Рассказать ребенку, что готовят из ягод (сок, напиток, компот, кисель, повидло, джем,
сироп, желе). Игра «Какой сок? Какое варенье?»:
Скажи, как по-другому называется сок (варенье) из клубники? (Клубничный сок; клубничное варенье.)
Из крыжовника? (Крыжовенный сок, крыжовенное варенье.)
И т. д.
5.
назови как можно больше слов-действий).
Ягоды на веточках (что делают?) - растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают.
Ягоды с веточек - .... Люди в лесу ягоды - ....
В корзину ягоды - .... Из ягод сок - ....
В стакан сок - .... Варенье (повидло, джем) из ягод - ....
6. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
7. Упражнение «Назови правильно»:
Задание 1. Соедини линиями одинаковые ягоды и покажи, где ягода ежевики, а где ягоды ежевики и т. д.
Задание 2: Взрослый показывает, а ребенок называет ягоды. Образец: «Это ягода ежевики. Это ягоды клубники».
8. Упражнение «Лесные и садовые ягоды»: Ваня и Таня решили собрать разных ягод. Помоги ребятам - нарисуй им дорожки (Ване в лес, а Тане в сад).
|
|
9. Составь предложения по картинкам. (Таня в саду собрала много клубники, смородины, крыжовника.)
10. Упражнение «Из чего - какой?»: В пустых «барашках» нарисуй лесные и садовые ягоды. Назови, что можно приготовить из ягод.
11. Назови, какой из каждой ягоды получится сок (варенье, компот, пирог, сок, кисель).
(Сок из брусники
- брусничный, варенье
- брусничное, пирог с брусникой
- брусничный.
И т. д.)
12. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о ягодах по предложенному наглядному плану.
13. Упражнение «Помоги Незнайке»: Дополни предложения Незнайки маленькими словами (проследить за точностью использования предлогов в речи).
Ягоды рябины растут... дереве. Ягоды крыжовника падают... куста.
Ягоды клубники сорвали... веточки. Ягоды ежевики выложили... корзины.
Кустики черники искали... траве. Ягоды смородины выглядывали... листиков.
14. Упражнение «Что склевал воробей?»:
Рассмотри рисунки. Сравни их и определи,
что склевал воробей.
Тема: ГРИБЫ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать съедобные и ядовитые грибы. Отметить особенности их строения (шляпка, ножка). Рассказать ребенку, где растут грибы
(в лесу, чаще, на пеньке, в траве). Закрепить в словаре обобщающее понятие «грибы».
2. Предложить ребенку назвать изображенные грибы. Обратить его внимание на то, что гриб,
растущий под осиной, называется подосиновиком, под березой - подберезовиком.
3. Рассказать ребенку, что готовят из грибов (салат, икру, запеканку, суп) и как.
4. Упражнение «Жадина»:
Представь, что это твои грибы. Ответь на вопросы: Чей это
боровик? (Мой боровик.)
Подберезовик? Чья лисичка? Чьи подосиновики?
6. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
7. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Для переработки грибов нужны разные предметы. Как человек использует эти предметы (подбери и назови как можно больше слов-действий)? (Ножом грибы срезают, чистят, разрезают... и т. д.)
8. Назови грибы. Дорисуй грибы в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «На поляне среди травы три лисички, а после дождика выросло пять лисичек».
9. Упражнение «Четвертый лишний»: Рассмотри картинки и назови, что оказалось лишним в лукошке у Тани и в корзинке у Вани. Почему?
10. Упражнение «Считай и называй»: Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка ходили в лес собирать грибы. Посчитай и расскажи, сколько грибов и каких нашел каждый грибник в лесу? Расскажи, кто нашел съедобные грибы, а кто несъедобные. (Михайло Потапыч нашел 4мухомора и 3 сыроежки.)
11. Упражнение «Еж-грибник»: Рассмотри картинку. Найди и обведи в кружок все грибы. Расскажи, где ежик сушил грибы (проследить за правильным использованием предлогов в речи ребенка). (Ежик сушил грибы под столом. И т. п.)
Тема: ОСЕНЬ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Вспомнить названия каждого времени года. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью. Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.
2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.
Осенью дождь (что делает?) - ... Осенью солнце (что делает?) - ... Осенью птицы (что делают?) - ... Осенью колхозники (что делают?) - ...
5. Объяснить ребенку значение слова «листопад».
Попросить ребенка проговорить это слово по
слогам.
6. Упражнение «Найди ошибки»: Определи, чего
не бывает осенью.
Дети загорают, купаются, носят легкую
одежду.
Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.
Набухают почки, распускаются на деревьях
листья.
Люди собирают урожай овощей, фруктов.
Дикие животные не делают запасы корма.
7. Упражнение «Назови ласково»: Художник нарисовал картинки. Назови их. В пустых квадратах нарисуй такие же картинки, но маленькие. Назови их ласково.
9. Упражнение «Скажи наоборот»: Помоги Тане закончить предложения. Летом солнце яркое, а осенью... Летом небо светлое, а... Летом день длинный, а... Летом тучки ходят высоко, а... Летом птицы учат птенцов летать, а... Летом люди одеваются легко, а... Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а... Летом люди растят урожай, а... Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а...
10. Упражнение «Оденем Таню»: Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.
Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает, как ей одеться. Помоги Тане. Обведи линией красного цвета осеннюю одежду, обувь и головной убор. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?
11. Упражнение «Букет для мамы»: В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.
Тема: ЧЕЛОВЕК
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинку. Показать и назвать части лица и тела сначала на
себе, а затем на кукле.
2. Скажи, сколько у тебя ушей, глаз, языков, носов, щек, ног, рук, животов. Покажи левую руку, правую руку (левый глаз, правое ухо, правую ногу и т.п.).
3. Рассмотри героев сказки. Как их зовут?
4. Упражнение «Скажи наоборот»:
У Пьеро лицо грустное, а у Буратино...
У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса...
У Карабаса Барабаса волосы длинные, а у Пьеро...
У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро...
У Буратино глаза добрые, а у Карабаса Барабаса...
У Буратино нос длинный, а у Мальвины...
5. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения.
У Мальвины голубые глаза, поэтому ее называют голубоглазая.
У Пьеро зеленые глаза, поэтому его называют....
У Карабаса Барабаса черные глаза, поэтому его называют... .
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:
Назови как можно больше слов-
действий:
Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть, рассматривать, читать...
Нос нужен для того, чтобы.... Уши нужны для того, чтобы....
Язык нужен для того, чтобы....
За волосами ухаживают так: их моют, расчесывают, вытирают, сушат...
За зубами ухаживают так:.... За лицом ухаживают так:....
7. Упражнение «Один - много»:
Подбери слова по образцу. (Глаз
- глаза, ухо
- уши
и
т.д.)
Нос - ... Рука - ... Нога - ...
Палец - ... Рот - ... Лоб - ...
8. Упражнение «Назови ласково»: Мама учила маленькую Таню называть слова ласково. Помоги Тане. Назови ласково части тела куклы на странице 34. (Нос - носик. И т. д.)
9. Упражнение «Что для чего?»:
Ответь на вопросы: Чем мы видим? Чем мы слушаем?
Чем мы нюхаем? Чем мы едим? (Картину мы видим глазами.
И т. д.) Соедини линиями
предметы и соответствующие органы чувств.
10. Упражнение «Помоги художнику»: Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Без каких частей лица остались кукольные герои? (Буратино остался без носа. И т. д.) Дорисуй недостающие части лица героям сказки и раскрась портреты.
11. Упражнение «Расскажи-ка»: Опиши портрет любимого героя сказки по предложенному наглядному плану.
Тема: ИГРУШКИ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать изображенные предметы. Из каких
частей состоит каждая игрушка? (Умишки
- голова, уши, глаза, нос, рот, туловище,
лапы.
И т.п.) Закрепить в словаре ребенка обобщающее понятие «игрушки».
2. Учить ребенка отвечать полным ответом на вопросы взрослого. Например: У какой игрушки колеса? (Колеса у машины.) На чем полоски? (Полоски на мячике.) И т.д.
3. Упражнение «Игрушки для Тани и Вани»:
Таня и Ваня перепутали свои игрушки.
Помоги ребятам. Танины игрушки обведи красными линиями, а Ванины - зелеными.
4. Упражнение «Чья игрушка?»:
Назови игрушки, указав, кому они принадлежат. (Это
Ванин робот. Это Танина кукла.
И т. д.)
5. Игра «Жадина»:
Таня и Ваня подарили тебе свои игрушки. Чьи это игрушки теперь?
(Мой самолет. Моя пирамидка.
И т. д.)
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:
Закончи предложения, подобрав
как можно больше слов-действий.
В магазине игрушки можно (что делать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать.
Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?) играть, мыть, отдавать, терять, дарить, ремонтировать, убирать.
7. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
8. Посмотри на картинки. Расскажи, как дети играли с игрушками. Как ты играешь со своими любимыми игрушками?
9. Упражнение «Из чего - какой?»: Закончи предложения.
Автобус из металла (какой?) - металлический.
Мишка из плюша - .... Ослик из резины - ....
Мячик из кожи - .... Пирамидка из дерева - ....
Дом из пластмассы - .... Ведро из железа - ....
10. Упражнение «Что без чего?»:
Малыш очень любил свои игрушки. Однажды, когда
его не было дома, через открытое окно влетел Карлсон. Он случайно сломал игрушки
Малыша, потому что не знал, как с ними играть. Расскажи, что увидел Малыш, когда
вернулся домой.
11. Упражнение «Считай и называй»: Карлсон купил Малышу в магазине много игрушек. Малыш сфотографировал свои новые игрушки. Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. {Четыре самолетика. И т. д.)
12. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы об игрушках по предложенному наглядному плану.
13. Упражнение «Найди отличия»: Рассмотри картинки, найди 5 отличий. Назови их. (Кораблик стоял на столе. Кораблик лежит за креслом.)
Тема: ПОСУДА
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями предметов посуды и попросить показать следующие части: носик, крышку, ручки, края (стенки), донышко... Закрепить в словаре обобщающее понятие «посуда».
2. Познакомить ребенка с понятиями «чайная посуда», «столовая посуда», «кухонная по
суда».
3. Упражнение «Помощница»:
Помоги девочке Тане поставить чайную
посуду на поднос, столовую
- на обеденный стол, а кухонную
- в шкафчик. Проведи цветные
линии от соответствующей посуды к подносу, столу и шкафчику.
4. Существуют предметы посуды, сходные по назначению и похожие внешне. Но называются они по-разному (чашка - кружка, блюдце - мелкая тарелка, супница - кастрюля).
Запомни эти названия и обведи каждую пару предметов со с. 42 линией своего цвета.
5. Познакомить ребенка с многозначными словами и объяснить разницу в значениях этих
слов.
7. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:
Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-действий):
Покупая в магазине посуду покупатель (что делает?) выбирает, рассматривает и т.д. Ухаживая за посудой человек (что делает?) ....
8. Упражнение «Поваренок»: Расскажи по порядку, что нужно сделать, чтобы приготовить чай (пожарить картошку).
9. Упражнение «Поможем маме»: Мама попросила помочь ей разложить соль, сахар, сухари, конфеты, хлеб, масло в соответствующую посуду. Назови посуду, в которой эти продукты должны храниться и подаваться к столу. Соедини разноцветными линиями продукты с соответствующими предметами посуды.
11. Игра «Жадина»:
Представь, что это твоя посуда (с. 42). Ответь на вопрос: Чья это
чашка? (Моя чашка.)
Чей чайник? (Мой чайник.)
Чьё блюдце? (Моё блюдце.)
И т.д.
12. Упражнение «В гостях у бабушки Федоры»:
На кухне у бабушки Федоры хранится
много разной посуды. Найди одинаковую посуду и обведи её линиями разных цветов.
Назови, каких предметов посуды у Федоры много. {У Федоры много чашек, тарелок.
И т.д. Либо: У Федоры было много голубых чашек, желтых тарелок.)
13. Бабушка Федора посуду не жалела, не мыла, била и посуда убежала от неё. Рассмотри рисунок. Расскажи, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. {От Федоры убежал чайник. Чайник без носика. И т. д.)
14. Упражнение «Посчитай и назови»: Заплакала Федора, попросила посуду вернуться и пообещала хорошо за ней ухаживать. Поверила посуда бабушке Федоре и вернулась к ней, но не вся. Часть посуды по дороге разбилась. Посчитай, сколько предметов посуды вернулось к Федоре. Назови их. (Вернулось пять желтых тарелок. И т. д.)
15. Федора очень радовалась возвращению посуды. Она её чистила, мыла, и называла
ласково. Назови каждый предмет посуды ласково (чашка
- чашечка
и т.д.).
16. Рассказать ребенку, из каких материалов изготавливают посуду. Объяснить значение
слова «хрупкая». Упражнение «Из чего
- какой?»:
Закончи предложения:
Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.
Если нож из стали, он.... Если тарелка из картона, она....
Если ложка из металла, она.... Если чашка из фарфора, она....
Если кувшин из глины, он.... Если блюдце из стекла, оно....
17. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о предметах посуды по предложенному наглядному плану.
18. Приготовить по б фишек размером 3x3 см красного, оранжевого и синего цвета. Упражнение «Где чья чашка?» Найди и закрой красными фишками все любимые чашки Буратино, синими - Мальвины, оранжевыми - бабушки Федоры.
Тема: ФРУКТЫ........................................ 1 Тема: ГРИБЫ.......................................... 23
Тема: ОВОЩИ......................................... 5 Тема: ОСЕНЬ.......................................... 28
Тема: САД-ОГОРОД............................ 10 Тема: ЧЕЛОВЕК..................................... 34
Тема: ДЕРЕВЬЯ................................... 14 Тема: ИГРУШКИ..................................... 37
Тема: ЯГОДЫ....................................... 18 Тема: ПОСУДА....................................... 42
Теремкова Н.Э.
Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 48 с.
ISBN 978-5-296-00656-1
Альбом 1 предназначен для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. Он является составной частью комплекта из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам.
Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР - Альбом 4 - Теремкова Н.Э. - 2008.
Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с ОНР и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ.
На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи. Многолетний опыт работы с детьми логопедической группы доказывает эффективность такого рода домашних заданий.
Цель данного пособия - помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.
Каждую неделю логопед информирует о названии лексической темы и отмечает сроки ее изучения на фронтальных занятиях. В течение этой недели родители и воспитатели по заданию логопеда дозированно занимаются с ребенком по альбому. В начале следующей недели логопед на индивидуальных занятиях проверяет выполнение домашнего задания, отмечая усвоение лексико-грамматического материала по теме и обсуждая с воспитателями группы характерные для каждого ребенка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной и наметить план дальнейшей коррекционной работы.
Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки:
- родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме;
- дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в альбоме под руководством взрослого.
Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь, Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связной речи ребенка.
Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР - Альбом 4 - Теремкова Н.Э. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Елизавета Савилова
Авторы-составители : учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем вашему вниманию из опыта своей логопедической работы несколько упражнений из «Тетради домашних заданий для ». Эффективность заданий , представленных в нашей тетради подтверждена долголетней практикой. Упражнения доступные, занимательные, дисциплинируют, приучают ребенка к самостоятельному их выполнению. Ведь родителям важно оказывать помощь ребенку своевременно для закрепления результатов проделанной работы педагогами.
Работа с родителями является наиважнейшим звеном в коррекционной работе.
Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. По утверждению М. Ф. Фомичёвой И. В. Рождественской Н. С. Жуковой и др. авторов, родители, зачастую, не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка , в то время как … «навык правильной речи , как и добрые навыки, приобретаются в семье». Систематическое, умелое воспитание речи не только обеспечивает освоение, но и предупреждает, в большинстве случаев, возникновение речевых недостатков , и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством учителя-логопеда.
В работе с родителями стоят несколько задач : формировать у них готовность к эффективной педагогической работе с детьми – корректировать сенсомоторные и речевые процессы ребёнка, развивать тонкую моторику, помогать осваивать правильное произношение звуков родной речи , работать над лексико-грамматическим строем речи и связной речью , также подготовить ребенка к обучению грамоте, чтению и письму. Эти задачи реализуются в ходе разных мероприятий.
Знакомясь с семьёй, необходимо объяснить значимость выполнения практических домашних заданий . Сначала родители приглашаются на беседы, консультации и обучаются приёмам работы по индивидуальным заданиям . Обращается внимание на поведение родителей при выполнении домашних заданий , особенности их речи , методы проведения в домашних условиях .
Родители нацеливаются на продолжительную работу с ребёнком, которая может проходить не только за столом, но и по дороге домой, на прогулке, в различных домашних ситуациях .
Тетрадь домашних заданий
для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи .
Уважаемые родители!
Перед Вами тетрадь для домашних заданий с ребёнком логопедической группы.
Занимаясь с ребёнком, Вы способствуете :
Его речевому развитию и подготовке к школе;
Развитию его внимания, памяти, мышления;
Развитию у ребенка зрительного и слухового внимания;
Развитию у него умения ориентироваться в пространстве;
Подготовке руки ребенка к письму;
Пополнению и расширению словарного запаса у ребенка;
Формированию связной речи у него , обучению ребенка грамоте, чтению, письму;
Развитию у ребенка умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Выпускник детского сада должен иметь представление о себе и об окружающем мире; способен решать интеллектуальные и личностные задачи ; управлять своим поведением; соблюдать правила общения и поведения в обществе; быть эмоционально отзывчивым, любознательным, активным, и готовым к учебной деятельности на основе полученных умений и знаний.
Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности.
Ребёнок должен слышать только правильную речь в семье. Прививайте правильные речевые навыки, подчёркивайте успехи, хвалите, когда он это заслужил – это поможет укрепить уверенность Вашего ребёнка в собственных силах.
Желаем успехов!
Тетрадь
домашних заданий
для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи .
Тема : «Грибы и ягоды»
1 Выучи считалку.
Я несу кузовок,
В кузовке лежит грибок,
И черника,
Голубика,
И брусника,
Костяника,
И орех лесной –
Убегай, не стой!
2 Игра «Объясни словечко» .
Пример. Подосиновик - растёт под осиной
Боровик ___
Сыроежка___ Подберёзовик___
Подберёзовик___
Мухомор ___
Маслёнок___
Волнушка ___
Лисичка ___
3 Чего больше в лесу? Ягод или брусники?
4 Какие грибы спрятались на картинке? Рассмотри, назови грибы, сосчитай.
5 Игра «Четвертый лишний» . Что лишнее? Почему?
Клюква, болото, брусника, черника. ___
Малина, корзина, крыжовник, смородина. ___
6 Игра «Какой сок? Какое варенье?»
Пример. Из клубники - клубничный сок, клубничное варенье.
Из малины - ___
Из черники - ___
Из рябины - ___
Из клюквы - ___
Из ежевики - ___
Из смородины - ___
7 Раскрась Карлсона и две одинаковые банки с варением. *Какое варенье ты любишь? **Расскажи, как приготовить варенье.
*Задание
** Задание повышенной сложности
Буква К и звуки К, КЬ.
1 Заштрихуй букву К по образцу. 2 Найди и раскрась букву К.
Каким цветом раскрасишь? Почему?
3 Раскрась картинки, в названии которых есть звук К.
4 Напечатай буквы Кк по образцу.
5 Прочитай зашифрованное слово по первым звукам слов, называющих нарисованные предметы.
Тема : «Зимующие птицы»
1 Выучи загадку, нарисуй отгадку.
Я по дереву стучу, Червячка найти хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой.
2 Посчитай от 1 до 10.
Один голубь, два голубя, ___
Одна ворона, две ___
Один воробей, два ___
3 Найди сходства и различия у вороны и синицы.
4 Игра «Почему так называется?» Объясни значения сложных слов :
Пример. Длиннохвостая – у птицы длинный хвост.
Сероглазая ___
Красногрудая ___
Черноглазая ___
Пёстроголовая ___
Трудолюбивая ___
Перелётная ___
Быстрокрылая ___
Теплолюбивая ___ Насекомоядная ___
Быстроногая ___
Остроклювая ___
5 Игра «Для чего?»
Расскажи, для чего птице клюв? ___
Для чего птице крылья? ___
Для чего птице перья? ___
Для чего птице хвост? ___
Для чего птице коготки? ___
Для чего птице глаза? ___
6 Игра «Что могут птицы?» Назови слова-действия.
Птицы могут летать, ___
Словарь : летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых.
7 Найди и раскрась сороку, воробья, синицу.
* Назови всех зимующих птиц нашего края.
**Какие птицы прилетают к нам зимой? Почему?
*Задание соответствует программному содержанию
** Задание повышенной сложности
Буква М и звуки М, МЬ
1 Раскрась большую букву синим, 2 Поставь в букве точки
а маленькую - зелёным цветом.
М - это согласный звук.
3 Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков М или Мь.
4 Сделай фигуры одинаковыми.
5 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
6 Напиши по образцу.
Тема : «Праздник ёлки. Зимние забавы»
1. Выучи стихи С. Я. Маршака
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла .
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись,
Как по лесенке, по ёлке,
Огоньки взбегают ввысь.
2. Игра «Один - много» .
Мальчик катается на коньках. Мальчики ___
Мальчик катается на лыжах. Мальчики ___
Девочка катается на санках. Девочки ___
Девочка катается с горки. Девочки ___
3. Нарисуй, пожалуйста, те подарки, которые ты хочешь найти под ёлкой в новогоднюю ночь.
4. Подбери слова-признаки.
Ёлка (какая) ___
Праздник (какой) ___
Ёлочные игрушки (какие) ___
Дед Мороз (какой) ___
Снегурочка (какая) ___
Подарки (какие) ___
5. Дорисуй и раскрась вторую картинку.
* Дома ты наряжаешь ёлку ? Чем украшают ёлку?
** Какую ёлку лучше украсить дома к празднику живую или
искусственную? Почему?
*Задание соответствует программному содержанию
** Задание повышенной сложности
Звук и буква О
1 Раскрась красным цветом 2 Заштрихуй. 3 Найди и раскрась
обе буквы и запомни. букву О.
О - это гласный звук.
4 Соедини с буквой О только те предметы, названия которых начинаются со звука О.
5 Допиши букву О.
6 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
7 Напиши по образцу.
Литература.
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей . СПб.: Детсво-Пресс, 2000.
2. Васильева Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет . СПб.: Каро, 2008.
3. Епифанова О. В. Развитие речи . Окружающий мир. Волгоград : Учитель, 2007
4. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб.: Речь 2007.
5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб.: Литера, 2001.
6. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН . М.: ГНОМ и Д, 2003.
7. Лопухина И. С. Логопедия : упражнения для развития речи . СПб.: Детство-Пресс, 1997.
8. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М.: Мозайка-Синтез, 2004.
9. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет . М.: ГНОМ и Д, 2005.
10. Якимович О. А. Тетрадь дошколника6-7 лет . Логопедические игры и упражнения : домашние задания . Волгоград : Учитель, 2011.