Классный час семья семь я. Классный час на тему семья

Новогодний сказочный карнавал

для детей подготовительной к школе группе

В зале полумрак, ёлка не горит, звучит завывание вьюги. В зал залетают 4

снежинки, разлетаются по разным углам.

Танец снежинок «Падает снег»

Диалог снежинок перед началом утренника

1 снежинка:

Ау!

2 снежинка:

Ау!

1 снежинка:

Вы здесь?

2 снежинка:

Здесь.

Подлетают друг к другу. Оглядываются по сторонам.

1 снежинка:

Ах, Куда же мы попали?

2 снежинка:

Мы в большом просторном зале.

3 снежинка:

Помните,что мы летели –

Мимо сосен, мимо елей.

4 снежинка:

Это Дедушка Мороз

С вами нас сюда принёс.

1 снежинка:

Значит, этодетский сад?

Только нету здесь ребят…

2 снежинка:

Всё готово, что ж мы ждём?

Мы сюда их позовём

3 снежинка:

Скажем мы, чтоДед Мороз

Ёлку в детский сад принёс.

4 снежинка:

Все скорей сюда бегите

Собирайтесь в этот зал,

1 снежинка:

Если видеть вы хотите

Новогодний карнавал!

2 снежинка:

Приглашаем только тех,

Кто смеётся громче всех,

3 снежинка:

Кто здесь спляшет и споёт,

Хороводы заведёт.

Все снежинки:

Громче музыка играй,

Ёлочка, гостей встречай!

Вход детей - танец «Новогодний карнавал»

Ведущий:

К нам пришёл весёлый праздник-

Фантазёр, шутник, проказник!

В хоровод он нас зовёт,

Это праздник –

Дети: Новый год!

Ведущий:

Он подарит песни, сказки,

Всех закружит в шумной пляске!

Улыбнётся, подмигнёт

Это праздник –

Дети: Новый год!

1 Ребенок:

Снега прилетели и землю укрыли,

Пурга и холодные ветры завыли.

Но пусть непогода бушует и злится,

На празднике будем мы все веселеться!

2 ребенок:

На празднике мы от души потанцуем,

Любимые песни споем,

А с Дедом Морозом чуть – чуть поколдуем

И в сказку его попадем!

3 ребенок:

В той сказке нас ждет Новогоднее чудо,

Там новых мы встретим друзей,

И добрый волшебник придет ниоткуда,

Исполнит желанья детей!

Ведущий:

Все готово к представленью?

Дети:

Все готово, без сомненья!

Песня «Тик-так»

Ведущий:

Вы тихонько проходите

И на стульчики садитесь.

И рассмотрим, как всегда,

Елочку издалека.

1 ребёнок:

Золотым дождём сверкает

Наш уютный, светлый зал,

Ёлка в гости пригласила,

Час для праздника настал!

2 ребёнок :

Возле ёлки ожидают

Нас сегодня чудеса,

В этот праздник оживают

3 ребенок:

Елка вся в игрушках новых

И шары на ней блестят,

Наша елка с Новым годом

Поздравляет всех ребят!

4 ребенок:

Елка вытянула ветки,

Пахнет лесом и зимой.

С елки свесились конфетки

И хлопушки с бахромой.

Ведущий:

Слышите? На нашей елке

Зазвенели вдруг иголки.

Может быть, звенят они,

Чтобы мы зажгли огни?

Родители:

Нашей елке новогодней

Без огней нельзя сегодня!!!

Родители:

Ну, тогда о чем же речь?

Надо елочку зажечь!

Ведущий:

Все на елку посмотрите,

Дружно хором все скажите:

«Елка, елочка, проснись

И огнями загорись!»

Дети:

«Елка, елочка, проснись

И огнями загорись!»

Ведущий:

Видно, всё-таки не громко,

Не проснулась наша елка.

Может кто-то промолчал?

Скажет пусть дружнее зал!

Все

«Елка, елочка, проснись

И огнями загорись!»

Ведущий

Мы не зря старались с вами,

Елка вспыхнула огнями!

Веселее всех на свете

Новогодний праздник встретим!

5 ребенок:

Мы похлопаем в ладоши,

Встанем дружно в хоровод…

Наступил такой хороший

И счастливый Новый год!

Хоровод «Елочная» муз. Козловского.

(садятся все на места)

Ведущий

Наступает Новый год-

Время радостных забот,

Добрых новостей,

Сказочных гостей!

Раздается звук фанфар

Ведущий: Ребята, к нам в гости кто – то пожаловал………

Под музыку выходит Сказочник.

Сказочник:

Здравствуйте, ребята! Я добрый, добрый сказочник. Я знаю очень много сказок. И сегодня я их вам расскажу и покажу.

В сказочном королевстве сегодня состоится бал – маскарад!

Все приглашаются на бал

На королевский карнавал!

Будут игры, будут пляски

Чудеса вас нынче ждут.

И герои доброй сказки

Непременно к вам придут.

Чтоб собрать их всех на бал

Я с собою книгу взяял

Я страницу открываю

И герои оживают!

Ведущий:

Ой, какая у вас волшебная книга. Теперь мы быстро соберем всех на наш праздник! Уважаемый сказочник, давайте скорее ее откроем и оживим сказочных героев и все вместе встретим Новый год.

Сказочник:

Ну, что, ж. открываем первую страничку…….. Кто же наш первый герой?

Он, конечно очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Вы узнали? ………….Буратино!

Звучит музыка из к/ ф. « Приключения Буратино», из-за елки выходят Буратино, Мальвина, Артемон.

Полька « Птичка»

Буратино:

Я – веселый Буратино,

Открываю нынче бал.

Ключ волшебный золотой

Я с собой, конечно, взял.

Мальвина:

Я – Мальвина.

Я пред вами с голубыми волосами.

На Снегурку я похожа,

Только я немного строже.

Артемон:

Гав! Ах, какой я пес хороший,

Артемон я, Артемоша

Со своею гривой львиной

Я на бал пришел с Мальвиной!

Ведущая: Оставайтесь на нашем празднике, а мы заглянем в книгу сказок.

Сказочник (открывает следующую страницу) Еще одна загадка, но уже для родителей.

Маленькая девочка по лесу идёт.

В корзиночке для бабушки пирожки несёт.

Шапочку нарядную знают там и тут.

Родители, скажите, как ее зовут?

Звучит музыка из к/ф. «Красная шапочка и волк»

Красная Шапочка:

Пришла я к вам на карнавал,

Про него мне волк сказал.

И сказал, что рад всегда

Проводить меня туда.

Волк:

Чтоб не страшно было ей

Буду рядом, буду с ней.

На балу под Новый Год

Не открою даже рот.

А открою – так спою: У-У-У-У-У!

Ведущая:

Ох, и волк! Тоску нагнал,

Разве это карнавал?

Петь обучим мы тебя!

Запевайте, детвора!

Песня (по выбору муз. руководителя)

Ведущая: Вернемся к нашей книге ребята, скоро Дед Мороз придет, а мы еще не всех гостей позвали.

Сказочник: ( Переворачивает страницу) Ой, да здесь целая компания веселых друзей.

Новый год, новый год наступает

И на елке огни зажигает

Гномы спляшут и споют

Чудо – сказку создадут

Под музыку выходят Белоснежка и гномы

Белоснежка:

К вам на елку торопились

Чуть в пути в лесу не сбились.

Гномики – мои друзья.

Без друзей нам жить нельзя!

Танец гномов и Белоснежки «Гномы – лилипутики»

Ведущий:

Гости все, но вот вопрос,

Где же Дедушка мороз?

Давайте его позовем!

(зовут деда мороза)

Нет, кричим мы слабовато,

Ну-ка, дружно все, ребята,

Позовем его всерьез,

Крикнем «Дедушка Мороз»

Дед Мороз.

Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, гости!

Вот так елка! Вот так чудо!

И ребят здесь полон зал.

Кажется, меня здесь ждали

На веселый карнавал

А теперь настал черед

Вместе встретить Новый год!

Песня для Деда Мороза

Дед Мороз:

Я для вас игру принес

Вы движения за мной

Повторяйте все гурьбой.

Только слушайте слова

Пусть не дремлет голова!

Муз. игра «Мы повесим шарики»

Ведущий.

Ребята, давайте дедушку Мороза из круга не выпустим.

Танцуй, Дед Мороз.

Дед Мороз: А можно я родителей на помощь позову?

Ведущий : Конечно

Танец Деда Мороза с родителями – танц. ассорти

(дети садятся на места)

Дед Мороз:

Ох, устал, посижу.

А кто выучил стишок,

Подходи ко мне дружок.

Стихи

Ребенок:

Добрый Дедушка Мороз,

Ты меня узнал?

Это я тебе письмо

В зимний лес писал.

Хорошо, что ты пришел.

Мы тебя так ждали!

Ведь желания давно

Все мы загадали.

Ребенок :

Кружевное полотно

Ты накинул на стекло,

Ты сковал озера льдом,

Лес украсил серебром.

Снег насыпал на крыльцо,

Разукрасил мне лицо.

Но зачем ты, Дед Мороз,

Сам себе раскрасил нос?

Ребенок:

Ах, как всем сегодня хорошо!

Снова праздник Новый год пришел.

Снова с нами добрый Дед Мороз.

Он подарки детворе принес.

Ребенок:

Как тебя мы долго ждали

Добрый Дедушка Мороз.

Вместе елку наряжали,

Ту, что ты для нас принес.

С нами громче бей в ладоши,

Хороводы заведи.

И пожалуйста, подольше

Ты от нас не уходи.

Дед Мороз: (обращается к детям)

Хороши вы, ребятки.

Можно вам и подарки подарить.

Только где же они?.. Вспомнил!

Шел тропою я лесной,

Вам гостинцы нес с собой.

Выла вьюга, снег кружил,

Я подарки уронил.

Лес велик, пойду искать,

Вам придется подождать.

(Д.Мороз уходит, под муз. влетает Б-Я, переодетая в Снегурочку)

Ведущий:

Вот и сказка! Кто же это?

Не могу найти ответа…

Баба Яга:

Это ж я, Снегурочка,

Вишь, как фигурочка!

И коса, и шапочка,

Вишь, какая лапочка!

Ведущий:

А у нас сомнение

Есть несовпадения!

Баба Яга:

Что ты, милая, моя,

Сумневаться я должна!

И основательно решить

Кому подарочки дарить.

Ведущий:

Вот как? Очень интересно,

Мы тебя проверим песней.

Баба Яга :

Вот пристала, как заноза!

Точно внучка я - МОРОЗА!

А хотя – давайте, пойте, проверяйте!

Песня детей и Бабы Яги «Расскажи, Снегурочка… »

Дети:

Расскажи, Снегурочка, где была?

Расскажи-ка, милая, как дела?

Баба Яга:

Ступа поломалася к январю,

На метле летела, ой

Что ж я пою! (Прикрывает рот) .

Припев:

Дети:

А ну-ка, давай-ка, нам правду скажи

Баба Яга:

Снегурочка я, Снегурочка я,

Поверьте же мне -малыши!

Дети:

Где живешь, Снегурочка, расскажи.

Домик свой хрустальный нам опиши.

Баба Яга :

Замок мой хрустальный

На двух ногах.

Кудах-тах-тах!

Припев: тот же

Ведущий:

Кто, ребята к нам пришел,

Кто дорожку к нам нашел?

Скажем дружно не тая- это…

Дети.

Бабушка Яга!

Ведущий:

Мы тебя, Яга, узнали.

Поздоровалась бы с нами.

Баба Яга:

Поздороваться? Ну что же,

Это очень даже можно.

Привет тебе, елка,

Колючая иголка.

Хелло, зрители-родители,

Здрасьте, малышата,

Вкусные ребята.

Ведущий:

Ты пришла на детский праздник,

Как последний безобразник,

Хватит тут хозяйничать,

Хватит безобразничать!

Баба Яга:

Вы, смотрю, совсем зазнались

И меня не испугались.

В Новый год меня забыли

На елочку не пригласили.

Я вам это не прощу,

Вашу елку потушу!

Унды-фунды, гунды гей!

Гасни, елка, поскорей! Ха-ха-ха!

(Звучит музыка, Яга начинает колдовать, летит вокруг елки на метле, огоньки на елке гаснут)

Вот и темно! Вот и хорошо!

Вот вам и Новый год!

И Дед Мороз вас не найдет!

Ах, как ноют мои ноженьки с дороги… Ох и старая я стала, надо прилечь, отдохнуть.

( ложится под елку. Входит Дед Мороз)

Дед Мороз: Кто веселье прекратил? Кто здесь елку потушил?

Дети: Баба-Яга.

Дед Мороз:

Ах, она злющая!

Ах, она старая!

Давайте ее накажем. Она плясать не любит, а мы ее заставим.

Ну-ка, ребята, скорее врассыпную вставайте и пляску начинайте!

Дед Мороз:

Раз, два, три!

Ну-ка, бабушка, пляши!

Пляска «Бабка Ежка»

Баба-Яга:

Хоть я старая старуха,

Но душою молода.

Чем же я не веселуха –

Я еще хоть куда!

У меня есть метла

Поиграем, друзья?

Игра: « Рыбак и рыбка» (прыгаем через метлу)

Дед Мороз:

Молодцы, ребята! Теперь самое время подарки дарить! Садитесь-ка, ребятишки на свои места. Где мой большой мешок?

Баба-Яга: (смеется)

А подарки-то я ваши забрала,

В свою избушку отнесла.

Но вы меня расколдовали.

Стала я добрей,

Полюбила всех детей.

Чтоб избушку нам позвать,

Нужно всем «цып-цып» сказать.

Дети. (зовут) Цып, цып, цып…

(Заходит избушка, приседает и кладет подарки, Б-Я раздает их детям)

Дед Мороз:

От души поздравить рад

Я и взрослых и ребят.

И надеюсь, в этот год

Всем вам в чем-то повезет.

Дед Мороз.

Как же мне из круга выйти?

Ну-ка, елочка, сильней заблести огнями,

Добрый Дедушка Мороз, поиграй-ка е нами!

Раз лопался к нам в кружок, здесь и оставайся,

Не уйти тебе, Мороз, как ни вырывайся!

Проводится игра «Не выпустим».

Дед Мороз.

Отпустите вы меня, маленькие дети,

Ведь люблю же я плясать больше всех на свете!

Ноги ходят ходуном, не стоят на месте,

Так давайте же, друзья, потанцуем вместе!

Исполняется пляска с Дедом Морозом.

Притомился Дед, устал, очень весело плясал,

Пусть у елки отдохнет.

Кто ему стихи прочтет?

Дети читают стихи.

Подглядела пару лет назад очень простую и веселую игру с Д.М., видео было из Украины. Д.М. берет сзади себя в обе руки обруч, украшенный мишурой, лентами и т.д. Это -волшебные саночки Д.М. Под музыку, не быстро, бежит вдоль сидящих на местах детей и дети по двое, можно по-одному, (смотря, какое кол-во детей в группе, чтоб игра не очень затянулась) "цепляются" за обруч "паровозиком". Первый ребенок - за обруч, каждый следующий - за впереди стоящего, можно за подол, край костюма. Но не за плечи, иначе бежать будет не ловко! Бегут вместе с Д.М. вокруг елки. или перед елкой обегают круг. С каждым разом Д.М. "сажает в саночки" следующих детей,т.е. дети каждый раз добавляются к уже катающимся. Так происходит до тех пор, пока все дети не покатаются на волшебных санках Д.М. Стоп-музыка, стоп-саночки, дети покатались, "слезают с санок" , уходят на места. Хорошо, если педагоги или ВЕДУЩАЯ командует посадкой в санки, подсказывает, кто на следующем круге "сядет" кататься. Мы сначала катали девочек по очереди, во второй раз -мальчиков. Очень деткам нравится такая игра. Проходит весело и быстро. Можно не только со старшими, но и со средними детьми, на занятиях пару раз поиграть до утренника

Классный час

"Семья, как много в этом слове…"

Цель: -Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества;

Формирование духовных и нравственных качеств личности;

Воспитание бережного отношение к семейным ценностям, как

общенациональной ценности, основе духовности и единства народа;

Воспитание любви и уважения к семье.

Оборудование: мультимедийная аппаратура; плакаты с высказываниями о семье; альбомы с проектами, альманах «Моя семья - мой храм», изображение дома; камина; брёвен; пословицы и поговорки о семье; мелодия песни «Дом родной»; презентация «Моя семья»

Актуальность данной темы

Семья - основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла - дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.

Ход классного часа:

( Звучит мелодия песни “Дом родной”)

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на классном часе, посвященном … А чему посвящен наш классный час, подскажете мне вы. Предварительно вы были разделены на три группы. И каждой из групп я раздала карточки со словами, из которых вы должны составить определенные высказывания.

Первая группа : «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).

Вторая группа : «Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им»

(В. Ключевский)

Третья группа : «Жениться - это значит вдвое увеличить свои обязанности» (А. Шопенгауэр)

Что объединяет все эти три высказывания? Вы догадались, какая тема нашего классного часа?

Итак, начало нашей фразы есть, а окончание ее мы допишем в конце нашего занятия.

Ребята, как вы думаете, почему именно эта тема выбрана для обсуждения?

Ответы детей.

Предполагаемый вывод:

Семья - самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.

Ученик 1: В семейном кругу мы с вами растём.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ - родительский дом!

Ученик 2: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Ученик 1: Испокон веков семья помогала, человеку появится на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Ученик 3: И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Учитель: О каждой семье можно написать интересную содержательную книгу. Благодаря проекту, над которым мы с вами работали в течении нескольких месяцев, такая книга у нас есть. Называется она «Семья, как много в этом слове…».

Я вам предлагаю полистать страницы нашей книги и по ходу нашей беседы попробуем выработать заповеди (правила) семейной жизни.

Первая страница « В кругу семьи»

Учитель: Что означает слово семья?

Почему именно число 7?

(Ответы детей)

Ученик: Когда появилось слово “семья”?

Когда - то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", - тихо молвила Ева - Я, я…

Сказала она знаменитых семь “Я”.

Вот так на земле появилась семья.

Учитель:

Даль Владимир Иванович утверждает, что СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников. Давайте сейчас по ходу нашей беседы попробуем выработать заповеди (правила) семейной жизни.

Разберемся в такой ситуации.

1) Вы пришли домой, а там безрадостная или гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я для вашего обсуждения (вопрос для всех трёх групп)

«Как повысить настроение папе и маме?»

Предложения детей.

Вы предложили много способов для того, чтобы повысить настроение своим родителям. Я думаю, что главное - это проявить свое участие.

И первая заповедь семейной жизни:

«Подари родителям радость»

Семья складывается не только из родителей. Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки. А каких вы еще знаете родственников? Попытаемся выяснить.

Я раздала вам карточки с заданиями. Попытайтесь ответить на предложенные вопросы.

Первая группа : К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)

Вторая группа : К вам пришли тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)

Третья группа : К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка).

Но есть ещё и другие родственники. Это шурин, деверь, золовка, свояченица

  • Шурин - брат жены
  • Деверь - брат мужа
  • Золовка - сестра мужа
  • Свояченица - сестра жены

Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.

У кого есть родные дяди, тёти.

И вот наша вторая заповедь семейной жизни:

Вторая страница «Мой тёплый дом»

Учитель: У каждой семьи есть свой дом (словарь)

Подберите синонимы к слову ДОМ.

(Дом - изба - квартира - жилище).

Учитель: А изначально дом - жилище, изба. В древнем русском языке слово ИСТБА означало “БАНЯ, ТЁПЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ”. Знаменитые лингвисты, составители словарей Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович трактуют эти слова так:

ИЗБА - деревянный крестьянский дом.

ИСТОПИТЬ - топкой нагреть, закончить топить.

ТОПИТЬ - поддерживать огонь в очаге, в печи.

ТЕПЛО - нагретое, тёплое состояние чего-нибудь; сердечное, доброе отношение между людьми.

Вот дом для нашей семьи (прикрепляю к доске)

1 группа: К слову ДОМ придумайте прилагательные.

(Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый) - брёвна

2 группа: К слову ДОМ придумайте глаголы.

(Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит) - брёвна

3 группа: К слову ДОМ придумайте существительные, обозначающие тёплые взаимоотношения между членами семьи

(ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ) - брёвна

Дети размещают на доске “брёвна”, на которых написаны слова. В результате выстроен “ДОМ”.

Учитель: Вот мы построили ДОМ, в котором тепло (прикрепляю камин).

Психологический тренинг «Камин»

  • Соберите в ладони своё т е п л о.
  • Пусть его будет м н о г о.
  • Почувствуйте э т о т е п л о.
  • Поделитесь своим теплом друг с другом. (Дети прислоняются ладонями друг к другу).

Третья страница «Домашний очаг»

Учитель: С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье - теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.

А теперь задание вам.

Первая группа : Должны ли в каждой семье быть свои традиции? Объясните.

Вторая группа : Докажите, что традиции могут быть как положительными, так и отрицательными. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?

Третья группа : Составьте описание интересных дел, которые могут стать, по вашему мнению, традициями вашей семьи.

Давайте вспомним замечательные традиции, издавна укоренившиеся в русских семьях.

«Традиции русских семей»

  • Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  • Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  • Приглашать гостей и собирать застолье;
  • Собирать и хранить семейные фотографии;
  • Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;
  • Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Третья заповедь семейной жизни:

Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь, забота, взаимопомощь.

Прикрепляется очаг.

Четвёртая страница «Народная мудрость»

Соединить в единое целое пословицы о семье

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.

Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Этому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…

1 группа

В гостях хорошо, … не бородой трясти

Дом вести, … дом сирота

Каково на дому, … а дома лучше

Без хозяина … таково и самому

2 группа

Не красна изба углами,… хлеб-соль найдёшь

Домой придёшь - … когда в семье лад

Дом невелик, … а красна пирогами

Не нужен клад,… да лежать не велит

3 группа

Когда семья вместе, … не страшна и туча

Семья в куче - … будет всё на скатерти

Чти отца с матерью - … дом сирота

Без хозяина… так и душа на месте

Пятая страница «Великие люди о семье»

Чтение и обсуждение ситуаций, описанных в рассказах писателей

(по группам)

Шестая страница «Увлечения в моей семье»

Лиза исполняет номер художественной самодеятельности

Седьмая страница «Юные поэты»

При работе над проектом «Семейный калейдоскоп», в школе прошёл конкурс сочинений «Моя семья - мой храм». Было много хороших работ, но мы выбрали три лучших сочинения. Давайте послушаем их. (Прослушиваются сочинения). Все сочинения ребят мы поместили в альманах под названием «Моя семья»

(зачитываются лучшие сочинения)

Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.

Дом

Живем

Семья

Микроитог: Какие замечательные стихотворения у вас получились!

А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:

«Жизнь - это дорога, полная испытаний.

Будь готов с честью пройти их»

Восьмая страница “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”

Внимание, на экран!

О чем говорят эти дети?

Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья) - В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия) - Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама) - Место, где мы бываем все вместе. (Дом) - Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок) - Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка) - В них играют все дети. (Игрушки) - Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)

  1. Давайте подытожим наш разговор. Из чего же складывается семейное счастье?

Можно много дискутировать по этому поводу. Ведь сколько людей, столько и мнений, рецептов, предложений, советов.

Условия семейного счастья

  • Сходство привычек и интересов
  • Умение уступать в споре, особенно если ты не прав
  • Равное выполнение всех семейных обязанностей
  • Совместная забота о детях и совместное воспитание их
  • Взаимопомощь в любых обстоятельствах
  • Жить по средствам, довольствуясь малым
  • Не ставить перед супругом невыполнимых условий
  • Принимать решения совместно

Пятая заповедь семейной жизни:

Итак, мы с вами поговорили о некоторых заповедях семейной жизни. Конечно, это не все правила, применимые для описания комфортной семейной жизни. Тем не менее, давайте вспомним все то, к чему мы пришли с вами во время нашего занятия.

  • «Подари родителям радость»
  • «Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
  • «Свято храни традиции своей семьи»
  • «Жизнь - это дорога, полная испытаний. Будь готов с честью пройти их»
  • «Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»

Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу.

Семья богата заботами о родственниках.

Семья богата опытом преодоления конфликтных ситуаций.

Семья богата традициями.

Семья богата любовью.

Итак, закончите тему нашего классного часа:

«Семья, -… (как много в этом слове…)!»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель: Что же такое семья? Семья - это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.

Дети читают стихотворение И. Молчанова «Семь правил»

Классный час «Моя семья – моё богатство!»

Цель классного часа
Определить значимость семьи в жизни каждого человека.
Задачи
Формировать понятия семейных ценностей.
Воспитывать культуру межличностных отношений.
Уметь решать конфликтные ситуации в семье.
Актуальность данной темы
Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на классном часе, посвященном … А чему посвящен наш классный час, подскажете мне вы. Предварительно вы были разделены на три группы. И каждой из групп я раздала карточки со словами, из которых вы должны составить определенные высказывания.
Первая группа: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).
Вторая группа: «Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им» (В. Ключевский)
Третья группа: «Жениться – это значит вдвое увеличить свои обязанности» (А. Шопенгауэр)
Что объединяет все эти три высказывания? Вы догадались, какая тема нашего классного часа?
Итак, начало нашей фразы есть, а окончание ее мы допишем в конце нашего занятия.
Ребята, как вы думаете, почему именно эту тема выбрана для обсуждения?
Ответы детей.
Предполагаемый вывод:
Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.
Давайте сейчас по ходу нашей беседы попробуем выработать заповеди (правила) семейной жизни.
Разберемся в такой ситуации.
1) Вы пришли домой, а там безрадостная или гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я для вашего обсуждения (вопрос для всех трёх групп)
«Как повысить настроение папе и маме?»
Предложения детей.
Вы предложили много способов для того, чтобы повысить настроение своим родителям. Я думаю, что главное - это проявить свое участие.
И первая заповедь семейной жизни:
«Подари родителям радость»
2) Семья складывается не только из родителей. Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки. А каких вы еще знаете родственников? Попытаемся выяснить.
Я раздала вам карточки с заданиями. Попытайтесь ответить на предложенные вопросы.
Первая группа: К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
Вторая группа: К вам пришли тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)
Третья группа: К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка).
Но есть ещё и другие родственники. Это шурин, деверь, золовка, свояченица
Шурин – брат жены
Деверь – брат мужа
Золовка – сестра мужа
Свояченица – сестра жены
Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в месяце рождения ребенка, или в честь кого-либо из членов семьи. Мои дочери получили имена такие же как у их бабушек: Александра и Екатерина. Поднимите руку те, имя которых совпадает с именами близких или дальних родственников.
Теперь вы узнали, как называются ваши родственники. Дарить радость можно и нужно не только маме с папой, но и другим родственникам.
И вот наша вторая заповедь семейной жизни:
«Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
1. Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Например, в моей семье есть традиция встречать Новый год в карнавальных костюмах, выпускать Новогоднюю газету и проводить различные конкурсы и викторины, дарить подарки. Предлагаю вам посмотреть фотографии.
А теперь задание вам.
Первая группа: Должны ли в каждой семье быть свои традиции? Объясните.
Вторая группа: Докажите, что традиции могут быть как положительными, так и отрицательными. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?
Третья группа: Составьте описание интересных дел, которые могут стать, по вашему мнению, традициями вашей семьи.
Давайте вспомним замечательные традиции, издавна укоренившиеся в русских семьях.
«Традиции русских семей»
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;
Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Третья заповедь семейной жизни:

2. Но без проблем в семье не бывает. Представьте себя в роли родителей. Итак, уважаемые «родители», вам необходимо решить неожиданную для вас семейную ситуацию. Как?
Первая группа: Вы родители, у вас 14-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь любит одного парня, встречается с ним.
Вторая группа: Вы родители, у вас 14-летний сын Леня. Сын у вас развитый, умный, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали иметь именно такого сына). У вас с ним нормальные отношения, он вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверил… Оказывается, ваш сын посещает зал игровых автоматов и ему это нравится.
Третья группа: Вы родители, у вас 14-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь стесняется того, что мама ходит вместе с классом на экскурсии, в походы. А у других детей родители не приходят. Что вы ответите дочери?
Иногда для разрешения каких-либо ситуаций необходимо обратиться к профессионалу. И мы можем это сделать сейчас. В данном случае – это педагог-психолог.
Возможно заранее на классный час пригласить психолога и он даст оценку предложенным вариантам выхода и ситуаций.
Также при разрешении конфликтных ситуаций вам могут помочь умные книги. Вы можете также позвонить по телефонам доверия
Книги;
Телефоны доверия
А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:
«Жизнь – это дорога, полная испытаний.
Будь готов с честью пройти их»
3. Давайте подытожим наш разговор. Из чего же складывается семейное счастье?
Можно много дискутировать по этому поводу. Ведь сколько людей, столько и мнений, рецептов, предложений, советов.
Условия семейного счастья
Сходство привычек и интересов
Умение уступать в споре, особенно если ты не прав
Равное выполнение всех семейных обязанностей
Совместная забота о детях и совместное воспитание их
Взаимопомощь в любых обстоятельствах
Жить по средствам, довольствуясь малым
Не ставить перед супругом невыполнимых условий
Принимать решения совместно
Пятая заповедь семейной жизни:

Итак, мы с вами поговорили о некоторых заповедях семейной жизни. Конечно, это не все правила, применимые для описания комфортной семейной жизни. Тем не менее, давайте вспомним все то, к чему мы пришли с вами во время нашего занятия.
«Подари родителям радость»
«Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
«Свято храни традиции своей семьи»
«Жизнь – это дорога, полная испытаний. Будь готов с честью пройти их»
«Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»
Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу.
Семья богата заботами о родственниках.
Семья богата опытом преодоления конфликтных ситуаций.
Семья богата традициями.
Семья богата любовью.
Итак, закончите тему нашего классного часа:
«Моя семья – моё… (богатство)!»
Рефлексия
Подведем итог. Вопросы группам.
Первая группа: Что вы уже знали по данной теме?
Вторая группа: Что узнали сегодня?
Третья группа: Что нового хотите узнать по данной теме?
Полезна ли была для вас наша сегодняшняя беседа? Почему? (Обоснуйте свою точку зрения)
Мы с вами хорошо поработали. Давайте поблагодарим друг друга.
«Спасибо за работу!»

«Семья, как много в этом слове»

Цели:
1. Раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях;
2. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения;
3. Развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
4. Прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
задачи:
5. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания;

Задачи:
1. Воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим, этические, познавательные, эстетические.
2. Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
3. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Оборудование: мультимедиа, нарисованный дом на доске, ладошки из бумаги, маркеры, ручки, магниты.

План :
I. Что такое семья? Зачем нужна семья?

II. Беседа о семейных ценностях

III. Выступление семьи Борзых

IV. Викторина

V. Россыпи народной мудрости о семье (игра)

VI. Беседа о семейных правилах

VII. Аукцион семейных праздников

Ход урока
I. Учитель. Добрый день! Приятно видеть ваши улыбающиеся лица. Я поздравляю вас с началом нового учебного года, с днем знаний и желаю вам всего наилучшего, успехов в учебе! Итак, начнем наш первый урок!

Сегодня урок у нас необычный! Он будет посвящен самому главному, что есть в жизни человека. Ребята, как вы думаете о чем пойдет речь? Конечно же о семье, о семейных ценностях.

Семья – это святое слово, и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила, наши заветные слова!

Давайте попытаемся дать определение слову «семья»!

Ответы ребят

Вы правы. В словаре Даля дано такое определение семьи. "Это совокупность близких родственников живущих вместе"

Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 – Я?

Ответы ребят
А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение?
Как появилось слово «семья»
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
- «Я, я, я» - Ева молвила, - «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

II. У каждого из вас есть семья! Все семьи разные, но есть что-то общее, в чем все семьи походят друг на друга. Давайте сейчас в этом убедимся.

Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Дети работают под музыку.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку.

Как вы думаете, почему руки? (ответы детей ) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…).

Теперь вы сами убедились, что каждая семья имеет свои ценности, т.е. значимые вещи, традиции, то чем она дорожит больше всего.

III. Одной из значимых традиций является проведение совместного досуга. Закончились летние каникулы и наверняка многие из вас провели много времени всей семьей на отдыхе, от которого остались прекрасные впечатления.

Сейчас я бы хотела пригласить сюда семью Борзых: Антона и его маму Любовь Геннадьевну. Эта очень интересная семья. Они буквально несколько дней назад вернулись из увлекательного путешествия, о котором сейчас нам и расскажут.

Выступление семьи Борзых

ФИЗМИНУТКА: встать на одну ногу, повернуться влево, потом вправо; повторить все тоже самое, только в паре с соседом. Когда легче была выполнить задание: одному или в паре? Так и в семье – все невзгоды переносить легче, т.к. есть поддержка.

IV. Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы.

Вопросы:

Как говорит русская пословица о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносят сор из избы.)

Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы . (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает « семья ». Что это за слово? (Родина.)

В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой ? («Муха-Цокотуха».)

Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного р одственника ? (Мать -и-мачеха.)

В каком месяце отмечается Международный день семей ? (В мае)

V. Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Внимание на экран. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их.

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

3. СЕМЬЯ, ТАК, НА, И, ДУША, МЕСТЕ, ВСЯ, ВМЕСТЕ

4. В, СЕМЬЯ, И, ЮЛМЕЗ, ЗОЛОТО, ДРУЖНАЯ, ТЕАЩАРВЕРП.

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дружная семья и землю превращает в золото.

VI. Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Учитель. Будни это тяжелый труд всех членов семьи . Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и т.д. Но в семье как же без праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем.

  1. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения.
  2. Развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи.
  3. Прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
  1. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания;
  2. Формирование представлений о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
  3. Воспитание духовных потребностей.
  4. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.
  5. Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

Ход классного часа

На доске написано слово «Воспитание».

Учитель: …. С кем или с чем у вас ассоциируется это слово? (С учителями, уроками, книгой, природой, мамой, папой, семьей, …) Всё перечисленное записывается на доске.

Учитель: Что в человеке воспитывает семья? (перечисляют качества воспитанного человека, которые учитель вписывает в контуры сердца)

Как вы догадались, наша беседа сегодня посвящена семье, воспитанию в семье.

Учитель: Семья - это святое слово, и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила, Наши заветные слова!

Учитель. У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей. Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Когда -то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.

  • Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 - Я?

А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение.

Как появилось слово «семья»

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

«Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Оказывается история идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии и если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды - это дети. Существует такая заповедь - наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы. Я хочу, чтобы эти слова заставили вас задуматься о своей семье, о своих родителях.

Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это и будет примером нравственного долга. (чтение стихотворения обучающимися)

На Руси это издавно чтимо,

Что в нашей, наверное, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоем, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнскою силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи снося в одиночку,

Говорила измаясь в конец:

«Обними - ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом. Т. Кузовлева

Учитель: С одной стороны семья - это несколько человек, живущих вместе под одной крышей, самое главное, самое нужное в жизни. В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды и свою усталость и верим, что в семье тебя всегда поймут и поддержат. Мне кажется, если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.

Семья - самое главное в жизни для каждого человека

  • Итак, что же такое семья?

Семья - это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

Семья - это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я - дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.

  • А в ваших семьях кто вы?

(проводится блиц опрос кем являются те, кого я буду называть).

  • свекровь (мать мужа).
  • свекор (отец мужа).
  • теща (мать жены).
  • тесть (отец жены).
  • зять (муж дочери).
  • сноха (жена сына).
  • золовка (сестра мужа, жена брата).
  • деверь (брат мужа).
  • шурин (брат жены).
  • свояченица (сестра жены).
  • свояки (женатые на родных сестрах).

А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабуля и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому.

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший - я,

Какая же у нас семья? (7 человек)

Вот сколько важных ролей мы выполняем.

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.

  1. В гостях хорошо… а дома лучше.
  2. Не красна изба углами… а красна пирогами.
  3. Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
  4. Каково на дому… таково и самому.
  5. Дом вести… не бородой трясти.
  6. Не нужен клад… когда в семье лад.
  7. Вся семья вместе, так и душа на месте
  8. При солнышке - тепло, при матери - добро
  9. Согласную семью и горе не берет
  10. На что и клад, коли в семье лад.
  11. В семье и каша гуще.
  12. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  13. Согласную семью и горе не берет.
  14. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  15. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
  16. Дружная семья и землю превращает в золото.

Учитель: Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (ответы учеников)

Зачем же нужна семья? Каковы её функции?

У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменялись, а их назначение — нет.

Функции семьи

  1. Хозяйственная: круг хозяйственно бытовых обязанностей по дому.
  2. Воспитательная: воспитание детей, роль мамы в воспитании, дефицит мужского воспитания.
  3. Психологическая: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.

Учитель: Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Учитель: - О каком же тепле идет речь?

С единым телом я сравню семью:

Отец-глава, а руки -сыновья.

И в теле - мать, она, как сердце,

И от неё зависит вся семья.

  • Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Учитель: Семья зарождается на чувстве любви двух, которые становятся мужем и женой; на их любви и согласии держится все семейное здание.

Итак, как видим, родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству

И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество.Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)

Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность - это слова- синонимы.

«Обязанности человека делятся на четыре рода:

  • на обязанности перед самим собой;
  • перед семьей;
  • перед государством;
  • перед другими людьми вообще.»

Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость.

Учитель: Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: