Гармаев этапы. "Анатолий Гармаев

Самым красочным и наглядным примером того, как на организм человека способна воздействовать энергетика Вселенной и поменять кардинально существование и быт, является Наталия Правдина. На сегодняшний день она является не только автором бестселлеров про то, какими способами Вы можете коренным образом поменять Вашу жизнь, но и дипломированным специалистом, который имеет свою аудиторию поклонников и поклонниц. Наталия Правдина мантры высшего счастья воспроизводит и практикует очень давно. И именно глядя на неё, можно понять как действуют мантры, включая эффект похудения.

О мантрах Натальи Правдиной

Наталия Правдина выпускает различные тексты как на CD-дисках, так и в напечатанном варианте. Её мантры рекомендованы в качестве уникального инструмента для изменения жизни и сознания в лучшую сторону не только новичкам, но и людям, которые уже давно практикуются в этом. Практически все тексты Наталии Вы сможете обнаружить на просторах интернета.

Как же работают мантры Натальи Правдиной

Практически все существующие мантры, в том числе и Натальи Правдиной, основаны именно на индуистской религии, в которой все возможности и желания человека приравниваются к божественным. Когда любой желающий читает текст первый раз, то именно в этот момент он настраивает себя на одну и ту же волну энергетики с Богом и целой Вселенной. И в это время происходит освобождение сознания от негативных мыслей и действий, которые мешают человеческому самосовершенствованию, самопознанию и улучшению.

При регулярных занятиях, при которых происходит полное уединение и сосредоточенность, произносимые мантры начинают своё воздействие на организм человека, и происходит очищение как сознания и организма, так и окружающей среды от негативных мыслей и действий. И способствуют кардинальным изменениям жизни и существования в лучшую сторону. Так как все тексты обладают своими исключительными энергетиками, то и практиковать нужно именно тот вариант, который нужен Вам, и будет помогать справляться с энергетическими застоями в любых жизненных ситуациях.

В чём же удобство мантр от Натальи Правдиной

Удобство текстов от Наталии заключается в том, что при приобретении их на любом носителе Вы сможете прибегать к практическим занятиям, не отрываясь от своих не менее важных дел (к примеру, на работе, в общественном транспорте, во время уборки дома и так далее). Ведь во время практических занятий не требуется применение специальных ритуалов и различных атрибутов. А вот все что требуется, так это максимальное уединение с самим собой, умиротворение и максимальная сосредоточенность.

Как оценить результат практических занятий

В первую очередь человек будет ощущать лёгкость, свободность мыслей, раскрепощенность. Если на этом Вы не прекратили практические занятия, то спустя некоторое время Вы сможете обрести необъяснимый порыв к творчеству и культуре. Так же у людей, которые не прерывали свои практические занятия даже на один день, открывались способности к ясновидению, открывался так называемый «третий глаз». А самым главным результатом считается непрерывная связь со Вселенной и непосредственно с Богом, учителем и настоятелем.

А теперь можно послушать и посмотреть видео с мантрами

Наталья Правдина сегодня является положительным примером того, как правильно использованная энергия способна радикально изменить жизнь вполне обычного человека. Когда-то Наталья увлекалась искусством фэн-шуй и постигала азы этой старинной философии. Сегодня она автор книг о том, как привлечь к себе удачу, изменить свою жизнь и стать счастливым человеком.

Мантры Натальи Правдиной дают возможность каждому человеку кардинально изменить жизнь и себя к лучшему. Эти мантры используются сегодня как эффективный инструмент для позитивного мышления.

В чем сила мантры Натальи Правдиной

Мантры Натальи Правдиной основаны на религии индусов, в которой возможности человека приравниваются с возможностями Бога и Вселенной. Читая или слушая мантры, человек настраивает себя на одну волну со Вселенной, избавляет свое сознание от негативных мыслей и тревоги. Постоянная работа с мантрами дает возможность не только очистить свое сознание, но и изменить мир вокруг себя. Именно после этого жизнь человека кардинально начинает преображаться.

Как использовать мантры

Использовать мантры Натальи Правдиной очень удобно: вам необязательно заучивать их наизусть или читать. Вы можете слушать их в свободное время: занимаясь домашними делами, по дороге на работу, перед сном. Чтобы мантры подействовали, совсем не нужно проводить какие-либо ритуалы, настраиваться или медитировать. Нужно просто слушать и стараться прочувствовать звуковые вибрации. Именно звуки и имеют исцеляющие свойства. Благодаря определенным созвучиям, сознание человека начинает меняться.

Мантры на процветание и успех могут подействовать уже с первых занятий. Но для того, чтобы в вашу жизнь пришло изобилие и благополучие, необходимо слушать их регулярно.

Мантры Натальи Правдиной на успех, процветание и богатство:

Наладьте гармонию внутри себя и стремитесь жить в гармонии с окружающими. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

13.08.2014 09:09

Разбогатеть удается не каждому. Но зная секрет успеха и обладая сильным денежным талисманом, можно расположить...

Победительница 13 сезона «Битвы экстрасенсов» Елена Голунова запомнилась многим. Секреты, которыми делится экстрасенс, помогут вам...

Наталья Правдина была самой обычной женщиной. Ее жизнь ничем не отличалось от вашей. Однажды, она решила пойти по пути духовного развития, а в этом ей помогли мантры. Ежедневная практика, занятия йогой и другими направлениям восточного искусства поменяли ее жизнь. Теперь она решила сама помочь другим пройти этот путь энергии. Говорят, что эти мантры - волшебные, ведь эффект от них настолько реален, насколько реально ваше счастье, любовь и благополучие. Теперь Правдина сама занимается обучением, пишет книги, записывает диски с ритуальной музыкой. Каждая мантра Натальи Правдиной, это еще один шаг к успеху. Хотите измениться, привести жизнь к лучшему? Вы можете это сделать самостоятельно.

Путь энергии

Наталья Правдина заинтересовалась культурой фен-шуй. До этого, она вела совершенно непримечательную жизнь. Даже не верится, что эта яркая, интересная, всегда активная женщина еще не так давно была обыкновенной домохозяйкой. Она решила изменить свою жизнь, а начать нужно с себя.

Фен-шуй был просто увлечением. Мало-помалу, она перестраивала свой дом в соответствии с положениями учения. Очень скоро оказалось, что сам дом поменялся, а вместе с ним - жизнь Натальи. Она стала другой. Появились новые интересы, увлечения духовными практиками. Женщина буквально преобразила себя:

  • йога, танцы;
  • дыхательные практики;
  • изучение древних текстов;
  • паломничества.

В этой жизни очень много интересного, на все может хватить времени у того, кто действительно поглощен своим увлечением. Для Правдиной мантры стали особым видом духовной практики. Многие подруги, соседи и знакомые начали спрашивать - что же она делает? Пластические операции, какие-то особые таблетки, диеты? На это она отвечала, что просто нашла свой путь в жизни. Путь энергии.

Как Наталья Правдина добилась успеха

Сегодня Наталья Правдина широко известна. Она пишет книги по развитию личности, активно помогает женщинам советами о том, как изменить себя. Самыми популярными стали книги:

  • «Я исполняю желания»;
  • «Я привлекаю любовь и счастье»;
  • «Чудеса моей вселенной»;
  • «Я излучаю любовь и силу»;
  • «Выше нас только звезды».

Эти книги рассказывают не только о ее собственном опыте изменений, но и содержат советы, рецепты, ответы психологов на главные вопросы. Это еще не все. Книги, это лишь часть того, чем прославилась Правдина.

Наталья Правдина

Свои первые шаги к миру энергии Наталья сделала, слушая мантры. Как советуют практики, она проводила медитации каждый день. Очень скоро священные тексты настолько полюбились ей, что Наталья решила сама записать альбом с любимыми мантрами.

Теперь она выпустила несколько дисков, бесплатно можно послушать и скачать мантры в интернете, на сайте Правдиной. Существует так много вариантов ее записей, что они подойдут любому человеку, даже с очень плотным графиком. Не всегда есть время для медитации утром, тогда можно заниматься этим…в машине по дороге на работу. Или в метро. Стоит только включить запись в вашем плеере или проигрывателе. У Натальи Правдиной мантры записаны в соответствии со всеми канонами исполнения. Пришлось долго учиться верно произносить слоги и сложные слова на санскрите.

Это очень удобная, современная форма медитации. Все что вам нужно - закрыть глаза, на несколько минут отбросить свои проблемы, звуки города. Лучшая комната для медитации - в вашей голове. Научиться концентрировать где бы вы не находились - вот задача, которая стоит перед практиком. Это просто.

Самые популярные мантры исполнительницы

Среди самых популярных записей Правдиной мантры Тибета занимают первое место. Например, три основные мантры:

«ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»

«ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СОХА»

«ОМ ПАДМА КРОДХА АЙЯ ДЖАМБАЛА ШРИ ДХАЙЯ ХУМ ПЕ»

Они несут человеку процветание и благополучие. Это самые добрые, любимые тексты всех жителей Индии. Они обращаются к богам с просьбой по помощи всему живому. Благодарность всего мира вернется вам за такое пожелание.

Произносить их нужно минимум 7 раз каждую. Максимум - 108раз. Используйте четки, если боитесь сбиться со счета. Это должно быть комфортное число повторений, кратное 7. Выбирайте сами. Главное, чтобы вы почувствовали себя обновленным человеком после практики.

Наталья Правдина создала себя сама

Это красивая, успешная женщина. Наталья активно занимается духовными практиками каждый день, не смотря на свой успех. Ее жизнь - развитие, которое не останавливается. Она много достигла, но признается, что именно мантры помогли ей начать свой новый жизненный путь.

Их влияние на судьбы однозначно очень велико. Каждое утро и каждый вечер нужно начинать с мантры. Индийские песнопения состоят из имен богов. Их влияние на нашу жизнь поражает даже ученых. Эти вибрации очищают энергетический план, дают человеку возможность исцелиться от многих хронических болезней, застойных процессов.

Наталья Правдина увлечена своим делом. Вы тоже можете достичь успеха, поменять свою судьбу в лучшую сторону. Жизнь человека может быть настолько насыщенной, насколько он себе позволит. Еще больше энергии, жизненных сил, радости и любви подарит вам короткая тибетская мантра. Слушайте их, пойте, повторяйте. Они приносят радостью, а каждый новый день становится лучше предыдущего.

Ответы на главные вопросы

Многие новички не могут найти ответы на свои вопросы. Медитация, мантры - все это требует подготовки. Простые ответы помогут вам начать.

Если я христианка, мне можно произносить мантры?

Мантры - положительная энергия, священная песня. Не волнуйтесь, вашу веру это не оскорбляет. Существуют не только индийские мантры, но и славянские, например. Так что, никакой привязки к религии нет.

Мантры нужно читать каждый день или только в определенные?

Лучше всего каждый день. В определенные дни, праздники, проводятся особые ритуалы и читаются особые, праздничные мантры.

Я пропустила 2 дня практики, это страшно?

Это не страшно. Конечно, лучше всего не пропускать. Эффект чувствуете вы. Если вам достаточно одного дня в неделю для успешной медитации, то следуйте советам вашего тела.

Можно ли медитировать по дороге на работу?

Можно. Включите запись в плеере, проигрывайте волшебные мантры Правдиной. Это поможет вам сконцентрироваться, подготовиться к целому дню забот.

Во время практики у меня сильно болит голова. Что не так?

Это плохой знак. Вы что-то делаете не правильно. Проверьте, правильно ли вы произносите слова? Иногда, это может давать негативную вибрацию, от которой болит голова или спина. Сидеть нужно в позе лотоса или на коленях в удобном положении.

Таинство правильного чтения мантры

Мантра в восточной философии является не простым набором звуков или слогов. Это не песня и не стих. Это вибрационное звуковое послание Вселенной, дающее определённый знак. В зависимости от того с каким смысловым значением вы отправляете свой посыл, будет ожидаемый ответ. Если в жизни что-то не ладится, или наступила полоса неудач, самое время обратиться к мудрости древних. Любая неудача, или проблема заставляет нас концентрироваться на ней. В результате получается, что мы лелеем негативные эмоции, не в состоянии оторваться от них, так как думаем, что ищем выход из ситуации. Но в результате притягиваем к себе ещё больше отрицательной энергетики. Круг замыкается и ситуация только усугубляется. При чём здесь мантры, скажете вы? Они имеют огромную силу, но, главное, нужно понимать, как правильно читать мантры.

Виды мантр

Существует несколько трактовок перевода «мантры» с санскрита. Некоторые из них: орудие ума, освобождение мысли или рассуждение. В любом случае её чтение предполагает освобождение рассудка от мирской суеты и негативной энергетики. Сливаясь с божеством, к которому обращаетесь, вы освобождаете своё подсознание от причин своих проблем и мыслей о них. Таким образом, всё отрицательное влияние ваших мыслей стирается. И только тогда, как на чистом листе бумаги, возникает новое будущее, которое вы сможете воплотить. Всё просто, хочешь построить новое – убери старое.


Правила чтения мантр

Желание, которое вы вкладываете в чтение, может быть направлено на различные сферы жизни. Это и выход из бедности, укрепление здоровья, карьерный рост, изменение семейного статуса. Есть мантры, направленные на улучшение благополучия в целом. Правила чтения во многом будут зависеть от того, что вы хотите достичь. Если мантры планетарного значения, существуют особые способы чтения. Для того чтобы провести ритуал правильно, необходимо чётко определиться в понимании своих желаний. Оно должно быть понятно сформулировано в вашем сознании. Старайтесь визуализировать его. Кстати, способ визуализации, который пользуется большой популярностью в психологии, тоже пришёл к нам с востока. Он является неотъемлемой частью йоги.

Правила чтения мантр

  1. Вы должны понимать, к какому божеству обращаетесь , так как мантра предполагает проникновение в этот образ. Если речь идёт о небесных светилах, следует видеть предмет света, или представлять его свечение, стараясь, чтобы лучи проникали в вас.
  2. Темп звучания должен быть спокойным , размеренным, громкость звучания может быть тихой, на уровне шёпота, во весь голос, и безмолвной. Считается, что мысленно мантры могут читать только посвящённые. Если она читается во время медитации, то обычно в полный голос. Надо понимать, что в наше время глобальной занятости иногда приходится читать мантры даже в общественном транспорте. Если такое чтение просветляет вас и помогает расслабить ум, сознание – практикуйте и такой вариант. Правда, он только позволит снять агрессию, неудовлетворённость, настроиться на позитивное отношение к жизни. Вряд ли вы достигнете большего результата.
  3. Звук может прерваться только на короткую смену вдоха и выдоха. Акцент старайтесь ставить на последний слог.
  4. Создавайте вибрацию на выдохе и вдохе . Смыкайте губы полностью, как бы вытягивая их трубочкой. Каждый слог должен звучать чётко и слитно.
  5. Читайте мантру регулярно. При эпизодическом прочтении вам не удастся добиться желаемого результата.
  6. Не забывайте, что цель вашей работы – изменить состояние сознания , или, правильнее сказать, отпустить на свободу подсознание. В процессе исполнения должно быть достигнуто состояние умиротворения и отрешения. Мантра, это счастье освобождения ума и души. Если, читая, вы позволяете приходящим мыслям овладеть вашим сознанием, вы поступаете неправильно. Следует гнать из головы даже очень серьёзные и существенные мысли. Только расслабление и концентрация.
  7. Если вы читаете мантру в неподходящих условиях, или не имеете возможности считать количество повторений, делайте это на протяжении 15–20 минут . При условии, что она читается больше для успокоения ваших эмоций, возможен вариант прочтения любого количества раз кратного 9. Когда чтение происходит во время медитации, сделайте это не меньше 108 раз. Если у вас под рукой чётки, считайте количество, перебирая косточки. Ни в коем случае не перешагивайте «меру» – самую большую бусину. Считается, что вращение или пересчёт косточек является вращением колеса «Сансары», или перерождения. Так, в буддизме и иудаизме определяют реинкарнацию. Поэтому дойдя до «меры», возвращайтесь обратно.

Это самые общие правила, но есть отдельные нюансы, связанные с чтением особенных мантр.

Особенные мантры

При чтении мантры, направленной к ночному светилу, следует повернуться к нему. Если облачно и вы не видите луны, представьте полнолуние. Протягивая руки к свету, постарайтесь убедить себя, что лучи свечения проникают через кончики ваших пальцев, проникая всё глубже и глубже. Через какое-то время вы полностью заполняетесь светом, который вырывается сквозь физическую оболочку и обволакивает вас аурой. Желательно читать мантру на улице, чтобы ноги соприкасались с землёй. Таким образом, светлая энергия будет оставаться с вами, а тёмная предаваться земле. Есть много лунных мантр. Все они читаются по-разному. Некоторые только в полнолуние, а некоторые каждую ночь. Всё зависит от выбора.

Часто мантры читаются при выполнении асан. Например, такие солнечные послания.

ОМ МИТРАЙЯ НАМАХА

читается в позе пранманасана, отдавая себя полностью приветствию Солнца.

ОМ РАВАЙЕ НАМАХА

вытягиваемся к сияющему светилу в асане хаста уттанасана.

ОМ БХАНАВЭ НАМАХА

поворачивая лицо к сиянию светила, принимаем позу ашва санчаланасана и читаем мантру.

ОМ ХИРАНЬЯ ГАРБХАЙЯ НАМАХА

мантра золотому яйцу читается в позе бхуджангасана.

ОМ МАРИЧАЙЕ НАМАХА

молитва озарение лучам светила, читается в парватасане.

Принимая асану, и зачитывая в ней мантру, вы одновременно совершенствуете физическое и тонкое тело. Как асана является йогой оболочки, так мантра – йогой души.

С чего начать чтение мантры

Если вы только начинаете практику, для того чтобы понять как правильно читать мантры, начните с простых слогов. АО УМ. При этом самым длинным должен быть звук М. Сначала читайте её на выдохе, но затем и на вдохе. Для этого представьте, что втягиваете в себя прозрачный и чистый воздух. Затем чередуйте чтение на выдохе и вдохе. Отработайте правильность исполнения и только потом переходите к более сложным мантрам. С этого же прочтения следует начинать практику беззвучного, мысленного выполнения. Самое сложное в этом случае, добиться мысленной вибрации. Когда вы слышите звук своего голоса, вылиться в вибрационное звучание намного легче. Ориентиром правильности мысленного выполнения будет ощущение шелеста.

В самом начале практики медитации и чтения мантры, лучше не перегружать себя, выполнять чтение с минимального количества раз. Пусть это будет от 9 до 18 раз.

Далее любую медитацию начинайте с того, что 3 раза прочитайте мантру АУМ. Желательно, таким образом, и заканчивать прочтение. В начале своего пути к просветлению, пробуйте читать мантры перед сном. В этот момент проще всего расслабиться. Кроме того, именно засыпая, желательно очистить своё сознание от всей негативной энергии, которая собралась за весь день, и настроиться на позитив будущего дня.

Нравственная психология и педагогика

Священник
Анатолий Гармаев

Этапы нравственного развития ребенка

Электронный вариант книги воспроизводится по печатному изданию
Макариев-Решемской Обители, Выпуск 43, 1998 год
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1 4
ВОЗРАСТ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 12 ЛЕТ 4
ЛЕКЦИЯ 2 22
ВОЗРАСТ 12 - 24 ГОДА 22
ЛЕКЦИЯ 3 32
ПОДРОБНО О ВОЗРАСТЕ 7-10 ЛЕТ 32
ЛЕКЦИЯ 4 45
ПОДРОБНО О ВОЗРАСТЕ 12-14 ЛЕТ 45
ЛЕКЦИЯ 5 57
ПОДРОБНО О ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 19 ЛЕТ 57

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта
дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов от нее отказались.
Вместо педагогики действия пошла педагогика слова. Тогда был провозглашен
лозунг "Детям - счастливое детство", и с этого момента все начало работать
на Эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания - это,
на самом деле, состояние Эго-удовлетворенности. А состояние Совестливости,
о котором пойдет речь в нашей работе - это состояние радости, но это
совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная Эго.
На Западе нравственная психология была подхвачена в одном только плане - в
работе над структурой Эго. У нас же этими проблемами долгое время не
занимались вовсе.
Забота о возрождении подлинно духовного, подводит сегодня всякого
здравомыслящего педагога к необходимости обращения к Церкви, как к
наиболее значимому в воспитании подлинно духовного в жизни человека
институту, обратиться к помощи Церкви с ясным сознанием того, что в этом -
не просто отвлечение людей от нынешнего кризиса, а само решение
большинства из поставленных нашим временем проблем.
Священник Анатолий Гармаев

Лекция 1
Возраст от рождения до 12 лет
Нравственное становление - это, прежде всего, становление в семье. Школа
может оказаться в этом деле большим подспорьем, но она не может в полноте
взять на себя нравственное воспитание. Это в принципе невозможно. Сегодня

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в России, но в середине 20 х годов от нее отказались. Вместо педагогики действия пошла педагогика слова . Тогда был провозглашен лозунг «Детям - счастливое детство», и с этого момента все начало работать на Эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания - это, на самом деле, состояние Эго-удовлетворенности. А состояние Совестливости, о котором пойдет речь в нашей работе - это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная Эго.

На Западе нравственная психология была подхвачена в одном только плане - в работе над структурой Эго. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе.

Забота о возрождении подлинно духовного, подводит сегодня всякого здравомыслящего педагога к необходимости обращения к Церкви, как к наиболее значимому в воспитании подлинно духовного в жизни человека институту, обратиться к помощи Церкви с ясным сознанием того, что в этом - не просто отвлечение людей от нынешнего кризиса, а само решение большинства из поставленных нашим временем проблем.

Священник Анатолий Гармаев

Лекция 1

Возраст от рождения до 12 лет

Нравственное становление - это прежде всего становление в семье. Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но она не может в полноте взять на себя нравственное воспитание. Это в принципе невозможно. Сегодня мне хочется начать разговор об этом для того, чтобы вместе всмотреться: что происходит с нашими детьми, что происходило когда-то и с нами тоже.

Начинается становление ребенка с момента зачатия. Удивительно мудро устроена природа человека: практически уже с этого времени ребенок готовится к взрослой жизни. Детство ребенка проходит именно как подготовка к взрослой жизни.

С 15–19 ти лет человек начинает ощущать себя взрослым. Детство забывается или вспоминается как какое-то светлое, но подготовительное время. Это ощущение не случайное - оно естественное, правильное. Действительно, все детство есть подготовка к взрослой жизни. Каждый год, каждый этап становления ребенка является этой подготовкой. Причем, каждый период является подготовкой к определенным действиям в мире взрослого человека.

Детство можно фундаментально разделить на два периода, Первый - от зачатия до 12 лет. Второй - от 12 до 24 лет. Цикл в 24 года (с двумя подциклами по 12 лет) затем повторяется несколько раз до самой смерти человека. А в составе 12 лет человек проходит два круга триад, когда в нем идет становление духовного, душевного и телесного. Остановимся на двух первых 12 летних периодах.

До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые - так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых. А с 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел. С легкой руки журналистов, этот период назван «периодом самоутверждения». На самом деле это неправильное название. Действительно, исследования социологов показывают, что почти 90%, а то и до 97% современных подростков в этом возрасте самоутверждаются. Но не все 100.

3–10% подростков проявляют заботу . То есть, существует какой-то процент детей, которые в подростковом возрасте особо внимательны, чутки, щедры, уважительны, почитают взрослых и могут проявить поразительные примеры самопожертвования и готовности помочь ближнему своему. Откуда это? Внимательный анализ показывает, что главное психологическое содержание этого возрастного периода не самоутверждение, а проявление самостоятельности. Это как раз то, что они запечатлели до 12 лет в своей семье. И оказывается, что эта разница в соотношении процентов и есть характеристика сегодняшнего состояния семей.

В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, оно естественно запечатлевается детьми и затем, в самостоятельных поступках, проявляется как самоутверждение. В тех же семьях, где родители утверждают друг друга и где существует атмосфера любви друг к другу и удивительной заботы, там и дети с 12 лет начинают проявлять заботу. Причем, в период самостоятельности всегда усиливается проявление запечатленного. То есть, если запечатлена злобность, то в самостоятельности это будет усиленная злобность, не похожая на родительскую, большая, чем родительская. Если же это забота, то она тоже усиленная, удвоенная, утроенная. Часто бывает, что собственный ребенок вдруг поражает родителей. Забота друг о друге , для них привычна, но в ребенке они вдруг обнаруживают такую заботу о себе, своих родителях, или о младших сестрах и братьях, которую в себе никогда не видели.

Сегодня много семей живут стихией свободы хотений: каждый пытается утвердиться в своих хотениях. И в результате глава семьи всегда неопределен. Эта роль принадлежит то жене, то мужу. Иногда в первые годы супружества она у мужа, потом переходит к жене; иногда смена происходит в течение дня: утром она у жены, вечером - у мужа; то в течение недели: три дня у мужа, четыре - у жены и т.д. Все, оказывается, зависит от внутреннего настроения супругов, от внутренней силы каждого из них, от их различных индивидуальных качеств, начиная с истеричности и кончая жестокостью или черствостью (первое - свойство женщины, второе - мужчины).

В результате, в атмосфере, где власть постоянно переходит из одних рук в другие, дети получают очень большую свободу проявления собственных хотений. Они начинают лавировать между папой и мамой. Если в семье есть бабушка и дедушка, которые время от времени берут власть на себя, - то уж тут у детей поле деятельности для проявления самостоятельности и всяческих хотений очень большое. Естественно, что дети в таких семьях становятся настоящими диктаторами. Они в центре внимания. Ревность родительская, бабушек и дедушек идет через детей. И в конечном счете мама на вечернем совете объявляет:

Когда я одна с ребенком, он шелковый. А вот как только вы все собрались, ребенок изменился! Вы все в этом виноваты!

Тогда папа возражает:

Слушайте, а ведь когда он со мной - лучше ребенка не бывает, а ты появилась - все у нас сразу кувырком идет!

Выслушав все это, бабушка говорит:

Ничего подобного, вот когда он со мной, он шелковый, а вот как только вы пришли, то все нам нарушили.

Что это такое? Оказывается, ребенок обладает удивительной душевной приспособляемостью , очень чутким знанием и слышанием того, что происходит в душе взрослых, и ведет себя соответственно. Причем, адаптивная способность у детей очень велика и направлена на сохранение мира и лада. Ребенок стремится, чтобы его собственный мир обязательно был обеспечен. И, благодаря этому, он подстраивается под взрослого, хочет или не хочет того взрослый. Ребенок так или иначе, по природе своей, ищет мира с теми, с кем он живет, потому что немирное состояние для ребенка невыносимо. Недаром ведь дети бегут из дома. Они бегут, чтобы сохранить себя, мир свой сохранить. Они могут бежать к кому-то из взрослых, подстраиваются, с кем им удается этот мир сохранять. Поэтому, когда они остаются с бабушкой наедине, они «работают под бабушку» , остаются с мамой - под маму, остаются с папой - под папу. Поэтому естественно, что с каждым из них ребенок находит свой язык. Но вот они собрались все вместе, и ребенок уже не знает, как быть. Поначалу не знает, но очень скоро (дети очень тонко это улавливают) он находит сильное лицо , причем, именно то лицо, какое является сильным в данную минуту (а сила эта может меняться), и это лицо избирается своим покровителем. В результате это сильное лицо, переругавшись со всеми остальными, защищает интересы ребенка, а ребенок доволен: он получил свое. Свое ребенок обязательно получит при таком противоречивом состоянии взрослых, когда каждый из них находится во власти собственных хотений.

Естественно, что ребенок в такой семье с 12 лет будет проявлять именно самоутверждение, и ничто другое. И в школе, и в классе мы это отчетливо увидим. Увы, детей, проявляющих заботу о других, а значит, и семей, дающих детям такое запечатление, сегодня очень мало.

Обозначив периоды в 12 лет, давайте сейчас в целом рассмотрим, что происходит в каждом из них и как отражаются эти периоды на всем протяжении жизни взрослого человека. Несмотря на то, что мы будем рассматривать периодизацию до 24 х лет, на самом деле мы заденем все остальные возрастные периоды, до смерти человека, потому что иначе не будет понятна та фундаментальность вкладываемого, которая происходит в детстве у каждого из нас.

Перед разбором периодов остановим свое внимание на законе последовательности запечатлений. Суть его то, что в жизни взрослого человека является наиболее значимым, существенным, в ребенке запечатлевается прежде всего .

Так, наиболее важным, первостепенным, на наш взгляд, является духовное развитие ребенка и взрослого. Именно с этого начинается становление человека в утробе матери. Резерв сил, которые будут затем поддерживать человека до самой смерти, в действиях правды, добра, в истинной любви к людям и к себе, закладывается в первый период - внутриутробный. Точнее будет сказать, что ребенок в утробе матери запечатлевает духовную способность опираться на тот или иной объем благодатных сил. Потом, после рождения, этот объем будет либо умножаться, либо оскудевать в человеке в зависимости от того, как поведут воспитание его родители и как будет относиться к полученному богатству сам человек.

Внутриутробное становление - это прежде всего запечатление душевных сил матери, ее душевного состояния, которые проявляется в отношении к отцу, детям, если они есть, к собственным родителям, т.е. к бабушкам и дедушкам, и вообще ко всем людям, с которыми она встречается дома и на работе. Ребенок внутренним, духовным зрением запечатлевает состояние души матери. Вот идет злоба на маму. Ответить можно по-разному: злобой или терпением, прощением, или любовью. Либо ни на что у нее нет сил, терпела, терпела, пока были силы, потом впала в состояние душевного дискомфорта, бессилия, отчаяния. Сорвалась в досаду, обиду, раздражение, гнев. Вот это состояние душевной скудности, запечатлевается ребенком в неспособности любить, заботиться, терпеть. Естественно, что такие дети после рождения легко срываются в истерику, злобу. Едва задень - начинается плач, чуть потребуй - в ответ упрямство или гнев. У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям.

В возрасте 5–7 лет такие дети проявляют очень сильную неврастению, выставляют свое «я сам» и упорствуют в нем, либо часто капризничают, обижаются, постоянно болеют, подсознательно используя болезнь как способ управления вниманием и услужливостью родителей. Потом, в возрасте 12–14 лет, они душевно неустойчивы, быстро приходят в состояние истерик, внутреннего упадка, озлобления, жестокости, черствости и т.д. У них просто не хватает душевных сил. , она сама их не имела, она сама находилась в глубоком бессилии перед событиями окружающей жизни (на работе или дома), и это все, переживая, она и запечатлела в своем ребенке.

Когда еще это скажется? Еще раз это скажется в возрасте 19 лет. Это переходная точка смысловой перестройки, переоценки ценностей, где чрезвычайно важно для человека иметь душевные силы. Если же их нет, то точку 19 летия, когда происходит расплавление прежних смыслов и приобретение новых, такой человек проходит очень тяжело. Сегодня этот возраст дает очень большой процент сильнейших срывов. Дети, не получившие в утробный период полноты материнского спокойствия, полноты душевной наполненности, в возрасте 19 лет дают психические срывы, кончающиеся иногда попытками самоубийства. В последние 10–15 лет в психиатрических лечебницах резко возросло число юношей и девушек, не выдерживающих напряжения жизни. В особенности в трудной ситуации оказываются ребята, служащие в армии, в тех ее частях, где есть дедовщина. Другим удается удержаться в жизни, и даже иногда не показывать окружающим своего состояния. Хотя при этом душа мается, не зная, где ее место, где ее дело. Чувство пустоты, бессмысленности, разочарования или ранимости, душевной усталости, безразличия, лени не дает что-либо делать или как-то строить свои отношения с людьми. Все это отдаленный результат неправильного внутриутробного становления ребенка, выразившийся в необеспеченности душевными силами, которые мать должна была дать своему ребенку.

Еще одна такая точка - 30 лет, когда вновь расплавляются смыслы, растворяются стереотипы, почва как будто бы уходит из-под ног. На этих удивительных точках развития, мудро заложенных в природу человека, мы еще и еще раз получаем возможность услышать совесть, дарованную нам еще до рождения, ради умножения которой и назначается человеку жизнь. Если же совесть через мать не умножена в ребенке, если благодатных сил от матери не дано, часто ему оказывается нечем преодолевать переломный период - тридцатилетие. Помаявшись в этой точке и не дав себе труд по духовному укреплению, человек выбирает для себя душевный или, еще хуже, - чисто телесный путь развития. Тогда следующее десятилетие он отдает умножению своих материальных богатств. В этом случае его ожидает прохождение 4 й точки - восстановления его совести. Это точка 40–45 лет, в которой у человека могут быть очень тяжелые состояния, особенно у женщины. И те, у кого внутриутробное становление проходило со скудностью душевной, период 40–45 лет проходит обычно трудно. Там же, где мать, в утробе своей носящая ребенка, находится в уравновешенном, спокойном состоянии, там, где она является центром заботливого внимания всех окружающих, и особенно мужа, будущего отца, где она покрыта его любовью, там она естественно исполнена внутренних сил, исполнена благодарности, обращенной к мужу, к окружающим людям. Мало того, когда женщина носит ребенка - это особое таинство, которое пробуждает в ней совершенно новые силы.

Пробуждение женщины как матери начинается именно с момента, когда она почувствовала в себе ребенка. И это таинство постепенно растет в ней. Совершаясь, оно превращает ее в совершенно иного человека, человека, который сосредоточен на внутренней своей жизни. И благодаря этому, мать становится оплотом покоя в доме, потому что в ней происходит творение новой жизни. Не ребенок творится, а жизнь. И жизнь совершенно особая, новая. Нося эту жизнь, женщина несет в себе тайну. Она несет в себе покой той жизни, которая в ней творится. В момент рождения ребенка происходит сильное душевное пробуждение, и мать становится центром в доме. Отец невольно прислушивается к тому, что в ней происходит, она не может не передавать этого состояния окружающим, она естественно передает его.

В православной традиции периоду вынашивания ребенка всегда придавалось и придается особое значение. Мать, носящая в себе ребенка, часто бывает в храме, исповедуется, причащается, дома больше бывает в молитве.

К сожалению, сегодня молодых матерей, которые переживают такую глубину внутреннего покоя, очень мало. Сегодня слишком много молодых женщин, которые, нося ребенка, этого всего не переживают. Это результат неполноты их собственного детства. И очень тяжело смотреть на сегодняшних детей, особенно девочек, будущих матерей. Уже сегодня видно, что такими матерями они не станут, у них такого пробуждения не произойдет, если только что-то кардинально не изменится в их жизни. Может быть, к пятому ребенку произойдет, но с первым этого не будет. Первые дети - уже невольно обреченные дети.

Роды. Момент перехода в новую среду. Резкая смена внутренних переживаний младенца. Если до этого он воспринимал лишь свое духовное «я», а душою и телом был соединен с матерью до полного слияния, отождествления с ней, то после рождения, когда рвется пуповина, когда оставляется материнское лоно, младенец впервые начинает воспринимать свое душевное и телесное «Я». Факт прорыва в новые переживания может быть настолько велик, звучен в самоощущениях ребенка, что запечатлевается на всю жизнь в подсознании человека. Печать душевных, чувственных переживаний может перекрыть духовный опыт утробного становления, особенно в тех случаях, когда мать не могла или не хотела хранить себя в мире и тишине, пока носила ребенка. Скудная одухотворенность матери и ребенка перед громом новых чувственных переживаний во время родов перекрывается на многие годы. Наиболее выраженная перекрывающая печать накладывается в момент асфиксии, когда младенец переживает удушье из-за трудных родов или если он обвит пуповиной. У таких детей бывает в той или иной степени пресечено чувство совести. Нередко они проявляют склонность к преступной или иной аномальной жизни. Они не знают внутреннего руководителя своих действий. Духовное становится для них областью незнаемого до тех пор, пока печать родов уже во взрослой жизни не будет каким-то образом снята.

После рождения начинается второй период становления ребенка. Он длится до 3 х лет. Это время душевного развития.

Но вернемся к периодам становления детей.

Ребенок рождается. В этот период дети запечатлевают способ общения людей, прежде всего матери и отца. Что это такое - общение? Внимательно, душевным взором, чувством вглядываются они во взрослых, в то, что происходит не только в их внешнем поведении, но и в то, что происходит на душе у каждого из них. Не моргая и не смущаясь, но искренне внимая, малыш может смотреть на взрослого по нескольку минут. Взрослый, порой, придет в смущение, не понимая, что в нем привлекло малыша, а , в глубину, во взрослого, смотреть просто и серьезно.

Нередко мать после ссоры с мужем идет к малышу, но прежде приводит в порядок мимику лица, тон голоса. Она полагает, что тем самым скрыла от ребенка неприятное происшествие. Однако на душе у нее неспокойно. Всплески раздражения, обиды продолжают жить. И ей невдомек, что младенец душевным зрением чувствует и запечатлевает не столько внешнее поведение, сколько внутреннее состояние ее души.

Многие матери замечают, что дети на одних взрослых реагируют плачем, к другим тянутся, хотя и видят их впервые. Каким-то образом дети распознают взрослых. Порой, даже находясь в другой комнате, заливаются плачем и не могут успокоиться до тех пор, пока чужой человек не уйдет из дома.

В эти три года девочки схватывают женский способ отношения к миру, мальчики - мужской. В определенные сенситивные периоды с полутора до двух лет и в два с половиной- три года, мальчик запечатлевает именно отца. Мать это обнаруживает в очень простой форме. Ребенок вдруг начинает тянуться больше к отцу, хотя до этого момента или же после этого периода ребенок стремится к матери. И это естественно, это нормально. Мальчик в эти периоды запечатлевает внутреннюю жизнь отца.

Нередко матери, в которых не пробудилось чувство материнства, а по этой причине не открылась материнская мудрость, начинают ревновать ребенка к отцу. Пробужденная же материнская мудрость радуется этой обращенности мальчика к отцу. Равно как и пробужденную отцовскую мудрость в эти периоды особенно чувствует ребенок и много отдает времени на общение с ним и с членами семьи, заботой покрывая каждого и всех, и тем примиряя их. К сожалению, в наши времена дети имеют возможность запечатлевать мужской способ поведения в очень ограниченном наборе действий отца: в чтении газет, журналов, мужском способе смотрения телепередач, трудных отношений с ближними. А порой и того меньше. Отец прибежал - убежал; ничего удивительного, если таким же отцом будет и этот мальчик. Если этого не знать, потом будет непонятно, что происходит с подростком, что происходит с сыном, когда он, став отцом, начинает в своей семье ссоры, раздоры, почему он, все правильно понимая умом, не может ничего с собой сделать, не может справиться с собой.

Запечатленное в душе до некоторого периода не осознается, вы можете говорить своей дочери или сыну: «Ты неправильно поступаешь, супружество твое проходит неверно». Он или она этого не услышат, потому что имеется определенная закрытость, замкнутость на узнавание в себе неправды. Должен пройти какой-то срок, прежде чем человек начнет слышать голос родителей. И происходит это именно по той причине, что запечатленное от родителей внутренне защищено от разрушения.

Существует особый механизм охранения запечатлений до срока. И пока эти сроки не настанут, запечатленное будет работать как единственный закон действия. Лишь дети, которые минуют законы запечатления либо коснутся их слегка, еще способны, будучи подростками, или в юношеском возрасте, иметь внутренний взгляд на самого себя. Для этого необходимо вести воспитание детей в культуре духовного развития и становления. Об этой культуре разговор у нас еще впереди.

Если же такой культуры нет, тогда только после 30 лет, иногда после 40, в нас постепенно открывается зрение на собственные ошибки, идет открытие душевного зрения. И мы начинаем видеть вдруг, что то, против чего мы боремся в своих детях (а им уже иногда 20–30 лет), оказывается, посеяно нами. Пока мы в себе этого не перестроим, в них перестройка состояться не может.

Возраст с 3 до 5 лет - это возраст телесного развития, когда внешней доминантой психической деятельности ребенка является игра , а внутренней - обретение взрослых смыслов жизни. В четыре года идет активизация способностей. Удивительно все устроено в природе человека: именно в этот период дети, запечатлев в предыдущем возрасте, как нужно обращаться с окружающими, начинают активно постигать смыслы окружающей их жизни. Недаром именно в этом возрасте они играют во взрослые игры: в дочки-матери, продавцов-покупателей и т.д. Они ухватывают то, чем взрослые живут, причем, ухватывают по самой сути. В детских садах сегодня обнаруживают неожиданные игры, какие раньше, наверное, и придумать было нельзя. Например, одна воспитательница рассказала мне об игре, которую она наблюдала в своей группе. Называется игра «Мы в очереди поссорились». Для этого дети выбирают продавца, директора магазина, тех, кто стоит в очереди, и одного опоздавшего, который становится в конец очереди. В ссору ввязывается продавец, на это очередь как-то реагирует. Игра заканчивается тем, что приходит директор магазина и наводит порядок.

В эту игру дети играли с большим азартом. Анализируя вместе с воспитательницей игру, мы обнаружили, что через нее происходит среди детей установление иерархического статуса в группе. Оказалось, директорами всегда выбирались одни и те же 2–3 ребенка. Еще трое, приближенные к ним, по очереди становились продавцами, основная часть детей была очередью и несколько гонимых, унижаемых в группе становились опоздавшими. Правда, среди них обнаружились дети, которые имели в характере выраженный авантюризм. Им нравилось переживать, что происходило между ними и очередью… Но ведь это картинки нашей жизни! Смыслы, схваченные в этом возрасте, идут затем как фундаментальные запечатления через всю жизнь. Трудно и непросто будет потом перестроиться человеку. Даже когда он сам начнет перестраиваться, уже осознавая, что так, как он поступает, поступать нельзя, внутреннее запечатление будет удерживать в образе запечатленного.

Не менее значимо и то, как играют дети в эти взрослые смыслы. Не просто - во что играют, но и как играют. В последнее время увеличилось количество жестоких игр, равно как и проявлений жестокости в самой игре. В тех же «дочках-матерях» матери бьют своих детей, мальчики берут ремень, хворостинку. Обнаружилось, что сами играющие дети играючи часто устраивают различные истерики, а то и ссоры, и драки. В играх детей обнаруживаются смещения в смыслах жизни взрослых, которая проходит на глазах у детей. Вместо заботы - все большее смещение в индивидуализм, который усиливается одновозрастным составом групп, закрепления своего места под солнцем (т.е. относительно воспитательницы) и отработка приемов удержания найденного положения; внешняя импульсивность, эмоциональность, все больше страстная, до азарта, до истеричной обидчивости, или драчливость, вместо глубины чувств, вдумчивой неспешности, внимания к событиям и друг ко другу.

Дети играют образы городской суеты. Совсем вышли из их игр извечные смыслы. Видимо, сегодня детям нужно помогать играть. Причем, не просто быть с ними в игре в качестве воспитателя или родителя и полностью «пасти» детей (это совершенно неправильная ситуация); дети должны играть сами, самостоятельно, и научиться внутренне пребывать в этой игре. Если воспитатель или родитель постоянно ведет, доминирует над детьми, то дети не научаются играть. Оказывается, дети, не игравшие в возрасте трех-пяти лет, не способны играть и в возрасте 7–16 лет. Они не идут играть во двор , им неинтересно там, потому что они не запечатлели игру как игру. Более того, взрослые смыслы жизни для них малопонятны. В возрасте 12–14–16 лет, когда мы начинаем с ними говорить о том, что такое вообще смыслы взрослых, они воспринимают этот разговор как не их разговор. В последнее время детей, которые способны выходить на серьезные разговоры о смыслах жизни, из года в год становится все меньше. Причем, наблюдается катастрофическое падение интереса старшеклассников к серьезным, осмысляющим разговорам. В чем дело, почему? Похоже, что это относится прежде всего к городским детям и прежде всего детсадовским. Причем, наблюдается также следующая закономерность: наиболее авторитарные воспитатели детских садов дают наименее способных к осмыслению детей. А человечные, те, которые детям позволяют быть детьми и любят детей , в детских садах трудно приживаются.

Придя в школу, в начальные классы, детсадовские дети очень часто попадают в унисон с авторитарными учителями. Детям детсадовским с авторитарными учителями легко. Удивительная ситуация: оказывается, именно среди детсадовских детей, попадающих в начальную школу с авторитарным учителем, немедленно обнаруживается определенное количество ябедников и властолюбцев. Из детского сада они запечатлели это, а здесь запечатленное приветствуется учителями. Очень скоро обнаружится некоторое количество верховодов, особенно девочек, которые займут командные позиции в классе. Почему? Потому что они запечатлели от трех до пяти лет командующую воспитательницу и ее способ поведения. Он стал и их способом поведения. Теперь, когда они попадают в начальную школу и встречают здесь авторитарную учительницу, которая точно таким же образом ведет свой класс и именно таких детей любит, оказываются самыми любимыми, как наиболее удобные учителю, ибо делают все так, как она скажет, в число принимаемых попадают и те дети, которые всего боятся и при малейшем повышении голоса тут же складывают ручки на парте.

Возраст от 5 до 7 лет - этап воспитания духа, начало триады, время строгого послушания. Тело и душа - в строгости. Смотрите, как направлены в ребенке душевные силы, заложенные в утробе матери: сначала на восприятие человеческого общения, потом на запечатления взрослых смыслов жизни, и теперь, с 5 до 7 лет, труд становится центром внутреннего внимания ребенка.

В нравственной психологии выделены три вида трудовой деятельности: самообеспечение, работа и труд.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: