Капризными наша статья научит вас. Что делать и как воспитывать очень капризного ребенка

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Воспитание — это очень длительный и кропотливый процесс. Он начинается с рождения и продолжается долгие годы. Более ответственный период в психологии развития и воспитания ребенка, когда формируется личность полноценного гражданина общества.

Говорят: «Дети – наше зеркало!». Это утверждение можно считать верным. Они как губка впитывают в себя эмоциональную атмосферу окружающего мира. Первым примером раннего возраста ему становятся родители, очень близкие люди, сверстники.

Основное правило успешного воспитания – это начать с себя, обратить внимание на свое самообразование, что поможет найти полноценный контакт с малышом.

Новорожденные мальчики и девочки наделены индивидуальными особенностями, характером поведения. Поэтому ранний период взросления считается сложным, ответственным периодом личностного становления.

Воспитание детей особенности

Маленький ребенок не пластилин, из него нельзя «лепить» что хочется. К двум годам малыш начинает проявлять собственные качества. В это время только мама поможет малышу решить сложные проблемы с окружающим миром.

Любовь, понимание, тактичность – вот главные инструменты которые помогут разобраться в вопросах и проблемах воспитательного процесса. Общее развитие человека можно разделить на несколько периодов жизни. Основы воспитания закладываются до трехлетнего возраста.

В это время воспитание ребенка и его психология в 2-3 года имеют ряд особенностей определяющих развитие:

  • коммуникабельности;
  • самообслуживания;
  • развитию речи;
  • физической подготовки.

В 2-3 года малыш чувствует себя вполне самостоятельным; он умеет, общаться, одеваться, разговаривать, бегать, прыгать. Это время самоутверждения с помощью двух слов: «Я сам!».

Он пытается стереть границы ранее дозволенного; подчиняет себе старших, постоянно капризничает, плачет. Начинаются истерики. Родители постепенно теряют управление над своим чадом.

Совет:

Важно вовремя задуматься о применении других мер; в корректировании характера поведения, в отношении к окружающим; для своего малого дитя.

Частые запреты, строгие меры пресечения, окажут негативное влияние на особенности воспитательного процесса, а порой странного поведения. Попробуйте воздействовать на малыша через игру .

Поменяйтесь временно с ним ролями, пусть почувствует себя на вашем месте. Это поможет ему понять какими бывают правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Полученный в процессе игры опыт научит делать правильный выбор совершенных поступков и действий. Малыш должен чувствовать вашу поддержку и участие в любой ситуации. Но если он «упрямец» дайте ему чуточку свободы в действиях. Полученный опыт станет хорошим уроком в дальнейшей жизни, заставит сначала думать, а потом делать.

Вам надо постоянно помнить о самоконтроле. Упрямство, капризы, слезы малыша имеют свои причины. Семейные конфликты оказывают влияние на психологическое развитие детей раннего возраста. Не стоит устраивать «разбор полетов» в присутствии малыша. Для слишком эмоционального «чада» лучшим будет соблюдение режима отдыха и общего распорядка дня.

Применение приказного тона при общении с дитем, излишние уступки его прихотей, следует избегать в воспитательном процессе. Результатом окажется не устойчивая психика малыша и трудности дальнейшего обучения.

Задачи воспитания и обучения детей

Природа не создает клонов, все люди уникальны по-своему, не всегда воспитание ребенка от 2 лет дает положительный результат. Некоторые малыши отличаются своими достижениями к 3 годам жизни. Кто-то из них :

  • хорошо развит физически;
  • умеет рисовать;
  • имеет хороший словарный запас;
  • любит заниматься самообслуживанием;
  • стремится оказать помощь другим.

Дети полноценно развиваются, получают определенные навыки при участии педагога. Если малыши не посещают ДОУ, то вся ответственность; эстетического воспитания, морального, привитие навыков самообслуживания, физического развития; ляжет на плечи родителей.

Положительное воспитание самостоятельности до 2 лет зависит от желания и терпения мамы. Помогут в воспитании ребенка возрастом 2-3 года советы специалистов по психологии .

Один из них — сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры , которое является достаточно практичной и приносящей достойные плоды, методикой. Попробуйте регулярно собирать вместе узоры из мозаики.

Маленькие ручки малыша получат необходимый массаж, включится воображение, логическое мышление; вы увидите благодарность на его личике, от проведенного занятия.

Постепенно Вы получите хорошие результаты от упражнений. Гиперактивным шалунам полезно заниматься подвижными играми. Они выплескивают свою энергия на спортивных снарядах: шведская стенка, батут, велосипед, игра в мяч.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В 2 года и 3 года психология воспитания ребенка имеет отличия в приемах общения. Дети начинают понимать кто из них девочка, а кто мальчик. Узнают различия по одежде, иногда по поведению. Выстраиваются определенные отношения в группах.

Исключительная особенность воспитания мальчика в 2 года дать ему понять, что он мужчина и защитник девочек.

Девчонки всегда ближе к мамам, так, что воспитание девочек с 2 лет не вызывает особых трудностей. Они чаще носят платья, бантики, украшаются. Игрушкам малыши этого возраста отдают собственное предпочтение.

Нравственное воспитание

Воспитать здорового человека правильно помогут советы психолога. Старайтесь чаще гулять на природе. Общение с живыми существами будет началом нравственного развития; эстетического восприятия мира, чувства добра и заботы о меньших.

Попробуйте заучивать с ним кроткие четверостишия, читать книжки, рассматривать яркие картинки, а после попросите пересказать что он услышал или увидел. Общение с вами доставит ребенку много радости, интереса, пользы в ранний период взросления.

Трудности в воспитании ребенка 2 лет

Для малыша 2-3 летнего возраста Ваше мнение всегда станет важным для него. Научитесь «слышать» и грамотно оценивать действия разного периода его жизни. Наступило время приучить малыша к ответственности, дисциплине.

Поручите ему важное дело на выбор: ухаживать за цветком, кормить кошку, убирать игрушки, ставить на место книги.

У ребенка заметно изменится отношение к себе. Он будет считать себя нужным и ответственным человеком. Гармоничное развитие личности подарит обществу полноценного человека, который будет ценить жизнь, уважать старших и оправдает ваши надежды связанные с его будущим.

У каждого ребенка с рождения сформирован индивидуальный характер. Воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы период становления личности прошел наиболее легко. По поводу воспитания ребенка 2 3 года психология советы дает самые разные. Это связано с тем, что развитие ребенка должно быть гармоничным, разносторонним. Поведение трехлетнего ребенка не является определением того, каким он вырастет. Его определяет темперамент, не скорректированный характером.

До 3 лет дети не демонстрируют, насколько они воспитаны. Поведение складывается из особенностей темперамента: происходит становление личности. Предпочтения и мировоззрение крохи меняются по несколько раз в день, что осложняет задачу родителей. Психология ребенка в 3 года имеет свои особенности:


На третий год жизни наибольший приоритет необходимо отдавать поведению ребенка в обществе.

Старайтесь доносить до малыша информацию в форме игры. Строгие запреты негативно влияют на воспитательный процесс и могут стать причиной неадекватного поведения, истерик. Соблюдайте режим дня. Воздержитесь от выяснения отношений с супругом в присутствии детей. Они негативно реагируют на подобные проявления эмоций со стороны родителей.

Отличие мальчиков от девочек

После двух лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Подчеркивайте отличия соответствующей одеждой. Быстрее всего половое осознание наступает в детском коллективе. Оно заметно по разделению дошкольников на группы для общения.

Особенности воспитания мальчиков состоят в том, что им нужно с раннего возраста объяснять о недопустимости драк с девочками, о роли защитника и будущего главы семьи. Легче всего это объяснить, если отец является примером для сына.

Девочкам еще рано прививать особые навыки. Поощряйте их страсть к примерке одежды и украшательству. Девочки часто подражают мамам и стремятся помочь в уборке дома или в приготовлении пищи. Приобретите им тематические наборы игрушек, имитирующих кухонную технику и бытовые приборы. Это позволит малышке в любое время попробовать примерить на себя роль хозяйки дома.

Особенности организации занятий

В возрастной период 2-3 года необходимо заниматься с ребенком разносторонне. В это время воспитание должно быть:

  • эстетическим;
  • моральным;
  • физическим.

Вам предстоит привить крохе простейшие навыки самообслуживания и дать уроки вежливости. Три годика – оптимальное время для этого.

Главная ошибка родителей – планирование длительных многочасовых занятий и попытка изучить за них массу нового. Трехлетке достаточно всего 10-15 минут на получение новых знаний, после чего нужно сменить вид деятельности.

Если кроха не настроен заниматься, замените урок на чтение, прослушивание музыкальных композиций и просмотр обучающих фильмов. Деятельность должна быть спокойной, чтобы изменение режима дня не чувствовалось.

Психологи рекомендуют использовать сенсорные дидактические игры. Они приносят хорошие плоды, развивая малыша сразу в нескольких направлениях: совершенствуют мелкую моторику, улучшают воображение и учат выстраивать логические цепочки. Пример такой игры – мозаика. Сначала выкладывайте узоры вместе, а затем дайте крохе самостоятельно составить картинку.

Особенности разных темпераментов

Часто проблемы и непослушание возникают из-за неправильного подхода к воспитанию ребенка. Если вы не учтете индивидуальные особенности своего чада, то очень часто будете сталкиваться с непониманием и истериками. Все люди делятся на 4 группы по типу темперамента, у каждого малыша он закладывается с рождения. При этом не существует идеальных представителей той или иной группы. Деление происходит по принципу преобладания черт, свойственных одному из темпераментов.


Главной задачей родителей является формирование у ребенка характера, который сгладит недостатки темперамента. Индивидуальный подход позволит сделать это максимально эффективно и мягко. Старайтесь избегать прямых и необоснованных запретов.

Запреты: осознанные и нет

При прямом запрете любой ребенок трех лет будет протестовать, но обойтись полностью от этого воспитательного момента нельзя. Запрещая, вы устанавливаете «границу», переходить через которую нельзя. Использовать ограничения можно для коррекции поведения крохи в обществе и для его защиты.

Родители часто используют запреты по привычке. В детстве их часто ограничивали самих, и они осознанно создают и для своего чада рамки. Фильтруйте информацию и запрещайте только то, что действительно необходимо.

Каждое ограничение, включенное в воспитательный процесс, нужно объяснить. У него должна быть четкая причина, которую нужно проговорить. Расскажите о последствиях нарушения запрета. Это должны быть не угрозы расправы, а конструктивные и логичные выводы. Например, в ситуации, когда вы отказываете ребенку в покупке мороженого: причиной будет слабый иммунитет, объяснение – частые болезни, а последствия нарушения – длительное лечение.

Существует группа нерациональных запретов, которые нужно исключить из процесса воспитания. Неосознанные ограничения имеют под собой причины:

  1. Принцип «ты – мне, я – тебе». Ребенок плохо вел себя на прогулке, за это родители лишили его сладкого или не купили ранее обещанную игрушку.
  2. Зависть. Красивая одежда, вкусная еда и хорошие игрушки – многие дети 90-х были лишены этих благ. Сейчас они совершенно без оснований ставят перед детьми ограничения, не имеющие защитной функции и воспитательной составляющей.
  3. Повышенная тревожность и чрезмерная опека. Чаще всего эта причина толкает на неосознанные запреты матерей. Женщины стараются защитить от всего первенцев и дошколят со слабым здоровьем. По этой причине многие дети не общаются со сверстниками, не имеют дома собаки, велосипеда, скейтборда и т.д.

Каждый из нас когда-то наблюдал следующую картину, маленький кудрявый ангелочек распластался на полу магазина и с дикими воплями настоятельно требует купить ему что-то, а рядом стоит растерявшийся родитель, которому жутко неудобно за невоспитанное чадо перед окружающими.

Некоторые из нас даже умудрились побывать в шкуре этого самого родителя, наблюдая собственных неуправляемых отпрысков.

Как же избежать таких неприятных моментов? Как добиться понимания и послушания от наших строптивых чад? Именно на эти вопросы мы попытаемся найти ответы.

    1. Нужно учитывать возраст и уровень развития ребенка в формулировании просьб и требований. То есть малыш должен понимать, что вы от него требуете и иметь возможность выполнить это требование.
    2. Проступок и наказание должны быть взаимосвязаны по времени и интенсивности. Малыш должен осознавать, что именно за этот проступок его наказывают, поэтому не стоит откладывать наказание до прихода папы с работы или на следующий день. Кроме того, должно быть выдержано соотношение тяжести проступка с интенсивностью наказания. Если это мелкая шалость – достаточно будет просто поговорить с крохой.
    3. Успокойтесь сами перед принятием решения о наказании. Зачастую, родители сами находятся в крайне неустойчивом эмоциональном состоянии. Это не может не повлиять на правильность принятия решения, причем не в лучшую сторону. Поэтому соберитесь и разговаривайте с малышом спокойно.
    4. Личным примером формируйте основы поведения ребенка. «Делай как я, а не как я говорю» — это утверждение должно стать основополагающим для родителей. Если вы запрещаете ребенку подолгу смотреть телевизор, не стоит в выходной проводить у него целый день. Если вы хотите, что бы ребенок слушался старших, не стоит при нем конфликтовать с бабушкой.
    5. Вы тоже можете быть не правы в своих суждениях. Будьте готовы к обсуждению проблемы и к пересмотру неправильных решений. Это даст ребенку уверенность, что вы всегда поступите справедливо по отношению к нему.
  1. Всегда поощряйте хорошее поведение. Не забывайте похвалить малыша за то, что он был послушен, премировать его сладеньким, игрушкой или походом в зоопарк за отличное поведение.

    Возможно, ему снова захочется получить заслуженную награду.

  2. Оценивайте поведение, а не личность. Делайте упор на то, что он плохо поступил. Этим самым вы даете ребенку возможность исправиться и скорректировать свое поведение.
  3. Попытайтесь найти причины плохого поведения. Спросите у малыша, почему он так себя ведет. Уточните, у того, кто провел с ним целый день. Возможно его кто-то подучил или настроил. Это очень важно, так как в последствии вы сможете устранить негативное влияние.

Трудный малыш

Если отклонения в поведении носят постоянный характер, то возможно вы имеете дело с так называемым «трудным ребенком». На самом деле, не стоит развешивать ярлыки и применять уж очень жесткие меры воздействия. Для начала, нужно разобраться с происхождением тотального непослушания. Психологи выделяют четыре основные причины:

  1. Борьба за внимание. Для нормального развития личности, малышу необходима ваша любовь и внимание. Но зачастую занятость не дает вам возможности уделять крохе достаточно времени. В этом случае малыш находит способ привлечь максимум вашего внимания – он перестает слушаться.
  2. Борьба за самоутверждение. Если вы общаетесь с ребенком только в приказном тоне, подавляете его личность, не желаете выслушать, понять – будьте готовы к протесту.
  3. Желание отомстить. Оно возникает, если ребенок чувствует себя в семье некомфортно. Например, он ощущает, что родители уделяют больше внимания младшенькому, или в результате развода в семью пришел отчим. Здесь срабатывает принцип «Если мне плохо, то и вам пусть будет плохо».
  4. Потеря веры в собственный успех. Если малыш постоянно слышит критику в свою сторону, у него рано или поздно сформируется низкая самооценка. «Зачем стараться, все равно не угодить родителям». При этом полная внешняя отчужденность: «Пусть я плохой, мне все равно».

Чтобы не происходило в вашей жизни, как бы вы не были заняты, не забывайте, что рядом с вами растет и развивается маленький человек. Его нужно любить, понимать, уделять достаточное количество времени и внимания. Помните, ребенок не рождается «трудным». Таким он становится под воздействием внешних негативных факторов, устранив которые, вы, несомненно, получите положительный результат.

Капризная кроха

Ни что так не сводит с ума родителей, как бесконечные капризы их вредных отпрысков. Плачь, крики, истерики – не что иное, как попытка привлечь к себе внимание родителей.

Чтобы не развивать эту направленность в поведении крохи, нужно придерживаться трех основных принципов:

  1. Уделяйте внимание только хорошему поведению ребенка. На самом деле очень сложно не обращать внимания на плохое поведение. Это первое, что бросается в глаза и вызывает отклик.

    Но нужно постараться. Малыш должен знать, что как только он начнет ворчать и капризничать, мама с папой отвернутся и уйдут. В отсутствие публики представление не имеет смысла, и карапуз быстро успокоится.

  2. Хорошее поведение закрепляйте похвалой. При этом очень важно описывать поведение, за которое вы хвалите ребенка. Например: «Спасибо малыш, что помог донести продукты» или «Какой ты молодец, что сам надел пижаму». Так в сознании детей сформируется связь между хорошим поведением и похвалой.

    Сосредоточьте на хороших словах все свое внимание, не хвалите кроху, уткнувшись в планшет или телевизор. Выглядите при этом довольными и радостными, если вы говорите «молодец» усталым или недовольным тоном, то такая похвала точно не сработает. Не забывайте и о физическом контакте. Дети расцветают, когда их ласково гладят по головке или обнимают.

  3. Переключайте внимание малыша на что-нибудь другое. Если ваши детки еще очень малы, можно избежать капризов и слез, переключая их внимание на что-то более увлекательное. Делать это надо в игровой форме, легко и непринужденно.

    Например: если малыш отчаянно сопротивляется вечернему мытью, сосредоточьте его внимание на приятных сторонах предстоящего действия. Вместо: «Быстро в ванну!», скажите: «А давай проверим, как резиновая уточка пускает пузыри». Это очень простой и очень действенный способ избежать лишних капризов.

Упрямое дитя

Некоторые дети просто изводят родителей своим упрямством. Но всегда ли упрямство – это отрицательная черта? Желание думать самостоятельно и отстаивать свои убеждения это не так уж плохо в масштабах жизни. Вы должны понять, что упрямство вашего ребенка – это часть его личности.

Принять малыша таким, как он есть, не пытаться победить и подавить его природу. Осознать, что простые методы воспитания здесь не работают и нужен индивидуальный подход. В процессе воспитания, нужно помочь ребенку сохранить сильные черты характера, не позволяя им мешать его благополучному развитию.

Чтобы не испытывать трудностей с воспитанием упрямца, начните действовать как хитрый родитель, то есть воздействуйте на кроху непрямыми методами:

  1. Создавайте ребенку иллюзию выбора. Упрямцу нужно нечто большее, чем прямой приказ, ему нужно предоставлять варианты. Например: «Ты какую наденешь шапку – зеленую или синюю?». При этом, вариант похода на улицу без головного убора вообще не рассматривается.
  2. Чтобы не случилось, Не злитесь и не повышайте голос. Дети склонны к копированию поведения. Не удивляйтесь, если ваш упрямец громко предъявляет свои требования, если вы сами делаете то же самое по отношению к нему.
  3. Чтобы не произошло, постарайтесь обойтись без наказаний. Разберитесь в ситуации и правильно объяснить упрямцу причинно-следственную связь между проступком и его последствиями. Например, несмотря на запреты, малыш так носился по квартире, что зацепил торшер и разбил его.

    Без телесных наказаний и криков объясните ему, что поскольку, по его вине, произошла такая неприятность, придется отложить намеченный поход в цирк и купить новый светильник. Пусть ребенок поймет, что он сам наказал себя за непослушание, а не тираны и деспоты родители.

Невоспитанный дьяволенок

Ребенок младенческого возраста требует удовлетворения своих потребностей немедленно, по мере их возникновения, не желая ждать ни секунды.

При условии правильного воспитания, по мере взросления, малыш учится соотносить свои требования с желаниями и возможностями окружающих. Воспитывается такой важный навык – как терпение.

Но, если ваш подросший отпрыск по-прежнему требует мгновенного выполнения всех своих требований, очевидно, что в его воспитании допущены серьезные огрехи.

Что же делать, если ребенок уже испорчен дурным воспитанием? Однозначно принимать меры и чем раньше, тем лучше. Попробуйте приучить малыша к терпению, используя следующие приемы:

  1. Не выполняйте требования ребенка мгновенно. Например, когда он просит почитать ему книжку, не бросайте все дела, а скажите, что сделаете это когда освободитесь.
  2. Постепенно удлиняйте время ответа на его просьбы. Прогулка состоится не по первому требованию, а после обеда, когда мама справится с домашними делами. А поход в парк будет не раньше воскресенья, когда папа будет выходной.
  3. Заранее договоритесь с другими членами семьи, бабушками и дедушками, что они не будут вмешиваться в воспитание терпения, с целью переманить любимое чадо на свою сторону.

Воспитание в садике

Еще сложнее справиться с непослушным ребенком воспитателям детских дошкольных учреждений. Ведь там невозможно сконцентрировать все свое внимание на одном невоспитанном малыше. Поэтому необходимо сочетать индивидуальный воспитательный процесс с групповым. Первым делом нужно выяснить причины непослушания. Они могут быть вызваны не только невоспитанностью малыша, но и внешними факторами:

  • Недомогание организма.
  • Дискомфорт.
  • Возрастные кризисы.

Если первые два фактора можно устранить, то кризисы придется терпеливо переждать. Психологам известны два кризисных периода малышей. Это 3 года и 7 лет.

В 3 года ребенок осознает себя как личность и начинает активно самоутверждаться. В этот период нужно проявлять терпение и стараться договариваться с малышом, не угнетая его личность.

В 7 лет у ребенка меняется мировоззрение. Малыш испытывает много эмоций, он начинает изучать себя, сопоставлять свое поведение с поведением взрослых. Педагогам и родителям в этот период необходимо стать примером для подрастающего человека.

Неподобающее поведение детей в садике может быть вызвано и ошибками поведения самих воспитателей:

  1. Неопытностью молодого специалиста. Дети – отличные психологи. И если они чувствуют слабость со стороны воспитателя, то обязательно ей воспользуются.
  2. Недостаток внимания со стороны воспитателя. Общеизвестно, что стоит только ненадолго отвлечься от маленьких озорников, жди беды.

    Поэтому просто необходимо постоянное внимание со стороны воспитателя за вверенными ему малышами.

  3. Неумение организовать досуг. Дети проводят в садике от 9 до 12 часов в сутки.

    Для того, чтобы малыши с удовольствием посещали группу, воспитателю необходимо правильно организовать их досуг, учитывая не только возрастные и индивидуальные особенности подопечных, но и их интересы. Любая деятельность должна носить развивающий характер, только тогда у детей будет сохраняться устойчивый интерес к занятиям и играм.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод. Определяя своего воспитанного, слегка невоспитанного, или совершенно избалованного, но все же родного и любимого отпрыска в детское дошкольное учреждение, обязательно наведите справки о профессиональном уровне педагогов, которые будут воспитывать малыша в ваше отсутствие. И не забывайте, что самое главное воздействие на ребенка все же оказываете вы – его родители.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с тем, как воспитывать непослушного ребёнка на видео ниже:

Заключение

Дети — это наше всё. Для любого любящего родителя нет ничего важней, чем воспитать из своего отпрыска достойного и успешного человека. Как приятно видеть достижения малыша и четко понимать, что во многом это результат ваших осознанных действий, направленных на формирование его личности, мышления и основ поведения.

Вот и прошел первый год жизни ребенка. Наступило время новых познаний, достижений и осознанных проявлений черт характера. Многие малыши в столь юном возрасте уже становятся неуправляемыми, вредными и капризными. Если эту ситуацию пустить на самотек, дальше будет становиться только хуже. Что нужно знать, чтобы не упустить нужный момент в воспитании чада и вырастить из него хорошего человека, мы предлагаем узнать сегодня.

Возрастные капризы

Капризы у детей до двух лет

Главными причинами несносного поведения в этом возрасте становятся переутомление, незнакомая обстановка, недомогание;

Капризы у детей от двух до пяти лет

Когда малыш преодолевает барьер двухлетнего возраста, у него начинает формироваться свое мнение. Довольно часто он бывает не согласен с действиями родителей и плохим поведением дает им это понять, а также пытается добиться исполнения своих желаний;

Капризы у детей после пяти лет

Тревожный звоночек. У детей сформировалось мнение, что всего можно добиться плачем и криком. Такие дети просто не знают, что есть другие варианты решения проблем, например, посредством диалога.

Причины неуправляемого поведения

1. Отсутствие педагогических принципов

Ваше общение с малышом не должно зависеть от эмоционального состояния. Категорически нельзя что-то запрещать, только из-за того, что сегодня у вас плохое настроение и наоборот;

2. Диаметрально противоположные методы воспитания у родителей

Помните о родительской солидарности. Нельзя что-то разрешать, когда одним из домочадцев был наложен запрет. Это подрывает авторитет одного из воспитателей и вносит в домашнюю атмосферу дисбаланс;

3. Выполнение всех требований

Большинство родителей допускают одну и ту же ошибку. Чтобы ребенок не истерил и не орал, они стараются по первому требованию выполнить любую его прихоть. Так вы воспитаете в малыше только вседозволенность.

9 правил воспитания ребенка

Если вы не хотите, чтобы капризуля превратился в большого эгоиста, привыкшего, что мир вращается вокруг него, а люди должны выполнять все его прихоти, необходимо набраться терпения. Чтобы воспитать из своего чада хорошего, доброго человечка, это нужно делать еще в младенческом возрасте. Вот несколько правил, которые помогут справиться вам с этой нелегкой задачей.

Правило 1. Исключите повышенные тона

Запомните, криком от малыша ничего не добьешься. Первое время ваш повышенный тон только будет пугать его, но потом он к нему привыкнет. Такое общение для него станет нормой. И тогда не стоит удивляться, что ваше чадо будет общаться с вами преимущественно при помощи высоких интонаций.

Правило 2. Воздержитесь от угроз и физического наказания

Такие меры воспитания способствуют развитию чувства страха. Из детей, которые все время боятся, вырастают безынициативные и забитые люди, которые страшатся брать на себя ответственность за самостоятельные решения. Есть и более худший вариант развития событий. Чувство страха может породить ненависть к его источнику и желание побыстрее от него избавиться.

Правило 3. Сократите запреты до минимума

Помните, что дети познают окружающий мир посредством исследования (пощупать, достать, перевернуть и т.д.). Нельзя просто запрещать малышу это делать. В противном случае, у него пропадет интерес что-либо делать и чему-то учиться. Контролируя его поступки, позвольте малышу залезть в лужу, дотронуться до горячей кастрюли, а потом объясните: «больше гулять не будем, ты можешь заболеть» или «этот предмет горячий, будет больно».

Правило 4. Поощряйте хорошее, игнорируйте плохое

Ваш ребенок должен научиться чувствовать и понимать, что хорошо, а что плохо. Это довольно просто сделать, и не обязательно ругать и кричать. Будьте внимательны к своему чаду. Когда он делает что-то хорошее, обязательно хвалите и поощряйте его за это. Если же ситуация противоположна, возьмите себя в руки и просто не реагируйте. За один раз, конечно, никакого эффекта не будет. Однако помните, что своими действиями и поступками (плохими и хорошими) маленький человечек пытается привлечь ваше внимание. Придёт время, и ребенок поймет, что капризами и плачем он ничего не добьётся, и перестанет это делать.

Правило 5. Проявляйте твердость

У ребенка должно быть много свобод. Однако должны быть и жесткие рамки, за пределами которых компромиссов нет (например, уважение к старшему поколению, учеба и т.д.). Для достижения желаемой цели не обязательно хвататься за ремень. Достаточно взять себя в руки и посредством разговоров и убеждений пытаться донести до малыша свою позицию. Еще один важный момент: не отступайте от установленных правил.

Правило 6. Держите слово

Необходимо помнить, что вы являетесь примером для подражания. Если хотите, чтобы ребенок вам верил и слушал вас, обещайте ему только то, что можете воплотить в жизнь. Помните, малыш периодически будет проверять вас. Если вы один раз что-то пообещали, значит, обратного пути нет.

Правило 7. Формируйте позитивное отношение

Если вы не хотите видеть, как ваш ребенок становится закомплексованной личностью, ни в коем случае не критикуйте его. Указывайте на ошибки в поведении, объясняйте, как нужно поступать и т.д. Например, не стоит говорить: «Ты плохой мальчик». Измените свою риторику и скажите: «Я не могу понять, как такой хороший мальчик мог ударить кошку палкой».

Правило 8. Направьте энергию в правильное русло

Дети – вечные двигатели и прыгатели. Бывает так, что причиной истерик является переизбыток энергии. В этом случае стоит попробовать отвлечь его внимание другими занятиями: спортивная секция, длительные прогулки, игры. Поверьте, когда ребенок вымотан, сил на истерики и капризы просто не остается.

Правило 9. Прощайте

Многие родители для закрепления результата практикуют длительное молчание или постоянное напоминание о промахе. Такие методы весьма опасны, т.к. провоцируют возникновение стресса и тревоги. Данные эмоции только усугубляют желание плакать, орать и капризничать. Поэтому, если вы видите, что малыш осознал свою ошибку, миритесь.

Запомните главное правило: истерика – прием манипуляции взрослым. Безусловно, малыш будет пытаться его периодически применять. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать слабину и не начать выполнять его требования при наличии видимых признаков истерики.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: