Картотека по художественной литературе на тему: Картотека сказок о Временах года

Сказка про время

Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.

Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы - настоящий человек!

Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.

"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! - думало Время. - Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху".

Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.

Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.

Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!

Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.

Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.

Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?

Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.

Время так и сделало.

Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.

На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!

Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.

Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.

Ай! Пошел дождь! - воскликнул ребенок.

Нет никакого дождя, тебе просто показалось, - заметила его подруга, и они продолжали играть.

Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.

Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.

Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.

Как много всего интересного пройдет мимо него!

Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!"

Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.

Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!

Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.

Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие

Вы можете или написать свой.

Который час? Часто задаём мы себе такой вопрос. И смотрим при этом на циферблат, на экран компьютера или сотового телефона..

А ведь были времена, когда ничего этого не было, а люди всё равно желали определять время.. Кто стоял у истоков изобретения измерителя времени? Скорее всего, создателей такого устройства было несколько.

Одним из первых изобретателей часов, согласно древним летописям, был китайский астроном Чу-Конг, живший более трёх тысяч лет назад. Другим первооткрывателем в области часовых дел считается человек по имени Ойдоксия (по греческим летописям).

Известно, что свыше двухсот лет до нашей эры из Греции в Рим был доставлен и установлен столб в центре форума (городской площади). По длине его тени на расчерченной площадке римляне узнавали время. По мере того, как солнце проходило свой путь по небесному своду, тень от столба перемещалась, словно стрелка часов, и, таким образом определялось время. Но такая возможность предоставлялась только днём, и в ясную, солнечную погоду. Часы такого рода получили название «дневных часов».

Но раз существовали «дневные часы» логично предположить, что были и «ночные часы». Существует такое расхожее выражение. Когда встречаются два давно не видевших друг друга приятеля, они нередко бросают фразу: «Ой, сколько воды утекло!». О какой воде идёт речь? Оказывается, в древности время измеряли с помощью воды. Если в сосуд с краником (например, в самовар) налить воды, и приоткрыть краник, то вода по капельке вся и вытечет. Предположим, затраченное на это время – один час. При наполнении сосуда водой вновь, в таком же количестве, как и в первом случае, она вытечет за тот же самый период времени, то есть за один час. Значит, таким сосудом можно пользоваться, как часами. Только не забывать при этом наполнять его всякий раз.

В древнем Вавилоне таким образом научились измерять время. Это произошло свыше двух с половиной тысяч лет назад. Ответственные за это мероприятие люди, с восходом солнца, наполняли заветный сосуд водой. Как только он опустошался, люди-вещатели громкими выкриками уведомляли об этом горожан, и наполняли сосуд вновь. Процедура такого рода имела место быть шесть раз в день. Такой показ времени был неудобен, затратен, но зато водяные часы не зависели от погоды и времени суток.

Водяные часы в древней Греции назывались «Клепсидра». Это была некая конструкция, состоящая из нескольких медных чаш, находящихся одна над другой. То есть это была некая лесенка. Чаши были связаны между собой желобами. Вода медленно просачивалась через небольшие отверстия, при этом нижняя чаша постепенно заполнялась. В ней был установлен вертикальный измеритель(линейка) с делениями. Глядя на уровень воды, можно было определить, который час.

Клепсидра задержалась надолго. Эту систему постоянно совершенствовали, украшали, добавляли различные изюминки.

А как вам – «Молочные часы»? В Древнем Египте в водяных часах вместо воды использовали молоко. Был известен и прототип существующих ныне песочных часов. Самый лучший песок, как считалось давным –давно, получался из мраморных опилок.

Современные часики компактные, удобные, точные, всевозможных конструкций, простые и золотые, электронные и механические, бинарные, светодиодные, сенсорные – всё, что ни пожелает душа — созданы лучшими мастерами своего дела.

Часы, конечно, хорошо, но главное – беречь время, не упустить час.

«Времени не воротишь», «Время – деньги», «Время – не птица, улетит – не воротишь». Люди во все времена старались бережно относиться ко времени, приучались ценить каждый час.

Жизнь – это вещь и длинная, и короткая. Говорят: «часы — тянутся, дни — идут, месяцы — проходят, а годы – летят ». Как поётся в известной песне, «жизнь – это миг между прошлым и будущим»…Хорошо бы научиться его беречь. И не тратить время по пустякам.

Валентина Юденко
Сказка о частях суток «Четыре принцессы»

Математическая сказка «Четыре принцессы »

Давным-давно, в одной сказочной стране на высокой , высокой горе в прекрасном замке жили четыре принцессы . Они были родными сестрами, но такими разными, что все вокруг только удивлялись. Одна принцесса любила тишину , ей нравилось часами сидеть у окна и смотреть на темное звездное небо, она любила все черное, одевалась в черные наряды. Вторая принцесса любила трудиться , она была отличной швеёй и всегда сшила платья только из нежно голубого шелка, так как голубой был ее самым любимым цветом. Третья принцесса была жизнерадостной танцовщицей, ее радовали светлые тона и белые нарядные одежды. А последней четвертой принцессе нравились спокойные игры, занятия, поэтому она часто брала краски , уходила в свою комнату и часами рисовала фиолетовые картины. Ее платья, костюмы всегда были фиолетового цвета.

Сестры часто ссорились между собой, так как не могли найти общее занятие. Если третья принцесса радовалась ярким лучам солнца и весело танцевала, то первая, ворча, зашторивала окна и просила тишины. Четвертую принцессу раздражали звуки швейной машинки и голубой цвет, а вторую печалили черные одежды ее сестры.

Долго бы это продолжалось, если бы не волшебник Сутки, который жил по соседству и наблюдал за ними каждый день. Волшебнику Сутки надоело смотреть на их ссоры, он призвал их к себе и сказал : «Вы достаточно ссорились, а сейчас я вас заколдую, и оживать вы будете по очереди. Первую принцессу я назову Ночь . Когда наступит твое владение, то все вокруг будет черным, все будут спать, отдыхать, только звезды на небе будут ярко светить. Следом за принцессой Ночь будет оживать принцесса Утро , в это время все будет голубого цвета, все будет пробуждаться к действию и движению. После будет оживать третья принцесса , ее имя День. Днем все становится белым, светлым, радостным, все начинает работать, петь, играть, танцевать. И последней будет Принцесса Вечер , она окутает все в фиолетовый цвет, все здесь затихает, успокаивается готовиться к отдыху и сну. А затем снова все пойдет по кругу. И так будет всегда!» Взмахнул волшебник своей палочкой и с тех пор принцессы оживали по одному друг за другом в четком порядке. Наступала черная Ночь, за ночью пробуждалось голубое Утро, за Утром наступал белый День, за Днем спокойный, тихий фиолетовый Вечер и опять за Вечером была Ночь и так все по кругу. И все остались довольны. Тут и сказочке конец , а кто слушал – молодец!

Пыхтарева Екатерина, 12 лет. Ученица Коммунального государственного учреждения «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.
Педагог: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.

Описание: Данный материал будет интересен родителям дошкольников и младших школьников, воспитателям, классным руководителям для проведения беседы о цене времени, учителям начальных классов, учителям самопознания, литературы и ИЗО.
Назначение: Сказка может быть использована для домашнего чтения; во время занятий или уроков чтения, литературы и самопознания; на классных часах нравственной направленности. На уроках ИЗО сказку можно проиллюстрировать. Текст сказки может стать основой проекта книги "О Времени", в которой будут собраны иллюстрации и детские размышления на эту тему. Можно использовать как сценарий сценки, так как слова героев (Девочки, Короля и Совы) можно взять, как ролевые реплики.

Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
Образовательные: прививать интерес к чтению.
Развивающие: развивать внимание, воображение, умение анализировать.
Воспитательные: формировать позитивное мировосприятие; воспитывать желание беречь и эффективно использовать время.


А вы знаете куда уходят, даже убегают минуты, часы, секундочки. Нет? Я вам расскажу…

Однажды мне открылась эта тайна .
В один самый обычный, ничем не примечательный день я проснулась позже обычного.
Сначала я даже не обратила внимания, что происходит, но когда я умылась, сделала зарядку и села завтракать мой взгляд упал на кухонные часы. Я ужаснулась: было уже далеко за полдень, стрелки часов показывали 16:10. Они крутились как-то быстро. Ведь в обычные дни почти незаметно, как передвигается минутная стрелка. А в этот день она довольно быстро крутилась. Казалось, что время убегает, а может торопится куда-то? Я обежала всю квартиру и проверила все часы в доме, даже бабушкины старенькие наручные часы, которые уже очень давно не ходили.
Везде было то же самое: время стремительно куда-то «убегало».
На минуту я запаниковала, испугалась и громко прокричала в пустоту: «Куда же ты бежишь?! И, главное, зачем?! Что случилось?!»



Комната начала вращаться, посередине закружился столбик вихря, который рос с каждым мгновением. Все вещи, находящиеся в комнате, сама комната и даже я - все закрутилось в каком-то безумном вихре. Перед моими глазами мелькали сначала предметы из моей комнаты, затем вихрь закрутил меня сильнее и я уже не могла разобрать, что крутилось вокруг меня, да и вокруг чего крутилась я, оказавшись уже не в своей, а в какой-то другой комнате.


Даже сложно это назвать комнатой, скорее это был зал какого-то дворца.
Немного придя в себя и оглядевшись, я решила выйти из этого убежища и попробовать разузнать, где же все-таки я оказалась.
Ступив за порог зала, я попала в большую светлую комнату в которой находилось много человечков.
Они были: одни длинные и худые, другие – пониже и потолще, но у всех головы как будто заостренные. И у каждого человечка на голове была одета шапочка, похожая на колпак. Шапочки отличались только цветом. Те, что были выше – носили синие; те, которые пониже – красные. А самые тоненькие и худые, казалось, они сейчас сломаются, были в шапочках зелёного цвета.
В комнате были большие и сверкающие люстры, окна украшали прекрасные шторы, на стенах было множество свечей в удивительных подсвечниках. В самом центре возвышался пьедестал, на котором стоял величественный трон.
Я поняла, что попала в самое сердце замка. Это был тронный зал. Меня очень поразило то, что сам трон и пьедестал вокруг него были тех же цветов, что и шапочки у окружавших меня человечков.
Трон был пуст.
Но меня сейчас больше интересовало другое: куда же я все-таки попала и как можно вернуться домой?
Человечки в зале как-будто меня не замечали. Говорили они очень-очень быстро и встревоженно на непонятном мне языке. Будто куда-то торопились и боялись не успеть. Они долго не стояли на месте: одни передвигались быстрее, другие чуть-чуть медленнее, только самые маленькие не торопились и немногоо вальяжно стояли на местах.
Вдруг зазвенели трубы, зазвучала музыка и в зал вошел, по-видимому, хозяин данного замка.


Все примолкли, расступились. Он прошел к центру и занял свое место на троне.
«Дорогие мои верноподданные, я собрал вас здесь в столь срочном порядке для того, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие. В связи с тем, что участились случаи неэкономного использования времени, я, как повелитель этой страны, объявляю о всеобщей безработице и освобождаю вас всех от любых обязанностей, связанных со временем. Извините меня за то, что не смог оправдать все ваши ожидания и вовремя урегулировать ситуацию. Мною принято еще одно важное государственное решение: я покидаю свой пост.»
«Постойте!»- только смогла выкрикнуть я, так сильно меня поразила речь короля. «Не торопитесь! Может еще можно все исправить?!»
«Нет»,- промолвил грустно король. «Вы, девочка, вообще-то кто и как здесь появились?».
Только я хотела начать свой рассказ, как он остановил меня следующими словами: «Подожди, милое дитя. Давай пройдем в мой кабинет, где ты все мне подробно расскажешь».
Мы прошли в кабинет короля, после чего он выслушал мой рассказ о необыкновенном появлении в его стране. Теперь настала моя очередь задавать вопросы.
Получив на это разрешение, я начала: «Ваше Величество, будьте столь любезны, объяснить мне где же я нахожусь, что здесь случилось и как мне можно вернуться домой?»
«Ваша любопытство понятно, маленькая почемучка. Я попытаюсь ответить на ваши вопросы. Ты попала в Великую Страну Времени , а я – Король этой страны, по крайней мере был им до сегодняшнего дня. Все человечки, которых ты видела в тронном зале – это жители нашей страны. Да-да, это: секунды, минуты, часы. Как разобрать кто из них кто – это совсем не сложно. Ты же не один раз видела циферблат часов. Тонкие и маленькие стрелки, означают часы, потолще и длиннее – минуты, ну а совсем тоненькие, конечно секунды. Надеюсь, на первый твой вопрос я ответил, ну а далее … Понимаешь, случилось непредвиденное, хотя, наверное, это можно и даже нужно было предвидеть! Люди начали тратить время впустую. Вот, например, сколько времени ты тратишь на завтрак?»
Я ответила, немного подумав: «Ну … минут сорок, а может даже час».
«А почему так долго?» - спросил король.
«Я немного поем, потом поболтаю по телефону, потом опять поем, бывает отвлекусь на интересную передачу в телевизоре, или посмотрю в окно…" Начала перечислять я.
«Вот-вот, а ведь могла позавтракать минут за двадцать. Если бы не отвлекалась, или сказать по-другому, не тратила время впустую! И так каждый день любой человек тратит и тратит драгоценные минуты. А время, потраченное зря, превращается в глупое, ненужное время. Эти минуты и часы больше не могут работать, они бесполезно болтаются по улицам и уже никогда не смогут приносит пользу людям. Ситуация на сегодняшний день сложилась таким образом, что бесполезного времени стало больше , чем полезного. Если так пойдет и дальше, все время станет бесполезным. Я не хочу видеть как рушится моя Великая страна! Поэтому я решил забрать все минуты, часы и секунды со своих постов и остановить время
«Но как же так?!» - воскликнула я, - «А мы, люди? Мы не можем жить без времени! По нему мы встаем по утрам и ложимся спать, по нему мы учимся в школе и работаем, оно везде, во всем! Я хочу помочь восстановить пропавшее, бесполезное время, только скажите, что нужно делать?»
«Ситуация очень сложная», - промолвил король,- «Нужно подумать… Знаешь, есть одна очень умная Сова, которая живет в нашей стране с незапамятных времен. Давай спросим у нее! Может она нам что-то и посоветует.»


Мы отправились к Сове. Пока мы шли, я сумела разглядеть все улочки в Стране Времени, они были очень красочными, но в то же время, на улицах не было ни одной лишней детали. Все так или иначе приносило пользу жителям этой необычной страны. Все улицы были наводнены человечками, каких я видела ранее, в тронном зале, и все они были заняты делом, никто не слонялся просто так. Как после объяснил мне король, так было только в центре, возле королевского замка.


Подходя ближе к окраинам картина была все грустнее, улицы все однообразнее, а жители все больше слонялись без дела.
Наконец, мы дошли до дома Мудрой Совы. Она с большим почтением и радостью приняла нас у себя и очень внимательно выслушала.
Пораздумав, она ответила нам так: «С таким нелегким делом справится только очень мудрый правитель, а такой у нас имеется. А также нам понадобится большое желание исправить ситуацию, думаю, это тоже у нас есть, так как ты, девочка, никак не сможешь попасть домой, если все время не вернется на свое место. Твоего искреннего желания вернуться будет достаточно, для исправления «ошибки», которую вы, люди, совершили. Для этого, я думаю, тебя сюда и забросил Ветер Перемен.»
«Извините любезная Сова»,- очень учтиво сказал король, - «Что же все-таки нужно сделать?»
«Я думаю, вы должны собрать все, бесполезно шатающееся по улицам королевства время и заставить его вспомнить, как и когда оно стало бесполезным. Вам нужно собрать все минуты, часы и даже секунды, ничего не пропустив. Как только они вспомнят время своего превращения из полезного в бесполезное, вы должны прошептать над ними следующее заклинание: «Время, время, не ленись, ты полезным обернись!» и все встанет на свои места! Удачи вам, друзья, не тратьте не секунды зря!»
Выйдя из дома Совы, мы тотчас двинулись по всем домам, улицам, заглядывая в каждый переулок, мы глядели в оба, стараясь не пропустить ни одного человечка-минуты, человечка-часа и даже секунды!
Улицы, с каждым мгновением становились все красочнее.
И я понимала, что очень скоро мне удастся попасть домой. Когда мы с королем вышли из последнего домика, где, наверное, в тысячный раз произнесли волшебные слова, я была совершенно обессилена, но на душе было очень радостно и светло!

Татьяна Зайкова
Сказка по закреплению у детей представлений о времени и знаний о часах «Мишка-всезнайка»

Как-то летним днем Петя сидел дома и играл со своим любимым плюшевым медвежонком. Оставался всего один месяц до прихода 1 сентября и поступления в школу, поэтому ему очень хотел за это коротенькое время как можно больше поиграть со своими любимыми игрушками.

Тут в доме раздался телефоны звонок. Мама с кухни быстро подбежала к телефону и взяла трубку. Петя только и слышал : «Но как?. у меня же Петя. и Маша…я не могу…Хорошо…» . Маму опять вызвали на работу. Она быстро собралась и только успела сказать : «Петенька, ровно в 5 часов нужно будет забрать Машу из детского сада, я очень надеюсь на тебя». А детский сад находился прям под окнами дома. Ну и Петя как уже совсем взрослый выпускник детского сада и практически первоклассник понял свое поручение и успокоил маму, что все сделает. Раздался лишь щелчок дверного замка и стук маминых каблуков в подъезде.

В доме стояла полная тишина, лишь тиканье настенных часов иногда нарушало ее. Тиканье часов? Тут Петя поднял глаза на часы и вспомнил мамино задание : «Ровно в 5» …. «Но как, -подумал Петя, - как я узнаю что пришло то самое «ровно пять» ?. Все! …что же мне делать?». И Петя заплакал. Вдруг послышалось : «ОЙ, ой, ой….откуда это? Дождик? что такое?» . Мальчик опустил глаза и увидел,что с ним разговаривает его любимы мишутка. «А это ты. -сказал мишутка , - знаю, знаю…можешь не рассказывать » «Что же мне теперь делать?» - спросил Петя. «Хочешь помогу?» -сказал мишутка . «Да» . «Я живу уже более 100 лет….еще твой дедушка играл со мной, поэтому я очень-очень много знаю…. пошли со мной…». Мишутка подвел мальчика к настенным часам . «Вот посмотри. Видишь 2 стрелки?» . «Да, - ответил Петя,- одна широкая и коротка, а другая узкая и длинная» . «Молодец, ты хороший ученик, - продолжал мишутка,- внимательно слушай и запоминай : толстая всегда показывает часы 1, 2,3…сколько сейчас часов?» «Четыре?» «Правильно! А часы, вас в детском саду учили, из чего состоят?» «Из минут. 60 по-моему…» «Молодец! Абсолютно верно из 60 минут. Так вот эти минуты показывает узкая длинная стрелка : 2 – это 10 минут, 3 – 15 минут….» Так мишутка объяснил Пете полное строение часов и минут. «Ну кА, сможешь определить сколько сейчас времени … «Так, - начал рассуждать Петя,- толстая стрелка на 4, узкая на 5….значит…4 часа 25 минут !» «Правильно! – воскликнул медвежонок,- ты будешь просто отличником в школе. Тебе во сколько нужно забрать Машу?» «Ровно в 5. Значит это уже скоро!» . «Тогда ты за это время успеешь посадить меня на место и убрать остальные игрушки». «Спасибо тебе,мишутка. Ты мой самый лучший друг и помощник, без тебя бы я никогда не справился с маминым поручением!».

Так, Петя и научился определять время по часам . Он во время забрал сестренку из детского сада, за что мама после работы похвалила его и вознаградила целой коробкой вкусных конфет. После этого он весь вечер бегал по дому и сообщал своим родителям и сестре точное время .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: