15.3 какого человека можно считать сильным. Образцы сочинений- рассуждений15.3 для ОГЭ по русскому языку

Сострадание – жалость, вызванная несчастьем другого человека. Это сочувствие и милосердие к людям, идущее от чистого сердца. Сострадание-это качество души, которое, я думаю, присутствует у всех людей, но не каждый умеет это чувство проявлять.

Для меня сострадание-это также понимание, переживание и помощь близким, оно требуется каждому из нас в трудной ситуации, главное, вовремя проявить его.

Человечност ь-это доброта, подлинная теплота сердца… Рождается она в волнениях и заботах, радостях и печалях. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть добрее по отношению друг к другу. Но в жизни бывает часто не так…

Человечность – это нравственное качество, предполагающее уважение и сочувствие

Что такое красота? Красивой может быть не только природа и окружающая среда, красивой бывает и внешность человека… Но в людях главное - это душа, красота которой отображается в поступках человека. Красота - это то, чем восхищаемся мы, люди. Она приносит нам положительные эмоции, наполняя наши души радостью, восторгом, иногда печалью, заставляя задуматься о вечном... Говоря о красоте человека, то мы имеем в виду не только красоту внешнюю, но и душевную. Внешняя красота непостоянна: она подвержена влиянию времени. Внутренняя – навсегда. Именно красота души человека и освещает мир людей, живущих рядом.

Дружба – это близкие отношения двух людей, основанные на общности интересов, привязанности друзей. Настоящая дружба не знает ни зависти, ни подлости, ни предательства, но она знает, что такое взаимопонимание, прощение, верность.

Как вы понимаете значение слова Добро?

Добро - это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. Человек, совершающий добрый поступок, обладает душевной чуткостью и теплотой.

Кого можно назвать Человеком с большой буквы?

Человек с большой буквы – это тот человек, который вдохновляет других людей, делясь своей любовью к жизни. Любить жизнь, несмотря на все её трудности, очень нелегко, но некоторым людям с глубокой душой это удаётся. Приведу примеры.

Что такое человечность?

Человечность… Сколько синонимов имеет это прекрасное слово! Гуманизм, сострадание, человеколюбие…Все эти слова обозначают систему нравственных и социальных установок, в основе которых лежит проявление сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий.

Что такое подвиг?

Подвиг – это поступок человека, заставляющий его переступить через свои человеческие инстинкты ради блага другого. Это всегда нравственный выбор, дополненный самопожертвованием и доблестью.

Самовоспитание, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова, - это «воспитание самого себя». это работа человека над собой, формирование его характера, силы воли. Это целенаправленный процесс по развитию лучших, ценных свойств личности.

Как вы понимаете значение слова сильный (человек)?

Сильный человек, на мой взгляд, это тот, кто обладает большой физической силой, мощный. Другое значение слова - это человек твердой воли, стойкий и, думаю, умный. Какого человека можно считать сильным? В моём понимании, сильный человек – это тот, кто не обидит слабого, кто не опускает руки, даже если ситуация кажется безвыходной. Сильный – это человек, который старается добиться всего сам и может идти наперекор своим принципам или привычкам. Сильный человек – это не только тот, кто обладает большой физической силой и крепким здоровьем, но и тот, кто отличается твёрдым, волевым характером, стойкостью.

Как вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, кто же такой учитель? Я считаю, что, как сказал Джованни Одаринни, «учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама». Лучше и не скажешь! Настоящий учитель посвящает себя детям, без остатка отдаваясь работе…Профессия «учитель» – одна из самых уважаемых и ответственных профессий. Быть учителем трудно. Хороший педагог чаще всего становится для нас, учеников, другом, товарищем.

Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА?

Природа – это всё, что нас окружает - от самой далёкой звезды до песчинки под нашими ногами. У природы есть свои правила, которым починяется всё во вселенной, в том числе человек и животные, которые являются её неотъемлемой частью. Природа – это весь мир в многообразии его форм. Она объединяет человека с другими живыми существами. Для каждого из нас очень важны взаимоотношения с животными. Ведь в таких отношениях нет лицемерия и фальши. Недаром часто именно питомец становится лучшим другом для многих людей.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Матвеевича Пешковского: «При «обратном» порядке слов член предложения, который кажется переставленным, более выделяется в мысли и более привлекает к себе внимание, чем при «прямом ».

Мы привыкли к тому, что в русском языке нет такого фиксированного порядка слов, как, например, в английском. Мы можем расставлять слова по-разному, и если фраза понятна, то ошибки в ней нет. Однако злоупотреблять инверсией не следует, ведь понять предложение с переставленными словами трудно. Поэтому писатели используют «обратный» порядок слов как средство выразительности: читатель словно бы спотыкается о такую фразу и дольше вдумывается в нее. Это способ привлечь внимание к определенным словам.

Например, в тексте Л. Воронковой в 19 предложении переставлены дополнения: они обычно стоят после сказуемого, а здесь - перед ним: «нам за ним на пчельник идти, чтобы и нас пчелы закусали». Гринька как бы подчеркивает, что идти придется «за ним» (то есть за Васяткой, который сам виноват, что зашел в запретное место), а покусают пчелы «нас», которые не виноваты в несчастье с малышом. Фраза Гриньки означает: «Это его проблема, мы тут ни при чем».

Совсем иной смысл вкладывает в свои слова Ваня, который тоже использует инверсию (предложение 34): «Убежали они, а я Васятку вел». В первой части предложения на первое место он ставит сказуемое, чтобы объяснить суть проблемы: мальчики убежали, трусливо бросив малыша. Во второй части фразы Ваня ставит перед сказуемым дополнение, чтобы объяснить уже свое поведение: Васятка был в опасности и нуждался в помощи.

Так, благодаря инверсии, писательница придает своим фразам дополнительный смысл.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- Она бы сказала: «Молодец у меня сынок! ».

Часто человек оказывается перед выбором. Он решает, как ему поступить: легко или честно. Гринька и Федя выбрали для себя первое. И в самом деле, их трудно упрекнуть: не они завели малыша на пчельник, он сам забрел, хотя наверняка знал, что делать этого нельзя, ведь он сын пчеловода. Особая опасность ему не грозит: если бы у него была аллергия на пчел, родители не спускали бы с него глаз. А зато мальчик надолго запомнит, что с пчелами шутки плохи.

Но не так рассуждал Ваня. Он понимал, как страшно и больно малышу, догадывался, что Васятка обезумел от ужаса и не может даже бежать. Пожалуй, пчелы его могут и до смерти закусать - когда еще ребята скажут его родителям и отец прибежит за малышом! Поэтому Ваня решает, идти за Васяткой, хотя и понимает, что его самого тоже наверняка покусают. Но для него сейчас важнее спасти рыдающего ребенка, которому иначе помочь будет некому. Это и в самом деле поступок хорошего и смелого человека, поэтому отец и говорит, что Ваня молодец. Моральное удовлетворение от честного и доброго поступка важнее и для Вани, и для его отца, нежели несколько пчелиных укусов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сильный человек? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сильный человек - это такой, который обладает не только физической, но и моральной, духовной силой. Он поступает так, как должно, несмотря ни на что, никогда не бросит слабого в беде, не предаст и не обманет.

В этом тексте по-настоящему сильным можно назвать Ваню. Он не бросил в беде маленького Васятку, хотя другие два мальчика - Гринька и Федя - проявили полнейшее равнодушие и не захотели рисковать ради малыша. Они рассудили, что Васятка, будучи сыном пчеловода, наверняка был предупрежден, что на пчельник ходить нельзя, а значит пострадал справедливо.

Но для Вани неважно, почему маленький мальчик оказался в беде, он понимает, что ребенку очень больно и страшно, поэтому спокойно отправляется к Васятке и отводит его домой, а матери малыша говорит, что ему не страшны укусы пчел.

Про по-настоящему сильных людей мне случалось читать в книгах. Например, мне вспоминается произведение Железникова «Чучело». Главные герои этой книги - Лена Бессольцева и ее дедушка - это сильные и волевые люди, они делают то, что считают правильным, не обращая внимания на мнение окружающих и не осуждая их. Это делает их достойными уважения и восхищения.

Беспалова Т.В.

Материал по теме «Сильный человек»

15.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,

подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного

текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 21 Текст22 Текст 23 Текст 24 Сильный 1) Тот, кто отличается большой физической силой. 2) Тот, кто отличается крепким здоровьем. 3) перен. Тот, кто отличается твердым волевым характером. 4) перен.

Тот, кто имеет большое влияние. 5) перен. Оказывающий быстрое, эффективное действие на кого-л., что-л. (о способах, средствах лечения болезней). Толковый словарь Ефремовой Сильный 1. Обладающий большой физической силой, мощный. С. человек. С. удар.

Сильная машина. Сильная армия. 2. Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь. 3. Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура. 4. Значительный (по величине, степени). С. ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе. 5. Сведущий, талантливый. С. специалист. С. ученик. * Сильные мира сего (книжн. ирон.) - о влиятельных, пользующихся властью людях.



Толковый словарь Ожегова Сильный Здоровый, крепкий, могучий, могущественный, мощный, властный, веский, державный, повелительный, авторитетный, влиятельный, всесильный, всевластный, всемогущий, здоровенный, матерый, дюжий, плотный; глубокий, чрезвычайный. Словарь синонимов Сильный человек - это человек в первую очередь самостоятельный, который может сам решать возникающие в его жизни вопросы.

Сильный духом человек - это человек, который точно знает, что он хочет, и знает, в чем смысл его жизни, а также, не размениваясь по мелочам, идет к четко поставленной цели, достигая мечты, одновременно помогая людям, которые его окружают, заряжая их собственным оптимизмом.

Это человек, который способен одерживать победу над собой и над обстоятельствами.

Человек, привыкающий к ругательствам, перестает различать цвета добра и зла. Все вокруг для него оценивается по двубальной шкале: худшее это (подставьте хоть какой мат), а наилучшее это класс!!!

Говоря ругательствами, можно вообще не мыслить, потому попугаи отлично могут их употреблять. Предпочтение ругательств – тенденция к выключению ума. Потому чаще других бранятся группы людей с относительно низким умом, как то: низшие социальные слои, дети, опьяненные и обычные алкоголики, заключенные тюрем, безумные.

Привычка браниться прямо связана с отсутствием стыда, другими словами, со слабостью морального иммунитета.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. Д. Лихачёв Привычки и особенности сильного человека

1. Сильные люди всегда идут вперёд, и никогда не опускают руки, несмотря на те препятствия, которые встречаются им на пути, не боятся и не опасаются трудностей.

2. Сильные люди всегда выносят урок из того, что другим кажется неудачей, не боятся осознавать свои ошибки.

3. Сильные люди постоянно возводят себе дорогу к успеху и не ждут, что успех сам к ним придёт. Это очень важно, потому что ничего просто так не бывает. Для успеха, для своего собственного счастья нужно работать, преодолеть себя для того, чтобы достичь успеха и стать счастливым.

4. Наиболее важная черта сильного человека - это отсутствие страха. Конечно, они, как и другие люди, боятся, но находят в себе силы преодолеть этот страх.

5. Сильные люди никогда не жалуются.

6. Сильные люди не перекладывают свою вину на какого-то другого человека. Обвинить другого человека в своих бедах гораздо проще, чем признать свои ошибки.

7. Сильные люди находят способ максимально реализовать имеющийся потенциал.

8. Сильные люди производительны, заняты и пунктуальны, они не создают видимость работы, они действительно работают.

9. Сильные духом люди собирают вокруг себя единомышленников – им нужна сплочённая, дружная, сильная команда.

10. Сильный человек знает, чего он хочет от жизни, он видит эту жизнь и смотрит на неё не со стороны, как делают это другие люди.

11. Сильные люди не подражают, а ищут новые пути, новые грани для своего творчества, работы, личной жизни.

12. Есть такая замечательная фраза – «не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня». Сильный духом человек не откладывает какие-то свои дела, работу, проблемы, он не ждёт с моря погоды, ему нужно идти вперёд.

13. «Учиться никогда не поздно», - именно так думает сильный человек. Такие люди постоянно учатся и набираются опыта, им это не в тягость, а в радость. Для них любой жизненный опыт – это урок.

–  –  –

С точностью описать все качества сильной личности сложно, но главные отличительные черты выделить все-таки можно.

Высокий уровень уверенности в себе и веры в себя.

Умение контролировать свои эмоции.

Очень важный момент - сильный человек обладает высокой степенью независимости: он независим от мнения окружающих, различных предрассудков и общественного мнения.

Сильный индивидуум всегда знает, что он хочет от жизни, и проявляет настойчивость для достижения своих целей.

Сильный человек смотрит на мир с позиции разума и умеет здраво анализировать события.

Конечно же, это не исчерпывающая характеристика человека, на которого можно смело можно прикрепить ярлык «сильная личность».

Александр Невский (1220-1263) – сын князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 г. был князем новгородским и возглавлял русские войска в Невской битве (1240) и Ледовом побоище (1242). За победу над шведами на Неве получил прозвище “Невский”. Александр Невский проявил себя как талантливый полководец, расчетливый и дальновидный политик. После монгольского нашествия он отказался от предложения папы Римского о совместной борьбе с монголами, понимая, что пока Русь слишком слаба. Своей политикой он способствовал сокращению разорительных набегов татар. Александр Ярославич много сделал для укрепления великокняжеской власти и порядка в стране. Умер в Городце, возвращаясь из Золотой Орды. Был причислен церковью к лику святых.

В блокадном Ленинграде люди не просто выживали на мизерном пайке, но еще и работали, шли в бой. Дух их был силен!

Алексей Маресьев – классический пример сильного духом человека! Он не только выжил без пищи, выползая с поля боя с ранеными ногами, но и вернулся в строй, вернулся в небо, на своем истребителе сбил еще много вражеских самолетов.

Яркие примеры сильных духом людей нашего времени – Валентин Дикуль и Сергей Бубновский. Получив тяжелейшие травмы позвоночника, они не просто не сломались духовно. Они сами выжили, восстановили свое здоровье и учат этому других.

Словосочетание «человек с ограниченными возможностями» появилось не так давно.

Сегодня его применяют все говорящие и пишущие про инвалидов, и никого не смущает, что это словосочетание в корне не правильно и даже оскорбительно. История знает огромное число выдающихся инвалидов, называть которых людьми с ограниченными возможностями здравомыслящему человеку не придет в голову.

Назовем некоторых из них с указанием их физических недостатков:

древнегреческий поэт Гомер (слепота);

президент США Франклин Рузвельт (полиомиелит);

немецкий композитор Людвиг Бетховен (приобретенная глухота);

американский музыкант Стиви Уандер (врожденная слепота);

американский музыкант Рей Чарльз (самый знаменитый слепой музыкант современности);

американская киноактриса Марлин Матлин (первая и единственная глухая киноактриса, получившая премию "Оскар");

русский художник Григорий Журавлев (врожденная атрофия рук и ног);

американская писательница Елена Келлер (слепоглухонемая);

советский летчик-герой Алексей Маресьев (ампутация ног).

В данном случае, наоборот, речь идет о безграничных возможностях физически ограниченных людей. Мы видим, что различные функциональные нарушения вовсе не мешают, а порой являются сильнейшим стимулом жить, творить, развиваться и достигать немыслимого.

Сила духа - это то главное, что позволяет человеку идти к намеченной цели, преодолевая любые трудности на своем жизненном пути. По-моему, именно инвалиды, как никто другой, наглядно нам это доказывают. Когда смотришь на этих людей, невольно задумываешься: а смогли бы мы, оказавшись на их месте, найти в себе силы оставаться собой, жить и радоваться жизни, как они? Думаю, что нам есть чему у них поучиться, а именно тому, как быть сильными, сильными духом.

Ник Вуйчич является известным в мире проповедником, оратором. Его выступления всегда пользуются огромной популярностью, он заряжает людей своей положительной энергией и позитивом. Но… Он отличается от обычных ораторов – у него нет ни рук, ни ног с самого рождения!

Несмотря на это, он не сдался. Он помогает миллионам людей начать радоваться жизни.

Ник Вуйчич каждую секунду своей жизни проявляет силу воли, радуется каждому мгновенью своей жизни. Он не винит никого в том, что он «такой», потому что уверен, что все в мире делается со своей целью.

В Паралимпийских играх принимают участие люди, чьей силе воли можно только позавидовать. Преклоняюсь перед этими людьми, которые в силу тех или иных обстоятельств получили увечья, стали инвалидами, но не сломались, смогли подняться и найти себя и свой путь в жизни.

Мария Иовлева. Когда Маша родилась на свет, то ее мать сразу же поспешила от нее отказаться. "Ребенок родился с уродствами, я от него отказываюсь", - говорилось в том заявлении. Врачи даже не думали, что Мария сможет выжить, а матери посоветовали забыть про дочку. Мол, еще будут дети. Однако Маша выжила! И в 20 лет выиграла две золотых и одну серебряную медаль на Паралимпийских играх в Ванкувере.

Путь к этим наградам для Марии был невероятно долгим. С самого рождения Иовлева не могла разговаривать и не слышала. У нее была задержка в развитии. Но в семь лет ее перевели в интернат, где ей повезло встретить воспитательницу, которая заменила ей маму. Татьяна Линдт каждый день занималась с девочкой, которая сразу же показалась ей улыбчивой и приятной. Вскоре на Машу обратил внимание лыжный тренер Александр Поршнев, который начал приобщать Иовлеву к спорту. Каждый день он лично возил ее на тренировку, на себе нес через сугробы, учил сидеть на специальном сидении, который называется боб, для лыжных гонок.

Роман Петушков стал шестикратным чемпионом Паралимпийских игр в Сочи.

Спортсмен завоевал три золотых медали лыжных гонках сидя (на дистанциях 15 км, спринте 1 км и открытой эстафете) и в биатлоне (в дистанциях 12,5 км, 15 км и 7,5 км). Ничего подобного никому из россиян ранее сделать не удавалось.

Трёхкратной чемпионкой Паралимпийских игр стала в Сочи тюменка Елена Ремизова.

Все три золота в группе спортсменок с нарушением зрения сибирячка завоевала вместе со своим лидером Натальей Якимовой, выступая в лыжных соревнованиях.

Цитаты о силе Величайшее счастье, о котором я ежедневно прошу небо: пусть превосходят меня в силах и знаниях лишь разумные и добродетельные люди. Георг Кристоф Лихтенберг Всякое достоинство, всякая сила спокойны - именно потому, что уверены в самих себе.

Виссарион Григорьевич Белинский Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны. Франсуа де Ларошфуко Просто удивительно, какая целеустремленность, отвага и сила воли пробуждаются от уверенности в том, что мы исполняем свой долг. Вальтер Скотт Величие заключено не в том, чтобы быть сильным, а в том, чтобы правильно употреблять свою силу. Генри Уорд Бичер Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе. Марк Аврелий Справедливость без силы - одна немощь, сила без справедливости - тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо. Блез Паскаль

–  –  –

Искал человек ответ на давно мучавший его вопрос: «Что есть сила?» Узнал он, что есть в его краю один мудрец. Пришёл он к восхвалённому славой мужу и видит: вместо худой лачуги отшельника стоит добротный дом, шумят во дворе дети… Удивился человек: в его представлении постигшие истину живут совсем иначе.

Обратился он к хозяину с просьбой помочь ему найти ответ.

И ответил мудрец:

Обрести силу ты сможешь сам. Ищи свой путь или следуй по дороге предков.

Притча

Один человек стремился к совершенству, упорно тренировался день за днём. И познал он силу тела.

Не склоняясь перед трудностями, он шёл только вперёд. Победил самого себя. И познал он силу духа.

Постигая мысли великих, он обрёл своё мнение. И познал он силу знаний.

Полюбил, преклонился перед земной богиней своего сердца. И познал он силу чувства.

Обретя дом, семью, взяв на руки своё дитя, он познал силу жизни.

С умиротворением встречая неизвестность, он не сожалел о прошедшей жизни и

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 15.3 (ОГЭ)

Сила духа

1. формулировка задания;

2. определение значения понятия;

3. тезисы по теме;

4. примеры аргументов;

5. сочинения;

6. банк аргументов;

1. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение сочетания "Сила духа" ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

2. Работа с понятием

Часто понятия сила воли и сила духа человека отождествляются. Но, если быть точным, это совершенно разные вещи. В этой статье дадим определение силе человеческого духа, рассмотрим способы, как ее обрести и развить.

Внутренний потенциал, второе дыхание, резервы психики и организма, эмоциональная устойчивость, способность сохранять спокойствие и адекватное мышление в экстремальных ситуациях – все это и есть сила духа.

Примеры людей, обладающих ею в полной мере, мы наблюдаем каждый день, просто иногда не замечаем. Чаще всего они находятся рядом с нами – родители, бабушки и дедушки. Ведь мало кто задумывается о том, насколько сложно сохранять спокойствие и уметь радоваться жизни в пожилом возрасте, бороться с различными заболеваниями и при этом помогать детям и внукам. Кроме того, стоит обращать внимание и размышлять о примерах успешных людей с физическими недостатками. Они преодолели проблему силы человеческого духа через длительные жизненные испытания, связанные не только с неизлечимой болезнью, но и с тяжелой эмоциональной нагрузкой. Такие люди научились справляться с трудностями самостоятельно, добиваться поставленных целей и по-настоящему ценить время.


Сила духа – это способность человека заставить себя что-то делать через «не могу». Именно она является основным движущим фактором при достижении поставленной цели. Именно она зачастую становится причиной последнего усилия для достижения победы, когда уже стандартные физические возможности полностью истощены.

По большому счету сила духа – это внутренняя энергия человека. Ей обладает каждый индивидуум в большей или меньшей степени. Эта энергия не «одноразовая», как считают некоторые, а накапливается и передается из поколения в поколение. . Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни

Воля, как структурный элемент духовности,представляет собой способность человека ставить себе цель и прилагать все необходимые внутренние усилия, чтобы ее осуществить.

Три звена:

*постановку и осознание цели для удовлетворения своего интереса,

*принятие решения действовать и

*выбор наиболее целесообразных средств и способов осуществления

Действия.

Решающим моментом в этой цепи волевого действия является

*исполнение решения, для которого необходима так называемая «сила воли».

Сознание и воля тесно связаны между собой: чем выше уровень сознания человека, тем более устойчивы его ценностные установки и тем свободнее действует его воля.

3.Тезисы

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

1.Что такое сила духа? Сила духа — одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

2.Сила духа (твердость духа) — высокая духовная, душевная стойкость. Благодаря ней достигаются цели и покоряются вершины. Это вся наша внутренняя энергия, без которой мы не сможем ничего добиться в жизни.

3.Сила духа – это стержень человека. Именно душевная сила позволяет ему добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает нас способными на настоящий поступок.

4.Примеры текстов.

5. Примеры сочинений.

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту Л.Овчинниковой . Огромная сила духа помогла героиням этого текста во время войны пережить тяжёлые, страшные дни блокады. Сколько несчастий выпало на долю Нюры и Раи: смерть матери, голод, холод! Но девочки не пали духом, они нашли в себе силы не только жить, но и вместе с другими ребятами заниматься творчеством во Дворце пионеров, поддерживать своими выступлениями бойцов, уходящих в бой. И моряки видели силу духа ленинградских школьников, чувствовали в них одухотворённую надежду.

Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение.

Таким образом, человек, обладающий силой духа, справится с любыми трудностями. (188 слов)

Сила духа - это одно из важных качеств человека, делающее его сильным не физически, а морально. Благодаря силе духа человек способен пережить трудные жизненные ситуации, справиться с тяжелыми воспоминаниями, побороть свои страхи, поверить в светлое будущее и оказать поддержку другим. Докажу справедливость своих слов двумя примерами.

Обратимся к тексту Бакланова Г.Я. , герой которого, молодой лейтенант, испытал на себе все тяготы войны. Он видел собственными глазами, как погибали его товарищи, слышал, как рядом с ним разрываются снаряды. Все эти тяжелые впечатления сказались на душевном состоянии героя, но тем не менее он нашел в себе силы жить дальше и радоваться обычным вещам. Этот пример доказывает, что сильные духом люди могут справиться с жизненными трудностями.

Вспомним также историю двух сестер, Нюры и Раи, переживших тяжелые, страшные дни блокады в Ленинграде. Несмотря на смерть матери, голод, холод, девочки не пали духом, они продолжали жить, занимались творчеством и поддерживали своими выступлениями моряков, уходящих в бой. Мужество и стойкость этих девочек вызывает восхищение.

Таким образом, сила духа – величайшее человеческое качество, помогающее одержать победу над самим собой и обстоятельствами. (173 слова)

Сила духа - это одно из важных качеств человека, делающее его сильным не физически, а морально. Сила духа помогает справиться с различными жизненными трудностями. Она проявляется в стойкости и вере в лучшее будущее. Докажу свою точку зрения двумя примерами.

Обратимся к тексту Ч.Т. Айтматова. В нем рассказывается о женщине, матери маленького мальчика, которая сумела справиться с тяжелым испытанием судьбы - гибелью мужа на войне. Кроме того, она нашла в себе силы продолжать жизнь, воспитывать ребенка и даже показать ему, каким героем был его отец. Это свидетельствует о необыкновенной стойкости духа женщины.

Вспомним другое художественное произведение - «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, главный герой которой - лётчик Алексей Мересьев. Во время Великой Отечественной войны его самолет был сбит фашистами. К счастью, Мересьев остался жив, но из-за обморожения ему ампутировали обе ноги. Однако, несмотря на тяжелую реабилитацию, он научился ходить на протезах, а впоследствии снова сел за штурвал. Это говорит о том,что Мересьев обладает силой духа.

Таким образом, сила духа – важнейшее качество человека, помогающее преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства. (168 слов)

Сильный человек – это тот, который может сделать первый шаг, который осознает свои ошибки и пытается их исправить. Это человек, который может попросить прощения, ведь обидеть легко, а извиниться сложно.
В тексте В. Астафьева (предложения 21-25) сам автор делает ошибку, которую осознаёт и исправляет. В его словах о «прощении» и таится понятие «сильный человек».
Самая великая сила человеческого духа заключается не в стремлении избегать неудач, а в умении подняться после каждого падения. Сильным человеком я считаю свою прабабушку. После того как умер её муж, она долго не могла отпустить прошлое и жить настоящим. Я её обняла и пожалела, но она мне сказала: «Жалость к себе, обиды на жизнь истощают нас, опустошая душу. Они заставляют нас двигаться по замкнутому кругу, годами возвращаясь к одним и тем же горьким мыслям».
Таким образом, можно подвести итог: никогда не поздно начать всё сначала. Но, чтобы начать новую жизнь, нужно отпустить прошлое, не важно, хорошим оно было или плохим. Нельзя жить вечно с кругом горьких потерь, нельзя жить с сожалением о прошлом ушедшем счастье. Всё это отнимает силы, лишая надежды на будущее. Всё уже ушло, поэтому не нужно стараться его вернуть, ибо силы будут потрачены зря, а слезами горю не поможешь. И теперь, когда я прихожу к моей прабабушке, она рассказывает мне про ужа с улыбкой и гордостью. Не зацикливайтесь на мыслях о прошлом, живите сегодняшним днём. И тогда вас можно будет назвать сильным человеком.

Сильный человек, на мой взгляд, это тот, кто обладает большой физической силой, мощный. Другое значение слова - это человек твердой воли, стойкий и, думаю, умный. В тексте В.Осеевой описывается история Павлика и то, как он подружился с родными, с которыми никак не мог найти общий язык. Мальчик сначала хотел применить для этого силу: подраться с сестренкой, у брата стащить весла от лодки… Но это был неверный путь: сила не помогла бы Павлику наладить отношения со старшими. На помощь приходит старичок, которого мальчик встречает в парке. Он говорит Павлику волшебное слово, после чего тот подходит к сестре, смотрит ей в глаза и, произнося свою просьбу, добавляет слово «пожалуйста» (предложение 40). И это слово делает мальчика сильнее!

Однажды наблюдала, как мальчишки на улице устроили драку: каждый стремился на кулаках доказать свою силу. Но вдруг один из них воскликнул: «Чего мы деремся? Пойдемте к турнику! Кто больше подтянется, тот из нас и сильнее!»

Могу сделать вывод, что сильный человек – это не всегда накачанные мускулы, а чаще – твердая воля и ум.(167 слов)

6.

Какого человека можно считать сильным? В моём понимании, сильный человек – это тот, кто не обидит слабого, кто не опускает руки, даже если ситуация кажется безвыходной. Сильный – это человек, который старается добиться всего сам и может идти наперекор своим принципам или привычкам.

В тексте В Осеевой мы видим мальчика, который, выслушав старичка, смог найти способ, чтобы помириться со всеми, кого он обидел (предложения 30-33). Человек, даже если он ещё совсем юный, который смог перебороть себя, является сильным человеком.

В жизни мы тоже встречаемся с сильными людьми. К примеру, это люди с ограниченными возможностями. Я знаю историю прекрасного человека – Ника Вуйчича. Этот сильный человек родился без рук и без рук. В детстве Ник переживал из-за этого, но смог преодолеть свои страхи, смог принять себя такого, какой он есть. В своей жизни он добился многого. Ник самый известный мотивационный спикер. Его приглашают в университеты и разные другие заведения для того, чтобы он направил людей на путь поиска смысла жизни. Его болезнь не помешала ему жениться.

Примером Ника я хотела сказать, что человек, не важно, какой он, инвалид или нет, должен быть сильным, ведь у каждого должен быть смысл в жизни. Даже если вы думаете, что всё, выхода нет, нельзя сдаваться. Нужно верить в себя. Нужно оставаться сильным.

7.

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту Л.Овчинниковой. Огромная сила духа помогла героиням этого текста во время войны пережить тяжёлые, страшные дни блокады. Сколько несчастий выпало на долю Нюры и Раи: смерть матери, голод, холод! Но девочки не пали духом, они нашли в себе силы не только жить, но и вместе с другими ребятами заниматься творчеством во Дворце пионеров, поддерживать своими выступлениями бойцов, уходящих в бой. И моряки видели силу духа ленинградских школьников, чувствовали в них одухотворённую надежду.

Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение!

Таким образом, человек, обладающий силой духа, справится с любыми трудностями. (188 слов)

8.

Сильный человек – это человек, который ничего не боится. В любой ситуации он будет знать, как нужно действовать. Сильный человек не обидит слабого и никогда не опустит руки.
О сильном человеке мы можем прочитать в тексте знаменитого писателя М. Горького. Главным героем является бабушка благодаря которой был остановлен пожар. Она не побоялась и отправилась прямо в огонь, чтобы забрать бутылку с купоросом. Если бы не ее смелость, бутылка бы воспламенилась, и огонь пошел бы дальше. А это бы привело к возгоранию других построек. Так же она спасла коня, который был в три раза больше ее. Героиня не испугалась и действовала, как по-настоящему сильный человек.
В настоящее время на земле есть множество примеров сильных людей-людей героев. Одним из них служит девушка Юлия Король, живущая в Карелии. Когда во время шторма перевернулись две лодки с детьми, Юлия вытащила их из воды, таким образом, спасла им жизнь. Юлия – сильный человек, так как она не прошла мимо и не бросила в беде ближнего.
Таким образом, сильный человек – это человек, который не сдается и, не смотря на обстоятельства, помогает в трудной ситуации. Сильный человек никогда не ставит себя выше других.

9.

Сильный человек – это человек, который ничего не боится. В любой ситуации он будет знать, как нужно действовать. Сильный человек не обидит слабого и никогда не опустит руки.

О сильном человеке мы можем прочитать в тексте знаменитого писателя М. Горького. Главным героем является бабушка благодаря которой был остановлен пожар. Она не побоялась и отправилась прямо в огонь, чтобы забрать бутылку с купоросом. Если бы не ее смелость, бутылка бы воспламенилась, и огонь пошел бы дальше. А это бы привело к возгоранию других построек. Так же она спасла коня, который был в три раза больше ее. Героиня не испугалась и действовала, как по-настоящему сильный человек.

В настоящее время на земле есть множество примеров сильных людей-людей героев. Одним из них служит девушка Юлия Король, живущая в Карелии. Когда во время шторма перевернулись две лодки с детьми, Юлия вытащила их из воды, таким образом, спасла им жизнь. Юлия – сильный человек, так как она не прошла мимо и не бросила в беде ближнего.

Таким образом, сильный человек – это человек, который не сдается и, не смотря на обстоятельства, помогает в трудной ситуации. Сильный человек никогда не ставит себя выше других.

По тексту Л.Овчинниковой

Сила духа – это способность человека заставить себя что-то делать через «не могу». Именно она является основным движущим фактором при достижении поставленной цели.

Сознание

воля

внутренняя энергия человека

Что такое сила духа? Сила духа — одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение!

По тексту Г.Я.Бакланова

Сила духа - это одно из важных качеств человека, делающее его сильным не физически, а морально. Благодаря силе духа человек способен пережить трудные жизненные ситуации, справиться с тяжелыми воспоминаниями, побороть свои страхи, поверить в светлое будущее и оказать поддержку другим.

Сила духа – это стержень человека. Именно душевная сила позволяет ему добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает нас способными на настоящий поступок.

Вспомним также историю двух сестер, Нюры и Раи, переживших тяжелые, страшные дни блокады в Ленинграде. Несмотря на смерть матери, голод, холод, девочки не пали духом, они продолжали жить, занимались творчеством и поддерживали своими выступлениями моряков, уходящих в бой. Мужество и стойкость этих девочек вызывает восхищение.

По тексту Ч.Айтматова про Авалбёка

Сила духа (твердость духа) — высокая духовная, душевная стойкость. Благодаря ней достигаются цели и покоряются вершины. Это вся наша внутренняя энергия, без которой мы не сможем ничего добиться в жизни.

Сила духа - это одно из важных качеств человека, делающее его сильным не физически, а морально. Сила духа помогает справиться с различными жизненными трудностями. Она проявляется в стойкости и вере в лучшее будущее.

Вспомним другое художественное произведение - «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, главный герой которой - лётчик Алексей Мересьев. Во время Великой Отечественной войны его самолет был сбит фашистами. К счастью, Мересьев остался жив, но из-за обморожения ему ампутировали обе ноги. Однако, несмотря на тяжелую реабилитацию, он научился ходить на протезах, а впоследствии снова сел за штурвал. Это говорит о том, что Мересьев обладает силой духа.

Примеры из жизни

Они добились успеха только благодаря силе воли.

Людвиг ван Бетховен, Альберт Эйнштейн, Мигель де Сервантес Сааведра — эти имена мы слышим с детства. Но мало кто знает, через какие испытания им пришлось пройти. Они добились успеха только благодаря силе воли.

AdMe.ru представляет истории людей, показавших миру, что для тех, кто верит в себя, нет никаких преград.

Будучи глухой с полутора лет, она сделала своим кредо фразу "Единственное, что я не умею делать, — это слышать". В детстве, несмотря на советы врачей, родители отдали девочку в обычную школу (вместо учреждения для глухих), и при помощи специальных программ она со временем адаптировалась. Благодаря этому она стала первой и единственной глухой актрисой, получившей премию "Оскар". Марли часто говорит: "Я делаю все, чтобы люди поняли то, чему меня учили мои родители, что глухие заслуживают не только уважения, но и того, чтобы быть услышанными".

В студенческие годы у Стивена стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза. Болезнь прогрессировала, и через несколько лет он стал полностью обездвижен, а после операции на горле потерял способность говорить. Впрочем, это не помешало ему к своим 74-м два раза жениться, вырастить троих детей и стать одним из самых выдающихся ученых современности.

Сейчас он — один из самых влиятельных современных физиков-теоретиков. По его словам, успехов он добился во многом благодаря своему недугу: «Раньше жизнь казалась скучной. Теперь я определенно счастливее. Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Так много можно сделать, каждый может сделать так много!».

Фрида Кало — выдающаяся мексиканская художница, ставшая знаменитой благодаря своим необыкновенным картинам. В 6 лет она тяжело заболела полиомиелитом, из-за чего одна ее нога стала тоньше другой. В этот момент начал формироваться ее железный характер. Чтобы избавиться от насмешек сверстников, дразнивших ее «Фрида — деревянная нога», девочка занялась плаванием, танцами, футболом и боксом.

В подростковом возрасте Фрида попала в автомобильную аварию, из-за которой всю жизнь страдала сильными болями в позвоночнике. После аварии девочка несколько месяцев не могла встать с постели. В это время она постоянно писала картины, в большинстве — автопортреты. Сейчас работы Фриды Кало стоят миллионы долларов.

Рэй Чарльз — легендарный американский музыкант, получивший 12 премий “Грэмми”. В детстве он начал терять зрение, и к 7 годам полностью ослеп. Когда Рэю было 15 лет, его мать умерла. Юноша много дней не мог спать, есть и говорить. Он был уверен, что сойдет с ума. Когда он вышел из депрессии, то понял, что пережив эту трагедию, сможет справиться с чем угодно.

В 17 лет музыкант начал записывать свои первые синглы в стилях соул, джаз и ритм‑энд‑блюз. Сейчас многие считают Рэя Чарльза человеком-легендой: его произведения даже были включены в Библиотеку Конгресса США. В 2004-м, после смерти музыканта, журнал Rolling Stone включил Рэя Чарльза под номером 10 в список 100 величайших артистов всех времен.

В 1,5 года после перенесенной болезни Хелен Келлер потеряла зрение и слух. Но это не сломило ее дух, она сумела воплотить в жизнь свою мечту стать писательницей: под ее именем были опубликованы несколько книг, более 400 статей. Она стала первым слепоглухим человеком, который получил степень бакалавра изящных искусств. Кроме того, Келлер активно участвовала в политике: боролась за права женщин и трудящихся.

Успеха Хелен Келлер добилась благодаря своему сильному характеру и любознательности. Она часто говорила: "Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь".

Благодаря стойкому характеру и таланту он научился слушать музыку внутри, а после написания 9-й симфонии он сам дирижировал на концерте. После триумфального выступления он расплакался. "Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград" - повторял Бетховен.

Когда Эйнштейн был маленьким ребенком, сложно было предположить, что он добьется успеха в жизни. До трех лет Альберт не умел говорить, страдал аутизмом и дислексией. Учась в гимназии, он часто пропускал занятия, из-за чего так и не получил аттестат. Чтобы доказать родителям, чего он на самом деле стоит, Эйнштейн самостоятельно подготовился и со второго раза поступил в Политехникум в Цюрихе.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Г. фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. фон Габеленца.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.


(1)Ста­ри­чок с длин­ной седой бо­ро­дой сидел на ска­мей­ке и зон­ти­ком чер­тил что-то на песке.

- (2)По­двинь­тесь, - ска­зал ему Пав­лик и при­сел на край.

(3)Ста­рик по­дви­нул­ся и, взгля­нув на крас­ное сер­ди­тое лицо маль­чи­ка, ска­зал:

- (4)С тобой что-то слу­чи­лось?

- (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? - по­ко­сил­ся на него Пав­лик.

- (7)Мне ни­че­го. (8)А вот ты сей­час кри­чал, пла­кал, ссо­рил­ся с кем-то…

- (9)Ещё бы! - сер­ди­то бурк­нул маль­чик. - (10)Я скоро со­всем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. - (12)Пав­лик сжал ку­ла­ки. - (13)Я ей сей­час чуть не под­дал хо­ро­шень­ко! (14)Ни одной крас­ки не даёт! (15)А у самой сколь­ко!

- (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убе­гать не стоит.

- (18)Не толь­ко из-за этого. (19)Ба­буш­ка за одну мор­ков­ку из кухни меня про­гна­ла.

(20)Пав­лик за­со­пел от обиды.

- (21)Пу­стя­ки! - ска­зал ста­рик. - (22)Один по­ру­га­ет, дру­гой по­жа­ле­ет.

- (23)Никто меня не жа­ле­ет! - крик­нул Пав­лик. - (24)Брат на лодке едет ка­тать­ся, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему го­во­рю: (26)«Возь­ми лучше, всё равно я от тебя не от­ста­ну, вёсла утащу, в лодку за­ле­зу!»

(27)Пав­лик стук­нул ку­ла­ком по ска­мей­ке и вдруг за­мол­чал.

- (28)А по­че­му вы всё спра­ши­ва­е­те?

(29)Ста­рик раз­гла­дил длин­ную бо­ро­ду.

- (30)Я хочу тебе по­мочь. (31)Есть такое вол­шеб­ное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: го­во­рить его надо тихим го­ло­сом, глядя прямо в глаза… (34)Помни - тихим го­ло­сом, глядя прямо в глаза тому, с кем го­во­ришь …

- (35)А какое слово?

(36)Ста­рик на­кло­нил­ся к са­мо­му уху маль­чи­ка и про­шеп­тал что-то.

- (37)Я по­про­бую, - усмех­нул­ся Пав­лик, - я сей­час же по­про­бую. - (38)Он вско­чил и по­бе­жал домой.

(39)Лена си­де­ла за сто­лом и ри­со­ва­ла, но, уви­дев, что к ней при­бли­жа­ет­ся брат, она сей­час же сгреб­ла крас­ки в кучу и на­кры­ла рукой. (40)«Разве такая поймёт вол­шеб­ное слово!» - с до­са­дой по­ду­мал маль­чик, но всё же подошёл к сест­ре, по­тя­нул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим го­ло­сом ска­зал:

- (41)Лена, дай мне одну крас­ку… по­жа­луй­ста…

(42)Лена ши­ро­ко рас­кры­ла глаза, паль­цы её раз­жа­лись, и, сни­мая руку со стола, она смущённо про­бор­мо­та­ла:

- (43)Какую тебе?

- (44)Мне синюю, - робко ска­зал Пав­лик.

(45)Он взял крас­ку, по­дер­жал её в руках, по­хо­дил с ней по ком­на­те и отдал сест­ре. (46)Ему не нужна была крас­ка. (47)Он думал те­перь толь­ко о вол­шеб­ном слове.

(48)«Пойду к ба­буш­ке. (49)Она как раз го­то­вит обед. (50)Про­го­нит или нет?» (51)Пав­лик от­во­рил дверь в кухню. (52)Ста­руш­ка сни­ма­ла с про­тив­ня го­ря­чие пи­рож­ки.

(53)Внук под­бе­жал к ней, обе­и­ми ру­ка­ми по­вер­нул к себе её лицо, за­гля­нул в глаза и про­шеп­тал:

- (54)Дай мне ку­со­чек пи­рож­ка… по­жа­луй­ста.

(55)Ба­буш­ка вы­пря­ми­лась. (56)Вол­шеб­ное слово так и за­си­я­ло в каж­дой мор­щин­ке, в гла­зах, в улыб­ке.

- (57)Го­ря­чень­ко­го за­хо­тел, го­луб­чик мой! - при­го­ва­ри­ва­ла она, вы­би­рая самый луч­ший, ру­мя­ный пи­ро­жок.

(58)Пав­лик под­прыг­нул от ра­до­сти и рас­це­ло­вал её в обе щеки.

(59)«Вол­шеб­ник! Вол­шеб­ник!» - по­вто­рял он про себя, вспо­ми­ная ста­ри­ка. (60)За обе­дом Пав­лик сидел при­тих­ший и при­слу­ши­вал­ся к каж­до­му слову брата. (61)Когда брат ска­зал, что по­едет ка­тать­ся на лодке, Пав­лик по­ло­жил руку на его плечо и ти­хонь­ко по­про­сил:

- (62)Возь­ми меня, по­жа­луй­ста.

(63)За сто­лом все за­мол­ча­ли, а брат под­нял брови и усмех­нул­ся.

- (64)Возь­ми его, - вдруг ска­за­ла сест­ра. - (65)Что тебе стоит!

- (66)Ну, от­че­го же не взять? - улыб­ну­лась ба­буш­ка. - (67)Ко­неч­но, возь­ми.

- (68)По­жа­луй­ста, - по­вто­рил Пав­лик.

(69)Брат гром­ко за­сме­ял­ся, по­тре­пал маль­чи­ка по плечу, взъеро­шил ему во­ло­сы:

- (70)Эх ты, пу­те­ше­ствен­ник! (71)Ну ладно, со­би­рай­ся!

(72)«По­мог­ло! (73)Опять по­мог­ло!» (74)Пав­лик вы­ско­чил из-за стола и по­бе­жал на улицу. (75)Ни на ска­мей­ке, ни во всём пу­стын­ном скве­ре ста­ри­ка не было. (76)И толь­ко на песке оста­лись на­чер­чен­ные зон­ти­ком не­по­нят­ные знаки.

(По В. Осе­е­вой) *

* Осе­е­ва-Хмелёва Ва­лен­ти­на Алек­сан­дров­на (1902-1969) - дет­ская пи­са­тель­ни­ца. Шест­на­дцать лет про­ра­бо­та­ла с без­над­зор­ны­ми и труд­ны­ми детьми, для ко­то­рых и на­ча­ла пи­сать сказ­ки, стихи и рас­ска­зы. Са­мы­ми из­вест­ны­ми её про­из­ве­де­ни­я­ми стали по­ве­сти «Динка», «Динка про­ща­ет­ся с дет­ством».

Пояснение.

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание Г. Фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложениях 5 и 6 (Ну и ладно! А вам-то что?) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью, звучит отрывисто, грубо и поэтому не лучшим образом характеризует героя.

В предложении 54 (Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.) речь того же Павлика выглядит иначе. Мальчик научился говорить «волшебное слово – пожалуйста» - всего одно слово в речи героя позволяет проникнуться к нему с симпатией.

Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был Г. Фон Габеленц, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2 Старичок помог понять Павлику, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. Приведу убедительные доводы.

В начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Разговаривая с родными, Павлик старается следовать полученному совету: он вежлив, внимателен (предложения 40, 43, 52, 53, 60, 61).

И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (предложения 41, 56, 68, 69).

Таким образом, волшебное слово, подсказанное старичком, изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям.

15.3 Когда говорят о силе, чаще всего подразумевают силу физическую. Но есть ещё и другое понятие силы. Человека, преодолевшего жизненные трудности, справившегося с тяжелейшими испытаниями судьбы: болезнью, потерей близких людей, - тоже называют сильным. В этом случае речь идёт о силе духа, то есть о той внутренней силе, стойкости, которые помогли ему справиться со всеми невзгодами. Сильным можно назвать и человека, способного признать свои ошибки; вместо того чтобы озлобиться на окружающих и всех вокруг считать виноватыми, разобраться в себе и с пониманием отнестись к ситуации.

Герой текста В.А. Осеевой Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Для этого ему потребовалось сделать над собой усилие: искать изъяны в себе самом куда как труднее, чем в окружающих.

Когда мне было лет семь, я случайно разбила любимую мамину чашку. Она была ей очень дорога, потому что чашку подарила маме её мама, моя бабушка. Мне очень хотелось, чтобы виноватым в этой истории оказался кто-нибудь другой: брат, кошка… Всё же я решилась рассказать маме правду. К моему удивлению, мама не стала меня ругать, а предложила склеить чашку и сохранить как память о бабушке и о моей смелости. Так я справилась с собственной слабостью.

Умение признавать свои ошибки – великое достоинство и большое искусство. Фактически, признавая свою ошибку, человек берет на себя ответственность и признается в том, что он чего-то не умеет, не знает. Да, это так, но ведь, с другой стороны, признавая свою ошибку, человек готовится её исправлять. Не признаёт – значит и исправлять нечего. Признать свою неправоту может сильный и смелый человек, а упорствовать будет трус.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: