Виды субсидий. Субсидии как вид социальных выплат

Это безвозмездная ссуда, то есть, по сути, подарок. Их можно рассматривать как одну из форм использования сторонних денег, при которой некое стороннее лицо предоставляет бизнесу деньги на реализацию определенной цели, не рассчитывая на их возвращение, то есть, иными словами, просто дарит. Единственным требованием лица, предоставляющего субсидию, является выполнение получателем определенных условий, оговариваемых в процессе финансирования.

Субсидирование на первый взгляд кажется идеальным вариантом использования чужих денег – ведь при этом не нужно продавать долю бизнеса или брать на себя долговые обязательства. Это даже лучше, чем совместное предприятие. Получаешь чужие деньги практически бесплатно, и их даже не нужно возвращать.

Главный вопрос при получении субсидии заключается в том, сможете ли вы выполнить сопутствующие требования: в некоторых случаях налагаются определенные ограничения в отношении целей, на которые может быть использована безвозмездная ссуда, или механизмов развития и расширения бизнеса с ее участием.

Однако если правила и ограничения, выставляемые субсидирующим лицом, не идут вразрез с вашими планами и целями, то эта форма чужих денег действительно может стать для вас бесценной находкой.

Виды субсидий

Существует множество разновидностей субсидий, но их источники можно разделить на 2 большие группы: гранты, дотации и прочие безвозмездные ссуды поступают, как правило, либо от государства, либо от частных юридических или физических лиц.

Государственные органы, осуществляющие субсидирование бизнеса, включают в себя всевозможные национальные и региональные агентства. Среди частных лиц источниками безвозмездного финансирования чаще всего выступают богатые семьи, организации или корпорации, создающие специальные фонды, целью которых является субсидирование.

Некоторые предприятия, например, занимающиеся развитием методов лечения каких-либо тяжелых заболеваний или предоставляющие какие-либо услуги малоимущим слоям населения, также могут привлекать благотворительные взносы со стороны организаций или физических лиц. Но мы не будем рассматривать пожертвования на благотворительные цели.

Почему государство и различные фонды бесплатно раздают деньги?

Что касается частных источников субсидирования, то здесь одна из главных причин представлена альтруизмом. Многие из них выделяют средства на какие-нибудь благие цели. Они болеют за какое-то дело и хотят, чтобы их деньги были потрачены именно на него.

Некоторые частные организации и фонды существуют только для того, чтобы обеспечивать финансирование достойных начинаний – действий, направленных на достижение этих благих целей.

Что это могут быть за цели?

Они бесконечны в своем многообразии. Некоторые организации выделяют средства на лечение страдающих каким-то тяжелым заболеванием, на помощь малоимущим, на решение каких-то социальных или экологических проблем.

У частных благодетелей есть и еще один мотив – налоговые льготы. Предоставление безвозмездных ссуд – по крайней мере, организациям, квалифицируемым налоговым законодательством как благотворительные, – позволяет экономить на налогах огромные суммы.

Пожертвования организации, не квалифицируемой законом как благотворительная, другой организации, которая тоже не подпадает под это определение, не вычитаются из облагаемой налогом суммы. Иными словами, вы не можете предоставить безвозмездную ссуду коммерческому предприятию своего сына и вычесть ее из налогооблагаемого дохода.

Однако одним из оснований для получения организацией статуса благотворительной является предоставление субсидий. Благотворительная организация может предоставлять безвозмездные ссуды некоммерческим объединениям при условии, что данные средства будут направлены на предусмотренные дарителем цели и что не подпадающая под определение благотворительной организация израсходует их по назначению.

Точно так же деньги можно предоставлять физическим лицам при условии, что будет вестись подробное «досье» на получателя, содержащее сведения о его имени, адресах, цели субсидирования и отношениях с дарителем.

Соответственно, чтобы обеспечить финансирование коммерческих предприятий и воспользоваться налоговыми льготами, некоторые организации создают благотворительные фонды с целью предоставления субсидий. Организация выдает вычитаемые из налогооблагаемой суммы деньги благотворительному фонду, который использует их для субсидирования.

Однако закон налагает некоторые ограничения на подобные взаимные сделки между частными фондами и их крупными спонсорами. Даритель или его семья, подчиненные или руководители его бизнеса не имеют права осуществлять контроль за деятельностью благотворительной организации.

Использование фонда в личных целях или манипулирование советом директоров может поставить под угрозу его налоговый статус. Это касается и тех, кто по каким-либо иным причинам имеет возможность оказывать существенное влияние на деятельность соответствующих не облагаемых налогом организаций. В случае нарушения данных положений частный фонд должен будет уплатить налоги и штрафы. Следовательно, даритель не должен контролировать процесс отбора получателей субсидии.

17 Сен 2010 09:54

Законодательное определение субсидий содержится в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в которой указано, что субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг . Но это понятие не носит универсального характера и не может использоваться для характеристики всех видов субсидий, предусмотренных современным законодательством о социальном обеспечении.

Более точным является определение субсидии, предложенное авторами коллективной монографии "Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении", которые рассматривают субсидию как денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг на условиях долевого финансирования . Однако эта дефиниция не учитывает такой важный признак, отличающий субсидии от других социальных выплат, как целевой характер. Действующие правовые нормы предусматривают ответственность за нецелевое использование субсидий в форме возврата всех или части денежных средств, потраченных не по назначению. Кроме того, все виды субсидий, установленные российским законодательством, финансируются из бюджетных средств Российской Федерации или ее субъектов, поэтому могут быть охарактеризованы как алиментарные. Р.И. Иванова отмечала, что "в самом общем виде под социальной алиментарностью следует понимать способ предоставления государством или по его поручению общественными организациями всех видов и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития советского общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения". Таким образом, субсидия в праве социального обеспечения - социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных в законе.

Современное российское законодательство о социальном обеспечении предусматривает три вида субсидий:

1) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2) субсидии на приобретение жилья;

3) субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрены ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления этого вида субсидий определен Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на федеральном уровне установлена максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходах граждан в размере 22%, большинство субъектов Российской Федерации дублируют этот норматив в региональном законодательстве, хотя субъекты Российской Федерации могут снижать этот порог (в Москве при среднедушевом доходе свыше 2500 рублей в месяц максимально допустимая доля расходов на жилищно-коммунальные услуги составляет 10%), что способствует расширению круга получателей субсидии. В полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит также определение нормативной площади жилья и стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Размер субсидии ограничен фактическими расходами семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Денежные средства перечисляются гражданам ежемесячно на банковские счета или вклады до востребования. Думается, эта периодичность является оптимальной, поскольку позволяет учесть сезонные изменения объемов потребления коммунальных услуг и необходимость внесения платежей раз в месяц.

На целевой характер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг указывают установленные законодательством основания приостановления выплаты субсидии (неуплата получателем текущих платежей за жилье и коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнение получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и др.) и прекращения ее выплаты (в случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца с даты уведомления получателя в приостановлении выплаты субсидии).

Таким образом, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг являются видом социального обеспечения, который предоставляется малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с целью компенсировать расходы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Субсидии на приобретение жилья предоставляются на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и других нормативно-правовых актов.

Субсидии на приобретение жилья предоставляются однократно гражданам, ранее не получавшим субсидии на эти цели. Граждане, имеющие право на получение субсидий на приобретение жилья, не должны иметь жилья для постоянного проживания либо должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в порядке установленном российским законодательством. Однако лицам, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники" (советники) высшей группы должностей, субсидия предоставляется независимо от критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий. Законодатель обосновывает эту привилегию особенностями профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышением мотивации эффективного исполнения ими своих служебных обязанностей. Но разве государство не заинтересованно в эффективном выполнении должностных обязанностей врачами, учителями? Полагаем, что существование подобной привилегии для государственных служащих является дифференциацией социального обеспечения по признаку должностного положения граждан и противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод независимо от должностного положения. И это не единственный "перекос" в законодательстве о предоставлении субсидий на приобретение жилья. Размер субсидий для государственных гражданских служащих определяется с учетом поправочного коэффициента, зависящего от стажа гражданской службы и составляющего от 1,05 до 1,5, что позволяет увеличить сумму субсидии от 5% (при стаже государственной службы от 3 до 5 лет) до 50% (при стаже свыше 25 лет). Для северян максимальный коэффициент составляет 1 (при стаже свыше 35 лет).

В.С. Аракчеев справедливо подчеркивает: "Когда во главу угла ставятся не собственно государственные интересы, а лишь факт принадлежности к категории служащих, что, собственно, во многом имеет место в настоящее время, и особенно тех из них, от которых зависит принятие нормативных актов, то это свидетельствует о несоблюдении действующим законодательством принципа не только социальной, но и естественной справедливости, который требует, чтобы никто не обогащался во вред другому. Поэтому дифференциация размеров социального обеспечения по данному направлению зашла слишком далеко, т.е. она идет вразрез с общеправовыми принципами и должна быть приведена в норму".

Предоставление субсидий на приобретение жилья оформляется государственным жилищным сертификатом (за исключением - федеральных госслужащих). Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на приобретение (строительство) жилья. Поскольку субсидии на приобретение жилья финансируются из федерального бюджета, думается, необходимо выработать единый механизм по предоставлению гражданам этой социальной выплаты.

Субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса урегулированы Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым федеральный бюджет софинансирует региональные программы по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Требования к получателям субсидий на организацию бизнеса устанавливаются законодательством субъектов РФ. Типичным получателем субсидии на открытие собственного дела является гражданин, достигший 18 лет; зарегистрированный в качестве безработного в государственных органах содействия занятости населения; представивший свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и бизнес-план; а также заключивший договор об организации самозанятости с центром занятости населения.

Некоторые регионы России определяют круг лиц, обладающих преимущественным правом на получение субсидии. В Алтайском крае это: молодежь в возрасте до 30 лет; инвалиды; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; граждане, имеющие детей-инвалидов; граждане, уволенные по причинам сокращения численности или штата работников, ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. В Москве дополнительным условием получения субсидий является принадлежность гражданина к категориям, испытывающим трудности в поиске работы: инвалиды, имеющие показания к труду; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждане в возрасте от 18 до 24 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые; граждане в возрасте от 21 до 26 лет из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, ищущие работу впервые; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.

Почти во всех субъектах РФ обязательным условием предоставления субсидии является организация малого предпринимательства на срок не менее одного года.

Размер субсидий безработным гражданам, установленный на федеральном уровне, равен 12-кратной максимальной величине пособия по безработице и составляет 58800 рублей, при этом регионы могут повышать размер субсидии, финансируя сумму, превышающую указанную величину из средств регионального бюджета. Так, в Ульяновской области субсидии безработным гражданам предоставляются в размере до 300000 рублей, в Москве - до 30 МРОТ.

Таким образом, современное российское социально-обеспечительное законодательство о субсидиях развивается по пути увеличения видов субсидий и количества социальных рисков ими минимизируемых. Субсидии предоставляются гражданам при наступлении таких социальных рисков, как малообеспеченность, безработица, отсутствие жилья. Система мер, направленных на целевое использование субсидий, позволяет добиться расходования предоставленных средств по назначению, что способствует эффективному достижению поставленных целей.

Различают несколько видов субсидий:

– прямые, непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах:
– выплата надбавок (премий) за экспорт,
– возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше),
– финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.);
– косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.

Рис. Последствия экспортной субсидии

Производителям, получившим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на отечественный рынок, внутренняя цена на него увеличивается с Рw до Pd. Рост цены обусловливает увеличение предложения Qs до Q*s и сокращение спроса с 0 до Q*d

В результате потребители несут потери (области а + Ь), а производители получают дополнительный выигрыш (области a + Ь + с + d + е). Но чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет. Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (Q*s – Q*d). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны Ь + с + d + е + f, значит, потери благосостояния страны в целом составят область Ь + f. Однако в реальности эти потери будут еще больше.

Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортере увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника b + с + d + е + f. Для нейтрализации действия субсидии, предоставляемой страной-экспортером своим производителям, страна-импортер может принять ответные меры, введя компенсационную пошлину. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам ГАТТ/ призвано содействовать сокращению масштабов субсидирования и упорядочению практики ответных мер, с тем чтобы и те и другие не препятствовали развитию международной торговли.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго, как правило, по политическим мотивам. Санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения.

В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

В последние годы многие страны стали уделять повышенное внимание обеспечению своей экологической безопасности. В результате появились новые нетарифные ограничения. Так, начинают применяться обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления. Обязательство об обратной приемке приводит к повышению издержек экспортирующей стороны, связанных с обратной отгрузкой упаковочных или отработанных материалов, и снижению конкурентоспособности импортных товаров. Данные обязательства могут затрагивать конкурентоспособность конкретных материалов, которые являются экологически благоприятными, однако с трудом поддаются рециркуляции в стране-импортере, так как не находят там широкого применения.

Например, для ввоза продукции в Германию колумбийские экспортеры кофе были вынуждены использовать вместо привычной джутовой упаковки пластмассовую. Лишь после того как в Германии возник рынок для рециркулированного джута (автомобилестроение, строительство, производство мебели), у колумбийцев появилась возможность использовать джут в качестве упаковочного материала. Во Франции, Германии и Италии обязательства по обратной приемке существуют для отработанного масла, в Нидерландах – для аккумуляторов, консервных банок и бытовой электротехники. России предстоит приспосабливаться к правилам, формирующимся в мировом хозяйстве, при решении национальных вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения.

Успех или неудача международного бизнеса зависит не только от конъюнктуры рынка, наличия и умелого использования факторов производства, информационной поддержки внешнеэкономической деятельности, но и от установленных государством процедур, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы. Импортер и экспортер России должны уплатить таможенную пошлину и сбор за таможенное оформление. Кроме того, импортер уплачивает налоги, которыми облагается данный товар: налог на добавленную стоимость и акциз, если он взимается при реализации этого товара; экспортер от уплаты налогов освобожден. Чтобы установить общую сумму платежей, необходимо:

  • рассчитать сумму сбора за таможенное оформление (0,15% фактурной стоимости товара);
  • установить, облагается ли данный товар пошлиной;
  • определить таможенную стоимость товара;
  • выяснить ставку пошлины (учесть, из какой страны ввозится товар) и рассчитать ее сумму;
  • уточнить, не входит ли товар в список освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, и если нет, то рассчитать сумму налога на добавленную стоимость в процентах к сумме, включающей таможенную стоимость товара, таможенную пошлину и (по подакцизным товарам) сумму акциза.

Государственное регулирование способно создавать или разрушать экспортно-импортные возможности. Оно не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется во многих развивающихся странах, в ряде из них необходимо пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.

В России государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была законодательно закреплена в 1918 года декретом «О национализации внешней торговли». Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986 г., когда были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу их на внешний рынок. В настоящее время перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами Российской Федерации.

Государственные меры в области внешней политики включают тарифы и налоги, а также широкий спектр нетарифных барьеров в торговле. Нетарифные барьеры подразделяются на несколько групп:

  • меры, направленные на прямое регулирование внешней торговли;
  • меры административного характера;
  • меры, опосредованно влияющие на ограничение внешней торговли.

В процессе развития мирохозяйственных связей выработались определенные инструменты внешнеторговой политики, используемые во всех государствах мира.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: