Роль практики в развитии естествознания. Роль практики в познании: основные понятия, их формы и функции, критерий истинности

Практика - это деятельность человека по изменению объективного мира (действительности). Практика выступает как критерий истины. Практика соединяет объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью. Практика является одновременно и относительным, и абсолютным критерием истины. Абсолютной практике противостоит относительная практика. Если теория расходится с практикой, то стоит обратить внимание на теорию, но и на практику. Практика также является критерием определенности познания и знания.
Материализм XVII-XVIII вв. в силу своей созерцательности видел, с одной стороны, природу, а с другой - человека, пассивно, подобно зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже отметили, что позднейшая философия, напротив, исходит из того, что познание - это социально-опосредованное отношение человека к миру.
Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.
Эта связь познания и практики восходит еще к тем давним временам, когда познание, производство идей было непосредственно вплетено в производство вещей, а знания, в том числе и зачатки научных знаний, приобретались в процессе практики, накопления опыта земледелия, выполнения ремесленных работ, ориентации на местности т.д. Автономизации познавательного процесса, относительная самостоятельность сферы познания - продукт истории, результат расщепления человеческой деятельности на материальное и духовное производство.
Однако эта самостоятельность лишь относительна, поскольку и в наше время практика сохраняет роль и значение важнейшей детерминанты, определяющей весь ход познания, начиная с формирования объекта познания и кончая установлением достоверности или, наоборот, ложности полученных нами знаний.
Общественная жизнь по своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества. Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и т.д. Но основные виды практики - это, во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность. Во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.
Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Более того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов. Так, практика селекции, искусственного отбора животных и растений человеком, дала Ч. Дарвину материал, сыгравший немалую роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.
Естественно, далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, так сказать, апостериорно, на основе опыта. Часть знания, мы получаем априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по отношению к данному индивиду, но не к человечеству.
Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Так, повышенный интерес к разработке экологической проблематики в наши дни определяется в первую голову практическими потребностями преодоления экологического кризиса, а внимание к вопросам генетики - практическими потребностями увеличения производства продовольствия, борьбы с наследственными болезнями и т.д.
В конечном счете, как уже отмечено выше, «скачок» от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.
Следует подчеркнуть, что, как правило, сам первый шаг практического применения теории дает необходимый материал для ее дальнейшего продвижения вперед и порождает мощные стимулы к ее развитию. Так было в свое время с электричеством, так сравнительно недавно обстояло дело с развитием атомной физики твердого тела, кибернетики.
Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования, что особенно важно в современных условиях, в обстановке прогрессирующей индустриализации науки.
Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности - и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую «чистую» науку, нежелание работать над решением практических задач.
К тому же нужно видеть и учитывать неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь технических наук с производственной практикой самая непосредственная, фундаментальных наук - более отдаленная, опосредованная.
Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.
Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, и нформационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности.
Не меньшее значение для практики имеет проектно-конструкторская функция познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые без науки не могли бы возникнуть.
Иными словами, не только практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория выполняет роль критерия правильности практики.
Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.

Все это, вместе взятое, свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве. Анализ сущности познавательного oтношения человека к миру и выявление роли практики в познании как его источника и основы подводит к решению следующей узловой проблемы - к рассмотрению механизма процесса, соотношения в нем чувственного отражения и рационального познания.

Чтобы понять, какое мы получили знание в результате познания: истин-ное или ложное, нужен такой критерий, который нельзя было бы просто отбросить за ненадобностью. Таким критерием и является практика. Практика представляет собой материальную и духовную деятельность людей по преобразованию природных и социальных условий в соответствии со своими потребностями и интересами. Именно практика помогает преодолеть как догматизм, так и релятивизм.

Практика является исходным пунктом познания. Человек начинает поз-навать явления действительности тогда, когда в практической деятельности сталкивается с такими из них, знания о которых у него отсутствуют. Наши да-лекие предки, не имея достаточных знаний о природных процессах и вещах, вынуждены были действовать очень не эффективным методом проб и ошибок. Но и в нашей действительности нам нередко приходится действовать этим методом при отсутствии соответствующих знаний.

По мере накопления опыта в решении стоящих перед людьми задач, у них накапливаются эмпирические знания, которые со временем обобщаются, превращаясь в теоретические. А это – тоже практическая деятельность. Правда, теоретические знания могут быть как научными, так и вненаучными. Научные знания – это истинные знания. Эта истинность подтверждается практикой. Вненаучные знания чаще всего практикой не подтверждаются.

Из рассмотренного становится ясно, что практика является и исходным пунктом познания, и процессом его, и целью его, и критерием истинности наших знаний. Т.е. практика – явление многогранное.

Основными видами практики являются следующие: а) производствен-ная деятельность; б) общественная деятельность; в) научная экспериментальная деятельность.

Производственная деятельность является важнейшим видом деятельности людей, без чего не может ни существовать, ни развиваться человеческое общество. Чтобы жить, люди должны трудиться. Только труд может обеспечить человеку достойные условия существования, удовлетворить его материальные и духовные потребности. Труд – источник материальной и духовной культуры, без которых не может сформироваться человек. При этом следует иметь в виду, что материальная культура является основой для духовной культуры. Если бы наш далекий предок не создал орудия труда, позволившие ему завоевать свое место в природе, не могла бы возникнуть духовная жизнь общества.

Общественная деятельность – это деятельность людей в сфере полити-ки, науки, образования, здравоохранения, искусства, управления и т.п. Без этих видов деятельности человек сегодня не в состоянии организовать свою материально-производственную деятельность – основу существования как общества, так и индивида.


Научная деятельность в наши дни носит ярко выраженный эксперимен- тальный характер. Без экспериментов современная наука не может ни суще- ствовать, ни развиваться. Эксперимент – это научно поставленный опыт, а опыт – это всегда практика. Чаще всего одним единственным опытом поиск научной истины не ограничивается. Практика в науке – длительный и тяжелый труд.

Кроме рассмотренных видов, практика включает и такие, как повседнев-ная, спортивная, семейно-бытовая и др. Эти виды практики дополняют и кон-кретизируют основные. Т.е. практика охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. По мере развития человеческой истории практика видоизменяется, усложняется и совершенствуется.

Однако не всякая практика способствует прогрессивному развитию чело-веческого общества. Практика бывает как созидательной, так и разрушитель-ной по своим результатам.

В зависимости от субъекта деятельности выделяют такие формы практики, как индивидуальная, коллективная, социально-групповая (в том числе классовая и национальная), государственная, общественная. Но как бы ни был представлен субъект деятельности, практика всегда социально обусловлена. Если животные осуществляют какую-либо деятельность, то этот акт у них протекает на базе инстинктов. Они инстинктивно роют норы, строят гнезда, вскармливают детенышей и т.п. Богатый набор инстинктов они приобретают вместе с рождением. Именно он и позволяет им приспосабливаться к различным условиям жизни. Каждое животное принадлежит к своему виду. Человек же своей практической деятельностью приспосабливает действительность к своим разносторонним потребностям.

Практика – это не только чисто материальная деятельность, а деятельность, одухотворенная чувствами и разумом человека.

Т.е. практика тесно связана со знаниями людей. Человек эффективно действует тогда, когда опирается в своей практике на истинные знания. Именно в этом случае он получит желаемый результат. Когда же он не владеет такими знаниями, то вынужден действовать весьма не эффективным методом проб и ошибок.

Таким образом, истина и практика тесно взаимосвязаны. Именно практика заставляет человека искать новые знания, когда имеющихся не хватает для эффективной практической деятельности. Процесс познания – это тоже практика: материальная или духовная, эмпирическая или теоретическая. Как же убедиться в истинности полученных знаний? Другого пути, кроме практики, нет. Поэтому именно практика выступает критерием истины, а истина служит практике преобразования материальных и духовных условий жизнедеятельности как человека, так и общества.

Контрольные вопросы

1. Раскройте этимологию слов «гносеология» и «эпистемология».

2. В чем суть сенсуализма и рационализма?

3. Что такое эмпиризм?

4. Что такое объект и субъект познания?

5. Какие уровни (ступени) вы знаете?

6. Что такое истина?

7. Что такое объективная, относительная и абсолютная истины?

8. Что такое практика, каковы ее виды?

9. Что является критерием истины?

10. Какими сторонами характеризуется практика по отношению к познанию?

Практика – материально-предметная деятельность по преобразованию окружающей действительности.

I. Практика (греч. деятельный, активный) как специфический человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией.

Она включает в себя:

1) Реальные преобразования окружающей среды при помощи искусственно созданных орудий и средств. (субъект - объектные отношения.

2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект - субъектные отношения)

3) Совокупность норм и ценностей.

Структура отношений представляет собой единство двух строн: 1- субъектная (человек с его способностями, возможностями, целеположениями. 2 - объектная (средства, исходные материалы, полученные продукты).

Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практической деят-ти, практика носит не только предметный, но и общественный характер. Практика может характеризоваться как включение человека в окружающий его предметный и социальный мир, путем преобразования объективно существующих предметов и явлений.

Практика - это предметная, материальная, чувственная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов.

Основные формы практической деят-ти людей

1. Материально-производственная

2. Социально-преобразующая.

3. Научно-экспериментальная

4. Техническая

Практика обществ-я тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, теорией.

Практика выступает прежде всего в роли источника познания.(формирует объект познания.)

Как основа познания (движущая сила познания, в практике коренятся импульсы к получению нового знания.)

Как движ сила познания(см выше)

Когда у об-ва появляется практ потребность, она движет науку быстрее, чем десятки университетов. Практика явл целью познания т.к. научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь.

Практическое воплощение идей, их превращения в предметный мир представляют собой процесс опредмечивания знаний. Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях культуры. В процессе этого опредмечивания мы можем выяснить истинность содержания наших знаний. А поэтому практика выступает в качестве критерия истины.

Итак, практика - это необходимое условие познания. Без практики познание невозможно, но, в тоже время, сама практика как опредмечивание знаний немыслима без самих знаний, т.е. в отрыве от познания практика и познание диалектически связаны.

46. Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах.

Чувственное познание - это познавательный процесс, ко­торый осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы - ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Каждое ощуще­ние отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возни­кает только при непосредствен. контакте с ним человека.

Восприятие - это целостный образ, отражающий непосред­ственно воздействующие на органы чувств предметы, их свой­ства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует дру­гую - отражение в нем отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению его целостного образа. Представление - высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характерис­тику восприятия, как целостность образа познаваемого предме­та, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а "по па­мяти". Представление подымает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую, более высокую сту­пень, освобождая его от энергоемких и требующих больших зат­рат времени непосредственных контактов с познаваемыми пред­метами.

Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мыс­ленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, "опережающим отражением" человека.

Рациональное познание - это познавательный процесс, кото­рый осуществляется посредством форм мыслительной деятель­ности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единич­ных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познавае­мой реальности (через формы чувственного познания и использу­емые познавательные средства наблюдения, экспериментирова­ния, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его об­щих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Интуиция - явле­ния внезапного достаточно полного и отчетливого постиже­ния искомого результата (решения проблемы) при неосознан­ности и неподконтролъности путей, ведущих к этому резуль­тату. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" * внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма позна­ния интуиция характеризуется путем выделения основных эта­пов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) - преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) - подсознательный анализ и выбор решения - начинается по завершении первого и продол­жается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном эта­пе - подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противопо­ложности, по последовательности), а также механизмы вообра­жения, позволяющие представить проблему в новой системе из­мерений. Третий этап - внезапное "озарение" (инсайт), т.е. осоз­нание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап - сознательное упорядочение интуитивно полученных ре­зультатов, придание им логически стройной формы, установле­ние логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов инту­иции в системе накопленного знания.

К основным механизмам интуиции относятся: во-первых, наличие двух видов анализа проблемы (сознательного и подсоз­нательного); во-вторых, неполнота сознательного анализа (если бы он охватил все содержание проблемы и возможные пути ее решения, то проблема была бы решена логическими средства­ми); в-третьих, параллельное прохождение сознательного и подсознательного анализа, их взаимное стимулирование друг друга (если придерживаться принципа психофизического па­раллелизма, то можно утверждать, что подсознательный ана­лиз начинается одновременно с сознательным); в-четвертых, стимулирующее воздействие эмоциональной сферы человека, его сознания и самосознания на процесс перехода результатов подсознательного анализа в сферу сознания, позволяющее быс­трее преодолеть на этом пути "три порога" (эмоциональный по­рог, порог сознания и порог самосознания).

Таким образом, интуиция - это сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения ее к особой форме познания. Продуктивная функция интуиции подтвержда­ется большим количеством фактов из истории научного, техни­ческого и художественного творчества, зачастую экзотичных и даже забавных. Во-первых, из-за отсутствия дока­зательности и подчиненности консервативному здравому смыс­лу; во-вторых, в силу первого обстоятельства интуиция сама по себе без дополнительных эмпирических и теоретических аргу­ментов недостаточна для построения и оценки научных теорий. Поэтому в целом развитие познания (особенно научного) идет по пути освобождения от интуитивно принимаемых решений, при­ведения их к логически выводимым утверждениям, уточнения и подтверждения на основе данных опыта и накопленного теорети­ческого знания.

  • Тема: « Сравнение двух ведущих теорий химии: Периодического закона Д.И. Менделеева и теории химического строения

  • А.М. Бутлерова»



Цели урока

  • 1. Сравнить философские основы общности двух ведущих теорий химии

  • 2. Показать, что обе теории созданы русскими учеными и составляют вклад отечественной химии в мировую химическую науку

  • 3.Доказать, что обе теории прошли испытания временем и блестяще его выдержали, развиваясь и обогащаясь современными открытиями в химии.



Вопросы семинарского занятия

  • 1.Предпосылки возникновения теорий

  • 2. Основные положения теорий

  • 3. Роль практики в становлении теорий

  • 4. Их значение и развитие



1.Предпосылки. Накопление фактов.

  • 63 химических элемента

  • 1807г.- Й. Берцелиус

  • XVIIIв. –А. Лавуазье(С, Н, О,N)

  • XIXв. – А. Кекуле(химия соединений

  • углерода)

  • К.Шорлеммер (химия углеводородов

  • и их производных)



1.Предпосылки. Работы предшественников Д.И. Менделеева

  • Классификация Берцелиуса

  • Триады Деберейнера (1816г.)

  • -Аr (Na) =(7+39):2=23 Li, Na, K

  • Октавы Ньюлендса(1865г.)

  • H Li Be B C N O

  • F Na Mg Al Si P S

  • Cl К Са Сr Ti Mn Fe

  • ……………………………

  • Таблица Мейера (1869г)- 27 элементов



Дополнительный вопрос

  • В 1882г. Лондонское Королевское общество присудило Д.И. Менделееву медаль Деви «за открытие периодических соотношений атомных весов», а пятью годами позже, в 1887г., это же общество вручает эту же медаль своему соотечественнику Дж. Ньюлендсу «за открытие периодического закона химических элементов».

  • Чем объяснить такую нелогичность в решениях Лондонского Королевского общества?



Дополнительная информация

  • Немецкий химик Лотар Мейер(1830-1895)- претендент на открытие П.З.

  • 1864г – его работа « Современные теории химии», где химические элементы выстраивались в ряд в соответствии с их атомным весом. Он не увидел главные закономерности, не смог ни предсказать новых, ни исправить неверные значения атомного веса уже известных элементов.

  • Его заявление после открытия закона Менделеевым: « Было бы поспешно изменять доныне принятые атомные веса на основании столь непрочного исходного пункта».

  • Мейер еще раз доказал, что излишняя осторожность в науке препятствует совершению открытий.

  • Надо отдать должное немецкому ученому - он не стал оспаривать первенство Менделеева.



1. Предпосылки. Работы предшественников А.М. Бутлерова

  • Теория радикалов- Й. Берцелиус, Ю. Либих, Ж. Дюма

  • Теория типов- Ж.Дюма, Ш. Жерар,О. Лоран

  • 1830г.- Й Берцелиус, термин «изомерия»

  • Успехи в синтезе- Ф.Велер, Н.Н.Зинин, А. Кольбе, М. Бертло, А.М. Бутлеров

  • Э. Франкланд, А. Кекуле- понятие о валентности



1. Предпосылки. Съезд химиков в г. Карлсруэ (1860)

  • Д.И. Менделеев… ?

  • А.М. Бутлеров … ?

  • 1869 год….? 1861год…?

  • Все ученые, которые занимались поисками естественной классификации химических элементов и органических веществ, находились в равных условиях, имели одни и те же предпосылки.

  • Почему же ни одному из них, кроме Д.И.Менделеева и А.М. Бутлерова, не удалось открыть Периодический закон и создать Теорию химического строения?



2. Основные положения теорий

  • Задание №1.Дать определение основным положениям ТХС, привести примеры

  • 1гр.- первое положение

  • 2гр.- второе положение

  • 3гр.- третье положение

  • Задание №2 Ответить на вопросы по теме « Периодический закон»



3. Роль практики в становлении теории. Развитие теории.

  • Периодический закон Д.И. Менделеева…?

  • «…от атомных масс», «…от зарядов их атомных ядер»

  • Теория строения А.М. Бутлерова…?

  • «…от химического строения», « …от их пространственного и электронного строения»



Выводы

  • 1. Теории сходны в своем становлении (факты, работы предшественников, съезд, личностные качества ученых)

  • Теории созданы гениальными русскими учеными, эти теории- большой вклад в мировую науку

  • Им «… будущее не грозит разрушением, а лишь развитие и надстройки обещаются».

  • (Д.И. Менделеев)



Кроссворд. Авторы: Барташевский Павел, Скрябиков Егор

  • Теория А.М.Бутлерова.

  • 1.Эффект смещения электронных пар сигма- связей

  • 2.Наименьшая единица вещества

  • 3.Этот ученый ввел термин «орг.химия»

  • 4.Химия углерода

  • 5.Эффект смещения электронов пи-связи

  • 6.Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и свойства

  • Велика роль практики в развитии естествознания. Рассмотрим некоторые примеры, когда практические потребности привели к развитию той или иной области естествознания, а иногда даже вылились в целые научные направления.

    1. Необходимость руководить земледелием, определять время начала земледельческих работ, потребности мореплавания, связанные с ориентацией ночью в длительных морских путешествиях требовали измерения времени, которое было связано с изучением видимого движения Солнца и других небесных светил. Это способствовало развитию астрономии.

    2. Астрономия же может развиваться только используя знания математики, что выдвинуло вперед эту науку, причем прежде всего стали развиваться арифметика и элементарная геометрия. Строительство жилищ ставило перед геометрией практические задачи.

    3. Человека и животных одолевали различные болезни, с которыми нужно было бороться. Это положило начало развитию медицины и ветеринарии.

    4. В то же время успешное лечение болезней человека и животных было невозможно без знаний физиологии, анатомии, ботаники. Таким образом, медицина и ветеринария вызвали к жизни эти науки.

    5. Для развития ремесел требовалась наука, которая исследовала бы свойства тел и формы проявления сил природы. Практические потребности, таким образом, стимулировали возникновение и развитие физики.

    6. Техника производства часов требовала развития теории равномерного движения. Решение проблемы колебаний маятника было найдено X. Гюйгенсом и положило начало развитию теории колебаний.

    7. Голландию можно считать страной, где зародилась такая наука, как гидростатика. В этой стране огромное количество озер и рек, поэтому гидротехнические сооружения имели здесь колоссальное значение. А сооружать порты, каналы, плотины невозможно было без знания законов и положений гидростатики.

    8. Стремление получить совершенный тип парового двигателя привело к созданию паровой машины Уатта, а желание повысить коэффициент полезного действия (КПД) паровой машины послужило основой для развития термодинамики С. Карно.

    9. Широкое распространение паровых машин оказало существенное влияние на открытие закона сохранения и превращения энергии.

    10. Оптика тоже оказалась под сильным влиянием практических потребностей. С тех пор как Г.Галилей продемонстрировал значение зрительной трубы для мореплавания, эта область физики стала бурно развиваться. Были созданы бинокли. Желание заглянуть внутрь вещества способствовало появлению микроскопов, а стремление получше рассмотреть звезды - телескопов.

    11. История науки убедительно доказывает, что как только обнаруживается практическая потребность того или иного открытия, сразу начинается интенсивное развитие соответствующей области науки. Так, например, исследование строения атома и атомного ядра шло сравнительно медленно до 1939 г. Итальянский физик Э. Ферми, впервые обнаруживший деление ядер урана, даже не заявил об открытии. Оно было сделано немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассма-ном. Когда же обнаружилось, что можно использовать колоссальные запасы энергии, выделяющиеся при распаде атомных ядер для промышленных и военных целей, размах соответствующих исследований увеличился в десятки и сотни раз.

    12. Огромная отрасль науки - кибернетика, основные принципы которой подробно изложены в ТЕМЕ 16 предлагаемого курса, - была создана не из чистой любознательности, хотя и вобрала в себя достижения логики. Во время второй мировой войны возникла необходимость наладить средства противовоздушной обороны (ПВО). Американцы поручили Н. Винеру и Дж. Биглоу изучить возможности автоматической регулировки стрельбы орудий ПВО. Решению этой проблемы и обязана своим появлением новая наука - кибернетика.

    13. Роль практических потребностей велика в становлении химии. Металлургия и производство лекарств требовали бурного ее развития.

    14. Изучение металлов стало вообще источником самых блестящих открытий. Решение проблем горения способствовало созданию целой новой отрасли знания - математической теории и физики горения и взрыва.

    15. Развитие хлопчатобумажной промышленности связано с возникновением новых отраслей химической промышленности - производства серной кислоты, соды и хлора, которые были необходимы для обработки хлопка (серная кислота - для соды, а сода - для мыла, без которого невозможна промывка окрашенных тканей).

    16. Создание взрывчатых веществ потребовало производ

    ства азотной кислоты из чилийской селитры и сер

    ной кислоты, следовательно, стали развиваться и эти

    новые отрасли химической промышленности.

    Однако не во всех науках, разумеется, можно обнару

    жить столь очевидную зависимость от практических по

    требностей.

    Люди связаны определенными общественными условиями. Уровень социального развития общества ограничивает возможности ученого. Каждый исследователь - дитя своего времени, поэтому научные открытия совершались людьми, чьи мысли направлялись потребностями века.

    Например, телефон не был создан раньше XIX в., так как в этом не было необходимости. Рыночные отношения, интенсивно развивающиеся в этом веке, требовали быстрой и качественной информации по телефонным каналам между абонентами, удаленными друг от друга практически на любое расстояние. В 1876 г. А.Г. Белл (США) изобрел телефонный аппарат, а первая телефонная станция была создана в 1878 г. в Нью-Хейвене. Таким образом, телефон был крайне необходим и не мог не появиться именно в это время.

    Сегодня же одной телефонной связи недостаточно. Появление факсов, радиотелефонов, электронной почты, сотовой связи, сети «Интернет» также связано с потребностями получения быстрой и качественной информации. И этот процесс нельзя остановить: завтра могут появиться совершенно новые средства связи, обусловленные практическими потребностями.

    1.2.4. Относительная самостоятельность в развитии науки

    Относительная самостоятельность развития естествознания - не вьщумка философов, а закономерность его развития. Она находит свое выражение в стремлении к систематизации накопленного знания, упорядочению этих знаний. Практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по мере достижения определенных ступеней самого процесса познания природы.

    Относительная самостоятельность развития естествознания проявляется в том, что сам процесс познания совершается от явлений - к сущности и от менее глубокой сущности - к более глубокой.

    В науке одни научные идеи вытекают из других. Так, например, раз физики начали «ковыряться» в атомном ядре, это непременно привело бы к созданию атомной бомбы, что и наблюдалось в действительности.

    Все физические теории в оптике связаны с развитием учения о природе света, которое прошло сложный и далеко не гладкий путь.

    1. Первые теории о природе света были предложены И. Ньютоном (1672-1676 гг.) - свет как поток корпускул (частиц) - корпускулярная теория света, - и X. Гюйгенсом (1678 г.) - волновая теория света. Обе теории опирались на одни и те же факты, и каждая по своему, но одинаково хорошо объясняла их.

    2. Изучение света привело к открытию явлений дифракции и интерференции света О. Френелем и Ара-го (1815-1818 гг.), которые склонили чашу весов в сторону волновой теории, так как хорошо объяснялись именно с этой точки зрения.

    3. Исследования явления поляризации света и доказательство поперечности световых волн О. Френелем (1815-1821 гг.) также опирались на эту теорию. Впоследствии эти явления нашли широкое применение в науке и технике.

    4. Однако открытие в 1887 г. Г. Герцем явления фотоэффекта и исследование его А. Г. Столетовым в 1888 г. показало, что первый закон фотоэффекта не может быть объяснен с волновой точки зрения.

    5. В 1865 г. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света, в 1905 г. А. Эйнштейн создал квантовую теорию света. Обнаружение примерно в это же время Л. де Бройлем волновых свойств у элементарных частиц (дифракции электрона) позволило установить, что свет обладает двойственной природой, т.е. ему присущи и волновые и квантовые свойства, что получило название корпускулярно-волнового дуализма (см. ТЕМУ 3.8).

    Таким образом, относительно независимые исследо вания привели к более глубокой сущности, но это был установлено не из потребностей производства, хотя в даль нейшем получило колоссальное применение, например, использование солнечных батарей в космосе основано на явлении фотоэффекта и т.п.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: