Стишки во время массажа новорожденных. Детский стихи и потешки для массажа

Самомассаж для детей имеет очень важное значение, поскольку таким образом они учатся лучше понимать свое тело и между делом развивают мелкую моторику рук. Предлагаемый самомассаж для детей дошкольного возраста можно начинать проводить в любом возрасте. Это игровой самомассаж для детей, позволяющий проводить с пользой для здоровья малыша. Обратите внимание, что самомассаж для детей 3-4 лет отличается тем, что движения менее точные, допускается импровизация в том случае, если мелкая моторка пальчиков еще не развита полностью. А вот самомассаж для детей 5-6 лет уже должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.

Китайский обычай перебирать в руках целительные шары, каштаны или грецкие орехи основан на целебном эффекте активности рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.

Самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней для детей

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.

«Растирание ладоней» - трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

«Браслетик» - растирание запястья одной руки другой.

Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.

«Снятие перчатки» - указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.

Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке.

Перед занятиями для концентрации внимания предложите детям помассировать «точку ума» - указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз - в одну сторону, 9 - в другую).

А по окончании какого-либо занятия предложите указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).

Аурикуломассаж или самомассаж ушей для детей

Аурикуломассаж - это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.

Учеными замечено, что, если ребенку 2 - 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных забеолваний.

Точки ушных раковин, рефлекторно связанные с верхними дыхательными путями:

  • Точка горла и гортани.
  • Козелок.
  • Точка полости носа.
  • Противозавиток.

Самомассажу обучают детей с 3-летнего возраста. Большой эффект наблюдается, когда массаж проводится в игровой форме, на психоэмоциональном подъеме.

«Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 - 12 с).

«С днем рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7-10 раз.

«Возьмем силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 - 10 раз.

«Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 - 10 с).

«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 - 7 раз.

«Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 -7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 - 7 раз.

«Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем. Повторяем 7-10 раз. Это упражнение меняет давление в наружном слуховом проходе, в результате проводится массаж барабанной перепонки уха.

«Козелок». Находим козелок, при небольшом надавливании вращаем его вправо, а затем влево (7 - 10 с).

Все упражнения проводятся парно, одновременно обеими руками.

Комплексы упражнений для самомассажа для дошкольников

Выбирая комплекс упражнений для самомассажа, не забудьте и о других частях тела. Предлагаемые далее комплексы самомассажа для дошкольников позволяют проводить работу по регуляции деятельности всех внутренних органов, укреплению иммунитета и нервной системы.

Самомассаж «Петушок»

  • Раз и два! Раз и два! (тереть ладони друг о друга),
  • Начинается игра! Красим крылья и живот (поглаживать ладонями руки, живот),
  • Красим грудочку и хвост (поглаживать грудь),
  • Красим спину (поглаживать поясницу),
  • Красим ножки (поглаживать ноги),
  • Красим гребешок немножко (поглаживать голову).
  • Вот какой стал петушок (поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться),
  • Ярко-красный гребешок (сделать несколько полуоборотов влево-вправо).

Массаж спины «Суп»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину стоящего впереди.

  • Чики-чики-чики-ща!
  • Вот капуста для борща (похлопывают ладонями по спине).
  • Покрошу картошки, свеколки, морковки (постукивают ребрами ладоней),
  • Полголовки лучку да зубок чесночку (поколачивают кулачками).
  • Чики-чики-чики-чок (поглаживают ладонями) -
  • И готов борщок!

Комплекс самомассажа «Маленькие волшебники» Потягивание «Лепим человечка»

1. На вдохе левой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а левой рукой - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Выдыхая и расслабляясь, ребенок произносит: «Ид-д-да-а-а».

2. На вдохе правой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а правой рукой - вверх, вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Далее на выдохе ребенок произносит «пин-гал-ла-а».

3. Обеим пятками ребенок тянется вперед по полу , а руками - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания и на выдохе ребенок медленно произносит «су-шум-м-м-на».

Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине)

1. Имитируя движения тестомеса , ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.

2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз , чуть глубже, словно палочкой проверяет готовность теста.

Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание груди со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».

2. «Заводим машину» - вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж-ж-ж».

3. «Машина завелась» - ребенок нажимает пальчиком на область сердца со звуком «пи-и-и».

Массаж ушных раковин (сидя «по-турецки»)

Ребенок «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2. Ласково оттягивает ушки вверх, вниз, в стороны (по 5 - 6 раз).

3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»),

4. «Лепит» ушки внутри - пальцами внутри раковины делает 7 - 8 вращательных движений по часовой и против часовой стрелки («Пусть ушки будут чистыми…»).

5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин, проверяет «прочность», заглаживает поверхность вокруг ушей.

Массаж рук и ног

Малыш «лепит» руки, ноги, ловим солнечного зайчика, птичку, качает малышку (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, вибрация, встряхивание, поочередное напряжение и расслабление мышц).

Самомассаж лица, головы и шеи для детей

Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон малыша. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.

1. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.

2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. «Догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. «Конкурс причесок» - ласково, с любовью расчесывает пальцами, словно расческой, волосы.

Самомассаж лица для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.

«Лепим красивое лицо»

1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее.

2. Надавливает пальцами на переносицу , середину бровей, делая вращательные движения по 5 - 6 раз по часовой и против часовой стрелки.

3. С усилием надавливая , «рисует» красивые брови, затем щипками «лепит» густые брови от переносицы к вискам.

4. Мягко и нежно «лепит» глаза , кончиками пальцев надавливая на их уголки, массируя вокруг глаз и расчесывая длинные пушистые ресницы.

5. Надавливая на крылья носа , ребенок ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом «рисует» солнышко, морковку, дерево. Наклоны, повороты, круговые движения головы в разные стороны.

Массаж шеи (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку - «Лебедь», «Жираф».

2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.

4. «Лебединая шея» - представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ею, как в зеркале.

Статья прочитана 14 770 раз(a).

Массаж очень полезен для детей. А еще он доставляет радость не только ребенку, но и маме, которая его делает. Правда, иногда данная процедура является для детей слегка болезненной или пугающей. Для того чтобы успокоить или увлечь малыша в этот момент, мама может читать ему детские стихи для массажа.

Стихи, сопровождающие детский массаж рельсы-рельсы

Эта потешка многим из вас знакома с детства. Вот пошаговая или построчная инструкция, с помощью которой вы сможете использовать эти детские стихи для массажа:


Этот детский массаж со словами в стихах поможет вам с легкостью справиться с поставленной задачей и расслабить мышцы новорожденного без криков и истерик. Ведь нелюбимая процедура детей с помощью этих стихов может превратиться в веселую игру.

Другие потешки для детского массажа

У детей на первом году жизни, особенно в возрасте до пяти месяцев очень часто болит животик. Заботливые мамы, чтобы унять приступы, как правило, сразу бегут в аптеку и скупают там все нужные и не очень препараты. Пережить колики менее болезненно вам помогут легкие поглаживания животика и боков малыша теплыми руками. При этом можно использовать стихи для массажа новорожденных. Разденьте грудничка и положите его на спинку. Улыбайтесь крохе и говорите ровным и спокойным голосом:


Детский массаж со стихами можно делать также и с использованием следующих слов и движений:

  • Как к нашей Варе две сороки прилетали,
  • Да по спинке поскакали (стучите подушечками пальцев по спине),
  • Да они же нашу Варю обокрали, обобрали (легкие щипки ладошками),
  • А еще плутовки Варю обклевали, общипали (стучите подушечками пальцев, имитируя клювы сорок).
  • Лежит Варя наша плачет и рекою слезы льет (плавными движениями пальцев вдоль позвоночника изображаете реку).
  • Тут жалеть ее приходит добрый-добрый рыжий кот.
  • Слезы Варе он утрет, лапкою погладит, да сорок отвадит (гладите грудничка по спинке, завершая массаж).

При помощи этих несложных стихов можно обычный массаж превратить в своеобразный ритуал, который дети будут ждать с нетерпением.

Для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет специалисты рекомендуют постоянно проводить процедуры массажа в форме игры, являющейся основной деятельностью ребенка. Маленькие непоседы в этот период развития интересуются любыми действиями, имеющими увлекательную для них форму. Редко какой малыш дошкольного возраста может терпеливо ждать пока закончатся спокойные размеренные манипуляции, вместо того, чтобы бегать, веселиться, собирать пазлы или заниматься другими, важными мероприятиями.

Детский игровой массаж совмещает две цели:

  1. Улучшить здоровье карапуза, побудить системы организма к слаженной работе и взаимодействию.
  2. Сохранить его эмоциональное спокойствие, интерес к происходящему.

Манипуляции должны приносить маленькому человечку огромное удовольствие.

Приемы детского игрового массажа

Чем разнообразнее будут варианты процедур, тем интереснее малышам их выполнять. В идеале игровой массаж для детей должен представлять комплекс различных приемов, сочетающих:


Обучение детскому массажу происходит в игре, во время которой при воздействии движениями на определенные точки на теле посылаются положительные сигналы различным органам. Вследствие этого улучшается настроение и здоровье.

Инструментом, с помощью которого выполняются манипуляции являются руки, однако иногда могут использоваться мешочки с крупой или песочком, различные предметы.

Если выполнение процедур носит регулярный характер, то движения малыша становятся более быстрыми, проворными. С помощью детского массажа в форме игры достигаются следующие результаты:


Виды и примеры детского игрового массажа

Процедура в форме игры может быть пассивной и активной. В первом случае манипуляции проводятся индивидуально специалистом или родителями. Одним из вариантов такого детского игрового массажа являются «Сороконожки»:

  • Две больших сороконожки побежали по дорожке (простучать пальчиками от головы до пяток).
  • Все бежали и бежали, и друг дружку обгоняли (повторять несколько раз, увеличивая темп постукиваний и ускоряя интонацию).
  • До чего ж они устали (перейти на спокойные поглаживающие манипуляции).
  • Передохнули? (на этот вопрос ребенок должен энергично закивать).
  • Вот и снова побежали (сделать все манипуляции заново).

Активный детский игровой массаж может быть:

  1. Групповой, при котором дети делают манипуляции друг другу.
  2. Самомассаж.

Групповой игровой массаж в детском саду является очень полезным, он способствует:

  • Приобретению навыков, помогающих правильно самовыражаться.
  • Развитию карапуза в физическом, эмоциональном, интеллектуальном плане.
  • Формированию таких черт, как: инициативность, решительность, самостоятельность.
  • Совершенствованию двигательных функций.
  • Улучшению осанки.

Самая известная детская потешка — «Рельсы, шпалы». Она прекрасно применяется на групповых занятиях, знакома многим с раннего возраста:

  • Рельсы, рельсы (ребрами ладошек прочертить две параллельные борозды по обеим сторонам от позвоночного столба).
  • Шпалы, шпалы (также провести частые перпендикулярные полосы).
  • Поехал поезд запоздалый (не очень сильно провести от поясницы к голове).
  • Из десятого окошка вдруг посыпалось зерно (постучать подушечками пальцев по коже).
  • Пришли куры — поклевали (быстро дотрагиваться только одним пальчиком).
  • Пришли гуси — пощипали (двумя или тремя пальчиками немножко оттягивать кожу и отпускать).
  • Пришел слон — потоптал (подавить кулачками).
  • И слоненок — пробежал (быстренько пройтись по спинке костяшками кистей).
  • Пришел начальник (прошагать двумя пальчиками).
  • Все убрал (сделать сметающие движения).
  • Поставил стул (несильно стукнуть сложенными пальцами).
  • Стол (надавить кулаком).
  • Компьютер (ткнуть пальцем).
  • Стал писать письмо («попечатать»).
  • Жене и дочке. Отправлю вам чулочки. Точка (пощекотать по бокам).
  • Прочитал (поводить пальцем).
  • Помял, разгладил. Свернул. Отправил (пощипать спинку, погладить).

При детском игровом самомассаже специалисты рекомендуют использовать вариант под названием «Неболейка» — комплекс движений, служащий прекрасной профилактикой различных простуд:

  • Чтобы горлышко не болело, мы его погладим смело (мягко погладить в районе шеи — от подбородка к ключице).
  • Мы и лобик разотрем — ставим ручки козырьком (над бровями приложить кисти рук ребром к коже, сделать движения вверх-вниз по косой, от центра в стороны и назад).
  • Пальчиками вилку сделай — ушки разомни умело (раздвинуть второй и третий пальцы, растереть ушную раковину, область за ней).
  • Чтобы не чихать и кашлять — носик растираем часто (сделать движения по крыльям носа).
  • Теперь здоровенькие мы — нам простуды не страшны (потереть ладошки между собой).

Детский самомассаж практически универсален: его можно делать в любом месте, он достаточно эффективен, хорошо отвлекает ребенка от внешних обстоятельств.

Особенности проведения детского игрового массажа у малышей до 3 лет

В детско-родительских группах, специальных развивающих центрах, дома массаж в форме игры можно начинать проводить уже после годика. Он прекрасно развивает у малышей сенсорное восприятие. В этом возрасте дети уже хорошо воспринимают:


Для детей такого возраста необходимо внимательно подбирать песенки и стишки для массажа. Ведь если они понравятся крохе, то процедура станет настоящим праздником, будет приносить массу удовольствия.

Массаж для самых маленьких в форме игры можно делать, когда малыш находится в положении сидя, стоя или лежа. Прекрасным выбором является комплекс «Листочки»:

  • Дождик травку поливает (подушечками пальчиков сделать постукивания по спинке).
  • Ветер деревце качает (легонько взять малыша за плечи, потянуть в стороны).
  • Листики висят, висят (ладони положить сверху спины).
  • И тихонечко летят (сделать поглаживающие движения от шеи вниз к пояснице).
  • Детки в садик выбегают (быстренько «прошагать» пальцами по спине).
  • И листочки подбирают (сделать очень легкие пощипывания).
  • Их домой они несут (опять «прошагать» по спине).
  • И в шкатулочку кладут (положить свой пальчик малышу в ручку, сжать ее).

Проговаривать все фразы необходимо медленно, спокойно, четко. Можно их напевать. Прежде чем начинать проводить крохе игровой массаж, нужно рассказать ему об этом. Он должен понимать действия взрослого, которые последуют.

Прекрасным вариантом проведения детского игрового массажа в раннем возрасте является использование различных игрушек, кисточек, кусочков ваты, листочков. Они должны подбираться исходя из текста стишков.

Главная задача любого детского игрового массажа — это сочетание весело проведенного времени и стимуляции развития организма, его защитных функций. Необходимо подбирать комплексы, которые будут интересны детям, так как эта процедура не терпит никакого давления или указаний со стороны взрослых, а строиться только на внимании и увлечении малышей.

Девочки,может кому-то пригодится. С детства помню только рельсы-рельсы, а вот наткнулась на кучу прикольных стишков

№1
Жили были дед и баба. Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот.
И крутит, и крутит (крутим руками по окружности).
Вставай дед, - говорит бабка, - Вези меня к врачу.
Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками).
И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились.
Что делать?
Видят стоит черепаха, комар, слон - На чем поедишь? (тот кому массаж делают - отвечает)
- (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком)
Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела.
… И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором.
Закончить можно так.
Бабка закричала - Ой - дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном.

№2


Рельсы, рельсы
Шпалы, шпалы
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона
Вдруг просыпалось зерно.
Пришли куры - поклевали, поклевали.
Пришли гуси - пощипали, пощипали.
Пришел слон - потоптал, потоптал.
Пришла слониха - потоптала, потоптала.
Пришел слонёнок - потоптал, потоптал.
(Кулачком по спине постукиваем с убыванием силы)
Пришел дворник, все подмёл,
Поставил стол,
Поставил стул
И начал писать письмо:
«Дорогие жена и дочка - вжик, точка, вжик, точка (справа, слева).
высылаю вам чулочки - вжик, точка, вжик, точка.
а чулочки не простые - вжик, точка, вжик, точка.
В них застёжки золотые - вжик, точка, вжик, точка.
Запечатал и отправил его по почте.

№3
Массаж спинки ( поглаживание )

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачк?
Мы погладили бочк?..
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик ).

Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке )
Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик ),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх )
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику )
Улетели (поглаживаем малышку )

У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим )
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки )
Зайка по лесу бежит (топаем ножками )
В дверь ко мне стучится (ручками стучим )
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим )
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем )
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки )
Лапу подавай!

Массаж мадвежий. Сельскохозяйственный.

Шееел медведь. Большооооой медведь ( топчемся ладонями по спине )…
Шла медведица… ( топчемся меньшей площадью, кулаком, например ).
Шел мааааленький медвежонок ( пальцами идем по спине ).
Нашли они большоооое поле ( растираем ладонью спину ).
Медведь сказал: „Моееее поле“ ( говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине ).
Медведица сказала: „Моеее поле“ ( повыше голосом и шаги помельче ).
Медвежонок закричал: „Мое“ ( тоненьким голоском, мелкимипрыжками ).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле ( производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз ), разровняли ( растираем ладонями ) и посадили зернышки ( стучим меленько концами пальцев по всей спинке ).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине ), солнышко согрело, и пшеница взошла…
Выросли большие и красивые колоски…
Пришло время и стали они жать пшеницу ( левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем ).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось ( низом кулака ставим плотненько отметины по спинке ).
»Ура! Ура! Ура! ( разными голосами ) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!.." обрадовались медведи…
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу ( скачем по спинке четырьмя копытами ).
Осталось поле чистое-чистое ( гладим ладонью круговыми движениями по спинке ).
А медведи смололи зерна пшеницы - получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!

№6
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки - хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём

Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

№8
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили - пощипали,
Походили - поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать -
Дадим им крошек поклевать.
Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.

№9
Массаж спинки (поглаживание)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

№10
Ручки-рученьки, да у деточки.
Потягушеньки - словно веточки,
Тянем к мамочке - потянушечки,
И ладошечки, и подушечки.

Ах вы, плечики, мои пышечки,
Потягушеньки, да малышечки.
Потянушечки - локотулечки,
Потягушечки у лапулечки.

Ножки-ноженьки, потягушечки,
По дороженьке побегушечки,
Ножки сладеньки, да ножулечки,
Ножки маленьки, крохотулечки.

На колешечках - сладка ямочка,
Вот как солнышко любит мамочка!

Массаж стоп - растирание.

Пяточки-топтаточки,

Шекотки-щекотаточки,

Розовы, да гладеньки,

Как конфетки сладеньки.

Маленькие стопочки,

Стопочки-топ-топочки,

До чего прекрасны.

Шелковы-атласны.

Маленькие пальчики,

Девочки и мальчики.

Розовы подушечки,

Крохотны ногтюшечки,

Пальчики-горошинки,

До чего ж пригоженьки.

Вот какие ножки

Ходят по дорожке!

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

№13
Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике

Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение - лег-кий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка - центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.

И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала, (загибает средний пальчик)
этому дала, (загибает указательный пальчик)
а этому не дала: (шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)

Ваш малыш уже успел полюбить массаж? Несомненно, это так, если вы уже успели побаловать массажем свое чадо. А чтобы этот процесс был еще веселее, занимательнее и увлекательнее, сопроводите его потешками да прибаутками. Такой массаж понравится не только самым маленьким. И, вот увидите, если частенько будете делать ребенку массаж с прибаутками, скоро и он вам сделает свой первый шуточный, но весьма приятный, массажик.

Массаж животика

Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая прибаутку:

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малышку)

Массаж "Был у зайки огород"

Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)
Ровненькие гpядки (попеpек спины).
Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)
Ну а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки)
А весною в огоpод зайка с pадостью идет (пальцы по спине "идут")
Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания)
А потом все заpовняет, заpовняет, заpовняет (поглаживания, как будто ямки заpавниваешь)
Семена пpосеет ловко (легкие быстpые постукивания всеми пальцами поочеpеди)
И пойдет сажать моpковку (пальцы "пошли")
Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку пpидавить)
Закопает, заpовняет (опять поглаживания)
И потом у зайки вновь выpастет его моpковь (пальцами пpобежать и на макушке пальцы изобpажают ботву от моpковки.

Массаж "Рельсы-рельсы"

Рельсы-рельсы (чертим на спине вертикальные линии)
Шпалы-шпалы (чертим горизонтальные линии)
Ехал поезд запоздалый (ведем по хребту с остановками на позвонках)
Открылось окно (чертим квадрат)
Посыпалось зерно (тыкаем в спину пальцами)
Пришли куры – поклевали (продолжаем тыкать)
Пришли гуси – пощипали (щиплем)
Прошел слон (стучим по спине кулаком)
Прошла слониха (стучим кулаком потише)
Прошел маленький слоненок (тихонько постукиваем кулаком)
Пришел дворник, все размел метлой (массажируем, гладим спину)
Пришел генерал (изображаем пальцами идущего человека)
Поставил стол (сильно стучим по спине)
Поставил стул (стучим тише)
И печатную машинку (стучим тихонечко)
И сел писать письмо:



Дзинь - точки
А себе купил штаны
Дзинь - точки
Небывалой ширины».
Письмо шло-шло-шло (водим пальцем по спине, изображая, как оно шло)
И в корзиночку пришло (лезем за шиворот холодными руками)
Мама его распечатала
И стала читать:
«Дорогие мои дочки (стучим по спине пальцами, как будто печатаем строчку)
Дзинь - точки (щекочем подмышки)
Посылаю вам носочки (цветочки, платочки, чулочки – что кому нравится)
Дзинь - точки
А себе купил штаны
Дзинь - точки
Небывалой ширины».

Массаж "Мышки"

Этот массажный комплекс является хорошей профи­лактикой ОРВИ. Взрослый читает текст и выполняет дви­жения, ребенок их повторяет.

В один прекрасный летний день на полянке играли мышки (кладем обе руки на голову, выполняем легкие движения кончиками пальцев по всей голове). Неожидан­но пошел дождик, который становился все сильнее и сильнее (стучим по голове кончиками пальцев, постепенно увеличивая силу прикосновений). Мышкам пришлось рыть норки, чтобы укрыться от дождя. Шустрые мыш­ки перекопали всю полянку (кончиками пальцев выпол­няем отрывистые движения от одной точки, направляя их в разные стороны).

Теперь у мышек есть уютная норка, и они отдыхают (кладем пальцы обеих рук на затылок).

Когда дождик закончился, мышки взяли грабли и ста­ли приводить свою полянку в порядок (растопыриваем пальцы и «причесываем» ими волосы).

Полянка вновь стала ровной и красивой, а мышки ре­шили почистить свои ушки (трем пальцами уши). Вдруг мышки услышали какой-то шум (тянем уши вверх-вниз). Ну-ка узнаем, что они там услышали (массируем уши, на­чиная от мочек и поднимаясь вверх по краю). Да это прос­то ветер шумит листвой деревьев! Успокоились мышки и стали разговаривать: «Пи-пи-пи» (произносим слоги).

Наговорились мышки и начали прихорашиваться: пригладили бровки (проводим по бровям поочередно каждым пальцем, начиная с большого), разгладили лоб (кладем кончики пальцев обеих рук на середину лба и ведем ими к вискам), «побегали» пальчиками по лбу (постукиваем по лбу кончиками пальцев). А щечки мыш­ки натерли так, что они стали розовыми (складываем пальцы рук в кулаки и трем ими щеки до тех пор, пока кожа не порозовеет). Проверили мышки, хорошо ли ню­хает их носик (закрываем указательным пальцем одну ноздрю и шумно дышим другой, а затем наоборот), и ле­гонько постучали по носику сначала одной лапкой, а затем обеими (постукиваем кончиками пальцев по перего­родке носа).

Примечание: Особенно активным и расторможенным детям, которые мо­гут причинить себе боль, завершающий этап массажа дела­ет взрослый.

Массаж "У оленя дом большой"

У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим)
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки)
Зайка по лесу бежит (топаем ножками)
В дверь ко мне стучится (ручками стучим)
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим)
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем)
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки)
Лапу подавай!

Массаж медвежий

Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)…
Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине).
Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину).
Медведь сказал: „Моееее поле“ (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине).
Медведица сказала: „Моеее поле“ (повыше голосом и шаги помельче).
Медвежонок закричал: „Мое“ (тоненьким голоском, мелкимипрыжками).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла…
Выросли большие и красивые колоски…
Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке).
Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!.." обрадовались медведи…
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами).
Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке).
А медведи смололи зерна пшеницы – получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!

Наподобие таких потешек можно придумать для малыша и свой веселый массаж!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: