Самая красивая натуральная красота. Естественная женская красота

Рената Литвинова уникальна в своей последовательности выбранному стилю и тем более интересна, когда от него отказывается. Специально для журнала TopBeauty знаменитая актриса, режиссер и сценарист согласилась сделать «ребрендинг» и предстать перед читателями в новых образах.

Рената, вы предложили сделать интервью по электронной почте. Любите эпистолярный жанр?

Дело в концентрации на вопросе. Когда ты сидишь в кафе с собеседником, которого видишь в первый раз, да еще и времени в обрез, о какой искренности может идти речь? Интервью будет формальным. Я знаю это по опыту.

Почему вы согласились на такой эксперимент - коренным образом изменить внешность? Для вас это провокация, насилие над собой или простая актерская задачка?

Я открыта для экспериментов. С годами я, видимо, перестала так уж дорожить своей внешностью и воспринимаю ее лишь как оболочку, данную мне в эксплуатацию. Поэтому она может быть какой угодно.

Смогли бы облачиться в безумный костюм от Андрея Бартенева?

Когда-то я снималась в его нарядах для первого номера журнала Рlayboy и даже, помню, запретила обложку с моим лицом: мне она показалась уродской. У меня всегда были проблемы в восприятии себя на фото и на экране.

Какой из предложенных нами образов вызвал у вас особые эмоции?

Думаю, точнее всех получился образ мадемуазель Шанель. К тому же он самый выигрышный для исполнения: эта вечно дымящаяся сигарета в руках, шляпа, прикрывающая прическу из нерасчесанных прядей... Ее неизменные костюмы, как некая униформа, в которых чередуется только цвет, - это вообще эталон, предел элегантности, который весь мир копирует десятилетиями. Коко могла себе позволить не улыбаться, если не хочется, быть такой, какая есть, порой «неприглаженной». Это вызывает уважение, согласитесь? В наши-то зависимые от диктатуры СМИ времена кто может себе позволить быть самим собой? Единицы, про «невыносимый характер» которых потом рассказывают небылицы. А это на самом деле следствие не характера, а человеческой цельности.

Когда женщина меняет свою внешность, меняется ли ее восприятие мира и, соответственно, отношение мира к ней?

Можно спрятаться от судьбы, переделав лицо, подобно преступнику. У таких людей курс меняется - не знаю, в дурную или в лучшую сторону, - и меняется судьба. Помню, у меня была знакомая гимнастка из цирка. Мечтала себе переделать лицо и позвала меня вместе с ней пойти к врачу, так как боялась одна. Мы были тогда молоды; врач этот все время просил меня повернуться в профиль и в результате сделал подруге точно такой же! Как-то я пришла к ней на выступление, и это было, как легкое сумасшествие: когда она поворачивалась в профиль, я видела своего двойника! Я ловила себя на том, что думала: «Как я там оказалась? Неужели это я кручу эти железные обручи на теле?» Это реальная история, похожая на сюжет фильма об «украденном» профиле. Кстати, судьба подруги и вправду резко поменялась: она уехала из России. Есть много способов вторгнуться в свою судьбу: например, менять линии жизни на руке, управлять снами... Но правильно ли это? Я не знаю ответа, но искать этот ответ - часть смысла жизни.

В кино, театре или для фотосессий вам предлагают одежду, которая, возможно, не отвечает вашим представлениям о прекрасном. Может ли это послужить причиной конфликта со стилистом или режиссером? Что вы никогда не наденете?

У меня нет правил - они нужны для тех, кто боится сделать ошибку. Поэтому-то минимализм всегда и будет востребован - он для тех, кто боится рисковать. А для безумцев ограничения не интересны. На съемках важен вопрос вкуса, таланта стилиста, который принес вещи, и его неравнодушие к профессии. На Западе стилисты - очень важные, высокооплачиваемые персоны, а у нас же их до сих пор недооценивают и не очень-то хорошо платят за их труд, лишая мотивации тратить свою жизнь на «неблагодарные журналы». Поэтому я привыкла приносить на съемки вещи из своей коллекции, которую уже два года делаю для бренда Zarina, что-то винтажное или уникальное, как, например, украшения любимой мною художницы Летиции Краэ, которая уже много лет работает с Лагерфельдом для Chanel и делает аксессуары для Maison Michel. Помните кружевные «ушки» с вуалью, в которых в последнее время появлялось так много знаменитостей?

Может ли неправильная одежда помешать вам сыграть роль или выразить себя во время фотосессии?

Нет, помешать может только отсутствие контакта с фотографом, если он не «видит» меня, а я не чувствую его... За все долгие годы «в отрасли» такое у меня было пару раз. Однажды случилась просто тупиковая ситуация, когда не получалось ни одной хорошей фотографии: как ни крути свет, как ни поворачивайся - словно колдовство какое-то. Кстати, фотограф в тот раз была женщина, и тогда я подумала, что это нонсенс. В женской природе изначально присутствует некая ревность к другой женщине, и, чтобы перепрыгнуть через нее, нужно лишиться инстинктов. Стать фотографом в наше время легко, ведь цифровые камеры столь элементарны в эксплуатации, что, кажется, любой может претендовать на звание художника.

В одежде вы предпочитаете черный цвет. Это дань классике или отражение вашего внутреннего мира?

Я люблю черный за то, что он не отвлекает внимания от лица, как самая выигрышная рамка. К тому же он не толстит и не пачкается. Цвет романтиков, как я думала в юности: сигарета за сигаретой и каждый день как последний. Все мои любимцы из кино - тот же Витя Цой - всегда были облачены в черное. Я люблю этот цвет и в аксессуарах: например, в часах, которые прежде всего должны быть часами, а не перегруженным деталями браслетом. Поэтому уже многие годы ношу только Rado, в которых меня ничто не отвлекает от стрелок, отсчитывающих мое время.

Вы могли бы позировать художнику обнаженной и без макияжа или вам кажется, что без одежды это уже не вы?

Разумеется, это я. Только у меня встречный вопрос: а зачем голой и ненакрашенной? Согласитесь, для всего нужен веский повод, а к эпатажу я не стремлюсь.

В вашем образе угадываются черты Эвиты Перон, Любови Орловой, Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн. Кого все-таки больше?

Я иногда вдохновляюсь всеми этими женщинами, но не более.

Ваш имидж - это возможность почувствовать себя более аристократичной, интеллигентной и рафинированной? Согласитесь, сложно представить себе такую женщину - в изящной шляпке с вуалью, с жемчужными нитями до пояса и в меховом манто, например, непристойно выражающейся, покупающей картошку на рынке или дающей взятку гаишнику.

Я никогда не давала взяток гаишникам, а какая я на рынке - это моя частная жизнь, это не образ, ради которого я могу часами наряжаться и краситься. В повседневной жизни я готова слиться с асфальтом или стать прозрачной и «проявляться» для отношений со своими близкими и любимыми. Я не выплескиваюсь на улице или в магазинах - для этого у меня есть кино, театр, бумага с ручкой, в конце концов.

У многих женщин есть страсть к определенным вещам. Например, к дорогой обуви. У вас есть свой фетиш?

Я люблю камни. Говорят, если сапфир положить под язык в пустыне, он утоляет жажду. А сверкающие камни в ушах спасают от дурного глаза. Мне нравится нацеплять на палец сразу несколько камней. Знаете, цари во все времена увешивались украшениями; я даже читала, что их специально взвешивали, чтобы бус, колец, браслетов было по несколько килограммов - в этом было что-то от брони. В камнях есть сила, вот как раз без них я будто раздетая, как без кожи. И они необязательно должны быть драгоценными - стоимость определили люди, а магией и могуществом обладают и самые скромные по цене экземпляры.

В одном из ваших интервью я прочитал буквально следующее: «Меня раздражает, что сейчас люди все меньше и меньше делятся на мужчин и женщин. Что мужчины не претендуют отличаться от тебя... Настоящий мужчина прежде всего щадит женщину». Вам не кажется, что для того, чтобы щадить женщину, она должна быть слабой? В обществе, где феминизм стал воинствующей идеологией, у мужчин не осталось ничего другого, как конкурировать с представительницами «слабого» пола.

Во многом женщины сами «вырыли себе могилу» своим доминирующим поведением в отношениях, в поступках, в одежде - они хотели независимости, и вот результат. Но все-таки женщина физически более хрупкий сосуд, и я замечаю, как на самом деле много мужчин, безжалостных по отношению к женщинам. Недавно я вошла в состав международного жюри фестиваля короткого фильма, темой которого было насилие против женщин в семье. Я отсмотрела около четырехсот роликов, и вы даже не представляете, какой на меня обрушился поток фактов о женской слабости и бесправии.

Ваша страсть к классике не позволяет вам отказаться от меховых манто, аксессуаров из кожи и перьев. Нет ли противоречия в том, что при всем вашем гуманизме в творчестве вы отказываете ему в своей гардеробной?

Наш русский климат предполагает носить изделия, которые бы согревали человеческое тело, а производство искусственных мехов, к сожалению, не так развито, как хотелось бы. И уж если так ставить вопрос, то тогда надо отказаться и от обуви кожаной, и от сумок; а чтобы быть совсем последовательными - вырвать кожаные ремни из брюк.

Одежда помогает женщине выглядеть слабой, а мужчине - сильным? Можете дать пару рекомендаций, как с помощью туалета достичь этого, пусть и чисто визуального, эффекта?

Женщине я всегда советовала хоть иногда надевать вуаль и вернуться к юбкам и длинным волосам. А в мужчине главное все-таки чистоплотность - и внутренняя, и внешняя. И еще: мужчине не следует быть слишком цветным в одежде, он же не птичка!

В мире животных самцы яркие и красивые, самки же - серые и неприметные. В мире людей все с точностью до наоборот! Кто придумал, что женщина должна украшать себя камнями, шелками, помадами и пудрами? Вам не кажется, что, прибегая к этой мимикрии, женщина, по сути, подписывается в собственной серости?

Чем вас обидели «серые» женщины? Я вот лично никогда так не высказываюсь в сторону мужчин. А потом, хотелось бы думать, что люди, хоть и имеют животное происхождение и желания, но располагают в нагрузку и разумом, чтобы попробовать прыгнуть выше своих животных инстинктов.

И напоследок: как модельер могли бы сказать, что будет актуально в ближайшие годы?

Это фильм о любви. О любви, о любви, о любви... В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает. Но в моей версии, смысл в том, чтобы испытать любовь. Моей героине высшие силы посылают ряд драматичных обстоятельств. Но обстоятельства эти неслучайны. Благодаря этим драматичным, с точки зрения обывателя, обстоятельствам моя героиня пришла в некую точку "x" и встретила там человека "y". И испытала любовь.

Рената, но ведь и до встречи с человеком "y" в жизни Фаины была любовь - любовь к матери, не так ли?

Да нет, никого она не любит. И маму она не любит. Есть, знаете, такая утомленность. Я в жизни много встречала людей, которые хотят любви, но не могут никого полюбить. Вот у меня есть один знакомый, который 38 лет никого не любил, а сейчас, наконец, полюбил. Как будто проснулся!

Значит, речь в картине идет именно о любви женщины и мужчины?

Любовь может быть любая. Конечно, с матерью у Фаины связь очень сильная. Но это не любовь, это скорее путы. Когда человек очень сильно придавлен. Мне кажется, что сильные матери губительны. И фильм об этом говорит тоже. В жизни героини была некая заморозка.

А гибнет она тоже из-за этого?

Гибнет она потому, что это кино в какой-то момент превращается из такой реальной совершенно истории в некий миф, где не работают нормальные человеческие законы, и где смерть не воспринимается как нечто трагическое. Конечно, если мы делаем жизненную историю - детектив или мелодраму, то мы будем оплакивать смерть героя, а здесь смерть должна восприниматься как избавление или какой-то прорыв. Возвращаться ей совершенно нет смысла, потому что профессор, который как-то стронул ее в этой жизни, тоже ушел. Я, как человек верующий, вообще не вижу в смерти ничего драматического. Драма это для тех, кто остается в живых.

Рената, Ваш личный опыт в какой-то степени послужил материалом для сценария? К примеру, отношения с мамой?

Ой, у меня о маме было столько фильмов! Еще помните, у Киры Муратовой была такая киноновелла "Три истории"? И там одна героиня маму свою топила. И моя мама мне рассказывает: "Боже мой! Ко мне подошел человек и спрашивает - скажите, какие у вас отношения с Ренатой? А моя мама ему в ответ - что вы имеете в виду?". Так что моя мама умеет от таких сюжетов абстрагироваться!

Вы с мамой близки?

Она, конечно, меня питает. Я вообще окружена в своей семье очень сильными и совершенно гениальными женщинами. У меня бабушка была абсолютный гений, повелительница ветров. Вообще-то я хотела, чтобы роль матери в фильме исполняла Нонна Мордюкова, и мы ей даже сшили норковую шапку, но, к сожалению, у нее проблемы со здоровьем. Мордюкова уже снималась у меня в документальном фильме "Нет смерти для меня". Вы видели этот фильм? Я так его люблю, и Нонна там совершенно гениальная. Она очень напоминает мою бабушку. И вот я хотела снимать ее, а Светличную мне посоветовал снимать Хамдамов. Светличная, конечно, совсем другая - более декоративная, более безумная. Что-то даже трансвеститное в этом образе получилось.

Да. Смотреть на это довольно страшно.

Она, конечно, очень недовольна тем, как ее сняли.

А Вы сами довольны тем, как себя сняли?

Вы знаете, с некоторых пор я совершенно абстрагировалась от того, как меня снимают, и как я себя воспринимаю на экране.

Рената, расскажите, пожалуйста, как проходили съемки. Вы ведь не только сценарист и режиссер, но еще и исполнительница главной роли в картине. Как технически удавалось совмещать эти амплуа?

Вы знаете, мы очень серьезно готовились на подготовительном периоде. У меня были очень четкие раскадровки. Мы много ездили, выбирали натуру, все было очень четко подготовлено. Съемочных дней всего было около сорока. А вообще-то я так разогналась, что снимала очень быстро. Мы снимали смену за полсмены. Даже такое случалось! Я вообще быстро снимаю.

Получается, что снимать себя было проще, чем какую-нибудь другую актрису?

Да, полагаю, что если бы Фаину играла другая актриса, у меня было бы больше проблем. Я вообще не воспринимаю себя как актрису, но я полностью совпадаю со своим текстом. У меня не было на съемках момента, когда нужно было себя преодолевать и входить в какую-то роль. Мне не приходилось расхаживать от камеры к камере и т.д. Правда, конечно, когда я монтировала, я поняла, что уделяла себе мало внимания. Не снимала много крупных портретов. Иногда некоторые сцены мне приходилось переклеивать с общими и средними планами. Я больше снимала других артистов, а сама получилась таким поводырем, такой нитью, которая скрепляет узор на ковре. Ни в коем случае не пыталась играть какую-то "оскароносную" роль: куда-то там бежать, рыдать, прихрамывать...

В картине есть сцена, когда из зазеркалья появляется Ваш двойник, и в кадре образуются сразу две Фаины, две Ренаты Литвиновы.

Это моя самая любимая часть! Тут начинается такая поэзия. Это вот совсем мое-мое кино. Потому что до этого момента мы делали чисто профессиональный детектив, такой жанровый фильм, а с этого места жанр заканчивается и начинается мое личное, авторское кино. Я бы даже сказала, начинается поэзия.

Рената, Вы говорили, что одним из Ваших кумиров была Любовь Орлова...

Нет, не Любовь Орлова, а Григорий Александров, ее муж, который ее снимал. Он был совершенно выдающийся режиссер. Он же был, по-моему, учеником и ассистентом у Эйзенштейна. Абсолютно потрясающий, мощняковый режиссер. А еще мне нравится Билли Уайлер, нравится Бунюэль, мне нравится смешной и добрый Феллини. Я считаю, что он гений.

Да, в фильме, особенно в "поэтической" части прочитывается стилистика Феллини. Вообще, фильм очень красивый. А как, по-Вашему, что сейчас интересного происходит в российском кинематографе?

Ну, я бы не сказала, что очень много интересного. По-моему, надо больше. По-моему, существует какой-то вакуум, в котором работают несколько интересных режиссеров. И много посредственности.

Значит, говорить о возрождении российского кинематографа еще рано?

Да, по-моему, оно еще только готовится. Надо впустить больше молодых. Но, Вы знаете, я много общаюсь с молодыми режиссерами, среди них тоже очень мало выдающихся.

Вы сама - молодой режиссер!

Ну, я уже все-таки в перевалочном пункте. Просто я женщина, а у женщин не бывает такого кризиса, который испытывают мужчины в связи со своим тестостероном. Может быть, талант вообще конечен, и на мужчинах это более заметно. Получается, что активность мужская напрямую связана с активностью творческой. А у женщин этого нет. Взять, к примеру, Киру Муратову, которая молодеет от каждого фильма.

Вообще, наверное, женщина-режиссер это супер-женщина?

Мы сейчас приходим к матриархату. Сейчас женщины намного интереснее, чем мужчины. Талантливее и интереснее.

Вы имеете в виду Россию или человечество в целом?

Человечество в целом.

Вы феминистка?

Ну, если феминизм понимать в том смысле, чтобы пальто не подавали и в ресторанах за тебя не платили, тогда, конечно, нет. Просто сейчас такой период. Такое обострение женского начала. А мужчины как-то странно мутировали, понимаете? Они не такие, какими были мой отец и дедушка. Какие-то совсем другие. Такой третий пол, загадочные существа. Такое яркое мужское начало, мачо, начинает потихоньку стираться. У них становится меньше ответственности, меньше принципов... Мужчины становятся более компромиссными.

Рената, а может, так всегда было? Может быть, мужественность "сильного пола" просто мифология?

Нет! У меня был совершенно другой дедушка, совершенно другой отец... А с другой стороны, может, эти перемены и к лучшему. Помогут избавиться от мужского гнета. Все-таки Россия - очень мужская страна. У нас нет никакого снисхождения. Я вот, к примеру, женщина-режиссер, и я даже вызываю больше раздражения у мужчин-режиссеров.

Как Вы считаете, после выхода "Богини" отношение к Вам изменилось?

Вы знаете, приходится преодолевать сопротивление. Есть люди, которых я победила. Но вообще бывает по-всякому. Удивительная история: у нас в России так принято, что пока ты не сойдешь в могилу или в болезнь, тебя не пожалеют. Потом, видимо, должно пройти какое-то время, чтобы на тебя смогли посмотреть издалека, абстрагироваться.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе во МХАТе.

У нас получился очень успешный спектакль, на него все время распродают билеты! Вообще-то это был такой безумный совершенно эксперимент, который мне предложили, и я на него согласилась. У меня есть такое качество, видимо, вариант безответственности, благодаря которой я иногда впутываюсь в такие потрясающие истории. Опыт во МХАТе как раз из разряда таких историй. Когда я начала репетировать Раневскую, мне Олег Павлович Табаков сказал: "Ты попробуй, не получится, ну и не будет ничего!".

Это была идея Табакова?

Это была идея Адольфа Шапиро и Олега Павловича. И вот так мы начали, а потом вдруг оказалось, что до премьеры остается две недели, все билеты распроданы, ну и мне пришлось играть. И вот я сейчас играю. Публика на меня очень хорошо реагирует.

Во время репетиционного периода Вы брали уроки сценической речи?

Да, брала уроки сценической речи у Анны Николаевны Петровой. Это было вообще что-то невероятное!

Рената, работая над ролью Раневской, Вы учились искусству перевоплощения или Вам важно было остаться собой на сцене, как и на экране?

Вы знаете, я всегда я. Но все равно какая-то другая. Как и в "Настройщике" - я, но другая.

Вам вообще интересно перевоплощение, когда Вы перестаете быть Ренатой и становитесь, к примеру, Раневской из "Вишневого сада"?

Нет, мне не нравится, когда артисты себя полностью... Как иногда бывает, когда говорят - "да ее просто узнать нельзя в этой роли!". По-моему, это скорее минус, чем плюс.

Значит, к примеру, работа Марины Нееловой в "Шинели" Вас не вдохновляет? Вам такие эксперименты неинтересны?

А разве Марину там нельзя узнать? Не знаю... Я вообще не уверена, что с этим моим театром дальше будет. Это для меня, скорее, эксперимент, опыт. Все-таки МХАТ - самый главный театр страны! Я так люблю теперь эту сцену!

А какие у Вас планы в кино?

Мы сейчас с продюсером Еленой Яцурой запускаем новый проект. Про шпионов и про любовь. Названия еще нет, но мы себе название придумаем, у нас с этим проблем нет!

В новом проекте Вы снова выступите как сценарист, режиссер и актриса?

А Вы знаете, что со сценариями у нас сейчас самая большая проблема. Хороших авторов просто нет. Да и режиссеров мало, и операторы все на учете. И их надо воспитывать под себя.

Вы будете работать с тем же оператором, который снял "Богиню"?

Да, у меня был очень хороший оператор, Владик Опельянц. И на сегодняшний день, как сопродюсер, я считаю, что должна сняться в этой картине тоже. Может быть, когда-нибудь я и перестану сниматься в своих фильмах. Тут еще вопрос экономии времени и денег. Я вот в "Богине" не угадала, и мне пришлось уволить несколько народных артистов. Пришлось их повырезать, уже отснятый материал. А потом люди могут обижаться... В новом фильме будут сниматься актеры, которых я люблю. Мы даже начали вести переговоры с Такеши Китано. Он такой отличный! Было бы очень хорошо, если бы он согласился сняться в моей картине, да?

Рената Литвинова - не тот человек, с которым легко столкнуться в дверях кинотеатра «Москва» на какой-нибудь из премьер или за баром на светском мероприятии. Только если это не редкие вечера La Maison Remy Martin. Правда, и здесь придется занять очередь среди поклонников и журналистов. Так что если все-таки удалось выхватить ее из толпы даже на самый короткий разговор - вы счастливчик. Наш small talk длился всего 10 минут, а поместилась в него довольно весомая часть жизни «богини» российского кинематографа и музы самых обсуждаемых дизайнеров современности.

«Присаживайтесь», - указывает Рената на стул не напротив, но прямо между собой и Константином Богомоловым. Не каждый день втискиваешься в такую компанию. Мы находимся в небольшом зале Музея им. Щусева, где вскоре начнется их лекция. На тему? «Красоты, конечно. Тут у нас общая точка зрения», - улыбается Рената. Впрочем, у Богомолова есть своя версия. «Мы объединились в прошлой жизни», - шутя или нет замечает он, позвякивая льдом в стакане.

Она в черном, с красной помадой, лицо щедро припудрено, в руке бокал шампанского. Волосы завиты на манер 20-х - практически классика «по-ренатовски». Позже, правда, набросит на плечи балахон - наверное, с плеча Демны Гвасалии (не только креативного директора Balenciaga и дизайнера Vetements, но и ближайшего друга Ренаты). И всё - совсем другая Литвинова. Точнее, та, к которой мы уже почти привыкли: разбавляющая привычный голливудский шик толстовками Рубчинского и многослойными платьями вышеупомянутого Демны.

«У нас с Константином одни вкусы на артистов, на красивых артистов. Пол не имеет значения», - добавляет Рената, между делом напоминая своему напарнику, что вскоре они должны встретиться еще и у него на новоселье. «Когда же у вас закончится ремонт? Первого декабря? Строители всегда обманывают».

И все же о красоте: «Я очень часто спрашивала у мужчин: что для вас красивая женщина? Подавляющее количество отвечали, что при выдающейся внешности все же главное - доброта. Так что красота, наверное, как любовь, - причин для нее нет. Просто чувство, которое возникает, - Рената глубоко вдыхает, - и захватывает тебя».

Константин Богомолов и Рената Литвинова


Главный лейтмотив всех ее интервью - будь то 2009 или 2018 год - рассуждение об уникальности человека. О собственной уникальности. Вот и сейчас она хватается за самую точную характеристику самой себя: «Я не норма. Можно только посочувствовать тем, кто сравнивает себя с другими. Мне кажется, это путь в никуда. Может, у меня мегаломания (бред величия - прим. ред. ), но я куда ни брошу взгляд, думаю, боже, насколько же у меня все хорошо».

Действительно: вот, в МХТ начался новый сезон ее спектакля «Северный ветер», билеты на который распроданы («Как это вы не были? Я вас приглашаю»), а сюда она приехала прямо с декораций («Снимаем кино. У нас будет нечто грандиозное - история семьи, такая сага, сказка»). Одна только проблема: «Я все время кем-то обольщаюсь. Я стремлюсь найти кого-то близкого, очаровываюсь, а потом разочаровываюсь, а потом снова… Конечно, лучше бы этого не делать. Но ведь бывают счастливые случаи. Пока я в поиске».

Тут к разговору снова подключается Богомолов: вспоминают муз Феллини («Ну он же нашел себе Мастроянни - красивого чудесного артиста»), Антониони («Вспомните их с Моникой Витти») и Годара. Не так давно своей музой (точнее, альтер эго, а это как будто еще глубже) Рената называла Софью Эрнст, которая исполнила одну из ролей в ее «Северном ветре», но: «В контексте спектакля она устремлялась туда, играя Маргариту... Понимаете, должно очень повезти, чтобы ты встретил такого человека, которого сможешь назвать своим альтер эго».


Такое течение жизни сквозь призму обольщений и разочарований, скорее, вдохновляет ее. Вокруг и так «слишком много реализма», а теперь еще и в кино его в избытке. Она же постоянно ищет другие точки обзора. «Реализм - это совсем не моя чашка чая. Это же такой репортаж рыбы, которая плывет, и все показывается ее выпуклыми глазами. Я это могу и так посмотреть. Кино - это что-то над жизнью, какие-то мои личные сны. Мне это гораздо интереснее смотреть и у других режиссеров тоже. Ведь и в жизни бывают такие таинственные события… Когда я, например, рассказываю какие-то странные истории, которые со мной приключились, мне не верят. Но ведь они же есть - почему это не показать?»

К женщинам-режиссерам она относится снисходительно и одновременно шутливо: «Мне вот они часто говорят, что я их вдохновила, когда взяла и перешла в режиссуру. Но иногда я понимаю, что стала дурным примером. Ну ладно, пускай я буду ориентиром для кого-то».

С другого конца зала жестикулируют - вот-вот начнется лекция. Рената не спеша делает глоток шампанского. «Да, сейчас очень много женщин за кадром. Но если это талантливо, ты же не обращаешь внимания на пол. Женщина может раскрыть такие темы, которые мужчинам не даются». Звучит как тост. Рената бросает взгляд на Богомолова - пора.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: