Прокофьев "петя и волк"

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац.

Николай Литвинов-чтец,
Государственный академический симфонический оркестр СССР
дирижёр - Геннадий Рождественский

Http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3840104

Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом...

Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк». Презентация ученицы 5 «б» класса школы МЭЛ г.Энгельса Титаренко Дарьи.

История создания. «Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку,» -так начинается одно из самых известных музыкальных произведений для детей, симфоническая сказка великого русского композитора Сергея Прокофьева "Петя и волк". В 1936 году С. Прокофьев сочинил сказку, которая призвана помочь детям познакомиться с тембрами симфонического оркестра.

Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке. Но сказка Прокофьева кардинально отличалась. Во-первых, композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя.

Во-вторых – это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева- это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру.

Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: Птичка- флейтой

Утка- гобоем

Кошка- кларнетом стаккато в низком регистре.

Дедушка- фаготом.

Волк -тремя валторнами аккордами.

Петя -струнным квартетом.

Выстрелы охотников -литаврами и большим барабаном.

Музыка С. Прокофьева живописно изображает беззаботное щебетание птички, неуклюжие движения переваливающейся с боку на бок утки и её кряканье, вкрадчивую походку и жеманные движения кошки, мрачный образ голодного Волка.

Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года, оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка "Петя и волк" стала необыкновенно популярной во всём мире. Сюжет и музыка сказки по сей день вдохновляют мультипликаторов, танцовщиков, театральных режиссёров, цирковых артистов и даже всемирно известных политиков.

Первым "Петю и Волка" (1946) экранизировал Уолт Дисней, которому С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил партитуру ещё неопубликованного произведения.

Захватывающими выглядят приклю-чения Пети в рус-ском мультике (1958)А Карановича

«Петя и волк» – премия Оскар - 2008 Совсем недавно, в 2006 в Польше совместно с британской компанией "Брей Тру Питер", а также при участии норвежской студии "Сторм" и британского телеканала "Чэннел- 4" режиссёром С.Темполтон была создана новая мультипликационная версия "Пети и волка".

Премьера мультфильма Показ анимационного произведения сопровождался на премьере живой музыкой лондонского Филармонического оркестра. Голоса автора в ней нет, весь смысл передан выразительными средствами анимации и музыки Прокофьева. С.Темполтон

Балетное искусство тоже не стоит в стороне от сюжета "Пети и волка". На сегодняшний момент имеются несколько балетных интерпретаций этой сказки, как русских, так и иностранных. Оригинальная постановка Королевской Балетной школы Великобритании (Royal Ballet School) на музыку Сергея Прокофьева интересна тем, что главные роли в ней исполняют дети (в роли Пети - юный Дэвид Джонсон).

Кроме того, этот спектакль уникален ещё и тем, что оркестр находится на сцене, и артисты танцуют в непосредственной близости от него, что создаёт единую музыкально-пластическую композицию.

Рок-версия (1976) Невероятно, но факт: сказка "Петя и волк", созданная в советские времена, привлекает рок-музыкантов. В 1976 году британские музыканты Джек Ланкастер и Робин Ламли записали рок-версию симфонической сказки "Петя и Волк" С. Прокофьева. В записи принимали участие многие известные рок-музыканты, среди них Фил Коллинз, Брайен Ино, Гэри Мур, Элвин Ли, Манфред Мэнн, Гэри Брукер, а также знаменитый джазовый скрипач Стефан Граппелли. Джек Ланкастер Робин Ламли

Петя и волк - 2004 В 2004 году М. Горбачёв, Б. Клинтон и С. Лорен получили премию американской киноакадемии Грэмми в номинации "Лучший текстовый альбом для детей".

Популярность "Пети и волка", ставшего настоящим мировым бестселлером, всё растёт и растёт. Впервые в России в 2006 году симфонический оркестр и Филармония объявили о проведении Международного конкурса композиторов на создание лучшего произведения для детей под названием "Петя и волк-2006». В результате этого конкурса дети России получили множество прекрасных, интересных, новых музыкальных подарков в виде симфонических произведений, авторы которых продолжают замечательные традиции творчества великого композитора С. Прокофьева. Популярность «Пети и волка»

Спасибо за внимание!

«Мне хочется... сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки... Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее, благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы.

Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича о полной мере можно адресовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, том богаче будет его мир чувств, мыслей, идей. Раньше - это значит в детстве. Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.

Выдающийся советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и множества других произведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального Детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.

Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого - познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н. И. Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка - флейта, утка - гобой, дедушка - фагот, кошка - кларнет, волк - валторны, Петя - струнный квартет.

«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального Детского театра состоялось 5 мая 1936 года. По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как перед началом этого концерта познакомить ребят с различными группами музыкальных инструментов, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат индивидуальное звучание каждого.

Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях, добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста сказки было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием», - вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр». На пластинке эта сказка звучит в её исполнении.

Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) даст возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором, легко воспринимается юными слушателями.

«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда её слушал, то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос», - сказал маленький слушатель Володя Добужинский.

Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке... во всех странах мира.

Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости, света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.

Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет и в твой дом...

ПРОСЛУШАТЬ СКАЗКУ
«ПЕТЯ И ВОЛК» В ИСПОЛНЕНИИ НАТАЛЬИ САЦ:

СКАЧАТЬ СКАЗКУ
(mp3, битрейт 320 kbps, размер файла - 52,3 Мб):

Запись 2

Государственный симфонический оркестр ССС. Дирижер Г. Рождественский
Читает Николай Литвинов

Год записи ~1956.

Общее время звучания - 25:25



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: