Понятии сек что означало. Словарь сексуальных терминов

Итак, Луна находится на расстоянии от 50х114=6000 км до 260х114=30000 км. Собственно, Солнце тоже, поэтому рассмотрим как оно освещает всю землю. (Кстати, почему солнце на разной высоте на разных широтах? Если оно близко - понятно, меняется угол обозрения. А лишняя тысяча километров никак не влияет на солнечный параллакс в официальной модели.)

Качественная картинка, построенная в неверном предположении, что Солнце (Луна) находится на расстоянии 2050 км:
сosZ=6371/8420=0.757, Z=41°

В действительности, угол Z находится в пределах от 60° до 80°.

Казалось бы, пусть Солнце движется по спирали от Северного полюса к Южному с покрытием 157°, оставляя 23° на полярный круг: на севере - полярный день, а на юге - полярная ночь. Но как только Солнце чуть опуститься южнее - Северный полюс окажется в вечной тьме.

Чтобы покрыть все 180°, без вспомогательных светил не обойтись.

И тут уместно будет вспомнить легенду о трех лунах.

Итак, Солнце всегда вращается по спирали поднимаясь/опускаясь над экватором на 23°, покрывая 134° (Z=67°).
сosZ=6371/(6371+H)=0.2924 и H=9936 км (с диаметром Солнца 90 км и радиусом сферы 16300 км).

А над Северным и Южным полюсами висят два малых светила, освещая при необходимости мертвые зоны, летом изображая солнце, а зимой - луну.
Максимальный угол покрытия малого светила - 23° (еще 23° попадают на полярную ночь).
6371/сos(11.5°)=6371/ 0.9799=6502 км, т.е. максимальная высота 130 км с диаметром 1.5 км.

Но в большинстве случаев светило должно покрыть меньшую площадь, поэтому оно опускается и увеличивает свой угловой размер. Либо оно меньшего размера и уменьшает угловой размер, поднимаясь. Поэтому реальными представляются параметры: высота в районе 100 км, диаметр а районе 1 км.

Если светил несколько, то должны происходить и сбои. И несколько солнц неоднократно наблюдалось:

Паргелий (от пара... и греч. hйlios - солнце) (ложное солнце) - одна из форм гало, при которой на небе наблюдается одно или несколько дополнительных изображений Солнца. Возникает вследствие преломления солнечного света в анизотропно ориентированных частичках льда, падающих в атмосфере. В «Слове о полку Игореве» упоминается, что перед наступлением половцев и пленением Игоря «четыре солнца засияли над русской землей». Воины восприняли это как знак надвигающейся большой беды.

Иногда на небе можно увидеть несколько Солнц. На самом деле, это виден эффект миллионов линз: ледяных кристаллов. По мере того как вода замерзает в верхних слоях атмосферы, создает маленькие, плоские, шестиугольные ледяные кристаллы льда. Плоскости этих кристаллов, кружась, постепенно опускаются на землю, основную часть времени ориентированы параллельно поверхности. На восходе или закате, луч зрения наблюдателя может проходить через эту самую плоскость, и каждый кристалл может вести себя как миниатюрная линза, преломляющая солнечный свет. Совместный эффект приводит к явлению, называемого паргелии, или ложного солнца.

Как и всё остальное, предложенная схема освещения вызвала резкую критику в интернете. Причем, совсем не удается добиться понимания, что именно она объясняют наблюдаемые явления. Например, высоту Солнца в полдень в зависимости от широты.
Давайте рассмотрим простую модель:
Пирамида из цилиндров уменьшающегося радиуса вращается против часовой стрелки и освещается параллельным пучком солнечных лучей (красные стрелки), перпендикулярным ребрам пирамид.
Правое ребро каждого цилиндра соответствует положению солнца в зените в полдень.
Как легко понять, при любом движении вверх-вниз по этому ребру ничего в положении Солнца над головой наблюдателя на ребре не меняется.
И не меняется ни на одном из цилиндров.
И нет никакого отличия у верхнего и нижнего цилиндров.
А теперь начнем увеличивать количество цилиндров, пропорционально уменьшая их высоту и радиус.
Предел такой операции - полусфера.
Добавим такую же нижнюю часть - и получится наш земной шарик. Для тех, кто не понимает математику, но работал в Фотошопе: если фото Земли сильно увеличить, то окружность превратится в набор прямоугольных пикселей - иначе её машинным способом не изобразишь.

Вывод: на всем земном шаре Солнце в полдень должно быть в зените.

А как же мы видим в реальности: чем выше широта, тем ниже Солнце над горизонтом?
Проведем мысленный эксперимент: зафиксируем Солнце в правой части нижней стрелки и проведем синие стрелки от этой точки к каждому цилиндру (если сложно - напишите в конференцию и я их нарисую).
Для синего цилиндра синяя стрелка совпадет с красной. Для желтого будет уже с наклоном, а для зеленого - с большим наклоном.
Вот так Земля и освещается.

Как же нас удалось обмануть?

Все просто: мы видим маленькое Солнце над головой и проводим от него линии на наших рисунках: влево и вправо. Но на самом деле оно не маленькое, а очень большое. И нет никакого влево и вправо от Солнца: и слева, и справа идет поток параллельных лучей вниз на нас. Нас сбивает детский рисунок "Пусть всегда будет солнце!". Уже в детстве этот образ прочно входит в сознание и выбить его невозможно никакими рисунками и формулами. Если мем не соответствует - он отторгается. Это уже аксиома психологии.

Господа, срывайте шоры, навешанные на вас с детства. Знайте, что всё кругом вранье!

Жаль, не получилось, а мне казалось, что это хорошая затравка к разговору о том, как соотносятся органы чувств с окружающей действительностью Пирамидку можно рассматривать как шутку, в которой есть доля истины. Парадокс пирамиды быстро раскусили на форуме: http://falsehood.my1.ru/forum/2-6-1
Попытка подтолкнуть к дальнейшему обсуждения провалилась. А ведь здесь есть, что сказать.

Что мешает предложенной модели? Сила тяжести, которая направлена от центра Земли. Формально, об этом идет речь в следующем разделе, но и так понятно, что у нас получилось, особенно если Вы уже читали весь текст. Вот мы построили модель, в которой Земля окружена защитной сферой. Но те, кто способен, построить такую огромную Землю, вполне могут построить и еще что-нибудь, что нам не совсем ясно. Например, сила притяжения действует со стороны стержня, на который насажены цилиндры (можно предложить несколько схем, каким образом при уменьшении радиуса эта сила остается постоянной). Тогда парадокс снимается. В любом месте наблюдатель будет перпендикулярен оси вращения, даже на полюсе. Ну, чем не модель? Кстати, может хорошо объяснить, почему Земля геоид, а не шар (с точки зрения сохранения силы тяжести вдоль стержня). Вам это не напоминает какие-то детские сказки с трением об ось вращения (там где всегда мороз)? Может ось вращения совсем не абстракция, а реальная вещь?

Солнце - звезда Солнечной системы, которая является для источником громадного количества тепла и ослепительного света. Несмотря на то, что Солнце находится от нас на значительном расстоянии и до нас доходит лишь небольшая часть его излучения, этого вполне достаточно для развития жизни на Земле. Наша планета вращается вокруг Солнца по орбите. Если с космического корабля наблюдать Землю в течение года, то можно заметить, что Солнце всегда освещает только какую-либо одну половину Земли, следовательно, там будет день, а на противоположной половине в это время будет ночь. Земная поверхность получает тепло только днем.

Наша Земля нагревается неравномерно. Неравномерный нагрев Земли объясняется ее шарообразной формой, поэтому угол падения солнечного луча в разных районах различен, а значит, различные участки Земли получают различное количество тепла. На экваторе солнечные лучи падают отвесно, и они сильно нагревают Землю. Чем дальше от экватора, тем угол падения луча становится меньше, а следовательно, и меньшее количества тепла получают эти территории. Один и тот же по мощности пучок солнечного излучения обогревает гораздо меньшую площадь, так как он падает отвесно. Кроме того, лучи, падающие под меньшим углом, чем на экваторе,пронизывая , проходят в ней больший путь, вследствие чего часть солнечных лучей рассеивается в тропосфере и не доходит до земной поверхности. Все это свидетельствует о том, что при удалении от экватора к северу или к югу уменьшается , так как уменьшается угол падения солнечного луча.

На степень нагрева земной поверхности влияет также и то, что земная ось наклонена к плоскости орбиты, по которой Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, под углом 66,5° и все время направлена северным концом в сторону Полярной звезды.

Представим себе, что Земля, двигаясь вокруг Солнца, имеет земную ось, перпендикулярную плоскости орбиты вращения. Тогда бы поверхность на разных широтах получала бы неизменное в течение года количество тепла, угол падения солнечного луча был все время постоянным, всегда день был бы равен ночи, не происходило бы смены времен года. На экваторе эти условия мало отличались бы от нынешних. Существенное влияние на нагрев земной поверхности, а значит, и на весь наклон земной оси имеет именно в умеренных широтах.

В течение года, то есть за время полного оборота Земли вокруг Солнца, особо примечательны четыре дня: 21 марта, 23 сентября, 22 июня, 22 декабря.

Тропики и полярные круги разделяют поверхность Земли на пояса, которые различаются между собой солнечной освещенностью и количеством тепла, получаемого от Солнца. Выделяют 5 поясов освещенности: северный и южный полярные, которые получают мало света и тепла, пояс с жарким климатом и северный и южный пояса, которые получают света и тепла больше, чем полярные, но меньше, чем тропические.

Итак, в заключение можно сделать общий вывод: неравномерный нагрев и освещение земной поверхности связаны с шарообразностью нашей Земли и с наклоном земной оси до 66,5° к орбите вращения вокруг Солнца.

Происходит по орбите, имеющей форму эллипса, со скоростью около 30 км/с. Полный оборот Земля совершает за 365,26 суток. Это время называют звездным (сидерическим) годом . Ось Земли постоянно наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. При движении Земли вокруг Солнца ось не меняет своего положения. Поэтому каждая точка земной поверхности встречает солнечные лучи под углами, изменяющимися в течение года. В разные периоды года полушария Земли получают одновременно неодинаковое количество солнечного тепла и света, что служит причиной смены времен года .

На расстоянии от экватора на 23°27′ к северу и югу расположены воображаемые параллельные круги на поверхности земного шара, которые называются тропиками (Северный, или тропик Рака, и Южный, или тропик Козерога), где Солнце один раз в году бывает в полдень в зените. Это - дни солнцестояний: 22 июня - день летнего солнцестояния : вертикально солнечные лучи падают на Северный тропик. В это время в северном полушарии наивысшее положение Солнца и оно получает больше тепла и света, здесь лето и самый длинный день. А есть места, где в это время Солнце совсем не заходит за горизонт. Это полярные области, лежащие между Северным полюсом и северным полярным кругом - параллели, отстоящей от экватора на 66°33′. Здесь - полярный день; на самом полюсе он длится до 186 суток. В южном полушарии в это время зима, а в полярных районах (за южным полярным кругом) - полярная ночь.

Через полгода, 22 декабря - наивысшее положение Солнца над горизонтом в южном полушарии в день зимнего солнцестояния . В зените Солнце в это время над южным тропиком, а в районе полюса оно не заходит за горизонт, в южном полушарии теперь лето, а в северном полушарии - зима. 21 марта и 23 сентября Солнце в зените над экватором и его лучи отвесно падают на экватор; северное и южное полушария освещены вплоть до полюсов; на всех широтах день и ночь продолжаются по 12 ч.; поэтому эти числа называются соответственно - день весеннего и день осеннего равноденствия . 21 марта в северном полушарии начинается астрономическая весна , в южном - осень , а 23 сентября, наоборот, в южном полушарии весна, а в северном осень.

Двигаясь вокруг Солнца, Земля вращается в то же время вокруг своей оси с запада на восток с полным оборотом в течение звездных суток, или за 23 ч 56 мин 4,0905 с среднего солнечного времени. С этим движением связана на Земле смена дня и ночи . На освещенной Солнцем стороне Земли - день, на противоположной, теневой стороне - ночь. Время оборота - сутки - определяют по Солнцу и звездам. Солнечные сутки - это промежуток времени между двумя прохождениями центра диска Солнца через меридиан точки наблюдения. Движение Земли вокруг оси и вокруг Солнца сложное, неравномерное, поэтому продолжительность истинных солнечных суток в течение года меняется. Для определения среднего солнечного времени берут среднюю продолжительность суток в течение года. Солнечные сутки немного длиннее полного оборота Земли, так как Земля движется вокруг Солнца в том же направлении, в котором вращается вокруг оси. Поэтому точное время оборота Земли определяется временем между двумя прохождениями звезды через меридиан данного места. Звездные сутки короче средних солнечных на 3 мин 55,91 с среднего времени.

Угол, на который поворачивается любая точка Земли за определенный отрезок времени, называется угловой скоростью вращения. За час точка продвигается на 15° (360°: 24 ч = 15°). А линейная скорость зависит от широты места. Наибольшая она на экваторе - 464 м/с и уменьшается в направлении полюсов. Например, на широте Санкт‑Петербурга (60°) она будет уже 232 м/с.

Только на полюсе нет обычного деления времени на дни и ночи, так как около полугода Солнце не опускается за горизонт и столько же времени не восходит. Представление об изменении продолжительности дня и ночи на разных широтах можно получить, рассмотрев чертеж, на котором изображено положение Земли в день летнего и зимнего солнцестояния. Видно, как проходит светораздельная плоскость в том случае, когда земная ось наклонена северным концом к Солнцу, и наоборот. В том полушарии, которое обращено к Солнцу, день длиннее ночи. На широтах же, которые вообще не пересекаются светораздельной линией, Солнце какое‑то время круглосуточно освещает (или не освещает) Землю; там смены дня и ночи не происходит.

В результате суточного вращения земного шара (кроме приполярных областей) происходит благоприятная для жизни смена умеренного нагревания в течение дня и умеренного охлаждения за ночь.

Одно из следствий вращения Земли вокруг оси - отклонение движущихся тел в северном полушарии вправо, в южном - влево. Оно вызывается действием силы Кориолиса , основанной на законе инерции, по которому каждое тело стремится сохранить направление и скорость своего движения, а вращающаяся Земля тем временем перемещается, это и вызывает отклонение в направлении движущегося тела. Сила Кориолиса оказывает отклоняющее действие на движение воздуха и воды (речных потоков, морских течений).

«Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждыя разума, суть колючие остны и иглы».

Антоний Великий

Язык является неотъемлемым условием и главным признаком нашей духовной жизни, культурной общности, основой национального самосознания. Использование слов, имеющих чёткое смысловое наполнение, делает нашу речь понимаемой другими людьми. Сейчас в нашей коммуникативной среде, наряду со многими проблемами в области языка, появилось значительное количество обезличенным или извращенных терминов, своеобразных слов-фантомов. Причем, частота их употребления настолько высока, что иногда кажется, что вот-вот и многие, особенно молодые люди, полностью перейдут на язык, понимаемый лишь ими. Понятно, что языковая среда не может и не существует в изоляции. Любой язык подвержен естественным процессам омоложения и обмена с другими языковыми культурами. Сейчас кажется необоснованным отказаться от использования всех заимствованных понятий и терминов, подыскивая им эквивалентные русские названия.

Но, все ли слова иностранного происхождения оправданы для своего применения вне границ своего специализированного значения? Какое, все-таки, смысловое или семантическое значение сотен импортных слов, часто используемых наиболее говорливой частью общества? В рамках короткого анализа попытаемся выяснить, этимологию и смысловое значение некоторых малопонятных иноязычных слов в современной речи. Хочется подчеркнуть, что проблема не ограничивается лишь семантическими уточнениями. Складывается впечатление, что эти популярные слова были привнесены в наш язык вовсе не для его обогащения, а для откровенной проповеди идеалов комфорта, гедонизма и через снятие табу на некоторые понятия для «легализованного» отупения и соблазна людей.

Гламур. Произошел от английского «glamour » - обаяние, очарование, волшебство, чары. Английский «glamour» является вариантом шотландского «gramarye» (колдовство, магия, заклинание), который, в свою очередь, явился измененным английским «grammar» в средневековом значении - любой вид учёности, особенно в области оккультного знания. Слово «glamour» стало популярным в английском языке после романов Вальтера Скотта (1771-1832), а в значении «магическая красота», «обольстительное обаяние» - с середины 19-го века.

С гламуром в русском языке все по-взрослому, по-гламурному. Количество слов «гламур» в разных словосочетаниях и производных прилагательных, наречиях, просто не поддается исчислению. Считается, что этот термин связан с культурой массового потребления, модой и шоу-бизнесом. Для «гламурного» характерен акцент на роскошь и дороговизну. По мнению К.Топчилова «Гламур как современный эстетический феномен связан, прежде всего... с миром потребления товаров (услуг), с модой, культурой «шоу», стилями жизни, т.е. областью определенных культурно-эстетических практик. Эти практики получают свое легитимное признание и идеологическое одобрение в СМИ». Среди главных задач «гламуризации» общества можно выделить следующие: учреждение этого понятия в качестве бесспорных стандартов успеха, а также разрушение традиционных ценностных норм. Кроме того, понятие «гламур» является мощным механизмом рынка дорогих товаров, создающим спрос и предлагающих соответствующие предметы и вещи, где главным является не столь качество и удобство, а сколько дороговизна.

Следует добавить, что лишь одним ценовым отличием от «неудачников» гламурное общество не ограничивается, и как любое духовное по своей природе явление, требует формулировки основных принципов и характеристик. Подчеркиванием избранничества и демонстрацией своих нелепейших вкусов и привычек, гламурные люди не стесняются открыто превозноситься над «низшими», по их системе оценки, и самое унизительное чувство, что они вероятно испытывают, это бóльший успех кого-либо из своей среды.

Креатив, креативный. Появление «креатива» представляет распространенный пример обычной замены русского слова термином иностранного происхождения. Прилагательное «креативный» происходит от английского «creative» - творческий, созидательный, изобретательный. Изначально это слово означало «имеющий качество творения (созидания)» и произошло от «create» (создавать, творить), которое, в свою очередь, произошло от латинского «creatio » - созидание, порождение.

Кстати, в своем родном английском «creative» не удостоился чести употребляться как существительное, а в гостеприимном русском языке, «креатив» даже дал целую ветвь: креативность, креативный, креативщик, креативить, креативно.

Во всем том, что касается современных идей и достижений в архитектуре, дизайне, кулинарии, искусстве, дополнение «креативный» сообщает не просто о достижениях в творчестве или изобретениях, а скорее их «ультрамодный» и нестандартный характер. Посмотришь такую фотографию и сразу понимаешь, что здесь имеется нечто такое, малопонятное большинству.

И в рекламе, если сделан акцент «креативом», то подчеркивается потусторонность и новаторство на грани фола. «Креатив» имеет не просто творческое, изобретательное значение, а ассоциируется исключительно с необычностью и странностью творческого процесса. Кроме того, «креатив» выступает в роли своеобразного катализатора принятия новаторских идей обществом вне зависимости от области их применения. Почему бы, к примеру, не заглянуть в Креативную Церковь или не узнать, что такое «креативные родители»?

Пиар. Вариант прочтения английской аббревиатуры PR - «public relation» (связь с общественностью). Кроме того, в современном английском есть другие значения: реклама, пропаганда. Почему «пиар» за последние лет 15-20 вытеснил из лексикона привычную «рекламу», не совсем ясно. Более того, сам «пиар» стал родоначальником целой ветви производных слов: пиарить, пропиарить, пиариться и т.д. Как зачастую бывают со словами нецелевого использования, «пиар» в последнее время приобрел дополнительные значения. Вот пример : «Пиар нужен каждому человеку. Смысл пиара заключается в том, что он дает энергию для управления своей жизнью».

Пиар в настоящее время означает активные действия для привлечения общественного внимания и создание образа. Другими словами, отличие обычной рекламы от пиара является присущие последнему элементы эпатажа и удивления, что и выделяет пиар-акции среди множества традиционных рекламных. Пиар - это скорее рекламирование личности (компании), и представляет, по сути, в лучшем случае, хвастовство, в худшем - продвижение серых и сомнительных персон (компаний, товаров), везде там, где востребована бурная реакция публики.

Позитив. Одно из самых бессмысленных и быстро распространившихся слов в современном речевом потоке. И снова английского происхождения, и снова прилагательное, имеющее совершенно точный перевод на русский «положительный», как антоним слову «отрицательный».

Пожелания, тосты, зазывающие визитки, рекламные буклеты пестрят «позитивом». Что это такое, внятно сказать, вероятно, не сможет никто, максимум, что можно услышать, это все такое хорошее, смешное, радостное, оптимистичное. Но слово «оптимизм» уже со второй половины XVIII в. употребляется в нашем языке, зачем пристраивать обычное прилагательное в наше язык в виде существительного? И синонимы «оптимизму» вполне понятны: жизнерадостность, жизнелюбие, жизнеутверждение. А «позитив», что означает?

Более «продвинутые» ответят, что позитив это все то, что повышает настроение или вызывает эйфорию. Вот здесь уже не так радостно... Настроение может быть приподнято чем угодно: от алкоголя и наркотиков, до участия в сектантских радениях. Посмотрите ролики о поведении обращенной паствы на собраниях. И если пивные маркетологи «деликатно» предлагают держаться «волны позитива», то пасторá буквально сбивают с ног доверчивую паству своим «позитивным» шквалом. Бдительные пасторá отлично понимают, на что давить и какие лучше выбирать слова для своих проповедей : «Обратите негатив одиночества в позитив сострадания к другим таким же одиноким людям, и это станет толчком к новым действиям в вашей жизни».

Бессмысленность понятия «позитив» и соблазняющее его воздействие обеспечили успех слова в современной парапсихологии. Сам термин дается в таком понимании : «Позитив - это сумма трех вещей: позитивное мировосприятие, доброжелательность и радостный стиль жизни. Это радостная манера общения, видение в людях и себе (!) лучших сторон, обращение внимания на светлые и радостные моменты жизни, это доброе отношение к людям». Здесь даже комментировать что-либо сложно. Авторы сайта «Психологос» сами с трудом формулируют составляющие позитива, в частности «позитивного мировосприятия». Какая может быть ясность после такого тавтологического определения: «Позитивное мировосприятие определяется в первую очередь убеждениями людей, совокупностью позитивных или негативных убеждений»? Парапсихологи пропагандируют «позитивный взгляд на мир», так как субъект с таким зрением видит в мире «все лучшее, его светлые и радостные стороны, все то, что обещает нам удачу и успех». Эти понятия - удача и успех - требуют отдельного обсуждения, но из сказанного совершенно понятна главная характеристика «позитивного мировоззрения» - это радостная атмосфера ожидания удачи и успеха. Вот вам и квинтэссенция «философии успеха», которую проповедуют нам предприимчивые психологи различных школ: Синтон , метода Хосе Сильвы, Симорон и многих других, где «позитиву» отводится чуть ли ни центральное место.

Проект. «Проект» в своем странном значении широко заполонил развлекательную телевизионную среду. Этимологически слово имеет латинские корни - projectus (брошенный) от projicere (бросать, выбрасывать вперёд, пробрасывать). В русский язык слово попало во времена Петра I из немецкого «Projekt» - план, набросок, проект, намерение. В русском языке имеется всего три значения «проекта»: план создания чего-либо (макет, чертеж), предварительный текст какого-либо документа и, наконец, замысел, намерение. Даже в английском языке, являющимся в настоящее время законодателем терминологической моды в различных областях, «проект» имеет отношение к так или иначе планируемым мероприятиям.

На наших телеканалах проекты не только обсуждаются с точки зрения перспективы, они существуют и даже заканчиваются. Не знаю, как это воспринимается другими, но мой слух режет название, к примеру, «телевизионный проект». На «Первом канале» даже есть раздел: «Телепроекты «, которые живут очень долго. Если говорить о самых резонансных «проектах», то нельзя не упомянуть самый «благочестивый» из них - «Дом-2 «. Эта передача вообще существует вне времени. Какой же это «проект», если ему 11 лет, вышло более 4200 выпусков, через программу прошло больше 800 участников? А вот сегодня заходишь на сайт и читаешь: «К нам на проект приехала мама Вики». Интересно всё же, каким образом, этот «проект», имея широчайшую зрительскую аудиторию, существует столь длительное время, при том, что нигде невозможно найти о нем положительный отзыв? Может быть «проект» звучит красиво и несёт в себе элемент загадочности и экспериментальности? Каким образом, в таком случае, оценивать результаты экспериментов: по рейтингу (прибыльности) или нравственному воздействию?

Секс. Прошу прощения у благочестивых читателей за обсуждение столь деликатной темы, но сложно говорить о значении слова «секс», не разобравшись в его природе. Слово «секс » появилось в английском в отношении половой идентификации мужчин и женщин в 14 веке. Этимология слова восходит к латинскому «sexus» в значении «пола», а еще ранее к глаголу «seco» - разделять, расчленять, рассекать, оперировать (сравните с терминами «секция», «секта»). То есть, латинский «пол» (sexus) изначально имел разделительное значение, но никак не объединяющее и тем более совокупляющее.

Значение английского глагола «секс», как половые отношения, добавилось лишь в 1929 г. в трудах Д.Г. Лоуренса, то есть менее 100 лет назад. Писатель, не удостоившийся «почему-то» Нобелевской премии, в своем творчестве призывал современников открыть себя «тёмным богам» инстинктивного восприятия природы, эмоциональности и разврата. Некоторые книги Лоуренса, включая роман «Любовник леди Чаттерлей», были долгое время запрещены к публикации по причине своей непристойности.

Но писатель увековечился тем, что ввел в употребление слово «секс» в своем современном смущающем значении. В Европе при набирающих темпах секуляризации и проповеди всевозможных удовольствий этот термин быстро прижился и «обогатил» лексику всего «прогрессивного мира». А в 1962 уже происходит «сексуальная революция», которая, как и полагается всем революциям, приносит свои плоды.

С существительным «секс» понятно, но ладно бы, если оно ограничилось лишь вопросами исключительно интимной жизни. В дальнейшем в лексиконе появилось множество словосочетаний с использованием производных прилагательных и наречий.

Сексуальный. Не поддается исчислению количество употреблений этого прилагательного, где только можно, а точнее нельзя. В «Толковом словаре русского языка » под редакцией Т.Ф. Ефремовой написано, что «сексуальный» соотносится по значению с существительным «секс», связанный, свойственный или характерный с ним. Второе значение «сексуальный» трактуется как плотской, с сильно выраженным половым влечением, чувственный. Другими словами, очевидно, что прилагательное «сексуальный» в русском языке связано непосредственно с понятиями лишь интимной или половой жизни, не более. Тогда каким образом это слово размножилось и распространилось за пределы интимных отношений между людьми и употребляется в печатных изданиях, рекламных роликах, фильмах, в быту? По смыслу прилагательное «сексуальный» имеет абсолютно точный аналог в русском - «половой» и, следовательно, если точно его применять, то лишь в случаях, когда «сексуальный» можно заменить на «половой» (например, «сексуальное насилие (преступление)», «сексуальные отношения» и пр.).

Точно зная семантическое значение «сексуальный», применение прилагательного ограничивается своими узкими областями, а в других случаях можно вполне обойтись и исчерпывающими русскими характеристиками: откровенный, соблазняющий, искушающий, похотливый или развращающий в зависимости от контекста.

Апофеозами словосочетаний являются «сексуальный запах», «сексуальный цвет, вкус» и т.д. Доходит просто до дичайших случаев, что родители, любуясь своими детьми, с гордостью заявляют, мол, моя дочь такая сексуальная!

С активным внедрением раннего полового (сексуального) воспитания активные педагоги и психологи смело включают в свои программы подобные термины. Например, пункт в программе «Что должен знать Ваш ребенок?» на образовательном сайте «Солнечные руки» звучит так: «Ваш ребенок должен знать... основную информацию о сексуальности (гетеро-, гомо-, би-)».

Следует признать этимологическую и семантическую нелепость всех терминов, связанных с корнем «секс», которые так быстро распространились в нашем языке, что как-бы все знают, о чём идёт речь, но сказать не могут, о чём именно. Православная традиция старается избегать подобных терминов и, говоря об интимной стороне общения взрослых людей, нам вполне хватает и имевшихся ранее терминов, если возникнет необходимость об этом говорить.

Тренд. «Trend» - переводится с английского как направление, тенденция, мода, стиль, течение, закономерность. Хотя «trend» изначально употреблялся как обобщающее направление чего-либо (дороги, реки, линии берега, горной гряды), в современном значении «преобладания новой тенденции в моде и культуре» в английском языке появился относительно недавно - в середине прошлого века. Если быть последовательным, то стиль, мода, тенденция являются также словами иностранного происхождения. Но почему эти ставшие привычными для нас слова все чаще и чаще заменяются только одним малопонятным «трендом»? Вчитайтесь только в заголовки новостей, пожалуйста: «Новый тренд - полезные для здоровья татуировки», «Декоративные зеркала и окрашенные стекла - современный тренд интерьера», «Рубль нащупывает нисходящий тренд». Кстати, в каждом из трех приведенных примеров «тренд» можно заменить соответствующим общепринятым словом в русском языке без искажения изначального смысла: мода, направление, динамика, соответственно. Кажется, что «тренд» это не просто тенденция, а скорее то самое мгновение, которое характеризует ее новизну. И чем публичны какие-либо динамические процессы, тем больше у них вероятности именоваться не устаревшими направлением или тенденцией, а самим «трендом». Кратко и современно.

Приведенный выше разбор нескольких распространенных слов выполнен на любительском уровне и ни в коей мере не претендует на анализ с позиции языкознания как науки. Основная цель заметки - попытка понять природу привнесенных терминов иностранного происхождения и их воздействие на, прежде всего, духовные и культурные ценности. Затаскивание иностранных слов в нашу лексику и навязывание их повсеместного использования, обусловлено, как это очевидно, не внедрением новых продуктов или изобретений. Полагаю, что продавливанием иноязычных слов, неугомонные строители нового мирового порядка, так или иначе, прорубают очередные «окна Овертона». После попадания в лексикон иностранного слова, ему сразу предоставляются широкие области свободного применения. Затем, укоренившееся понятие, ну или его извращенный прототип, формируют свою модернизированную аксиологическую систему, вокруг которой выстраиваются новые отношения, задаются очередные приоритеты, востребованные «временем», создаются рамки нового «культурологического дискурса».

Считаю, что чрезвычайно важно понимать подлинное смысловое значение слов, употребляемых нами, особенно теми, кто преподает, воспитывает, общается, проповедует, то есть, всеми, кто словом воздействует на души и умы наших сограждан. При полном бездействии к потоку малопонятных терминов, активно внедряющихся в духовную, общественно-культурную сферу, возможно, скорым временем мы просто утратим контакт между собой и молодежью.

Геннадий Тарадин

Секс

♦ Если переходить на сексологические термины, то литература (и наука) есть не что иное, как вуайерство при людях и природе. Мы, читатели, - не собеседники, мы подслушиватели чужих диалогов.

♦ Эта загадочная картинка, где в линиях знакомого ада нужно высмотреть неизвестные линии рая.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Секс

Секс

♦ Sexe

Половая многосоставная функция организма (возбуждение, удовольствие, совокупление, продолжение рода и т. д.), разделяющая человечества на два рода – мужчин и женщин. Секс есть способ принадлежности человека к виду (человеческих существ), способ получать от этого удовольствие (через оргазм) и способ продолжения рода (через размножение). В общем, много радостей и не меньше хлопот.

«Брюхо – вот причина, по которой человеку не так-то легко принимать себя за Бога», – писал Ницше («По ту сторону добра и зла», IV, 141). Ведь Бог должен быть свободен, но никто из людей не свободен от секса. Мы не выбираем, кем родиться – мужчиной или женщиной, так же как не выбираем, сильны или слабы будут наши желания, сильна или слаба половая мощь (вплоть до импотенции), сумеем ли мы их удовлетворить или будем им противостоять. Вот почему философы всегда относились к сексу с недоверием и некоторым высокомерием, если не с дурацким целомудрием. Что ж, тем хуже для них. По-моему, только Монтень говорил о сексе так, как о нем и надо говорить, – с удовольствием и чувством юмора, просто и правдиво (особенно рекомендую превосходно написанную пятую главу книги III, озаглавленную «О стихах Вергилия»). «Каждая их моих частей наравне со всеми остальными делает меня мной, – пишет он. – И ни одна другая не делает меня настолько мужчиной [или женщиной], как эта». Сущность человечности – желание, а не свобода и не разум, и хотя это не всегда исключительно сексуальное желание, оно тем не менее целиком и полностью обусловлено полом, к которому принадлежит человек. То же обстоятельство, которое не позволяет нам принять себя за Бога, вынуждает нас причислить себя к животным и тем самым способствует становлению в нас человеческого начала. Наслаждение, которое мы получаем от другого человека (с его согласия) и которое доставляем другому человеку (если мы на это способны), еще не повод стремиться поработить этого человека. Тот факт, что мы чувствуем к кому-то влечение, отнюдь не отменяет необходимости любить его и уважать.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Секс

1) пол; сексуальность; половые отношения и связанные с ними психофизические переживания;

2) разг. половые сношения, половой акт.

лат. sexsus «1) пол; 2) половой орган». Заимств. из фр. sexe «пол» (Rob., 1809). Под влиянием англ. sex «секс, половое отношение» получает известность с середины ХХ века. Фиксируется в БСЭ2 (XXVIII, 399).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Секс

А, м.

Всё то, что относится к сфере половых отношений.

* Безопасный секс. *

|| прил. сексуальный , -ая, -ое.

* Сексуальное влечение. *



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: