Краткое содержание 2 ивана солдатских сына. Детские сказки онлайн

Сегодня я хочу продолжить тему о том, как меняя внешнее, меняется внутреннее. Идеально, конечно, когда перемены идут изнутри наружу. Но иногда все-таки лучше начать менять внешнее, даже если внутри еще все по-старому. Как в каратэ – «ты делаешь като, като делает тебя». И сегодня като, которое я хочу обсудить – это женские прически.

Мои эксперименты с волосами начались в 9 лет. До этого я была обычной девочкой с косичками, и мама решала, когда меня стричь и как. Когда мне исполнилось 9, моя лучшая подруга постриглась под мальчика. И я решила сделать то же самое. Мама меня долго отговаривала – будешь жалеть, отрастут нескоро. Но я была непреклонна. Я хотела быть как Юлька. В итоге — мои косы пали жертвами «моды».

Так я в первый раз поставила эксперимент со своими волосами. Дальше было много других вариантов – челка, без челки, под мальчика, ниже лопаток, каре…. И это только стрижки.

Как-то раз я купила оттеночную пенку и перекрасилась в рыжий цвет. Так я сняла у себя страх перед окрашиванием волос. Какого только цвета я с тех пор не попробовала! Огненно-рыжий, медный, черный, каштановый, блонди…

Иногда меня переставали узнавать друзья — с новой стрижкой и новым цветом волос. Однажды, пережив тяжелое расставание, я кардинально сменила цвет. На черный-пречерный. Который через пару месяцев в парикмахерской мне сводили почти целый день.

Кстати, оказалось, что есть статистика. 53% замужних женщин, которые радикально меняют прическу на короткую либо уже пережили развод на момент стрижки, либо переживают его через некоторое время.

Интересно, а есть ли статистика, как длинные косы влияют на отношения?

Сейчас я пришла к некоему согласию с собой. Эксперименты с волосами для меня завершены. Уже долгое время я отращиваю волосы. Сейчас они длиной примерно до лопаток. И у меня нет желания их стричь.

Также я вернулась к своему цвету волос. Оказалось, что он идет мне больше всех. Бог ведь знает, какой цвет волос для меня лучше. Остались следы последнего мелирования, — в итоге я решила и его не продолжать.

Так я экспериментировала с прическами, и появилось ощущение:

  • С распущенными волосами я чувствую себя сексуальнее. Но распуская волосы вне дома, я как будто становлюсь уязвимее. И есть четкое ощущение, что вся моя женская сила расплескивается зазря. Так что для дома – это отличный вариант.
  • Когда волосы частично распущены – то есть какая-то их часть все-таки собрана, моя уязвимость перед внешним миром снижается. Но все-таки энергию накапливать невозможно.
  • С хвостиком на затылке я становлюсь жесткой. Вот сажусь бухгалтерией заниматься – и сразу хвостик завязываю. Помогает сосредоточиться. А с другой стороны – начинаю сразу же командовать. Мужем, детьми.
  • Заплетая косу, я чувствую себя женщиной. Наполняюсь мягкой и нежной энергией, и она остается со мной. Я спокойно могу с косой гулять по городу, общаться. И энергии не становится меньше. Даже наоборот. При этом и голова ясная, и силы есть.
  • А когда я заплела две косички, то сразу почувствовала себя девочкой-девочкой. И стало проще играть, просить, выражать гнев по-детски.

И теперь я понимаю, что традиции – глубже, чем нам кажется. Не просто так на Руси девушки носили сарафаны и длинные косы. Не просто так женщины отращивали волосы и распускали их только перед мужем. Не просто так во многих религиях женщины прикрывают свои волосы платком, чтобы чужие люди не могли их увидеть. И сглаз и порчу наводили по волосам. Кроме того, были целые обряды по стрижке младенцев…

Ведь говорится о том, что волосы – это жизненная сила женщины. Что чем длиннее коса у жены, тем дольше длится земная жизнь ее мужа. И ощущение от женщины с длинной косой – оно совсем другое, чем от девчонки с короткой стрижкой.

Короткая стрижка – это практично. Не надо ухаживать за ними, укладывать. Не так жарко летом, не так долго ждать, пока они высохнут. И вообще можно встать с кровати, причесаться и идти. А кроме того дизайнерские стрижки могут выглядеть красиво, это может быть стильно и эффектно.

Но вряд ли вы с такой стрижкой будете чувствовать себя леди. Вряд ли вы сможете так же плыть по миру, как барышни с косами. Даже если они выглядят старомодно, в них столько очарования и женственности, что взгляд не оторвать.

Я помню свое ощущение от мальчишеских стрижек. Я даже ходила стричься к мужскому мастеру, чтобы затылок был покороче. Помню, что отношения с мальчиками не клеились в тот момент. А как только отрастали волосы – появлялись кавалеры.

Волосы — это наша жизненная сила. И наша женская сила. С этим пониманием, что волосы — это больше, чем просто растительность на теле, то сразу становится понятно, что:

  • Короткие волосы — недостаток женской силы
  • Ослабленные волосы — мало жизненной силы
  • Искусственные волосы (парики, нарощенные пряди) — не настоящая женственность
  • Внимательное отношение к своей голове — означает заботу о себе и своей силе. Если на голове бардак, то и в голове скорее всего тоже.

Я в своих экспериментах поставила точку. И сделала выбор в пользу длинной косы – моя еще не такая длинная, как мне бы хотелось.

И пожалуй, пора мне, матери двоих детей, сходить в парикмахерскую……….

Почему женщины обрезают свои длинные волосы, отдавая предпочтение короткой стрижке?

Красит ли короткая стрижка женщину, или ее прерогатива и преимущество – носить длинную пышную шевелюру?

Похоже, мнения наших прабабушек и прадедушек (ведь уже даже бабушки стригутся коротко) постепенно устаревают: женщина больше не обязана носить длинные волосы.

Однако никто не поспорит с тем, что густая, длинная, блестящая «грива» всегда привлекательнее для мужчин, чем короткий «ежик», а девушка с ухоженной длинной шевелюрой всегда будет притягивать взгляды обеих полов.

В последнее время у меня собралась целая коллекция историй о том, как и почему женщины променяли длинные волосы на короткие, и что из этого вышло. Предлагаю прочитать эти такие разные истории.

Елена, 26:
«Свои длинные, до талии, волосы я обрезала до короткого каре выше плеч не случайно – начался новый этап жизни, связанный с карьерой: я открыла фирму в сфере рекламы. Началось очень мобильная жизнь: встречи с заказчиками, образовательные семинары, которые я посещала пачками, руководство пусть небольшим, но коллективом… Словом, я не хотела, чтобы меня воспринимали как нежную девушку, а хотела создать имидж сильной деловой женщины – а для этого выкрасила волосы в ультра-черный и постриглась так, как раньше не стриглась никогда. Прической я осталась довольна и продолжаю стричься чуть ниже ушей и сейчас, спустя несколько лет. Мой опыт говорит, что женщине с короткой стрижкой и темными волосами гораздо легче создать образ бизнес-вумен и сделать так, чтобы воспринимали тебя клиенты (а среди них немало мужчин) соответственно».

Галина, 36:
«Сама бы никогда не отрезала свои шикарные волосы – длинные, блестящие, кучерявые. Всему виной химиотерапия… Пришлось обрезать, сделав очень короткую стрижку. Мне не нравилось – не сумела я себя принять в таком образе, и все тут! Мне казалось, будто от меня ушла вся женственность, вся моя красота… Проходив месяц со стрижкой «под мальчика», поняла, что больше не выдержу – так неуютно мне было. Так я отправилась за париком – и в этом нашла спасение. Конечно, хотелось купить качественный парик, который бы не смотрелся как кукольная шевелюра. Что сказать, выбранный парик (а я нашла такой, что очень напоминает мои настоящие волосы) обошелся мне очень недешево, однако я осталась довольна! Теперь, когда болезнь и химиотерапия позади, я все еще ношу парик, но усиленно занимаюсь и своими настоящими волосами – маски, репейное масло, массаж… Хочу побыстрее вернуть мои длинные кудри, которые по своей воле никогда бы не отрезала!»

Лиза, 27: «Моя новая прическа – а нужно сказать, из волос ниже плеч она превратилась в стрижку под мальчика (т.е. я практически выбрила голову) – была неожиданностью для всех. Что послужило причиной? Наверное, желание поменяться – хотелось чего-то нового в жизни, начать новый этап. Стрижку я сделала около полугода назад, тогда у меня был кризис – переоценка ценностей, а вместе с ней и желание круто изменить все вокруг. Я поменяла работу – ушла с «бумажной» в творческую, стала встречаться с новым молодым человеком, начала вести здоровый образ жизни… Я понимаю, что моя ультра-короткая стрижка – это временно, возможно, больше стричься я так не буду, но сейчас чувствую себя комфортно».

Ирина, 28:
«У меня история, наверное, очень прозаичная – я обрезала волосы не по своему, так сказать, желанию. Во время беременности они стали очень плохими – потускнели, стали ломкими, начали сечься… Просто какое-то воронье гнездо на голове! Вот и решилась, сделала короткое каре. И поняла, что это очень даже удобно: раньше, когда волосы были длинными, чего я только с ними ни делала – постоянные маски, ламинирование и т.д. С каре трачу на уход за собой гораздо меньше времени – и это на руку, потому что родились близнецы. Пока, по крайней мере, до тех пор, пока дети не подрастут, отращивать волосы не планирую. Сейчас все устраивает, муж не был против, да и от окружающих постоянно получаю комплименты – мол, помолодела, посвежела».

Анна, 24:
«Нет, нет, нет – больше никогда я не буду стричься коротко! Сама не знаю, зачем я решила сделать короткую стрижку – просто захотелось как-то обновить имидж. Стрижки на моделях в журнале выглядели так привлекательно, что я не задумываясь тыкнула парикмахеру пальцем в одну, самую удачную на мой взгляд стрижку – и… пожалела уже после первого мытья головы. Да, в парикмахерской мне красиво уложили мою злополучную шевелюру, но сама наводить такую красоту я не в состоянии – мои волосы плохо укладываются, профессионального фена у меня нет, да и времени - даже на укладку «более-менее» - уходит около получаса! Я уже не говорю, какое мучение приходит в зимнее время, когда вы снимаете шапку, а голова выглядит ужасно – хоть уложилась ты, хоть нет… Все, больше никогда!»

Инна, 27: «Я постриглась наголо и ничуть не жалею! Правда, обстоятельства у меня были уникальные: год я провела в качестве волонтера в Африке, работая с детьми-инвалидами. Это был колоссальный опыт! Уезжая на целый год из своего города и своей страны, я внезапно решила постричься налысо; если у мужчин такой опыт имеется чуть не у каждого, то у девушек – очень редко. Когда я еще попробую быть лысой?! Учитывая, что у себя в городе я работала учительницей младших классов и любила свою работу (сюда же вернулась после прибытия назад), ходить лысой перед моими учениками мне было никак не к лицу. А тут как раз подвернулась возможность: целый год меня никто не увидит, ну разве что мама и папа по скайпу (но они смирятся). Так что, прилетев в Кению, я побрилась на следующий же день, не раздумывая, а за год мои волосы отросли до приличной для учителя длины. Больше потребности стричься налысо я не испытываю – скорее всего, это была просто символическая встреча новой жизни».

А вы бы решились на короткую стрижку и почему?

Достаточно любопытным наказанием было отстригание волос женщинам в наказание или в ходе предваряющих допрос пыток или хотя бы отрезание кос. С одной строны это считалось позорящим действием, с другой отрезание волос у женщины имело некий мистический смысл. Посмотрим, что говорили об этом.

Для женщины носить короткие или длинные волосы, распущенные или прибранные — выражение свободы или несвободы. Тот факт, показывает она волосы или же прячет их, выдает желание нравиться, быть заметной или же, напротив,— избегнуть взглядов и вожделения (у пуританки волосы прибраны).

Легенды и сказания, относящиеся к волосам, пришли к нам из далекого прошлого, указывая на то внимание, которое уделялось волосам с незапамятных времен. Библейский герой Самсон, был израильтянином, чья необычайная физическая сила скрывалась в волосах. Матери Самсона еще во время беременности было знамение, согласно которому ее будущий сын не должен был стричь волосы. Взрослый Самсон, прославленный среди иудеев своей ненавистью к поработителям — филистимлянам, он открыл тайну своей силы женщине из этого народа, был предательски острижен во сне и схвачен в плен. После заточения в темнице, ослепленного Самсона привели на праздник филистимлян, в языческий храм. Благодаря успевшим отрасти волосам, к Самсону вернулась его сила, и он неимоверным усилием сумел обрушить колонны храма, похоронив под рухнувшим зданием множество врагов.

Мифический скандинавский правитель Харольд Косматый, поклявшийся не стричь волосы, пока не объединит Норвегию под своей властью. Известно, что Хлотарь, взяв в плен своих племянников, отправил к их бабушке королеве гонца, предложившего на выбор - мальчиков остригут и отпустят (в те времена остричь длинные волосы принца означало отказаться от престола) или убьют. Та ответила, что предпочла бы видеть их мертвыми. Добровольное жертвоприношение волос — своего рода символическая кастрация — воплощает сублимацию инстинктов, отказ от мирских удовольствий. Циммер указывает, что все, кто отвергает земную жизнь и отрекается от принципов ее воспроизводства, чтобы встать на путь абсолютного аскетизма, обязаны постричь свои волосы. То есть аскеты подражают чистоте старых и полысевших, составляющих последнее звено в цепи поколений.

Практически во всех культурах есть персонажи, чьи способности, социальный статус, достижения подчеркиваются какой-либо прической или ее отсутствием. Стоит лишь вспомнить пострижение в монахи в католической и православной церквях; буддистов, обривающих головы наголо; запорожских казаков и их знаменитый чуб (оселедець); а так же множество различных хвостиков, косичек и т.д.

В разных странах считалось, что девичьи волосы хранят жизненную силу младших членов семьи, благодаря чему им запрещали стричься. В России и некоторых европейских странах в средние века девушки должны были прикрывать волосы, либо заплетать в косы. Неприкрытые и не собранные волосы у девиц считались признаком легкого поведения, распущенности. Волосы замужних женщин скрывались либо убирались несколько иначе, благодаря чему девицу на выданье и женщину замужем можно было легко различить по характерной прическе или убору. Женщины в древности часто использовали свои длинные волосы для того, чтобы согреть ребенка (обвив его волосами).

В подавляющем большинстве культур стрижка волос могла символизировать либо начало служения какой-либо цели, либо публичное осмеяние, унижение. Срезание, особенно публичное, волос у женщины, практически во всем мире было необычайным позором. В ряде европейских стран данная мера даже являлась полу-, а то и официальным наказанием. Древность и практически незыблемость традиций, связанных с женскими волосами выработали настолько сильные стереотипы, что и современная женщина, насильственно лишенная волос может испытать глубокий шок, получить моральную травму и т.д. В качестве наказания остригали волосы женщинам, которые вели недостойный образ жизни.

Среди мужской половины населения отношение к волосам более прозаичное. Хотя следует упомянуть некоторые азиатские кочевые племена, китайские и японские войска, запорожское казачество, среди которых наличие определенной прически было обязательным. А лишение воина данного символа приравнивалось к позору трусости, иногда такое наказание завершалось самоубийством или добровольным изгнанием.

Длинная коса - это одна из самых старейших причесок в истории человечества. Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси знали одну-единственную прическу - косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины - закрывали повойником. Однако коса была не просто прической. Волосы - аккумулятор тонких энергий, в основном это мысли самого человека и окружающих. Потому в ведах написано, что стричь волосы нельзя. Женщины в старину не стригли волосы, а заплетали в косу, таким образом энергия накапливалась. Также в старину девушки носили платок в людных местах чтобы не привлекать внимание, оберегая себя от негативной энергии. Мужчины на девушку с длинными волосами подсознательно реагируют сильнее, чем на стриженную. Волосы - это накопитель информации, мыслей. Потому при поступлении в монастырь стриглись налысо, дабы стереть все мысли предыдущей жизни. Индусы, буддисты - бреются налысо, чтоб никакая мысль не задерживалась и легче было войти в состояние медитации. Потому если вам важно закончить дело, о котором вы долго думали - не стоит стричься.

Славяне с бережным уважением относились в прошлом и относятся ныне к своим волосам, ибо всё, что даровано человеку Природой, необходимо для его гармоничного существования в данном мире. Волосы испокон Веков образно сравнивали с засеянным полем пшеницы: как колосья пшеницы впитывают в себя все соки и живительную силу Матери Сырой Земли и чистый свет Ярилы - Солнца и хранят их, так и волосы человека получают и сохраняют живительную силу от Небесных Богов, от Земных Родителей и предков рода, от Матери - Природы, от космических лучей Ярилы-Солнца и Небесных Звёзд, недаром же волосы издревле называли космами, т.е. связанные с космосом, который подпитывает человека. Волосы символизировали множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни, они также означали достаток в древнем Роду, изобилие и счастье в семье. Первым делом, что делали завоеватели в старину с пленницей - отрезали девичью косу.

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник, точнее, кику.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая - будущее потомство.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин - борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей девочке-служанке, так потом долго успокаивал и задаривал своих возмущенных крестьян, обиженную девочку, да еще и штраф выплачивал по решению суда, до которого дошло дело. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата - косопродаванье, косу продавать.

Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою». Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу».

Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи. Отрезали косу невесте в северо-восточной Сербии, в Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь - Боры Тухольские), у гуцулов и в западных уездах Волынской губернии. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы.

Насильственное обрезание косы - знак бесчестия и поругания. У Болгарии обрезать косу у девушки мог из мести отвергнутый парень. Женщина старалась отрезать косу разлучнице. Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности; она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу. На Волыни женщине косы обрезали за прелюбодеяние. Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем». В украинских песнях мотив пускания косы по реке - символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому. Согласно древним скандинавским законам неверных жен стригли наголо и забрасывали камнями, ведь волосы - это честь женщины, поэтому их остригают, когда женщина неверна. Она погребла свою честь, и поэтому ее саму погребают под камнями. Достаточно часто стригли наголо предполагаемых ведьм, считая, что таким образом лишают их колдовской силы.

Небольшой фрагмент из фильма "Страсти по Жанне" (1928), показывающий подобное наказание.

Бывали и некие курьезы, так во Франции в начале XVII века молоденькая графиня была приговорена к обезглавливанию за участие в одном из модных тогда заговоров. Для увеличения унижения осужденной, ей перед казнью публично остригли (точнее обкорнали) ее роскошные кудри. Но хитрый адвокат вмешался, добился приостановки казни, а потом и помилования осужденной, откопав где-то древнее установление, что ум у женщины находится в ее длинных волосах, а законник бил на то, что сейчас девушка чуть ли не умалишенная, а таких нельзя казнить.

В наше время достаточно известны упоминания о том, что женщинам во Франции после освобождения ее от нацистов, обвиненным в связях с оккупантами, брили наголо голову и обнаженными водили по улицам.

Шарлотту Карде стригут перед гильотинированием. Тут, правда, чисто утилитарное действие, чтобы длинные волосы не мешали топору рассечь шею. Но иллюстрация очень красивая.

Два Ивана солдатских сына - русская народная сказка, познакомить с которой стоит каждого ребёнка. В ней рассказывается о судьбе двух братьев-близнецов, которые родились у солдатской жены. Росли они умными и сильными. Когда вошли они в возраст, решили они купить себе коней и оружие, отправились в город на ярмарку. Не нашлось им добрых лошадей и сабель. Кто помог им раздобыть всё необходимое, и как сложилась их судьба в дальнейшем? Узнайте в сказке. Она учит добру, справедливости, взаимовыручке и уважению к старшим.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:

—Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж — будет у нее приданое, а коли бог сына даст, да войдет он в большие года — будет и ему в тех деньгах подспорье немалое. Попрощался с женою и пошел в поход. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями.

Пошли мальчики в рост, как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули — никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.

Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.

Говорит один брат другому:

—Долго ли нас колотить да щипать будут Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится, что ни наденем, всё товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему.

И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они — полно терпеть! — как пошли сдачу давать. Всем досталось! Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцев, и посадили в острог.

Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.

—Они, — говорит, — не виноваты: не зачинщики!

Выросли два Ивана — солдатские дети и просят у матери:

—Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег. Коли остались, дай нам: мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.

Мать дала им пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата — и приказывает:

—Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.

—Хорошо, родимая!

Вот, отправились братья в город, пришли на конную, смотрят — лошадей много, а выбрать не из чего, все не под стать им, добрым молодцам!

Говорит один брат другому:

—Пойдем на другой конец площади; глядь, что народу там толпится — видимо-невидимо!

Пришли туда, протолкались вперед — у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.

—Что твоим жеребцам цена будет? — спрашивает Иван — солдатский сын у хозяина.

—Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.

—Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим, надо только в зубы посмотреть.

Хозяин усмехнулся:

—Смотри, коли головы не жаль!

Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть — куда! Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят...

Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.

—Вот чем хвастался! Да мы этих клячей и даром не возьмем.

Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри появились! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.

Сжалились над хозяином Иваны — солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом — жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.

Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:

—Ах, братец, что ж это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.

Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:

—Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.

—Спасибо, добрые молодцы! Куда ходили?

—В город на ярмарку, хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.

—Как же быть? Надо подарить вам по лошадке.

—Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!

—Ну, пойдемте!

Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:

—Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с богом, владейте на здоровье!

Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.

Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать:

—Что, детушки, купили себе по лошадке?

—Куда же вы их дели?

—Возле избы поставили.

—Ах, детушки, смотрите — не увел бы кто!

—Нет, матушка, не таковские кони: не то, что увести — и подойти к ним нельзя!

Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:

На другой день просятся сыновья у матери:

—Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.

—Ступайте, родимые!

Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру.

—Сделай, — говорят, — нам по сабельке.

—Зачем делать! Есть готовые, сколько угодно берите!

—Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов весили.

—Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!

Нечего делать — пошли добрые молодцы домой и головы повесили.

Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.

—Здравствуйте, младые юноши!

—Здравствуй, дедушка!

—Куда ходили?

—В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.

—Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?

—Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!

Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!

Приходят домой, мать спрашивает:

—Что, детушки, купили себе по сабельке?

—Купить не купили, даром получили.

—Куда же вы их дели?

—Возле избы поставили.

—Смотрите, как бы кто не унес!

—Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.

Мать вышла на двор, глянула — две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит:

—Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.

Наутро Иваны — солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:

—Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.

—Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.

—Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду — не свищу, а наеду — не спущу!

Сели добрые молодцы на коней и поехали.

Близко ли, далеко, долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево поедет, тот убит будет».

Остановились братья, прочитали надписи и призадумались: куда кому ехать Коли обоим по правой дороге пуститься — не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево — никому помереть не хочется!

Да делать-то нечего — говорит один из братьев другому:

—Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст — царем сделаешься!

Стали они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если на платке кровь окажется — значит, брату смерть приключилася; при такой беде ехать мертвого разыскивать.

Разъехались добрые молодцы в разные стороны.

Кто вправо коня пустил, тот добрался до славного царства. В этом царстве жил царь с царицею, у них была дочь царевна Настасья Прекрасная.

Увидал царь Ивана — солдатского сына, полюбил его за удаль богатырскую и, долго не думая, отдал за него свою дочь в супружество, назвал его Иваном-царевичем и велел ему управлять всем царством.

Живет Иван-царевич в радости, своей женою любуется, в царстве порядок ведет да звериной охотой тешится.

В некое время стал он на охоту сбираться, на коня сбрую накладывать и нашел в седле — два пузырька с целящей и живой водою зашито; посмотрел на те пузырьки и положил опять в седло. «Надо, — думает, — поберечь до поры до времени; не ровен час — понадобятся».

А брат его Иван — солдатский сын, что левой дорогой поехал, день и ночь скакал без устали.

Прошел месяц, и другой, и третий, и прибыл он в незнакомое государство — прямо в столичный город.

В том государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются.

Нанял он себе самую худую квартиру у бедной старушки и начал ее выспрашивать:

—Расскажи, бабушка, отчего так в вашем государстве весь народ припечалился и все дома черным сукном завешены?

—Ах, добрый молодец! Великое горе нас обуяло: каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя... Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — змею на съедение.

Иван — солдатский сын сел на коня и поскакал к синему морю, к серому камню; на берегу стоит прекрасная царевна — на железной цепи прикована.

Увидала она витязя и говорит ему:

—Уходи отсюда, добрый молодец! Скоро придет сюда двенадцатиглавый змей; я пропаду, да и тебе не миновать смерти: съест тебя лютый змей!

—Не бойся, красная девица, авось подавится.

Подошел к ней Иван — солдатский сын, ухватил цепь богатырской рукою и разорвал на мелкие части, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени.

Красная девица послушалась, стала на море смотреть.

Царевна разбудила Ивана — солдатского сына; он встал, только на коня вскочил, а уж змей летит:

—Ты, Иванушка, зачем пожаловал? Ведь здесь мое место! Прощайся теперь с белым светом да полезай поскорее сам в мою глотку — тебе ж легче будет!

—Врешь, проклятый змей! Не проглотишь — подавишься! — ответил Иван, обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой к старухе, наелся-напился, лег спать и проспал трое суток.

В то время призвал царь водовоза.

—Ступай, — говорит, — на взморье, собери хоть царевнины косточки.

Водовоз приехал к синему морю, видит — царевна жива, ни в чем невредима, посадил ее на телегу и повез в густой, дремучий лес; завез в лес и давай нож точить.

—Что ты делать собираешься? — спрашивает царевна.

—Я нож точу, тебя резать хочу!

Царевна заплакала:

—Не режь меня, я тебе никакого худа не сделала.

—Скажи отцу, что я тебя от змея избавил, так помилую!

Нечего делать — согласилась. Приехала во дворец; царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником.

Вот как проснулся Иван — солдатский сын, позвал старуху, дает ей денег и просит:

—Поди-ка, бабушка, на рынок, закупи, что надобно, да послушай, что промеж людьми говорится: нет ли чего нового?

Старуха сбегала на рынок, закупила разных припасов, послушала людских вестей, воротилась назад и сказывает:

—Идет в народе такая молва: был-де у нашего царя большой обед, сидели за столом королевичи и посланники, бояре и люди именитые; в те поры прилетела в окно каленая стрела и упала посеред зала, в той стреле было письмо привязано от другого змея двенадцатиглавого. Пишет змей: коли не вышлешь ко мне среднюю царевну, я твое царство огнем сожгу, пеплом развею. Нынче же повезут ее, бедную, к синему морю, к серому камню.

Иван — солдатский сын сейчас оседлал своего доброго коня, сел и поскакал на взморье. Говорит ему царевна:

—Ты зачем, добрый молодец? Пущай моя очередь смерть принимать, горячую кровь проливать; а тебе за что пропадать.

—Не бойся, красная девица!

Только успел сказать, летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит.

Богатырь ударил его острой саблею и отсек все двенадцать голов; головы положил под камень, туловище в море кинул, а сам домой вернулся, наелся-напился и опять залег спать на три дня, на три ночи.

Приехал опять водовоз, увидал, что царевна жива, посадил ее на телегу, повез в дремучий лес и принялся нож точить. Спрашивает царевна:

—Зачем ты нож точишь?

—А я нож точу, тебя резать хочу. Присягни на том, что скажешь отцу, как мне надобно, так я тебя помилую.

Царевна дала ему клятву, он привез ее во дворец; царь возрадовался и пожаловал водовоза генеральским чином.

Иван — солдатский сын пробудился от сна на четвертые сутки и велел старухе на рынок пойти да вестей послушать.

Старуха сбегала на рынок, воротилась назад и сказывает:

—Третий змей появился, прислал царю письмо, а в письме требует: вывози-де меньшую царевну на съедение.

Иван — солдатский сын оседлал своего доброго коня, сел и поскакал к синему морю.

На берегу стоит прекрасная царевна, на железной цепи к камню прикована. Богатырь ухватил цепь, тряхнул и разорвал, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени:

—Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.

Царевна начала на море глядеть...

Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.

Стала царевна будить Ивана — солдатского сына, толкала, толкала — нет, не просыпается; заплакала она слезно, и капнула горячая слеза ему на щеку; от того богатырь проснулся, подбежал к своему коню, а добрый конь уж на пол-аршина под собой земли выбил копытами.

Летит двенадцатиглавый змей, огнем так и пышет; взглянул на богатыря и вскрикнул:

—Хорош ты, пригож ты, добрый молодец, да не быть тебе живому, съем тебя, и с косточками!

—Врешь, проклятый змей, подавишься.

Начали они биться смертным боем; Иван — солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:

—Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.

Царевна тотчас намочила свой платочек и подала доброму молодцу. Он обернул саблю и давай рубить змея; срубил ему все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать на трои сутки.

Царь посылает опять водовоза на взморье. Приехал водовоз, взял царевну и повез в дремучий лес; вынул нож и стал точить.

—Что ты делаешь? — спрашивает царевна.

—Нож точу, тебя резать хочу! Скажи отцу, что я змея победил, так помилую.

Устрашил красную девицу, поклялась говорить по его словам.

А меньшая дочь была у царя любимая; как увидел ее живою, ни в чем невредимою, он пуще прежнего возрадовался и захотел водовоза жаловать — выдавать за него замуж меньшую царевну.

Пошел про то слух по всему государству. Узнал Иван — солдатский сын, что у царя свадьба затевается, и пошел прямо во дворец, а там пир идет, гости пьют и едят, всякими играми забавляются.

Меньшая царевна глянула на Ивана — солдатского сына, увидала на его сабле свой дорогой платочек, выскочила из-за стола, взяла его за руку и говорит отцу:

—Государь-батюшка! Вот кто избавил нас от змея лютого, от смерти напрасной; а водовоз только знал нож точить да приговаривать: я-де нож точу, тебя резать хочу!

Царь разгневался, тут же приказал водовоза повесить, а царевну выдал замуж за Ивана — солдатского сына, и было у них веселье великое. Стали молодые жить-поживать да добра наживать.

Пока все это деялось с братом Ивана — солдатского сына, с Иваном-царевичем вот что случилось. Поехал он раз на охоту, и попался ему олень быстроногий.

Иван-царевич ударил по лошади и пустился за ним в погоню; мчался, мчался и выехал на широкий луг. Тут олень с глаз пропал. Смотрит царевич и думает, куда теперь путь направить. Глядь — на том лугу ручеек протекает, на воде две серые утки плавают.

Прицелился он из ружья, выстрелил и убил пару уток; вытащил их из воды, положил в сумку и поехал дальше.

Ехал, ехал, увидал белокаменные палаты, слез с лошади, привязал ее к столбу и пошел в комнаты. Везде пусто — нет ни единого человека, только в одной комнате печь топится, на шестке стоит сковородка, на столе прибор готов: тарелка, и вилка, и нож. Иван-царевич вынул из сумки уток, ощипал, вычистил, положил на сковороду и сунул в печку; зажарил, поставил на стол, режет да ест.

Вдруг, откуда ни возьмись, является к нему красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать, — и говорит ему:

—Хлеб-соль, Иван-царевич!

—Милости просим, красная девица! Садись со мной кушать.

—Я бы села с тобой, да боюсь: у тебя конь волшебный.

—Нет, красная девица, не узнала! Мой волшебный конь дома остался, я на простом приехал.

Как услыхала это красная девица, тотчас начала дуться, надулась и сделалась страшною львицею, разинула пасть и проглотила царевича целиком. Была то не простая девица, была то родная сестра трех змеев, что побиты Иваном — солдатским сыном.

Вздумал Иван — солдатский сын про своего брата; вынул платок из кармана, утерся, смотрит — весь платок в крови. Сильно он запечалился:

—Что за притча! Поехал мой брат в хорошую сторону, где бы ему царем быть, а он смерть получил!

Отпросился у жены и тестя и поехал на своем богатырском коне разыскивать брата, Ивана-царевича.

Близко ли, далеко, скоро ли, коротко — приезжает в то самое государство, где его брат проживал; расспросил про все и узнал, что поехал-де царевич на охоту, да так и сгинул — назад не бывал.

Иван — солдатский сын той же самой дорогою поехал охотиться; попадается и ему олень быстроногий. Пустился богатырь за ним в погоню. Выехал на широкий луг — олень с глаз пропал; смотрит — на лугу ручеек протекает, на воде две утки плавают. Иван — солдатский сын застрелил уток, приехал в белокаменные палаты и вошел в комнаты. Везде пусто, только в одной комнате печь топится, на шестке сковородка стоит. Он зажарил уток, вынес на двор, сел на крылечке, режет да ест.

Вдруг является к нему красная девица:

—Хлеб-соль, добрый молодец! Зачем на дворе ешь?

—Да в горнице неохотно, на дворе веселей будет! Садись со мною, красная девица!

—Я бы с радостью села, да боюсь твоего коня волшебного.

—Полно, красавица! Я на простой лошаденке приехал.

Она и поверила и начала дуться, надулась страшною львицею и только хотела проглотить доброго молодца, как прибежал его волшебный конь и обхватил ее богатырскими ногами.

Иван — солдатский сын обнажил свою саблю острую и крикнул зычным голосом:

—Стой, проклятая! Ты проглотила моего брата Ивана-царевича? Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части.

Львица и выкинула Ивана-царевича: сам-то он мертвый.

Тут Иван — солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал и говорит:

—Ах, как же долго я спал!

Отвечает Иван — солдатский сын:

—Век бы тебе спать, если б не я!

Потом берет свою саблю и хочет рубить львице голову; она обернулась душой-девицей, такою красавицей, что и рассказать нельзя, начала слезно плакать и просить прощения. Глянул на ее красу неописанную, смиловался Иван — солдатский сын и пустил ее на волю вольную.

Приехали братья во дворец, сотворили трехдневный пир; после попрощались; Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван — солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

335 0

Русская народная сказкаВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Прошло время - записали его в солдаты; оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:
- Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь - все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж - будет у нее приданое; а коли бог сына даст да войдет он в большие года - будет и ему в тех деньгах подспорье немалое.
Попрощался с женою и пошел в поход, куда было ведено. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами - солдатскими сыновьями.
Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули - никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.
Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.
Говорит один брат другому:
- Долго ли нас колотить да щипать будут? Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится; что ни наденем, все товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему.
И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они - полно терпеть! - как пошли сдачу давать. Всем досталось! Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцов, и посадили в острог.
Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.
- Они, - говорит, - не виноваты: не зачинщики!Выросли два Ивана - солдатские дети и просят у матери:
- Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег? Коли остались, дай нам: мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
Мать дала им пятьдесят рублей - по двадцати пяти на брата - и приказывает:
- Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.
- Хорошо, родимая!Вот отправились братья в город, пришли на конную, смотрят - лошадей много, а выбирать не из чего; все не под стать им, добрым молодцам!Говорит один брат другому:
- Пойдем на другой конец площади; глядь-ка, что народу там толпится - видимо-невидимо!Пришли туда, протолкались вперед - у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.
- Что твоим жеребцам цена будет? - спрашивает Иван - солдатский сын у хозяина.
- Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.
- Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим, надо только в зубы посмотреть.
Хозяин усмехнулся:
- Смотри, коли головы не жаль!Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат - к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть - куда? Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят...
Братья ударили их коленками в грудь - цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.
- Вот чем хвастался? Да мы этих клячей и даром не возьмем.
Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри появилися? Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.
Сжалились "над хозяином Иваны - солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом - жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.
Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:
- Ах, братец, что ж это мы наделали? Старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся. Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:
- Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
- Спасибо, добрые молодцы! Куда ходили?- В город на ярмарку; хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.
- Как же быть? Нешто подарить вам по лошадке?- Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!- Ну пойдемте!Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:
- Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с Богом, владейте на здоровье!Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.
Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать:
- Что, детушки, купили себе по лошадке?- Купить не купили, даром получили.

- Ах, детушки, смотрите - не увел бы кто!- Нет, матушка, не таковские кони: не то что увести - и подойти к ним нельзя!Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:
- Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне. На другой день просятся сыновья у матери:
- Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.
- Ступайте, родимые!Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру.
- Сделай, - говорят, - нам по сабельке.
- Зачем делать! Есть готовые, сколько угодно берите!- Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов (1) весили.
- Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!Нечего делать - пошли добрые молодцы домой и головы повесили. Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.
- Здравствуйте, младые юноши!- Здравствуй, дедушка!- Куда ходили?- В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.
- Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?- Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!Приходят домой, мать спрашивает:
- Что, детушки, купили себе по сабельке?- Купить не купили, даром получили.
- Куда же вы их дели?- Возле избы поставили.
- Смотрите, как бы кто не унес!- Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.
Мать вышла на двор, глянула - две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит:
- Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне!Наутро Иваны - солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:
- Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.
- Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с Богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.
- Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду - не свищу, а наеду - не спущу!Сели добрые молодцы на коней и поехали. Близко ли, далеко, долго ли, коротко - скоро сказка сказывается, не скоро дело делается - приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: "Кто вправо поедет, тот царем будет"; на другом столбу написано: "Кто влево поедет, тот убит будет".
Остановились братья, прочитали надписи и призадумались: куда кому ехать? Коли обоим по одной дороге пуститься - не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево - никому помереть не хочется!Да делать-то нечего - говорит один из братьев другому:
- Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться? А ты поезжай направо: авось Бог даст - царем сделаешься!Стали, они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать ка


Значения в других словарях

Народные И Древнерусские Произведения - Вавилонская Башня

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они (люди. - Прим. ред.) нашли в земле Сеннаар равнину, и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей, и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И соше...

Народные И Древнерусские Произведения - Вольга И Микула Селянинович

Когда воссияло солнце красноеНа тое ли на небушко на ясное,Тогда зарождался молодой Вольга,Молодой Вольга Святославович.Как стал тут Вольга растеть-матереть,Похотелося Вольге много мудрости:Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,Птицей-соколом летать ему под оболока,Серым волком рыскать да по чыстыим полям.Уходили все рыбы во синии моря,Улетали все птицы за оболока,Ускакали все звери во темныи ле...

Народные И Древнерусские Произведения - Евпатий Коловрат

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые (1) на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: