Какой цвет не относится к основным цветам. Советы начинающим: основные и дополнительные цвета

«, начинающие художники!

Сегодня я хочу немного поговорить об основах теории цвета и о том как смешивать первичные цвета для получения богатой палитры.

Основы теории цвета

Возможно, вы помните из школьной физики, что сначала Исаак Ньютон, а затем Томас Юнг вывели принцип, который и поныне признается всеми художниками неоспоримым фактом: свет есть цвет . Ньютон пришел к такому заключению в закрытой темной комнате, когда он, приоткрыв окно, пустил маленькую полоску света. Затем, поместив треугольную стеклянную призму по ходу лучика света, он увидел, что стекло разбило белую полоску света на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда падали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя Юнг, английский физик, провел от обратного тот же эксперимент. Своими исследованиями он установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным цветам: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучики света через фильтры этих трех цветов, сфокусировав их на одной точке; зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Другими словами Юнг воссоздал свет.

Таким образом, окружающий нас свет состоит из света шести различных цветов; когда же они попадают на какой-нибудь объект, то этот объект поглощает некоторые из этих цветов и отражает другие.
Давайте выделим этот тезис: все непрозрачные объекты отражают весь или часть света, направленного на них.

Практически, чтобы лучше понять данное явление, давайте представим, что, например, красный помидор поглощает зеленый и голубой цвета и отражает красный; а желтый банан поглощает голубой и отражает красный и зеленый цвета, которые при наложении друг на друга позволяют нам воспринимать цвет желтым.

Мы собираемся посвятить изучению теории цвета немного времени, но мы будем делать это как настоящие художники; то есть мы не будем рисовать с помощью света (световых красок), а будем рисовать свет с помощью цветного вещества, называемого пигментом (красителем). Взяв такой известный материал как цветные карандаши, мы покажем как надо изучать широкий спектр цветов, базируясь на теориях Ньютона и Юнга, но подходя к этим теориям с точки зрения художника.

Цветовая гамма и пигмент

В хроматическом круге или таблице цветов (см. рисунок ниже) первичные цвета обозначены П, а вторичные В. На основе всего изложенного выше можно сделать следующие выводы:

  • Художники рисуют красками, с помощью которых они могут воспроизводить составляющие свет цвета, или цвета спектра.
  • В случае совпадения цветов спектра и палитры художника, последнему легко имитировать эффект падения света на предметы и тем самым точно воссоздавать природные цвета.
  • Теории света и цвета показывают нам, что художник может рисовать все природные цвета, используя лишь три первичных цвета, которые, как краски, являются желтой, зеленовато-голубой и фуксином.
  • Однако понимание того, как надо использовать дополнительные цвета, значительно расширяет выразительный потенциал палитры художника, который схватывает оттенки и качество света и цвета и, как мы увидим позднее, приводит к достижению гармонии и совершенства в картине.

Дополнительные цвета

Как мы видим из хроматического круга, дополнительные цвета представляют собой друг против друга расположенные пары цветов. Руководствуясь этим принципом, мы создаем дополнительные пары из третичных цветов. Например:

Легко продемонстрировать тот факт, что дополнительные цвета больше всего контрастируют (см.рисунок). Пунцовый и изумрудно-зеленый, например, расположенные рядом на картине, создают удивительный эффект… и обратите внимание на желтый рядом с темно-синим!


Эффект, достигаемый противопоставлением дополнительных цветов

Как только художник освоил теорию и практику использования дополнительных цветов, ему не составит никакого труда передавать тени и оттенки. В тени, создаваемой предметом или спроецированной на нем самом, всегда легко усмотреть цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Этот тезис легко продемонстрировать на примере: в тени, отбрасываемой зеленой дыней, — темно-зеленый как третичный изумрудно-зеленый – появится дополнительный пунцовый цвет.

Великие художники постимпрессионизма, такие как Матисс, Дерэн, Вламинг, Дюфи, Брак и Фриз, возвели использование дополнительных цветов в стиль живописи, названный фовизмом. Исследование палитры этих мастеров даст самый плодотворный урок; на их полотнах цвет превращается в настоящий взрыв света, насыщенности и контраста. Примеры, приведенные ниже, сделаны с помощью цветных карандашей, но с таким же успехом можно использовать любое другое средство, в частности, масло. Теория цвета подразумевает все средства.

Создание цвета путем смешения первичных цветов

Вы сами откроете секрет получения любого цвета путем использования только лишь синего, желтого и фуксина – то есть первичных цветов. Потребуются лишь три цветных карандаша (соответствующих каждому первичному цвету) и хорошего качества шероховатая бумага для акварели, превосходно подходящая для нашей задачи создания ряда в 36 цветов, для чего мы будем соединять воедино два или три первичных цвета. Но давайте пойдем шаг за шагом. Начнем с поочередного закрашивания каждого квадратика, из которых складывается весь набор цветов. На небольших листочках бумаги с помощью хороших карандашей сделайте следующее:

Создание зеленой цветовой гаммы

Зеленый создается смешением синего и желтого. Причем сначала накладываем синий, а уж затем желтый. Попытайтесь постепенно увеличивать степень насыщенности цвета, идя от самых бледных тонов к самым темным.

Синий ряд

Обратите внимание на то, что темно-синий получается смешением фуксина и синего, причем фуксин накладывается первым.

Будьте осторожны с фуксином. Это очень насыщенный цвет и накладывать его надо легким слоем.

Чтобы получить темно-синий, синий накладывается на фуксин. Однако можно экспериментировать, изменяя порядок наложения цветов, и начать с синего, покрывая фуксином. Это может пригодиться в том случае, если нужно углубить синий цвет; обратите внимание на правый нижний квадратик внизу рисунка, на интенсивность цвета.

Оранжево-красный ряд

Если нанести желтый на темный фуксин (верхний образец), то получится темно-красный. Однако если необходимо построить оранжево-красную шкалу, нужно внимательно следить за количеством фуксина и желтого цветов. На этом образце мы закрашивали фуксин желтым с различной степенью интенсивности того или другого. Слева направо, от белизны бумаги доходя до красного самых темных оттенков, минуя оранжево-красные цвета различной степени насыщенности.Ряд охры и землистых тонов

Используя средний тон фиолетового, составленный из фуксина и синего (см. верхнюю полосу), можно создать обширный ряд цветов, начиная от желтой охры, затем сиены (охры) до жженой охры (красновато-коричневой). Чтобы достигнуть этого, необходимо добавить желтый к различным фиолетовым тонам, образованным двумя другими первичными цветами. Как и в предыдущих случаях, нужно строго следить за интенсивностью накладываемых цветов, в зависимости от результата, который необходим. Можно заметить, что в первых трех квадратиках значительно меньше синего, чем в нижнем ряду, в котором над желтым преобладают фуксин и синий.«Нейтральный» зеленый ряд

Это зеленый цвет, нарастающий по интенсивности, в котором присутствует элемент фуксина. Ряд можно описать как нейтральный, потому что он приглушен присутствием третьего цвета, изменяющего чисто зеленый, составленный лишь из синего и желтого цветов. Этот зеленый ряд можно считать составленным из желтого, добавленного к фиолетовой основе, в противовес зеленому с синей основой. Определите для себя количество каждого цвета, необходимое вам для получения оттенков, представленных на шести наших образцах.Сине-серый ряд

На этом практическом примере можно определить, как большее или меньшее количество первичного цвета в смеси влияет на конечный оттенок. Мы будем создавать сине-серый ряд. Как и в предыдущем параграфе, смешение синего с фуксином даст нам приблизительно такие же фиолетовые тона в синей гамме, которые в предыдущем случае привели к созданию нейтральных зеленых тонов. К этому сочетанию добавим некоторое количество желтого цвета, которое, однако, не приведет к сильному изменению цвета. Вся разница тонов в предыдущем и данном случае, то есть различие зеленого и сине-серого рядов, состоит в большем или меньшем объеме добавляемого желтого цвета. (Прошу прощение за качество картинки):А теперь воссоединим всю информацию, собранную при изучении каждого цвета в отдельности, в единый ряд, состоящий из 36 цветов. Примем к сведению следующее:

  • Бумага должна быть акварельной, шероховатой, хорошего качества.
  • Если в вашей коробке карандашей два синих или два красных карандаша, используйте лишь ярко-синий (зеленовато-голубой) и фуксин или пунцовый и, конечно, желтый карандаши.
  • Подложите под рисующую руку защитную бумагу.
  • Карандаш держите обычным путем, чуть выше, чем при письме.
  • Сначала потренируйтесь на черновых листках бумаги того же типа, что будете применять на чистовиках.
  • Техника создания первых цветовых рядов заключается в рисовании слева направо (или справа налево, если вы левша), нажимать на карандаш не надо, грифель лучше держать под острым углом к бумаге. Штрихи должны идти вертикально при передвижении руки вправо, становясь постепенно гуще и интенсивнее, для того, чтобы цветовой ряд изменился постепенно и равномерно.
  • Под конец цветовую шкалу можно будет слегка подчистить; обязательно сделайте это, только постоянно следите за равномерностью перехода тонов в цветовом ряду в целом.

Таким образом у нас появилась палитра из 36 цветов:

Солнечный свет

Каждый задавался вопросом, как образуются цвета или что же есть цвет, в общем и целом. Наш разум говорит нам о признаке предмета, который мы наблюдаем (красный цвет черепицы, зелёный – травы и голубой – неба). Это определение для цвета мы выучили ещё в детстве, но это определение говорит нам ещё о том, что цвета меняются, облака заслоняют солнце – всё становится сероватым, рано утром свет немного морозный и бледноватый, в обед свет становится белым и ярким и насыщает различные оттенки, вечером свет более мягкий и тёплый и мы знаем, что при полной темноте различные цвета пропадают. Мы склоняемся к тому, что цвет предмета не изменился, красная вещь, к примеру, и в темноте останется красной. Другие световые условия могут изменить её цвет (например ультрафиолетовый цвет), а без цвета она бы была бесцветной. Только свет образует цвет. Из этого следует, что цвет это элемент света. Исааку Ньютону удалось первому разложить свет на цвета. Он определил цветовую гамму солнечного света: синий, зелёный, красный, жёлтый, лиловый и голубой.

Доктор Томас Янг позже вернулся к этому опыту Ньютона, на каждый из трёх прожекторов он поставил цветной фильтр: красный, синий и зеленый. Направив лучи на стену, он установил, что наложение друг на друга этих трёх основных цветов, образует белый свет. Это значит, что синтезом основных цветов можно получить белый цвет. Накладыванием одного цвета на другой образуются так же вторичные основные цвета: голубой, лиловый и жёлтый.


Так, накладывая красный на зелёный, мы получим жёлтый цвет, зелёный на синий – голубой, а синий на красный образует лиловый цвет. Вторичные основные цвета фиолетовый, жёлтый и голубой являются, как мы увидим дальше, основными цветами наших красок. Когда солнечный свет сталкивается с поверхностью, он поглощается или отталкивается, это свойство поверхности и определяет его цвет.


Теперь мы можем объяснить образование жёлтой поверхности, она поглощает синий цвет солнечного света и отталкивает красные и синие оттенки света, которые воспринимаются глазом как жёлтый цвет. Чёрная поверхность поглощает весь цветовой спектр и превращает его в тепло. Белая поверхность, наоборот же, отталкивает солнечный свет.
Итак, если мы можем получить из трёх базовых цветов: зелёного, красного, синего, белый свет, значит можно предположить, что смешав один из базовых цветов с фиолетовым, жёлтым или голубым, мы тоже получим белый свет. В трёх случаях это возможно: красный смешивается с голубым, синий с жёлтым и зелёный с лиловым. Эти цвета называют дополняющими цветами.

Основные цвета

В этой части вы узнаете как получить из базовых цветов красного, синего и зелёного вторичные цвета жёлтый лиловый и голубой. При добавлении одного цвета в другой всегда образуется более светлый тон, однако, смешав пигментные краски, мы получим более тёмные тона. Так из вторичных цветов жёлтого, голубого и лилового, которые мы имеем в виде пигментных красок, мы можем снова воспроизвести три базовых цвета.

Голубой + лиловый = синий
Лиловый + жёлтый = красный
Голубой + жёлтый = зелёный

При смешивании пигментных красок происходит процесс противоположный образованию цветов под воздействием солнечного цвета, смешав два цвета, мы получим оттенок темнее, чем самая светлая из исходных красок. Смешайте базовые краски с вторичными – так образуются цвета третьего порядка:


При помощи трёх цветов: жёлтого, голубого и лилового, вы можете получить практически все цвета, кроме белого. При покраске добавляются также многие другие цвета для лучшей передачи оттенка и более удобной работы художника. Смешаем голубой, лиловый и жёлтый в равных частях – так мы получим тёмно-серый (практически светлый оттенок чёрного). Смешав цвета третьего порядка оранжевый, зелёный и фиолетовый мы получим коричневый. Почему всё же при работе с красками происходит процесс обратный образованию цветов под воздействием солнечного цвета, всё дело в том, что художественные краски, так же как и любая цветная поверхность, поглощает или отталкивает определённые частички света, что и ведёт к образованию более тёмных тонов. Это и есть основа теории образования цветов.

Дополняющие цвета.

Дополняющие цвета - это цвета, которые находятся в круговой диаграмме (цветовом круге) цветов напротив друг друга. Когда смешиваются два основных цвета, к примеру голубой и жёлтый, получается зелёный. Он находится на диаграмме напротив лилового, не являющегося исходным цветом для получения зелёного.


Под воздействием света, смешав красный с зелёным, мы получим жёлтый. Для того, что бы применить это при работе с пигментными красками, нам нужно «идти в обход». Тут, смешав лиловый с жёлтым, мы получим красный и из голубого с жёлтым – зелёный. Жёлтый является исходным цветом, задействованным в обоих случаях, тогда, мешая голубой и лиловый, мы получим фиолетовый. Фиолетовый является дополняющим цветом жёлтого.
На круговой диаграмме дополняющие цвета лежат точно друг против друга, они, как мы видим, максимально удаленны друг от друга.


Для чего это нужно? Зная, какая краска находится на диаграмме напротив нужной нам, можно отлично сыграть на контрастах, и позже при тонировке дополняющие цвета сыграют важную роль, так как тень состоит из исходного цвета, только более тёмного оттенка плюс дополняющий цвет и немного синего.
Сейчас мы вспомним дополняющие цвета солнечного света.


Лиловый – зелёный,
голубой – красный,
жёлтый – синий

Они образуют те же пары, что и пигментные цвета.


Этот рисунок показывает порядок цветов и их дополняющие цвета. Справа вы видите, чем ярче оттенок, тем темнее его дополняющий цвет и наоборот.
Хорошую помощь окажет так называемый "Color-Wheels", на котором вы без труда распознаете нужную вам комбинацию цветов. "" вы можете взять в любом магазине художественных товаров.


Умелое использование теории дополняющих цветов сделает работу с краской намного интереснее, так как нет большего контраста, чем контраст между этими парами.

Если мы смешаем равные части трёх основных красок, то получим тёмно-серый, при неравных частях же, получается неплохая палитра серых тонов, которыми можно добиться отличных успехов при нанесении теней.
Рассмотрим пару примеров:


Для начала красный смешаем с зелёным и синим, наносим краску и теперь наносим тёмно-красный цвет и в конце высветляем светло-красным.

2. Зелёный


Теперь мешаем зелёный с красным с добавлением синего, после нанесения высветляем поверхность, смешав зелёный и лимонно-жёлтый.

3. Жёлтый


Тут мы смешаем лимонно-жёлтый с красками, необходимыми для создания тени, с фиолетовым и синим, после нанесения обработаем поверхность оранжевым и высветлим лимонно-жёлтым.

Эти примеры показывают, как мы можем добиться глубины тонов при работе с дополняющими красками.

Как мы видим цвета, находящиеся на диаграмме, резко отличаются друг от друга. Если мы будем их использовать в их полную яркость, то они не будут гармонировать и будут очень грубо смотреться, поэтому наносить тени нужно аккуратно и экономно, не увлекаясь. Часто при смешивании красок образуются оттенки серого, которые воспринимаются как «грязный», однако этот тон очень близок к естественным теням и не режет глаз. Как мы знаем, тень это отсутствие света на отдельном участке, цвет которого из-за этого состоит из оттенков серого, эти оттенки, конечно, зависят от цвета поверхности.

Для моей технологии покраски роль второстепенных красок играют чистые цвета (прямо из тюбика): белый и чёрный. Белый я использую для белых поверхностей и для изменения оттенка другого цвета. Чистым чёрным цветом я практически никогда не работаю, чёрный, смешанный из основных красок, выглядит более жизненным. Так же я никогда не высветляю участки белым цветом. Попробуем разобраться с этим при помощи следующей иллюстрации.


Голубой мешается со следующими цветами:
1-й ряд – с белым,
2-й ряд – с чёрным,
3-й ряд – дополняющий цвет плюс голубой и тёмно-синий,
4-й ряд – с «королевским синим»

В первом и втором ряду характер цвета изменяется под воздействием белого и чёрного. В третьем и четвёртом ряду мы можем сказать, что тут речь идёт о гармонии цветов, которые воспринимаются глазом как довольно приятные.

Чёрный или серые оттенки.

Как уже говорилось, мы воспринимаем поверхность как белую, если она отражает солнечный свет, и как чёрную, если она его поглощает. Когда смешиваются равные части основных цветов, отражается только одна треть света, остаток поглощается, и мы видим тёмно-серый цвет. Мешая пигментные краски в более менее равных пропорциях – мы получаем широкую палитру серых тонов, которые мы можем изменять добавлением различных цветов и оттенков. Так, к примеру, из синего можно получить «цвет морской волны», «королевский синий» и так далее. Эту палитру серых тонов можно использовать при нанесении теней.

Исходные цвета для этого опыта голубой, лимонно-жёлтый и лиловый. Белый цвет используется для выправления цвета образующейся смеси.

1.Тенденция к фиолетовому цвету
1 часть красного, 1 часть синего и немного жёлтого

2. Нейтральный цвет
1 часть красного, 2 части синего и 1 часть жёлтого

3. Тенденция к зелёному цвету
1 часть синего, 2 части жёлтого и 1 часть красного

4. К красному
2 части красного,1 часть жёлтого и 1 часть синего

Преимущество серых тонов в том, что цвета гармонируют друг с другом. Пример: для тонировки зелёного подойдёт оттенок серого с тенденцией к красному цвету (рис.4), красный лежит на диаграмме напротив зелёного и в этом оттенке доминирует красный цвет.

Коричневые тона .

Для образования коричневых оттенков можно использовать практически все тона зелёного, оранжевого и фиолетового цветов. Для нанесения теней лучше использовать фиолетовый с добавлением синего или зелёный с синим. Высветлять лучше теплыми жёлтыми тонами (оранжевым, к примеру), но более углублённо мы расскажем в следующих статьях.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Цель урока: познакомить студентов с основными и дополнительными цветами.

План урока:

1. Основные три цвета.

2. Дополнительные цвета.

Студент должен:

знать: основные и дополнительные цвета.

Ответы на вопросы плана урока:

1 . Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов» , в качестве которых не сразу выбрали красный, зелёный и синий. В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров. Цветовой круг можно разделить на три широких сектора: красный, зеленый и синий. Эти цвета называются основными, смешивая их в разных пропорциях получают любой другой цвет. Между основными цветами расположены еще три сектора, образованные дополнительными цветами: пурпурным (сине-красным), желтым и голубым (зелено-синим). На цветовом круге основной и дополнительный цвета находятся друг против друга. К примеру, пурпурный расположен против зеленого и является его дополнительным цветом. Каждый дополнительный цвет представляет собой смесь двух основных, а когда соединяются два дополнительных цвета, они образуют общий основной цвет. Например, голубой (синий и зеленый) и пурпурный (синий и красный) дают синий. Эта взаимосвязь между основными и дополнительными цветами называется «субтрактивной» и положена в основу обработки и печати цветных фотоматериалов.

2. Понятие «дополнительный цвет» было введено по аналогии с «основным цветом». Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Так, к триаде основных цветов Красный-Зелёный-Синий дополнительными являются Голубой-Пурпурный-Жёлтый - цвета. На цветовом круге эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются. В полиграфической практике в качестве основных цветов используют разные наборы. Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:


жёлтый – фиолетовый; жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый; оранжевый – синий; красно-оранжевый - сине-зелёный; красный – зелёный; красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:

жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;

синий - оранжевый = синий, жёлтый + красный;

красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.

Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные цвета?

2. Дайте понятие «дополнительные» цвета?

3. Как образуются дополнительные цвета?

Литература:

1. Ящухин А.П. Живопись. М.: Просвещение. 1979.

2. Виннер А. В. Как работают мастера живописи, М., 1965.

3. Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи, М., 1982.

Раскрыть многообразие цветовой гаммы в живописи.

ИЗО 2 класс Тема 1. Три основных краски, строящие многоцветие мира

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Раскрыть многообразие цветовой гаммы в живописи.

Задачи урока:

Развитие умения самостоятельного определения темы и цели урока;

Знакомство с основными и составными цветами, понятием живопись через наблюдение цветовых сочетаний в природе;

Овладение первичными живописными навыками посредствам приема «живая краска».

Планируемые результаты:

Предметные:

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками;

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми;

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Характеристика деятельности обучающихся:

Наблюдать цветовые сочетания в природе;

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска»;

Овладевать первичными живописными навыками;

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Оборудование:

Зрительный и музыкальный ряд: https://www.youtube.com/watch?v=uySNMYNk5TU, «Вальс цветов»

Литературный ряд: стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной», «Три цвета».

Для обучающихся: гуашь, палитра, бумага, вода, таблицы по цветоведению. учебник изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс автора Е.И.Коротеева.

Организационный этап

Приветствие:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Знакомство с учебником «Искусство и ты» Б. Неменского., рабочей тетрадью.

Посмотрите в набор своих красок. Какие три краски вы бы назвали основными?

Под видеоролик о цветах https://www.youtube.com/watch?v=uySNMYNk5TU

учитель читает стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной». (после просмотра обучающиеся отвечают на вопрос: Какие цвета, помимо трех основных, существуют вокруг нас?)

«Разноцветный шар земной»

Если б в поле расцветали только белые цветы. Любоваться бы устали ими скоро я и ты. Если б в поле расцветали только жёлтые цветы, Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и дубки! У ромашки белый цвет, У гвоздики - красный. Цвет зелёный у листвы, Это так прекрасно!

Ответы детей.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Первичное усвоение новых знаний.

Как много цветов и их оттенков наполняют наш мир! Как вы думаете, с помощью чего можно получить такое многоцветие мира? (смешения трех основных цветов). Как же быть, если у вас маленький набор красок, а вам нужно показать разные цвета и оттенки. Оказывается, можно это сделать, имея только три цвета: красный, жёлтый и синий. Сейчас мы все вместе побываем в роли волшебников и превратим эти три цвета в другие. Ребята на первом ряду будут смешивать на палитре синий с красным, на втором ряду - желтый с синим, а я смешаю желтый с красным.

При работе гуашью нужно брать на кисть больше краски, чем воды. На кисть берем один цвет, кладем на палитру, кисть промываем, при необходимости кисть промокаем тряпочкой, берем другой цвет и смешиваем с предыдущим.

Первичная проверка понимания

Проверим, что получилось. Слушайте внимательно стихи и отвечайте те ребята, чей цвет прозвучит.

Три цвета, три цвета, три цвета,

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет …(фиолетовый) (ответ 1 ряда)

А синий с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? (зелёный) (ответ 2 ряда)

А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно…(оранжевый цвет) (все вместе)

Новые цвета, которые мы получили, называются составными цветами.

Первичное закрепление.

Назовем их еще раз.

Составные цвета

Синий Красный Фиолетовый

Желтый Синий Зеленый

Желтый Красный Оранжевый

Кто запомнил правила работы гуашью и сможет повторить?

Объяснение задания

Красота природы вдохновляет композиторов сочинять музыку, поэтов и писателей писать стихи и рассказы, а художников - писать свои замечательные картины (показ репродукций с помощью презентации). В природе много ярких, сочных цветов и их сочетаний. Ты увидишь их на крыльях бабочек, в оперении птиц, в цветущих растениях. Самое главное для художника - увидеть красоту природы, людей, животных и суметь выразить свое к ней отношение в художественном произведении.

Перед выполнением задания полюбуйтесь цветами, их формой, цветом, оттенками цветов во время просмотра видеоролика «Вальс цветов»

П.И. Чайковского http://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM

Как вы думаете, что вам предстоит изобразить?

Изобразить цветы, используя основные и составные цвета.

Физкультминутка

(проводится учителем в любое время по необходимости и состоянию детей)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Задание. На столах лежат заготовленные формы цветов. Необходимо выполнить их в цвете приемом «живая кисть», т. е. без использования политры. В этом вам помогут букеты цветов, которые вы принесли. При работе соблюдайте правила работы кистью и гуашью (вспомнить еще раз, на столах лежат карточки с правилами работы).

Правила работы

Не бери на кисть много воды. Лишнюю воду промокни тряпочкой. Промывай кисть водой. Краски бери чуть больше, чем воды.

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Использование 3 основных цветов

Смешивание 3 основных цветов

Соблюдение правил работы гуашью

Самостоятельность

Аккуратность

Настроение (дорисуй смайлик):

Педрисунок («живая кисть»)

Самостоятельная работа.

Во время работы звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Составление коллективной работы.

Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит обучающимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить любой интерьер.

Итог урока.

Просмотр и анализ детских работ. При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность, навыки работы гуашью.

Какие основные цвета изучили?

Как получить составные цвета?

Рефлексия.

Кто доволен своей работой сегодня? Прикрепите к вазе цветок желтого цвета.

Кто смог правильно передать цвета на рисунке, но были трудности при смешивании красок, прикрепите цветок синего цвета.

Кто не достаточно усвоил 6 цветов, прикрепите цветок красного цвета.

Домашнее задание.

Выполни задание в рабочей тетради на странице 4, 5.

Благодарю за урок!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: