Игры на развитие тактильного восприятия у дошкольников. Игры для развития тактильных ощущений

~ Игры для развития тактильного восприятия ~ Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сохраните себе несколько игр, которые помогут ребенку развить тактильное восприятие. "Поймай киску" Мама касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и другие. "Чудесный мешочек" В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. "Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. "Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет" Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и другие. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые. "Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же. "Узнай предмет по контуру" Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру. "Догадайся, что за предмет" На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. "Найди пару" Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. "Что внутри?" Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков. Играйте и развивайте ребенка на здоровье!

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и майку- меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

Тема статьи: «Развитие тактильного восприятия дошкольников при использовании настольных игр»

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (Маклаков А.Г.).
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности.
Как и любой познавательный процесс, восприятие имеет определенные свойства.
Восприятие, как и любой психический процесс, обладает определенными свойствами.
Таковыми свойствами являются:
целостность;

константность;
структурность;
осмысленность;
избирательность
Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Например, когда мы видим перед собой чайник, то смотрим на него как на воспринимаем его как единое целое, а на отдельные элементы: сам чайник, крышечка, носик.
Константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.
Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Таким образом, процесс восприятия зависит от деятельности анализаторов и обладает такими свойствами, как (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность).
Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
зрительное,
слуховое,
осязательное (тактильное),
вкусовое,
обонятельное.
Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия. Какие виды? например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.
В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:
1)усвоение сенсорных эталонов.
Что такое сенсорные эталоны?
Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер и т.д.
2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:
* внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)
* зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей старшего дошкольного возраста.
3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте Словечно описывает различные свойства конкретного предмета.
Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения, возможно, достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников
Необходимо развивать восприятие ребенка и формировать представление о свойствах предметов: их величине, форме, запахе, вкусе, цвете, положении в пространстве.
Тактильные ощущения, а также обонятельные, зрительные, вкусовые и слуховые наиболее активно развиваются у дошкольников. Важно не упустить момент и постоянно организовывать разнообразные занятия для детей, которые с легкостью можно проводить дома и во время прогулки, используя подручные средства.
Активность сенсорного развития зависит от количества информации, которая поступает в мозг и преобразуется в яркую, целостную картину. Поэтому необходимо научить ребенка сопоставлять информацию, которую он получает от разных органов чувств, и соединять ее в целое. К примеру, изображение машинки должно в сознании малыша ассоциироваться с шумом проезжающего автомобиля. Иными словами, различные сенсорные ощущения должны в итоге давать ребенку целостное представление о предмете, объекте. Поэтому занятия для детей, направленные на сенсорное развитие, нужно проводить в комплексе, чтобы развивались разные способности.
Чтобы классифицировать объекты, ребенок должен научиться анализировать отдельные признаки и свойства каждого из них (например, форму, цвет, вкус). А для этого необходимо дать малышу представление о сенсорных эталонах, которые используются в качестве образцов, мерок. К примеру, цвета радуги – это эталоны цвета, а эталонами формы являются геометрические фигуры.
В развитии сенсорных способностей помогут различные игры. Многие из них подходят для детей разных возрастов. Чем старше ребенок, тем более сложным может быть задание.
Развитие тактильного восприятия на прогулке естественным образом проходит в обычной песочнице. Процесс пересыпания песка и строительства всевозможных «сооружений» - это не просто игра, а игра развивающая.
Некоторые свойства предметов можно определить лишь осязательно (к примеру, разницу между гладкой и шершавой поверхностями). Эти особенности тактильного восприятия используются в разных занятиях. Можно положить перед ребенком две пластины – гладкую и шершавую – и попросить определить с закрытыми глазами, где какая. Дети, которые уже знают буквы и цифры, могут играть с буквами и цифрами из шершавой и гладкой бумаги.
Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног малыша. Прекрасная возможность для этого – прогулка по сенсорной тропе. Для этого необходима ковролиновая дорожка, на которой закреплены «кочки» (мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом). «Кочки» можно изготовить в форме следов. Главное, чтобы ткань была тонкой, но прочной. Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.
Игры для развития тактильного восприятия
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

"Поймай киску"
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.
Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки - мягкие и теплые из пряжи « травка» гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые - для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые - для массажа кистей рук.

Мячи - гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом - для улучшения кровообращения.

Прищепки - для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза - для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра - для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Пирамидки - для развития точных координированных движений, умение соотносить детали по размеру и цвету.

Кубики - для развития зрительного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.

Набор «Веселые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы - для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Мозаика - для развития координированных движений пальцев рук, закреплений знаний о цвете.

Материал для ручного труда - крупы, нитки, засушенные листья, соломка, ивовые прутики, сосновые и еловые шишки.

Куклы-хохотушки - для формирования положительного эмоционального фона.

Игорь Юрьевич Матюгин (педагог)
" Тактильная память", М.: 1991
У меня сегодня немало дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

За этими строками Анны Ахматовой, приоткрывается подлинная психологическая правда о внутренней работе самостроительства личности. Каждый из нас занят одним делом - деланием самих себя.
Можно приказать себе забыть, можно убить память, можно, наконец, овладеть искусством запоминания. Главное, только понять, что подлинная практическая психология является наукой о строительстве, конструировании, возделывании и проектировании мира человека.
Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

«Дидактические игры для развития тактильных ощущений»

Опыт работы воспитателя

Мельниковой Елены Петровны

воспитатель первой квалификационной категории, стаж педагогической работы 22 года, образование высшее.

«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности».В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с тактильным восприятием. Для этого использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, я изготовила для своих малышей в детском саду дидактические игры

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. «Тактильные крышечки».

Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, бисер, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.

(варианты игры)

1).«Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.

2)."Найди не похожие крышечки»

Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.

3)."Угадай на что (кого) похоже"

Эта игра для детей 5-7 лет
Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям.
Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий - лягушка.

4).«Сделай такой же узор»

Цель: учить различать и находить предметы определенного цвета
и выкладывать их по заданному образцу. Развивать внимание и восприятие.

Ход игры: предложите детям подобрать крышечки по заданному образцу.

2. «Лабиринт»

Цель : активизация движений большого и указательного пальцев.

Материал : лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т. п.).

Ход игры : педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.

3. «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры : рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще ~
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

https://pandia.ru/text/80/219/images/image004_92.jpg" width="432" height="323 src=">

11. «Почтовый ящик»

Цель: различение геометрических форм на ощупь;

умение пользоваться методом проб.

Материал: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.

Ход игры : на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.

12. «Платочек для куклы»

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Материал : непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Ход игры : ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

13. «Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонема тических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры : ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Варианты игр.

1). «Найди на ощупь». Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.

2). «Найди и разложи». Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)

3). «Найди букву на ощупь». Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква

https://pandia.ru/text/80/219/images/image006_64.jpg" width="444" height="296 src=">

16. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Цель : определение фактуры материала на ощупь.

Материал: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.

17. «Соедини коробки»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Материал : спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

Ход игры : на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

18. «Разложи по размеру»

Цель : определение размера наполнителей на ощупь.

Материал е: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т. п

Ход игры : на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т. д.

19. «Собери матрешку»

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Материал : две матрешки-вкладыши.

Ход игры : игра проводится в парах. У каждого участника - разобранная матрешка. Игроки с закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.

20. «Золушка»

Цель : различение мелких предметов на ощупь.

Материал : повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т. д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).

Ход игры : дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

21. «Пирожки»

Цель : развитие осязательных ощущений руки.

Материал : пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Ход игры : педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке.

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

22. «Геометрик»

Цель : развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Материал: доска с гвоздями, резинки.

Ход игры : сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

23. «Гладкая – шершавая»

Цель : определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Материал : набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Ход игры : на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.

24. «Холодно - тепло – горячо»

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Материал : три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

Ход игры : на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):

называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

25. «Сенсорная тропа для ног»

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Материал : сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т. д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Ход игры : педагог предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.

Список литературы.

1. Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32с.

2. Колос комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007,– 80 с.

3. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы/под. ред. – М.: Просвещение, 1978,-93 с.

4. Титарь развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007, 88с.

5. Юрченко Е. Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007, 144 с.

6. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. /Под ред. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: