Гадание на васильев вечер. Васильева ночь звездиста - к урожаю ягод

13 января Православная церковь почитает преподобную Меланию – богатую и знатную римлянку, жившую в V веке. Когда девушке исполнилось 14 лет, её выдали замуж. Её мужем стал юноша по имени Апиниан. Молодые супруги решили посвятить жизнь служению Господу. Они много путешествовали по Святой Земле и Африке, молились, посещали больных и помогали бедным. По молитвам Мелании совершались многие чудеса. Умерла она в 439 году.

У преподобной Мелании было двое детей. Вторые роды были очень тяжелыми, а появившийся на свет мальчик вскоре скончался. Поэтому святой часто молятся при тяжелом родоразрешении.

Васильев вечер – что за праздник?

День святой Мелании в народе назывался Васильевым вечером, Васильевой колядой, Жирной кутьей, Щедрым вечером, Щедрухой, потому что по старому стилю он приходился на 31 декабря и был кануном Нового года и .

В это время шли полным ходом приготовления к праздничному застолью. Женщины наготавливали как можно больше блюд, веря, что чем богаче и разнообразнее новогодний стол, тем лучше будет настроение гостей и домочадцев и тем веселее пройдет застолье, а это особенно важно в наступлении первого дня нового года, потому что хорошо известно: как новый год встретишь, так его и проведешь.

Васильев вечер: традиции и обычаи

Наши пращуры в новогодние дни демонстрировали благополучие, довольство, сытость и добрые отношения. Считалось, что это принесет им счастье в наступающем году. По этой причиной с Меланией связано понятие больших приготовлений и изобилия:

Наряжается, что Меланья на свадьбу.

Меланины сборы.

Обязательным блюдом на столе наших предков в канун святочных праздников ( , ), а также в дни общего поминовения усопших (Масленичная и Троицкая суббота, ) была кутья – каша из цельных зерен и ягод с добавлением меда, который придает блюду сладкий вкус.

Значение кутьи обусловлено символикой её состава. Считается, что ягоды, зерна и мед возрождают жизнь через смерть:

  1. Зерно (пшеница, ячмень, пшено, рис) символизирует плодородие и долголетие, потому что оно сохраняет, воссоздает и умножает жизнь.
  2. Ягоды (изюм, сушеная черемуха) – тоже семена, поэтому они имеют такое же значение, как и зерно.
  3. Символическое значение меда тесно связано с образом пчелы – «Божьей угодницы», которая поставляет воск для свечей. Пчелу представляли божественным существом и верили, что жалит она только грешников. По этой причине мед использовали в обрядах в чистом виде, а также добавляли в состав ритуальных блюд (пряников, пирогов, хмельных напитков, кутьи и пр.). Ритуальное вкушение такой пищи приобщает человека к процессу вечного кругооборота жизни.

В связи с этим, кутья входит в состав блюд святочного периода, который открывает новый календарный круг, а ещё применяется в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (день рождения, свадьба, похороны).

Горшок с кутьей в ставили в красный угол рядом с необмолоченным снопом ржи. Часть кутьи, оставшейся после ужина, детки разносили по домам бедных людей, а другую часть вместе с недоеденными праздничными блюдами сохраняли на столе до утра для «поддержания душ» умерших предков.

Кутья настолько важное обрядовое блюдо, что в её честь были названы святочные трапезы. Трапезу в Рождественский сочельник назвали «постной» кутьей, в Васильев вечер – «щедрой», в – «голодной».

В южных регионах «на Маланку» ряженая молодежь ходила по домам, пела щедривки, за что хозяева их щедро благодарили: угощали оладьями, пирогами, колбасами. Щедривками поздравляли хозяев домов с праздником. Раньше щедрование сопровождалось магическими действиями, танцами, музыкой, пантомимою, обрядовыми играми с масками, например, «Козой». «Козу» рядили в вывернутый наружу кожух, крепили соломенные рога, хвост и звоночек на шею. Как правило, «Коза» плясала, «умирала» и «оживала».

Часто разыгрывали шуточную свадьбу Меланки и Васыля. Имя жениха Мелании было выбрано не случайно, ведь следом за её днем наступал день памяти Василия Кесарийского, открывавшего Новый год. Следовательно, Меланина свадьба – это символическая встреча старого и нового года, с пожеланиями урожая и счастья в наступающем году.

Иногда молодежь разыгрывала настоящие театральные представления, для которых заранее готовили яркие костюмы, маски и бутафорию. Театрализованное действо состояло из трагических и комических сцен, карнавальных и мистериальных элементов: жестокий царь, желая взять в жены красавицу Меланку или (по другим версиям) сохранить языческую веру, казнит непокорную девушку, своего сына, оставшегося верным православию, и даже старика-гробокопателя, отказывающегося копать могилу. Но появившийся чародей или «французский лекарь» воскрешает героев, и драма заканчивается танцами и всеобщим весельем.

Васильев вечер: приметы дня

В предновогодней суете особо некогда было наблюдать за погодой, но люди все равно обращали внимание на яркость звезд, силу мороза, ветер и т.п.:

  1. Если небо ясное и звездное, будет хороший урожай гороха и чечевицы. Если же звезды к утру померкнут, то горох благополучно не дозреет.
  2. Вьюга накануне Васильева дня – к большому урожаю орехов.
  3. Если ночью ветер с юга дует, год будет жарким и благополучным, с востока – к урожаю фруктов, с запада – к изобилию рыбы и молока.
  4. Если падает мягкий снег, то год будет урожайным.
  5. Теплый день – к дождливому лету.
  6. На деревьях много пушистого инея – к хорошему медосбору и урожаю зерновых.
  7. На деревьях гололед – уродят овощи и плоды.

Гадание на Васильев вечер

В Васильев вечер гадали о замужестве и погоде, а ещё ворожили по кутье. Если горшок с кашей в печи треснул или только что приготовленное блюдо вылезло из него, если кутья оказалась мелкой и белой, то все это было предвестником беды в доме. Если же кутья во время приготовления покраснела, а горшок с ней был полон, то в семье ждали счастья и удачи.

Чтобы определить, какая погода будет в наступающем году, старший мужчина в доме разрезал напополам луковицу, выбирал по числу месяцев в году чашечки из половинок чешуек и расставлял их в ряд, засыпая в них до половины соль. Потом слева направо давал чашечкам названия месяцев года, начиная с первого, и загадывал, какой месяц в году будет самым дождливым, а какой, наоборот, засушливым. Чашечки помещали на подоконнике, а утром смотрели, где соли больше растаяло, а где меньше. Это указывала, какие месяцы будут дождливые, а какие сухие.

Гадания о замужестве в Васильев вечер

Мама завязывала незамужней дочери глаза и водила её по комнатам дома, потом отпускала и говорила, чтобы девушка шла туда, куда ей хочется. Если дочка подходила к двери – значит, она скоро выйдет замуж.

Ещё гадали на кольце. Для этого брали обручальное кольцо бабушки или матери, опускали его в стакан с водой. В полночь в кольце должен был показаться будущий супруг. Если же девушка увидит холмик, то замуж она не выйдет.

В блюдце наливали воду и опускали две иглы. Если иголки в воде сойдутся, то гадающая выйдет замуж за любимого.

Чтобы узнать имя суженого девушки в Васильев вечер выходили на улицу, спрятав ложку кутьи под фартуком, и у первого проходящего мужчины спрашивали имя. С помощью кутьи узнавали, какие деловые качества будут присущи будущему жениху. С этой целью готовую кутью выставляли на колодец и ждали, кто прилетит её клевать: если сорока, жених будет проворным и болтливым, ворона – непутевым, голубь – добрым и заботливым, воробей – работящим.

Из середины поленницы доставали полено. Если оно гладкое, то муж будет красивым и добрым, если сучковатое – вспыльчивым и злым. Сколько на полене сучков, столько детей будет.

В народе верили, что гадания, проведенные в этот день, обязательно сбудутся.

Обряд «Кликанье мороза»

В Васильев вечер зазывали на трапезу мороза, чтобы угостить его ритуальной пищей. Мороза в период кликали на Рождество, в Васильев вечер и в Крещенский сочельник. Исполнял обряд хозяин или хозяйка дома, вынося для мороза угощения (кутью, овсяный кисель, блины). Мороза зазывали в полночь (перед сочельническими трапезами), утром (после приготовления пищи в Чистый четверг; после пасхального разговения) или днем (во время праздничного пасхального обеда). Зазывали мороз в открытое окно или выходили на крыльцо дома:

«Дед-Мороз, приходи есть блины и кутью. А летом не приходи, росу не убивай, огурцы не съедай, ребятишек не гоняй».

Если обряд проводили до еды, то морозу выносили первую ложку киселя или кутьи. Если же по окончанию трапезы, то отдавали остатки обрядового блюда. Кисель или кутью иногда оставляли снаружи на окне, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выливали через порог на улицу. Иногда оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда заключается в задабривании мороза.

Видео: 13 января – Меланья, Васильев вечер, Щедрый вечер

Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) - народный праздник славян, отмечавшийся 31 декабря (13 января). Название праздника происходит от церковного дня памяти святого Василия Великого, приходившегося на следующий день. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень, у болгар -Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра.

Другие названия

рус. Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Щедрый вечер, Василь-вечер, Васильевская ночь, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец, Овсень, Авсень, Порезуха; укр. День Маланки, День Василя, Обрізання; белор. Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Конiкi, Сільвестр, Шчодрая куцця, Багатая куцця, Васільеўская Каляда, Щедрец, Багаты вечар, Шчодрык, Язэп, Давыд, Якуб, Малання; полес. Шчодры вечар Куготы, Гаготы, Агатуха; болг. Сурваки, Васил вечер; ю.-серб. и макед. Сурва, серб. Сировари; польск. Szczodry wieczór, Tłusta wilija, Sylivester; сил. Starý Rok, Wigilja Nowego Rok; словацк. Sylvester.

Обряды

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д. И. П. Калинский пишет:

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает прибыток в хозяйстве на весь год. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

В некоторых местах в этот день колядавали с особыми песнями:

Овсень

В Поволжье, средних и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен русский новогодний обходной обряд овсеньканье.

Одна из особенностей исполнения песен-овсеней - форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, усень - не песня, усень кричат (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».

Если русские колядки обычно имеют вид обобщённых величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) - просьба одарить исполнителей.

Щедрый вечер

Начало Щедрой недели, или Богатой Коляды. В Западном Полесье этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение такого названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу - тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). С щедрым вечером связано много запретов, поверий и гаданий о будущем замужестве.

Обрядовый предновогодний ужин отличался богатством блюд и их скоромностью. В Белоруссии хозяин приглашал за стол: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика».

Щедровали под окнами и в домах, где славили хозяев. Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни, главной из которых являлась «Го-го-го, коза». Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном. В некоторых районах белорусы ходили по домам со «Щедрой» - нарядной девушкой, а украинцы - с «Василём» и «Маланкой».

Сербские традиции

На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари), названный по двусловью - «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого Нового года ряженые посещают сельские дворы. В отличие от рождественских колядарей, они не надевают маски.

Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются ущипнуть). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.

Болгарские традиции

В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд сурвакане - новогоднего колядования. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», то есть пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.

В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. В ночь под Новый годили в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценами «убийства» и «воскрешения». Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера.

У западных славян

У западных славян новый год совпадает с днём святого Сильвестра (у лужичан Новый год - Nowe leto). Сочельник Нового года у поляков называется «щчодры вечур» (польск. szczodry wieczor - щедрый вечер), в противоположность чехам и словакам, у которых «штедрым» зовётся Рождественский сочельник.

В восточной Мазовии канун Нового года называют также «жирным сочельником» - (польск. tlusta wilija), потому что в этот день едят много жирной пищи и обязательным блюдом на столе является лемеха (польск. lemiecha) - похлебка из пшеничной муки, сваренной на воде. Лемеху подавали густо политой жиром, чтобы «телята были толстыми». Девушки мазали головы друг другу на благополучную жизнь. В некоторых сёлах девочки ходили с лемехой по соседям и ею мазали им руки, с пожеланиями: «Дай бог, чтобы дождались счастливого следующего года». Парни мазали окна лемехой с сажей и пеплом, причём в первую очередь в тех домах, где есть девушки на выданье.

В польском Поморье совершалось «выщелкивание» (польск. wytraskiwanie) старого года: по деревне ходили конюхи и щёлкали кнутом перед усадьбой помещика, перед домом управляющего и приходского священника. За это они получали деньги, на которые устраивали пирушку.

В Польше вечером тем хозяевам, которые не заперли инвентарь, парни закидывали на крыши домов бороны, плуги, части телег. Сельские дворы обходили ряженые: «еврей», «дед», «цыган», «аист», «медведь» и другие персонажи. «Дед», придя к девушкам на подрядухи, старался засунуть кость в их пряжу. Считалось, что такая девушка может остаться старой девой. Приход ряженых заканчивался угощением в складчину и танцами.

Гадания под Новый год были особенно популярны и разнообразны. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу. Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца.

У словаков в Сильвестров день сельские дома обходила «куриная баба» (словацк. kuriná baba) - мужчина, одетый в женское платье, на голове у него была соломенная корона с колокольчиком, вплетенным в середину. Его спутник был одет в платье из соломы и кожух, перевязанный перевяслом. Солому от этих нарядов в каждом доме понемногу отрывали и клали в гнездо курам для того, чтобы они хорошо неслись в предстоящем году.

» Народные праздники


Народный праздник «Васильев вечер» отмечается 13 января (по старому стилю – 31 декабря – на кануне Нового года). Название праздника происходит от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января.

У белорусов и украинцев более известен как «Щедрый вечер» или «Щедрец»; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как «Овсень», у болгар - «Сурва». У славян-католиков канун Нового года носил название «День Святого Сильвестра».

Вечер накануне Нового года назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди - с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого - Василий Зимний освятит!».

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д.

И.П. Калинский пишет:

В северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что он пройдёт счастливо.

Это подтверждается материалами А.А. Макаренко из Сибири:

В Новый год одеть хорошую, новую одежду - будешь хорошо одеваться круглый год, сытно будешь есть весь год, если в Новый год приготовишь много вкусных «еств» (кушаний). Деньги не дают в этот день, чтобы не испытывать недостатка в них в течение года: наоборот - получать деньги можно, это - к прибыли.

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает прибыток в хозяйстве на весь год. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

Еще один обычай, связанный с кулинарией, - варение каши. Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная - это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома.

Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу. Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца.

Поговорки и приметы:

Если в ночь с 13 на 14 января на небе много звезд, то урожай ягод будет хорошим.
- Если ветер дует с юга - наступивший год будет жарким и благополучным; если с запада - к изобилию молока и рыбы; с востока - к урожаю фруктов и ягод.
- Много пушистого инея на деревьях предвещает хороший медосбор.
- В Васильев вечер не следует давать деньги взаймы, иначе весь год пройдет в долгах.
- В канун Старого Нового года следует надевать новую красивую одежду светлых тонов, чтобы весь год был удачным.
- На праздничном столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины, чтобы скот был плодовитым, а в семье царил мир и лад.
- Если у хозяйки на Щедрый вечер получится вкусная кутья, то за столом ее нужно полностью съесть. В случае если угощение выйдет неудачным, его следует выкинуть в прорубь.
- Родившиеся 13 января обладают даром ведовства и легко постигают премудрости этого дела.

См.: МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

См. Гаданья …

- (шут. бранн.) Ср. В Васильев вечер свиную голову на стол. Васильев вечер канун Василья свинятника (1 е янв.) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

В Васильев вечер лить олово, свинец, воск. См. ДЕВИЧЬИ ГАДАНЬЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

На Васильев вечер барашка в лоб. См. ЖИВОТНОЕ ТВАРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

На Васильев вечер свиную голову на стол. См. ЖИВОТНОЕ ТВАРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

- (на час). См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

- (южн.). См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Помни Васильевъ вечеръ (шут. бранн.). Ср. Въ Васильевъ вечеръ свиную голову на столъ. Васильевъ вечеръ канунъ Василья свинятника (1 е Янв.) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Васильев, Владимир. Владимир Васильев … Википедия

Книги

  • Не стреляйте белых лебедей , Борис Васильев. Новый литературный проект издательства "Вече" представляет творчество замечательного русского писателя Бориса Львовича Васильева. В данную книгу включены произведения - "Не стреляйте белых…
  • И был вечер, и было утро , Борис Васильев. Писательское имя Бориса Васильева не нуждается в представлении, оно широко известно самому разнообразному кругу читателей, как отечественных, так и зарубежных. Этот сборник Б. Васильева это…


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: