Сценарий рождественских колядок в доме культуры. Сценарий праздника "святочные колядки" для детей подготовительной группы

«Рождественские колядки»

Сценарий праздника для детей подготовительной группы (6 -7 лет).

Цель . Расширение знаний детей о русских народных традициях.

Познакомить с рождественскими колядками.

Разучить обрядовые песенки - колядки.

(Зал празднично украшен, в центре стоит новогодняя елка).

Ведущий . Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие! Мы рады вас видеть на нашем празднике. Совсем недавно мы отпраздновали осенние праздники, а теперь к нам в гости пожаловала сама «Зимушка - зима».

(Выходит «Зима»).

Зима . Здравствуйте, ребята.

Я, зима - краса

Ледяная коса

В белой шубе до пят

Буду тешить всех ребят!

Ведущий. Зимушка - зима, что ты нам принесла?

Зима. Глубокие снега,

Святые вечера

Рождество, колядку

День с курину пятку.

Ведущий . Зима за морозы, а мужик - за праздники.

Ребята, давайте вспомним их.

Ответы детей.

Зима. Сначала мы встретили Новый год, а затем Рождество. После Рождества наступают святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января.

В святочные дни люди поздравляли друг друга, ходили в гости.

Ведущий . А вот шить, вязать, прясть, плести запрещалось, потому что эти дни были святыми.

В эти дни принято было колядовать.

Зима . Ребята, а вы слышали что такое - колядки?

Что ж, придется вам рассказать и, конечно, показать.

Ведущий . Колядки - специальные песенки, в которых прославляли Христа, пожелания на богатый урожай, здоровья и счастья людям. Мало кто знает сейчас эти песенки, но все - таки народные традиции возвращаются.

Зима .В старину люди наряжались: в медведя, в старика, в козу, в Петрушку и ходили по домам, где пели песни - колядки, а хозяева угощали ряженных печеньем, пряниками, конфетами.

Ведущий. Зимушка, присядь, отдохни, посмотрим, как наши ребята колядовать ходили.

Выходят колядовщики, подходят к ширме, стучат.

Хозяйка . Кто там?

Дети. Пришла коляда, накануне Рождества

Коляда, коляда отворяй ворота!

Открывайте сундучки

Подавайте пятачки!

Хозяйка . Расходись по домам, ничего я вам не дам.

Дети. У Ивана то жена, очень жадная была

У ней шуба не зашита

И рубаха не пошита

Да и муж не дюж, лентяй неуклюж.

Хозяйка .Что вы, что вы оставайтесь, чем хотите угощайтесь.

Дети. Мы славные колядовщики

Пришли прославлять, да хозяев величать.

Житья вам до 100 лет, всегда здоровица!

Хозяйка. Здравствуйте, люди добрые

Ух, какую хорошую колядку спели

Вот вам угощенье сыр да печенье

Сладости, орешки, пряники, конфеты

Угощайтесь, гости дорогие.

Дети. С Новы годом, вас, хозяюшка! Дай бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Теперь пойдем к Иванову двору. (Подходят к другой ширме).

Коляда, коляда!

Отворяй ворота.

Мы искали коляду во Ивановом двору

Как на улице мороз подмораживает нос

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь, хоть пятак,

Не уйдем из дома так!

Дед. Молодцы! Вот вам угощенье - пряники, конфеты, кушайте детки.

Дети . Живите без бед много - много лет.

Ведущий .(Обращаясь к ряженным) Спасибо за хорошее настроение! Примите от нас угощение! (ведущий подает ряженным поднос с печеньем и конфетами).

Дети . Удачи вам в Новом году и веселья!

Зима . Спасибо вам за приглашение. А теперь пора своими делами заниматься, свои владенья посмотреть.

Ведущий . Всем пожелаем хорошее настроение, загадайте свое желание и пусть оно непременно сбудется.

Ирина Степанова
Сценарий праздника «Рождественские колядки»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Белинский

Рождественские колядки

Разработали и провели :

Муз. руководитель - И. И. Степанова

Воспитатель - Букшина И. Н

Учитель- логопед : Устинская Н. Н.

Цель : Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре познакомить с обрядами, которые существуют на Руси.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с понятием Рождественские Святки , с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением : гадания, народные гуляния, колядование , украшение елки. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие :

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественныйвкус.

Воспитательные :

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям .

Предварительная работа : беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок ; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки , игры, поговорки) .

Материалы и оборудование : диск с аудиозаписями, плоскостной театр (вертеп, звёзды для сюрпризного момента, маски, костюмы (для ряженых, предметы быта для «избы» ,мультимидийный проэктор, материал для гадания.

Ведущая : Дети, наши новогодние встречи продолжаются. На пороге большой христианский праздник - Рождество . А вы знаете, что это за праздник ? (ответы детей) Усаживайтесь поудобнее за стол и слушайте.

Ведущая : Кругом Рождественская мгла

Во мгле звучат колокола

А с ними в лад слова звучат

Мир на земле и счастье всем.

Мы рады нашей встрече

Зажжем сегодня свечи

Пусть горят меж нами

Волшебными огнями.

Ведущая : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том , что кто- то родился. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлиееме родился Иисус Христос - Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлиеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Дети поют песню «Рождество » .

Ведущая : Когда родился Сын Божий все пришли к нему с дарами. Пришли к младенцу три дерева- пальма, маслина и маленькая елочка. Послушайте о том, что из этого вышло.

Воспитатель

Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.

И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная елка печально стояла : она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.

Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал :

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена» .

Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество

Ребенок ли, взрослый - все празднику рады , и в каждой семье торжество!

Ведущая : Повеселимся и мы у рождественской елочки .

Песня «Вот какая елочка»

Ведущая : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово . Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками . Послушайте песенку-колядку .

Коляда , коляда , подавай пирога, дай блин, дай кишку,

Свиную ножку, всем понемножку. Неси, не тряси - давай, не ломай!

Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.

Слышится веселая песенка колядовщиков .

Ведущая : Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Входят ряженые и поют :

Пришла коляда ,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда , Коляда !

Никому не спится! Расступись, чесной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

Бородой козёл трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух :

Душегрейка на меху –

Знай кричит : “Кукареку!”

Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна -

То ль зима, то ли весна?

А лисица, ну и пава,

Выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

А вы хлопайте дружнее.

«Было у матушки 12 дочерей» -хоровод.

А давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(посередине зала на лавке стоят шесть горшочков. Из зала по очереди выходят желающие погадать)

Дети (водят хоровод и поют)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшочка вынимают полотенце)

Хозяюшка Полотенце! Далеко расстилается… Ждет тебя дорога, путешествие.

(Хоровод продолжает кружиться. Выбирают второй горшок-с булкой)

Хозяюшка

Мышь в горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

В твоем доме достаток будет, благополучие!

(В третьем горшке – кольцо)

Хозяюшка

Сейте муку, пеките пироги!

К тебе гости будут, ко мне – женихи!

(В четвертом горшке лента)

Хозяюшка

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком переплетаючи,

Златом перевиваючи!

Лента – к богатству, прибыли.

(В пятом горшке пуговица)

Хозяюшка

Пуговица!

Ой, ходил жучок по завалинке,

Выбросил добро по мочалинке.

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью.

Проводятся игры подвижные.

Игра- хоровод «Пошел козел» .

Вед. Пришла пора нам поиграть

Всех, всех, всех позабавлять.

Игра «Плетень»

Игра «Катится клубок»

Хоровод «У оленя дом большой» .

РЯЖЕНЫЕ :

Не пора ли вам, друзья, колядовщиков – то одарить !

Щедро всем распорядитесь!

Воспитатели с детьми одаривают колядовщиков приготовленным заранее угощением.

Колядовщики :

Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

(раздают угощение, приговаривают) .

Чтобы колос – с бревно,

А зерно с ведро!

Кому песни поём,

Тому будет добро,

Тому сбудется,

Не минуется.

(колядующие , пританцовывая, уходят с пением) .

Уродись, коляда ,

Накануне Рождества !

Коляда , коляда ,

Отворяй ворота!

Ведущий : Снегу маленько я растопила. Кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится.

(Из ведерочка брызгает на ребят и гостей)

Новогодний хоровод «Зимушка» .

А еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь… И желание загадаешь… То оно непременно исполнится.

(под потолком на тарелочках лежат звездочки из фольги. Тарелочки висят на леске. Хозяюшка берет в руки леску и дергает).

Ребята ловите!

(Дети ловят звездочки)

Только берегите звездочку, а то вы забудете – и ничего не сбудется.

Ведущий :

Ребята, посмотрите, какой чудесный пирог со свечами.

Давайте загадаем желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось.

(Дети встают вокруг ведущего, загадывают, дуют) .

Ведущий :

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

(Преподносит пирог со свечами и говорит, что дети должны задуть свечи, загадав желание, идут в группу пить чай)

Рождественские колядки (сценарий).
Праздник » Рождество
По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в
русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей
- хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей
становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - солнечный диск из картона,
прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами - символ коляды.

Ведущая.
Вот и матушка­зима пришла.
Растворяй­ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ведущая.
Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Коляда­моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Выходила свет Сергевна,
Собирала жемчуг себе на серьги,
Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога - возьмем корову за рога!
Подашь пирога - будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Хозяин.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша - девочка с большой кошелкой в руках -
принимает дары. Колядующие славят хозяев.
1­й ребенок.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
2­й ребенок.
Вам и плюшек с творогом.
Все.
И детишек полный дом.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Ведущая.
Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор - железный тын,
Посреди двора три терема стоят.
Во первом терему - красно солнышко,
Во втором терему - светел месяц,
Во третьем терему - часты звездочки.
Красно солнышко - то хозяюшка,
Светел месяц - то хозяин тут,
Часты звездочки - малы детушки.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.
Ведущий.
Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем - тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
Николай.
Кто тут орет,
Спать не дает?
Все.
Это мы - колядовщики!
Николай.
И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
Колядующие (хулят говорком).
Ну не будет у вас удачи.
Одна была корова - и та не здорова,
один был петух - и тот хлопотух,
одна была кобыла - и та бога забыла.
Ребенок.
У скупого мужика
(показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша -
Колосом пуста,
Соломой густа.
Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
1­й ребенок.
У Ивана на дворе да три терема.
2­й ребенок.
Сам Иван - господин светлый месяц.
3­й ребенок.
Красно солнышко - его Варварушка.
4­й ребенок.
Часты звездочки - его детушки.
На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла­ребенок в пеленках.
Хозяин.
Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение -
Сыр да печенье.
Хозяйка.
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!
Колядовщики берут все, укладывают в мешок.
Колядовщики.
Спасибо, хозяин с хозяюшкой,
С праздником вас, с рублем и полтинничком.
Вам на потешки, нам на орешки.
1­й ребенок.
Иван Ивановичу житья сто лет!
2­й ребенок.

Его женушке - всегда здравьице!
3­й ребенок.
И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям­барышням!
Все.
Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Ведущая.
Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу
погреться.
Дети подходят к дому тетушки Арины.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Арина.
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким
полукругом. Поют о зиме.
Хлопья белые летят
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева.
Кто на горке, на горе,
На широком на дворе?
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу,
С горки - ух!
На горку - ух!
Бух! Захватывает дух!
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй­ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.

Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал -
Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане - тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а
девочки помахивают платочками.
Девочка.
Что с ногами, не пойму!
Вправо­влево носятся,
Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!
Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут
на зрителей.
1­й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота, серебра!
2­й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3­й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.
Пояснение.
Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые
участники, в содержание - знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения
данного сценария может быть следующим.
Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко
звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются
друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.
Колядовщики.
Коляда, коляда, святое Рождество.
Разрешите, хозяева, коляду.
Девушки.
Разрешаем, будем рады спеть.
Колядовщики.
Мороз велик, стоять не велит!
Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес.
Проходите в дом, гости дорогие.
Колядовщики.
Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша­то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
1­й колядовщик (говорком).
Кто даст пирога -
Тому рожь густа,
С зернышка пирог,

С полузернышка - блинок.
2­й колядовщик (выкрикивает).
Кто даст пирога, -
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
3­й колядовщик.
Кто не даст пирога -
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Чем вы нас, девушки, одарите?
(Спрашивают по очереди).
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки
Или гривенники на пряники?
Девушки.
А вы хитрые, ребятки,
Отгадайте­ка загадки!
(Девушки наперебой загадывают загадки).
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке - щетинка.
(Колядующие отгадывают: поросенок).
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Колядующие снова угадывают: петух).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает!
(Колядующие задумываются… Воробей)!
Колядующие. А теперь от нас загадка,
Вы скажите нам отгадку.
Не отгадаешь - по прянику дашь.
Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался!
(Коромысло).
Девушки ответить затрудняются.
В лесу тук­тук,
В избе ляп­ляп,

В руках дзынь­дзынь,
На полу - топ­топ.
(Девушки отвечают: «Балалайка»).
Колядовщики.
Балалаечка­гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.

Рождественские посиделки

(Рождественская игра « Колядки»)

*Предисловие.

Цель мероприятия - познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества на Руси, используя разнообразные виды народного фольклора (игры, гадания, загадки, пословицы и поговорки), а также эпизоды литературных произведений.

Форма - посиделки.

Участники:

1. Ведущий – Солоха (костюм см. в «Ночь перед Рождеством»)

2. Группа «Добры молодцы»

3.Группа «Красны девицы»

4.Ряженые(костюмы: цыганка, старик, поп, нищий, баба-яга, маски животных и др.

5. Плясуны

6.Частушечники

7.Музыкальное сопровождение – любая русская плясовая музыка

*Из истории праздника

Рождество Христово в России ставят по значению на второе место после Пасхи и называют «матерью всех праздников». Отмечается оно 7 января. В основе божьего праздника лежит легенда о рождении у Девы Марии сына Божьего, спасителя мира, Иисуса Христа. Люди на Руси всегда благоговейно относились к рождественским праздникам и праздновали их красиво и ярко. Устраивались посиделки с песнями и с колядованием. Подготовка начиналась задолго до самого праздника. Ему предшествовал сорокадневный рождественский пост. В сознании русских людей этот пост запечатлелся особым, последним накануне Рождества днем – Сочельником. День строжайшего воздержания, он заканчивался редкостным кушаньем – сочивом. Весь день этот томительно-радостный… С утра по домам беготня, хлопанье дверьми, вкусные запахи мясных, забытых за время поста блюд, которые готовятся для завтрашнего дня. А сегодня, в Сочельник, нельзя ничего есть до первой звезды. Вот и солнце заходит, медленно темнеет небо. И, наконец, в сгустившейся его синеве робко проглянула едва видная алмазная искорка. Ребятишки – первые вестники Рождественской звезды. Они же – первые едоки сочива, приготовленного в большой посуде на всех домашних, больших и маленьких.

Оголодавшим за день детям всех радостней глотать распаренные в меду сладкие пшеничные зерна, выбирать из праздничного угощения ягоды: сушеные впрок вишни, сливы, землянику, малину.

И каким далеким вспоминается лето в морозный вечер, в синеющих сумерках Сочельника, в наступающей Рождественской ночи.

Примечание : Сочиво – распаренные в меду зерна ячменя или пшеницы. (Рис с изюмом)

*Ход мероприятия « Посиделки»

1. Гости в избе у Солохи. Они поют частушки или народную песню, загадывают друг другу загадки и т.д.

Слышны звуки приближающейся праздничной толпы: веселый смех, пение, звуки народных инструментов, голос одного из гостей: «Пришла коляда, отворяй ворота!» Раздается стук.

Солоха: А вот и гости с колядками к нам пожаловали. (Входят гости, впереди мохоноша)

Колядовщики: - Здравствуйте, хозяюшка! Позвольте во горенку войти!

Во горенку войти, на лавочку сесть!

На лавочку сесть, да песенку спеть!

Поют: Пришла Коляда

Накануне Рождества

Хозяюшка, родна матушка,

Не ленись, подымись,

Ты подай пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Хозяюшка в дому,

Как оладейка в меду!

Ты подашь пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Коляда, Коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим.

Печка-то топится

Пирожка-то хочется!

Колядовщики (по очереди) :

Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки или конфеточки?

Или гривеннички на прянички?

Солоха: Да, попели вы на славу,

На потеху, на забаву.

Мехоноша, где мешок?

Получай-ка пирожок,

И бараночки, и конфеточки,

И гривеннички на прянички.

(Солоха и гости посиделок одаривают ряженых, все это собирает мехоноша)

Колядовщики: - Будете нас дарить - будем вас хвалить!

А не будете нас дарить – будем вас корить!

Примите нас на посиделки!

(Гости посиделок устраивают ряженым заслон, взявшись за руки)

Выкуп платите или прочь уходите!

Один из ряженых: - Денег немаем, сами занимаем,

Пряники, орешки взяли сладкоежки,

Но нам неча горевать – можем загадки отгадать.

Гости кричат: - Загадать им загадки!

Солоха (к ряженым) : - Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте же загадки.

(Гости загадывают ряженым загадки)

Загадки.

1.Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Санки)

2.Две Палашки бегут в лески, загнувши носки. (Лыжи)

3.Одной – зимой отдых, другим – летом, а третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь)

4.Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду- упадет:

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

5.Каруселью ходит ветер.

Белый пух он крутит, вертит,

Воет, ноет, стонет, плачет,

По щелям пух белый прячет. (Метель)

6.Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рожден,

Сам ее рожает. (Лед и вода)

7.Стоял он за окошком днем,

А ночью влез тихонько в дом.

Покрыл узорами стекло,

Но солнце встало - все стекло. (Мороз)

8.Днем разбита, ночью заставлена. (Прорубь)

9.Выросло, повыросло, из бороды повылезло.

Солнышко встало - ничего не стало. (Сосулька)

10. С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел. (Снег)

Солоха: - ну, догадливы ребятки, отгадали все загадки. Проходите, садитесь, будьте гостями. А теперь, гости дорогие, вам новое задание: подумать и правильно ответить, кто автор и какое название имеет художественное произведение. (Группам предлагаются по три отрывка из книг В. Жуковского, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Гоголя, Х.Андерсена, М.Зощенко)

1.Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Снег пололи, под окном

Слушали: кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили… (В.Жуковский «Людмила»)

2. Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит,

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою,

И выгнулось колечко ей

Под песенку старинных дней… (А.Пушкин «Евгений Онегин»)

3.Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще не одна толпа парубков не показывалась под окнами хаты, месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выезжать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле… (Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

4….Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу, лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем сливающемся, смутном квадрате. (Л.Толстой

5. Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной Рождественской елкой. Эта елка была выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но спичка погасла. (Х.Андерсен)

6………………………………………………………………………..

Солоха (после выполнения задания)

Ну что за гости у меня сегодня – один другого смекалистее. А кто из вас знает, как в старину гадали, судьбу пытали? (Солоха объясняет, как гадали в старину в деревне)

См. Приложение «Гадания в Рождество. Виды гаданий»

На перекрестке, у проруби, у колодца (очертив круг, слушали)

Снег «пололи» (Набирали снег в передник и сеяли, приговаривая: «Снег, снежок, скажи, где мой миленький дружок? Там, где он,– собачкой залай» - и слушали)

Бросали лаптем в дом,

Из ворот башмак.

Слушали у окон.

Гадающиеся выходили из избы, хозяйка клала под горшки различные предметы. Девушки выбирали горшок (гребень – жених щеголь; ремень – хозяин суровый; конфета – сладкая жизнь; рюмка – муж пьяница и т.д.)

Давай и мы будем гадать!

Моток ниток бросали…

Бутылочкой…

Гадание книгой…

Вода в стакане… и т.д. (Использовать книгу Н.Д.Конакова «От святок до сочельника, Коми книгиздат.1993)

После гадания выходят двое ряженых:

Предлагаем представленье, людям всем на удивленье!

Брат, здорово!

Брат, здорово!

Ты откуда?

Из Тамбова.

Дык он цел? А говорили - погорел!

Да было дело, чуть вода не сгорела.

Да как же так было?

Шли два господина, сошлись на плотине, взяли закурили, спички бросили на пруд. Вода забурела, огнем загорела, выгорела до дна, осталась рыбка одна!

Что ты? А правда ли это?

Живут же люди неправдой, дык и нам не лопнуть стать!

А с чем в город ездил?

Ездил, брат, с овсом. Мешок-то на беду завязал плохо: овес мой сыпался, да сыпался - мешок пуст оказался.

Худо твое дело!

Худо, да не совсем: Фомка и на болоте рыбу удит, овес потерял - пшенички набрал!

Хорошо же твое дело!

Хорошо, да не совсем: пшеничку-то у меня в городе украли.

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я воров нагнал, все деньги отобрал.

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: денег-то оказалось одна копейка и та ребром!

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: у кого нет рубашки, тот рад и ветошке!

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: правил копейку, полез на шубетейку, били меня, били, больно колотили…

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я теперь дороже стал - ведь за битого двух небитых дают!

………………………………………………………………………………………

СОЛОХА: Играли вы на удивление! Заслужили угощение. (Одаривает игравших баранками, конфетами)

А сейчас…

Конкурс частушечников и плясунов

………………………………………………………………………………………

Солоха: Мы попели, порезвились,

Хорошо повеселились.

С Рождеством вас поздравляю

И здоровья вам желаю!..

Примечание : Музыка звучит между конкурсами, играми любая – народная, задорная, игровая.

Приложение «Святочные гадания»

Вспомним известный отрывок из баллады В.Жуковского «Светлана»

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок ,

Сняв с ноги, бросали ,

Снег пололи , под окном

Слушали , кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили .

В чашку с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны…

Попытайтесь разобраться, чем же занимались девушки в крещенский вечерок?

1. «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…» (Гадание башмаком)

Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок - в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадет носом к собственным воротам - в этом году жить дома и не выйти замуж. Кидать можно и другую обувь, например, валенок.

2. «Снег пололи»

Старые люди вспоминают: в светлую ночь собирались группой и, дождавшись, когда всё вокруг стихнет, все улягутся спать, шли за ворота. Набирали пригоршнями снег и бросали в сторону, откуда дул ветер. Если снег падал скоро и звучно, то быть девице замужем за молодым, если же неслышно и криво - за глухим стариком.

*Проводя гадания внутри помещения, можно взять горсть «снежинок» (мелкая серебряная стружка) и бросить под струю вентилятора. Если «снежок» упадет на блюдо, где нарисовано сердце, - любовь встретится в новом году, если на блюдо с рожицей чертика – пустые хлопоты.

3. «Под окном слушали…»

Слушать/ подслушивать ходили и под чужие окна, и под свои, загадав наперед про свою судьбу. Первое услышанное под окном и составляет разгадку судьбы. Кроме того можно было подслушивать у дверей запертой церкви или часовни, выбирая для этого ясную лунную ночь. Согласно поверью, девушки могут услышать или венчальное пение, или заупокойную - кому что суждено в этом году.

4. «Кормили счетным курицу зерном…»

Куры и петухи часто и по-разному выступали в роли прорицателей. Брали, например, ночью курицу с насеста, приносили в избу и давали ей клевать рассыпанное по полу и пересчитанное зерно. Все склевала – один вариант, что-то осталось – другой, чет или нечет остатка. Задуманная цифра - все годилось для святочных выводов.

Снятого с насеста петуха приносили в ту комнату, где заранее приготовлены в трех местах уголь, вода, хлеб, золотое кольцо, серьги, крупа, щепотка золы, ножницы и т.д. Петуха пускали на пол и смотрели, какую вещь он клюнет прежде всего. Если он клюнет хлеб или крупу – быть девушке за богатым; клюнет ножницы – быть за портным (что тоже неплохо); набросится на золу – муж будет курящий; попет воды – быть мужу пьяницей. Много ест петух – будет муж обжорой. Ну а если начнет с угля – сидеть гадальщице в девках.

Хотите знать, каким будет ваш муж будущий: блондином или брюнетом, а может быть, рыжим? Опять же изловите в полночь петуха на насесте и по цвету его перьев увидите окрас будущего мужа. А пока курица зерно клевала, пели такую песенку: Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла колечушко

Серебряное.

Ладо-ладу,

Кому мы поем,

Тому честь воздаем.

5. «Ярый воск топили»

Ярый – значит белый, чистый. Это гадание древнейшее. «Восколей», говорят, пришел еще от греков. В дело годился не только воск, но и олово, свинец, а также будто бы в старину богачи лили серебро и золото. Таинство совершают перед сном. Растапливают воск, выливают его на блюдо или в любой другой сосуд с водой и замечают, какие отлились изображения. Развалины города или дома толкуют всегда в дурную сторону. Кольцо увиделось – к бракосочетанию,… А еще, чтобы выполнить это гадание, берут свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Нагревают ложку до тех пор, пока кусочки воска не превратятся в расплавленную жидкость. И затем одним духом выливают ее содержимое в приготовленный таз с водой. Получится некая фигура. По ней и гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в застывшей восковой фигуре автомобиль, другие – лицо человека: или девушки, или старика, третьи – кровать(к болезни), четвертые – поезд и т.д.

6. «Гадание с петухом»

По полу рассыпают зерно, предварительно посчитанные. Затем ровно в 12 часов ночи берут петуха с насеста (желательно черного) и пускают в комнату. По поведению птицы оценивают будущее: если петух склевал все зёрна, то в этом году будет удача, а тот, кто кормил, женится или выйдет замуж. Если же склевал некоторое количество зёрен, то можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. (Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж или через три года, что было загадано) Если петух не притронулся к зерну, это означает неудачу в этом году.

7. «Окличка прохожих и проезжих»

Гадание состоит в том, что ночью или вечером девушки выходят из дома и стоят у калитки, спрашивают у понравившихся мужчин: «Как ваше имя?» Считается, что будущего жениха будут звать так же, как спрошенного, и он будет также красив. Кроме того, обращаются и к женщинам, спрашивая их имя. Считается, что названное имя и будет являться именем суженого или суженой.

8. «Гадание яйцом»

Берут стакан, наполненный освященной в церкви водой, в которую осторожно выпускают белок, отделенный от желтка. Зажигают свечу и, поставив перед ней стакан, смотрят на изображение, которое там возникает: что привидится, то и сбудется.

9. «Гадание на сковороде»

Девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, на которую кладут камень, и льют немного воды. После этого потихоньку начинают вынимать из кома по соломинке, и из звука, производимого камнем при колебании сковороды, воображают имя будущего жениха.

10. Исполнение желаний.

Перед тем как в Новый год начнут бить часы, надо заготовить маленькую бумажку и карандаш. После первого удара необходимо успеть написать свое желание, сжечь бумажку, размешать пепел в бокале с шампанским и выпить прежде, чем часы закончат бить 12 раз.

11. «Гадание под окном»

В полночь девушка садится у окна и приговаривает: «Суженый-ряженый, проезжай мимо окна!» Если она услышит скрип полозьев с пением, музыкой - девушка пойдет замуж; с плачем и причитанием – год плохой: кого-то потеряет из семьи; ничего не услышит - будет этот год дома.

12. «Гадание на тени»

На ровную поверхность (поднос) кладут мятую бумагу и смотрят на тень- фигуру (дом, человек, собака, дерево…) Затем поджигают бумагу и все время наблюдают за меняющейся тенью – что в конце останется?..

13. «Гадание на нитках»

К спинкам стульев натягивают горизонтально нитку. На эту нить привязывают одинаковой длины нитки и поджигают, загадав желание (У каждой гадающей своя нитка) Чья нитка быстрее сгорит, у той скорее исполнится желание.

14. «Гадание на кольце»

В чистый стеклянный стакан налить чистой воды и положить золотое кольцо. Рядом со стаканом поставить зажженную свечу. Приговаривать три раза: «Суженый – ряженый приходи, суженый – ряженый покажись» И внимательно смотреть в середину кольца.

15. «Гадание зеркалами»

В полночь на стол ставят три зеркала (в форме трюмо) и по бокам две свечи в подсвечниках. Девушка гадает в одиночку и пристально смотрит в центр зеркала, приговаривая 3 раза: «Суженый-ряженый покажись, суженый - ряженый приходи!» Увидев фигуру, разглядев ее в зеркале, надо быстро накрыть видение покрывалом.

16. «Гадание блюдцем»

В открытую форточку вызывается дух. Блюдце ставится в центр нарисованного круга с буквами и цифрами. Кончики пальцев гадающих над блюдцем (не касаться!) Спрашиваем: «Дух, ты здесь?». Если блюдце шевельнулось, можно задавать вопросы. Закончив гадание, не забудьте поблагодарить дух за его работу, приподнять блюдце, сказать: «Дух, уходи» 3 раза и закрыть форточку.

17. «Гадание на книге»

Берут любую книгу с полки, любовно поглаживают, нашёптывают ей ласковые и хвалебные слова, затем, держа её над головой обеими ладонями, задают ей вопрос: «……?» и называют страницу и строку. Затем открывают и смотрят ответ на названной странице и строке.

18. «Гадание по сну»

Понадобится расческа и подушка. Гадающая перед сном произносит магические слова: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». После такого заклинания жених должен явиться к девушке во сне. Часто гадальщицы клали расческу под подушку, чтобы жених пришёл причесать невесту.

19. «Сочень»

Для гадания нужна свежая выпечка.

Первый сочень (блин), который испекли утром, девушка надевала на лицо, предварительно сделав в сочне прорези для глаз. В такой маске девушка выбегала на улицу. У первого встречного она спрашивала имя. Как зовут первого прохожего – так и жениха будут звать.

20. «Башмачок»

Для гадания понадобится ваша обувка (в деревне чаще это были валенки)

Гадальщицы выходили на улицу и кидали за спину валенок. Затем бежали смотреть, куда упал валенок носком. В какую сторону носок смотрит, оттуда и жених придет. Если же носок смотрит в сторону своего дома, то в этом году девушке, кидавшей валенок, свадьба не светит.

21. «Подблюдные гадания»

Понадобится блюдо с водой.

Нечетное количество собираются в доме. В блюдо с водой каждая кладет свой предмет: кольцо, ожерелье, серьгу и т.д. Все это накрывается платком. И под специальные подблюдные песни одна из девушек вынимает по одной вещи. Песни-предсказания были разными: на свадьбу, на смерть, на солдатство, на богатство или бедность и т.д.

Как вариант: к краю блюда прицепляли бумажки с предсказаниями. В воду пускали свечку: к какой бумажке свечка пристанет, то предсказание и сбудется.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Если вы собрались погадать, важно помнить следующее:

Гадать принято в период с 14 по 19 января (в народе это время зовется «страшными вечерами») Вообще, зимние святки продолжаются с 7 по 19 января(от Рождества до Крещения), но первая неделя называется « святой» - и в это время не гадают, а колядуют;

Количество гадающих в комнате должно быть нечетным (магия числа чет-нечет связано с противопоставлением смерть-жизнь);

Гадальщики должны снять с себя нательные крестики, развязать пояса, распустить косы;

Самыми верными издавна считались гадания в ночь на старый новый год(на 14 января) и в крещенский сочельник(на 19 января).

Литература.

1. Н.Д.Конаков « От святок до сочельника», Коми книжное издательство, 1993.

2. Газета «Комсомольская правда Коми» от декабря 2007.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: