Ботинки женские года модные тенденции. Ботильоны — модная обувь

Ульрика Элеонора - шведская королева, правившая в 1718-1720 годах. Приходится младшей сестрой Карлу XII. А её родители - Ульрика Элеонора Датская и Карл XI. В этой статье мы опишем краткую биографию шведской правительницы.

Потенциальный регент

Ульрика Элеонора появилась на свет в Стокгольмском замке в 1688 году. В детстве девочку не сильно баловали вниманием. Любимой дочерью родителей считалась её старшая сестра Гедвига София.

В 1690 году Ульрика Элеонора Датская была названа Карлом возможным регентом в случае его смерти при условии, что их сын не достигнет совершеннолетия. Но по причине частых родов здоровье супруги короля сильно ухудшилось. После зимы 1693 года её не стало.

Легенда о смерти королевы

На эту тему существует предание. Оно гласит, что когда супруга Карла умирала во дворце, Мария Стенбок (её любимая фрейлина) лежала в Стокгольме больная. В ночь, когда Ульрика Элеонора отошла в мир иной, графиня Стенбок приехала во дворец и была допущена в комнату усопшей. Один из офицеров заглянул в В комнате охранник увидел графиню и королеву, беседующих у окна. Потрясение солдата было настолько велико, что он начал кашлять кровью. Примерно в то же время Мария вместе со своим экипажем словно испарилась. Началось расследование, в ходе которого выяснилось, что в ту ночь графиня была тяжело больна и не покидала свой дом. Офицер умер от шока, а Стенбок скончалась немного позже. Карл лично отдал приказ никогда и нигде не рассказывать о случившемся.

Замужество и авторитет

В 1714 г. дочь короля Ульрика Элеонора была помолвлена с Фридрихом Гессен-Кассельским. Через год состоялась их свадьба. Авторитет принцессы значительно вырос, и приближённым Карла XII приходилось считаться с её мнением. Сестра девушки - Гедвига София - скончалась в 1708 году. Поэтому, по сути, Ульрика и мать Карла были единственными представителями шведской королевской семьи.

В начале 1713 года монарх уже хотел сделать дочь временным регентом страны. Но не привёл этот план в исполнение. С другой стороны, королевский совет имел желание заручиться поддержкой принцессы, поэтому уговорил её посещать все его заседания. На первом же собрании, где присутствовала Ульрика, решили созвать риксдаг (парламент).

Некоторые участники высказывались за назначение Элеоноры регентом. Но королевский совет и Арвид Горн были против. Они опасались, что со сменой образа правления возникнут новые трудности. В дальнейшем Карл XII разрешил принцессе подписывать все исходящие из совета документы, кроме тех, что отправлены лично ему.

Борьба за трон

В декабре 1718 года Ульрика Элеонора узнала о гибели брата. Она восприняла это известие хладнокровно и заставила всех называть себя королевой. Совет не противился этому. Вскоре девушка отдала приказ на арест сторонников Георга Гёрца и отменила все постановления, вышедшие из-под его пера. В конце 1718 года на созыве риксдага Ульрика изъявила желание упразднить самодержавие и вернуть страну к прежнему образу правления.

Высшее военное командование Швеции проголосовало за отмену абсолютизма, непризнание наследного права и присуждение Элеоноре звания королевы. Члены риксдага имели аналогичную позицию. Но чтобы снискать поддержку королевского совета, девушка объявила, что не имеет прав на престол.

Шведская королева Ульрика Элеонора

В начале 1719 года принцесса отказалась от наследственных прав на трон. После этого её провозгласили королевой, но с одним нюансом. Ульрика утвердила форму правления, составленную сословиями. Согласно этому документу большая часть её власти переходила в руки риксдага. В марте 1719 года состоялась коронация Элеоноры в Упсале.

Новая правительница не смогла справиться со сложностями, которые возникли у неё при вступлении в новую должность. Влияние Ульрики существенно упало после разногласий с главой Канцелярии А.Горном. Также у неё не сложились отношения с его преемниками - Круньельмом и Спарре.

При вступлении на трон шведская королева Ульрика Элеонора хотела разделить власть со своим мужем. Но в итоге была вынуждена отказаться от этой затеи из-за настойчивого сопротивления дворянства. Неумение адаптироваться к новой конституции, самовластие правительницы, а также влияние супруга на её решения постепенно подтолкнули государственных чинов к желанию сменить монарха.

Новый король

Муж Ульрики Фридрих Гессенский стал активно работать в данном направлении. Для начала он сблизился с А.Горном. Благодаря этому в 1720 году его избрали на риксдаге ландмаршалом. Вскоре королева Ульрика Элеонора подала сословиям ходатайство о совместном с супругом правлении. В этот раз её предложение встретили с неодобрением. 29 февраля 1720 года героиня данной статьи отреклась от престола в пользу мужа - Фридриха Гессен-Кассельского. Была единственная оговорка - в случае его смерти корона вновь возвращалась Ульрике. 24 марта 1720 года супруг Элеоноры стал монархом Швеции под именем Фредерик I.

Вдали от власти

Ульрика до последних дней интересовалась общественными делами. Но после 1720 года она от них отстранилась, предпочитая заниматься благотворительностью и чтением. Хотя периодически бывшая правительница подменяла мужа на троне. Например, в 1731 году во время его поездки за границу или в 1738 г., когда Фредерик серьёзно заболел. Стоит отметить, что, подменяя супруга на престоле, она проявляла только лучшие свои качества. 24 ноября 1741 года - вот дата, когда скончалась в Стокгольме Ульрика Элеонора. Шведская королева не оставила после себя потомков.

Ульрика Фредрика Паш, или по-домашнему Улла, до самого начала XIX века считалась одной из очень и очень немногих профессиональных художниц Швеции. Заметим, при этом, что жизнь ее пришлась на век XVIII, когда женщин-художниц можно было пересчитать по пальцам. Как истиная северянка и дочь своего века, Улла не была амбициозна. Довольно скупая биография ее брата, тоже художника, выглядит гораздо обширнее биографии сестры. И тем не менее, об Ульрике есть, что рассказать, и ее биография впечатляет гораздо больше, нежели биография ее брата.

Улла родилась в Стокгольме 10 июля 1735 года в семье художников. Ее отец, Лоренц Паш Старший был известным портретистом; о старшем брате поговорим отдельно; а дядя – Йохан Паш – являлся придворным художником, что уже само по себе было признанием его таланта.

Отец Ульрики, заметив у девочки талант к рисованию, начал обучать ее вместе с братом. О матери Ульрики сведений не сохранилось. Скорее всего, на тот момент она уже умерла. В 1750-х годах звезда отца-живописца начала закатываться, и финансовое положение семьи пришло в некоторый упадок. Брат в это время обучался за границей, а 15-летней Ульрике пришлось пойти в прислуги к одному из родственников по материнской линии.

Звучит, как начало драмы о несчастной сироте в доме у престарелого богача, однако на деле все было, мягко говоря, совсем не драматично. Улла была девушкой рано повзрослевшей, а потому – серьезной и ответственной. Во-вторых, родственник – это все же не чужой человек, а потому, зная девушку, нанял ее не простой служанкой, а экономкой. В руках экономки находилось ведение всего хозяйства, по сути, она была в доме хозяйкой. А в третьих, родственник оказался человеком дальновидным: увидев талант Уллы к живописи, он дал ей возможность в свободное время продолжать обучение.

Через несколько лет работы Ульрики стали пользоваться спросом, у нее появились свои клиенты, не только среди состоятельного среднего класса, но и даже в аристократических кругах. Ее благосостояние настолько улучшилось, что она уже могла почти полностью самостоятельно содержать свою семью. В 1766 году умирает отец, и Ульрика принимает решение открыть собственную студию. Решение оказалось настолько верным, что вернувшийся из-за границы брат был удивлен, найдя сестру вполне сложившейся профессиональной художницей с многообещающей клиентурой.

Ульрика предложила брату делить студию вместе с нею. Хозяйством в их небольшой семье занималась младшая сестра, Хелена София. Говорили, что она так же не была обделена талантом живописца, но предпочла посвятить себя дому. К сожалению, каких-то ее работ, если они и были, не сохранилось.

Портрет шведской королевы

С 1760 года Ульрика начинает писать портреты членов королевской семьи.

В интернете распростренен портрет шведской королевы Ульрики Элеоноры, который некоторые приписывают Улле. На самом деле, найти автора этого портрета мне не удалось, но им, точно, была не Ульрика Паш. Портрет королевы больше похож на карикатуру, списанную с работы Уллы.

Королева Ульрика Элеонора не блистала красотой, но при этом отличалась женственностью и утонченностью манер. Кроме того, она получила прекрасное образование и обладала сильным характером. Все это Улле удалось передать на портрете королевы. Сравните его с карикатурой, над которой смеются недальновидные веб-серферы, жадно муссирущие тему аристократического уродства по причине кровесмешения.

Портрет королевы Ульрики Элеоноры кисти Ульрики Фредрики Паш Карикатура на портрет Ульрики Элеоноры неизвестного художника

К слову приведу высказывание историка моды Галиной Иванкиной: «Когда я читаю, что, мол, у Николая II или у его супруги, равно как у ещё кого-нибудь из высшей аристократии — «черты вырождения», или «какие же все эти принцессы страшные», я понимаю, почему люди это пишут. Эти лица не связаны с ними, с критиками на генетическом уровне. Даже на социокультурном. Узкие лица с прямыми носами, без вульгарных губищ на пол-лица, длинные пальцы, высокие лбы — это противоестественно для почитателей молодой Памелы Андерсон.»

Первая женщина-академик

Престиж Ульрики, как портетистки, был довольно высок. Удивительное дело, но сама она вовсе не считала себя серьезной художницей, и всегда говорила, что просто зарабатывает себе на жизнь. Это могло бы показаться позой и ложной скромностью, если бы не один нюанс: работая в одной студии с братом, Ульрика, по словам исследователей, «помогала ему в исполнении некоторых деталей его портретов», а точнее – писала костюмы, ткани и драпировки, что казалось Лоренц скучным и неинтересным. Согласитесь, прорисовка таких деталей в создании портрета – вещь отнюдь немаловажная.

В возрасте 38 лет Ульрика была принята в недавно созданую Королевскую Академию свободных искусств. Она стала первой женшиной, избраной в число академиков. И хотя избрали ее в один день с братом, члены Академии дорожили ее вступлением в их ряды гораздо больше.

Карьера брата

У читателя могло сложиться превратное впечатление, поэтому поспешу объясниться. Лоренц Паш Младший вовсе не был плохим художником. Он получил богословское образование в Уппсале. Вернувшись в Стокгольм, обучался живописи у своего отца до 1752, когда отправился в Копенгаген, где проходил обучение в Датской королевской академии изящных искусств. Его учителями были такие видные живописцы, как Карл Густав Пило, Жак Франсуа Жозеф Сали и Иоганн Мартин Прайслер. В 1757 Лоренц Паш едет в Париж, где учится в Школе изящных искусств у Александра Рослина, Жана-Батиста Пьера, Луи-Мишеля ван Лоо, Франсуа Буше. Славу ему принесли многочисленные портреты членов королевской семьи, которые сейчас находятся в крупнейших музеях мира, в том числе в Эрмитаже.

Избрание его в Королевскую Академию искусств говорит о многом, пусть ее члены и ставили мастерство Ульрики выше.

Портрет королевы Софии-Магдалены Датской
Детский портрет короля Швеции Густава III Портрет короля Густава III Портрет королевы Софии-Магдалены Датской



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: