Блог › Быть или казаться? Быть или казаться

Быть или казаться?

Хорошо помню муки школьных лет. Одновременно с появлением песни: «На газоне центрального парка, в темной грядке цветет резеда, можно галстук носить очень яркий и быть в шахте героем труда», утверждавшей далее, что и «ретивый комсомолец», и «очень важный ученый» вправе весной вздыхать на луну, было снято подозрение с так называемых «западных танцев» - фокстрота, танго, чарльстона.

В клубах, учреждениях и школах стали возникать кружки танцев. В нашей школе тоже. Записался почти весь класс. Руководительница учила нас, как подходить к девушке, приглашая ее на танец, как кланяться ей, как класть руку ей на талию, как провожать ее на место и благодарить. Только когда мы все это усвоили, она принялась учить нас самим танцам. Наступил долгожданный день, когда она сказала: «Завтра, на школьном вечере, можете попробовать!»

Вечером в зале грянула музыка. Я знал, что неуклюж и немузыкален, но неужто я ничему не научился на уроках, которые так добросовестно посещал? И я отважился.

По всем правилам подошел к девушке, которая мне нравилась. По всем правилам, слегка поклонившись, пригласил ее. По всем правилам вывел ее в круг. Обнял, отчего у меня сильно застучало сердце. Пока все шло хорошо. Но через минуту все стало плохо. Одно дело танцевать на занятиях кружка под присмотром руководительницы с безразличной тебе партнершей, другое дело вести в танце на глазах всей школы девочку, на которую давно и безнадежно заглядываешься.

Я сбился раз, другой, третий. Наступил на ногу своей даме. Она охнула, потом добродушно рассмеялась. Но меня этот смех убил. Я бросил ее посреди зала и вышел из круга…

Как можно было поступить дальше? Это я понял много времени спустя. Вернуться, извиниться за неуклюжесть и невежливость и рискнуть еще раз. Тихо уйти домой, пережить неудачу, снова пойти на занятия кружка и добиться, выучиться… Я не сделал ни того, ни другого. Остался на вечере. Терзаясь, смотрел, как танцуют другие, как другой приглашает мою избранницу, и, чтобы скрыть свои истинные чувства, саркастически улыбался, отпускал язвительные шуточки по поводу танцующих. Собрал вокруг себя таких же неудачников, подпиравших стенку, и мы всем своим видом показывали, что выше этих дурацких танцев. Но как тяжело было на сердце и как хотелось танцевать вместе со всеми! Больше я на кружок танцев не ходил и на вечерах танцевать не пробовал. И еще долго принимал на танцах ироническую позу - мол, презираю я это. Так хмурился и кривился, что однажды приятель громко спросил меня:

У тебя что, живот болит?

Очень обидно, когда у тебя не получается то, что легко дается другим. Свое огорчение и досаду я скрывал неестественным поведением. Ничего никому этим не доказал. Помню, как однажды, уже молодым офицером, все так же стоя у стеночки, хотел я удержать рядом с собой девушку и по привычке иронически комментировал все происходящее в клубном зале.

Она слушала, смеялась. А потом сказала:

Как вы обо всем интересно рассуждаете. Вот только жаль, что не танцуете… - И упорхнула от меня.

Но вернемся к школьным годам. На уроках литературы мне ничего не стоило сделать доклад, выходивший за пределы программы, или написать сочинение, которое прочитают в классе вслух. Но никому не приходило в голову, как охотно я променял бы и свой доклад, и свое сочинение на успехи в танцах и на уроках физкультуры.

Как?то в сочинении па тему «Портреты героев в творчестве Тургенева» я раскритиковал статичный, как мне показалось, портрет у Тургенева, противопоставляя ему динамичный портрет у Чехова. Начиналось сочинение так: «Еще древнегреческий философ Гераклит заметил: „Никто дважды не может вступить в одну реку, через миг и он не тот, и река другая“». Наша учительница литературы, незабвенная Анна Алексеевна Яснопольская, написала в тетради, что решительно со мной не согласна, но ставит за сочинение «пятерку», признавая за мной право думать о Тургеневе по-своему. Мне захотелось узнать, в чем ее несогласие со мной. Она сказала, что сочинению не хватает исторической перспективы: вряд ли был возможен портрет в манере Чехова, если бы Тургенев не довел до совершенства портрет, характерный для предыдущего периода литературы. Потом, молодо сверкнув глазами, отчего ее некрасивое лицо стало прекрасным, осведомилась, что именно мною читано из трудов Гераклита. Гераклита я, понятно, не читал и честно признался, что его слова об изменчивости мира взял из книги Лункевича «От Гераклита до Дарвина».

В этих случаях, - строго сказала Анна Алексеевна, - полагается указывать, что вы цитируете Гераклита по Лункевичу. Эрудицию следует иметь настоящую, поверхностной щеголять не годится.

Она была права. Ведь я не просто выразил свое отношение к портрету у Тургенева, а сильно преувеличил его. Не просто привел слова древнего философа, а щегольнул ими. Надеялся поразить класс. Подсознательно брал реванш за то, что не танцую, за то, что неуклюж, за малые успехи на уроках физкультуры. Сочинение мне Анна Алексеевна прочитать вслух не предложила. Взять реванша не удалось. А если бы прочитал? Разве это что?нибудь изменило бы?

Так я, наверное, первый раз в жизни столкнулся с проблемой: что важнее - быть или казаться?

«Быть!» - требовала любимая учительница, которой мы обязаны большим, чем только уроками литературы, - уроками нравственности.

Из книги Письма о добром и прекрасном автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Письмо восьмое БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д. Джеймс писал: «Мы плачем оттого, что нам грустно, но и

Из книги Конец проекта «Украина» автора Коровин Валерий Михайлович

Предисловие автора. Быть государством или казаться Государство - это сложно. Называться государством и быть государством - не одно и то же. А если и быть государством - то каким? Ведь государство - это не только экономика, дорогостоящий чиновничий аппарат, армия,

Из книги Струна и люстра автора Крапивин Владислав

Да или нет (в смысле «быть или не быть»)? Две ключевых темы - «Организация и семья» и «Организация и школа» я уже «копнул» (удачно или нет - судить читателю). Остался последний из «трех китов» - «Организация и власть».Но зайду немного со стороны.Когда в прессе появились

Из книги Аншлаг в Кремле. Свободных президентских мест нет автора Попцов Олег Максимович

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС? С центристами в 2003 году, накануне парламентских выборов в России, вроде все ясно. Теперь поговорим о правых, точнее СПС.У этой партии свои проблемы. Реально их популярность среди избирателей ощутимо падает. Учитывая симпатии к правым

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

Часть III Быть или не быть?

Из книги Утиная правда 2005 (1) автора Галковский Дмитрий Евгеньевич

09.06.2005 Быть или не быть? Мистер Оливер Реди родился примерно в 1977 году, окончил Оксфорд. Во время учёбы организовал студенческий «Русский клуб», в котором пытался имитировать стиль жизни советской интеллигенции (водка, преферанс, просмотр фильмов Тарковского и

Из книги Эпоха и Я. Хроники хулигана автора Кушанашвили Отар Шалвович

Из книги Надо посоветоваться! автора Тендряков Владимир Федорович

Я. А. СЕГЕЛЬ БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ АКТРИСОЙ?.. У нас в классе многие девочки хотят быть киноактрисами. Недавно мы спорили. Нужно ли быть красивой, чтобы стать киноактрисой? Одни говорили, что нужно, а другие - нет. Я тоже думаю, что нет. Можно ли стать киноактрисой, если ты не

Из книги Эссе автора Мориц Юнна

Быть поэтессой в России труднее, чем быть поэтом Прав Лорка: древнее могущество капли, которая веками долбит камень, вырубая в недрах горы сталактитовую пещеру, ворота для воздуха, света, вольного эха, - сверхъестественней, чем дружная сила гигантов, которые справятся с

Из книги Человечество: вчера, сегодня, завтра автора Валовой Дмитрий Васильевич

Моисеев: «Быть или не быть... человечеству?» Александр Александрович Васильев с самого утра пребывал в приподнятом настроении. К нему в редакцию должен сегодня приехать старинный знакомый Иван Дмитриевич Петров, недавно вернувшийся из длительной зарубежной

Из книги Газета Завтра 947 (4 2013) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 978 (35 2012) автора Завтра Газета Апокалипсис: быть или не быть? Апокалипсис: быть или не быть? ВЫСТАВКА Скоро, 21 декабря, решится, пришёл конец света или пока нет. Его ждут со времён Древнего Рима, авось и нас пронесёт[?] В панике предвестия-ожидания разные варианты (словно на выбор) гибели нашей

Из книги Газета Завтра 415 (46 2001) автора Завтра Газета

Сегодня в соцсетях наткнулась на обсуждение - моя знакомая и ее подруги говорили про «женскую слабость». Началось все с того, что девушка написала, какой уязвимой себя чувствует в данный момент без мужчины, а в комментариях ее начали убеждать, что это как раз хорошо, ведь мужчинам нравятся слабые женщины, рядом с которыми можно думать, что они сильнее, умнее и пр. И знаете что? Мне тошно от этой позиции.

Конечно, образ «сильной женщины» проходит красной нитью через историю нашей страны в последние сто лет, хотя примеры можно найти во все времена и в любой культуре. Конечно, женщина - существо легко адаптирующееся, природой наученное тихо переносить трудности, не покладая рук качать люльку, стирать, штопать, гладить по голове, прикладывать к груди, пропускать через себя и детские слезы, и мужскую усталость, и причуды стареющих родителей…

Но при этом крайне глупо пытаться измерить: кто сильнее, мужчина или женщина? Мы сильны в разном, это несравнимо. Мужчина силен физически (и потому, например, отправляется на войну), а женщина сильна своей верой и любовью (и ждет его годами или едет за ним). Мужчина силен своей рациональностью (и может успешнее контролировать финансовые вопросы), а женщина - своей эмоциональностью (привнося во все праздник, делая из ничего «шляпку, салат…», а про скандал сейчас не будем, оборотная сторона фейерверка).

Соревнования заканчиваются там, где начинаешь уважать свои лучшие стороны, признавать менее укрепленные позиции, благодарить партнера за «прикрытие» в них и, в свою очередь, поддерживать его там, где он не очень ориентируется.

Столько лет женщинам в России приходилось играть совсем не женские роли, что теперь отчаянно ищется новая форма. И тут, мне кажется, нужно четко разделять: где голос подает эго, где - способности и таланты, где - лень и страх.

Потому что вот эта позиция «пусть думает, что все решения в семье принимает он, хахаха» - двуличность и манипуляция, наслаждение своей тайной властью. А возможно, еще и желание женщины устраниться от той области, в которой находится зона развития, всегда немного пугающая. Там же, где встречаются два взрослых человека, решения будут приниматься совместно и/или будут разделены зоны влияния.

Насчет «казаться глупее, слабее мужчины, потому что ему это приятно»… У меня вызывает ступор такая формулировка: всю жизнь «казаться», быть не собой в угоду кому-то, пусть даже это любимый мужчина? А в чем задача? Удержать его? Чтобы что? Продолжать быть не собой и жить не свою жизнь?

Конечно, для отношений с определенным типом мужчин такая игра подходит (у меня самой так было, что уж говорить), некоторые не переносят женскую силу, мудрость, энергию. Но вряд ли такой мужчина будет женщину устраивать долго, она сама же и сбежит, потому что просто неприятное ощущение - постоянно искусственно «уменьшаться» рядом с ним, скрывать свои лучшие черты, чтобы, упаси господь, мужчина не почувствовал укол самолюбия и не обнаружил тот факт, что ему тоже в каких-то вопросах надо расти.

Интересно, что в комментариях одна девушка дала ссылку на статью о том, как быть рядом с успешным мужчиной (автор - тоже мужчина). Хотя у меня нет с этим проблемы, все же кликнула по ссылке: вдруг что-то упускаю из виду? Сначала в тексте речь шла, как ни банально, о важности внешнего вида женщины рядом со статусным мужчиной. Что ж, можно понять. Хотя я лично не первый год игнорирую высокие каблуки и аккуратные укладки, а это по-прежнему ничему не мешает. Но окей, допустим.

И вот вопрос (оставлю только один из массы): почему статья о том, как женщине надо «тянуться», чтобы соответствовать своему успешному мужчине - это вполне обычное явление, а вот о том, что мужчине зачастую вообще-то тоже надо чему-то учиться у нее, никто не говорит?

Когда-то давно я сказала своему любимому: смотри, партнер - это Мастер. Если допустить, что ты чего-то не знаешь, не умеешь и быть внимательным, то можно много хорошего перенять друг у друга. Наверняка, что-то в другом человеке развито лучше и он фактом своего присутствия вдохновляет тебя или через какие-то ситуации подталкивает к развитию. Тогда отношения становятся потрясающей школой личностного и духовного роста, а не только зоной комфорта и безопасности (что тоже важно, конечно).

Кстати, это может быть отличной проверкой на адекватность мужчины: готов ли он принимать женщину такой, какая она есть, с ее умом, опытностью, профессионализмом, самостоятельностью? Никто не говорит, что надо бревна перетаскивать, но и не разыгрывать же дурочку, если удается самой разобраться с новым техническим девайсом или ориентацией на местности в незнакомом городе. Скрывать все это, пытаясь угодить мужчине, равняется плясать даже не под его дудку, нет!.. Плясать под дудку его эго. Лишать его возможности увидеть свои сложные черты. Да, видеть их неприятно, в крайних случаях это действительно может подтолкнуть к уходу - но какого мужчину? Который не готов развиваться. А главное, потом ведь всегда придется так делать - «уменьшаться» самой, держать мужчину в иллюзии его силы. Опять - ради чего?

И еще два слова про адекватность. Мы все не супергерои, жизнь предоставляет достаточное поле для активности обоих в паре. И если женщина не притворяется глупой в вопросах, где она компетентна, все равно найдутся темы, в которых мужчина сможет проявить себя - зарабатывать на двоих, делать мужскую работу по дому, взаимодействовать с детьми, оказывать психологическую поддержку любимой или что-то еще.

Так что не будем держать своих мужчин за самодовольных идиотов и ограничивать друг друга в развитии. Любовные отношения - танец двух личностей. И чем более они целостные, искренние и смелые, тем красивее этот танец. опубликовано

Например, я беру в руки хрустальный шар, он хрупкий и дорогой, поэтому я отношусь к нему бережно и аккуратно. Вот передо мной ложка, я беру её в руки и использую для того, чтобы поесть суп. И мне не придет в голову забивать этой ложкой гвозди. Так же и с людьми. Каждый несет в себе информацию, сам того не замечая. И люди обращаются с человеком так, как видят и воспринимают его. И поэтому внешний статус человека должен соответствовать и его внутреннему статусу.

Знаю я, например, одного директора. Он занимает эту должность, но по своему внутреннему состоянию он не директор, а слуга. И его не уважают, не прислушиваются к нему, потому что не видят в нём директора. Это всё равно, что на игрушечном самолете совершать реальный перелёт — ничего не выйдет. Человек не дорос до занимаемой должности, не соответствует ей. Можно сказать, его нужно перепрограммировать. Удалять прежнюю версию и устанавливать новую. А это огромная внутренняя работа.

Многие люди, к сожалению, ленятся работать над собой. Обычно они жалуются на то, что с ними несправедливо обращаются, воспринимая их не должным образом. Но если заглянуть внутрь себя и честно ответить себе на вопрос: «Что во мне не так? И почему это со мной происходит?», то можно понять, что именно вы и привлекаете всё это к себе. Окружающие вас люди — как зеркала, и они только отражают ваше внутреннее содержание. И если, например, вами пользуются, значит, вы сами позволяете это делать, значит, не доросли ещё до нужного уровня, не привели в порядок и соответствие своё внешнее и внутреннее содержание. «Надо быть, а не казаться».

Мужчина может сколько угодно заниматься спортом, делать всё для того, чтобы стать мускулистым качком, но при всей своей массе тела и внешней брутальности внутри он может остаться трусливым и неуверенным в себе мальчишкой. И никакие физические данные не поднимут его авторитет, если внутри он не соответствует своей внешности. Девушки, которые надевают шикарные платья и ходят на высоченных каблуках, предполагая, что их внешняя красота заменит их внутреннюю пустоту, тоже ошибаются. Королева и в простеньком платьице останется королевой, а пустышка и в самых дорогих нарядах не сможет дотянуть до королевы. Главное — то, кем вы являетесь на самом деле, а не кем хотите казаться.

Как гласит одна Китайская народная мудрость: «Бриллиант, упавший в грязь, останется бриллиантом, а пыль, даже поднявшаяся до небес, так и останется пылью».

Поэтому очень важно каждому человеку заглянуть внутрь себя, провести самоанализ, подумать, каким он хочет стать и каковым является на самом деле? Пока человек жив, у него есть возможность меняться, развиваться и становиться тем, кем он хочет быть. Это нелегко, но возможно. Ведь «Ни одно желание не даётся нам отдельно от силы, позволяющей его осуществить» (Ричард Бах).

Ночные бдения…

Что значит "быть"? Это значит, что Я такой, какой есть на самом деле: с особенностями своего характера, поведения и своей внешности, со своими убеждениями и привязанностями, достоинствами и недостатками, способностями и чувствами, умениями и не умениями, привычками и пр. И вот именно таким Я вступаю в общение, в разного рода взаимоотношения с другими людьми. Мое поведение с ними естественно и искренне. Я могу ошибаться, заблуждаться, совершать неправильные действия - но все это результат того, как Я понимаю, что чувствую, что могу. Мои поступки мотивированы моими внутренними побуждениями. Эти побуждения могут быть очень разными с точки зрения их социальной и нравственной ценности. "Быть" - это не значит всегда быть хорошим, быть можно разным, все зависит от того, на какие ценности ориентирован человек, что для него в жизни главное, какова основная направленность его личности.

А что значит "казаться"? Это - стремиться проявить качества, которыми не обладаешь, проповедовать одно, а делать другое; в глаза льстить, а на стороне порицать; уверять в любви, дружбе, никаких чувств при этом, не испытывая; делать вид, что увлечен своей работой, завидуя при этом людям других профессий.

Такой человек с разными людьми и в разных ситуациях ведет себя по-разному, потому что сущность своего Я он даже от себя нередко глубоко прячет, а иногда и искренне забывает, кто же он, в конце концов, такой? В своем поведении он ориентирован, прежде всего, на внешние стимулы - должность, служебное и социальное положение, престиж, звания, одобрение вышестоящих. Помните, у И. А. Крылова: "Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!"
К сожалению, таких людей вокруг нас немало. Больше того, в отдельных случаях мы принимаем их как нечто должное и не расцениваем их поведение как недостойное. Наверное, у каждого так бывало: слушаешь выступление на собрании своего приятеля - так он принципиально ставит вопрос, так уверенно излагает "свои" взгляды! - и думаешь: "Ведь еще сегодня утром совсем другое говорил". А потом махнешь рукой и скажешь себе: "Ну и правильно: одно дело - со мной говорит, другое - с трибуны".
Такое "двойное" поведение людей теперь мы относим к застойному периоду нашего общества. А сейчас? Так ли уж все изменили свое поведение и стремятся быть всегда самими собой?

Мы все еще нередко сталкиваемся с показной вежливостью, показной добротой и нежностью, показной чуткостью, за которыми стоит равнодушие к людям и их судьбам, переживаниям, страданиям.
Всем известна показная ученость какого-нибудь оратора или научного деятеля - все слова правильные, но ни одной своей мысли. И чем меньше своих мыслей, тем больше пафоса, тем шире так называемый критический анализ, представляющий собой по существу пересказ чужих работ.

Следует сказать, что рано или поздно такие люди изобличают себя: всю жизнь "пыжиться" и "казаться" невозможно. Очень тонко и точно показал это А. П. Чехов в пьесе "Дядя Ваня". Помните, Войницкий (дядя Ваня), поняв, наконец, суть Серебрякова, в отчаянии произносит: "О, как я обманут! Я обожал этого профессора, этого жалкого подагрика, я работал на него как вол! Я и Соня выжимали из этого имения последние соки… Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им! Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным… Боже, а теперь? Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто! Мыльный пузырь! И я обманут…" Человек, который берется не за свое дело, редко приносит людям пользу, а очень часто - вред и никогда - радость.

Иногда про кого-то говорят, что он на работе совсем другой человек, чем дома. Тут могут быть разные варианты: или тихий, вежливый на работе, а дома - грубый, капризный, или наоборот. Где же он настоящий? Трудно сказать. Одно только ясно, что это - некультурный человек. Зная правила культурного поведения, он использует их только там, где считает необходимым, выгодным, удобным. А где можно, т. е. где для него неопасно, - там распускается и о всякой культуре забывает.
Культурный человек живет с позицией "быть", он прост, естествен, непринужден, а потому везде одинаков, ибо относится к окружающим в зависимости не от их должности, положения, родственных связей, а от их человеческой сущности. Он всегда самокритичен, доброжелателен, ответствен за свои действия, часто сомневается. Так, например, знаменитый швейцарский хирург-мыслитель Теодор Кохер часто говорил: "., .Я так думаю, но может быть я и ошибаюсь". Вообще, сомнение в правильности своих мнений, утверждений, действий, допущение иных точек зрения - показатель культурности человека.

Тот, кто старается не "быть", а "казаться", знает все истины в последней инстанции, не допускает возражений, ведь чтобы отвечать на возражения, нужны аргументы, факты, собственные соображения - а откуда их взять? Новое может создать только тот человек, энергия которого направлена не на сохранение своего "сделанного" авторитета и придуманного образа, а на поиски истины, в каких бы областях науки и практики он ни работал. Человек с позицией "казаться" не может быть культурным человеком, хотя культурно вести себя, т. е. соблюдать установленные правила, может, особенно там, где ему выгодно произвести хорошее впечатление



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: