Почему человеку становится все безразлично. Как не потерять свои сильные качества в погоне за хладнокровием

При современном темпе жизни и ее напряженности редко кто может похвастаться выдержкой и спокойствием. Даже флегматичные от природы люди под давлением обстоятельств срываются и выходят из себя. Да и как быть хладнокровным, когда напряжение растет с каждым днем: с одной стороны, на человека давят внешние обстоятельства: проблемы в семье, на работе, плохая экология, недостаток общения, финансовый кризис, с другой – его внутреннее состояние, зачастую вызываемое этими самыми обстоятельствами. Но научиться управлять своими эмоциями и обрести спокойствие крайне важно: от этого зависит личная жизнь, отношения с окружающими, карьера, здоровье. Ощущение внутренней гармонии - это состояние, к которому стремится любой нормальный человек.

Это положение также является плодом христианских рассуждений. Таким образом, и библейское учение о Боге, и учение о человеке направляют наше поведение в плюралистическом обществе, так что первые отбрасывают невмешательство, а последний отбрасывает наложение. Поскольку Бог есть тот, кем он является, мы не можем оставаться равнодушными, когда его истина и закон неуважительны, но, поскольку люди такие, какие они есть, мы не можем пытаться навязать их силой.

Что же тогда делать христианам? Мы должны стремиться просвещать общественное сознание, чтобы знать и желать воли Бога. Церковь должна стремиться быть совестью нации. Мы также не должны навязывать волю Бога закону и не должны убеждать людей в этом только библейской цитатой. Оба подхода являются примерами власти, которая приходит сверху, с которой люди обижаются и становятся устойчивыми. Чем эффективнее власть, которая приходит снизу, внутренняя истина и ценность чего-то, что самоочевидно и поэтому подтверждается самим собой.

Злоба, гнев, нетерпимость, грубость создают напряжение, забирают физические и душевные силы, изматывают, разрушают отношения, семьи. Научившись контролировать свои эмоции, можно значительно улучшить качество своей жизни, успевать делать гораздо больше, значительно расширить круг друзей. Есть много рекомендаций, целью которых является развитие умения оставаться хладнокровным. Наиболее важные из них сводятся к следующим основным правилам: Не надо драматизировать событий. Конечно, каждый склонен преувеличивать сложность проблемы, которая касается лично его. Прыщик на собственном носу многим кажется важнее голода в странах Африки. Не следует преувеличивать негатив и нагнетать обстановку.

Не то, чтобы эти два органа несовместимы; авторитет Бога по существу в обоих. Этот принцип в равной степени относится к евангелизации и социальным действиям. В евангелизации мы не должны пытаться заставить людей поверить в Евангелие; мы не должны молчать, как если бы мы были равнодушны к их ответу, и не должны полагаться исключительно на догматическое провозглашение библейских текстов - что очень важно, а также на грамотную библейскую экспозицию. Скорее, мы должны, подобно апостолам, спорить с людьми о природе и Писании, отдавая им Евангелие от Бога рациональными аргументами.

Чтобы научиться объективно оценивать ситуацию, можно начать с самого простого: перестать употреблять слова и фразы типа «всегда», «никогда», «ну когда же наконец», «я так и знал». Данный лексикон характерен для людей с максималистским складом характера, которые и дня не могут прожить без того, чтобы не создавать драм, на фоне которых шекспировский «Гамлет» покажется обычной мыльной оперой. Лексический запас лучше пополнить фразами «Ничего страшного», «Я смогу», «Бывает и похуже». Они со временем помогут научиться смотреть на проблему с иной точки зрения и искать решения вместо впадания в истерику. Не надо рассказывать другим о только что возникшей проблеме.

В социальных действиях мы также не должны пытаться навязывать христианские стандарты силой неохотной аудитории, и мы не должны оставаться молчаливыми и пассивными перед лицом современного декаданса; и мы не должны полагаться исключительно на догматическое утверждение библейских ценностей. Вместо этого мы должны спорить с людьми о преимуществах христианской морали, отдавая их за закон Бога посредством рациональных аргументов. Мы верим, что законы Бога хороши сами по себе и универсальны в их применении, поскольку они, далеки от произвола, прекрасно подходят для людей, созданных Богом.

Конечно, при некоторой сложности она сразу же кажется неразрешимой, и пересказ ее сути под соусом бурных эмоций друзьям, родным непременно создает у них впечатление невозможности найти выход. Собеседники (порой исходя из благих намерений) начинают сопереживать, выражать сочувствие, тем самым увеличивая напряжение и подготавливая почву для окончательной потери контроля над ситуацией. Любую возникшую задачу лучше сначала проанализировать в одиночестве, причем по возможности на свежую голову. Усталость и чувство голода могут способствать неадекватному раздуванию сложности ситуации. Лучше сначала отдохнуть и поесть, а затем уже анализировать и искать возможные выходы.

Это Божье требование к Его законам с самого начала. Таким образом, существовало существенное соответствие между тем, что было «хорошо и прямо перед Господом» и «все в порядке с вами». Мы также считаем, что у всех есть это понятие, но поскольку они неспособны или неохотно признают это, нам необходимо разработать аргументы, которые доказывают, что законы Бога направлены на наше благосостояние как на отдельных лиц, так и на общество.

Поэтому нам нужна доктринальная апологетика в евангелизме - обсуждать истину Евангелия - и этическое извинение в социальных действиях - утверждать доброту нравственного закона. Апологеты обоих типов срочно ищут в церквях мира сегодня. Во многих отношениях эта книга содержит множество примеров убеждения аргументом.

Для сохранения хладнокровия психологи советуют использовать метод визуализации и метафоры. Можно представить проблему в виде узла, который запутывается и затягивается все туже по мере нарастания тревоги и паники. При внутреннем спокойствии и сосредоточенности он, наоборот, ослабляется, и появляется возможность с легкостью его распутать. Очень помогает и способность критично посмотреть на себя раздраженного со стороны, глазами окружающих, а затем мысленно представить спокойным, сдержанным, умеющим сосредотачиваться и концентрироваться на поиске решения. Образ должен быть как можно более ярким, продуманным до мелочей. Необходимо прочувствовать его до мельчайших деталей и осознать чувство психологического комфорта, которое создает общение с этим пока что воображаемым персонажем.

Эта ситуация когда-либо случалась с вами? А купить платье, и он даже не замечает? Что относительно нижнего белья, очень важная деталь для вас и практически безразличная к нему? Вопрос в том, каковы мотивы и когда мы становимся равнодушными? Существуют разные типы индифферентных.

Мы могли бы сказать, что это стиль, который считает, что человек, который является человеком, «не сосает мед, он жует пчел». Хвалить его - синонимом слабости, редко сладкие слова будут испускать этот человек в пещерном времени. Безразличная машинистка не любит видеть свою прекрасную жену, главную причину: «ревность» часто нездоровая и преувеличенная, что у них есть. Для него наличие женщины, которая одевается, может означать «предательство или интерес к кому-то другому». Нехорошо, если вы произведете все это, даже если вы поймете его изменение, это будет иметь смысл не проявлять никакой реакции.

Необходимо искоренить привычку кричать, нервно двигаться, метаться из угла в угол в состоянии нервного напряжения. Начать можно с выработки манеры говорить тихо, медленно, но уверенно, продумывать все свои слова и оценивать реакцию, которую они могут вызвать у собеседника и окружающих. Контролировать надо также жесты. Для несдержанных людей характерна бурная жестикуляция и выразительная мимика, способная без слов передать их эмоции. При выработке внешней привычки к спокойным жестам и сохранению сдержанного выражения лица автоматически регулируются и эмоции, поскольку между ними в мозгу с годами установилась условная связь, и изменение одного звена данной цепочки непременно приводит к изменению другого.

Если вы меняетесь как человек, будучи более ласковым, лучше домохозяйкой, вы можете обнаружить, что делаете не больше, чем свое обязательство. Много раз вы будете сердиться, потому что он не хвалит вашу новую стрижку или те маленькие руки, которые вы потеряли в этой липосакции, в которой вы почти потеряете свою жизнь. Безразличный человек никогда не запомнит вашу любимую еду и всегда даст вам запах, которого вы ненавидите, хотя вы уже тысячу раз говорили, что ненавидите сладкие ароматы. Не сердись, научись жить с этим маленьким человеком, который обожает ее, хорошо относится к ней и теперь приходит с открытым зонтиком, несмотря на то, что он прекратил дождь почти два часа.

Следующим шагом должно быть определение ситуаций, которые чаще других провоцируют потерю хладнокровия. Для одних это шумная обстановка, громкая музыка, для других – наоборот, отсутствие звуков. При поиске причин потери самоконтроля следует учитывать каждую мелочь: от времени суток до принятой пищи и степени загруженности или состояния скуки и безделья. Информация о личных раздражителях помогает предотвратить бурный всплеск эмоций. Лучший совет относительно того, как стать хладнокровным: необходимо осознать свою способность к самоконтролю. Для этого надо вспомнить по возможности больше ситуаций, в которых удавалось сохранять спокойствие при наличии довольно сложных обстоятельств.

Ему все равно, что вы носите, делаете или хотите делать, потому что вы, вероятно, больше не являетесь частью своих планов. Это может навредить ей, сказав, что это платье смешно или что ей не нужно так кричать, когда речь идет о любви. Он живет, сравнивая его с тем или иным, кажется, постоянно раздражает и не редкость его приступы плохого настроения. Причина проста: часто они не знают, как оставить отношения и чувствовать давление, вызванные изменениями или отношениями, которые принимает жена, чтобы изменить ситуацию.

Безразличие этого человека полностью добровольное и запланированное, намерение состоит в том, чтобы повредить их чувствам. В конце концов, они хотят, чтобы женщина устала от такого равнодушия и взяла на себя инициативу, чтобы положить конец отношениям, таким образом, без угрызений совести, ответственности за совесть или ответственность.

Порой помешать бурному выражению эмоций помогает присутствие ребенка, посторонних людей, телефонный звонок, который дает возможность переключиться. Очень помогает создание релаксирующих ритуалов. Для одних это может быть спокойная музыка, для других – полная тишина, для третьих – наблюдение за аквариумными рыбками. Можно зажечь ароматические свечи. Расслабляюще действует запах лаванды, хвои, мелиссы, чайного дерева. Очень важным моментом является правильный рацион и достаточный сон. При повышенной нервной возбудимости следует сократить количество потребляемого кофе, чая, сахара.

Он предпочитает быть равнодушным к любым изменениям в лице, опасаясь, что мотив - это «другой» человек на параде. Он похож на махисты в отношении похвалы, не хочет, чтобы ваш партнер был владельцем мира, самым красивым и самым желанным, ведь потому, что такая женщина останется с ним? Она предпочитает уродливую женщину и только его, чем симпатичную женщину, которой жаждут многие люди. Слово «тщеславие» не является частью вашего словаря. Когда происходит какое-то очень резкое изменение, он остается подключенной антенной, думая, что что-то происходит.

Порой причиной раздражительности становится повышенный или пониженный уровень сахара в крови. Его следует регулярно измерять и при необходимости регулировать. Отличным средством избавления от отрицательной энергии являются физические упражнения, йога и медитация. Конечно, каждый человек сам знает, что ему помогает лучше всего. Важно помнить о том, что усмирять вырвавшиеся эмоции намного сложнее, чем не допускать их проявления.

Его неуверенность иногда приводит его к необоснованной ревности, которая даже разрушает любые отношения. Мы живем в безразличном, текущем и очень динамичном мире, где маленькие и прекрасные детали остаются незамеченными. Мы не замечаем нового платья, но мы понимаем, когда это происходит в этой старой одежде, мы не заботимся о волосах, но мы жалуемся, когда это неопрятно, мы не хвалим еду, когда она вкусная, но мы проклинаем, когда она соленая или безвкусно. Мы живем в мире, где важно жаловаться и не хвалить, где изменения не меняют наш способ быть, действовать или думать.

ОЛИМПИАДА №1

Задание 1.

1. Формационный подход к историческому процессу был раз­вит в работах

а) И. Канта в) К. Маркса

б) Г. Гегеля г) Н. Данилевского

2. Верны ли следующие суждения об этических нормах?

1) Этические нормы являются частным случаем социальных норм.

2) Этические нормы являются составной частью механизма со­циального контроля.

Посмотрите в безразличие вашей любви, разницу, которая является причиной быть вместе. Уважайте всех живых существ, это моральный долг? Уважение живого существа, что человек, кажется, не говорит. Во имя разницы в природе между людьми и животными уважение было бы зарезервировано для людей.

Однако безразличие к животным, кажется, отступает. Многие люди все больше беспокоятся о том, как обрабатываются животные. Это осознание, по-видимому, связано с учетом способности страдать от животных. Разве чувствительность, обычная для людей и животных, не была бы моральным долгом для всех? Внутри живых существ разумные существа должны быть признаны по своей специфике: выявление страданий в качестве морального критерия предполагает различение животных от растений. Должны ли животные не быть признанными индивидами и субъектами жизни, столь достойными уважения?

а) верно только первое суждение

б) верно только второе суждение

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

3. Целенаправленно организуемая деятельность по получе­нию нового знания называется

а) научной в) экспериментальной

б) философской г) эстетической

4. Естественный уровень безработицы растет, если

Разве жизнь каждого разумного существа не должна признаваться столь же ценной из-за того факта, что каждое существо заинтересовано в том, чтобы не страдать? Чтобы жить для разумного существа, разве это, по сути, не претендовать на свою жизнь и, следовательно, на уважение этой уникальной жизни? Разве не хотелось бы, чтобы животные могли бесплатно пользоваться своей жизнью без порабощения их ради человеческих целей? Разве уважение, данное всем разумным существам, не должно быть плодотворной и сберегающей возможностью избавиться от утилитарного отношения к миру?

а) происходит спад производства в экономике страны

б) увеличиваются размеры пособий по безработице

в) вузы выпускают меньшее число молодых специалистов

г) улучшается работа службы трудоустройства

5. Что из перечисленного ниже не относится к основным зада­чам Центрального банка РФ?

а) защита и обеспечение устойчивости рубля

Вместо того, чтобы эксплуатироваться, природа должна быть сохранена. Поскольку все живые существа связаны между собой, не следует ли уважать все формы жизни с целью защиты природы? Разве экологическая осведомленность не должна оставлять жизнеспособную планету для будущих поколений? Разве моральное требование тогда не превращается в политическую ответственность за природу, чтобы произвести реальные изменения в обществе и индивидуальное поведение? Неужели люди, раскрывая лучшие из себя через эту расширенную этику, не доказывают свою моральную ценность, которая заставит уважать всех?

г) получение прибыли

6. Индустриализация, развернувшаяся в СССР в 1920-1930-х годах, привела к масштабной

а) традиционализации населения

б) христианизации населения

в) эмиграции населения

г) маргинализации населения

7. Философское направление, признающее разум основой по­знания и поведения людей, источником и критерием истин­ности всех жизненных устремлений человека, - это

Только человек был бы достоин уважения. Для Декарта живое не нужно уважать, а быть известным с научной точки зрения. Это относится к так называемой теории животных-машин. Жизнь может быть объяснена в соответствии с механическими принципами физики. Живое есть не что иное, как очень сложная совокупность движущихся частей. Научиться этому научно научиться изучать законы этого движения. Смерть живого существа сравнивается с окончательным разрушением часов или автоматов из-за отказа одной из его частей.

Но для Декарта человек не простой живой человек: у него есть душа, а не только тело. Человек, как мыслящее существо, отличается от всех живых существ. Человек был бы лучше всех живых существ. Поскольку наука не отделима от ее технических применений, знание жизни приводит к легитимации использования животных на службе человеческих целей: каким образом чистый механизм мог бы быть объектом уважения?

а) сенсуализм в) рационализм

8. Биологическая эволюция была моделью развития общества для

а) Г. Гегеля в) К. Маркса

б) И. Бердяева г) Г. Спенсера

9. Покупательная способность денег и уровень цен

а) всегда находятся в обратной зависимости

б) находятся в прямой зависимости в период спада и в обратной зависимости в период подъема

Нет необходимости сокращать жизнь до чистого механизма, чтобы изгнать животных из морали. Кант думает о живом как о организме, который обладает способностью к самоорганизации. Движущей силы не может быть достаточно, чтобы объяснить жизнь. Именно формирующая сила позволяет понять особенности жизни, а именно воспроизводство, рост, регенерацию. У живого есть внутренняя сила, которая позволяет ему преследовать свои собственные цели размножения и сохранения. Эта специфика живого ничего не меняет в моральном плане: Кант отказывается от уважения к животным.

в) находятся в прямой, но не пропорциональной зависимости

г) находятся в прямой и пропорциональной зависимости

10. Реальная или условная социальная общность, с которой ин­дивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём пове­дении и самооценке, – это

а) аутгруппа в) первичная группа

В) начать противостоять Западу, для чего вступать в союзы и сотрудничество между собой, развивать экономиче­скую и военную мощь, сохраняя свои собственные ценности, - модернизи­роваться, но не вестернизироваться

Незападные цивилизации

2) страны Аравий­ского полуострова

4) Малайзия

6) Северная Корея

Задание 2. Перед вами описания форм государства в различных странах. Из трех характеристик для каждой страны одна является ошибочной. Порядковый номер неверной ха­рактеристики обведите кружком, в отведенных строч­ках запишите существующие элементы формы государ­ства каждой из стран.

А) Германия

1) Состоит из 16 земель, имеющих частичную независимость и разное число представителей в верхней палате парламента.

2) Президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

3) Свобода личности в экономической сфере – свобода пред­принимательства и признание частной собственности.

Б) Австралия

1) Наряду с 6 штатами в ее состав входят территориальные обра­зования, которые управляются из центра.

2) Президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом.

3) В отношениях личности и государства приоритет отдается личности.

Форма государственного устройства________________________________________________

Форма правления________________________________________________________________

Политический режим_____________________________________________________________

В) Италия

1) В двухпалатном парламенте одна из палат представляет ин­тересы субъектов.

2) Верховная власть принадлежит парламенту, формируемому партией или коалицией партий, получивших большинство мест на выборах.

3) Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей.

Форма государственного устройства_______________________________________________

Форма правления_______________________________________________________________

Политический режим____________________________________________________________

Задание 3.

1) Идеология –__________________________________________________________________

2) Диктатура –__________________________________________________________________

3) Этнос –______________________________________________________________________

4) Догмат –_____________________________________________________________________

5) Рента –______________________________________________________________________

6) Парадокс –___________________________________________________________________

Задание 4.

А) С согласия работодателя токарь Карпушин проводил разра­ботку новой методики обработки деталей. При испытании новой методики станок не выдержал нагрузки (хотя при работе не были превышены максимально допущенные заводом-изготовителем показатели) и сломался. Ремонт обошелся работодателю в рублей. Работодатель обратился в суд с требованием взыскать с Карпушина стоимость ремонта станка. Какое решение примет суд? Ответ обоснуйте.

______________________________

Б) Депутатская фракция Государственной думы разработала за­конопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О граж­данстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за соверше­ние особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Группа экспертов представила заключение на представленный законопроект, сделав вывод, что данная поправ­ка нарушает основные международные нормы по правам челове­ка и Конституцию РФ. Какими основными аргументами эксперты могли обосновать свое заключение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Ответ:_____________

Задание 6. Ученик попросил одноклассника проверить его рефе­рат, выделить все допущенные в нем ошибки и прону­меровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вме­сто 6 ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил 12. Напишите рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержаще­еся в работе утверждение действительно ошибочно) и объясните, в чем заключается ошибка.

Многие столетия взгляды на общество, на природу формиро­вались в рамках философии. В XVII веке естественные науки об­рели самостоятельный статус (1). С конца XVII века (2) начина­ется становление научного обществознания. Экономическую теорию на научном уровне впервые изложил английский философ-экономист А. Смит, обобщив ее в своем труде «Общая теория за­нятости, процента и денег» (3). Разработав общую теорию рын­ка, Смит развил мысль о том, что каждый, преследуя свою личную цель, помогает тем не менее достижению общественно значимых це­лей (4). В социальной структуре общества Смит выделял классы наемных рабочих, капиталистов и крупных земельных собствен­ников, различая их по размеру накопленных доходов (5). Становле­ние социологии как науки связано с именами О. Конта (6) и Д. Рикардо (7). Сам термин «социология» ввел О. Конт (8). Он стремил­ся отделить научное исследование общества от «философских спе­куляций». Г. Спенсер первым применительно к обществу использовал понятие системы, института, структуры (9). Он считал общество сложной общественной организацией, к которой нельзя подходить с позиции естественных наук (10). Но, тем не менее, социология в начале своего развития во многом копировала естественные нау­ки, прежде всего биологию. Да и сама социология некоторое время называлась «социальной физикой» (11). Немало мыслителей выдви­гали свои проекты идеального общественного устройства. Фран­цузы А. Сен-Симон и Ш. Фурье предлагали насильственным путем уничтожить современный им капитализм (12) и создать новое об­щество всеобщей гармонии.

Задание 7. Проанализируйте представленную диаграмму. Оцени­те сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходи­мо подтвердить данными диаграммы.


A) Темпы роста общего объема денежных переводов в мире су­щественно возросли с началом XXI в.

Б) В современном мире наблюдается тенденция уравнения объ­емов денежных переводов в страны с высоким и низким уровнем доходов населения . Эта тенденция выражается в том, что объемы денежных переводов в страны с высоким уровнем доходов сокра­щаются, а в страны с низким уровнем доходов растут.

B) Данные диаграммы позволяют сделать вывод о том, что основная трудовая миграция в современном мире происходит из стран со средним уровнем доходов населения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине зо­лотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове...».

2. Понятие, противоположное по значению понятию «эгоизм».

3. Философская позиция, отраженная в отрывке:

«Оттого, что неправеден мир, не страдай,

Не тверди нам о смерти и сам не рыдай.

Наливай в пиалу эту алую влагу,

Белогрудой красавице сердце отдай».

4. «На Маркизовых островах среди множества других типич­ных... встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище».

5. Предположения о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению.

6. Специфический вид отражения и формирования действи­тельности человеком в процессе художественного творчества в со­ответствии с определенными эстетическими идеалами.

7. «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая слу­жит опорою...».

8. Один из четырех приоритетных национальных проектов в со­временной России.

9. Человек, обладающий высшей степенью творческой одарен­ности и добившийся необыкновенных творческих результатов.

10. В философии О. Шпенглера завершением ее жизни (в об­разном смысле) является цивилизация.

11. Крайнее идейное направление середины XIX в., отрицав­шее главные основы современного политического и социального строя.

12. Национальная религия японцев, возникшая на основе тоте­мистических представлений древности.

По вертикали:

13. Одно из главных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в результате антикатолического движения.

ОЛИМПИАДА №5

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Для традиционного общества не характерно

а) преобладание государственной и общинной собственности

б) рациональное восприятие мира

в) стремление жить в гармонии с природой

г) подчинение личности обществу

2. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) активным избирательным правом

б) классическим избирательным правом

в) пассивным избирательным правом

г) консервативным избирательным правом

3. Какой термин отражает своеобразное сочетание биологиче­ских и социальных особенностей человека?

а) индивид в) индивидуальность

б) субъект г) личность

4. Отраслью публичного права является

в) маргинализацией общества

г) стабильностью социальных статусов людей

Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны, – «да», а напротив тех, которые неверны, – «нет».

1. Образование - это процесс передачи обществом ценностей, знаний и навыков от одного поколения к другому.

Ответ:________

2. Приоритет интересов государства над интересами челове­ка - обязательный признак гражданского общества.

Ответ:________

3. Наступление дееспособности, соответствующей совершен­нолетию, в РФ возможно до достижения 18 лет.

Ответ:________

4. Для расчетов уровня жизни по стране используется только показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населе­ния.

Ответ:________

5. Наличие конституции является основным отличительным признаком правового государства.

Ответ:________

Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

А) Принятие новой конституции государства, выборы мэра го­рода, проведение митинга с требованием осуществления государ­ственных реформ.

Ответ:___________________________________________

Б) Индуизм, синтоизм, конфуцианство, иудаизм.

Ответ:___________________________________________

Задание 4. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

А) Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек.

Б) Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.

Задание 5. Впишите соответствующие обществоведческие терми­ны и понятия.

А) «Государь» - Н. Макиавелли; «Об общественном догово­ре» - Ж.-Ж. Руссо; «Исследование о природе и причинах богат­ства народов» –________________________________.

Б) Достижение практически полезного результата – труд, об­разное отражение реальности – ____________________________________, обо­снованность предположений – наука.

Задание 6. Заполните пропуски в схеме, отражающей соотношение между всеми приведенными в перечне понятиями.

Моделирование, уровень, эмпирический, гипотеза, описание, метод, измерение, теоретический, эксперимент, наблюдение, иде­ализация.


Задание 7. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвящен­ного различным типам экономических систем. К со­жалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем. Выпол­ните это самостоятельно. Для этого:

1) озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив типы экономических систем, о которых идет речь;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражаю­щих признаки каждого из выделенных вами типов экономи­ческих систем.

1. Это экономическая система, основанная на традициях, за­фиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирова­ние. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных орга­нов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи опреде­ляют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая си­стема зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противо­речит демократическим принципам управления. 7. Это, как пра­вило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль при­надлежит распределительным, командным методам. 9. Эта си­стема принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальных иерархи­ческих связей между людьми.

Задание 8. Соотнесите названия экономических направлений с их основными положениями.

Экономисты

1) меркантилисты

2) протекционисты

3) физиократы

Сущность их экономической политики

A) считали, что национальное богатство заключается в деньгах, а прибыль соз­дается в сфере торговли

Б) предлагали контролировать ввоз и вы­воз денег (золота, серебра)

B) предлагали ограждать внутренний ры­нок от проникновения на него ино­странных товаров

Г) считали, что люди всем обязаны при­роде, главным образом сельскому хо­зяйству, которое кормит людей, дает сырье для промышленности

Д) предлагали контролировать ввоз и вы­воз товаров

Е) считали, что правительство не должно способствовать накоплению денег или товаров, а его заботой является увели­чение доходов от эксплуатации земли, контроль за сферой производства

Ж) предлагали поощрение национальной экономики и ее защиту от иностран­ной конкуренции через установление высоких пошлин на ввозимые в стра­ну товары или запрещение ввоза това­ров

3) предлагали контролировать сферу сельскохозяйственного производства

Задание 9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответ­ствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите вни­мание: в списке слов есть и такие, которые в тексте мо­гут и не встречаться.

«Как для.........нужна добродетель, а для монархии........., так для.........правительства нужен...........В добродетели оно не нуж­дается, а.........была бы для него опасна. Безграничная власть......... переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с боль­шим самоуважением могли бы затевать в таком государстве........., поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Если в.........государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не мо­жет без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то всё пропало, так как.........- единственное движу­щее начало этого образа.........- исчез, и у народа нет более защит­ника».

Список терминов:

1. республика

2. достоинство

4. реакционный

8. тирания

9. консервативный

10. государь

5. преобразование

6. революция

11. правление

12. деспотический

Задание 10.

А) Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повыше­нию культурного уровня граждан России. Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуж­дение Государственной думы? Почему? Как гражданин М. может добиться рассмотрения своего законопроекта?

Б) Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Сле­дователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Прочитайте текст и дайте определение всем выделен­ным и пронумерованным терминам.

«Понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры (1) прошлых обществ, в том числе и индустриально­го (2) капиталистического общества, но в современном постинду­стриальном (3) обществе оно не работает, потому что в этом обще­стве на основе широкого акционирования (4), а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами (5) отношения собственно­сти (6) оказались размыты, потеряли свою определенность. По­этому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием «социальная группа», а на смену теории социально - классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации».

Вопрос: Раскройте суть теории классового деления общества.

Задание 12. Проанализируйте представленную диаграмму и оце­ните сделанные на её основе утверждения. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диа­граммы.


А) ВВП России складывается из произведенной продукции промышленности и продукции сельского хозяйства .

Б) На протяжении 1992 - 1998 гг. наблюдался устойчивый спад общего объема промышленного производства.

Ответ: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Сгруппируйте представленные ниже изображения, числовые данные, наименования хронологических пе­риодов и заполните приведенную ниже таблицу, вы­полнив следующие задания:

A) Определите принцип группировки и отметьте его в заголов­ке первой колонки таблицы.

Б) Дайте наименования остальным колонкам таблицы.

B) Заполните оставшиеся строки таблицы в соответствии с най­денным принципом группировки, перенеся в нее текстовую ин­формацию.


Задание 14. Проанализируйте информацию и ответьте па постав­ленный вопрос. Свою точку зрения обоснуйте.

При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необ­ходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который вы­ходят все кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от общего числа избирателей. Какой тип избирательной системы утвердился во Франции при выборах в Национальной собрание?

Ответ:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Решите кроссворд.

По горизонтали:

3. Система государственного или общественного устройства.

4. Система знаний о развитии природы, общества, человека.

5. Речь социальной или профессиональной группы, содержа­щая большое количество свойственных только этой группе слов и выражений.

6. Мысленный образ социальной реальности.

7. Возможность делать что-либо, действовать каким-либо об­разом.

8. Изменение социального статуса личности.

9. Большие группы людей, выделяемые К. Марксом.

10. Положение личности в обществе.

11. Психическая способность человека, сознательное регулиро­вание своего поведения, управление своими поступками.

12. Чувство моральной ответственности за свое поведение.

13. Немецкий философ, создатель «категорического императи­ва».

14. Неодинаковое положение людей в обществе.

15. Исключительное право на что-либо в какой-либо сфере, принадлежащее лицу, группе лиц или государству.

16. Необходимость, нужда в чем-либо.

17. Древнегреческий философ, основоположник формальной логики.

18. Ожидаемое поведение человека в соответствии с его поло­жением в обществе.

По вертикали:

2. Качество, свойство поведения человека, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах обще­ства и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.

ОЛИМПИАДА №6

Задание 1. Напишите напротив утверждений, которые верны, - «да», а напротив тех, которые неверны, - «нет».

1. Проведя сравнительный анализ мифологии различных на­родов, учащиеся пришли к выводу, что образ первоправителя для мифов не характерен. Этот вывод является верным.

Ответ:_____________

2. Чтобы увеличить приток денег в страну, экономисты реко­мендовали правительству отказаться от политики меркантилизма . Этот совет приведет к достижению желаемого ре­зультата.

Ответ:_____________

3. Готовясь к предстоящим через год выборам в Государствен­ную думу России, политическая партия приняла решение включить в список своих кандидатов своего очень перспек­тивного девятнадцатилетнего активиста. Несмотря на ре­шение партии, этот кандидат не буден включен в список.

Ответ:_____________

Задание 4. Прочитайте фрагмент из научно-популярной книги . Различное поведение персонажей в одинаковой ситуа­ции объясняется важной характеристикой индивида.

А) Запишите термин, который употребляют для объяснения этих различий в поведении, и дайте его определение.

Б) Дайте название этим четырем персонажам, исходя из уста­новленного вами понятия, объясняющего различие пове­денческих моделей.

«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пой­дёт», - приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, выши­бем ворота, и все дела!» - горячился второй, дубася кулаком в во­рота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков тре­тий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в неё пролезем», - взял в свои руки инициативу четвёртый».

Задание 5. Определите, какое понятие иллюстрирует ряд изобра­жений, и дайте его определение.


В двух соседних государствах производятся локомотивы и ва­гоны, по пять в каждом государстве в месяц. В государстве А. на производство одного вагона уходит 4 ресурса в месяц, а на произ­водство одного локомотива - 12 ресурсов в месяц. В государстве В. производство одного вагона обходится в 8 ресурсов в месяц, а про­изводство одного локомотива стоит 16 ресурсов. Правительства двух государств подписали соглашение, которое позволяет при тех же затратах ресурсов нарастить общее производство вагонов, в ко­торых испытывается высокая нужда, на один вагон в месяц, не со­кращая при этом выпуск локомотивов.

А) Каким образом этого удалось достичь, если ресурсы из одной страны в другую перемещаться не могут?

Б) Как называется экономический процесс, в который оказа­лись вовлечены оба государства?

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Проанализируйте с точки зрения действующего россий­ского законодательства указанные ниже ситуации и от­ветьте на вопросы.

А) Шестнадцатилетний подросток решил стать предпринима­телем без образования юридического лица. С этой целью он при­шел в регистрационную палату по месту жительства с заявлением, паспортом и фотографией. Однако там ему сказали, что не хвата­ет еще одного документа. Что еще должен представить 16-летний подросток для того, чтобы его зарегистрировали как предприни­мателя, и почему?

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

3. Предприниматель взял в аренду офис.

4. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

5. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

6. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

7. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил до­говор о послепродажном гарантийном обслуживании.

Задание 4. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы другой страны, с которыми вы ознакомились, являют­ся правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.

Задание 5. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера.

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Дей­ствие. 9. Признаки. 10. Общественная опасность.

Задание 6 . Прочитайте текст и впишите в таблицу порядковые но­мера предложений, отражающих соответствующие по­зиции. Перечислите известные вам формы (типы) без­работицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыноч­ной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства - закон рын­ка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из глав­ных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справед­ливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населе­ния?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица нередко становится причиной нисходящей социаль­ной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза без­работицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требова­ниях повышения заработной платы, удовлетворение которых мог­ло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социо­логи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом пре­ступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, ко­торую можно задействовать в любой период для расширения про­изводства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят поли­тологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безра­ботицы и повышением социальной напряженности в стране.

Защитники безработицы

Критики безработицы

Формы (типы) безработицы

Задание 7. Современная семья утратила многие функции, цемен­тировавшие ее в прошлом, например, производствен­ную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются традиционными и продолжают дей­ствовать поныне. Укажите не менее пяти функций со­временной семьи.

Задание 8. М. Вебер выделял три типа политического господства.

Их сравнительные черты можно свести в таблицу. За­полните такую таблицу. Перечень черт всех типов по­литического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблицу в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой ко­лонке сравнительным характеристикам.

l. Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработан­ный закон. 3. Делегирование на основе принципа большинства. 4. Монарх. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связан­ный с главой системой сословных связей. 7. Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональ­ная бюрократия. 10. Устоявшиеся вековые нормы. 11. Передача власти по наследству в силу сложившихся обычаев. 12. Должност­ные лица, лично преданные лидеру.

Задание 9. Проанализируйте приведенные факты. В них содер­жится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каж­дая из описанных норм? Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.

1. Согласно Конституции РФ Президент является главой го­сударства, гарантом конституционного порядка, прав и свобод че­ловека.

2. Национальный праздник Франции - День взятия Басти­лии - отмечается ежегодно 14 июля : на Елисейских полях прохо­дит военный парад, который принимает Президент.

3. Члены некоторых партий обязаны уплачивать ежемесячные членские взносы .

4. В США законы запрещают находящемуся у власти прези­денту вмешиваться в ход выборов нового президента.

5. Заседания обеих палат парламента Великобритании строго следуют сложившимся сотни лет назад процедурам.

6. В ряде стран мира кандидат в президенты, заявивший о том, что он придерживается атеистических взглядов или равнодушен к религии, обречен на поражение.

7. Экологическая организация, объединяющая борцов за за­прещение исследований в области атомной энергетики , установи­ла испытательный срок для желающих вступить в нее.

8. Сын лидера одной из ведущих оппозиционных партий был уличен прессой в употреблении наркотиков. Ближайший партий­ный съезд избрал нового председателя партии.

9. Во время церемонии награждения спортсмен порвал наци­ональный флаг своей страны. Большинство зрителей осудили его поступок.

Задание 10. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые проч­но связаны с именем мыслителя или ученого, их обо­сновавшего или предложившего. Приведите в соответ­ствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей боль­ше, чем понятий.

1. «Невидимая рука рынка»

2. Общественно-экономическая формация

3. «Золотой закон» морали

4. «Мыслю, следовательно, су­ществую»

Имена мыслителей, ученых

A) К. Маркс

Б) И. Кант

B) Аристотель

Г) А. Смит

Д) Р. Декарт

Е) Платон

Задание 11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соот­ветствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же сло­ва могут быть пропущены в тексте неоднократно. Об­ратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте могут и не встречаться.

Мораль как форма духовной жизни возникла уже в..........Мо­раль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть........., там всегда есть место моральной оценке. Она возникает........., ее нормы, как правило, носят.........характер, они живут в сознании людей. Мораль опира­ется на силу..........Как и право, она имеет значение.........; в отли­чие от права не.........В морали на первый план выходит........., тог­да как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.

Список слов и сочетаний слов:

1) первобытность

2) инстинкт

3) создается государством

4) общественное мнение

5) отношения между людьми

6) стихийно

7) императив

8) эпоха Средневековья

9) формальный

10) законодательный акт

11) устный

12) внутренний мотив

15) государство

Задание 12. Проанализируйте с точки зрения действующего рос­сийского законодательства указанные ниже ситуации и ответьте на вопросы.

A) Л. не доволен оплатой, которую владелец частного пред­приятия (он трудился на нем две недели) произвел с ним. Л. за­явил владельцу, что обратится с жалобой в суд. Тот ответил, что поскольку между ним и Л. не был заключен трудовой договор , то официально трудовые отношения не возникли, а следовательно, суд не примет иск. «Но ведь я работал, а трудовых отношений зна­чит не было?» - воскликнул Л. Разрешите ситуацию, опираясь на Трудовой кодекс РФ.

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) 15-тилетний 3. в момент ограбления магазина был задержан охранниками и препровожден в отделение полиции. Следователю, который хотел его допросить, 3. ответил, что он отказывается да­вать показания на основании статьи, закрепленной Конституци­ей РФ. Вправе ли 3. отказаться от дачи показаний? Какую статью подразумевает 3. и какие права в этой статье закреплены?

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

B) Для рассмотрения уголовного дела в отношении У. и других 27 октября 2007 г. была сформирована коллегия присяжных засе­дателей, в состав которой был включен К. 30 октября 2007 г. К. не прибыл на судебное заседание без объяснения причин неявки. 19 ноября 2007 г. он повторно не явился в суд для исполнения обязан­ностей присяжного заседателя. Может ли К. быть привлечен к от­ветственности за неисполнение обязанностей присяжного заседа­теля? Если да, то какой орган будет принимать об этом решение и как может быть наказан К.? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Дайте определение следующим понятиям:

1) Иерархия –____________________________________________________________________

2) Оппозиция –___________________________________________________________________

3) Олигархия –___________________________________________________________________

4) Религия –_____________________________________________________________________

5) Артефакт –____________________________________________________________________

Задание 14. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необхо­димо подтвердить данными таблицы.

Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода , производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1гг.

Примечание. Фондоотдача - это произведенный национальный доход на один рубль производственных, основных фондов.

1. На протяжении 1970-1990-х гг. темпы прироста националь­ного дохода неуклонно снижались.

2. Главной причиной снижения темпов прироста националь­ного дохода было снижение темпов прироста производственных фондов.

3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в произ­водство, но заинтересованность во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.

4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным об­разом сказывалось на темпах прироста национального дохода.

Ответ:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Решите кроссворд (при ответе, состоящем из двух слов, они пишутся без пробела).


1. Первый научным языком выразил христианскую концепцию о государстве (ответ состоит из двух слов - полное имя).

4. Основатель теории социального конфликта, учения о струк­туре и развитии общества, концепции социальных классов.

5. Мыслитель Нового времени, создатель теории общества и го­сударства. Основной его труд называется «Государь».

6. Он известен как создатель учения о протестантской этике и ее влиянии на развитие капитализма.

7. Сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего.

8. Основоположник структурно-функционалистского направ­ления в социологии.

9. Основоположник теории общественного договора.

10. Родоначальник социологии и позитивистского направле­ния в социальной науке.

12. Разработал концепцию предмета социологии, считается классиком теории социологического метода (подход - «социаль­ный реализм»).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: