Кто собирал народные сказки список. Собирание русского фольклора в ХIХ – начале ХХ вв. Имена известных собирателей народных песен, пословиц, сказок, былин их труды

«Собиратели народных сказок. Морской царь и Василиса Премудрая».

Оборудование: выставка книг, запись спокойной таинственной музыки, запись боя часов.

Ход урока
I. Организационный момент.

Шар земной я исходил,
Много сказок посетил.
И сегодня к вам, друзья,
В гости я зашел не зря.
Рассказать хочу детишкам,
Что все сказки эти - в книжках!

II. Работа с выставкой книг.
- Рассмотрите обложки книг. Что заметили? (Нет автора.)
- Объясните почему? (Автор неизвестен, так как эти сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Так сказка передавалась из уст в уста.)
- Посмотрите, на титульном листе каждой книги под названием есть запись: в обработке А. Н. Толстого или А. Н. Афанасьева, в пересказе А. Н. Толстого или К. Д. Ушинского и др.
- Можно ли назвать перечисленных писателей авторами сказок? (Ответы детей.) Кто они?

III. Объявление темы и постановка целей урока.
Интересно, сказки потому назвали так, что их сказывают. Они появились очень давно, наверное, еще в те далекие времена, когда человек научился говорить. Долго сказки жили только в народной памяти. Ведь записывать их стали сравнительно недавно - лишь 150 лет назад.
Вот об этих людях, которые записывали для потомков народные сказки, мы будем сегодня говорить.
- Что вам хочется о них узнать? (Ответы детей.)
- Сегодня вы познакомитесь с собирателями и издателями сказок, встретитесь с народной волшебной сказкой.

IV. Вступительное слово учителя.
1. Сообщение о собирателях, сказителях и сказочниках.
Некогда ходили по Руси «бахари» - сказочники, ходили веселые скоморохи. Вокруг них всегда собиралась толпа - кому неохота узнать про чудо-чудное! Даже у Ивана Грозного были свои бахари - три слепых старика, которые неотлучно дежурили при царской постели. В разных уголках России рассказывали разные сказки и даже одну и ту же, но по-разному. Многие сказки с годами забываются. Но жили на свете люди - они не просто любили сказки, а сохраняли, записывали: сельский учитель, врач, студент, грамотный крестьянин.
В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем, жил-был человек по имени Александр Николаевич Афанасьев. Афанасьев подумал: если попросить всех, кто может, записать сказки, а потом собрать эти записи и напечатать, получится большая книга. Эта книга и будет тем чудесным сказочником, который помнит все сказки и никогда не забудет.

2. Чтение исторической справки об А. Афанасьеве.
- Давайте прочитаем статью - историческую справку об А. Афанасьеве - и ответим на поставленный вопрос.
(Чтение статьи учебника.)
- Сколько лет работал Афанасьев над книгой? (9 лет.)
- Кто помогал ему в создании книги? (В. Даль, Русское Географическое общество.)
600 сказок подарил он читателям. Афанасьев назвал свой сборник хорошо и просто - «Народные русские сказки». Прошли годы, народ понял, какие сокровища сберег Афанасьев, и теперь книга имеет другое название - «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева». Интересно, что для детского чтения было всего 88 сказок.

V. Изучение нового материала.
1. Собиратели сказок.
Александр Афанасьев был избран в члены Русского географического общества по отделению этнографии (от греческого «этнос» - народ).
Этнография - отрасль исторической науки, которая изучает происхождение, расселение, состав, а также материальную и духовную культуру народов мира.
Совет Русского географического общества своим постановлением предоставил в распоряжение Афанасьева все имеющиеся в архиве Общества сказки, записанные во время фольклорных экспедиций в десятках губерний, в сотнях деревень огромной России. Он приступил к чтению, сравнительному анализу и обработке сказок в 1852 году.
В. Даль передал Афанасьеву 150 сказок.
- Как вы думаете, а в зарубежной литературе есть свои собиратели сказок? (Ответы детей.)
Первым европейским опытом собирательства и записи большого корпуса сказочных сюжетов можно считать опыт Шарля Перро в ХVII веке.
- Вспомните, какие сказки Ш. Перро вы знаете. (Ответы детей.)
У Ш. Перро всего 11 сказок. Все они основаны на народных сюжетах.
В XIX веке немецкие писатели Якоб и Вильгельм Гримм не только писали свои сказки по мотивам народных, но и записывали сказки от живых носителей традиции и публиковали их, сопровождая научными комментариями (они сопоставляли сказочные сюжеты разных местностей и народов, обнаруживали сходство и старались найти причины этого). Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлеклись еще в молодости, когда были студентами. Их сборник сказок называется «Детские и семейные сказки».
- Собиратель сказок и сказочник - одно и то же?
- Талантливый сказочник - это знаток сказок, соавтор и настоящий актер одновременно. А собиратель сказок? (Высказывания детей.)

2. Работа с «лентой времени» (с. 7).
- Рассмотрите «ленту времени».
- Почему А. Пушкин стоит в одном ряду с собирателями сказок? (Предположения детей.)
- Почему начало письменности приходится на конец IV - начало III тысячелетия до н. э., а начало письменности Древней Руси - Х век н. э.? Вспомните из курса «Окружающий мир. 3 класс». (В 863 году два ученых - братья Кирилл и Мефодий - отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы и сербы пользуются алфавитом, который называется кириллицей - в честь Кирилла.)

Физкультминутка

3. Знакомство со сказкой.
Звучит музыка, бьют часы.
Часы возвестили нам о том, что пришло время встречи со сказкой.
Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство - страна сказок, чудес и волшебства.
Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые причудливые, горы - самые высокие, птицы - самые звонкие, чудища - самые страшные, а дома - прекрасные терема и дворцы.
Послушайте сказку и отметьте те места, которые подтверждают мысль, что народные сказки собирались и записывались. (Желательно, чтобы учитель неторопливо рассказывал сказку, сохраняя все ее поэтические особенности, композицию и лексику.)
- В каких сказках встречаются похожие события и герои? (Во 2 классе сравнивались народная сказка «Морозко» и сказка Ш. Перро «Спящая красавица» - сходные сюжетные линии.)
- Вспомните «Сказку о царе Салтане». Что вы узнали? (А. Пушкин использует сюжетные линии сказки из сборника сказок А. Афанасьева «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре».)
- Сделайте вывод. (Эта сказка имеет общие признаки с другими народными сказками, которые всегда сохраняют художественные особенности волшебных сказок.)
Об этом мы поговорим на следующем уроке.

VI. Итог урока.
- Что вы можете сказать о сказке, с которой сегодня познакомились? Поделитесь впечатлениями. (Свободные высказывания детей.)
Домашнее задание: что хотите сделать дома, какое задание? (Проиллюстрировать, перечитать, ответить на вопросы и т. д.)

Рефлексия.
- Чем мы будем заниматься завтра?
- К чему нам надо подготовиться?
- Что для этого надо сделать?

методическая разработка урока


Урок:
Литературное чтение
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Тема урока:
Русские народные сказки и их собиратели: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д.Ушинский.
Цель урока:

-
обобщить знания о русской народной сказке, её особенностях и видах; - познакомить с первыми собирателями русских народных сказок; - познакомить с книгами русских народных сказок и пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества.
Универсальные учебные действия

Познавательные:
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Регулятивные:
выполнять учебное действие по плану.
Личностные:
проявлять интерес к собирателям русских народных сказок.
Основные понятия:
сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка. Сказочный герой, структура сказки. Собиратели русских народных сказок. ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности.
В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся.

(Мыслительный приём СИ-ФИНК-УАНДЕ).

На экране появляются иллюстрации из сказок. Ребята, что вы видите на

экране? Что вы об этом думаете? Что вам хотелось бы узнать сегодня на

уроке?
– Сегодня у нас необыкновенная встреча. Встреча со сказками. Посмотрите на книжную выставку. Что объединяет все сказки. (Нет автора) – Объясните почему? (Сказки появились очень давно, автор неизвестен. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку, передавал ее слушателям. Так сказка передавалась "из уст в уста ".) – Посмотрите, на титульном листе каждой книги под названием есть запись: в обработке Афанасьева, в пересказе В.И.Даля или К.Д.Ушинского и др. Можно ли назвать их авторами сказок? (Ответы детей) Кто они? Собиратели русских народных сказок.
(Выведение темы урока, цели).

III. Актуализация знаний.
Совершим путешествие в загадочный мир русских народных сказок. Далеко-далеко раскинулось это царство, прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые высокие. Птицы – самые звонкие, чудеса – самые страшные. Ребята, я предлагаю вам составить постеры на тему – сказка, сначала 10 секунд подумаем, а потом запишем на своих листочках всё, что вы знаете о сказках. Даю на работу 1 минуту. Выслушивание ответов нескольких групп. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. Сказки потому назвали так, что их сказывают. Они появились очень давно, наверное, еще в те далекие времена, когда человек научился говорить. Чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потехи, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали "из уст в уста". А эти детки – своим деткам. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А записывать их стали сравнительно недавно – лишь 150 лет назад. Все сказки придерживаются строгой структуры: зачин, основная часть и концовка. Бывают 3 видов: волшебные, бытовые и сказки о животных. Итак, с ответом на вопрос, что такое сказка, мы определились, а теперь покажем свои знания о героях сказок.
Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки,

Отгадайте без подсказки.

Называйте посмелей

Этих сказочных друзей!

Загадки:
1. Красная девица грустна. Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) 2. В небесах и на земле Скачет баба на метле, Страшная и злая, Кто она такая? (Баба-Яга) 3. У Аленушки - сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. (Гуси-лебеди) 4. Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка) 5. Посадил ее дед в поле, Лето целое росла. Всей семьей ее тянули, Очень крупная была. (Репа) 6. На сметане был мешен, В русской печке испечен. Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей. (Колобок) 7. Жили-были семь ребят, Белых маленьких козлят. Проник обманом серый в дом. Коза потом его нашла, И всех детей она спасла. (Волк)
– Все загадки отгадали и героев всех назвали.

IV. Первичное усвоение новых знаний.
Провели разминку, отгадали сказочных героев, на занятиях ГПД ответите на вопросы сказочной викторины, которую для вас подготовили участники стола №2,
а теперь перейдём к самим собирателям, сказителям и

сказочникам.
– Некогда ходили по Руси "бахари-сказочники", ходили веселые скоморохи. Вокруг них всегда собиралась толпа – кому не охота узнать про чудо-чудное! Даже у Ивана Грозного были свои бахари – три слепых старика, которые неотлучно дежурили при царской постели. В разных уголках России рассказывали разные сказки и даже одну и ту же рассказывали по-разному. Многие сказки с годами забываются. Но жили на свете люди – они не просто любили сказки, а сохраняли, записывали: сельский учитель. Врач. Студент. Грамотный крестьянин.
В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в

котором мы живем, жил-был человек по имени Алексей Николаевич

Афанасьев. Предоставим слово 1-ой группе.
Наша группа изучила материалы об Алексее Николаевиче Афанасьеве. Наиболее важные факты хотим вам рассказать. Алексей Николаевич Афанасьев - выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим, то есть государственным чиновником. Образование Алексей Николаевич получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта.
Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок. Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855-1863 гг. изданы в восьми выпусках. В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий. Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.
V.
Ребята, а давайте в группах обсудим, что наиболее важного запомнили о собирателе сказок Алексее Николаевиче Афанасьеве? Какие самые известные сказки вошли в его сборник? Немного подумали, начинаем обсуждение. Кто хочет выступить от группы?
2. Первичное усвоение новых знаний.

В.И.Даль.
Наша группа предлагает вашему вниманию сообщение о Владимире Ивановиче Дале. Владимир Иванович Даль ─ известный лексикограф. Родился в 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Именно В.И.Далем были записаны русские народные сказки: Война грибов с ягодами; Гуси-лебеди; Девочка Снегурочка; Журавль и цапля; Старик годовик; Лиса лапотница;
Привередница; Лиса и медведь.
На слайде – словарная работа:

лексикограф –
собиратель слов, приведение их в систему и издание в виде лексикона, словаря
этнограф -
специалист, изучающий культуру и быт определённого народа.
Первичная проверка понимания.

-
Ребята, поделитесь наиболее интересной информацией из жизни В.И.Даля с партнёром по плечу, начинает партнёр, фамилия которого содержит больше букв.
Опрос нескольких учеников.
3.
Первичное усвоение новых знаний.
Константин Дмитриевич Ушинский Мы с нашей группой хотим вам рассказать про Константина Дмитриевича Ушинского. Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича умерла, когда сыну было только 12 лет. В 11 лет Ушинский поступил в третий класс гимназии, которую окончил в 1840 году. Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет, который заканчивает с отличием. За свою жизнь Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике. За границей он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. По словам К.Д. Ушинского, сказки - «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педагогическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся, читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы. Сказки, записанные К.Д.Ушинским: 1. Козлятки и Волк 2. Курочка Ряба 3. Лиса и Журавль 4.Колобок 5.Репка 6.Мужик и Медведь

Первичная проверка понимания.
Ребята, проверим ваше внимание ещё раз: что самое важное вы запомнили о Константине Дмитриевиче Ушинском? Подумали. Обменяйтесь мнениями с партнёром по лицу, начинает чётный номер.
VI. Первичное закрепление.
А теперь, ребята, я хочу проверить, как вы запомнили, какие сказки записали А.Н.Афанасьев, В.И. Даль, К.Д.Ушинский. Для этого мы (используя мыслительный приём СОРТ КАРДС) рассортируем сказки, названия которых лежат у вас на партах, отнеся их к определённому писателю. Проверка по группам. Ребята, все согласны с перечнем, дополнений нет? Спасибо за работу.
Физкультминутка для глаз.

Знакомство со сказкой.
Настало время познакомиться с несколькими русскими народными сказками, которые записали писатели А.Н.Афанасьев, В.И.Даль, К.Д.Ушинский. - Чтение сказок по цепочке. - Работа по содержанию.
1. Баба-яга (в обработке А.Н.Афанасьева)
1. К какому виду сказок вы отнесёте эту сказку? 2. Какой зачин у этой сказки? Какова концовка? 3. Какова основная мысль данной сказки? 4. Чему она нас учит?
2. Жалобы Зайки (в пересказе Ушинского К.Д.)
1. К какому виду сказок относится сказка «Жалобы Зайки»? 2. Что вы узнали из этой сказки о зайце? 3. Чему учит данная сказка?
3.Война грибов и ягод (записал В.И.Даль)

Слушание чтения учителя.
Вопросы по содержанию: 1. К какому виду сказок вы отнесёте эту сказку? 2. Кто является главным героем сказки? 3. Какова основная мысль данной сказки?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ребята, дома читаем сказки в обработке Афанасьева, Даля, Ушинского. Готовим 2 истины и 1 выдумку. Группы 5 и 6 готовят сообщение ещё о 2 собирателях русских народных сказок: о Л.Н.Толстом и А.Н.Толстом. Отметки «5» получили участники столов 1, 3, 4 за их интересные выступления.

VIII. Рефлексия (подведение итогов урока).

Р
ебята, подходит к концу наше путешествие в страну сказок и волшебства. Представляете, кто приготовил вам задания на прощание? Волшебные цифры – 3-2-1. Цифра 3 просит назвать 3 самых важных момента, о которых вы узнали сегодня на уроке, давайте подумаем и ответим на её вопрос, цифра 2 - 2 самых интересных факта, прозвучавшие на уроке, пожалуйста, вспомните, расскажите, цифра 1 просит записать на стикерах 1 вопрос по содержанию урока, повесить на парковке, следующий урок начнём с ответа на ваши вопросы. Спасибо всем за урок.
Приложение 1. Баба Яга Жили-были муж с женой и прижили дочку; жена-то и помри. Мужик женился на другой, и от этой прижил дочь. Вот жена и невзлюбила падчерицу; нет житья сироте. Думал, думал наш мужик и повез свою дочь в лес. Едет лесом – глядит: стоит избушка на курьих ножках. Вот и говорит мужик: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, а ко мне передом». Избушка и поворотилась. Идет мужик в избушку, а в ней баба-яга: впереди голова, в одном углу нога, в другом – другая. «Русским духом пахнет!» – говорит яга. Мужик кланяется: «Баба-яга костяная нога! Я тебе дочку привез в услуженье». – «Ну, хорошо! Служи, служи мне, – говорит яга девушке, – я тебя за это награжу». Отец простился и поехал домой. А баба-яга задала девушке пряжи с короб, печку истопить, всего припасти, а сама ушла. Вот девушка хлопочет у печи, а сама горько плачет. Выбежали мышки и говорят ей: «Девица, девица, что ты плачешь? Дай кашки; мы тебе добренько скажем». Она дала им кашки. «А вот, – говорят, – ты на всякое веретёнце по ниточке напряди». Пришла баба-яга: «Ну что, – говорит, – все ли ты припасла?» А у девушки все готово. «Ну, теперь поди – вымой меня в бане». Похвалила яга девушку и надавала ей разной сряды. Опять яга ушла и еще труднее задала задачу. Девушка опять плачет. Выбегают мышки: «Что ты, – говорят, – девица красная, плачешь? Дай кашки; мы тебе добренько скажем». Она дала им кашки, а они опять научили ее, что и как сделать. Баба-яга опять, пришедши, ее похвалила и еще больше дала сряды… А мачеха посылает мужа проведать, жива ли его дочь? Поехал мужик; приезжает и видит, что дочь богатая-пребогатая стала. Яги не было дома, он и взял ее с собой. Подъезжают они к своей деревне, а дома собачка так и рвется: «Хам, хам, хам! Барыню везут, барыню везут!» Мачеха выбежала да скалкой собачку. «Врешь, – говорит, – скажи: в коробе косточки гремят!» А собачка все свое. Приехали. Мачеха так и гонит мужа – и ее дочь туда же отвезти. Отвез мужик. Вот баба-яга задала ей работы, а сама ушла. Девка так и рвется с досады и плачет. Выбегают мыши. «Девица, девица! О чем ты, – говорят, – плачешь?» А она не дала им выговорить, то тоё скалкой, то другую; с ними и провозилась, а дела-то не приделала. Яга пришла, рассердилась. В другой раз опять то же; яга
изломала ее, да косточки в короб и склала. Вот мать посылает мужа за дочерью. Приехал отец и повез одни косточки. Подъезжает к деревне, а собачка опять лает на крылечке: «Хам, хам, хам! В коробе косточки везут!» Мачеха бежит со скалкой: «Врешь, – говорит, – скажи: барыню везут!» А собачка все свое: «Хам, хам, хам! В коробе косточки гремят!» Приехал муж; тут-то жена взвыла! Вот тебе сказка, а мне кринка масла. Приложение №2 Жалобы зайки Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет, приговаривает: «Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек - сереньких зайчат. Отовсюду грозит мне беда; а защищаться- то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придется бежать по ровному полю или на гору, а как под гору - то и пойдешь кувырком через голову: передние ноги не доросли. Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, - уши подымутся, сердчишко забьется, невзвидишь света, пырскнешь из куста, - да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги. Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и потащит меня кухарка на кухню за длинные уши. Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы, кажется, пошел и утопился».
Приложение №3
Даль

Владимир

Иванович

Война

грибов

ягодами

»
Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!" Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: - Идите вы, волнушки, выступайте на войну! Отказалися волнушки: - Мы все старые старушки, не повинны на войну. - Идите вы, опёнки! Отказалися опёнки: - У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну! - Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну! Отказались сморчки; говорят: - Мы старички, уж куда нам на войну! Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом: - Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! Откликнулись грузди с подгруздками: - Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем! Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается. "Ну, быть беде", - думает зеленая травка. А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным - полнешенько, насилу до дому донесла, а
дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб- боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали. С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Собиратели русских народных сказок

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 - 23 сентября1871) - выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855-1863 гг. изданы в восьми выпусках. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В. И. Даля. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий. Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Даль Владимир Иванович

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. По словам К.Д. Ушинского, сказки - «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

Толстой Лев Николаевич - (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей. Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных.

Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью. В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок.

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов: http://narodstory.net www.hobbitaniya.ru http://ru.wikipedia.org images.yandex.ru


Исследовательскую работу выполнила Гаврилова Валерия,
ученица 4 класса, Школа №5, г. Ижевск

и команда "Весёлые колобки"
в игре "По дорогам сказок"

Александр Николаевич Афанасьев –
собиратель сказок


Разве нужно было собирать сказки? Да. Ведь народ - сочинитель сказок - был неграмотный. Так сказки и передавались устно от отцов к сыновьям, от дедов к внукам. Многие русские писатели собирали и записывали народные сказки, песни, поговорки, загадки. Одним из самых известных собирателей русских сказок является Александр Николаевич Афанасьев, благодаря ему до нас дошли лучшие сказки русского народа.

Афанасьев родился в 1826 году в уездном городке Богучаре Воронежской губернии, в семье уездного стряпчего.

В 1844 году по окончании курса в Воронежской гимназии восемнадцатилетний Афанасьев приехал в Москву и поступил па юридический факультет университета.
Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу в архив Министерства иностранных дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.

В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.

За это время Афанасьев, который ещё, будучи студентом начал сотрудничать в лучших журналах тех лет «Современник» и «Отечественных Записках», поместил много статей в журналах. Некоторые из статей: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование; «Ведун и ведьма»; «Языческие предания о острове Буяне» и т.д.

В 1860 г. он издал – «Русские народные легенды». В 1862 г. в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье. Он оказался причастным к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.

В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу».

В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды:

«Русские детские сказки»;
«Русские заветные сказки».

Лучшее, что оставил Афанасьев, это его «Народные русские сказки». Он глубоко любил сказку и хорошо понимал ее поэтическую красоту.

Всего собрание Афанасьева содержит около шестисот текстов. Это самый большой сборник народных сказок, известный мировой науке.

Сборник открывается сказками о животных. Сказки эти создавались в ту эпоху развития человечества, когда основным источником существования людей служила охота. Когда мужчины находились на охоте, женщины восхваляли этих животных, рассказывая об их ловкости и хитрости в борьбе с другими, более сильными животными. Восхваления эти должны были способствовать удаче охотников. В позднейших сказках о животных героем обычно является хитрая лиса, рассказы о проделках которой восхищают слушателя остроумием и неистощимым оптимизмом. Слабая лисичка обманывает сильного, но глупого волка и выходит победительницей из всех бед. Поведение животных в сказках напоминает поступки людей. Трусливый зайчик, неуклюжий медведь, храбрый петух и целый ряд других животных создают богатую галерею разнообразных типов и характеров.

Основное место в сборнике Афанасьева принадлежит волшебно-фантастическим сказкам. В волшебных сказках народ создал образы героев - заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость, сильных.

Чаще всего героем бывает не царевич, а крестьянский сын, в котором на первый взгляд как будто нет ничего замечательного. Он лежит на печи, и братья считают его дураком. Но это лишь до поры, до времени. Когда умирает отец или случается какая-нибудь беда, когда зовут на помощь или выручку или требуется совершить необыкновенно трудный подвиг, - тогда мнимый дурак всех спасает. Судьба посылает ему различные, иногда обычные, иногда весьма необыкновенные, встречи: он встречает старушку или старика, которые его выспрашивают, куда он идет, животных, которые терпят бедствия, безобразную Ягу в лесной избушке и т. д. От того, как герой покажет себя в этот момент, зависит вся его дальнейшая судьба. Герой и его братья ведут себя по-разному. Все эти встречи не что иное, как испытания. Мнимые герои, старшие братья, никаких испытаний не выдерживают, терпят неудачи и ничего не достигают, герой же всегда выходит победителем и становится обладателем волшебного талисмана или всемогущего помощника в образе волшебного коня или другого животного. Отныне его сопровождает удача, все трудности разрешаются благополучно. Волшебная сказка всегда кончается торжеством правды и наказанием лжи, обмана и низости.

Есть еще сказки бытовые. Герой таких сказок лихой отставной солдат, мужик, крестьянский парень или батрак. Хитростью, сметливостью и догадливостью он одурачивает своего алчного хозяина, попа или барина, глупую попадью или барыню-помещицу.

23 сентября (5 октября) 1871 года А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Кто ещё собирал сказки?

Владимир Иванович Даль, доктор по профессии, собирал не только народные слова, пословицы, но и сказки. Более десятка сказок Даль записал в Оренбуржье.

Собирали и записывали сказки К.Д. Ушинский, А.Н. Толстой.

Борис Викторович Шергин ещё в школьные годы стал записывать северные народные сказки, былины, песни. Это стало основой его творчества. Сказки Шергина написаны языком ярким, образным, своеобразным.

Северные сказки. В 2 книгах. Сборник Н.Е. Ончукова.

Сказки и песни Белозерского края. Сборник Б. и Ю. Соколовых. В 2 книгах.

Худяков И.А. Великорусские сказки.

Великорусские сказки Вятской Губернии.

Сборник Д.К. Зеленина.

Русские сказки и побасенки. Сборники А.А. Эрленвейна и Е.А. Чудинского

Сказки и предания Северного края. И.В. Карнаухова.

Восточносибирские сказки. М.К. Азадовский

Спасибо этим замечательным людям за то, что собрали и донесли до нас сказки.


Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов:

Собиратели русских народных сказок Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 - 23 сентября1871) - выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок. Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855-1863 гг. изданы в восьми выпусках. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В. И. Даля. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще. В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий.Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами. В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом.Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Даль Владимир Иванович Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить».Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.По словам К.Д. Ушинского, сказки - «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы. Толстой Лев Николаевич - (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения».В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей. Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных. Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью.В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок. При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов:http://narodstory.netwww.hobbitaniya.ruhttp://ru.wikipedia.orgimages.yandex.ru


Приложенные файлы



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: