Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Г. фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя»
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. фон Габеленца.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику?
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
«Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- (2)Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
- (4)С тобой что-то случилось?
- (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
- (9)Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. - (12)Павлик сжал кулаки. - (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
- (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.
- (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.
(20)Павлик засопел от обиды.
- (21)Пустяки! - сказал старик. - (22)Один поругает, другой пожалеет.
- (23)Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»
(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.
- (28)А почему вы всё спрашиваете?
(29)Старик разгладил длинную бороду.
- (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза… (34)Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь …
- (35)А какое слово?
(36)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.
- (37)Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. - (38)Он вскочил и побежал домой.
(39)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (40)«Разве такая поймёт волшебное слово!» - с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:
- (41)Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
(42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- (43)Какую тебе?
- (44)Мне синюю, - робко сказал Павлик.
(45)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (46)Ему не нужна была краска. (47)Он думал теперь только о волшебном слове.
(48)«Пойду к бабушке. (49)Она как раз готовит обед. (50)Прогонит или нет?» (51)Павлик отворил дверь в кухню. (52)Старушка снимала с противня горячие пирожки.
(53)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- (54)Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
(55)Бабушка выпрямилась. (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- (57)Горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
(58)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
(59)«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика. (60)За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. (61)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
- (62)Возьми меня, пожалуйста.
(63)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.
- (64)Возьми его, - вдруг сказала сестра. - (65)Что тебе стоит!
- (66)Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - (67)Конечно, возьми.
- (68)Пожалуйста, - повторил Павлик.
(69)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- (70)Эх ты, путешественник! (71)Ну ладно, собирайся!
(72)«Помогло! (73)Опять помогло!» (74)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (75)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (76)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
(По В. Осеевой) *
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) - детская писательница. Шестнадцать лет проработала с безнадзорными и трудными детьми, для которых и начала писать сказки, стихи и рассказы. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Пояснение.
15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание Г. Фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложениях 5 и 6 (Ну и ладно! А вам-то что?) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью, звучит отрывисто, грубо и поэтому не лучшим образом характеризует героя.
В предложении 54 (Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.) речь того же Павлика выглядит иначе. Мальчик научился говорить «волшебное слово – пожалуйста» - всего одно слово в речи героя позволяет проникнуться к нему с симпатией.
Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был Г. Фон Габеленц, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.
15.2 Старичок помог понять Павлику, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. Приведу убедительные доводы.
В начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Разговаривая с родными, Павлик старается следовать полученному совету: он вежлив, внимателен (предложения 40, 43, 52, 53, 60, 61).
И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (предложения 41, 56, 68, 69).
Таким образом, волшебное слово, подсказанное старичком, изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям.
15.3 Когда говорят о силе, чаще всего подразумевают силу физическую. Но есть ещё и другое понятие силы. Человека, преодолевшего жизненные трудности, справившегося с тяжелейшими испытаниями судьбы: болезнью, потерей близких людей, - тоже называют сильным. В этом случае речь идёт о силе духа, то есть о той внутренней силе, стойкости, которые помогли ему справиться со всеми невзгодами. Сильным можно назвать и человека, способного признать свои ошибки; вместо того чтобы озлобиться на окружающих и всех вокруг считать виноватыми, разобраться в себе и с пониманием отнестись к ситуации.
Герой текста В.А. Осеевой Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Для этого ему потребовалось сделать над собой усилие: искать изъяны в себе самом куда как труднее, чем в окружающих.
Когда мне было лет семь, я случайно разбила любимую мамину чашку. Она была ей очень дорога, потому что чашку подарила маме её мама, моя бабушка. Мне очень хотелось, чтобы виноватым в этой истории оказался кто-нибудь другой: брат, кошка… Всё же я решилась рассказать маме правду. К моему удивлению, мама не стала меня ругать, а предложила склеить чашку и сохранить как память о бабушке и о моей смелости. Так я справилась с собственной слабостью.
Умение признавать свои ошибки – великое достоинство и большое искусство. Фактически, признавая свою ошибку, человек берет на себя ответственность и признается в том, что он чего-то не умеет, не знает. Да, это так, но ведь, с другой стороны, признавая свою ошибку, человек готовится её исправлять. Не признаёт – значит и исправлять нечего. Признать свою неправоту может сильный и смелый человек, а упорствовать будет трус.
Когда мы говорим о силе, то преимущественно имеем в виду силу физическую, выносливость, стойкость. Сильным также считается человек, который не нуждается в сострадании, отвергающий помощь. Но в большинстве случаев такой человек все же руководствуется гордыней. В нем говорит не сила духа и характера, а желание показать чего он стоит. Истинно сильный человек, по моему мнению, это синоним зрелой личности, это человек, который имеет внутреннее равновесие, умеет справляться самостоятельно со многими вещами, но при необходимости умеет просить о помощи у других и готов сам ее оказывать.
По-настоящему сильный человек – это человек, который несмотря на испытания или даже несчастье, продолжает радоваться жизни, побуждать и вдохновлять к этому окружающих. Он настойчиво, несокрушимо и терпеливо выносит трудности, не впадает в уныние, в отчаяние, побеждает лень, он любит и помогает другим, после падений умеет подниматься, он заботится о близких больше, чем о себе, умеет хотя бы немного переступать через собственную гордость и эгоизм, он честен и откровенен, но уважает чувства окружающих. Сильным человеком можно назвать и человека, который, несмотря на боль, проблемы, страдания, разочарования, находит в себе мужество подняться и идти, и жить дальше. Возможно, это тот, кто может удержаться от соблазна, кто может пожертвовать собственными интересами ради другого человека, кто умеет прощать и умеет признавать свои ошибки.
Силен человек тогда, когда он терпелив. Терпение – великая сила. Опять же, можно сказать, что терпение – это проявление малодушия и слабости, что терпит лишь тот, кто не умеет бороться. Но человек вспыльчивый ведется на поводу у своих эмоций, проявляя тем самым собственное безволие. А вот мудрый человек всегда спокоен и терпелив. Думаю, сильный человек – это не тот, который не дает себя в обиду, а тот, который не обижается. Это умный человек, который умеет вести себя в различных жизненных ситуациях достойно: тактично и сдержанно, но решительно и твердо.
Пожалуй, список качеств, которыми обладает сильный человек можно продолжать еще очень долго. У каждого из нас на жизненном пути встречаются люди, силой которых мы восхищаемся, которые нас вдохновляют и подают правильный пример. И каждый из нас на этих примерах может становиться лучше, сильнее, терпимее, главное только прикладывать к этому усилия и правильно распоряжаться имеющимися в нас внутренними ресурсами.
9 класс 15.3 ОГЭ
Сочинение Сильный человек (от имени девочки)
Кто такой сильный человек? Этим понятием я хотела бы назвать не просто физическую силу, но и силу моральную, способность выдерживать все трудности испытания, силу воли и духа.
Существует известное выражение «сила есть – ума не надо». Конечно, здесь идёт речь о физической силе, но сила духа сочетается именно с умом. Уметь вовремя остановиться, сдерживать ненужные эмоции, добиться своей желаемой цели – это всё характеристики сильного человека. Он обладает такими чертами характера, как целеустремлённость, настойчивость, упорство, трудолюбие и твёрдость духа.
Когда девушки ищут свою вторую половинку, они подсознательно выбирают сильного мужчину, ведь они надеются, что он сможет стать их защитой и опорой, сможет поддержать в трудную минуту жизни, что за ним они будут как за каменной стеной.
Стать сильной может и женщина, однако, часто это происходит после того, как на неё обрушиваются серьёзные жизненные испытания. Такой женщине свойственна чёткость, рассудительность, она не принимает быстрых решений, часто сдержана и хладнокровна.
Сила – это то, что необходимо в жизни каждому человеку, независимо от его пола и возраста. Сила помогает пробиваться в жизни, не ломаться при первых трудностях, чётко идти к поставленной цели, уметь отстаивать свою точку зрения.
Одно из важных качеств сильного человека – это помощь слабым. Он осознаёт свою силу и понимает, куда её можно применять, а куда нет. Сильный человек всегда видит, кто нуждается в его помощи и предоставляет её. Обижать тех, кто слабее себя может только слабый человек, ведь он хочет самоутвердиться за их счёт, выглядеть сильным и страшным хоть в чьих-то глазах.
Научиться быть сильным не так-то просто, в этом деле и правда «опыт – лучший учитель». С годами практически каждый человек, хоть раз выходивший из своей зоны комфорта и сталкивавшийся с определёнными жизненными трудностями, становится сильнее.
Я считаю, что сила делает человека более уверенным в себе, с её помощью он может добиться довольно многого. К тому же, сильный человек вызывает уважение в глазах окружающих людей, а часто – внимание и симпатию со стороны противоположного пола.
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Горького Старуха Изергиль
Максим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа «Старуха Изергиль».
Произведение Короленко «В дурном обществе» произвело на меня большое впечатление. Читалось оно на одном дыхании, героям я сопереживал. И заставило всё это меня задуматься о многом. В первую очередь – о семейных ценностях.
15.3 Как вы понимаете значение словосочетания "сила духа"? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое СИЛА ДУХА ".
Аргументируя свой тезис, приведите
2 (два) примера-аргумента
, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите
из прочитанного текста
, а второй -
из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять
не менее 70 слов
. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком
.
ТЕКСТ
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству. (По Л. Овчинниковой)*
* Л. Овчинникова – современная российская писательница.СОЧИНЕНИЕ
Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Докажу свои слова конкретными примерами.
Обратимся к тексту Л.Овчинниковой. Огромная сила духа помогла героиням этого текста во время войны пережить тяжёлые, страшные дни блокады. Сколько несчастий выпало на долю Нюры и Раи: смерть матери, голод, холод! Но девочки не пали духом, они нашли в себе силы не только жить, но и вместе с другими ребятами заниматься творчеством во Дворце пионеров, поддерживать своими выступлениями бойцов, уходящих в бой. И моряки видели силу духа ленинградских школьников, чувствовали в них одухотворённую надежду.
Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо . Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение!
Таким образом, человек, обладающий силой духа, справится с любыми трудностями. (188 слов)
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств»
Слова помогают нам назвать все вещи в мире, все признаки и действия. Но они не в силах выразить ход наших мыслей. Чтобы дать понять собеседнику, что мы думаем, мы должны построить фразу, а значит, обратиться к синтаксису.
Синтаксис позволяет нам связать слова в фразы, построить высказывание, объяснить свою мысль, создать целостную картину происходящего. Например, в тексте С.Алексеева ситуация изображается с помощью диалога. Это и разговор генерала с комиссаром, выражающий их отношение к происходящему, и беседу с артиллеристом, проясняющую случившееся.
Неполные и односоставные предложения рисуют картину боя (предложения 10, 22), той же цели служат и ряды однородных членов (предложения 6, 25 и так далее). Очень выразительны в этом тексте сложные предложения, часто из нескольких частей: они показывают быстро или даже одновременно происходящие события. Примером могут служить предложения 16, 30 и другие.
Синтаксические конструкции могут оформить любую мысль, как бы сложна она ни была, если пользоваться ими умело.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: « «Никто не ушёл, все здесь», - тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию».
«Никто не ушел, все здесь» - эти слова матроса звучат как памятник героям, павшим во время боя на батарее, не отступая ни на шаг. Эти слова показывают, как самоотверженно сражались артиллеристы.
С.Алексеев изображает бой и командиров, восхищающихся слаженной работой батареи, ее точными выстрелами (предложения 3 и 7). Автор заставляет и читателя порадоваться тому, что наши артиллеристы так грамотно и умело ведут бой. Мы уже не сомневаемся, что на батарее - прекрасные бойцы.
Но так же, как и командиры, мы удивляемся, когда понимаем, что весь бой ведет всего-навсего один матрос (предложение 15). И только после слов героя мы догадываемся, почему он один: все остальные артиллеристы погибли, исполняя свой долг. Но батарея продолжает сражаться, ведь и от нее зависит исход боя.
«Никто не ушел, все здесь» - это значит, что все погибли, исполняя свой долг, но никто не отступил.
Сильный человек - это тот, кто может, превозмогая слабость и страх, исполнять свой долг, кто не отступит даже в том случае, если борьба кажется бессмысленной, а силы неравными.
Например, в тексте С.Алексеева героя-матроса, безусловно, можно счесть сильным человеком, ведь он, оставшись на батарее один, все же не отчаялся и продолжал неравный бой с фашистами.
В предложении 7 показано, как точно летят наши снаряды, и это доказывает, что даже в такой нештатной ситуации матрос не потерял присутствия духа и продолжал четко и грамотно исполнять свои обязанности. А слова Ивана Коваленко («Все здесь, никто не ушел») говорят о том, что и другие артиллеристы, сражавшиеся прежде на батарее, были тоже сильными людьми и героями: они погибли, но не сдались и не отступили.
Только по-настоящему сильный человек может стать героем.
Что такое сострадание?
Сострадание - это умение понять проблемы другого человека, сочувствовать и переживать вместе с ним. Людям, обладающим этим чувством, не знакомо равнодушие и эгоистичность, они стараются помочь человеку в беде.
В тексте А.Лиханова повествуется о девушке Наде, которая пришла работать в детский дом и проявила сострадание к малышам, лишенным родительской заботы: «помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен» (предложение 12). Учительница прочувствовала боль детей и сделала все, чтобы ребята не ощущали себя брошенными.
Ярким примером проявления сострадания является девочка Дина, героиня рассказа Л.Толстого "Кавказский пленник". Проникшись сочувствием к русскому пленному офицеру и не побоявшись гнева своего отца, девочка украдкой бегала к яме, где сидел Жилин, носила ему молоко, лепёшки и,наконец, устроила его побег. Тем самым Дина спасла жизнь офицеру.
Итак, приведённые примеры доказывают, что человек, умеющий сострадать, никогда не оставит в беде других людей.
Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ?
Учитель, на мой взгляд, - это не только тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета, но и оказывает влияние на нравственное развитие своих учеников, формирование их характеров. У каждого учителя должен быть свой метод обучения.
Так, в тексте Ф.Искандера описывается метод учителя Харлампия Диогеновича. Главное его оружие в работе со школьниками было «делать человека смешным». Никто из ребят не хотел оказаться в таком положении, а если уж оказывался, то стремился во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный». Автор текста благодарен учителю за этот метод, смехом закалявший лукавые детские души.
В моей школе тоже у учителей есть свои методы работы. Так, учитель алгебры любит приводить в пример веселые истории из жизни или математические стишки, которые нам помогают ярче представить ту или иную задачу и побыстрее справиться с заданием.
Таким образом, каждый учитель имеет свой подход к ученику, оказывающий влияние на формирование детских характеров.
Что такое сильный человек?
Сильный человек – это тот, кто обладает твердой волей, стойкостью во время суровых жизненных испытаний. Сильным мы можем назвать и того, кто, несмотря на опасность, исполняет все, что задумал.
Так, в тексте Л.Н.Андреева рассказывается о девочке, которая «… осторожно, говоря так ласково, как это можно было, … подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит» (предложение 15). Но она, пересилив свой страх, подошла к чужой бродячей собаке. Вот он, маленький, но сильный человек!
А. А. Лиханов в одной из глав романа « Лабиринт» рассказывает о Теме, который своим поступком доказал, что он сильный человек. Мальчик во время пожара не побоялся вбежать в горящий дом, чтобы спасти «желтых перепуганных цыплят» (предложение 47). Тема обгорел на пожаре, но, несмотря на страх и боль, помог беззащитным существам.
Могу сделать вывод, что сильные люди никогда не сдаются, они не оставят в беде, а обязательно помогут.
Что такое красота?
Красота - это то, что вызывает восхищение у людей, наполняя их души счастьем и восторгом, печалью и состраданием. Говоря об этом качестве человека, мы имеем в виду не только красоту внешнюю, но и душевную, которая освещает нашу жизнь радостью, приносит нравственное удовлетворение.
Так, герой текста Ю.Сергеева дед Гриничка очень любил петь. Он обладал хорошим, молодым голосом и своими песнями сводил сердце печалью, вызывал горячую слезу. Автор говорит, что ходили к нему люди, как на исповедь, потому что, когда «Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрее и чище» (предложение 32). Вот она, красота, приносящая моральное удовлетворение!
Почти сорок лет нет с нами прекрасной певицы Анны Герман. Но её песнями и по сей день восхищаются любители музыки, потому что они дают силу миллионам людей. Анна Герман вкладывала в свои песни душу, так как пела о радостях жизни, о любви, о счастье, о том, что может взволновать любого человека. Песни Герман – истинная красота!
Таким образом, все, что вызывает восхищение у людей, освещает их жизнь счастьем, и есть красота.
Что такое человечность?
Человечность - это моральное качество, отражающее милосердное отношение к окружающим. Я считаю, что человечность - это и уважение к людям, сочувствие, доверие и великодушие.
Так, учительница Анна Сергеевна, героиня текста Е.А.Пермяка, решила пробудить в своём ученике Андрюше чувство доброты к его соседке по парте, поведав историю из своего детства. Мальчику ее рассказ понравился, и он решил подружиться с Асей. Андрюша стал встречать её с утра, провожать в школу, защищая от собак и шипящих гусей. Так он проявил лучшее свое качество-человечность.
Однажды мой знакомый Алексей шёл домой с работы через лес и вдруг услышал какое-то поскуливание. Наклонившись к кустам, парень увидел щенят, замерзших и голодных. Алексей вспомнил, что у него остался пирожок с обеда, и накормил щенят. Но это еще не все! Он не смог оставить беззащитных малышей в лесу и забрал их домой. Вот оно, милосердие!
Итак, человечность – это доброта и сочувствие к тем, кто в этом нуждается, она может быть проявлена не только к людям, но и к животным.
Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Каждый человек задаётся вопросом: «Что такое справедливость»? Для меня смысл понятия «справедливость» заключается в том, что всё в мире должно быть оценено объективно и в соответствии с нравственным законом.
А. Алексин в тексте рассматривает это понятие на примере семьи Кольки. Мама сделала жизнь своих родных ярче и интереснее, этим она заслужила право быть главой семьи. Колька и его отец «подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы».
Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так как они не заслужили его со стороны власти.
Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни.
Что такое самовоспитание?
Самовоспитание – это сознательная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Самовоспитание играет огромную роль в жизни ребенка, так как именно в юношеском возрасте формируется характер.
Так, в тексте Л.Пантелеева описывается история мальчика, который во время игры получил задание охранять «пороховой склад». Вечером все мальчишки разошлись по домам, забыв про маленького часового. А тот, дав честное слово, не мог покинуть пост, потому что его «сильная воля и такое крепкое слово» (предложение 53) не позволяли малышу нарушить приказ. «Воля» и «слово» у героя сформированы за счет самовоспитания.
Ярким примером того, как надо закалять свою волю, является Александр Суворов. Будущий великий полководец в детстве был слабым и болезненным ребенком. Но он мечтал о карьере военного! И двенадцатилетний Саша решил научиться переносить усталость и холод, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен и даже непреклонен. Именно самовоспитание помогло ему осуществить свою мечту.
Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что самовоспитание способствует формированию у человека положительных качеств.
Что такое природа?
Природа…Это леса и поля, моря и реки, животные и птицы. Все то, без чего жизнь человека будет намного беднее. Особую роль в жизни многих людей занимают братья наши меньшие.
Так, героя текста В.К.Железникова Валеру интересовало, почему собака Яна, живущая в квартире по соседству с его другом Юркой, выла каждый день до пяти часов вечера. Человек неравнодушный, он решил встретиться с хозяином собаки, у которого сразу спросил, почему она так себя ведет. Тот, осознав, что мальчик не жалуется на то, что Яна мешает своим воем, а хочет помочь, очень обрадовался. Предложение мальчика, думаю, пришлось по вкусу и собачонке, желающей «прогуляться». Вот оно, милосердное отношение к животным!
Этим же качеством обладает и мальчик Тёма, герой повести Н.Гарина-Михайловского, который вытаскивает свою собаку из колодца, куда «какой-то ирод» бросил несчастное животное. Рискуя жизнью, преодолевая свой страх в темном колодце, мальчик спасает Жучку. Если бы не Темина любовь к собачке и не его смелость, уверена, что у него бы ничего не получилось.
Таким образом, природа, дарящая нам дружбу с братьями нашими меньшими, очень щедра по отношению к человеку.
«Что такое душевные силы?»
Что такое душевные силы? Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые идут от души. Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу, умение любить всё живое.
Старый Тарас, герой рассказа Мамина –Сибиряка, не только умеет чувствовать, любить природу, но и помогает, спасает беззащитных живых существ. В предложениях 28-30 Тарас говорит о лебеде, как о ребёнке: «Сиротой остался», жалеет его, беспокоится о нём. Старик не только обладает большой душой, великими душевными силами, но и щедро делится ими с окружающим миром.
Мне в жизни тоже встретился такой человек. Старый охотник, Иван Васильевич, всегда говорил, что охота- это тоже работа, только больше работа для души, потому что не «всякое животное или там птичушку» можно убивать. «Иной раз и спасать приходится от безумков», - говорил он.
Таким образом, душевные силы скрыты в каждом из нас, нужно просто научиться ими пользоваться и их развивать.