Влюблен ли парень. Как узнать, любит ли тебя девушка

Имеющих многотысячелетнюю историю, который и сегодня празднуется россиянами. Правда, из десятков обрядов, придуманных для проводов зимы в преддверии Великого поста, нашим современникам известны от силы 5-6. Более того, многие не знают, почему и когда появилась на Руси Масленица. История возникновения праздника интересна и детям, которых особенно привлекают веселые игры и развлечения, а также вкусное традиционное угощение. Например, трудно найти ребенка, который не любит блины и оладушки!

Языческие праздники

Обряды встречи весны и проводов зимы существовали у многих оседлых народов еще во времена язычества. В частности, славяне с незапамятных времен отмечали день весеннего солнцеворота. Существует также альтернативное мнение, что история Масленицы уходит корнями во времена, когда существовал культ бога Велеса, являющегося покровителем скотоводства и земледелия. Его праздник приходился на 24-е февраля по новому стилю и предварял встречу нового года, который вплоть до 1492-го года начинался с марта.

Карнавал

Многие исследователи считают, что история возникновения Масленицы берет начало с эпохи античности. И действительно, праздник, аналогичный славянским проводам зимы, существовал еще в Древнем Риме. После принятия христианства и в последующие 1-2 века перед церковью остро встал вопрос искоренения язычества. С этой целью многие праздники новой религии были перенесены на даты, соответствующие дням, когда было принято славить древнеримских богов. В частности, границы Великого Поста были несколько сдвинуты, и вместо вакханалий и сатурналий стали проводиться религиозные шествия. Кстати, не многие знают, что французское слово “карнавал” переводится как “мясо прощай” и созвучно второму старинному названию русской Масленицы — Мясопусту. Впервые карнавалы в современном понимании в большинстве европейских городов стали проходить в 9 веке. К этому времени церковь уже упрочила свои позиции, и священнослужители менее рьяно боролись с пережитками языческого прошлого, тем более что первая половина праздничной недели сопровождалась многочисленными религиозными церемониями.

История празднования Масленицы на Руси: истоки

Как известно, христианство пришло к нам из являющейся наследницей культуры Древней Греции. Именно поэтому история Масленицы на Руси — это смешение славянских обрядов с православными традициями народных гуляний в преддверии Великого поста. Последние, в свою очередь, возникли как продолжение шествий в честь бога Дионисия.

Масленица и Великий пост

Иногда люди склонны идеализировать прошлое и забывают, что Русь вплоть до 18-го века была аграрной страной, где большую часть населения составляли крестьяне. Их достаток напрямую зависел от погодных условий, так что в неурожайные годы многим приходилось сталкиваться с таким явлением, как голод. Таким образом, сытно наесться для многих было одним из немногих доступных удовольствий, поэтому любой праздник превращался в застолье. Сказанное особенно очевидно, когда рассматривается история происхождения Масленицы. В частности, многие исследователи считают, что Великий пост, кроме религиозного подтекста, имел и вполне утилитарный смысл. Ведь в конце зимы-начале весны у крестьян заканчивались запасы продовольствия, и строгое воздержание позволяло “дотянуть” до весны, когда появлялись грибы и зелень. В то же время в начале февраля начинался отел коров, поэтому было много молока, из которого делали сливочное масло и сыр. За время поста их удавалось заготавливать впрок, поэтому после Пасхи крестьяне были обеспечены высококалорийными продуктами, что было очень кстати в дни посевной. Перед тем как надолго отказаться от сытных блюд, крестьяне и представители других сословий веселились и предавались чревоугодию. А то, как складывалась история возникновения Масленицы, зависело от вкусов и предпочтений князей и царей.

Празднование при Петре Первом

В первой половине 18-го века в Россию проникли некоторые европейские традиции. В частности, в 1722 году, по окончании затяжной войны со Швецией, император Петр Первый пригласил принять участие в масляничных гуляниях иностранных послов. Для того чтобы удивить Европу, было устроено невиданное зрелище: царь проехал по снегу на корабле, запряженном шестнадцатью лошадьми, а вслед за ним “плыла” гондола с царицей Екатериной в костюме простой крестьянки. И это еще не все! За царственными особами двигались другие корабли, запряженные разными зверями, которые везли придворных. Все это сопровождалось громкой музыкой и иллюминацией и произвело на зрителей неизгладимое впечатление.

Празднование Масленицы при Екатерине Второй

История Масленицы содержит и несколько интересных страниц, связанных с именем Екатерины Второй. В частности, она ввела обычай устраивать маскарадные шествия в Москве, куда переезжала со всем двором в конце зимы. Впервые таким зрелищем жители города и иностранные гости смогли полюбоваться в день коронации императрицы. Всего в шествии приняли участие 4000 человек и 200 колесниц.

Есть и такая история празднования Масленицы, относящаяся к эпохе по случаю рождения внука Александра императрица устроила гуляния невиданного размаха. В частности, известно, что придворным, которые становились победителями в играх, затеянных после ужина, дарились драгоценные подарки. Всего за один вечер императрица раздарила 150 ювелирных украшений, за что Масленица 1777-го года была прозвана Бриллиантовой.

Традиции

История Масленицы сохранила до нас описание особых обрядов. При этом у наших предков была расписана по дням, и каждый имел особое название:

“встреча” — понедельник;

“заигрыш” —вторник;

“лакомка” — среда;

“широкий разгуляй-четверток” — четверг;

“тещины вечерки” — пятница;

“золовкины посиделки” — суббота;

“прощеный день” — воскресенье.

Были популярны такие развлечения, как катание с ледяных горок и на санях, обряды, связанные с молодоженами, шествия ряженых, кулачные бои и групповые состязания. Например, участники игрищ делились на две группы и бились на кулачках или устраивали взятие снежного городка. И, конечно же, Масленица была немыслима без сжигания чучела, которое в разных регионах выглядело по-разному.

Угощение

Как уже было сказано, Масленица была последней возможностью сытно наесться перед длительным Великим постом. Традиционное угощение состояло из молочных продуктов (сметаны, творога, сыра) и яиц, а также из всевозможных таких как сырники, блины, пряженцы, лепешки и хворост. Что касается напитков, то предпочтение отдавалось пиву.

Праздник Масленица: история для детей

Для сохранения крайне важно приобщать детей к своей культуре с ранних лет. Это касается и Масленицы. Ведь этот праздник — один из немногих, дошедших до нас почти в неизмененном виде. Педагоги советуют начать знакомство малышей с Масленицей с рассказа о том, что когда-то давным-давно наши предки, устав от долгой зимы, решили устроить ей веселые проводы. А какое же веселье без детских игр и забав?! Поэтому были придуманы шуточные состязания, участники которых могли выяснить, кто из них самый удалой да ловкий молодец.

Кроме того, если вы хотите устроить в детсаду праздник "Масленица: история для детей", стоит разучить с малышами различные шутки-прибаутки. Несмотря на то что они придуманы несколько веков назад, сегодня они являются хорошим инструментом приобщения малышей к своей национальной культуре.

Теперь вы знаете, как праздновалась на Руси Масленица. История возникновения праздника полна интересных фактов, которые наверняка будут интересны и взрослым, и детям.




Масленица на Руси всегда была одним из самых задорных и веселых праздников. Любовь, душевное тепло, дружеские объятия, изощренные забавы и развлечения, многочисленные угощения и вкусные яства - все это ждет вас с началом масленичной недели. Суть сего праздника заключается в том, чтобы верующие люди смогли хорошенько подготовиться к Великому посту. Тогда они смело смогут принять грядущее телесное воздержание и духовное смирение.

Праздник для души

Масленица - праздник, пропитанный весельем, радостью жизни, удовольствием и любовью к ближнему. Как праздновали Масленицу на Руси? Подготовка к этому чудесному событию, как правило, занимала три дня масленичной недели. В это время все заготавливали дрова для костров, убирали и украшали избы. А вот четверг, пятница, суббота и воскресение называют днями широкой Масленицы. Ведь именно в эти дни происходили все действа: гуляния, увеселения, всевозможные представления, а также обряды проводов зимы.

Традиции празднования Масленицы на Руси предусматривают самые шумные народные гуляния. Это событие никого не оставляло равнодушным. Все принимали в нем участие: и молодежь, и старики. Никто не оставался сидеть дома. Туда заглядывали только для того, чтобы немного отогреться от февральских морозов. Остальное время проводили на ярмарках, скупая нужные и ненужные вещи, сладости и лакомства, развлекал себя кулачными боями, удивительными представленьями, катаниями на санях.




Что характерно, в масленичную неделю всегда царило согласие. От двора к двору ходили соседи, чтобы попросить прощение, забыв обиды в прошлом. Если соседи находились в ссоре, они непременно должны были помириться. Просивший прощения, слышал в ответ: «Бог простит». И даже если случалась драка, что в такие дни под воздействием пьянящих напитков было довольно-таки частым явлением, все тут же улаживалось. Вокруг царила любовь и благодать.

Себя заложи, но Масленицу проводи

Так звучит старая поговорка. А все потому, что люли верили, что этот праздник нужно отмечать с размахом, дабы в наступившем году не бедствовать. Оттого на Масленицу столы всегда ломились от различных яств и питья. Огромной популярностью пользовались молочные продукты, потому что в неделю перед Великим постом запрещено употреблять мясо. Поэтому ели в основном яйца, сметану, сыр и творог. Из мучных изделий преобладали, конечно же, лепешки, сырники, хворост. Все это запивали большим количеством излюбленного всеми напитка - пива.




Масленица - древнейшее празднество, уходящее своими корнями в дохристианскую эпоху. Традиции празднования Масленицы на Руси и обрядовые действия были направлены на изгнание зимы и всех связанных с нею тягот. При этом наступление весны всегда ассоциировалось с новыми надеждами, теплом, хорошим урожаем.




В северной России основным обрядом изгнания «Масленицы-блиноедки» является сожжение соломенного чучела, в то время как в южных районах его было принято хоронить. Уже в конце XIX века празднование Масленицы возымело более развлекательный характер. Хотя многие традиции, непосредственно манера празднования и угощения, как раз напоминают те, что были актуальны многие столетия назад.

Время перехода зимы к весне во все времена считалось знаменательным событием. Праздником отмечалось это время и на Руси.

Не зря Масленицу называли боярыней, веселой, разгульной. Этот праздник обязательно должен быть веселым. Есть удивительная легенда о происхождении Масленицы. Масленица родом была с Севера, отцом ее считался Мороз. Вот настало суровое время, маленькая робкая Масленица-девочка пряталась за сугробами, где ее увидел один чело-век. «Развесели людей, согрей», — попросил он ее. Согласилась девочка и явилась людям, но в другом обличье – здоровой толстой бабой с румяными щеками. Она разогрела кровь людей, заставила их плясать и хохотать, как хохотала она.

А еще масленица – это время лакомств. Не зря ее еще называют «Мясопуст» и «Сырная неделя», потому что угощали не мясом, а печеными изделиями с творогом и маслом. Масленица раньше состояла из двух частей – «узкой» (первые три дня, когда разрешалось работать), и «широкой», (начиная с четверга, работать уже запрещалось). На каждый день было свое веселье, отразилось оно и в названии дня: от понедельника до воскресенья дни недели назывались так: Встреча, Заигрыши, Лакомка, Разгул, Тещины вечерки, Золовкины посиделки, Прощеный день.

Первый день был посвящен «широкой боярыне». Начинали с посещения родных, где совет держали, как будут праздновать, кого в гости звать. Висячие качели, горки были уже к этому времени поставлены в обязательном порядке в каждом городе, селе, иногда и богатом дворе. А соломенное чучело Масленицы стояло на самом видном месте. Во вторник начиналось веселье и всевозможные игры. Заигрыши – это когда молодежь сначала ходит в гости друг к другу, затем идет кататься на ледяных горках и есть первые блины. Был день, когда теща должна была пригласить зятя на блины – Лакомка. Чтобы зятья не скучали, звала она гостей побольше. Если учесть, что зятьев в русских семьях было по 5-6, то для тещи этот день мог стать разорительным.

Но не зря появилась поговорка «Хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи», теща должна была соблюсти обычай

обязательно. На посиделки приходили в нарядных платьях, платках, пели песни, в которых славили тещу, радушно угощающую зятя. В четверг начинался Разгул, Масленица становилась « широкой». Всюду било ключом веселье: летели с горок на санках, катались на разряженных конях, сражались на кулачных боях, плясали ряженые с медведями, по улицам ходили толпы гуляющих. Чучело Масленицы начинали повсюду возить и колядовать перед ним. Ряженые детишки песнями выпрашивали себе угощенье. Русский народ свято чтил традицию: в Масленицу есть, сколько душе угодно.

В четверг зятья звали в гости тещу. Готовились, кроме блинов, сладости. Если зять не позвал тещу на блины, это расценивалось как враждебные отношения. Золовкины посиделки собирались в честь сестры мужа, золовки. Всех родных мужа молодая жена должна была одарить подарками. Прощеный день требовал, чтобы новобрачные в этот день навестили своих родных и поблагодарили их за преподнесенные подарки на свадьбу. Самым почетным подарком для кума было вышитое полотенце, а для кумы - кусок мыла.

В последний день, в воскресенье, чучело Масленицы сжигали. Это обозначало, что закончилась зима, холод и нужда. В честь этого сжигали вместе с чучелом Масленицы и старые вещи, собственно, из них и состоял костер. Проводы Масленицы сопровождались гуляниями с ряжеными, смехом, гуляющие громко звали весну. В этот день все без исключения по церковному обычаю просили друг у друга прощения за обиды, нанесенные когда-либо друг другу. После Прощенного воскресения шел Великий пост.

В России отмечают множество различных праздников.
Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица!

Праздник, о котором пойдет речь, необычный и многоликий. Для одних это время покаяния и примирения, а для других – целая неделя разгульного веселья. Такое противоречие уходит своими корнями глубоко в историю Руси.

Прародительницей современной Масленицы была древнеславянская языческая Комоедица. Вплоть до XVI века на Руси отмечался священный День весеннего равноденствия, который считался началом Нового года по солнечному календарю древних славян. А празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.

Славяне поклонялись природе и почитали Солнце, как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому в весенний праздник Комоедицы принято было печь лепешки, символизирующие солнце – круглое, желтое и горячее. Впоследствии, а именно с IX века, когда появилось заквасное тесто, лепешки приняли вид современных блинов.

В это же время люди приносили жертвы почитаемому славянами священному зверю – медведю. «Медвежьему» богу – или по-древнеславянски Кому – в дар преподносили блины – откуда и пошла поговорка «первый блин комам», то есть медведям.

Две недели праздника люди в окружении родичей своего рода проводили в веселых играх, пирах, состязаниях и языческих обрядах.

Все эти действия имели глубокий смысл и значение. После зачастую полуголодной зимы, славянам необходимо было подготовиться и набраться сил для предстоящей работы, которая будет непрерывно продолжаться от восхода и до заката все теплое время года.

В настоящее время сведений о том, как праздновалась Комоедица очень мало, но историки постарались восстановить некоторые обряды и обычаи того времени.

Праздничный день начинался с посещения святилища, возле которого рассыпали зерно, привлекая птиц, символизирующих умерших предков. Славяне верили, что таким образом на священном празднике весны соединится весь род.

В это время женщины накрывали столы, уставляя их блюдами и напитками, приготовленными из бережно сохраненных из зимних запасов продуктов. Поделив все угощение, пятую его часть несли к Священному огню, разведенному на открытом месте, и накрывали жертвенник. Возле костра ставили соломенное чучело на шесте, называемое Мареной, при этом приговаривая:

«Приезжай ты к нам,
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Отведав первые блины, заводили хоровод, который вели непременно по движению солнца. После все начинали прыгать через костер, тем самым очищаясь от злых духов, а затем омывались талой водой, которая придавала красоту и силу. В это же время славили пары молодоженов, которые поженились за год, а холостых метили веревкой. Чтобы снять веревку, необходимо было здесь же сделать свой выбор или откупиться угощением на праздничный стол.

Еще один ритуал на Комоедицу был связан с предсказанием весенней погоды.

В чашу наливали специально приготовленный напиток, сурью из заговоренного молока с добавленными в него волшебными травами. С первой чашей, до краев наполненной священным напитком, к жертвеннику шла жрица Марены, где ее ждала жрица плодоносной богини Живы, которая должна была выбить чашу из рук так, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник. Иначе славян ждала холодная и ненастная весна.

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Затем, славя бога Ярило и подбрасывая в костер старые вещи, сжигали чучело Марены, приговаривая при этом: «Марена загорела, Всему миру надоела!»

После сожжения чучела, молодежь проводила обряд пробуждения медведя. Ряженный в шкуре медведя лежал в импровизированной берлоге, а девушки и парни пытаясь его «разбудить», кидали снежки и прутья. «Медведь» просыпался только после того, как самая красивая девушка подходила к нему и садилась на спину. Тогда ряженный вставал и, изображая пробуждение медведя, плясал на потеху народу.

Повеселившись, начинали пир. После начинались праздничные забавы, игрища и кулачные бои. Заканчивался день и, прощаясь, славяне угощали друг друга гостинцами, «заедками», кланяясь и прося прощение за нечаянные обиды.

Комоедица проходила в почитании и соблюдении древних традиций, прославлении славянского рода и его обычаев.

С принятием христианства православная церковь старается упразднить все языческие проявления славян, в том числе и праздники. Поэтому с XVI века на Руси введен церковный праздник Сырная седмица или Мясопуст , который предваряет Великий пост. В это время полагалось, постепенно отказываясь от соблазнов, подготовить свою душу и тело к покаянию, простив обиды и примирившись с родными и близкими.

Еще в древние времена христианства Сырная седмица получила чин богослужения, о чем пишет живший в IV веке в уединении патриарх Феофил Александрийский. Это древнее постановление Церкви в VII веке еще более утвердилось и распространилось, когда византийский царь Ираклий, изнуренный продолжительной войной с персами, дал обещание Богу после благополучного окончания войны запретить употребление мяса перед Великим сорокадневным постом.

Название «Сырная седмица» происходит от того, что являясь приготовительным этапом к предстоящему воздержанию, в течение недели запрещается употреблять в пищу мясо, однако еще дозволены сыр, яйца и молочные продукты.

В среду и пятницу Сырной седмицы, проходят богослужения с молитвой и обычными поклонами, а в субботу в церкви вспоминают святых просиявших пощением, и усердным молитвенным бдением и совершают празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресный день седмицы называют «прощеным воскресеньем», а на Литургии в этот день говорится о том, что для получения нам прощения от Бога, необходимо самим простить ближних своих.

В народе Сырная седмица получила название Масленица, так как в этот период разрешались молочные продукты, в число которых входит и масло.

Сочетая в себе языческие и христианские традиции, народная Масленица издавна праздновалась на Руси с размахом, о чем говорит и царское установление XVIII века, в котором Петр I предписал светское празднование по образу иноземных карнавалов.

Царь Петр, любивший разгульные молодецкие забавы, праздновал Масленицу с поистине царским размахом. Это подметил в свое время и сын генерала русской службы Фридрих Берхгольц, известный благодаря подробному дневнику о пребывании в России. Он писал о необычной процессии, которую устроил русский царь, состоящую из кораблей русского флота, поставленных на сани запряженные лошадьми:

«Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге и, несмотря на зиму, он делал, однако ж, со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль».

Наряду с весельем, гуляньями и игрищами, народная Масленица имеет и обрядовую сторону. Каждый день праздничной недели имел свое название и предназначение.

Мясное воскресенье – это последнее воскресенье перед Масленицей, когда ходили в гости к друзьям и родственникам, приглашали к себе на Масленицу и доедали мясные блюда.

Понедельник: «встреча»
Встречались сваты и договаривались о совместном проведении праздника. В этот день молодые невестки навещали родителей. На заранее выбранном месте для гуляний сооружали ледяные горки, балаганы, снежные крепости. Хозяйки начинали печь блины, отдавая первый бродяжкам на помин усопших. А молодежь мастерила из соломы и ветхой одежды символ праздника – чучело Масленицы.

Вторник: «заигрыш»
Этот день посвящался смотринам. Считалось, что если сосватаешь невесту на Масленицу, то свадьба как раз на Красную горку скажется. Молодежь приглядывалась друг к другу на гуляниях, веселых игрищах и катаниях с горки, чтобы затем прислать сватов в дом суженной.

Среда: «лакомки»
Этот день был посвящен теще, которая, наготовив блины, ждала своего зятя в гости и всячески показывала ему свое расположение.

Четверг: «разгул»
День, когда празднования разворачивались во всю ширь, прекращались всяческие работы по хозяйству и устраивались различные состязания. Развлечения чередовались с богатыми пирушками, а самым главным событием становился штурм снежного городка.

Пятница: «тёщины вечёрки»
В этот день к зятю в гости спешила теща со своими подругами. Готовила угощение и пекла блины дочь, а зять должен был угодить теще и показать гостям свое уважение к теще и ее родным.

Суббота: «золовкины посиделки»
Праздничный день проходил в доме молодой невестки, которая приглашала к столу на блины золовок или других родичей мужа. В этот день золовке преподносили подарок от родни невестки.

Воскресенье: «проводы»
Последний день Масленицы в народе называется «Прощеным воскресеньем» или «Целовальником». В этот день посещают могилы усопших родственников, просили прощения за все обиды, причиненные за год. К вечеру убирали дом, торжественно сжигали чучело Масленицы и остатки праздничной еды.

Обряд «похорон» Масленицы начинался с разведения священного костра, в который кидали поминальную пищу. Затем чучело Масленицы на шесте проносили по всей деревне или провозили на санях, которые потом сжигали вместе с чучелом, а пеплом посыпали поля. Поверье гласило, что сожженные дотла атрибуты праздника принесут хороший урожай.

Масленица – это древний и светлый праздник в России, объединяющий благодаря прощению ближних и помощью страждущим и тех, кто проводит эти дни в подготовке к Великому посту, и тех, кто веселится и участвует в массовых гуляниях.

В нашей стране существует огромное количество различных праздников, которые отмечали еще наши предки. Именно таким является и Масленица. В данной статье мы немного окунемся в историю и расскажем о том, что делали на Руси на Масленицу и какие традиции сохранились до сих пор.

Происхождение праздника

В первую очередь следует сказать, что Масленица - это еще языческий праздник, который был известен людям до принятия христианства на Руси. Тогда это был когда блины символизировали именно это небесное тело: желтое и круглое. Это было принятие весны, тепла, возвращение горячего и нежного солнца, которое должно было возродить все растения к жизни. С этот праздник никуда не делся. Но следует отметить, что в церковном календаре такого дня как Масленица не существует. Зато есть некая трансформированная (или в народе - Сырное воскресенье), которая, впрочем, и есть такая вот замаскированная народная Масленица. Однако церковь постаралась искоренить большинство языческих традиций отмечания данного дня, оставив его, в основном, для отдыха и приятного времени общения с Богом. Люди же стараются сохранить те сакральные обычаи и обряды, которые так чтили наши прабабушки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: