Мир женщины в 19 веке. Мария Николаевна Волконская

В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

От брака и сексуальности к образованию и правам профессор Кэтрин Хьюз рассматривает отношение к гендерной проблематике в Англии 19-го века. В течение викторианского периода роли мужчин и женщин стали более четко определяемыми, чем в любое время в истории. В более ранние века женщинам приходилось работать вместе с мужьями и братьями в семейном бизнесе. По мере развития 19-го века мужчины все чаще заменяли их местом работы - фабрикой, магазином или офисом. Жены, дочери и сестры оставались дома весь день, чтобы следить за внутренними обязанностями, которые все чаще выполняются слугами.

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.


Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

Идеология отдельных сфер основывалась на определении «естественных» характеристик женщин и мужчин. Женщины считались физически более слабыми, но морально превосходили мужчин, а это означало, что они лучше всего подходят для внутренней сферы. Мало того, что их работа заключалась в том, чтобы уравновесить моральную тайну общественной сферы, в которой работали их мужья весь день, они также готовили следующее поколение к продолжению этого образа жизни. Тот факт, что женщины оказывали такое большое влияние на дому, использовался в качестве аргумента против того, чтобы дать им право голоса.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока. Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье - в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.

Мария Николаевна Волконская

Как подчеркивает мисс Бингли, для хорошо образованной девушки было важно смягчить ее эрудицию с изящной и женственной манерой. Никто не хотел называться «голубым чулком», имя, данное женщинам, которые слишком восторженно посвятили себя интеллектуальным занятиям. Синие чулки считались беспристрастными и отстраненными от того, что они пытались узурпировать «естественное» интеллектуальное превосходство людей. Некоторые врачи сообщили, что слишком много исследований действительно оказали разрушительное воздействие на яичники, превратив привлекательных молодых женщин в иссохший чернослив.



Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

ИДЕИ МАКИЯЖА
для голубых глаз + видео урок

Книга рисования Боулей для дам

Позже в столетии, когда Оксфорд и Кембридж открыли свои двери для женщин, многие семьи отказались позволить своим умным дочерям присутствовать, опасаясь, что они сделают себя нерушимыми. Книга рисования Боулеса для дам - ​​это руководство для рисования или вышивания цветов. Рисунок и вышивка были частью обычного женского образования в 18 и 19 веках.

Обычно девочки выходят замуж в начале и середине 20-х годов. Как правило, жених был бы на пять лет старше. Это не только укрепило «естественную» иерархию между полами, но и придало им ощутимый финансовый смысл. Молодой человек должен был показать, что заработал достаточно денег, чтобы поддержать жену и всех будущих детей, прежде чем отец девочки даст свое разрешение. Некоторые несчастные пары были вынуждены терпеть обязательство длительное десятилетие, прежде чем они могли позволить себе жениться.

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

Если бы молодой человек был особенно благочестивым, ему удавалось оставаться целомудренным, пока он не женился. Однако многие респектабельные юноши прибегали к использованию проституток. Во всех крупных городах были районы с красным светом, где было легко найти женщину, которую вы могли бы заплатить за секс. «Вне города» могли проконсультироваться с такими объемами, как «Ночной гид Роуэра Фуннимана» в «Метрополисе». К сожалению, сифилис и другие сексуальные болезни были распространены, и многие молодые люди невольно передавали инфекции своим женам.


П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

Для тех, кому не повезло создать полномасштабный третичный сифилис, результатом стала болезненная и затяжная смерть, обычно в середине 40-х годов. У молодых и не очень молодых женщин не было выбора, кроме как оставаться целомудренными до брака. Им даже не разрешалось разговаривать с мужчинами, если не была женатая женщина, присутствовавшая в качестве сопровождающего. Не может быть и речи о высшем образовании или профессиональной работе. Эти эмоциональные расстройства могут привести к разным тайным восстаниям.

Молодой Флоренс Найтингейл жаждал сделать что-то полезное в мире, но должен был остаться с матерью и сестрой, помогая контролировать слуг. Она страдала от истерических вспышек в подростковом возрасте и не могла питаться вместе с остальной семьей. Между тем Элизабет Барретт использовала болезнь как повод отступить в комнату наверху дома своего отца и писать стихи.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Фигура гувернантки была тревожной, особенно в литературе, потому что она обратила внимание на то, что не все женщины-викторианцы были безразличны, как предложил доктор Актон. Было создано множество благотворительных организаций, помогающих реформировать проституток. Чарльз Диккенс даже сотрудничал с филантропом Анджелой Бурдетт-Куттс, чтобы создать «дом Магдалены», который подготовит девушек к новой жизни в Австралии. Несмотря на эти усилия, проституция продолжала процветать до тех пор, пока не было холостяков, которым экономика не могла выйти замуж до конца 20-х годов, и женщин рабочего класса, которые отчаянно нуждались в том, чтобы зарабатывать деньги, чтобы воспитывать своих детей.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

Ее первая книга «Викторианская гувернантка» была основана на ее кандидате в викторианскую историю. Кэтрин также является редактором журнала Джордж Элиот: «Семейная история» и завоевала множество национальных премий за ее журналистику и историческую литературу. Мужские тревоги по отношению к физическому и психическому здоровью в викторианскую эпоху часто, похоже, сконцентрированы на якобы изнурительных эффектах мастурбации, которые, как утверждается, вызывают широкий спектр физических и психических расстройств и венерических заболеваний, особенно сифилиса.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

Это подводит нас к предмету викторианской сексуальности, которая является постоянной темой дебатов и увлечений. Согласно их собственным свидетельствам, многие люди, родившиеся в викторианском возрасте, были фактически неинформированы и эмоционально фригидны по поводу сексуальных вопросов. Тогда лицемерная «теневая сторона» в этом публичном отрицании была мелькает, в «секретном мире» викторианской проституции и порнографии, а также более открыто в «непослушной девяностых». Эти взгляды были оспорены французским ученым Мишелем Фуко, который утверждал, что секс не подвергается цензуре, но подвержен навязчивой дискуссии в качестве центрального дискурса власти, направленного скорее на регулирование, чем на подавление.


Камилла Клодель

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

Это помогает объяснить, почему сексуальность вырисовывается так велика в искусстве и медицине, например, а также в исследованиях викторианского возраста. В последнее время доказательства показали, что викторианский пол не был поляризован между женским отвращением и внебрачным мужским снисходительностью. Вместо этого многие пары, похоже, наслаждались взаимным удовольствием в том, что сейчас рассматривается как обычная, современная манера. Однако картина заслоняется разнообразными отношениями, которые существуют в любой момент времени, и отдельными лицами «несомненная сдержанность», поэтому информация о фактическом опыте часто выводится из демографических и разборных судебных записей.

Однако в то же время публичное обсуждение сексуальных вопросов было охарактеризовано отсутствием простого говорения с последующим невежеством, смущением и страхом. К середине века викторианское соединение морализма и научного исследования породило идеи ортодоксальной человеческой сексуальности, основанные на сочетании социальных и биологических идей. То, что мужчины обычно, женщины исключительно.

Чтобы обуздать привычные побуждения мужчин, и в ответ на предсказания мальтузианцев, что рост населения неизбежно опередит продовольственные ресурсы, ранние викторианские социальные моралисты предложили и в какой-то мере наложили социально-медицинский дискурс, основанный на мужском самоконтроле в поддержку буржуазный идеал бытовой жизни. Патриархальная культура, которая приносит вечную самооценку как ключ к мужественности, моральной ценности и материальному успеху, затем спроектировала свои сексуальные тревоги подчиненным: женщины, дети, низшие классы и другие нации. В соответствии с физиологической идеей тела как замкнутой системы энергии мужские сексуальные «расходы»и особенно «избыток», как говорили, вызывают ослабление.

Всем известно, в период Средневековья люди жили в антисанитарии. наряды и романтичная внешность умело скрывали животрепещущие проблемы, связанные с гигиеной барышень девятнадцатого века…

Прелестницы были не ориентированы на всевозможные блага цивилизации, которыми пользуются современные леди. Сложно вообразить как страдали женщины в повседневной жизни по части гигиены… Две сотни лет назад победить запах пота было практически невозможно, а систематическое омовение пикантных мест полагали приводило к бесплодию!

Таким образом, было серьезно отмечено, например, что сексуальный аппетит несовместим с умственным различием и что продолжение рода порождает художественный гений. Мужчин активно советовали сохранить жизненно важное здоровье, избегая блуд, мастурбации и ночных эмиссий, а также крысы ионизирующий секс в браке. Даже когда присутствовали другие причины, болезнь и слабость часто приписывались мастурбации - великий эротический субъект, описанный так же энергично, как его осуждали. «Это безумие возникает из-за мастурбации, теперь не вызывает сомнений», - заявил один широко читаемый авторитет, который также утверждал, что «мастурбаторы» стали изъяты, дряблые, бледные, самоуничижительные и чахоточные.



Просто окунуться в горячую водичку и расслабиться не удавалось. В сокровенных мечтах дамы не могли предположить подобное наслаждение… Достоверно известно, большинство представительниц слабого пола добровольно не окунулись бы в ванну!

Похоже, что недуги, поражающие девочек-подростков, означают аномальное сексуальное возбуждение. С учетом карательной терапии некоторые врачи стерли сексуальное удовольствие через варварские практики, такие как прижигание полового члена и клитодектомия.

По тем же причинам «нерегулярная» сексуальная активность была осуждена. Существует множество доказательств того, что многие пары рабочего класса предполагали брак. Но соотношение нелегитимных родов было относительно низким, хотя и постоянной темой драмы в поэзии, живописи и вымыслах - примечательными примерами были изгнанные одинокие матери, изображенные на картинах Ричарда Редгрейва и Фреда Уокера, а также в художественной литературе Хетти-Соррела Джорджа Элиота и Фанни Робин Томаса Харди. В реальной жизни социальное порицание было настолько серьезным, что многие одинокие матери передавали своих детей в больницу Подлеска или в отчаянии совершали детоубийство.

В Европе существовал, миф будь-то с водой, через поры инфекция проникает в организм, поэтому мылось население крайне редко…

Считалось, что от частого мытья — одни неприятности, да еще и возможный вред здоровью…

Изменение взглядов на проституцию

Проституция оставалась главной темой социальной озабоченности. Отчасти это было связано с тем, что она продемонстрировала видимую свободу женщин от социального контроля. В качестве дочерей, служащих или служащих молодые женщины были подчинены мужчинам; как шлюхи, они пользовались экономической и личной независимостью. Реакция была последовательной культурной кампанией, в проповедях, газетах, литературном и визуальном искусстве, запугивании, стыде и в конечном счете вытеснении «падших женщин» с улиц, представляя их как развратный и опасный элемент в обществе, обреченный на болезни и смерть.

Вот и приходилось докторам буквально уговаривать своих пациентов. Например Фридрих Бильц в конце XIX в увещевает немцев в своей книге «Новое естественное лечение»:

«Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Немного раньше даже монархи мылись все по паре раз за всю жизнь: так в XV в. Изабелла сознавалась, что была вымыта только дважды: при рождении и перед свадьбой. Людовика ХIV заставили искупаться врачи, но мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься…

До ХVIII века ополаскивали только руки и область рта. Регулярно мыть всё лицо не советовали доктора — считали, что это грозит воспалениями или потерей зрения.

Но и к XIX веку ванны принимали в основном по причине болезни — если их прописывал врач. Горячие или холодные, с добавлением солей, по минутам… А так обходились умыванием рук и лица, ну еще порой обтиранием влажным полотенцем.



Зато пользовались популярностью душистые настои трав, розовая вода, подушечки с сушеными ароматными травами в одежде…

Духи, кстати, во времена Людовика XIV даже были предписаны королевским указом! Без них являться ко двору не позволялось — надо было чем-то заглушать «ароматы» немытых аристократов…

И только к середине девятнадцатого столетия, когда окончательно установили роль бактерий и грязи в развитии заболеваний, регулярное омовение стало принимать массовый характер.



Хуже мытья могли оказаться только книги! Доктора утверждали, что особо опасно чтение, — как и прочая, не дай бог, умственная деятельность — для дам в критические дни, когда моральное перенапряжение опасно для здоровья…

Кстати, те же духи перебивали, конечно, неприятный запах тела, затянутого в корсеты и тесные наряды из многослойных тканей, но не устраняли его окончательно.

Только к 1888 г. наконец придумали способ бороться именно с запахом пота и выпустили первый дезодорант. Впрочем, он показался бы нам малоэффективным… До антиперспиранта, который сокращал бы выделение пота, додумались только к 1903 году.

Вошедшие в XVIII веке в моду грандиозные прически были очень трудоемки: волосы в них укладывали профессиональные парикмахеры по нескольку часов. Чтобы вдоволь пощеголять с такой красотой наподобие вавилонской башни или корабля на голове, красавицы и спали-то на специальных подставках для прически. Естественно, такое художественное произведение не разбирали неделями и месяцами.



Ну и неудивительно, что эти творения становились рассадником кусачей живности, если вообще не превращались в мышиное гнездо))) Вот в Средние века испанки натирали волосы против вшей чесноком. А дочь одного из французских королей даже погибла от собственной вшивости.



Ну, для того, чтобы почесать голову, у знатной дамы были специальные палочки… А если уж дело доходило до мытья — обходились мылом. Иногда — специальным для волос… Как будто бы что-то могло еще тут помочь!



Использовали также разные домашние средства: золу, горчицу и так далее. Шампунь, который позволял как следует промыть волосы и сделать их упругими и блестящими, придумали только к концу XIX в.

Шелковые нижние рубашки, кстати, появились именно потому, что за их скользкую ткань не могли уцепиться вши и блохи. Такое белье помогало состоятельным дамам оберегать себя от кровососов.

Вплоть до 1920-х годов женщины, особенно знатные, появлялись на людях только в закрытой одежде. Поэтому волосы на теле они не трогали.

Вот мыла для поддержания дамской красоты в XIX веке выпускали достаточно, причем разных сортов…



Естественно, никаких готовых одноразовых гигиенических средств для критических дней в продаже не было. Женщинам приходилось пользоваться кусками ткани или специального войлока. Небогатым приходилось эти импровизированные прокладки стирать и сушить.



Привычной нам туалетной бумаги в Европе тоже не было… Это в Китае ее начали выпускать еще в VI веке! А уже в 1391 году для императора и его двора, согласно хроникам, было специально изготовлено около 750 000 листов этого средства гигиены. Европейцев же впервые удивил знакомством с ней в 1857 году предприниматель из Германии. А похожую на современную — мягкую и в рулонах начали производить только в1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты…



Да уж, действительно, оставаться красавицей в те времена было совсем не просто!





Будьте интересными вместе с



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: