Тема урока: «Формирование земной коры на территории России. В какую геологическую эру мы живем

    копай - взрывай - хватай минералы - закапывай

    В мире много не понятных вещей, например в физике, самые главные вопросы еще не нашли ответы....

    Короче с этим Сатурном все очень непросто. Там что ни спутник - то загадка. И Феба, и Энцелад. Ну блин, это хоть радиоактивным распадом можно объяснить, а вот мне интересно, что же представляет из себя спутник Япет, склеенный из двух половинок.

    Большой Барьерный риф
    Большой Барьерный риф протянулся вдоль восточного побережья Австралии более чем на 2000 км. - с точки зрения таких наук, как биология, геология, это одно из величайших чудес природы. К нему справедливо прилагаются одни лишь превосходные степени; признание его природным наследием, биосферным заповедником и морским парком отражает его мировое значение.

    Большой Барьерный риф включает в себя около 2900 рифов, чьи размеры колеблются в пределах от 0,01 кв.км. до 100 кв.км., и более 300 островов или отмелей из обломков кораллов, из которых около 100 постоянно покрыты растительностью; и еще 600 высоких островов, многие их которых окружены собственными рифами. Его общая площадь - 348698 кв.км., больше чем площадь Великобритании.

    Риф, который сам по себе является одним из самых крупных геологических образований, в сущности, сложен из живых существ или коралловых полипов, внешне сходных с актиниями, встречающимися у берега. Эти крохотные примитивные организмы живут огромными колониями, каждая из которых развилась из индивидуального полипа, претерпевшего бесчисленное число делений. Коралл состоит из мягкого тела, заключенного в известняковый наружный скелет, который и формирует риф. Живой риф - продукт тысячелетнего цикла жизни и смерти: основная часть кораллового рифа складывается из массы пустых скелетов предыдущих поколений полипов, покрытых тонким слоем живых организмов.

    Коралловые рифы могут существовать в воде, температура которой устойчиво держится в течение всего года в

    пределах 22-28С, что создает среду обитания для самого многообразного сообщества животных, известного на Земле. Большой Барьерный риф образован более чем 400 видами жестких и мягких кораллов. Жесткие рифообразующие кораллы бывают самых разнообразных форм и размеров и включают грибовидные кораллы, кораллы-мозговики и оленьи рога всех оттенков от красного и желтого до черного. К тому же здесь зарегистрировано более 4000 видов моллюсков, от хитонов и брюхоногих моллюсков до гигантских двустворчатых и осьминогов, а также бесчисленное количество губок, актиний, червей, ракообразных и иглокожих.

    Коралловые рифы по всему миру знамениты разнообразием рыб, наведывающихся туда. Известно, что в пределах Большого Барьерного рифа и около него обитает более 1500 видов рыбы - калейдоскоп красок и узоров, когда они стайками шныряют то в одну, то в другую сторону. Риф важен и для нескольких видов китов, в том числе малого полосатика, касатки и горбача. Эти воды - территория размножения горбатого кита; здесь часто видят самок с детенышами. Воды эти также являются домом для шести из семи существующих в мире видов морских черепах; все они вымирают и нуждаются в диких островах рифа для безопасного выведения потомства. Загадочный дюгонь также нашел надежное прибежище в зарослях водорослей, встречающихся на мелководье у многих из островов рифа.
    Острова важны и для многих видов водных и морских птиц. Более 240 видов гнездятся на низких песчаных и коралловых островах; среди них буревестники, фаэтоны, фрегаты, шесть видов крачек, в том числе розовая крачка, глупыши, 6елобрюхий орлан и скопа.

Деятельность учителя

Подводящий диалог

Великолепная наука - геология -

О бурном прошлом нашей матушки-Земли.

О геологии мечтали в жизни многие,

Но посвятить ей жизнь немногие смогли.

(Валерий Сергеев)

Так давайте вспомним, что такое геология?

Что такое горная порода, минерал?

Какие существуют виды горныхпород?

Итак. Начинаем наш урок….

На экране демонстрируются слайды с эрами или видео.

Земля существует почти 5 млр. лет. На протяжении этого времени происходит процесс развития нашей планеты.

Так ответьте на вопросы:

Что вы можете сказать о слайдах?

Как вы думаете Земля всегда была такой или с ней что то случилось?

Как называется этот период, в течении которого развивалась наша планета?

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

Я уже знаю о геологическом времени…..

Я хочу узнать о геологическом времени…..

Что такое геологическое время?(давайте найдём в учебнике)

(Слайд) Геологическое время - это период, в течении которого развивалась Земля.

Давайте рассмотрим особенности эр, начиная с самой древней

Архейская эра . Итак, архей — древнейшая эра. И это понятно, ведь началась она почти 4 млрд лет назад! Хотя эта эра продолжалась почти 1,5 млрд лет, o ней мало что известно — слишком давно это было (см. рис. 10 на стр. 17.) Обратите внимание на то, что архейская эра — единственная, в названии которой нет окончания «зой». Долгое время считалось, что никакой жизни на Земле в те времена не существовало. Современная точка зрения — иная. Какая-то жизнь на нашей планете существовала в эти страшно далекие времена. Мы знаем об организмах, появившихся в архее, только две вещи. Первое: они были. Второе: они обитали в море. Откуда это известно? На это указывают отложения известняка, имеющие архейский возраст. А известняк это органическая осадочная порода, формирующаяся только в морских условиях. Значит, в архейском океане были живые организмы? Да, только мы не знаем какие.(учебник, с.17)

Протерозойская эра. B переводе c греческого протеросозначает «первичный» . «Эра первичной жизни» — так можно перевести. Протерозой — самая продолжительная эра в истории нашей планеты. Протерозой начался 2,6 млрд лет, a закончился 570 млн лет назад (см. рис. 10). Поверхность материков представляла собой сотрясаемые подземными толчками и извержениями горы и пустынные равнины. При вулканических извержениях из магмы выделялось огромное количество водяного пара. Он конденсировался, и получившаяся в результате вода проливалась дождями, которые непрерывно шли миллионы лет! Записываем под диктовку. Жизнь по-прежнему развивалась только в океане. Суша оставалась абсолютно безжизненной. Оно и понятно, ведь в атмосфере отсутствовал кислород: она состояла главным образом из углекислого газа и была непригодна для дыхания. Но в море жизнь существовала. Правда, довольно примитивная. Водоросли, черви, моллюски, возможно, ракообразные —вот первые мнoгоклеточные жители нашей планеты. B археe и протерозое возникли месторождения многих полезных ископаемых. B частности, именно в это время сформировались почти все известные нам запасы железной руды.(учебник, с.17-18)

Палеозойская эра. Слово «Палео» означает древний. Палеозойская эра - эра древней жизни. (учебник, с.18)

Мезозойская эра «Мезос» — в переводе c греческого означает «средний» . Эта эра «сред-ней жизни» продолжалась 183 млн лет и делится на три периода: мело-вой, юрский и триасовый (см. рис. 10). Эта эра замечательна и знаменита своим животным и растительным миром суши. Огромные площади суши покрылись хвойными лесами. B теплых условиях главными хвойными породами стали араукарии, в хо-лодных — сосна, ель, секвойя. Ни до, ни после мезозоя по Земле не хо-дили животные, которые могли бы сравниться размерами и силой c динозаврами. (учебник, с.19)

Кайнозойская эра. Слово «кайнозой» означает «новый». Это эра нового этапа развитии жизни. Это самая короткая из всех эр. (учебник с.20)

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ).

1.повороты влево-вправо (5 раз)

2. упражнение «Мельница» (5 раз)

3. Круговые движения головы (5 раз)

4. упражнение для глаз (5 раз)

5. глубокий вдох - выдох.

Ответьте на вопрос:

Какая эра самая молодая? (кайнозойская)

Какая эра самая древняя? (архейская)

На основании учебника, интернет ресурса заполнить таблицу « Эры Земли ».

Название эры

Общая характеристика

Кайнозойская

Мезозойская

Палеозойская

Протерозойская

Архейская

А теперь проверим, как вы усвоили этот материал. Я показываю вам слайд с названием эры, а вы мне говорите, что это за эра и что происходило в этот период, и, наоборот, я говорю, что происходило, а вы называете мне эру.

Эта эра началась 4,5 млр лет тому назад. О ней мало что известно, это было очень давно….. (Архейская)

Протерозойская эра…. (Самая продолжительная эра, она длилась около 2 млр. лет тому назад. Нет современных рек, гор, озёр)

Эра древней жизни. В начале палеозоя жизнь сосредоточена в море. (Палеозойская)

На Земле распустился первый цветок. Именно в это время появились на планете цветковые растения, а значит, возникли и насекомые, которые их опыляют, - бабочки.(Мезозойская)

Кайнозойская эра… (Эра, в которой живём мы)

Молодцы! Справились с заданием

А теперь, поработаем по учебнику и ответим на вопросы, которые в конце учебника (вопросы, с.21)

Что такое геологическое время?

Назовите эры, на которые делится история Земли?

Что означают названия геологических эр?

Какая геологическая эра была самой продолжительной?

В какую геологическую эру закончился ваш урок географии?

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы:

Сегодня на уроке я узнал(а)(что?):

Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?):

Сегодня на уроке я научился (лась)лучше делать (что?):

Самым неожиданным для меня сегодня было (что?):

Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?):

Осталось непонятным (что?):

Оцениваю свою работу на:

Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы!

Выставление оценок

Домашнее задание: пр.2, записи в тетрадях.

Определить долю времени в истории Земли, приходящиеся на каждую из геологических эр.















































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Форма работы учащихся: Групповая и индивидуальная

Цели урока:

  • Обобщение знаний, полученных учащимися при изучении тем “Жизнь на Земле”, “Как человек появился на Земле”;
  • Формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач
  • Формирование УУД в условиях решения практических задач.

Задачи урока :

Обучающие: Сформировать представление о понятиях Эволюция, Палеонтология, Эры жизни; познакомить с представителями древнего животного мира

Развивающие: Развивать познавательную деятельность обучающихся

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, понимание ценности живой природы, знакомить с музейным потенциалом Санкт-Петербурга (посещение Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея имени академика Ф.Н.Чернышева)

Планируемые результаты:

  • Личностные : обеспечение ценностно-смысловой ориентации обучающихся; проявление внутренней позиции, определение потребности в освоении учебной темы, проявление творчества при выполнении задания
  • Метапредметные : Познавательные : Поиск информации, извлечение информации в соответствии с целью, установление причинно-следственных связей, анализ информации, перевод информации в разные формы проявления
  • Коммуникативные : работа в группе, корректное взаимодействие с участниками урока, владение монологической и диалогической формами речи.
  • Регулятивные : Определение лично значимой цели, установление последовательности действий, контроль выполнения результата
  • Предметные: Знание основных этапов в развитии жизни на Земле; узнавание изученных объектов; описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного.
  • Формы и методы диагностики: индивидуальный устный опрос (сообщения учащихся), индивидуальный письменный опрос (ученики сдают конспекты урока), групповая: устный отчет по результатам экспедиции группы и заполнение таблицы.

    Информационно-методическое обеспечение урока

    1. Учебник: Природоведение 5 класс А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М. “Дрофа” 2013
    2. Презентация в формате PowerPoint Палеонтологическая летопись Земли. Разработка учителя биологии Веске Татьяны Велловны
    3. Раздаточный материал для учащихся: распечатка конспекта учащегося; отпечаток трилобита; отпечаток следа динозавра (сделан учителем по рисункам), в помощь для работы групп “Краткий справочник палеонтолога” Приложение 1. (составлен учителем в соответствии с заданиями для групп), макет черепа австралопитека.

    Методическое обоснование урока

    Основой современного урока в соответствии с требованиями ФГОС является системно-деятельностный подход. Предусматривается самостоятельная деятельность учащихся по усвоению знаний, умений и навыков. Изучение тем “Жизнь на Земле”, “Как человек появился на Земле” в 5 классе имеет большое значение, т. к. у обучающихся закладываются основы научного мировоззрения на эволюцию планеты, органического мира, появление человека на Земле. Тема “Как человек появился на Земле” является логическим продолжением темы о развитии жизни на планете. В связи с чем я решила провести урок обобщения и систематизации знаний после изучения обеих тем.

    Задача учителя на уроках в 5 классе сделать этот материал доступным для понимания ребенка, интересным, одновременно заложив в ученике основы естественно-научного понимания мира. Именно поэтому я решила провести обобщающий урок по этим темам в форме путешествия во времени. Уроку предшествовало посещение музея Всероссийского Геологического Института (ВСЕГЕИ). На основе увиденных экспонатов – останков древних животных, несколько учащихся сделали сообщения на уроке. Ученики класса распределяются по группам, каждая группа во время проведения урока, попадает в определенную эру жизни. Каждая группа выполняет творческое задание.

    В своей разработке я представляю:

    1. Подробный конспект урока

    2. Конспект учащегося

    3. Технологическая карта урока Приложение 2

    Цифры соответствуют номеру слайда в презентации

    1. Тема урока: Палеонтологическая летопись Земли

    2. Палеонтология – это (Paleo - древний, Logos – наука) - наука о древней жизни

    3. Жизнь на нашей планете не всегда была такой, какой мы видим ее сейчас.

    Когда то на планете появились первые микроорганизмы, изменялись условия существования, происходила эволюция – развитие живой природы от простого к сложному. Очень кратко посмотрим, как могла происходить эволюция. Видео – слайд.

    4. Эволюция – развитие организмов от простого к сложному.

    5. С появлением первых организмов, ученые стали делить историю нашей планеты на 5 эр жизни. Самая древняя – Архейская, затем идут Протерозойская, Палеозойская, Мезозойская, 67 млн.лет назад началась Кайнозойская эра, которая длится до сих пор. Мы с вами тоже живем в Кайнозойской эре. Эры делятся на периоды. Геохронологическая таблица есть у каждого из Вас в конспекте.

    Человек появился на Земле всего несколько миллионов лет назад.

    6. Ребята, Как же ученые узнали, кто из организмов и когда жил?

    7. Ответы на этот вопрос дают ученые палеонтологи. Они изучают осадочные породы, в которых могли сохраниться отпечатки древних растений или животных, находят останки древних организмов.

    Например, на этом слайде представлены окаменелости древних моллюсков. Скажите, стоит ли искать мел на Луне? Почему?

    8. Многие из Вас сегодня подготовили сообщения о древних организмах, которые жили на нашей планете.

    С некоторыми палеонтологическими находками, мы с ребятами познакомились и даже сфотографировали, побывав в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее имени академика Ф.Н. Чернышева на Среднем проспекте Васильевского острова.

    Внимание, в ваших конспектах есть таблица, вы должны заполнить ее на уроке, пока другие ученики будут выступать. Нужно заполнить: название животного, в какой эре оно существовало, что вы о нем узнали.

    9. Филипп подготовил нам рассказ о трилобитах. Беспозвоночных животных – обитателей морей Палеозойской эры. Доклад учащегося.

    10. В Палеозойской эре жили и позвоночные животные. Доказательства этому мы тоже видели в Геологическом музее.

    11. Кирилл подготовил доклад об огромной древней рыбе – динихтисе. Доклад учащегося.

    12. На смену Палеозойской эре приходит Мезозойская, которую часто называют эрой динозавров.

    13-15. В геологическом музее мы обнаружили скелет утконосого динозавра, найденного в Манчжурии. Леша подготовил сообщение о нем. Доклад учащегося.

    16. Динозавры были очень широко распространены. Денис подготовил рассказ о гигантском хищнике планеты – тираннозавре. Доклад учащегося.

    17. 67 млн. лет назад началась Кайнозойская эра, она продолжается до сих пор.

    18. В геологическом музее мы обнаружили скелет древнего кита цетотерия.

    Доклад учащегося.

    20-21. Киты относятся к млекопитающим. Млекопитающие – самые эволюционно развитые животные. Конечно, все слышали о мамонтах. Коля расскажет нам об этих древних животных. Доклад учащегося.

    22-25. Какие то древние животные вымерли, а какие то дали начало современным видам. Посмотрите на современных лошадей. У нас есть ученица, которая очень любит этих животных. Это Лера, она заинтересовалась, каким образом они появились на нашей планете. Доклад учащегося.

    26. Все ребята сделали очень интересные сообщения. Но пора теперь проверить полученные знания на практике. Каждая группа сейчас отправляется в экспедицию на машине времени. Каждая группа попадет в какую то геологическую эру. Для того, чтобы правильно провести наблюдения вам дается краткий справочник палеонтолога. Ваша задача определить, в какой эре вы оказались? Что обнаружили? Кому принадлежат обнаруженные находки?

    27. Внимание на машине времени отправляется первая группа!

    Вы обнаружили череп какого то существа. С помощью своих знаний и справочника палеонтолога вам необходимо через две минуты рассказать нам о своей находке и вернуться в наше время!

    28. Внимание на машине времени отправляется вторая группа!

    На побережье Вы обнаружили следы неизвестного животного. С помощью своих знаний и справочника палеонтолога вам необходимо через две минуты рассказать нам о своей находке и вернуться в наше время.

    29. Внимание на машине времени отправляется третья группа!

    На морском дне Вы обнаружили отпечатки. С помощью своих знаний и справочника палеонтолога вам необходимо через две минуты рассказать нам о своей находке и вернуться в наше время.

    30. Вы должны заполнить таблицу в своем конспекте урока.

    31. Отчет первой группы

    32. Отчет второй группы

    33. Следы динозавра, обнаруженного американским учеными

    34 Отчет третьей группы

    35. Пора возвращаться в 21 век! Устанавливаем время.

    36. Возвращение домой.

    Следы истории в глубинах
    Покрыты паутиной лет,
    Вы обнаружили в руинах
    И извлекли на белый свет.
    Любая мелочь - часть истории.
    Из тщательно подобранных ключей
    Под Вашими руками оживает Прошлое...

    38. Прошлое сегодня на уроке рассказало нам свои тайны, палеонтологическая летопись Земли приоткрыла нам завесу прошлого. Ребята, сейчас я попрошу каждого из Вас сказать в 1-2 предложения: что нового Вы узнали, и что вам понравилось на уроке?

    39. Кто заинтересовался этой темой, может почитать очень интересную научно- фантастическую книгу Владимира Обручева “Плутония”.

    Герои романа, шесть отважных исследователей, проникают внутрь Земли в подземный мир, где встречают ископаемую флору и фауну (динозавры третичного периода), а также племя первобытных людей. В этом подземном мире день и ночь светило меленькое солнце, названное путешественниками Плутоном, а весь подземный мир – Плутонией. Попали они внутрь нашей планеты сквозь огромное отверстие, расположенное далеко на севере, среди льдов Антарктики, постепенно спускаясь по его пологому склону.

    40. А сейчас я попрошу каждого из Вас нарисовать смайлик. С каким настроением Вы уходите с урока?

    Смайлик отдаете мне, а я прикреплю его на доску. Мы все узнаем настроение друг друга в конце урока.

    Конспект учащегося

    Дата _____________

    Тема урока ___________________________

    Палеонтология – это __________________

    Эволюция – это ______________________

    Путешествие во времени

    Что интересного и полезного я узнал на уроке? __________________________

    Литература.

    1. Обручев В.А. Плутония “Эксмо” 2014
    2. http://www.vsegei.ru/ru/structure/information/museum/ сайт Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея имени академика Ф.Н.Чернышева

    Оборудование: геохронологическая таблица
    Вводная часть:
    Решение проблемной ситуации.

    -Всегда ли они были такими?



    Основная часть:
    Решение проблемной ситуации.
    -Случайно ли облик земно поверхности нашей страны, ее природа?
    -Всегда ли они были такими?
    -Если нет, то как и почему они изменились?
    -Как ученые доказали, что природа постоянно изменялась, развивалась?
    На эти вопросы нам предстоит ответить. Будьте внимательны.
    «О том, что природа Земли не всегда была такой, какой видит ее человек, люди догадывались, встречаясь с окаменелостями, растении и животных, которых теперь не существует, раковинами. Постепенно сформировалась наука о древней жизни –палеонтология. А как называют ученых, занимающихся этой наукой?
    Много лет учение всего мира изучают сохранившиеся остатки животных и растений, встречающихся в строго определенных слоях горных пород. Это означает, что развитие природы неразрывно связано с геологическим развитием, поэтому их надо рассматривать в единстве. В настоящие время ученые восстановили картину прошлого Земли, создав геохронологическую таблицу. Всю таблицу отложений, а следовательно, и время геологической истории развития природы разделили на … групп и эр:? – древнейшую, ? – первичной жизни, ? –древней жизни, ? – средней жизни, ?- новой жизни.
    Породы каждой эры включают остатки определенных вдов животных и растений. Эры разделены на менее длительные отрезки времени- периоды
    Определение возраста горных пород позволяет установить относительное и абсолютное время, прошедшее с какого- то момента или события в истории Земли. Если залегание горных пород не нарушено, то каждый слой моложе того, на котором он залегает. Самый верхней слой образовался позднее всех лежащих ниже. Время в течение которого накапливалась каждая группа пород, названо эрой. Название эры отражает относительное время – А как определяют абсолютный возраст горных пород?

    Вывод: Горные породы – свидетели эволюции жизни.

    Работа с геохронологической таблицей.
    – Какие графы в ней выделяются?
    – Прочтите название периодов каждой эры от самых древних до молодых.
    – Какая эра в истории Земли была самой продолжительной?
    – Какие периоды были наиболее продолжительными?
    – Какой период самый короткий?
    – Какие происходили изменения в природе каждой эре?
    – Проследите, какие периоды в истории Земли были влажными; когда на Земле появились птицы?
    – Когда появились пустыни?
    – Как называется эра и период в которой мы живем?
    – Составьте по таблице вопросы друг другу.
    Геологические карты.
    – Узнайте, какую информацию дает геологическая карта.
    Завершающая часть:
    Закрепление:
    – Время, в течение которого накапливается каждая группа пород называется?
    – Перечислите эры с древних до наших времен.
    Итог. Как вы поняли тему?
    Оцените свою работу на уроке.

    Урок 6. ОСОБЕННОСТИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ И ТЕКТОНИЧЕСКИХ СТРУКТУР

    19.08.2014 6419 0

    Задачи: сформировать представление о развитии природы на территории страны, знания об абсолютном и относительном возрасте горных пород, о геологическом летоисчислении; объяс­нить структуру и содержание геохронологической таблицы, нау­чить пользоваться ею; расширить знания учащихся о тектониче­ских структурах, их происхождении, размещении на территории России; развивать краеведческие знания о геологическом строении земной коры; показать практическое значение знаний о тектониче­ском строении для человека в современных условиях; научить ана­лизировать и сопоставлять тектоническую и геологическую карты.

    Ход урока

    I.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

    Структура урока определяется принципиальной новизной учебного материала и его сложностью. Ключевое звено урока - объяснение учителя. Работа школьников направлена на усвоение и закрепление знаний и умений. Поэтому важно сразу же мотивиро­вать учебную деятельность учащихся путем совместного целепола- гания.

    Перед объяснением нового материала необходимо выяснить опорные знания учащихся о возрасте горных пород, геологическом прошлом Земли, развитии природы на территории страны. Эту ра­боту можно провести, используя следующие вопросы:

    Какой возраст имеет наша планета?

    Какое строение имеет литосфера?

    Какие явления происходят на границах ее плит?

    Как размещаются на Земле сейсмические пояса?

    Случаен ли облик земной поверхности?

    Всегда ли он был таким?

    2 География России. 8 кл.

    Как ученые доказывают, что природа постоянно развивалась, изменялась? На основании каких фактов?

    Какие науки занимаются изучением строения земной коры и развитием природы на Земле?

    В каждом классе совокупность этой информации различна, но в целом учащиеся знакомы с отдельными вопросами, поэтому учитель только корректирует их знания в процессе беседы. Итогом беседы будет вывод о постоянном, непрерывном изменении поверхности Земли и развитии природы. Среди наук, изучающих Землю, следует рассказать об исторической геологии, геотектонике, палеонтологии, минералогии. Эти определения учащиеся могут записать в тетради.

    Геология - наука, изучающая Землю: ее состав, структуру, внутренние и внешние процессы, историю. Впервые определение геологии дал Чарльз Лайель в 1830 году. Современная геология делится на ряд отраслей, многие из которых стали самостоятель­ными науками: историческая геология, геотектоника, палеонтоло­гия и т. д.

    Историческая геология изучает историю и закономерности развития земной коры и Земли в целом.

    Геотектоника - учение о строении земной коры и формиро­вании тектонических структур.

    Палеонтология - наука о вымерших организмах и о развитии органического мира Земли.

    «Наша планета существует уже многие миллионы лет, в тече­ние которых жизнь на ее поверхности испытала большие измене­ния... Это изменение форм органической жизни можно проследить, изучая их остатки, сохранившиеся в толще земной коры в виде окаменелостей... Изучением форм этой минувшей жизни, их осо­бенностей, условий существования и причин изменения - вымира­ния одних, развития и совершенствования других - занимается от­расль науки, называемая палеонтологией».

    (В. А. Обручев.)

    Минералогия - наука, изучающая минералы, их состав, свойст­ва, условия образования и нахождения в природе.

    Учитель. Минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблёскивающие на музейных полках; это и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и снежинки, медленно опускающиеся на землю. Они слагают и оплавленную глыбу метеорита, и кусок свинцовой руды в ковше экскаватора, и глинистый обрыв реки. Минералы об­наружены и далеко за пределами Земли - на далёких планетах, в кометах, в межзвёздной пыли. В общем, минерал - это один из ос­новных «кирпичиков», которые слагают окружающий нас мир не­живой природы.

    Петрография - наука, изучающая горные породы.

    Учитель. Горные породы представляют собой природное со­единение одного или нескольких минералов. Каждая горная порода образовалась в определенных условиях. Так, например, гранит со­стоит из довольно крупных кристаллов («зёрен») кварца, полевого шпата и слюды.

    II.Получение новых знаний.

    1.На этом этапе урока учитель формирует у учащихся пред­ставление о развитии природы на Земле, о геологическом летоис­числении.

    Учитель. Раскрывая и расшифровывая историю нашей плане­ты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сцена­рием, написанным природой. История эволюции Земли - своеоб­разный красочный и яркий спектакль, полный драматических со­бытий, многие участники и зрители которого давным-давно ушли в небытие, оставив свой след в земных слоях.

    Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой как бы страницу огромной каменной книги, на которой своеобраз­ным языком в виде отпечатков растений и ископаемых остатков животных записаны события, происходившие на Земле и в её не­драх многие сотни миллионов лет назад. Прочесть исторический сценарий, написанный этими «каменными иероглифами» хотя и нелегко, но вполне возможно. Однако составить полную картину эволюции нашей планеты очень сложно, т. к. одни страницы ка­менной летописи окончательно утеряны, другие сильно поврежде­ны временем, а третьи - перепутаны и искажены.

    Геологи медленно и скрупулёзно, шаг за шагом находят и изу­чают факты, строят различные гипотезы, воссоздают из небытия картины далёкого прошлого. Но история Земли по-прежнему полна загадок и тайн.

    Точную дату рождения нашей планеты определить довольно трудно. Существует много гипотез о времени и особенностях её возникновения. По мнению современных ученых, Земля родилась около 4,6 млрд лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько сотен миллионов лет Протоземля провела в виде холодного безжизненного скопления космического вещества. По­степенно она начала разогреваться, это привело к изменению веще­ства, из которого она состояла. Расплавленное земное вещество стало распределяться по удельному весу. На поверхности остались легкие соединения, а тяжелые соединения и элементы опустились на глубину. Так появились мантия и ядро. Земная кора образова­лась, когда Земля стала остывать. Планета покрылась тонкой твер­дой оболочкой, хотя в её глубинах продолжал кипеть расплав.

    Именно со времени образования земной коры начинается геоло­гическая история Земли. Самые древние горные породы свидетель­ствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд лет. Все время геологической истории развития природы разделили на пять эр.

    Задание: запишите в тетрадь.

    1.Определение «геологическая эра» необходимо записать в тетради как одно из ключевых на данном уроке.

    Геологическая эра - наиболее крупный этап развития земной коры и органического мира.

    2.Названия эр также следует записать в тетради, т. к. на них учащиеся будут опираться при работе с геохронологической таб­лицей. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией кар­тин природы различных геологических эпох.

    Учитель. Первая геологическая эра, возраст которой, по- видимому, не менее 3,5 млрд лет, продолжалась более 900 млн лет. В то время поверхность Земли представляла собой однородную серую равнину, напоминающую современный лунный ландшафт. Постепенно формировались атмосфера и гидросфера. Следов орга­нической жизни практически нет. Породы органического происхо­ждения указывают на существование бактерий и водорослей. Эти простейшие формы жизни покрывали живой тонкой пленкой ог­ромные пространства морской поверхности и суши. Жизнь еще многого не умела, она еще не научилась по-настоящему расти и двигаться. Она умела главное - жить, приспосабливаться к любым, самым невероятным условиям. Эта практически безжизненная эра носит название архея (древнейшая).

    Протерозой, или эра ранней жизни, длился примерно 2 млрд лет, его возраст 2,7 млрд лет. В протерозойских отложениях остат­ки организмов встречаются всё чаще - это в большинстве своем такие же круглые одноклеточные бактерии и водоросли, но среди них уже существовали и примитивные многоклеточные организмы: водоросли, кишечнополостные, черви и др.

    Эра древней жизни, палеозой, характеризуется заменой в про­цессе дальнейшего развития первоначальных низкоорганизованных примитивных форм жизни более высокоорганизованными. Появ­ляются, быстро развиваются и процветают рыбы, амфибии, репти­лии, летающие насекомые, пауки; широкое распространение полу­чают водоросли, пышно развиваются кораллы, растения выходят на сушу, появляются семенные папоротники, исчезают каменно­угольные леса. Возраст палеозоя предположительно составляет 570 млн лет, а продолжительность - около 350 млн лет.

    В мезозое, эре средней жизни, появились первые, а затем и высшие млекопитающие, настоящие костистые рыбы, настоящие птицы. В растительном мире на смену господствующим голосе­менным приходят покрытосеменные, происходит резкое сокраще­ние папоротников. Мезозой продолжался 163 млн лет, возраст этой эры - 230 млн лет.

    Эра новой жизни, кайнозой, наступила 67 млн лет назад. Вы­мирают крупные пресмыкающиеся, исчезают головоногие моллю­ски. Среди животных господствуют млекопитающие и птицы, в растительном мире - покрытосеменные растения. Наконец 1,5 млн лет назад появился человек. Животный и растительный мир принял современный облик.

    Каждая эра подразделяется на геологические периоды, а те, в свою очередь, на эпохи. Названия периодов чаще всего происходят от местностей, где впервые были найдены соответствующие отло­жения.

    На заключительном этапе урока учащиеся знакомятся с поня­тием «геологическое летоисчисление», желательно использовать и его определение, которое приводится в учебнике.

    Геологическое летоисчисление - это раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последова­тельности формирования горных пород.

    Учитель. Все методы определения возраста горных пород под­разделяются на две группы: а) методы определения относительного возраста горных пород; б) методы определения абсолютного воз­раста горных пород. Методами первой группы определяют, какие породы древнее, а какие моложе относительно друг друга. Мето­дами второй группы определяют возраст породы в единицах вре­мени.

    Учитель кратко раскрывает историческую обусловленность от­крытия палеонтологического и радиоактивного методов, рассказы­вает, что лежит в основе этих методов. Кроме того, необходимо обратить внимание учащихся на то, что данные о геологическом возрасте горных пород, полученные с помощью палеонтологиче­ского и радиоактивного методов, хорошо сочетаются и никогда не противоречат друг другу.

    3.Этот этап урока посвящен геохронологической таблице.

    Учитель. На основании изучения возраста горных пород со­ставлены геологическая карта и геохронологическая таблица, в ко­торой систематизированы знания об основных геологических со­бытиях и облике земной поверхности, а также о закономерностях образования полезных ископаемых.

    Далее необходимо объяснить структуру и содержание геохро­нологической таблицы и познакомить с приёмами ее чтения, указав на то, что в верхней части таблицы отражены события самые «мо­лодые», т. е. таблицу надо читать снизу вверх - с древнейшего вре­мени. Учитель привлекает учащихся к чтению таблицы с демонст­рацией картин и других имеющихся иллюстраций, отражающих природу в определенные эры и периоды. Такие картины заинтере­совывают учеников, буквально оживляют таблицу, создают кон­кретные, наглядные представления.

    С целью формирования умения пользоваться геохронологиче­ской таблицей и самостоятельно ориентироваться по ней учитель организует работу, предложив учащимся выполнить задания и от­ветить на вопросы:

    1)Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.

    2)Назовите самую короткую эру и самую длинную.

    3)Прочтите названия периодов каждой эры.

    4)Какие периоды были наиболее продолжительными? Какой период - самый короткий?

    5)Прочтите таблицу по горизонтали. Какие события геологи­ческой истории в ней отражены?

    6)Охарактеризуйте какой-либо период.

    Здесь важно обратить внимание на взаимосвязь в изменении соотношения суши и моря, возникновения и разрушения гор и из­менения климата, растительного и животного мира.

    Учитель. Образование гор вело к уменьшению площади морей, похолоданию климата и, как следствие, вымиранию одних живот­ных и появлению других, приспособленных к жизни в новых усло­виях. Образование горных систем, таким образом, изменяло не только рельеф, но и весь древний природный комплекс.

    1)Какие горные породы образовались в палеозое, мезозое и т. д.?

    2)Как изменялся климат, растительный и животный мир?

    3)Какие периоды в истории Земли были влажными?

    4)Когда на Земле появились птицы?

    5)Когда появились пустыни?

    6)Как называется эра и период, в которые мы живем?

    Учитель. Раньше породы делили на первичные (магматические и метаморфические) и вторичные (осадочные). Затем выделили среди осадочных пород наиболее молодые и назвали их третичны­ми, а затем обнаружили «самые молодые» - четвертичные. Это на­звание отнесли и к периоду, когда они отложились.

    В целом у учащихся должно сложиться представление о дли­тельном естественном развитии природы, которое привело к обра­зованию географической оболочки. Территория нашей страны лишь ее часть.

    4.Учитель. В процессе совместной работы мы поняли, что в геохронологической таблице заключена огромная информация о развитии Земли. Но по ней трудно судить, в каких районах земного шара, материка или нашей страны происходили те или иные геоло­гические события. Об этом дают представление различные карты: тектонические, геологические, размещения полезных ископаемых и т. д. С тектонической картой (картой строения земной коры) мы уже знакомы. Геологическая карта показывает распространение горных пород различного возраста, выходящих на поверхность. На основании геологических карт проводится поиск и разведка полез­ных ископаемых.

    5.Работа с тектонической картой России проводится с целью расширения знаний об основных тектонических структурах и их размещении на территории страны.

    Учитель. Вы уже знаете, что земная кора представляет собой совокупность литосферных плит и их осколков. Литосферные пли­ты состоят из платформ и складчатых поясов.

    Платформа - это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых мета- морфизированных пород и чехол, сложенный спокойно залегаю­щими осадочными породами.

    Складчатый пояс - это подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.

    Понятия «платформа» и «складчатый пояс» учащиеся записы­вают в тетрадь. Учитель сопровождает свое объяснение демонстра­цией схем строения платформы и складчатого пояса. Это помогает школьникам быстрее вспомнить и закрепить понятия.

    Учитель отмечает, что территория страны - часть древнего материка Лавразии. Основная ее часть - это Евразийская лито- сферная плита, которая имеет очень сложное строение и состоит из платформ и складчатых областей разного возраста.

    Для формирования умения работать по тектонической карте можно предложить учащимся следующие вопросы и задания:

    1)Какими способами показаны на тектонической карте геоло­гические структуры?

    2)Каким цветом показаны на карте области разных складчато­стей - от байкальской до кайнозойской?

    3)Какие структуры занимают наибольшие территории? Какой возраст они имеют?

    4)Чем плиты отличаются от платформ? (Плиты - это молодые платформы.)

    5)Какие территории нашей страны возникли в герцинскую складчатость, в мезозойскую, в кайнозойскую?

    6)Почему Кавказские горы выше Уральских?

    Чтобы углубить понятие «платформа», необходимо познако­мить учащихся с такими понятиями, как «траппы» и «щиты». Их также можно записать в тетрадь.

    Траппы - это излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны. В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.

    Щиты - это выход фундамента платформы на поверхность. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе, Анабарский щит на Сибирской платформе и т. д.

    6.Работа с геологической картой России может быть организо­вана в виде устной практической работы с целью изучения ее со­держания и выработки умения ее читать, а также сопоставлять с тектонической картой.

    1)Изучите условные обозначения к геологической карте.

    2)Расскажите, что обозначают цвета и буквенные индексы на этой карте.

    3)Установите, какого возраста породы слагают Восточно- Европейскую равнину.

    4)Где на равнине выходят на поверхность магматические поро­ды?

    5)Отложениями какого возраста сложена Западно-Сибирская равнина?

    6)Отложениями какого возраста сложена территория на кото­рой вы живете?

    7)На основе полученных фактов сделайте вывод о том, что можно узнать, изучая геологическую карту.

    7.В заключение урока учитель кратко рассказывает о практи­ческой важности данной темы для представителей различных про­фессий в современных условиях.

    III.Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: § 6, выполнить задание 1 на с. 38-39 в ра­бочей тетради, определения ключевых слов выучить

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: