Программа проведения гонок формула 1 в баку. Риккардо выиграл сумасшедшую гонку в баку, стролл на подиуме

Длина городской трассы в Baku City Circuit составляет 6,006 км. Автором проекта был придворный архитектор всех современных трасс Формулы 1 Герман Тильке.

Трасса будет расположена в самом сердце Баку и пройдёт по самым красивым местам города. Именно такую цель ставили организаторы гонки. При этом направление движения будет организовано против часовой стрелки.

Ширина трассы составит от 13 до 7.6 метров в районе седьмого и восьмого поворотов около старого города.
Все объекты трассы будут собираться перед каждым Гран При. После гонки, город в полной мере обретёт тот вид, который он имел до проведения этапа Формулы 1. То есть все объекты будут собирать на время этапа, а затем полностью разбирать и снова устанавливать перед этапом следующего года. Трибуны трассы смогут вместить 30 000 зрителей.

Стартовая прямая трассы будет проходить по проспекту Нефтяников около Дома Правительства. Здесь же на площади Свободы расположится паддок, комплекс боксов, пит-лейн, командные мостики и далее уже непосредственно стартовая прямая.



Перед первым поворотом гонщиков ждёт жёсткое торможение со скорости около 340 км/ч! Ведь к нему через изломы 19 и 20 поворотов будет вести прямая протяжённостью около 1500 метров. Здесь открываются очень красивые виды. С одной стороны Дом Правительства - за боксами и паддоком, а по другую сторону стартовой прямой - побережье Каспийского моря. Рядом также находится несколько современных отелей, в одном из которых будет располагаться пресс-центр.

После левого 90-градусного поворота гонщики отправляются на короткий прямик длиной в 300 метров по улице имени А.С. Пушкина, справа от которой расположен одноимённый парк.

Второй поворот, также под прямым углом, и тоже левый, выведет болиды Формулы 1 на улицу Хагани, где будет вторая по протяжённости прямая трассы длиною в целый километр (к слову, именно такая длина у стартовой прямой в Барселоне). А затем гонщиков ждет ещё одно жёсткое торможение перед следующим поворотом.

Первый и третий повороты дадут пилотам отличные возможности для обгонов. Не так часто можно увидеть на городской трассе сразу две длинные прямые. После третьего поворота пилоты уходят налево на проспект Бюльбюль. После небольшого прямика длиною в 240 метров следует правый 90-градусный поворот. Слева от этого прямика расположен очень красивый парк Сахиль Багы.


Затем пилоты сворачивают на улицу Зарифы Алиевой, где через небольшой левый излом проезжают порядка 350 метров. После этого следует шикана пятого и шестого поворотов, которая выводит маршрут трассы обратно на Проспект Нефтяников. Здесь трасса смыкается. Примерно 300 метров болиды Формулы 1 будут ехать в разном направлении по одной улице, при этом их будет разделять стена.

На этом заканчивается та часть трассы, которая представляет собой современную часть центра Баку. Здесь улицы напоминают города южной Европы, такие как Барселона или Ницца. В этой части города много магазинов, ресторанов и кафе. Ну и, конечно же, очень красивая набережная, на которой также есть несколько торговых центров с красивой архитектурой. На набережной будет находиться и часть трибун.


После седьмого поворота пилоты отправляются в район старого города. Буквально за 500 метров трасса станет очень узкой, а местами её ширина, по оценкам архитекторов, будет составлять около восьми метров. Вероятно, она будет частично расширена за счёт тротуаров.

На этом участке стоит остановиться отдельно. Как мы уже сказали, здесь начинается часть трассы, огибающая Старый город. За седьмым поворотом следует короткий отрезок по улице Азиза Алиева. Уже в этом месте трасса становится заметно уже.

Но самая сложная часть начинается после восьмого поворота. Эта часть городского автодрома определённо станет его визитной карточкой. После восьмого поворота трасса максимально сужается, при этом тут идёт достаточно резкий подъём. Слева у пилотов будет стена Старого города (Ичери Шехер) и его ворота - исторический памятник, охраняемый ЮНЕСКО, а справа - дома.


Данный отрезок вызвал некоторый скепсис у журналистов. Однако директор по устройству трассы Том Батчер на все вопросы журналистов отвечал, что всю трассу одобрили в FIA, в том числе и Чарли Уайтинг. И что на данном участке не будет ни аварий, ни проблем. К слову, скорость машин Формулы 1 на этом подъёме составит лишь примерно 80 км/ч.

Каждый год за несколько месяцев до начала гонки на брусчатку будут класть слой песка, а затем временный асфальт. И таких участков с брусчаткой на маршруте трассы два. Первый из них, около ворот Старого города, составляет 150 метров. Второй, после 15-го поворота, - 300 метров.

После этой очень атмосферной части трассы, включающей в себя узкий слепой подъём от восьмого к 11-му повороту, пилоты снова возвращаются на достаточно широкое дорожное полотно. Тут трасса продолжает огибать Старый город, но уже по современным улицам.


Здесь буквально всё пропитано наукой и культурой. Пилоты пронесутся по улице Истиглалият от 12-го к 15-му повороту. При этом 13-й и 14-й представляют собой, скорее, изломы и будут проходиться в полный или почти полный газ. На этой улице располагается президиум азербайджанской Академии наук, а ниже филармония имени Муслима Магомаева - прямо в районе 15-го поворота.

Дистанция от 12-го к 15-му повороту составляет примерно 850 метров, после чего последует жёсткое торможение. Двлее начинается очень живописный спуск к набережной. Здесь находится вторая часть брусчатки протяжённостью примерно 300 метров. Слева у пилотов будет Парк Филармонии, а справа Азербайджанский государственный музей искусств.


16-й поворот выводит пилотов обратно на проспект Нефтяников. Именно здесь начинается разгон к первому повороту. Лишь несколько раз на пути к нему, в 17-м и 18-м поворотах, гонщики немного приподнимут правую ногу и сбросят скорость.


Около 19-го поворота располагается ещё один исторический памятник Баку - Девичья башня. Отсюда начинается полуторакилометровый отрезок, который вновь приведёт пилотов к первому повороту.


Декабрьский Баку, вопреки ожиданиям, мало отличается от Москвы. Температура воздуха лишь слегка переваливает за ноль, в дело идут шарфы и шапки, на днях прошёл сильный снегопад - так и не предположишь, что летом во время Гран-при Формулы-1 тут стоит жара. О прошедшем и будущем этапах тут и так сохраняются воспоминания. Например, на месте примерно треть здания пит-билдинга - та, которую труднее всего разбирать и которая меньше всего мешает мероприятиям на площади Свободы в 51 негоночную неделю. Внутри здания на втором этаже - строительные материалы и голые стены, но легко можно представить, как летом 2017 года паддок-клуб вновь предстанет во всём своём великолепии.

Можно выйти на балкон и осмотреть стартовую прямую, то есть, пардон, проспект Нефтяников. На асфальте можно разглядеть рекламу, нанесённую летом на пит-лейн, видны отдельные стартовые позиции, а лучше всего сохранились отметки для гонщиков, заезжающих на пит-стопы. Далее на части проспекта не убрали бетонные блоки (тут трасса сходилась и болиды ехали в разные стороны) - ещё одно напоминание о Формуле-1.

В двух местах трассы гоночный асфальт был нанесён поверх старинной брусчатки, которую бережно накрыли. В итоге около стены Старого города (8-9-й повороты, самое узкое место в календаре Ф-1) асфальт оставили, а вот в районе 15-16 поворотов брусчатку вернули - в том числе чтобы показать, что с ней ничего не случилось. И правда - чисто внешне состояние не вызывает вопросов.

В некоторых поворотах хорошо заметны следы от ныне снятых гоночных бордюров. Забавно смотреть, как некоторые водители соблюдают виртуальные границы трассы, а другие оказываются на «обочине» всеми четырьмя колёсами - но Чарли Уайтингу сейчас до этого нет никакого дела. Да и едут-то водители в противоположную по сравнению с трассой Ф-1 сторону! В общем, с одной стороны, Баку не забывает о Формуле-1, а с другой - никакой гоночной лихорадки не наблюдается. И корреспондент «Чемпионата» вместе с коллегами узнал, чем сейчас занимаются организаторы бакинской гонки. Фактов набралось немало.


1. Конфигурация трассы изменений не претерпит. Собственно, по-другому её по центру Баку особо и не проложить. «Изменятся лишь поребрики в паре поворотов, которые могут быть слегка передвинуты, плюс ФИА попросила о ещё некоторых совсем мелких изменениях», - рассказал главный строитель трассы Том Бутчер. Кроме того, могут быть увеличены некоторые зоны вылета, хотя понятно, что в случае с уличной трассой такая возможность есть далеко не всегда.

2. Как уже многие слышали, с 2017 года этап официально будет называться Гран-при Азербайджана, а не Гран-при Европы. Так изначально и планировали: в первый год провести «европейскую» гонку, а затем переименовать этап. Были небольшие трудности с переоформлением всех документов, но все они преодолены.

3. Ещё одна информация, о которой настоящий болельщик уже должен знать: , таким образом всё-таки избежав пересечения с «24 часами Ле-Мана». «По датам у нас была условная договорённость, - говорит исполнительный директор Baku City Circuit Ариф Рагимов. - Мы понимали, как загружен календарь Формулы-1, так что было тяжело найти летний слот, чтобы не совпасть с Ле-Маном. Так что мы попросили: если откажутся какие-то гонки и появится новый слот, чтобы нас туда передвинули. Так и получилось. Германия отказалась, Великобритания и Австрия согласились перенести даты на неделю вперёд, и для нас появилось такое местечко - 23-25 июня».

4. Даже если бы азербайджанский этап не перенесли и он снова состоялся стык в стык с канадским, то организаторы справились бы – в конце концов, удалось же всё организовать в аналогичной ситуации год назад. Тогда все были впечатлены работой бакинского аэропорта, где всего за сутки разгрузили шесть огромных самолётов с оборудованием, прилетевшим из Монреаля.

5. Продажа билетов на Гран-при 2017 года стартовала 2 декабря. До конца января билеты можно приобрести со скидкой до 30 процентов. Самые дешёвые билеты будут стоить примерно 5200 рублей. Число посадочных мест по сравнению с гонкой 2016 года не изменится, но могут быть расширены зоны общего доступа.


6. Самый первый билет приобрёл англичанин из Лондона. Когда журналистам огласили эту информацию, не могла не родиться шутка – мол, это Берни Экклстоун. Такое предположение, посмеявшись, опровергли. В целом торговля идёт относительно бойко, но точных цифр организаторы не называют. Год назад почти сразу было продано 100-150 билетов, но затем продажи практически замерли на несколько месяцев - на сей раз этого не происходит, билеты продаются постоянно.

7. В рекламной кампании довольно серьёзный упор делается на Россию. Как рассказал Рагимов, организаторы ожидают, что на Гран-при 2017 года на трибунах окажется 3-4 тысячи российских зрителей. При этом Рагимов не думает, что его гонка сильно конкурирует с Гран-при России, ведь в Баку может приехать менее 10% от потенциальных посетителей Гран-при России. Соответственно не слишком принципиальным выглядит момент, что бакинские продажи билетов уже стартовали, а сочинские - ещё нет.

8. В отличие от первого Гран-при, организаторы планируют пакетные продажи - то есть предложения, когда зрители смогут сразу покупать билет на трибуну и номер в гостинице. А вот авиабилеты в пакеты входить не будут.

9. Перед дебютным Гран-при наиболее известным послом этапа являлся Фернандо Алонсо. Сейчас организаторы ещё не определились, кто будет продвигать Гран-при в 2017-м. Общение с различными гонщиками ведётся, но никакой конкретики пока нет.

10. На данный момент подтверждена только одна гонка поддержки - GP2. Одно из главных препятствий на пути к ещё каким-нибудь заездам - проведение Гран-при в центре города. Соответственно будет сложно разместить ещё один паддок для гонок поддержки.

11. Организаторы продолжают работать над концертной программой. «У нас будут международные звёзды. Мы в процессе переговоров, но пока не подписан ни один контракт», - сообщил Рагимов. Не исключено, что на сей раз на сцене в дни Гран-при появится и какой-нибудь популярный в Азербайджане российский исполнитель или, например, представитель Турции.

12. Организаторы надеются, что благодаря полученному опыту смогут перекрыть городские дороги позже, чем год назад. И соответственно открыть раньше. Не исключено, что в дни Гран-при трасса по вечерам будет открываться для пешеходов - такая возможность прорабатывается.

13. , между Азербайджаном и FOM заключён 10-летний контракт на проведение Гран-при. Однако фактически можно говорить о схеме «5+5», то есть через пять сезонов можно вести переговоры о корректировке финансовых условий.

14. Без государственной поддержки Гран-при Азербайджана вряд ли выживет - но то же самое, по мнению Рагимова, верно и для любого другого этапа Формулы-1. «Смутно припомню, есть ли в мире хоть один Гран-при, который выживает сам - так или иначе всё дотируются государством. Это ведь не только доходы от приезда туристов в дни гонки, но и пиар страны, поднятие её узнаваемости на международной арене. Если государство не будет нас поддерживать, то сами мы не справимся. Как и остальные 20 Гран-при», - говорит промоутер.

15. Если говорить об уже доказанной пользе этапа для страны, то у организаторов есть поводы для гордости. Согласно официальным опросам, узнаваемость страны и города после Гран-при увеличилась более чем на 10%. Более 95% побывавших на первой гонке пожелали вернуться сюда ещё раз. И ещё один показатель: по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. По крайней мере, такой вывод можно сделать из того, что приток валюты в страну составил $ 2 млрд против $ 100 млн годом ранее.

16. Титульного спонсора у Гран-при нет. Вопрос о его появлении нужно обсуждать с FOM, но с учётом непростой финансовой ситуации в Азербайджане и мире найти спонсора становится сложнее. Пока не обговаривали с FOM и возможность появления названий у какого-либо из поворотов трассы.


17. Увы, других гонок на уличной трассе в Баку не провести: контракт с Формулой-1 запрещает проведение автогоночных соревнований в обозримое время до и после этапа. Такой пункт присутствует в контрактах всех автодромов, принимающих Формулы-1. Кроме Монако, которое, конечно, на особом счету. Понятно, что второй раз за год никто уличную трассу в центре Баку возводить не будет.

18. Никаких планов по строительству стационарного автодрома в Азербайджане сейчас нет. А если такой и появится, то категории Grade 2, то есть не уровня Формулы-1, а просто для развития автоспорта в стране.

19. Для маршалов Гран-при Азербайджана организован постоянный клуб в Водном центре Баку, где проходили соревнования Европейских игр 2015 года. Бакинский клуб маршалов работает семь дней в неделю с 10 утра до 10 вечера. Его участники проводят тренинги, теоретические занятия и просто общаются друг с другом, по сути занимаясь тимбилдингом. В клубе примерно 350-400 членов. Чтобы маршалы не теряли форму и набирались опыта, их возят небольшими группами на различные международные гонки - за последнее время это были Гран-при Абу-Даби и «6 часов Бахрейна» WEC.

20. В трёх минутах ходьбы от Водного центра для маршалов обустроена мини-трасса, где можно потренироваться. На трассе, своими размерами похожей на картинговую, установлены абсолютно реальные бетонные блоки (даже с рекламой Rolex). Стоят защищённые будки маршалов, обозначены миниатюрный пит-лейн и стартовая решётка - то есть в наличии все возможности, чтобы потренироваться и отработать взаимодействие. Есть и местный колорит: на трассе пахнет нефтью, ведь по соседству работают нефтяные вышки.


21. В дни Гран-при на трассе будет работать порядка 1000 маршалов. В первый год сразу 300 человек приехали из Бахрейна, во второй их ожидается уже только 80. Российских маршалов в 2016-м было порядка 15 человек. «Мы даже немножко огорчились, что было мало инцидентов по ходу гонки Формулы-1, - полушутя заявил управляющий Бакинского клуба маршалов Муса Ахундов. - Но я понимаю, что во второй год гонщики будут уже более агрессивными, пытаться сильнее атаковать. Так что будет очень важно не упасть лицом в грязь».

Несколько выездов машины безопасности, красные флаги и рестарт, плюс многочисленные столкновения помогли Даниэлю Риккардо выиграть восьмой этап сезона Ф1, прервав череду побед Ferrari и Mercedes. Пилот Red Bull отыгрывал позиции в основном благодаря проблемам у соперников, хотя и сам провел несколько успешных атак.

Со старта лидерство оспаривали Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель. Но во время очередного выезда машины безопасности, готовясь к рестарту, британец резко сбросил скорость на выходе из 15-го поворота – и сзади в его Mercedes врезалась Ferrari Феттеля. Немец был в высшей степени недоволен поведением соперника, и не только выразил это жестами, но и, поравнявшись с британцем, ударил его машину колесами.

За это его наказали 10-секундным штрафом stop&go. Себ пробовал спорить, но Маурицио Арривабене сказал по радио: «Заезжай, все обсуждения будут потом».

Но и Хэмилтону пришлось внепланово посетить боксы: вскоре после середины гонки мягкий защитный «воротник» по периметру кокпита W08 отсоединился от машины, опасно приподнимаясь на прямых. Льюису пришлось заехать на его замену – и после штрафной остановки Феттеля британец оказался позади лидера сезона.

После «самоустранения» двух лидеров вперед вышел Риккардо: он был не очень заметен поначалу, но на рестарте после красных флагов – их вывесили, чтобы очистить трассу от многочисленных обломков, ставших следствием множества аварий – австралиец разом обогнал трех соперников, выйдя на третье место, которое вскоре стало первым.

Судьбу второго места решили 0,105 секунды. Лэнс Стролл, который на старте сезона запомнился многочисленными инцидентами, в Баку смог избежать неприятностей и постепенно поднимался все выше. Проблемы лидеров вывели канадца в тройку, а когда одновременно выбыли из борьбы Фелипе Масса и Нико Хюлькенберг – первого подвел задний амортизатор, второй задел барьер, сломав подвеску, – Стролл оказался на втором месте.

Однако сильнее в концовке оказался все же Валттери Боттас. Казалось, он потерял все шансы на успех, когда во втором повороте гонки столкнулся с Кими Райкконеном. Визит в боксы отбросил финна из Mercedes на последнее место, но выезды машины безопасности позволили ему вернуться в круг с лидерами, а затем Валттери начал погоню за Строллом.

Отыгрывая по секунде на круге, Боттас настиг-таки соперника и успел провести результативную атаку прямо на финишной прямой.

Феттель и Хэмилтон финишировали следом – впервые в 2017 году ни один из лидеров сезона не попал на подиум. Отрыв немца в общем зачете вырос до 14-ти очков.

Победа стала для Даниэля Риккардо пятой в карьере и первой с прошлогоднего Гран При Малайзии.

Motorsport.com Россия вел прямую текстовую трансляцию невероятной гонки в Баку.

Лучшая гонка для многих

Почти все пилоты, добравшиеся в Баку до клетчатого флага, добились своего лучшего результата в сезоне. Кевин Магнуссен из Haas некоторое время держался третьим, а в итоге стал седьмым – он пропустил только пилотов Mercedes, Ferrari и Эстебана Окона.

Фернандо Алонсо в какой-то момент поднялся на пятое место, однако затем, жалуясь по радио на нехватку мощности мотора, постепенно опустился на девятое, принеся McLaren первые очки в сезоне.

Карлос Сайнс, несмотря на разворот на первом круге, стал восьмым, а Паскаль Верляйн во второй раз в 2017-м финишировал в десятке сильнейших, слегка столкнувшись со своим напарником Маркусом Эрикссоном.

Аварийное начало гонки

Первые круги ознаменовались несколькими инцидентами, которые задали тон всему последующему развитию событий. Первый поворот прошел без столкновений, однако Карлоса Сайнса развернуло, когда он уворачивался от выехавшего за пределы трассы Даниила Квята.

Во втором повороте Валттери Боттас в борьбе с Кими Райкконеном заехал на внутренний поребрик, его машина подскочила и столкнулась с Ferrari соперника. Обоим удалось продолжить движение, но Валттери потребовался долгий пит-стоп.

Чуть позже в этом же месте в очень похожую ситуацию попали пилоты Force India. Они пробились в первую пятерку, но не смогли избежать контакта на выходе из поворота: Серхио Перес после этого остался без переднего крыла, а Эстебан Окон проколол шину. Более того, ехавший следом Райкконен также «поймал» прокол.

Так как вся трасса была засыпала фрагментами углепластика, судьи вывесили красные флаги.

Ремонт в запрещенной зоне

Force India Переса и Ferrari Райкконена оказались повреждены слишком сильно, и первоначально обе команды, проанализировав состояние шасси, приняли решение о сходе. Но когда появились красные флаги, машины удалось оперативно восстановить и вернуть в борьбу.

Проигрывая круг, оба пилота сохраняли хороший темп и могли рассчитывать на какой-то результат, но того и другого оштрафовали за то, что ремонт проводился внутри боксов, а не перед ними. Кими и Серхио наказали проездом через пит-лейн, что окончательно отбросило обоих назад.

Оба в итоге свернули в боксы и окончательно сошли за несколько кругов до финиша.

Без Квята

Несколько гонщиков в этот день выбыли из борьбы не после столкновений, а в результате отказа техники. Именно так случилось с Джолионом Палмером, который сошел уже на восьмом круге, а спустя еще два круга на трассе остановилась и Toro Rosso Даниила Квята. В команде подтвердили, что причиной стал отказ электросистемы. Из-за того, что маршалы не могли убрать машину Квята, на трассе появился первый пейс-кар.

Счет на секунды

Выигрышная стратегия

Текст: Наталья Майборода

В старом городе, у Девичьей башни, находился предпоследний, 19-й поворот трассы Baku City Circuit, самый эффектный, но и довольно коварный – крутой и узкий. После него гонщики резко разгонялись на прямом и длинном отрезке. Двигатели болидов ревели, как турбины самолетов. Вахтаясику, пожилому продавцу из местной сувенирной лавки, шум не мешает - он скрутил себе самодельные беруши из ваты. «Машины пролетают еле слышно, как бабочки», - уверяет Вахтьясик. Гонка на руку его маленькому бизнесу. «К нам много гостей приехало, - доволен торговец. - И все они рано или поздно придут сюда. Покупать сувениры». Многие бакинцы, живущие в домах вдоль трассы, нашли еще способ заработать – они сдавали целиком свои балконы для зрителей за 500 манат - это примерно $330, при том что цены на главную трибуну варьировались от $120 до $470.

Но чтобы заработать, Баку вначале пришлось потратиться. За возможность принять у себя европейский этап Гран-при, Азербайджан выплатил лицензионный сбор в размере примерно $40 млн. Строительство 6-километрового кольца Baku City Circuit обошлось стране в 12 млн манатов - почти $8 млн. У архитектурного бюро Tilke GmbH, создавшего и “Сочи-Автодром”, получилась не только самая длинная из проходящих по городским улицам трасс в календаре Ф1, но и одна из самых быстрых. И хотя у Азербайджана уже был опыт проведения международных мероприятий, в том числе «Евровидения» (2012) и Европейских игр (2015), в этот раз был установлен новый рекорд скорости подготовки мероприятий такого масштаба.

Все необходимые сооружения для гонок - трибуны, комплекс боксов, пит-лейн и командные мостики построили с нуля за три месяца, чтобы разобрать сразу после окончания соревнований. Снимут и слой асфальта, проложенный поверх исторической брусчатки старого города. Так как трасса проходит по территории, охраняемой ЮНЕСКО, сделать здесь постоянное дорожное полотно невозможно, и каждый год улицы будут асфальтировать заново. Как минимум пять лет подряд, согласно условию контракта.

55-летний Горхмаз Халилов, директор бани «Ага Микаила» в старом городе, живет в восьмом доме по улице Кичик-Гала - легендарном у каждого пост-советского туриста месте. Именно здесь герою фильма «Бриллиантовая рука» накладывали драгоценный гипс. «Вот прямо тут в этой маленькой комнате во дворике», - показывает господин Горхмаз на темное небольшое помещение, где сейчас находится кухня пожилой соседки. А прямо за окнами его дома пролегла гоночная трасса. «Такие мероприятия, как эти гонки, привлекают много туристов. О моей бане знают многие местные жители, а сейчас узнают и иностранцы», - уверен Халилов.

Во время гонок бакинец Натик Иманов вышел в центр города прогуляться со своими детьми: «Пускай все знают, что у нас красиво и чисто, а Баку - это безопасный и европейский город».

На Проспекте Нефтяников, возле Дома правительства Азербайджана, пафосного здания в стиле сталинского ампира, проходит стартовая и финишная прямая. На отрезке протяженностью 2,2 км болиды разгоняются до максимальной скорости, порядка 350 км/ч., чтобы затем резко затормозить перед 90-градусным поворотом. Но не только снайперам, засевшим на крыше Дома правительства, открывается лучший вид на гонки. Здесь, у правительственного здания, расположен Паддок-клуб (Paddock Club) – трибуна для важных гостей и спонсоров Ф1. По трибуне, в сопровождении телохранителей, стремительно проходит 85-летний Берни Экклстоун, легендарный глава «Формулы-1». Кажется, он по привычке обходится без желтых берушей, которые раздают при входе в клуб. Впрочем, здесь это действительно возможно, в отличие от открытых трибун.

С одного из командных мостиков легко оценить, насколько требователен новый автодром Гран-При к пилотам. Даниэль Риккардо, гонщик из команды Red Bull, считает бакинскую трассу очень быстрой и сложной, особенно с точки зрения работы резины. В ходе первой свободной практики австралиец разбил болид на 15 повороте трассы. Одна из причин, как объяснил Риккардо: низкий уровень сцепления с асфальтом. С ним согласен и бразильский автогонщик, вице-чемпион мира Формулы-1 Фелипе Масса: «На бакинской трассе важно понять и прочувствовать каждый метр, узнать возможную предельную скорость на участке и то, как ведут себя шины на дороге».

Даниэль Риккардо

Гран-при Европы стартовало в 17.00, но на градуснике + 34 С. А значит, износ покрышек очень высок. Из-за жары некоторые команды вынуждены были делать по два пит-стопа, хотя первые шесть финишировавших гонщиков выбрали стратегию одного пит-стопа – после 43 круга. На пит-лейне команды соревнуются в скорости замены резины. Счет идет на секунды. У механиков наготове для монтажа разные варианты покрышек Pirelli - от их правильного выбора зависит успех гонки.

Начиная с первого сезона Формулы-1 в 1950 году итальянская компания Pirelli обувает гоночные болиды. С 2011 года итальянская компания стала эксклюзивным поставщиком шин для чемпионата мира по автогонкам Формулы-1 и останется им на следующие три года. Pirelli совместно с FIA обновили действующий договор, продлив его действие до 2019 года.

Марио Изола

Марио, если сравнивать трассу в Сочи и Баку, российская считается скучной, а азербайджанская – коварной. Какие, по вашему мнению, главные сложности Baku City Circuit?

Бакинская трасса - абсолютно новая. На такой пилоты должны приноровиться, найти точки торможения. Это сложно из-за недостаточной видимости и крутых поворотов. В Сочи конфигурация трассы местами напоминает Абу-Даби - здесь средняя скорость не очень высокая. В Баку же много прямых участков, где можно сильно разогнаться. После чего следует участок с резким поворотом. Местами бакинская трасса сопоставима с Монте-Карло, потому что она узкая и извилистая. Она также напоминает Монцу – самую быструю трассу Формулы-1. К такому сложно адаптироваться. На длинных прямых участках гонщик должен уменьшить прижимную силу, чтобы увеличить скорость. Но тогда будет менее скоростное прохождение поворотов, а сцепление колес с асфальтом уменьшится. Найти баланс не легко. Сравнивая трассу в Сочи и Баку, я бы сказал, что бакинская более техничная.

На этих гонках вы не стали использовать шины нового типа Ultrasoft, которые предназначены специально для уличных трасс, таких как в Баку. Это решение было связано с тем, что трасса – новая, поэтому вы не смогли вовремя измерить шероховатость асфальта? Какие еще сюрпризы преподнесла Baku City Circuit?

Вообще, мы не ожидали такой скорости. Но во время тестирования один из болидов разогнался до 351 км/ч. То есть почти достиг рекорда, поставленного на трассе в Монце. Касательно шин, мы ожидали низкого износа. Поэтому, как вы заметили, мы не привезли самый мягкий состав UltraSoft. В итоге, гонщики использовали резину Medium, Soft и Supersoft.

Когда вы впервые увидели трассу?

Только в четверг, 16 июня, за день до Формулы-1. Конечно, я получал техническую информацию от организаторов. Но когда ты видишь трассу своими глазами – это совсем другое дело.

Какие самые опасные участки на Бакинской трассе?

Сложный первый поворот, а также седьмой, который начинается у старого города. Они требуют особой ловкости при торможении. Когда заканчиваются длинные прямые участки гонщик должен тормозить с 350 до 100 км/ч. Ясное дело, что это технически сложно. Собственно, во время GP2 (гонка «младшей» серии, которая проходит до Формулы-1) мы в этом убедились – было много аварий. Я бы еще выделил 15 поворот, где нужно проезжать очень близко к крепостной стене. На других трассах если гонщик ошибется на 10 см, он вылетит на повороте. Здесь же он врежется в стену.

А вы сами любите быструю езду? Был ли у вас опыт участия в гонках?

Я люблю скорость. Я 10 лет отработал инструктором в итальянской школе безопасного вождения Speed Control. Когда стал работать в Pirelli Motorsport, хотел на себе испытать, что такое настоящие гонки. Я принял участие в 5 ралли в таких странах, как Мексика, Китай, Хорватия. И могу подтвердить, что это очень сложный спорт. Сложнее, чем кажется. Но на Формуле-1 гонщик находится в среде, где соблюдены все меры безопасности. Что бы ни случилось, тебе мгновенно окажут помощь. На настоящей дороге более опасно. Если ты нарушаешь правила дорожного движения, можешь покалечить себя или других людей.

19 июня в Баку впервые пройдет Гран-при Европы «Формулы-1». За приблизительно три месяца до появления в Азербайджане болидов «Королевы автоспорта» сайт рассказывает о том, что собой представляет «Формула-1» и как Баку готовится к предстоящим соревнованиям.

Начнем с того, что впервые сезон «Ф-1» будет состоять из 21 этапа. Такого насыщенного календаря ранее никогда не было. Бакинский этап (Baku City Circuit) будет восьмым в списке. Основная гонка состоится 19 июня, а 17-го и 18-го пройдут квалификационные заезды.

Почему гонка в столице Азербайджана получила название Гран-при Европы? Идею подало руководство «Ф-1», и азербайджанская сторона с радостью на нее откликнулась. «Мы провели первые Европейские Игры, позиционируя себя как часть Европы, а в 2017 году в Баку пройдут четвертые Исламские Игры, которые покажут, что мы так же и часть мусульманского мира, - рассказывает министр молодежи и спорта Азад Рагимов. – Что касается Гран-при Европы, то изначально мы даже не знали, что такая возможность существует. Однако она только добавила престижа нашей гонке. Мы очень рады, что такая идея была подана руководством «Формулы-1».

До этого Гран-при Европы долгие годы проводились в немецком Нюрбургринге и испанской Валенсии. Последний Гран-при Европы состоялся в Испании в 2012 году. И вот спустя 4 года «Формула-1» обрела новую европейскую столицу - Баку.

Особенность бакинской гонки в том, что она пройдет по городским улицам. Таких этапов лишь 3 из 21-го – помимо Баку, это также гонки в Монако и Сингапуре. В столице Азербайджана болиды «Формулы-1» будут ездить против часовой стрелки. Они стартуют от Дома правительства на проспекте Нефтяников. Самая эффектная часть трассы – участок около крепостных стен, когда гонщики поднимутся по улице Азиза Алиева, чтобы затем выехать на улицу Истиглалийат.


Организаторы заверили, что никакого вреда стенам Ичери Шехер нанесено не будет, а замененная на асфальт брусчатка вновь будет уложена после гонки.

«Мы намерены использовать последние технологии в этой области, чтобы уберечь всем нам дорогой Старый город от малейшего вреда, - объясняет национальный пресс-секретарь Гран-при Европы, руководитель отдела маркетинга и связей с общественностью Baku City Circuit Нигяр Арпадараи. - Для защиты крепостных стен будут использоваться специальные металлические конструкции, которыми покроют весь участок стены, расположенный на трассе».


Самая скоростная часть трассы – прямой финишный участок длиной в 2 км на проспекте Нефтяников - от круга Азнефти до Дома правительства, где скорость будет достигать 340 км/ч.

«Трасса Baku City Circuit обещает стать самой скоростной уличной трассой «Ф-1», - продолжает Нигяр Арпадараи. - Трассу в Баку нельзя будет сравнить ни с Монако, ни с любой другой уличной трассой. Она получится весьма любопытной как для гонщиков, так и для зрителей».

Всего в стартующем скоро сезоне выступят 22 гонщика из 11 команд. Первый этап примет Мельбурн 20 марта, а последний состоится 27 ноября в Абу-Даби.

Действующим чемпионом «Формулы-1» является британец Льюис Хэмилтон, лучшей командой – «Мерседес».

Билеты на бакинские соревнования активно раскупаются, несмотря на не самые низкие цены. Организаторы позаботились о том, чтобы для граждан Азербайджана и проживающих в нашей стране иностранцев были предусмотрены скидки. В результате в зависимости от категории билета скидка колеблется в пределах 20-40 процентов.


Стоячие билеты только на первый день соревнований стоят 19 долларов. Такой же трехдневный билет обойдется автолюбителям в 89 долларов. Эти билеты позволяют передвигаться по всей территории трассы и наблюдать за гонкой из удобной позиции.

Сидячие места распределены по девяти трибунам, центральной из которых является «Абшерон». Те, кто купят билеты на эту трибуну, смогут увидеть старт и финиш гонки. Всего в продажу выпущено около 30 тысяч билетов, цена которых для граждан Азербайджана колеблется от 19 до 472 долларов. Обладатели трехдневных билетов смогут также посещать концерты мировых звезд и развлекательные мероприятия в Национальном приморском парке.

«После старта сезона билеты начнут продаваться более активно, - предполагает исполнительный директор компании Baku City Circuit Ариф Рагимов.


Есть несколько факторов, которые на это влияют. Во-первых, исторически январь-февраль - тихие месяцы для продажи билетов. Для такого периода затишья мы достаточно неплохо начали нашу распродажу, а начало сезона, конечно, придаст большее воодушевление фанатам, чтобы пойти и купить билеты. Также мы анонсируем очень много развлекательных программ, которые будут проводиться во время гонки, и это тоже очень сильно повлияет на продажу».

Местными послами Гран-при Европы стали заслуженная артистка, композитор и звездный посол первых Европейских игр Тунзаля Агаева, голос «Формулы-1», комментатор Рагим Алиев и перспективный молодой гонщик Азербайджана в серии «Формула-3» Гюльгусейн Абдуллаев.


А 2-кратный чемпион мира, испанский пилот команды «Макларен Хонда» Фернандо Алонсо был назван официальным международным послом Гран-при Европы.

На днях Алонсо побывал в Баку, ознакомился с местом предстоящих баталий, пообщался с болельщиками.

«Мне очень приятно, что меня выбрали послом Гран-при Европы, - говорит Алонсо. - Быть первым гонщиком «Формулы-1», который посетил Баку и увидел новую трассу – это большая честь. Трижды за карьеру я выигрывал Гран-при Европы и очень рад возвращению этапа в календарь в замечательном новом месте.

Моя эмоциональная победа во время Гран-при Европы в Валенсии навсегда обеспечила мне особенную связь с этим этапом. Уличная трасса – это всегда серьезный вызов для гонщиков. Трасса очень интересная. Особенно мне понравился тот длинный прямой участок, где можно будет развить самую высокую скорость. А потом следует резкий поворот. Для меня это главный вызов на этой трассе. Очень интересные участки в исторических частях города, там будут подъемы и спуски».


Контракт с руководством «Формулы-1» подписан по системе «5+5». То есть через 5 лет стороны без каких-либо штрафных выплат могут отказаться от сотрудничества, а могут продолжить его по обоюдному согласию. Но, как бы там ни было, ближайшие 5 лет азербайджанские любители автоспорта будут иметь возможность вживую наслаждаться самыми престижными в мире автогонками.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: