Темы по рисованию в старшей группе зимой. Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в средней группе Тема: «Зима

Конспект

занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной форме

с использованием здоровьесберегающих технологий, икт технологий, игровых технологи по теме:

«Зима»

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦРТДиЮ ст.Петровской

Сафонова Марина Алексеевна

ст. Петровская

2016год

Цель: Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы.

Задачи:

Учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев.

Помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы.

Продолжать закрепление нетрадиционных форм рисования – техника рисования «солью».

Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность.

Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Материалы, оборудование:

Бумага для рисования, гуашь, кисточки,соль, салфетка, фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент),презентация, мультимедия.

Ход занятия:

Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года».

1.Организационный момент. Слайд 1.

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Педагог: Слайд 2.

Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…

Дети: Зима.

2.Сообщение темы занятия Слайд 3.

Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!

Вьется след замысловатый,
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!

Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима!

Педагог: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка).

Слайд 4. Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся - тихие, нежные,
И тают, тают, тают…

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.

Слайд 5. Это же письмо от лесных жителей и Маши. Сейчас я вам его прочту:«Здравствуйте, ребята! Помогите нам, у нас случилась беда! Мы все ждали прихода Зимы. У всех было веселое, радостное настроение. Вот придет Зима и своей волшебной кисточкой раскрасит – деревья, кусты, шубки зайчатам. Но прознала, об этом злая Баба Яга и сказала: «Ну, уж нет, ни за что не допущу, чтобы звери веселились и радовались Зиме, не бывать лесу красивым». Спрятала Баба Яга волшебную кисточку Зимы в сундучок и закрыла его на 3 больших замка. Стоит теперь лес без снега, все кругом замерзает: и деревья, и земля, и кусты. А небо над лесом хмурое, серое. Помогите нам ребята расколдовать сундучок Зимы и достать волшебную кисточку.»

2.Основная часть занятия Слайд 6.

Педагог: Ребята, поможем лесным жителям?

Дети: Да.

Педагог: Чтобы расколдовать сундучок, нам нужно выполнить три задания.

Вы готовы помочь лесным жителям?

Дети: Да

Педагог: Чтобы открыть первый замок вы должны назвать три зимних месяца. Слайд 7.

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Педагог: Молодцы ребята, мы открыли первый замок.

Педагог: Чтобы открыть следующий замок, вам нужно назвать признаки зимы. Слайд 8.

Дети: Все покрыто снегом.

Педагог: Молодцы ребята! Вот открыли мы с вами и второй замок.

А чтобы открыть третий замок вам нужно отгадать загадки о зиме и о животных. Слушайте внимательно.

Эту зимнюю хозяйку,
Все боятся, даже зайка.
Не боится лишь апрель,
Снежно - белую… (Метель) Слайд 9.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц) Слайд 10.

Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Слайд 11.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили, морковку. (Снеговик) Слайд 12.

С неба падают зимою,
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки) Слайд 13.

Слайд 14. Педагог: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Вот мы и расколдовали волшебный сундучок и освободили волшебную кисточку Зимушки. И она своей волшебной кисточкой раскрасит природу и землю во все белое, серебристое. Ребята у нас с вами тоже есть волшебные кисточки и можем помочь Зиме согреть и украсить лес снежными нарядами. А чтобы снег на деревьях и снежные сугробы были сказочными, мы с вами воспользуемся необычным приемом – на белую краску мы будем наносить соль.

Педагог: Но сначала, мы немного отдохнем. Слайд 15

Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

Слайд 16. Педагог: Молодцы ребята, садимся все на свои места. И поможем Зимушке раскрасить лес белыми красками. У каждого из вас на столе лежит лист бумаги, на котором изображен зимний лес. Вам нужно это рисунок раскрасить белой гуашью с помощью наших волшебных кисточек. Когда рисунок будет раскрашен, берем аккуратно соль и насыпаем на, деревья, сугробы.

Педагог: Ребята приступили к работе. Только помним, сидим ровно, спинку держим прямо.

Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.

Педагог: Молодцы ребята. Какой красивый у вас получился зимний лес. Зимушка благодарит вас за помощь.

3.Закрепление изученного материала.

Ребята кому мы сегодня помогли?

Какие вы знаете месяцы зимы?

Молодцы ребята! Вам понравилось помогать Зимушке?

Программные задачи:

1. Образовательная:

  • Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
  • Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
  • Обогащать словарь детей образными словами и выражениями (снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная) .
  • Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

2. Развивающая:

3. Воспитательная:

  • Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Материалы, оборудование:

Снежинки, разрезные картинки, мольберт, бумага для рисования, акварель, кисточки «белка» №4, ватные палочки, стакан-непроливайка, клеенка, салфетка, фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент) .

Ход занятия:

Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года» .

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!» .

1. Приветствие:

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:

Звонкая погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовем…

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка) .

Белые, белые, снежные,

В форточку письма влетают,

Кружатся - тихие, нежные,

И тают, тают, тают…

2. Сюрпризный момент.

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.

Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:

«Здравствуйте, ребята!

Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима.

Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».

Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?

Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке) .

3. Физкультминутка: «Я мороза не боюсь» .

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его) . Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

4. Целевая установка:

1). Вот первое задание:

  • Задам я вам сейчас вопросы

Дать ответ на них не просто!

Слушайте внимательно:

Снег на полях,

Лед на реках.

Ветер гуляет.

Когда это бывает? (зимой)

Что принесла с собой зима?

Воспитатель: Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.

Для чего природе зимой нужен снег?

Из чего состоит снег?

Кто больше всего страдает от капризов зимы?

А без чего деревья зимой погибнут?

Чем питается белка в зимнем лесу?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Проходите, садитесь на стульчики.

2). Воспитатель: Зимой происходят разные чудеса! А в сундуке Зимушки-Зимы следующее задание. Вы должны отгадать загадки о зиме и о животных. Кто знает их больше? Слушайте внимательно. (На каждую загадку вешаю отгадку на мольберт) .

Эту зимнюю хозяйку,

Все боятся, даже зайка.

Не боится лишь апрель,

Снежно - белую… (Метель)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

Воспитатель: почему заяц зимой меняет шубку?

Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.

Слушайте следующую загадку.

Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Потому что зимой нет ягод, растений, насекомых, которыми питается медведь.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили, морковку. (Снеговик)

С неба падают зимою,

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки,

Белые... (Снежинки)

3). Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Посмотрим, что же еще в сундуке лежит? Встаньте вокруг.

Это снежинки! Рассмотрите рисунок снежинок, опишите их. Какие они?

(Дети по очереди берут снежинку в руки, передавая ее друг другу, описывают) .

Дети: Красивая, белая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, необыкновенная, хрупкая, загадочная.

Воспитатель: Мы описали с вами снежинку! Как много замечательных слов вы назвали!

На что похожи снежинки?

Если поймать снежинку и внимательно ее рассмотреть, то вы увидите, какая она красивая. Снежинки словно из тонкого кружева, с хрупкими лучиками и лепесточками, похожие на сказочные зимние цветы. Поэт собрал вместе ваши слова и у него получилось вот такое стихотворение:

Красивая, блестящая,

Загадочная ты!

Лети, снежинка наша,

Волшебной красоты!

4). Воспитатель: А в волшебном сундуке следующее задание от Зимушки-Зимы. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол частички разрезанных картинок) . Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы) .

а) Д/и: «Собери картинку» .

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Под музыку дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

б) Д/и: «Найди пару» .

5). Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этими заданием. Где наш волшебный сундук? Здесь следующее задание. А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее перед Новым годом очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли, и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас он попросил укрыть елочку снегом. Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников.

5. Целевая установка на рисование:

Занимайте свои места, и мы начнем наше волшебство.

(Рисуем снежинки небольшими группами. Одна группа рисует – кисточками, вторая группа рисует с помощью ватных палочек (прием «тычка» ) .

6. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре Загибают пальцы начиная с большого

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий Гладят руки

И совсем со всем не сладкий Грозить платьем

Раз- подбросить

Два- поймай

Три- уронит и сломает

7. Подведение итогов:

Ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. Возьмите свои снежинки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Вот мы и помогли Зимушке-Зиме, укрыли корни елочке, чтобы она перезимовали, а весной продолжала нас радовать.

Так для чего нужен снег зимой?

Выполнила: Митрофанюк Л.В.

Нетрадиционные техники: рисование по пенопласту, растирание краски смятой салфеткой.

Задачи: актуализация словаря по теме «Зима»; расширять представления детей о зимних изменениях в живой и неживой природе, закрепить представления о зимнем лесе; развивать способность к замещению реальных деревьев напольными моделями, их преображению из простой модели в более сказочную с помощью красок; познакомить детей с техникой растирания краски смятой салфеткой; .

Оборудование: напольные модели ёлочек, бумажные снежинки, шишки, салфетки, кисти, гуашь (голубая, фиолетовая, зелёная), молоко.

Предварительная работа: наблюдение за красотой зимних деревьев, загадывание загадок о зиме, рассматривание иллюстраций, индивидуальные беседы о зимних изменениях в природе, разучивание стихотворения «Снежинки».

Ход занятия

1. Начало занятия: создание эмоционально положительного фона.

Дети заходят в кабинет, который украшен напольными моделями белых ёлочек, вокруг такого же цвета животные (лиса, заяц) и снеговики. Учитель-дефектолог читает стихи о зиме:

Ой ты, зимушка-зима,

Все дорожки замела.

Замела все ели,

Во снега одела.

Белые, пушистые,

Расписные, пышные.

2. Основная часть. Учитель-дефектолог показывает детям пейзаж с изображением снегопада, проводит краткую беседу о снегопаде. Предлагает детям взять бумажные снежинки и имитировать снегопад.

Вопросы детям:

Что падает на землю?

Когда падает снег на землю, это снегопад?

Куда снежинки ложатся?

Как ласково можно их назвать?

Педагог отмечает, что снег кружится в воздухе, лежит на земле, на деревьях, на ёлочках. Предлагает детям прочитать наизусть стихотворение «Снежинки».

3. Чтение стихотворения наизусть (развитие просодической стороны речи, чёткости дикции, выразительности).

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

Это зимушка-зима рукавами повела.

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» (развитие тонкой моторики, координации речи с движением).

Стою и снежинки в ладошку ловлю

(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки?

(На вопрос сжать кулачки, на ответ - разжать.)

В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На первый вопрос сжать кулачки, на второй - разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи,

(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)

Как видно, ладошки мои горячи.

5. Изодеятельность. Учитель-дефектолог предлагает детям белые ёлочки превратить в волшебные. Добавить голубой, фиолетовый и зелёный цвета, чтобы ёлочки ожили.

Перед работой педагог объясняет и показывает приёмы работы, выделяет этапы точными словесными инструкциями. Оказывает практическую помощь при выполнении растирания краски смятой салфеткой.

6. Подведение итогов занятия. Обсуждение работ детей.

7. Композиция «Волшебный лес». Учитель-дефектолог объединяет работы детей в единую композицию «Волшебный лес». Дети любуются работами, отмечают удачное композиционное решение превращения зимнего леса в волшебный.

Занятие по рисованию подготовила Л. Остапук

Занятие по ИЗО в старшей группе "Зимний лес."

Цель: рисование с использованием нетрадиционной техники - штампинга.

Задачи:
Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства,музыки, поэзии, развивать воображение,учить формировать композицию рисунка, передать колорит зимы.
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - штампинг.

Материалы: слайды с изображением зимнего леса, кисти №4 и 2, гуашь белая, гель с блёстками, листья капусты, салфетки, стаканчики с водой, флэшка с музыкой.

Музыкальный ряд : пьеса П. И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

Литературный ряд : стихотворение А. С. Пушкина «Идёт волшебница зима!»

Интеграция видов деятельности : коммуникативная, игровая, музыкальная, изобразительная.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за деревьями, явлениями природы; беседы на тему «Времена года»,заучивание стихотворений о зиме.

Ход НОД :

Воспитатель:

Показ презентации и чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Идёт волшебница зима! »

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

Какое время года изображено на картинах?

Что произошло в природе с приходом зимы?(ответы детей)

Воспитатель :

Ребята давайте вспомним стихотворения о зиме (рассказывают 2-3 ребёнка)

Воспитатель:

Ребята, а вы любите зиму?

А чем можно заниматься на прогулке зимой?(ответы детей).

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь»

(демонстрируются слайды зимнего леса) .

В небе снежинка кружится тихо,

Ветер по полю проносится лихо,

Лес притаился, сгущаются краски,

Шепчутся в нём небылицы и сказки.

Наступает время сказок и чудес,

Ты пусти нас в сказку зимний лес!

Звучит музыка «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

Вдруг засверкала снежинка (мигает)

Смотрите ребята, снежинка засверкала! »

Интересно, что она хочет нам сообщить? » (смотрят, что за снежинкой спрятано)

Ой, ребята, что-то здесь написано? (читает)

«Ребятам от Зимы! »

Странно, что за чудеса!!!Для чего зимушка прислала нам снежинку? »

(ответы детей).

(Звук ветра, пурги) .

«Пролетел по лесу ветер – шалунишка, осыпал снежные шубки, которыми я укрывала деревья. Холодно стало деревьям в лесу, помогите мне, ребята укрыть лес зимними шубками»

(Звук ветра и пурги)

Поможем зимушке укрыть лес зимними шубками? (Да).

А как мы сможем это сделать? (ответы детей).

Мы с вами будем рисовать зимний лес, а поможет нам капуста. Как же это сделать, давайте посмотрим.

С помощью листьев капусты мы создадим зимний лес.

А как мы это сделаем, сейчас узнаем (слайд). Покрываем белой гуашью листик капусты, накладываем его на холст, прижимаем рукой – отпечаталось дерево.

Ребята, похоже на дерево? Этот способ называется Штампинг.

(Дети повторяют слово штампинг) .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Под руководством педагога выполняется коллективная работа в технике штампинг.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь педагога советом.

Физкультминутка«Снежки».
«Раз, два, три, четыре,

мы с тобой снежки лепили:

круглый, крепкий, очень гладкий,

и совсем – совсем не сладкий.

Раз - подбросим, два – поймаем,

три – уроним и сломаем.

Воспитатель.

Посмотрите внимательно на наш лес. Но лес то у нас зимний, чего тут не хватает?(ответы детей).

Мы украсим веточки специальным гелем с блестками, как будто они покрыты сверкающим снежком.

Засверкал снежок, заискрился,красивый зимний лес у нас получился!

Как вы думаете ребята, помогли мы Зимушке - Зиме?(звук ветра).

В конце занятия педагог с детьми устраивает выставку работ.

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. —

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят —
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима —
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице … (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный … (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел … (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает … (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый … (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: