Тема: Психологическое воздействие на личность

Известно, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологичес­ким влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сфе­ры воздействия группы, другие изменения продолжают сохраняться, оставляя заметный след в личности и превращаясь при определенных условиях в личностные черты и формы социального поведения.

Исходящая программа радикализации: возвращение в общество. Выдающиеся программы готовят задержанных к выпуску на индивидуальной основе. Они включают внутренние и внешние меры: учебные мероприятия, направленные на поощрение терпимости к другим культурам и религиям и понимание принципов демократического государства; социальная работа по заключению заключенных, способных решать определенные социальные проблемы, такие как жизнь автономной жизни; и меры поведенческой терапии, такие как антиагрессивные сессии, направленные на предотвращение будущего использования насилия.

С некоторыми оговорками можно допустить, что человек как лич­ность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, что почти все особенности его психологии и поведения, за исключением ге­нетически и физиологически обусловленных, складываются и закреп­ляются под влиянием его личного участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референт­ных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным

Применяя эти меры по отношению друг к другу, можно положить конец насильственной радикализации и развить личность задержанного в благоприятном направлении. Подготовка социальной среды приема. Этот процесс включает, например, поиск подходящего места жительства вне сферы влияния исламской пропаганды, помощь в поисках работы или учебного курса, а также назначение социального работника, В большинстве случаев подготовка этой социальной среды не может быть обеспечена самим пенитенциарным учреждением. Вот почему требуется раннее вмешательство.


или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свиде­тельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, боль­шую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Выделим некоторые факты, свидетельствующие о положительном влиянии группы на индивида.

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником культуры,

Чтобы снизить порог психологического стресса из-за выхода из тюрьмы, задержанные должны знать об этих внешних помощниках до их освобождения и определять свои проекты совместно с ними. Подготовка к гостеприимной религиозной среде Для исламских заключенных уместно найти гостеприимную религиозную среду, которая не терпит распространения экстремистских теорий и которая может принести помощь и советы по религиозным вопросам. Как и при внешней помощи, во время задержания следует установить контакт с принимающим хозяином.

Имам, работающий в институте, может облегчить этот процесс или сыграть посредническую роль. Если исламистские взгляды задержанного не изменились во время его тюремного заключения, желательно сообщить будущую среду задержанного о его предстоящем освобождении и сообщить ему о потенциальной опасности, которую он представляет. Это может быть сделано местными полицейскими службами.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью.

3. Группа является местом, где индивид осваивает и совершенствует свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников различных групп индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного.

Обучение заключенных Обучение заключенных может привести к значительным и долгосрочным изменениям в идеологии и экстремистской ориентации задержанного. Если вы не дадите индивидам чувство принадлежности к обществу, если вас не побуждают быть активными гражданами и в то же время знают, как реализовать свои права и взять на себя ответственность, они отвергнут общество и его ценности. Обучение в тюрьме может противостоять этому риску двумя способами: во-первых, тюрьмы могут быть живыми образцами демократии; Во-вторых, в этом контексте возможно преподавать и практиковать навыки и отношения, необходимые для гражданских установок.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

6. Постоянное общение индивида с более развитыми, чем он, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим знаниям и духовным ценностям. Почти каждому человеку есть чему научиться у других людей, и практически в каждой социальной группе он встречает таких людей.

Общая информация: Параллельно с созданной радостью освобождение может также вызвать серьезный кризис у задержанного: после строго регламентированного режима пенитенциарного учреждения он должен теперь взять на себя ответственность за свою повседневную жизнь. Могут существовать некоторые тенденции к уже существующей радикализации, если ситуация используется воинствующими радикалами, которые объединяют задержанных, выпущенных в их сеть, и ставят его в состояние зависимости, предлагая ему помощь. Этот риск особенно высок, если эти сети уже смогли установить доверительные отношения и обеспечить им уверенность в течение переходного периода во время их задержания.



7. Только через прямое общение и личные контакты с другими людьми в социальных группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает в себя практически все человеческое в современном человеке, начиная с элементарных гигиенических навыков и пользования речью и кончая нравственными ценностями и способностями к различным видам деятельности.

Существует также риск того, что освобожденные нерадикализованные задержанные обратятся к радикализации, если их попытки интегрироваться в нормальную жизнь не удастся. С другой стороны, радикальные задержанные не обязательно будут следовать радикальному маршруту, как только они покинут тюрьму. Это относится прежде всего к задержанным, радикализация которых была обусловлена ​​необходимостью защиты во время тюремного заключения.

Наблюдение за заключенными под угрозой до освобождения. В качестве первой меры профилактики заключенные с повышенным риском должны подвергаться как можно более полному и профессиональному наблюдению до их освобождения. Это наблюдение должно включать всю имеющуюся информацию. Персонал пенитенциарных учреждений, который имеет наиболее полные и подробные данные, будет запрашивать контактный пункт, которому будет передаваться эта информация. Психологи и тюремные воспитатели могут наблюдать эволюцию задержанных.

8. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.

Посетителям, особенно членам семьи, могут быть заданы их впечатления. Наконец, сам заключенный может участвовать в разбирательстве, прося его описать свои проекты после освобождения. Такой обширный анализ необходим для всех заключенных, которые уже демонстрируют современную радикализацию в тюрьме или которые находятся в особенно тесном контакте с радикализованными преступниками.

Управление переходами. Меры управления транспортом должны начинаться очень рано во время содержания под стражей, чтобы обеспечить преемственность в период кризиса после освобождения. Важно не только то, что сами меры являются прочными и надежными, но прежде всего, что человеческие отношения, присущие таким мерам, являются стабильными. Также важно, чтобы сотрудники тюрем сотрудничали с осуществлением мер по управлению переходами.

Таким образом, группа для психологического развития индивида как личности представляется незаменимой.



Отрицательное влияние группы на личность

Поначалу социальные психологи, заинтересованные в решении дан­ного вопроса, в качестве объекта своего исследования брали только большие социальные общности - толпу и массу, однако затем их вни­мание переключилось на изучение влияния малых групп на индивида, поскольку в психологическом развитии человека они играют более существенную роль, чем большие социальные группы. На рис. 3 при­ведены возможные причины обезличивания (деиндивидуализации), а также ее психологические и поведенческие следствия.

Сеть профессиональной помощи после выпуска. Идеальным было бы создание профессиональной сети социальной помощи, предназначенной для всех заключенных, а не только для радикализированных лиц, для предыдущего и последующего периода освобождения. В тех случаях, когда такая сеть уже существует, вовлеченные люди должны быть осведомлены о конкретных проблемах, связанных с радикализацией. Сеть должна не только служить средством предотвращения радикализации, но и должна быть профессионально подготовлена ​​к этому явлению, которое представляет собой потенциальный риск.


Один из наиболее впечатляющих экспериментов был проведен еще в начале 1960-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Он показывает, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авто­ритетных лиц или социальных групп, которые эти лица представляют. Этот эксперимент заключался в следующем.

Альтернативно, меры пробации могут также стать подходящим инструментом для такого общего наблюдения. Однако остается проблема: испытательный срок, выраженный трибуналами как часть постановления, считается осужденным как неотъемлемая часть репрессивной системы. Это не оставляет места для добровольного и конструктивного сотрудничества. Этот вариант также исключает заключенных, которые не подлежат условному освобождению.

Центральное бюро координации. Он рекомендует создать в каждом пенитенциарном учреждении центральный координационный отдел, собирающий соответствующую информацию о выездных заключенных, мероприятиях по управлению переходами и контакты с сетью профессиональной помощи после освобождения.

Через объявление, данное в газете, за плату 4 доллара в час доб­ровольцы были приглашены принять участие в научном психологи­ческом эксперименте, якобы предназначенном для изучения памяти. Каждому из людей, согласившемуся принять участие в данном экспе­рименте, говорили, что в ходе его он будет исполнять роль «учителя». Его задача будет заключаться в том, чтобы зачитывать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» правильно вспомнить второе слово из соответствующей па­ры (процедура классического эксперимента, часто проводимого в це­лях изучения ассоциативной памяти людей). Если «ученик» в ходе экс­перимента ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его за каждую следу­ющую ошибку шагами по 15V. Эксперимент и использованная в нем электрическая аппаратура допускали изменения напряжения в сети от 15V до 450V. Никаких ограничений на применение тока высокого на­пряжения во время эксперимента не вводилось, то есть напряжение в нем могло расти непрерывно вплоть до верхнего предела - 450V.

Перспективы - выйти из радикализации. Предупреждение. В области профилактики особое внимание следует уделять схемам разъединения и отказа, выраженным или внедренным радикализированными людьми в обществе, хотя эти люди не поддерживают насилие. Однако сейчас необходимо принять меры, и сейчас крайне важно найти способы, позволяющие отдельным людям прекратить радикализацию. Выход из радикализации заключается в том, что человек не может повторить насильственный акт или одобрить этот принцип. Меры по выводу индивидуума из радикализации имеют целью заставить его признать, что «насилие» никогда не оправдывается.

Роль «учителя» в данном эксперименте выполнял настоящий ис­пытуемый, а роль «ученика» - подставное лицо, специально подго­товленный для данного эксперимента актер. Общая схема данного эк­сперимента представлена на рис. 4.

«Учителя» и «ученика» во время эксперимента разделяла тонкая фа­нерная перегородка, так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хо­рошо слышал все, что происходило за перегородкой. «Ученик» сидел в кресле 3, привязанный к нему крепкими кожаными ремнями, а на его руках находились браслеты, имеющие открытые контакты от электри­ческих проводов, идущих со стороны пульта. Само кресло 3, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электри­ческой цепи зажигалась лампочка 6 и звучал электрический звонок 5.

Эти меры выхода радикализации могут применяться к каждому радикализированному человеку. Никогда не поздно остановить или обратить вспять процесс радикализации. Для этого необходимо придерживаться целостного и многодисциплинарного подхода. В некоторых странах борьба с радикализацией заключается в борьбе с опасностями для опасных идеологий, которые эксплуатируют религии и могут создавать террористические акции против местных органов власти: умеренные послания ислама приносят религиозные деятели; установлен профилактический диалог с субъектами риска; радикализированные люди индивидуально сопровождаются во время освобождения.

Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электри­ческими кнопками, градуированными от 15V до 450V. Цифра 300V была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертель­но опасно для человека и вызывает у него состояние шока.


В Европе «выездная речь от радикализации» может быть проведена государственными органами в сотрудничестве с представителями основных умеренных исламских течений. Они могут противостоять религиозным аргументам, выдвинутым радикалами, - с целью заставить адептов или даже террористов, завербованных на национальной территории, понимать исламское использование ислама и процесс индоктринизации, разработанный на основе их редуктивной речи и их монолитного представления событий. В дополнение к соответствующей подготовке вышеупомянутых профессиональных групп, которые могут иметь отношение к феномену радикализации, могут применяться другие меры, уже реализованные некоторыми государствами-членами.

Перед началом эксперимента сам «учитель» на короткое время са­дился в кресло «ученика», для пробы получал удары электрическим током 15V и лично убеждался в том, что ток по цепи действительно идет, что удары электрическим током даже минимального напряже­ния достаточно болезненные. После этого начинался сам эксперимент.

На самом деле «ученик» в. ходе эксперимента никаких ударов элек­трическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспери­ментатор переключал ток на замаскированную электрическую сеть, в которой также были включены лампочка и звонок.

Это также относится к созданию региональных поляков, которым поручено осуществлять надзор и демонтаж ядер насильственной радикализации. Объединяя опыт и прерогативы экспертов из разных источников, эти региональные полюсы, от административных мер в области профилактики, оптимизируют свои возможности, чтобы лучше выявлять и нейтрализовать появляющиеся кардинальные каркасы радикализации. Как и любой обычный задержанный, люди, осужденные за терроризм, имеют право на программу лечения государственными органами.

Можно было бы хорошо определить определение конкретной программы социально-экономической реинтеграции для радикализированных людей и террористов, особенно если учесть, что частота рецидивов в терроризме высока. В этом контексте существующие национальные стратегии, в том числе европейская стратегия и Европейский план действий по борьбе с радикализацией и набором, предлагают широкий спектр превентивных мер, демонстрируя, что задача экстрадиции лиц из радикализации остается многодисциплинарной задачей, которая включает широкий круг экспертов.

В качестве «ученика» в эксперименте участвовал специально под­готовленный человек - актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока раз­ной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напря­жении более 300V прекращать подавать какие бы то ни было призна­ки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими есте­ственными способами.

Борьба с радикализацией должна начинаться с появления первых признаков этого. Поскольку радикализированные задержанные уже были радикалами или экстремистами до их лишения свободы, ранний контроль за процессом радикализации предполагает более широкие инвестиции со стороны государств-членов.

Послушание - это форма социального влияния. когда индивид меняет свои индивидуальные мнения и поведение, чтобы достичь гармонии с отношением и поведением группы. Мы говорим о повиновении, когда индивид меняет свое поведение, чтобы выполнить прямые приказы законной власти. Существуют значительные различия между послушанием и послушанием, хотя оба являются наиболее мощными формами социального влияния. Прежде всего, давление на конформацию обычно осуществляется равным, обладая тем же статусом, что и объект, в то время как давление на подчинение осуществляется более высоким статусом.

Свои «переживания» и «протест» против наказания ударами элект­рического тока «ученик» в этом эксперименте мог выражать (и реаль­но выражал) следующим образом (это ему было предписано условия­ми эксперимента):


При напряжении от 75 до 105V он восклицал «Ой!», как обычно восклицает человек, испытывающий неприятное болевое ощущение. При этом сила восклицания возрастала пропорционально увеличению напряжения в сети;

В случае, когда напряжение в сети достигало 120-150V, к этому восклицанию добавлялось слово «больно!» с тем же самым усиливающим эффектом в зависимости от возрастания напряжения;

При достижении напряжения от 150 до 180V «ученик» эмоционально выразительно выкрикивал примерно следующие слова: «Выпустите меня! У меня с сердцем плохо! Я не хочу дальше участвовать в этом эксперименте!»;

При напряжении в 165-225V он уже громко кричал: «Я не могу больше терпеть эту боль! Прекратите эксперимент и отвяжите меня! Вы не имеете права держать меня здесь!» При увеличении напряжения сила крика и протест «ученика», соответственно, возрастали;

Когда напряжение достигало 270-285V, то это был уже полный отчаяния крик агонизирующего человека;

При напряжении в 330V крики прекращались и человек за перегородкой («ученик») переставал подавать какие-либо признаки жизни (демонстрация шока, наступившего от электрического тока).

Для того чтобы убедить «учителя» продолжать эксперимент (про­должать как можно дольше наносить «ученику» удары электрическо­го тока), экспериментатор использовал все усиливающиеся аргумен­ты от имени себя самого и различных социальных групп, употребляя, например, следующие слова:

Пожалуйста, продолжайте!

Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали!

У вас нет другого выбора, вы обязаны продолжать!

Если все способы убеждения были исчерпаны, то экспериментатор резко вставал и, изображая из себя строгого армейского офицера, про­сто командовал: «Сидеть!», «Продолжать!» Наконец, если уже ничего не помогало заставить «учителя» продолжать дальше наносить «уче­нику» удары электрического тока, то эксперимент на этом прекращался и отмечалось напряжение, до которого через соответствующие убежде­ния и принуждения удалось довести «учителя».

Результаты эксперимента, проведенного со многими американца­ми - добровольными участниками данного эксперимента, представ­лены на рис. 5. Они оказались обескураживающими.



Обнаружилось, что почти 65 % всех «учителей» довели напряжение тока до максимальной величины 450 V. Ни один из них не прекратил экс­перимент до того, как напряжение на приборе достигло 300V, то есть той критической точки, за которой у «ученика» должен был последовать шок.

С. Милгрэма, как экспериментатора, заинтересовал не только факт подобного поведения людей, но и его возможные объяснения. Часть таких объяснений он получил от самих испытуемых, к другим пришел в результате проведения дополнительных исследований, в которых варьировались условиях эксперимента.

Чрезвычайное послушание испытуемых в данном эксперименте объясняется следующими причинами (ниже представлены обобщения ответов самих испытуемых, выступивших в данном эксперименте в ро­ли «учителей»):


Попадание в ловушку;

Этикет ситуации;

Обратим внимание на еще одно обстоятельство, связанное с дан­ным экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле.

Обсуждая и комментируя результаты своего эксперимента в одной из телепередач, С. Милгрэм высказал следующие мысли: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по об­разцу нацистской Германии, то подходящий персонал для этих лаге­рей можно было бы набрать в любом американском городе... Наиболее важный урок наших опытов состоит в том, что обычные люди, просто выполняя свою работу и не проявляя никакой особой враждебности, смогли стать участниками ужасных злодеяний».

Наверное, и название страны, и социальную принадлежность людей в этих высказываниях Милгрэма можно было бы заменить названием лю­бой другой страны и любого народа в современном мире. «Под властью злых сил даже лучшие люди иногда меняются в худшую сторону» 1 .

В итоге ученый делает следующие выводы, касающиеся причин по­добного поведения и степени жестокости, проявляемой обычными людь­ми по отношению к своим реальным или потенциальным жертвам.

1. Эмоциональная удаленность наказывающего от его жертвы. Если человек непосредственно воспринимает эмоциональные реакции своей жертвы, то он действует по отношению к ней менее жестоко и более осторожно.

2. Авторитет и социальный статус того, кто заставляет наказывать. В том случае, если это делает авторитетный человек, имеющий высокий социальный статус, индивид будет следовать указаниям этого человека в прямой зависимости от авторитета и статуса последнего.

3. Мера принятия на себя ответственности за содеянное. Чем больше ответственности за содеянное берет на себя наказывающий, тем менее он будет склонен применять суровые наказания.

4. Неприятные последствия, которые применение наказания может иметь для того, кто это делает. Чем большими могут быть


неприятные последствия после применения наказания для то­го, кто наказывает, тем менее он будет склонен это делать.

5. Наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих вину на­казывающего. Если человек, применяющий наказание, уверен в том, что его действия будут оправданы, он с большей готов­ностью применит наказание, чем в том случае, если он не уве­рен в оправдании своего поступка или если у него нет убеж­дения, что его вина будет смягчена.

Все то, о чем говорилось в эксперименте С. Милгрэма, действует на человека в реальных социальных группах, как малых, так и больших.

Еще одним примером отрицательного группового влияния на ин­дивида может быть воздействие, которое группа оказывает на одарен­ных, творческих личностей, превосходящих остальных членов группы по тем или иным психологическим качествам, например по культуре или интеллекту. На это обстоятельство в свое время обратил внима­ние известный российский ученый В. М. Бехтерев.

Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в резуль­тате которых сравнивались показатели творческой работы группы и ин­дивида, В. М. Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллектив­ное творческое решение, если оно принимается методом простого голо­сования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное твор­чество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются потому, что непонятны большинству. В результате такие личности) находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (а на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии.

Последний факт, о котором здесь следует еще раз напомнить (мы его уже рассматривали в одной из предыдущих глав), касается кон­формного поведения. Конформизм - это феномен, выражающий со­бой безусловно отрицательное влияние группы на личность.

Контрольные вопросы

1. Что называют социальной фасилитацией?

2. Как определяется эффект социальной ингибиции?

3. Что такое деиндивидуализация?

4. Что такое коллективизация мышления?

5. При каких условиях возникает и проявляется коллективизация мышления?


6. Что такое дискриминация как социально-психологическое явление?

7. Что называют предрассудками?

8. Чем отличаются предрассудки от предубеждений?

9. Что обозначают как социальный стереотип?

10. Чем социальные стереотипы отличаются от предубеждений и предрассудков?

11. Может ли патриотизм служить основой предубеждений и предрассудков?

12. При каких условиях существующие предрассудки будут проявляться в реальных отношениях людей?

13. Что представляют собой когнитивные предпосылки социальных стереотипов, предубеждений и предрассудков?

14. При каких психологических условиях возникают и действуют социальные стереотипы?

16. Что такое конформизм?

17. Что представлял собой первый классический эксперимент С. Аша по изучению конформизма?

18. От чего зависит конформизм?

19. Что называют групповой поляризацией?

20. Как объясняется явление групповой поляризации?

21. Какие факты доказывают, что группа является основным источником культуры для индивида?

22. Каковы основные причины и следствия деиндивидуализации?

23. Что представляет собой эксперимент С. Милгрэма, каковы его основные результаты? .

24. Какие комментарии и выводы сделал С. Милгрэм по итогам проведенного им эксперимента?

25. Какие данные из групповых экспериментов, организованных и проведенных В. М. Бехтеревым, свидетельствуют об отрицательном влиянии группы на личность?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М„ 2006. - С. 293-308.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. - СПб., 2004. - С. 257-330.


3. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. - М, 1986 -С. 225-245.

А. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни - СПб., 2001.-С. 7-150.

5. ГлейтманГ., Фридлунд А, РайсбергД. Основы психологии –СПб 2001.-С. 556-590.

6. РоберМ.-А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы - М 1988. - С. 69-72,93-102,112-118, 162-170.

8. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии -СПб 2000 - С. 54-75,127-243.


Социальная перцепция и восприятие

людьми друг друга

Понятие о социальной перцепции

Многое в том, каким образом формируется психология человека и как он себя ведет в обществе, зависит от восприятия человеком происхо­дящего с ним и вокруг него в соответствующем обществе. Если речь идет о восприятии и оценке человеком неодушевленных предметов и явлений, то такой процесс достаточно разносторонне и глубоко изу­чен в общей психологии в соответствующем разделе. Когда речь идет о восприятии и оценке людьми друг друга, то данный вид восприя­тия выступает как предмет социально-психологических исследова­ний. Наконец, если речь идет о восприятии человеком всего того, что составляет общество и что происходит в нем, то это входит в сферу компетенции социальной психологии и обозначается как социальная перцепция.

Между восприятием в его общепсихологическом понимании, вос­приятием человека человеком и социальной перцепцией есть немало общего и различного. Рассмотрим это общее и различное для того, что­бы с помощью сравнения этих видов восприятия уточнить понимание социальной перцепции, которая будет специально обсуждаться далее.

Общим для всех обозначенных выше процессов восприятия явля­ется то, что все они представляют собой существующие разновиднос­ти восприятия (перцепции). Кроме того, во всех этих видах восприя­тия участвуют органы чувств человека и соответствующие, связанные с восприятием, познавательные процессы: внимание, память, вообра­жение, мышление и речь. Наконец, во всех этих случаях речь идет о том, что в результате восприятия формируется образ воспринимаемого объек­та, однако для разных видов восприятия эти образы будут различными по их предметному (объектному) содержанию и механизмам их форми­рования.


Различия между соответствующими видами восприятия сводятся к следующему.

1. В процессе восприятия человеком неодушевленных объектов и явлений сами эти объекты и явления не оказывают встреч­ной активности по отношению к воспринимающему их челове­ку. Так, например, если человек воспринимает книгу, то пред­полагается, что книга, в свою очередь, не может воспринимать человека и оказывать такого же воздействия на него, какое на кни­гу может оказать человек. Констатация данного факта не носит сугубо формальный характер и определяет специфику не только процесса восприятия, но и формируемого в результате его образа.

2. Восприятие человека человеком - это совместный, взаимно направленный процесс, который описывается не с помощью понятия «предметная деятельность», а с помощью понятия «общение».

3. То, каким образом один человек воспринимает другого в процессе общения с ним, зависит от того, как воспринимает и оценивает другой человек его самого. «Содержание межличностного восприятия, - пишет Г. М. Андреева, - зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга»".

4. Активность человека, воспринимающего неодушевленный предмет, никак не влияет на" этот предмет, в то время как активность человека, воспринимающего и оценивающего другого, существенно воздействует на соответствующего человека и таким образом изменяет его поведение и образ, складывающийся в глазах другого человека.

5. В большинстве случаев восприятие человеком неодушевленного предмета носит объективный характер в том смысле слова, что не имеет явно выраженного субъективного оттенка, определяемого эмоциональным отношением человека к данному предмету. Межличностное восприятие, или восприятие человека человеком, напротив, почти всегда имеет такой отчетливо выраженный субъективный оттенок.

6. В области социальной перцепции в целом и межличностного восприятия в частности в гораздо меньшей степени действуют известные формальные законы формирования образа, изученные

1 Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 2001. - С. 124.


в общей психологии восприятия (например, так называемые за­коны гештальта). В сфере социальной перцепции и межличност­ного восприятия действуют, по-видимому, иные, более сложные законы, имеющие скорее смысловой, чем формально-структурный характер.

7. В процесс восприятия человека человеком включены три част­ных процесса, которые не принимают участия в восприятии че­ловеком неодушевленных предметов: идентификация, сравнение и рефлексия.

Идентификация - это уподобление или отождествление себя в от­ношении других людей. Благодаря идентификации человек делает вы­вод о том, что он похож на других людей, а они, в свою очередь, похо­жи на него самого. С помощью идентификации человек познает себя, приписывая себе свойства, которые он замечает у других людей, или же, наоборот, постигает других людей, приписывая им собственные свойства.

Сравнение - сопряженный с идентификацией процесс, в результате которого, сопоставляя себя с воспринимаемыми им людьми, человек приходит к выводу о том, в чем он схож и чем отличается от этих людей или, соответственно, чем эти люди схожи или отличны от него самого. Рефлексия - это процесс самопознания человека, базирующийся на его собственных восприятиях и оценках других людей, как прави­ло, без сравнения себя с ними. Частный, собственно социально-психо­логический случай рефлексии, принимающей участие в процессе по­знания людьми друг друга, - это выяснение человеком того, как он воспринимается другими людьми или как сам он воспринимает и по­нимает окружающих.

Хотя восприятие человека человеком входит в состав социальной перцепции, но оно составляет только его часть. Кроме межличностно­го, или межчеловеческого, восприятия в структуру социальной перцеп­ции включаются восприятие и оценка человеком социальных струк­тур, объектов и организаций, социальных событий и много другого, что входит в состав общества или происходит в нем.

Субъектом социальной перцепции могут быть не только отдельные индивиды, но и группы людей. Так, например, можно говорить об осо­бенностях восприятия друг друга различными социальными группа­ми: властью народа или, наоборот, народа властью, богатыми бедных или, напротив, бедными богатых и т. д. Разновидностями социальной перцепции могут стать восприятие группы тем или иным человеком или восприятие конкретного человека определенной группой людей.


Восприятие и понимание людьми друг друга

В человеческих взаимоотношениях, в постижении того, как личность влияет на группу и группа на личность, большое значение имеют вос­приятие и понимание людьми друг друга. Они всегда присутствуют в контактах людей и столь же естественны для них, как и удовлетворе­ние повседневных потребностей. «Трудно придумать более дьяволь­ское наказание, - писал в свое время известный психолог У. Джемс, - как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем по­явлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с неодушев­ленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие те­лесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей без­выходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания». В этом психологически глубоком и жизнен­но правдивом высказывании одного из знатоков психологии человека и межчеловеческих взаимоотношений тонко схвачена и точно отражена не только потребность человека во внимании к себе со стороны других людей, но и нужда в определенном отношении к себе. Это отношение не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно мы сами воспринимаем и оцениваем, и нас самих воспринимают и оценивают.

Правильно воспринимать человека означает создавать верный образ этого человека как личности, то есть адекватно оценивать те психологи­ческие свойства, которыми он реально обладает. Правильно воспринять и оценить человека также означает научиться на основе образа человека предсказывать его поведение. Правильно воспринять человека, наконец, означает иметь такой его образ, который позволял бы другим людям об­щаться с ним, добиваясь взаимопонимания. Адекватный образ человека может содержать в себе далеко не все его психологические свойства, на­пример не включать в себя то, что не является значимым для общения с ним. Точность образа человека относительна, его правильность опреде­ляется тем, насколько успешно данный образ позволяет взаимодейство­вать с данным человеком в различных жизненных ситуациях.

Образ человека как личности по своей структуре достаточно сло­жен. Он включает в себя:

Четкие представления о познавательных процессах данного че­ловека - его ощущениях, восприятии, внимании, памяти, вооб­ражении, мышлении и речи;


Знания о типичных для человека психологических состояниях - об эмоциональных переживаниях, психологическом настрое, тревожности, напряженности и других;

Знания о человеке как о личности: его способностях, силе воли, потребностях, темпераменте, характере, чувствах и социальных установках.

Существует прямая зависимость между восприятием людьми друг друга и их взаимоотношениями. От того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, зависят образы, которые складываются у них друг о друге. На основании этих образов люди относятся друг к другу, строят межличностное общение. Если один человек воспринимает дру­гого положительно, то он, соответственно, будет не только положи­тельно относиться к данному человеку, но и соответствующим обра­зом действовать по отношению к нему. Если же человек воспринимает другого человека отрицательно, то с его стороны следует ожидать от­рицательных действий по отношению к этому человеку.

Правда, такое одностороннее, исключительно положительное или безусловно отрицательное восприятие и отношение людей друг к дру­гу в жизни встречаются довольно редко. Гораздо чаще бывает так, что восприятие людьми друг друга одновременно оказывается и положи­тельным, и отрицательным, то есть, по существу, двойственным. Соот­ветственно, и поступки людей в этом случае будут противоречивыми: как положительными, так и отрицательными.

Зависимость между восприятием людей и их поведением является двухсторонней. Не только восприятие и оценка человека человеком влияют на их отношения и поведение, но также и поведение людей в от­ношении друг друга определенным образом воздействует на их вос­приятие и оценку друг друга. Наблюдаемое поведение человека может порождать определенное отношение к нему. Это отношение, в свою очередь, формирует устойчивую установку на восприятие данного че­ловека, и она далее определяет то, как данный человек будет воспри­ниматься и оцениваться как личность.

Вступая друг с другом в определенные взаимоотношения, люди про­являют себя в этих взаимоотношениях с разных сторон. Соответственно, и воспринимать друг в друге они будут лишь то, что проявляется в их взаимоотношениях. Создать исчерпывающий или полностью адекват­ный образ человека, особенно на первых этапах общения с ним, вряд ли возможно. Такой образ строится постепенно, по мере познания чело­века человеком, и со временем, естественно, будет изменяться и уточ­няться.


Образ человека в процессе общения и взаимодействия с ним скла­дывается постепенно. Это обычно происходит в следующей последо­вательности. В начальный период общения с незнакомым человеком мы обращаем внимание на его внешность и по ней пытаемся понять, что представляет собой этот человек как личность. Делая выводы о нем по его внешности, мы извлекаем из прошлого опыта, из своей памяти представления о похожих на него людях, а также о психологических особенностях этих людей. Соответствующие особенности - образ зна­комого человека, похожего внешне на воспринимаемого, - мы припи­сываем этому человеку, «проецируем» на него этот образ. Если что-либо в психологии воспринимаемого человека для нас не вполне ясно, то мы далее строим и проверяем гипотезы о наличии у него соответ­ствующих психологических свойств. В дальнейшем, общаясь с этим человеком и получая о нем дополнительные сведения из непосред­ственного восприятия и других источников, мы проверяем наши соб­ственные гипотезы о личности воспринимаемого человека.

В процессе общения с человеком можно оценивать его психологи­ческие особенности через речь, действия и поступки. На основе ана­лиза и обобщения собранной о человеке информации мы строим да­лее предположение о том, что он представляет собой как личность.

При построении образа человека его речь оценивается по следую­щим параметрам: употребляемые слова и выражения, интонация, пау­зы, ударение, громкость, темп, тембр. Благодаря наблюдениям за те­лодвижениями человека, жестами, мимикой и пантомимикой можно получать информацию об отношениях человека к тому, что происхо­дит с ним и вокруг него. Это позволяет строить динамичный образ личности, менять, уточнять его в ходе общения, подстраиваться под человека, изменять стратегию и тактику общения с ним. Наблюдение за поступками позволяет получать сведения о характере человека, о его морали, ценностях, социальных установках.

Существуют две основные группы факторов, влияющих на процесс восприятия человека человеком:

1) те, которые оказывают воздействие на формирующийся образ человека;

2) те, которые влияют на сам процесс межличностного восприятия. Они могут быть положшпелънъьчи и отрицательными. Положительные факторы способствуют формированию правильного образа человека, а отрицательные факторы этому препятствуют.

Факторами, влияющими на сам процесс межличностного восприя­тия, могут быть:


Особенности личности воспринимаемого и воспринимающего человека;

Ситуация, в которой происходит восприятие людьми друг друга;

Специфика воспринимаемых и оцениваемых свойств личности;

Психологические состояния воспринимаемого и воспринимающего человека;

Знание воспринимающим лицом психологических законов восприятия и понимания людьми друг друга, а также признаков, по которым можно достоверно судить об особенностях личности воспринимаемого человека.

Положительное воздействие на формирование образа человека как личности могут оказывать следующие факторы:

Богатый жизненный опыт;

Знание психологии людей;

Умение наблюдать и делать правильные выводы;

Благоприятная ситуация общения, способствующая проявлению, восприятию и точной оценке психологических особенностей человека.

Замечено, например, что чем больше жизненный опыт человека, тем лучше он воспринимает и понимает других людей. Есть люди, кото­рые в силу своих способностей, профессии и накопленного жизненно­го опыта лучше знают и понимают других. Данная особенность харак­терна для тех, кто умеет сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя на их место, принимать людей такими, какими они есть, пони­мать мотивы их поведения. Как правило, это те люди, которым в си­лу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с разными людьми, но и оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным действиям и поступкам. Есть виды профессий, которые предполагают постоянное и активное общение. Это профессии врача, учителя, пси­холога, политика, актера, режиссера и ряд других. Установлено, что лучше, чем представители других профессий, воспринимают и пони­мают других людей актеры, психологи, педагоги и врачи.

Факторами, препятствующими формированию правильного образа человека как личности, могут быть:

Недостаток жизненного опыта;

Незнание психологии людей;

Неумение наблюдать за человеком в процессе общения с ним и делать правильные выводы о нем как о личности;


Неудачность ситуации общения (невозможность в ней выявить и правильно оценить свойства личности, которые важны для построения образа человека);

Субъективность восприятия и оценки человека, вызванная эмоциями или порожденная заранее сформировавшимся предвзятым отношением к данному человеку, например необоснованно положительным или беспричинно отрицательным.

Если один человек в общении с другим настроен положительно, то он, соответственно, будет обращать внимание, воспринимать и оценивать в основном положительные качества своего партнера. В этом случае и образ личности воспринимаемого окажется, скорее всего, односторон­не положительным. Если же настрой человека в общении с другим чело­веком окажется отрицательным, то его восприятие также может быть неправильным - в основном негативным.

Есть люди, чей внутренний мир устроен сравнительно просто и не­противоречиво, чьи психологические свойства хорошо проявляются во внешнем поведении. При восприятии таких людей как личностей серь­езные ошибки, как правило, не возникают или, во всяком случае, легко замечаются и вовремя исправляются. Есть также люди, чей внутренний мир устроен довольно сложно, противоречиво, психология которых не всегда открыто проявляется в их внешнем поведении. Таких людей как личностей оценивать труднее, поскольку при их восприятии из-за про­тиворечий, имеющихся в их психологии, могут возникать ошибки. Кроме того, подобные люди обычно воспринимаются другими людьми в различ­ных жизненных ситуациях по-разному.

Основными средствами воздействия во время общения в больших группах является заражение, внушение, подражание и убеждение.

Заражение выражается в передаче своего отношения или состояния другому человеку или группе людей, которые неосознанно их перенимают. Например, спортивный азарт, религиозный экстаз. Заражение передается невербально через определенные эмоциональные состояния. В результате человек подчиняется образцам поведения другого человека.

Заражение эффективно действует в общности неорганизованной, чаще в толпе, и имеет очень большую интегрирующую силу. Средствами воздействия является высокая энергетика поведения человека, которая оказывает влияние, ее артистизм, постепенный рост интенсивности воздействия. Чем выше уровень общественного развития, тем слабее действуют механизмы заражения. Итак, в современном обществе оно имеет значительно меньшее значение, чем на начальных этапах истории человечества.

Заражение эффективно действует в толпе. Толпа — это временное скопление большого количества людей, между которыми возможен непостоянный контакт. В толпе происходит вторжение в интимное пространство человека и, как следствие, выделение адреналина, от чего люди становятся раздражительными и агрессивными. Одним из первых общие закономерности поведения человека в толпе описал французский ученый Г. Лебон (1895). Толпа спонтанно и идентично реагирует на внешние возбудители.

В ней доминируют эмоционально-инстинктивные элементы, а осмысление реальности и чувства ответственности уменьшается. Эмоциональное состояние отдельных участников толпы влияет на других и таким образом все время усиливается. Благодаря этому эмоции в массе людей могут достичь такого напряжения, что у них возникает необходимость действовать. Более всего небезопасной является толпа, сформировавшаяся под влиянием сверхсильных отрицательных эмоций, ибо в таком случае человек способен к актам насилия и жестокости, которые в обычных условиях ему не характерны.

Находясь под влиянием толпы, человек начинает вести себя иначе, чем в других группах. Прежде всего, разрушаются или совсем исчезают социальные роли и межличностные связи, а участники обезличиваются, лишаются характерных для них индивидуальных черт. Такой феномен называется деиндивидуализацией. Ситуационными причинами деиндивидуализации является анонимность, высокий уровень эмоционального возбуждения, сосредоточенность внимания на том, что происходит вокруг, а не на собственном поведении.

Социально-психологические состояния, которые приводят к усилению деиндивидуализации, — это единство толпы, сниженный уровень самоконтроля и самосознания. Последствиями деиндивидуализации является импульсивное поведение человека в толпе, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, неспособность управлять своим поведением, к оценкам окружающих людей уменьшенный интерес, неспособность разумно оценить и разумно планировать поведение.

Интеллект толпы значительно ниже, чем интеллект отдельных индивидов, входящих в него. Кроме того, в толпе растет потребность подражания другим, взаимного заражения, внушения и чувство могущества, а особенно в случае появления лидера. В этом — опасность толпы.

Методы ликвидации толпы

К самым известным методам ликвидации толпы относятся: физическое насилие через порождение страха за собственную жизнь, высмеивание участников толпы, направление ее активности в другое русло с помощью механизма отвлечения внимания или манипулирования чувствами и напряжением.

Особая ситуация, в которой влияние заражения очень сильное, паника. Паника — это эмоциональное состояние, которое возникает в массе людей и является следствием дефицита или избытка информации о каких-то опасных или непонятных ситуациях. Термин «паника» происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастбищ, стад и пастухов. Гневом он мог вызвать безумие стада, и тогда оно по незначительной причине бросалось в огонь или пропасть. Сила паники заключается в том, что человек, попав «внутрь» паники, не может остаться в стороне.

Внушение, или суггестия, — это целенаправленное, не аргументированное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого или на группу людей с целью изменения ее состояния или отношения к чему-то. Оно осуществляется в вербальной форме, основывается на некритическом восприятии сообщения или информации и не требует доказательств или логики. Эффективность внушения зависит от возраста человека: дети ему подвергаются больше, чем взрослые.

Также более внушаемым является уставший и физически ослабленный человек. Средствами воздействия является личный магнетизм, авторитет, уверенность, четкость речи, использование окружения, благоприятного для внушения (например, ритмичные звуки, затемнение помещения и т.д.).

Убеждение является достижением согласия человека на основе логического обоснования своих позиций. Человеку, которого убеждают, предъявляют четко сформулированные аргументы в приемлемом темпе и понятными для него словами. Открыто признаются как сильные, так и слабые аспекты предложения. Решение о верности информации человек, которого убеждают, принимает самостоятельно. Поэтому убеждение — это преимущественно интеллектуальное влияние на человека. Есть два способа убеждения: прямой и опосредованный. При прямом на людей влияют благоприятные аргументы; при опосредованном — случайные факторы, например, привлекательность оратора.

Подражание — это повторение примера, который подает другой человек. Это средство воздействия играет большое значение в процессе развития человека. Именно в результате подражания возникают и закрепляются групповые ценности и нормы. В детском возрасте подражание встречается очень часто, во взрослом — в тех случаях, когда нет возможности применить какой-то другой способ овладения незнакомым действием.

Психология - это глубина.

Человеческие страхи: психология

Пять советов как вернуть девушку

Как быстро определить тип характера человека

5 эффективных способов предотвратить агрессию

Как научиться разбираться в людях

Способы легкой манипуляции людьми



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: