Страховой части трудовой пенсии по старости. Страховая пенсия - что это? Трудовая страховая пенсия

Навигация по статье

СП ст = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП ст - размер страховой пенсии по старости;
  • СПК - стоимость пенсионного бала на момент назначения выплаты (в 2018 году - 81,49 руб.);
  • ФВ - фиксированная выплата (о ней пойдет речь ниже).

ИПК = СВ / СВ max х 10,

  • СВ - страховые взносы, уплачиваемые работодателем по выбранному гражданином тарифу. Это может быть 10% или 16% от годовой gross-зарплаты, в зависимости от того, формируется накопительная пенсия или нет;
  • СВ max - совокупность страховых взносов, которые работодатель уплачивает с максимальной взносооблагаемой базы по тарифу 16%.

Стоит отметить, что максимальный размер взносооблагаемой базы был увеличен и теперь в 2018 году составляет 1021 тысяча рублей .

Конвертация трудовых пенсий, установленных до 1 января 2015 года

Действующее законодательство предусматривает сохранение пенсионных прав , которые были сформированы гражданами до 1 января 2015 года.

Иными словами, если Вам уже назначена страховая выплата по старости, ее размер будет (пересчитываться исходя из Ваших индивидуальных показателей) по новой формуле.

В этом случае величина пенсионного балла за все периоды до 1 января 2015 года будет определяться исходя из размера пенсии (без учета фиксированного базового размера и страховой доли), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента, исходя из его стоимости на 1 января 2015 года. Затем согласно законодательству стоимость коэффициентов повышается два раза в год (второй раз по возможности государства), исходя из роста цен, соответственно, размер пенсии также увеличивается.

Стоит отметить, что в случае, если размер выплат после конвертации оказывается меньше, чем до перерасчета, то исходя из части 3 статьи 34 Федерального закона «О страховых пенсиях» , пенсионер будет получать страховую пенсию в прежнем (большем) размере.

Перерасчет страховой пенсии по старости

В случае, когда гражданин, получающий страховую выплату по старости, продолжает работать, в ПФР продолжают поступать пенсионные отчисления. Соответственно, в такой ситуации пенсионер имеет право на .

Если требуется произвести перерасчет размера , гражданин должен обратиться с заявлением о перерасчете отделение пенсионного фонда. Стоит обратить внимание, что подготовка и представление всех документов, прилагаемых к заявлению, ложится на заявителя.

Размер страховых выплат по старости может измениться в большую сторону при следующих условиях:

  1. Увеличение значения пенсионного балла за периоды до 1 января 2015 года.
  2. Увеличение суммы пенсионных баллов, полученных в периоды после 1 января 2015 года и до назначения пенсии, засчитываемые как страховой стаж (период получения пособия на бирже труда, декретный отпуск, прохождение военной службы и т.д.), подробно описанные в статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» .
  3. Увеличение значения пенсионного балла, из расчета сумм отчислений в ПФР, не учтенных при назначении страховой пенсии по старости.

Перерасчет осуществляется согласно формуле:

СП ст = СП стп + (ИПК i x СПК),

  • СП ст - величина страховой выплаты по старости;
  • СП стп - размер пенсии по состоянию на 31 июля года перерасчета;
  • ИПК i - величина пенсионного балла по состоянию на 1 января года перерасчета, из расчета сумм отчислений в ПФР, не учтенных при назначении страховой пенсии по старости, переходе с другого вида пенсии или перерасчете, произведенном ранее;
  • СПК - стоимость пенсионного балла в день перерасчета.

В случае, если гражданин является работающим пенсионером, работодатель может обращаться за перерасчетом данной выплаты для своих сотрудников, но только в том случае, если есть их письменное согласие.

Доля страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет

Если гражданин является пенсионером за выслугу лет, имеет минимум 15 лет стажа и подходит по по старости, в том числе и досрочную, он имеет право на назначение доли страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет.

При этом в расчет берется сумма пенсионных баллов минимум за 12 месяцев после . Подчеркиваем, что в этом случае эти баллы уже нельзя использовать при перерасчете пенсии .

Для расчета доли выплаты по старости к пенсии за выслугу лет, нужно воспользоваться формулой, описанной в статье 19 Федерального закона «О страховых пенсиях» .

СД = (СД с / СПК к + ИПК i) x СПК,

  • СД - доля страховой пенсии по старости;
  • СД с - доля страховой пенсии по старости, определенная на 31 декабря 2014 года;
  • СПК к - стоимость пенсионного балла;
  • ИПК i - величина пенсионного балла с момента выхода на пенсию по выслуге лет и до назначения доли страховой пенсии по старости.

При условии увеличения суммы пенсионных коэффициентов, из расчета страховых взносов, которые не были учтены при назначении доли страховой выплаты по старости либо при предыдущем перерасчете, с 1 августа каждого года производится перерасчет страховой доли.

Выплата страховой пенсии по старости

Как было сказано выше, после 10 рабочих дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (либо представления недостающих документов), ПФР назначает гражданину страховую пенсию по старости. она будет ежемесячно , причем пенсионер имеет право самостоятельно выбрать способ получения данной выплаты.

Граждане могут получать пенсию следующими способами (в том числе через доверенное лицо):

  • На счет в банке . В этом случае пенсионер может снимать денежные средства либо прямо со счета, либо с помощью банковской карты.
  • Через Почту России . Выбирая такой вариант, пенсионер будет получать выплаты в отделении почтовой связи или прямо на дом.
  • Через стороннюю организацию , занимающуюся доставкой пенсий. Список таких организаций гражданам необходимо узнавать через территориальный орган пенсионного фонда. В остальном порядок и условия выплат идентичны варианту с Почтой России.

Приостановление и прекращение выплаты

  • в случае смерти пенсионера или признания его без вести пропавшим;
  • если иностранным гражданином или лицом без гражданства не представлены документы, подтверждающие вид на жительство в РФ по истечению 6-ти месячного срока;
  • при утрате гражданином права на пенсию по старости - в силу недостоверности данных, представленных в документах при назначении страховых выплат;
  • в случае добровольного отказа от получения страховой пенсии.

Заключение

Итак, с 2015 года вступили в силу новые условия формирования трудовой пенсии , которые применяются с некоторыми изменениями по нынешний 2018 год. Возможно, они где-то сложны для понимания ввиду того, что применяется другая система подсчета размера пенсионных выплат через перевод страховых взносов в баллы.

Еще раз обозначим наиболее важные моменты :

  • Страховой стаж и «белая» (официальная) зарплата - ключ к большому размеру пенсии.
  • Начинать подготовку документов для оформления пенсии лучше заранее - так увеличивается возможность получить пенсию именно тогда, когда получили на нее право.
  • Вместе с ростом потребительских цен растет и размер выплат.

С 1.01.14г. вступил в силу Закон, согласно которому вводятся изменения относительно пенсионных отчислений россиян. Документом регламентируется не только перераспределение сумм на различные страховую и накопительную части трудовой пенсии, но и пересмотр действующих тарифов страховых взносов. Рассмотрим детально изменения, чтобы понять, каким образом удастся обеспечить достойный размер пенсионных выплат в будущем.

Разберемся, чем страховая и накопительная часть пенсии отличаются друг от друга. Обе части отличны тем от базовой составляющей, что не являются фиксированными величинами, а зависят от зарплаты гражданина. Страховую часть и накопительную часть пенсии рассчитывают, ориентируясь на срок дожития (228 месяцев).

Страховая часть гарантируется государством каждому гражданину РФ. Это не зависит от того, какая компания будет управлять накопительной частью. Отчисляемые суммы расходуются на выплату сумм нынешним пенсионерам.

Накопительная часть предназначена для хранения на индивидуальном счету денежных средств, которые не могут тратиться на государственные нужды. Величина накоплений полностью зависит от выбора гражданина и его деловой активности.

Накопительная часть трудовой пенсии

Работники 1967 г.р. и моложе их должны определиться относительно способа формирования тарифа для накопительной части до 31.12.15г.:

  • оставить 6%;
  • отказаться для увеличения страховой части пенсии.В первом случае нужно подать соответствующее заявление в ПФР или НПФ до 31.12.15г. При этом средства будут возвращены в ПФР, если НПФ прекратит свою работу по разным причинам. Если же работник не желает делать отчисления на накопительную часть, то на страховую часть пойдет 22%, из которых: 6% – солидарная часть тарифа, 16% – индивидуальная.Размер накопительной части трудовой пенсии регламентируется условиями того учреждения, которому работник доверит управление своими средствами. В случае сотрудничества с государственным ПФ и компанией, управляющей его активами (Внешэкономбанк), ежегодно 1.08 величина накопительной пенсии по результатам инвестиционной деятельности компании корректируется.

Страховая часть пенсии

Страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться по новой формуле лишь у граждан, которые впервые начнут работать в 2015г. Тем, кто имеет трудовой стаж, пенсионные права в 2014г. конвертируют в новый инструмент учета – индивидуальные пенсионные коэффициенты. Величину «годового пенсионного коэффициента» планируется рассчитывать как отношение величины уплаченных работодателем взносов на страховую часть, умноженной на 10% (16%), к величине взносов с максимальной заработной платы, умноженной на 16%. Полученную величину нужно умножить на 10. Таким коэффициентом будет оцениваться ежегодная трудовая деятельность человека.

16% отчислений работодателя будут направлены на страховую часть в случае отказа работником формировать накопительную часть, 10% – в случае подачи заявления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Для граждан старше 1967 г.р. будет действовать лишь страховая часть пенсии.

Страховая часть будет исчисляться в баллах, исходя из трудового стажа, уровня зарплаты, даты выхода человека на пенсию. Получать социальную помощь смогут лишь те, кто набрал 30 баллов. Минимальный стаж, который предусматривает выплаты пенсии по старости, увеличится до 15 лет. С 2015г. необходимый стаж должен быть 6 лет, ежегодно увеличиваясь. Размер зарплаты, которая облагается страховыми взносами, также будет увеличен до 2,3 средних зарплат вместо нынешнего показателя 1,6.

Тарифы страховых взносов в 2014 г.

Для большинства компаний тарифы страховых взносов остались на уровне 2013г.:

  • 22% – отчисляются в ПФР;
  • 5,1% – отчисляются в ФФОМС;
  • 2,9% – отчисляются в ФСС.С выплат свыше предельной величины базы (624 тыс. руб. с 2014г.) взносы направляются лишь в ПФР (10%) на страховую часть. База рассчитывается с начала года нарастающим итогом по каждому работнику.

Новый расчет пенсии

C 2015 г. в РФ будет введен новый принцип расчета трудовой пенсии, который позволит закрыть «пенсионные дыры». Предполагается, что новоиспеченные пенсионеры с 2015 г. смогут решить указанную проблему без повышения пенсионного возраста, уменьшения выплат или передачи дополнительной нагрузки налогоплательщикам.

Итак, новая система предполагает:

  • базовую составляющую – представляет собой государственную гарантию выплат для всех без исключения граждан РФ при наступлении определенного законом возраста или соответствующего трудового стажа.
  • страховую составляющую – данная часть зависит преимущественно от добросовестности работодателя (размера уплаченных взносов) и состоятельности государства (экономической ситуации).
  • накопительную составляющую – ее размер формируется в добровольном и обязательном порядке, и зависит от воли работника.

Выплаты базовой пенсии будут возложены на Федеральный бюджет. Изначально она привязывается к базовому размеру с ежегодной индексацией 1.04. Размер повышения зависит от роста цен на потребительскую корзину или от уровня инфляции.

Сохранить пенсионные выплаты без поднятия возрастной планки можно посредством индексации выплат. Это зависит от реального возраста при выходе на пенсию. К примеру, работнику, который не оформил пенсию в срок и продолжает работать свыше года, добавят к начисленной пенсии 5,6%, от двух лет – 12%, от трех – 19% и дальше. Легко подсчитать, что выйдя на пенсию позже на 10 лет, нежели положено по возрасту, человек будет получать сумму, большую 2,11 раза.

Негосударственные пенсионные фонды

Почему важно успеть определиться с выбором НПФ до 2015г.? Люди, не обратившиеся в ПФ до 01.01.15г., лишатся 6%, подлежащих на сегодняшний момент отчислению на накопительную часть их трудовой пенсии из взносов работодателя. Они будут автоматически перенаправлены на страховую части пенсии. Тех граждан, кто уже перевел накопительную часть в НПФ или подал заявление о выборе управляющей компании, указанная процедура не коснется.

В условиях, когда средняя доходность инвестиций государственного агента Внешэкономбанка составляет до 9,9%, а уровень инфляции в свою очередь достигает 9,7%, представляется нецелесообразным оперативно переводить свои накопления в негосударственный фонд.
Важно знать:

  • Государство будет осуществлять пенсионные выплаты в любом случае, однако их размер зависит от человека.
  • Увеличить будущую пенсию в несколько раз можно лишь с помощью накопительной части.
  • Фонд нужно выбирать с учетом его доходности и рейтинга надёжности (А++ высшая степень). Можно выбирать фонд ежегодно (к примеру, где процент годовых выше).
  • При выборе НПФ следует ориентироваться на организации, работающие в вашем регионе. Иногда придется появляться там лично, поэтому фонд, расположенный поблизости, будет удобен.
  • Государство информировано о ваших накоплениях, так как на конец отчетного года фонды отчитываются в ПФР о сумме заработанных для вкладчиков денег.
  • Не забывайте, что государственные внебюджетные фонды (ФСФР, ПФР) на страже интересов граждан.Положительным моментом новой пенсионной реформы является вовлечение россиян в судьбу собственного будущего посредством контроля финансов. Возможность выбирать негосударственные пенсионные фонды позволит разумно увеличивать пенсионные накопления.

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Страховая часть формируется за счет двух элементов: поступивших в Пенсионный фонд страховых взносов после 1 января 2002 г. и путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 г. Страховая часть трудовой пенсии включает базовую (солидарную 0 и дифференцированную (индивидуальную ) части. Базовая часть именуется фиксированным базовым размером (ФБР). Она обеспечивается солидарными взносами всех работодателей в едином размере – 6% фонда оплаты труда застрахованных работников. Эти средства не отражаются на их индивидуальных лицевых счетах. Пенсионный фонд, аккумулируя их, выплачивает гарантированную пенсию (ФБР) нынешним пенсионерам, составляющую на 1 апреля 2013 г. 3610 руб. 31 коп.

Вторая часть взносов на страховую часть трудовой пенсии отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина в Пенсионном фонде РФ. Она является индивидуальной и дифференцируется в зависимости от заработка конкретного человека, т.е. от суммы страховых взносов и пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (расчетного пенсионного капитала).

Пример

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б,

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (228 месяцев); Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (она постоянно индексируется; на 1 апреля 2013 г. составляет 3610 руб. 31 коп.).

Расчет пенсионного капитала (ПК )

ПК = ПК1 + СВ + ПК2,

где ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. ; СВ – сумма валоризации (дооценки пенсионных прав); ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г.

Некоторую специфику имеет исчисление страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим в силу распространенности их активной трудовой деятельности после выхода на пенсию в 40–50 лет. Новый работодатель производит за него отчисления на страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости. Накопленный пенсионный капитал выплачивается ему в качестве страховой части трудовой пенсии по старости, за исключением ее фиксированного базового размера. Условия выплаты страховой части пенсии – наличие военной пенсии, достижение стандартного пенсионного возраста, наличие страхового стажа (минимум 5 лет), не учтенного при назначении военной пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости

Вторая часть трудовой пенсии по старости – накопительная. Она образуется в обязательном порядке только у граждан 1967 г. рождения и моложе. Накопительная часть зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии, в размере 6% фонда оплаты труда, но не более 568 тыс. руб. в год.

Пример

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле НЧ = ПН/Т,

где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии; ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Пенсионные накопления ежегодно индексируются и капитализируются, т.е. прирастают на величину инвестиционного дохода от управления накопительной частью пенсии управляющими компаниями.

Помимо образования накопительной части по линии обязательного пенсионного страхования возможен и добровольный выбор, сделанный участниками Программы государственного софинансирования пенсии. Эта программа действует с 2009 г.

Сейчас в ней участвуют 15,8 млн чел., или 21% экономически активного населения России. В Программу, если она будет продлена, могут вступить все граждане, даже те, у кого нет накопительной части пенсии по обязательному пенсионному страхованию (мужчины старше 1953 г.р. и женщины старше 1957 г.р.).

Ресурсами Программы являются поступления по трем каналам:

  • 1) добровольные страховые взносы граждан – не менее 2000 руб. в течение года в течение 10 лет. Все взносы включаются в состав средств пенсионных накоплений гражданина и зачисляются на персональный счет гражданина;
  • 2) средства государственного софинансирования, удваивающие взнос гражданина, но в пределах 12 тыс. руб. в год;
  • 3) взносы работодателей, если они являются третьей стороной Программы. Сумма взносов работодателя не ограничена и не зависит от суммы уплаченных дополнительных взносов работниками.

Таким образом, при условии взносов гражданина в сумме 12 тыс. руб. в год общая сумма накоплений гражданина составит 24 тыс. руб., не считая дохода от инвестирования.

Выгоды от участия в этой программе таковы. Программа софинансирования увеличивает будущие выплаты за счет уменьшения расчетного срока до 10 лет. Обычная пожизненная накопительная пенсия рассчитывается путем деления обязательных страховых накоплений на 228 месяцев (19 лет). А для участников программы софинансирования срок получения накопительной пенсии будет не 19, а 10 лет, следовательно, размер пенсии будет относительно выше.

Мотивом вступления в Программу софинансирования является и то, что по ней можно получить и социальный налоговый вычет до 120 тыс. руб.

Обобщим сведения о механизме формирования трудовой пенсии по старости. Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. По общему правилу, т.е. если не применяются пониженные тарифы, с 2013 г. они уплачиваются в размере 22% фонда оплаты труда каждого застрахованного работника.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 г.р. и моложе составляют 22%, в том числе 16% – на страховую часть трудовой пенсии (6% – солидарная и 10% – индивидуальная часть) и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии. Однако следует учитывать, что с 2014 г. накопительный тариф 6% применяется только для тех, кто распорядился своими пенсионными накоплениями, т.е. до конца 2013 г. подал заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и о выборе управляющей компании . Для не определившихся с режимом своих пенсионных накоплений работников тариф на накопительную часть пенсии составляет 2%. За счет этого возрастает страховая часть тарифа .

Для лиц 1966 г.р. и старше уплаченные работодателями в их пользу страховые взносы по тарифу 22% в полном объеме формируют страховую часть трудовой пенсии и делятся в пропорции: 6% – солидарная часть тарифа и 16% – индивидуальная часть.

Схематично структура страховых тарифов на обязательное пенсионное страхование (если страхователь не имеет право на применение пониженных тарифов) в 2014 и 2015 гг. представлена на рис. 6.4.

Рис. 6.4.

Пример

Годовой фонд оплаты труда 43-летнего работника в 2013 г. составил 600 тыс. руб. Его работодатель начислял и уплачивал страховые взносы только с части фонда оплаты труда данного работника – с 568 тыс. руб. в объеме 22%, т.е. в ПФР перечислено 124,96 тыс. руб. Пенсионный фонд отразил на индивидуальном лицевом счете работника 16% страховой базы, т.е. 90,88 тыс. руб., а 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. направил на финансирование фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.

С заработка свыше 568 тыс. руб., т.е. с 32 тыс. руб., уплачено страховых взносов 10%, т.е. 3,2 тыс. руб. Они также направлены на фиксированные базовые пенсии. Итого на солидарную часть страховой части трудовой пенсии перечислено 37,28 тыс. руб.

Так как данный работник моложе 1967 г.р., то на его лицевом счете формируются пенсионные накопления в размере 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. Таким образом, из 90,88 тыс. руб. пенсионные накопления составили 34,08 тыс. руб., а индивидуальная страховая часть – 56,80 тыс. руб.

Если бы данный работник был старше 1967 г.р., то все 90,88 тыс. руб. зафиксировались в страховой части его индивидуального лицевого счета.

Важным вопросом при проведении пенсионной реформы стало сохранение старых пенсионных прав. С этой целью была проведена валоризация пенсионных прав. Это денежная переоценка пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. в соответствии со стажем и заработком. Для сохранения старых пенсионных прав граждан их следовало конвертировать, т.е. учесть и соединить с новыми правами страхового характера, дабы они вошли в расчетный пенсионный капитал. В итоге пенсии граждан старшего поколения увеличатся и примут современный вид.

Валоризация была проведена в 2010 г. в беззаявительном порядке в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 1 января 2002 г. При валоризации был учтен весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин). За каждый год стажа до 1991 г. страховая часть пенсии увеличилась на 1%, за стаж 1991–2001 гг. – на 10%. Например, если трудовой стаж человека до 1991 г. был 25 лет, то в целом расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 г. увеличится на 35% (10% +25%).

Помимо трудовых пенсий по старости, в России назначаются также трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потерю кормильца. Не следует путать их с одноименными социальными пенсиями.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам I, II и III группы (при наличии хотя бы одного дня трудового стажа), в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам. Структура пенсии включает только фиксированный базовый размер и страховую часть. Накопительный элемент отсутствует.

Пример

Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК/(Т × К) + Б, где ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 2013 г. он составляет 228 месяцев; К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности. Он зависит от группы инвалидности, места проживания, наличия иждивенцев.

Предусматривается продление срока выбора тарифа до конца 2014 г.

  • Право выбора тарифа регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №243-ФЗ3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
  • Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах:

    СЧ = ПК / Т

    Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

    Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

    Статья 2 Закона N 173-ФЗ устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо. Эти данные учитываются на индивидуальном страховом счете застрахованного лица и представляют собой расчетный пенсионный капитал.

    Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 01.01.2002, в денежном выражении.

    Отметим, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

    Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона N 173-ФЗ составляет 19 лет. А поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Закона N 173-ФЗ, а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 01.01.2001 по 01.01.2013.

    Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты

    в 2001 г. - 138 месяцев;

    в 2002 г. - 144 месяца;

    в 2003 г. - 150 месяцев;

    в 2004 г. - 156 месяцев;

    в 2005 г. - 162 месяца;

    в 2006 г. - 168 месяцев;

    в 2007 г. - 174 месяца;

    в 2008 г. - 180 месяцев;

    в 2009 г. - 186 месяцев;

    в 2010 г. - 192 месяца;

    в 2011 г. - 204 месяца;

    в 2012 г. - 216 месяцев;

    Пример 3.1. Исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120000 руб., а пенсия назначается с 01.01.2009. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120000 руб. на 186 - количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120000 / 192 = 625 руб.

    Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

    Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты.

    Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного Законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

    Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган ПФР. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении его сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

    Пример 3.2. 10.02.2007 мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10.02.2009 этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 01.01.2009 по 31.01.2009 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

    В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

    Пример 3.3. 15.06.2004 мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

    От 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

    Материал, размещенный ниже, утратил актуальность!

    Понятие трудовой пенсии по старости

    Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств .

    Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

    Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

    1. страховой части;
    2. накопительной части.

    Условия назначения трудовой пенсии по старости

    Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

    При переезде на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, за исключением проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

    Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

    НЧ = ПН / Т, где

    НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
    ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
    Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (пункт 1 настоящей статьи).

    Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

    П = СЧ + НЧ, где

    П - размер трудовой пенсии по старости;
    СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
    НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

    При отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до достижения нормального пенсионного возраста, но не ранее чем за два года. Это правило распространяется и на досрочные пенсии (



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: