среднего школьного
возраста
1 о
Период Т""*С~
младшего школьного возраста ^
> U -
p . 05
Период раннего детства
детсадовского
Эпоха детства
Ад > Инд
~^ ч - просоциальное развитие личности; /^ - асоциальное развитие личности;
Рис. 4. Возрастная периодизация развития личности АД - адаптация; Инд - индивидуализация; Инт - интеграция
Те, у кого интеллектуальные способности не спят, и кто что-то придает науке, приобретают силу, которой они ранее не чувствовали, - сила свободного полета мысли. Раньше они препятствовали их материальным обстоятельствам и долгу перед своими родственниками, и теперь настало время сосредоточиться на знании мира. Вы уже заработали деньги, и у вас достаточно денег, внуки уже выросли, земные желания уже на заднем плане. И если человек использует Уран таким образом, тогда он приобретает непрерывное спокойствие, ясное философское представление о вещах и потребность в умственной деятельности.
циально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодизации показывает, что камнем преткновения становятся именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза человека не увенчались успехом.
2. Следует различать периодизацию жизни человека и периодизацию становления личности.
До этого возраста проживает абсолютное меньшинство населения. Возраст Нептуна - это возраст глубокого возраста и является самым сложным для эффективного использования. Нептун связан с высшей интуицией, пророческим даром и достижением вещей без помощи рационального ума. Для этого были выбраны только избранные лица, чья духовная чистота позволила им пройти без потерь к проблемам других веков. Материал в этом возрасте становится менее значимым для человека, чем в предыдущий уранский возраст. Интеллект также «теряет свои позиции», скорость реакции теряется.
Период детства дифференцируется существующей в стране системой дошкольного и школьного образования. Закон «Об образовании» и уставы образовательных учреждений определяют границы дошкольного (3-6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7-17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время обсуждается вопрос о введении 12-летнего среднего общего образования, что, естественно, изменит границы возрастной периодизации.
Наиболее позитивное использование времени Нептуна - духовные практики, медитация и, конечно же, выполнение роли Гуру, эзотерического учителя. Такой учитель полностью оторван от домашних и социальных проблем, бесконечно хорош для студентов, но не терпит их эгоистичные привычки и чувство собственного значения и Эго. Человек Нептуна выполняет функцию связующего звена между неизвестным и бесконечным миром мира и нашим ограниченным социальным существованием человечества; Он передает интимную информацию о самосовершенствовании.
С теми, кто жил до эпохи Нептуна, но не обнаружил возможности для духовного роста и знания, происходит следующее: интеллект, наконец, деградирует, физическое тело быстро стареет, и в результате оно, как гарантируется, попадает в детство, для которого оно присущий «физиологический» эгоизм, беспомощность и бессознательность. Такие люди ожидают, что смерть избавится от этого «унизительного» состояния. Они оставляют жизнь медленно, постепенно, болезненно. Последнее особенно показывает, что они становятся бременем для своих близких и совершенно бесполезны для других.
Основываясь на изложенных положениях, можно констатировать, что рассмотренные критерии периодизации детства являются скорее личностнообразующими факторами становления детей на разных ступенях образования.
Для онтогенеза человека продуктивными представляются классификации по психофизиологическим и психосексуальным основаниям, в плане развития личности - на первое место выходит социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные новообразования. Вся человеческая жизнь может дифференцироваться по каким-то общим критериям. Выделение единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных качественных личностных преобразований, возникающих при переходе от одной эпохи развития личности к другой. Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин считали, что для детства оправданно использование одних критериев, а для взрослости нужны иные основания.
В худшем случае Нептун создает жизнь, лишенную какого-либо смысла и любого стимула - существования вне времени и вне сознания. В эпоху Нептуна классификация наших периодов в жизни заканчивается, нет способа. Даже если есть люди, которые живут более 110 лет, их жизнь по-прежнему управляется Нептуном.
Общая картина изменения возраста планет заключается в следующем: чем выше возраст, тем меньше людей оживают, тем сложнее проблемы, с которыми сталкивается человек, тем выше ответственность за правильное решение, тем больше его духовное одиночество сильнее.
Исходя из этого положения в становлении личности можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), раннюю взрослость (до 23 лет), взрос-лость 1 (до 60 лет) и старость (после 60 лет).
Дифференциацию детского возраста целесообразно осуществлять по двум основаниям: социальной ситуации развития и ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Психологические новообразования характеризуют своеобразие, особенность каждой стадии развития. Переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами становления , которые не всегда вызывают эмоциональные переживания и поэтому не осознаются личностью.
Другая нить в возрастной астрологии - это анализ планетарных циклов. Они, как и планетарные века, универсальны для всех людей. Планетарный цикл обозначает стадию развития принципов, которые соответствуют рассматриваемой планете в человеческой жизни. В общем, цикл содержит следующие элементы.
Исходная точка, из которой мы подсчитываем положение планеты в радиусе. Первый квадрат транзитной планеты к отправной точке - это первый кризис, который заставляет людей понимать принципы планеты и реализовывать их в своей жизни. Если этого не произойдет, последующие этапы цикла становятся более болезненными.
4.2. Периодизация взрослости
Рассмотрим сложившиеся в возрастной психологии подходы к периодизации взрослости. Данная проблема имеет несколько составляющих: существует неоднозначность понимания процессов развития по окончанию детства - непрерывно или стадиально оно осуществляется, плавные переходы или революционные изменения между стадиями, каково соотношение индивидуального и общевозрастного в развитии взрослого человека? Большинство авторов отмечают, что во взрослом периоде по сравнению с детством усиливается гетерохронность развития всех психических функций человека. Значительную роль в качестве источника развития личности взрослого человека исследователи отводят индивидуально-личностным, субъектным особенностям. Вопросы возраста остаются актуальными и неоднозначными в психологии. Категории возраста и развития зачастую отождествляются в психологии, хотя представление о том, что возраст - не источник, а
Первый трин в исходную точку определяет перспективы успеха в реализации планетарных принципов - многое становится возможным, удача приходит, человек начинает больше верить в себя, многое реализуется, чем те, которые ранее казались недостижимыми. Оппозиция самой планеты. Это ключевая часть цикла, его наиболее интенсивный момент, когда «вопрос» ставится на возрождение - или вы осознаете принципы планеты, и это дает вам определенный качественный результат, или - при отсутствии осознания - сильные кризисные явления самооценка личности.
Возможны кардинальные поведенческие изменения, продиктованные принципами данной планеты. Второй трин в исходное положение планеты - это уже серьезное достижение, которое он символизирует, это успех, но не «случайный», как в случае с первым тригоном, а обычный, и именно поэтому он воспринимает это спокойно.
1 Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуальном развитии человека привело к тому, что в современной психологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость».
форма развития (И.С.Кон, 1988; В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, 1995; В.В.Бочаров, 2001) представляется нам наиболее адекватным. Возраст - многомерное понятие, ключевая категория для наук, изучающих развитие человека. Границы возраста и его особенности достаточно условны, исторически случайны, не имеют самостоятельного значения. Возраст человека, по мнению Б.Г.Ананьева, - конвергенция биологического, исторического, психологического времени. Принято различать: паспортный возраст, биологический возраст; социальный возраст; психологический возраст и др. (И.С.Кон, 1988; В.В.Бочаров, 2001; А.А.Кроник, Е.И.Головаха, 1984). Паспортный возраст определяется буквальным количеством прожитых лет. Биологический возраст отражает состояние и функционирование организма, социальный возраст связан с уровнем соответствующего развития индивида, психологический возраст (в зависимости от концептуальных подходов) описывается через интеллект, степень нравственной зрелости, психосексуальный - субъективно переживаемый психологический возраст, зависящий от опыта и самореализации.
Второй квадрант - это не что иное, как индивидуальный тест на устойчивость в делах данной планеты. Наконец, последний элемент цикла - возвращение планеты в исходное положение - или только возраст планеты. Цикл всегда заканчивается переосмыслением значений и анализом того, что было сделано в этот период. Во многих случаях переоценка или переосмысление чрезвычайно болезненны, потому что человек чувствует, что он недостаточно сделал и ведет к психологическим «страданиям». В большинстве случаев завершение цикла дает результаты, достигнутые благодаря напряженной работе, и человек, наконец, удовлетворен всем, что он сделал.
Характеризуя взрослость, Г.С.Абрамова, Б.Г.Ананьев, Д.Бром-лей, М.В.Гамезо, Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, А.В.Толстых выделяют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выделения не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18-23 года), молодость (23-30 лет), зрелость (30-60 лет). При характеристике каждого периода рассматриваются личностнообразующие факторы: система отношений, ведущая деятельность, профессионализация и др.
Если переоценка и переориентация сделаны, следующий цикл данной планеты дает новые возможности для личного развития, а если нет, то следующая квадратура и оппозиция увеличивают сложность, и никто не может мечтать о каком-либо развитии. Жизнь в этом случае протекает по инерции; тригоны не дают вам ничего нового, а квадраты и оппозиции приносят большие препятствия. В результате человек видит себя горьким существом, неспособным ничего достичь. Жизнь становится зеленее и теряет свою ценность.
Давайте теперь посмотрим на влияние планет на планеты отдельно. К ним относятся циклы высших и социальных планет, а также Лунные узлы. Циклы персональных планет бывают быстрыми темпами, поэтому они не влияют на значительные проблемы человеческой жизни. Это небольшие второстепенные события среди больших вещей.
В.Ф.Моргун и Н.Ю.Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодизации, выделенные Д.Б.Эль-кониным, перестраиваются в следующей иерархической последовательности:
личностные новообразования;
ведущая деятельность;
социальная ситуация развития 1 .
Э.Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отношений, результаты развития и механизмы приспособ-ления 2 . А.В.Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приводит уровень развития группы.
Первые квадраты и трины Юпитера не очень значительны и больше всего указывают на первые этапы обучения ребенка: его проблемы и успехи. Но оппозиция, которая формируется на шестом году жизни, уже является важным фактором. Он определяет, готов ли человек к обществу и к его активной подготовке. Это также возраст Меркурия.
Второй квадрат и трин в этом начальном цикле Юпитера предсказывают проблемы в школе и особенности социальной адаптации подростка. Он учится жить в обществе, «ударяет головой» на площадь, обращает на себя внимание на трине и в конце концов достигает возраста Юпитера в возрасте 12 лет.
Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятельность, социальная ситуация развития не изменяются. Б.С.Братусь, анализируя развитие личности в зрелом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:
– потребностно-мотивационную сферу личности;
1 См.:Моргун В.Ф. ,Ткачева Н.Ю. Проблемапериодизацииразвитияличнос ти в психологии. - М., 1981. - С. 39.
Во-первых, это испытание наших возможностей и возможностей для изучения и восприятия информации о мире. Во-вторых, в это время, вероятно, будут достигнуты различные успехи в школе, такие как победа в Олимпиаде, конкурс, хорошие оценки. Это хорошая идея, чтобы ориентировать подростка на новые задачи, которые являются более серьезными, чем в прошлом периоде, который он начал с 7-го года. Хуже всего, если ребенок хочет почивать на лаврах школьного успеха, то в будущем он ожидает серьезных разочарований.
Во втором цикле Юпитера мы должны обратить внимание на оппозицию, которая формируется в возрасте 18 лет. Обучение переходит на новый этап, где нет ежедневных уроков и постоянного контроля, и требуется самодисциплина. Это проверка того, обладает ли человек своим интересом к знаниям и желанием развивать свою личность. В это время есть больше проблем, чем успехов, и выбор в следующий раз очень сложный. Те, кто решил не продолжать учебу в высшем учебном заведении, тогда не смогут этого сделать. Для них это время, скорее всего, останется закрытым.
2 См.:Хьелл Л. ,Зиглер Д. Теорииличности.-СПб.,1997.
– операционально-техническую область деятельности.
Изменение равновесия между обеими сторонами приводит к перестройке и личности, и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление личности. Периоды личностных сдвигов (28-34 года, 40-45 лет, 50-55 лет) оформляются в виде возрастных кризи-сов 1 .
Эзотерическая наука утверждает, что каждый выбор предоставляется один раз. Около двадцати четвертого года Юпитер во второй раз вернулся на свое родное место. Пришло время подвести итоги нашего обучения. Мы считаем, что период очень успешный - проблемы подросткового возраста и волнение от того, какой путь выбрать, мы уже прошли, зрелость еще не наступила, и нет никаких препятствий для нашего творчества. Часто второе возвращение Юпитера заканчивается свободной жизнью холостяка; мы выходим замуж, мы устанавливаем новый цикл социальной активности, который символизирует Юпитер.
В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, выделяют в онтогенезе периоды становления со-бытийности и ее реализации, а переходы между ними - кризисы рождения и развития, описывают во взрослом онтогенезе кризис молодости (27-33 года), кризис взрослости (39-45 лет), кризис зрелости (55-65 лет). Описывая критические периоды в динамике преобразований «со-бытийной общности», устойчивой системы связей и отношений между людьми, имеющей единые ценностно-смысловые образования, В.И.Сло-бодчиков и Е.И.Исаев выделяют два вида возрастных кризисов: кризис рождения и кризис развития. Первый - принципиальная смена типов развития в период становления новой формы событийной общности, знаменующая собой вступление на новую ступень субъектности. Второй кризис - возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с вырастанием индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и освоением новых, собственных способностей. Вслед за «оживлением», «одушевлением» и «персонолизацией» (в детстве), субъектность проходит ступени «индивидуализации» и «универсализации» во взрослости.
Около 29, 5 - 30 лет Юпитер выступает против себя. Это указывает на кризис в общественной жизни человека. Ему кажется, что остальные уже жадные и неспособные воспринимать свои «блестящие» идеи, ценить это достойно. Вообще, в этот период есть много идей и энергии, но есть определенные результаты и отсутствие гармонии. В третий раз Юпитер приходит на свое место на натальной карте примерно 35, 5-36 лет. Он берет на себя 12-летнюю независимую жизнь - без обучения, без безнаказанности. Итак, кто-то оценивает проходящую молодежь, чего ему удалось достичь, и прежде всего, как общество принимает свои достижения.
Каждая ступень, относительно завершенный цикл в развитии, представлена как последовательность периодов становления и реализации, проходящих через стабильные и критические стадии. Последовательность ступеней и смена форм развития субъективности в онтогенезе определяются единым ценностно-смысловм содержанием и целевой детерминацией развития. Взрослость описывается двумя со-бытийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей, творчество в системе экзистенциальных деятельностей. Вхождение в новую общность характеризуется кризисами рождения. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности (17-21 год) как разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую - кризис взрослости (39-45 лет) - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни. В кульминационной точке общности происходит кризис развития - момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В первой общности строит-
В худшем случае может быть разочарование и поиск радикально разных способов социальной адаптации, которые могут быть далеки от традиционного. В лучшем случае в этом возрасте устанавливается цикл новых устремлений, направленных на укрепление авторитета и достижение новых позиций в обществе. Цели в направлении получения, достижения признания.
Серьезным испытанием для многих является оппозиция Юпитера к 41-42 тошноте. Здесь у нас есть конфликт между инерцией в жизни и поиском новых дорог. Скучно работать по-старому, достижения больше не пользуются нами, как прежде, один не доволен своей жизнью. Многие люди разрешают этот конфликт оппозиции с новым энтузиазмом, овладевают новой или параллельной профессией или любовью. Некоторые становятся более задумчивыми, более серьезными и проявляют ненужные, нерелевантные черты в своем поведении.
1 См.: Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1980. - № 2.
ся мировоззрение (27-33), во второй - собственная позиция личности в культуре и истории (табл. 9).
Таблица 9
Схема периодизации субъективной реальности в период взрослости 1
развития Четвертое возвращение Юпитера - 47, 5 - 48 лет. Для многих это блестящий момент, «звездный час» в жизни. Удача приходит на работу, карьера идет вверх, здоровье все еще позволяет получать излишки, дети выросли и наслаждаются своим успехом, материальные проблемы не мешают им. На данный момент никакой переоценки ценностей Юпитера не происходит, и часто один опирается на «лавры» и наслаждения победами. Если это так, то он просто оценивает все его достижения и не может расти еще больше. Лишь очень мало людей имеют новые задачи, понимая, что следующие 10-12 лет должны посвящать себя вещам, требующим их личной власти. субъектности |
Матрица возрастов |
||||
Период становления со-бытийности |
Период реализации со-бытийности |
||||
Кризисы рождения |
Стадии принятия |
Кризисы развития |
Стадии освоения |
||
Индивидуализация |
Кризис юности 17-21 год |
Молодость 19-28 лет |
Кризис молодости 27-33 года |
Взрослость 32-42 года |
|
Универсализация |
Кризис взрослости 39-45 лет |
Зрелость 44-60 лет |
Кризис зрелости 55-65 лет |
Старость 62-… |
Взрослость - это еще и период определения своего места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии данного процесса. Е.А.Климов не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональной жизни человека предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию 2:
– оптация (12-17 лет) - период выбора профессии и учебно-профессионального заведения;
– профессиональная подготовка (15-23 года) - овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками;
– адаптация (16-18 лет) - вхождение в профессию и привыкание к ней;
– фаза интернала (18-23 года) - приобретение профессионального опыта;
– мастерство (23-35 лет) - квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
– наставничество (55-60 лет) - передача профессионалом своего опыта.
1 Слободчиков В.И. Категориявозраставпсихологииипедагогикеразвития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.
2 См.:Климов Е.А. Психологияпрофессиональногосамоопределения.-М., 1996. - С. 418-425.
А.К.Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней:
Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения в форме мастерства.
Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.
Непрофессионализм - выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности 1 .
За рубежом широкое признание получила периодизация Дж.Сьюпера, выделившего 5 основных этапов профессиональной зрелости:
Рост - развитие интересов, способностей (0-14 лет).
Исследование - апробация своих сил (14-25 лет).
Утверждение - профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года).
Поддерживание - создание устойчивого профессионального положения (45-64 года).
Спад - уменьшение профессиональной активности (65 лет и более) 2 .
Весьма продуктивной, на наш взгляд, представляется периодизация профессионализации, разработанная Ю.П.Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость.
Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности.
Профессиональная идентичность свидетельствует о значимости для индивида профессии и профессионализации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность
1 См.:Маркова А.К. Психологияпрофессионализма.-М.,1996.-С.56-57.
2 См.:Михайлов И.В. ПроблемапрофессиональнойзрелостивтрудахД.Е.Сью- пера // Вопросы психологии. - 1975. - № 5.
трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности.
Наиболее сложен критерий профессиональной зрелости. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессиональная зрелость - ведущий показатель становления субъекта профессионализации.
В качестве хронологического основания периодизации Ю.П.-Поваренков рассматривает «профессиональный возраст» индивида, т.е. длительность профессионализации, трудовой стаж и т.д. Однако возрастные границы профессионализации Ю.П.Поварен-ков не указывает 1 .
КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА
КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства к.-л. социальных или демографич. функций. Применяется обычно в отношении всего нас. или больших совокупностей людей. В основе К. в. лежит представление о периодизации возраста. К. в. позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии К. в. зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна К. в. по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (напр., при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экон. точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы к-рых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая К. в. принята в междунар. практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. К. в. имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом нас подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного- 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в т. ч. пожилой возраст- 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и болee)
На основе анализа возрастных изменений в разл. органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленингр. конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клинич. проблемам в СССР принята т. н. рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в к-ром выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.
Попытки предложить универсальную К. в. предпринимались издавна. Так рус. статистик и демограф 1-й пол. 19 в. А. П. Росчавскии Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т.ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т.ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). К. в., предложенная в 1939 секцией демографич. статистики амер. ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в совр. междунар. сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, ср. возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и др. универсальные К. в., однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также ).
И.В. Калинюк.
Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .