Принцип достаточного основания в логике примеры. Закон достаточного основания в логике

Бугровы - самая именитая фамилия среди дореволюционных куп­цов-старообрядцев Нижнего Новгорода. Они памятны нижегородцам не столько своими богатствами, сколько щедрой благотворительно­стью. Бугровы, как и все предприниматели, не упускали возможно­стей умножить капитал. Но действовали при этом всегда честно и справедливо, твердо соблюдая предпринимательское кредо, сформули­рованное основателем фирмы: Делай так, чтоб тебе было хорошо и никому не худо: История П.Е.Бугрова - основателя династии наглядно доказывает, что разбогатеть честно нелегко, но можно. Этим он пока­зал поучительный пример всем современным деловым людям. Он сам по этому поводу выразился кратко и ясно: "Коли дал Бог человеку ум, так надо работать им: И умело использовал возможности новой службы. Бурлачество всегда считалось социальной трясиной. Немногие, по­бывав на самом дне общества, смогли выйти в люди. Петр Бугров смог. Поэтому уже здесь, на бурлацкой каторге", благодаря своему трудолюбию и трезвости, он мог положить начало первоначальному накоплению" - необходимому условию предпринимательского дела.

В 1825 году Петр Егорович за 5000 рублей приобрел баржу-расшиву, положившую начало бугровской речной флотилии, которую его наследники будут умножать. А сам Петр Бугров стал крупным солеподрядчиком. В соляных и хлебных подрядах Петр Бугров многого добился. Но более всего он прославился подрядами строительными, в процессе которых вырос в лучшего организатора строительного дела Нижнего Новгорода, всегда исполнял строительные работы так доб­ротно, что здания, возведенные им, до сих пор украшают Нижний Новгород. Мы перечислим лишь некоторые крупнейшие благотвори­тельные вложения П.Е.Бугрова.

Укрепление Откоса Волжской набережной - главный вклад П. Буг­рова в реконструкцию Нижнего Новгорода (потрачено более сотни тысяч рублей).

В 1846-1850 годах П. Бугров за 13104 рублей подрядился испра­вить весенние повреждения по Откосу, Кремлевскому бульвару, Зе­ленскому съезду, на Лыковой и Варварской дамбах. Отремонтировал губернские присутственные места в Кремле. Выполнил отделку изу­мительного Александровского сада на Откосе, утратившего былую красоту в советское время.

Он подписал большой контракт на замощение главной площади города, называвшейся тогда Верхнебазарной (ныне пл. Минина и По­жарского). Вслед за этим Бугров замостил плац-парад перед губерна­торским дворцом в Кремле, вымостил площадь перед зданием Дворян­ского собрания (ныне клуб им. Свердлова). Подрядился Петр Егорович выложить булыжником и все главные улицы города: Покровскую, Алексеевскую, Варварскую и Рождественскую.

Для общества важен не столько капитал имущественный, сколь­ко капитал нравственный, то есть моральный облик предпринима­теля. П.Е.Бугров являл убедительный пример предпринимателя нрав­ственно честного, сострадательного, который вел себя порядочно и в быту, и в делах. Недаром В.И. Даль в своей лестной оценке Петра Егоровича уповал на авторитет общественного мнения: "Могу со­слаться на весь Нижний, где, я чаю, не найдется ни одного человека, который бы не помнил дедушку Бугрова добром, не называл бы его честным человеком и благодетелем народа:

В России известен "ночлежный дом", описанный A.M. Горьким в пье­се "На дне: Н.П. Бугров избирался городским головою, был председате­лем Совета Нижегородской ярмарки. Награжден российскими орденами.

Дело отца продолжил Николай Бугров - известный хлебопромыш­ленник и корабельщик. Он жертвовал на благотворительность полови­ну своей прибыли. Им построены десятки школ, больниц, приютов, церквей на территории Нижегородской области.

(по материалам электронных СМИ) В целом, характер внутрифирменных отношений в России конца XIX в., как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Предприятия, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уваже­нием в обществе, их презрительно называли «проходными дворами». Развитие отечественной деловой культуры в XX веке

Этика современного российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стра­не до реформ 1990-х годов.

Первая культура связана с административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов XX века. Моральные нормы, привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения предприни­мателей, составивших класс российских бизнесменов.

Это, прежде всего, представители государственных структур (пар­тийной, комсомольской номенклатуры, а также хозяйственники, зани­мавшие лидирующее положение в промышленности). Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократиче­ских отношений, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

Вместе с тем в бизнес пришли и другие предприниматели. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами яв­ляются интерес и внимание к дореволюционным традициям россий­ского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит, в основном, в сфере мелкого бизнеса.

По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В на­стоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происхо­дит своеобразный поиск новых жизнеспособных форм. Соответствен­но, этика нового класса бизнесменов в России представляет собой яв­ление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, раз­личные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разную эко­номическую основу. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы XX в. пришли граждане зарубежных стран, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.

Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплете­ние восстанавливаемых национальных российских черт с общемиро­выми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систе­му мировых этических норм делового поведения.

Вместе с тем, существуют серьезные сложности в формировании деловой российской этики.

1. В России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества - неприкосновенность ча­стной собственности. Частная собственность в России не священна.

2. Российский бизнес действует в условиях неприятия значитель­ной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. У нас пока еще не пол­ностью сформирована культура успеха.

3. Сложилось своеобразное отношение к закону и роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимо­стью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, не­совершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и при­теснения со стороны государства.

4. Система партнерства бизнеса и государства в современной Рос­сии существует, главным образом, в виде сращивания крупных струк­тур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии.

Тем не менее нравственные основы российского предприниматель­ства становятся чрезвычайно актуальными для нашего общества. Спе­циалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребитель­ский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В та­ких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже. Этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием безнравствен­ных средств.

Все это обусловило пристальное внимание российских организа­ций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес-этике, обнаруживая неразрывный сплав экономической и нравственной со­ставляющей. В нашей стране создан Национальный институт изучения репутации, занимающийся проблемами технологии и методов ее управления. Многие результаты исследований этого института име­ют для нас большое практическое значение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выделите наиболее важные этапы развития этической традиции ведения бизнеса в России.

2. Перечислите наиболее известных русских купцов-меценатов.

3. Какие проблемы характеризуют современный уровень деловой российской этики?

4. Перечислите компоненты деловой репутации организации.

5. Назовите нравственные основы российского предприниматель­ства

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Этика предприннмательства

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования.. владимирский государственный университет имени александра григорьевича и.. влгу..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Домовладелец, меценат и крупный благотворитель Нижегородской губернии и один из крупнейших в России.

Николай Бугров
Имя при рождении Николай Александрович Бугров
Дата рождения (1837 )
Место рождения Нижний Новгород
Дата смерти 16 апреля (1911-04-16 )
Место смерти Нижний Новгород
Гражданство Российская империя Российская империя
Род деятельности купец , хлебопромышленник, домовладелец , меценат и благотворитель
Отец купец А. П. Бугров

Биография

Модернизировал производство муки, внедрив вальцовый способ помола. С 1896 года получил право поставлять хлеб для русской армии. Для перевозки хлеба по Волге Бугровым содержался целый флот барж и пароходов.

Бугров был фактически светским лидером беглопоповской старообрядческой общины Нижнего Новгорода . Практически всё производство старообрядческих лестовок находилось в руках Бугрова.

Н. А. Бугрову посвящён один из биографических очерков М. Горького («Н. А. Бугров»), И. В. Сталин говорил что управлять наркоматами необходимо учиться у Бугрова - весь огромный флот для перевозки зерна и муки и практически все мельницы на верхней и средней Волге (не считая местных управляющих) управлялись самим Бугровым, приказчиком и бухгалтером, последний из которых получал 30 тысяч рублей в год (корова стоила 3-5 руб.) и право пользоваться конюшней Бугрова .

Благотворительность

Николай Александрович Бугров много времени и средств уделял благотворительности, строительству богаделен , ночлежных домов и т.п. Считается, что за свою жизнь он только милостыни раздал около 10 млн. руб.

Он был крупнейшим домовладельцем Нижнего Новгорода . Вкладывал значительные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно шла на содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Кроме того, Бугров завершил начатое отцом строительство в Нижнем Новгороде «Вдовьего дома» , выстроил здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1).

Ежегодная прибыль предприятия Бугрова делилась примерно в такой пропорции:

  • 45% на нужды города - в основном стройки общественных зданий, домов ночлежных (Рождественская 2), домов призрения (для неграмотных - домов для вдов с детьми) пл. Лядова, 2 и доходных зданий, призванных покрывать расходы для нищих и вдов (Зеленский съезд, 10).
  • 45% на развитие фирмы
  • Остальное по личному усмотрению - на собственные нужды, благотворительность и пр.

Канализация и Водопровод

На его средства была создана первая центральная канализация которую переложили лишь в начале 1990-х, чтобы увеличить пропускную способность (Похвалинский съезд) и первый водопровод.

Николай Александрович Бугров родился в 1837 г. Дед Николая, удельный крестьянин Нижегородской губернии Пётр Егорович Бугров, в молодые годы был бурлаком на Волге. Упорным трудом он выбился в люди, купил баржу и стал предпринимателем, занялся разными подрядами и производством и торговлей валяной обувью. Он был отмечен высшей наградой крестьянского сословия? «нарядным кафтаном». Во время своего вояжа по Поволжью с ним познакомился автор знаменитого словаря В. И. Даль. Он был так впечатлён добротой и трудолюбием крестьянина, что написал о нём рассказ «Дедушка Бугров». ”На весь Нижний, я чаю, не найдется ни одного человека, ? писал Даль, ? который бы не помянул дедушку Бугрова добром, не назвал бы его честным человеком и благодетелем народа". Любимая поговорка Бугрова была «Так делай, чтоб тебе хорошо, а никому не худо». В 1829 году П.Е. Бугров основал своё мукомольное производство.

Отец Николая поставлял в Петербург обувь, занимался хлебными поставками и торговлей лесом, пользовался безоговорочным влиянием в Нижнем Новгороде. Его отметил П. И. Мельников-Печерский в своём знаменитом романе о старообрядцах «В лесах».

После своего совершеннолетия Николай Александрович взял на себя управление мукомольным производством, основным делом семьи. Как уже говорилось, Н.А. Бугров имел неординарные экономические способности и бухгалтерию вёл единолично. Но, кроме этого, ему было присуще хорошее предпринимательское чутье. Стремясь к повышению нормы выработки, он коренным образом модернизировал все свои мельницы: к водяным двигателям добавил паровые, обновил технологию производства, заменив жернова вальцовыми станками, что дало муку самого высокого качества, знаменитую крупчатку. Производительность резко возросла, и перерабатывалась не только рожь, а практически все зерновые и бобовые культуры.

На предприятиях у Н.А. Бугрова трудилось около 2000 рабочих и служащих. Семья Бугровых всегда относилась к своим работникам уважительно: заработная плата была выше, чем у других предпринимателей, хорошее жильё, бесплатное питание, продуктовый набор к праздникам. На мельницах был самый короткий рабочий день - 8 часов. Свои предприятия Н.А.Бугров оснащал самым новым оборудованием на то время. В 1903 году он подал прошение о разрешении ему электрифицировать свои мельницы на реке Линда, и вскоре его прошение было удовлетворено.

Удачливый бизнесмен, Н.А.Бугров был несчастлив в семейной жизни. Его отец и дед имели прочные семьи, а он трижды заводил семью, в 36 лет оказался бездетным вдовцом. Дети у него были, две девочки и мальчик, но все умирали в детском возрасте. Скоропостижно ушли в могилу за детьми и все три его жены.

Спасая семейную фирму, он в 1900 г. создает "Товарищество паровых механических мельниц Н.А.Бугрова", куда наряду с собою, включил незамужнюю сестру Зиновею, детей замужней сестры Еннафы и доверенного служащего-единоверца Ф.В.Ассонова. "Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России и продолжало дело Н.Бугрова вплоть до 1918 г., когда мельницы были национализированы. Часть их успешно работает и по сей день, в частности, это известный Володарский хлебокомбинат.

Для заготовки сырья у Бугровых имелась разветвленная сеть профессиональных приказчиков, оптом закупавших зерно на хлебных рынках во многих городах, на пристанях и станциях. Для перевозки сырья и продукции и, чтобы снабжение мукой доходило до отдалённых сёл, Бугровы содержали свое пароходство, состоявшее из плавучего дока, 25 барж и 5 пароходов - "Линда", "Сейма", "Лемша", "Помощник" и "Самородок". Бугровские грузы перевозили и другие пароходные компании, особенно "Дружина" и "Волга". Имелись у Бугровых и свои пристани.

Являясь крупнейшими мукомолами, Бугровы одновременно вели и широкую торговлю, главным образом своей продукцией. Для этого они держали бакалейные лавки во многих местах. И всюду у них имелся широкий ассортимент товаров. Торговая сеть Бугрова предоставляла людям на выбор более 20 видов муки разного помола, а также широкий ассортимент круп. Эта продукция была рассчитана на людей как с высоким, так и с низким доходом.

Крестьяне из сёл с удовольствием шли работать к купцу, ведь стабильная заработная плата позволяла его сотрудникам безбедно жить и кормить семью. Заслуги Бугрова перед отечественной мукомольной промышленностью были официально признаны и отмечены на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Столичными чиновниками его мука была оценена как «превосходная», фирма получила за неё высшую награду? право маркировать свою продукцию государственным гербом. Тогда же Николай Бугров был удостоен монопольного права снабжать мукой и крупой российскую армию. Кроме основного бизнеса, Бугров производил и крупные банковские операции, являлся членом правления нижегородских и московских банков.

В быту Николай Александрович был весьма неприхотлив. Любил он все русское, крестьянское. Свой дом, который сохранился до сих пop (Нижне-Волжская наб., 14), он обставил по старому русскому обычаю: в передних углах каждой комнаты иконы, а на стенах - картины на религиозные темы. Как и в детстве, проведенном в деревне Попово, спал Бугров в своем доме на полатях.

Крестьян Бугров жалел: многим помогал строиться, погорельцам давал денег на дом, иногда покупал корову или лошадь. Просители никогда не выходили из его дома обиженными.

Вот какое впечатление произвел Н.А. Бугров на писателя-нижегородца С.Я. Елпатьевского, которого он после царской ссылки принял на работу врачом Вдовьего дома: - " Он был огромный, тяжеловесный, характерного крестьянского облика, человек старого уклада по манерам, по костюму, по быту". По рассказам старожилов, Н.А. Бугров был немногословным и властным, ростом высок, в плечах широк, волосы рыжие.

Земский врач Х.А. Рюриков, работавший при бугровских мельницах на Сейме, где Н.А. Бугровым была выстроена больница, писал: "Дома у него, на Нижнем базаре, какая была обстановка? Входите вы в самую простую контору (канцелярия фирмы). Поднимаетесь наверх - большой зал, ломберные столы, венские стулья, диван, на котором он и умер. А потом столовая, где он никогда почти не бывал. В столовой стоял стол, буфет и простые стулья. А дальше шла его спальня, в ней стояла кровать, прикроватный столик, мягкий ковер". Эту скромность Николая Александровича отметил и А.М. Горький, у которого с Н.А. Бугровым сложился взаимный интерес. "Он часто присылал за мною лошадь, и я охотно ездил к нему пить утренний чай с калачами, икрой и "постным" сахаром... И вот я сижу с ним в маленькой комнатке... В комнате пусто, два стула, на которых сидели мы... Стены оклеены дешевыми обоями... Блестел недавно выкрашенный рыжий пол, все вылощено, скучно чисто, от этой чистоты веяло холодом, и было в ней что-то "нежилое". Воздух густо насыщен церковным запахом ладана, лампадного масла... Бугров - в сюртуке тонкого сукна, сюртук длинен, застегнут наглухо, до горла, похож на подрясник".

Любил Николай Александрович плотно покушать, но купеческими разносолами не увлекался, ел простую пищу - щи, пирожки домашние и кашу на молоке, предпочитал кашу гречневую. Щедро кормил своих служащих и всех приходивших к нему по различным делам. Для них с утра до вечера кипел самовар, подавались пироги с мясом, рыбой, рисом, капустой, грибами. Хлебосольство было семейной бугровской традицией, которую они все свято соблюдали.

Помогать ближним

Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода. Считается, что за свою жизнь он роздал около 10 млн. руб. милостыни. Недалеко от Крестовоэдвиженского монастыря (на современной пл. Лядова) он, при участии шурина Блинова, завершил начатое отцом строительство Вдовьего дома, где поселил вдов, не имеющих средств к жизни с детьми. В здании - водяное отопление, в кухнях - духовые печи. К услугам жильцов - бесплатные больница и школа, к праздникам - подарки. Была даже оборудована специальная комната с люлькой, куда горе-матери незаметно могли положить ребенка. Всех принимал Бугров, зная, что "Господь хранит пришельца, сира (сироту) и вдову приемлет".

Терпеть не мог Бугров тунеядцев и пьяниц, но считал, что оступившемуся надо помочь, чтобы не пропала у того надежда возвращения на путь человеческой жизни. Потому-то он вместе с отцом и построил на Рождественской улице ночлежный приют, Устав которого опроверг распространенную тогда поговорку "русский человек состоит из души, тела и паспорта". Бугров приказал паспортов не спрашивать. Ночевать здесь мог всякий, соблюдавший правила: не пить спиртное, не курить, не горланить песни". Нашел на время пристанище в этой ночлежке и А.М. Пешков, который приходил благодарить за это Бугрова уже став Максимом Горьким. Кстати, именно Николай Александрович дал Горькому денег на открытие чайной "Столбы" с библиотекой для бедных.

Николай Бугров был крупнейшим домовладельцем старого Нижнего Новгорода. Он вкладывал значительные средства в городское строительство. В частности, Бугров выстроил здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади, известное сегодня как "Дворец труда" на нынешней площади Минина. И еще Бугровым вместе с отцом Александром Петровичем, купцами Блиновыми и Курбатовым, промышленником Д.Сироткиным был построен и подарен городу водопровод, которым жители могли пользоваться бесплатно. Источником воды служила река Ока.

Водопровод прослужил вплоть до 1988 года.

Своими средствами Бугров поддерживал возобновленные после гонений Комаровский и Малиновский скиты, построил в последнем храм во имя явления Казанской иконы, выстроил Успенский храм в Городце, возобновил чтимую могилу керженского старца Софрония.

Н.А. Бугров оказал неоценимое содействие властям и при устройстве XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки в 1896 году, и в подготовке визита Их Императорских Величеств в Нижний Новгород в июле того же года; пожертвовал весьма значительные суммы на реставрацию Дмитриевской башни Нижегородского кремля и устройство в ней ко времени открытия Выставки художественного и исторического музеев. Кроме того, он открыл старообрядческую школу и три богадельни для старообрядцев, - люди, жившие в ней, обеспечивались всем необходимым.

По оставшимся свидетельствам, ежегодно на благотворительность Бугров выделял 45 % чистого дохода, который распределялся следующим образом:

30 % погорельцам, бедным,

5 % престарелым рабочим и служащим,

50 % на нужды фирмы,

Погорельцам он жертвовал по 5 рублей, а ближним строил дома и дарил лошадь или корову.

Великий гражданин

Николай Александрович Бугров был талантливым предпринимателем: унаследовав солидное состояние, он сумел его умножить и стал одним из богатейших людей Нижегородской губернии. Миллионер, крупный торговец хлебом, владелец паровых мельниц, пароходов, флотилии барж, лесных угодий, Н.А. Бугров был очень влиятельной фигурой в Нижнем Новгороде и губернии. Бугрова уважали. Почаевничать с ним на Нижегородской бирже считалось большой честью. Авторитет Бугрова был настолько высок, что когда он с Нижегородским губернатором бывал у министра внутренних дел, сначала приглашали Николая Александровича, а потом уже губернатора. Когда же у одного из губернаторов кончился срок полномочий, Бугров в качестве подарка преподнес ему на серебряном подносе кучу разорванных губернаторских векселей, что означало: он прощает губернатору все долги.

Н.А. Бугров имел высокий социальный статус: он был не просто купцом первой гильдии, а мануфактур-советником. По приглашению императора Александра III Николай Александрович в качестве почетного гостя присутствовал на свадьбе Великой княгини Ксении Александровны и князя Александра Михайловича, а затем был среди приглашенных при бракосочетании Николая II с Алисой Гессенской.

В 1900 году ему присвоили звание коммерции-советника, как купцу, состоявшему в первой гильдии более 12 лет подряд. С 1879 г. до 1911 г. Н.А.Бугров был бессменным гласным Думы г. Нижнего Новгорода. За свою выдающуюся деятельность Николай Александрович Бугров был награжден золотой медалью на Станиславской ленте, орденом св. Станислава 3 ст. (за вклад в устройство местной выставки 1885 г.), орденом св. Анны 3 и 2 ст. За заслуги перед городом Н.А. Бугров был избран почётным гражданином Н.Новгорода. С 1879 г. он постоянно избирался гласным Нижегородской городской думы. А с 1907 г. - бессменный председатель всероссийского Братства во имя святителя Николы.

Осталось историческое свидетельство, что Н.А.Бугрова уважал и ставил в пример сам Сталин. На одном из заседаний правительства времен начала Великой Отечественной войны, посвященном увеличению выпуска боевой техники, нарком станкостроения А.И. Ефремов сказал, для этого необходимо увеличить управленческий аппарат до 800 человек. Иосиф Виссарионович обратился к наркому: “Вы слышали фамилию Бугров?” Ефремов не знал такого человека. Тогда Сталин рассказал: - "Бугров был известным на всю Волгу мукомолом… Как вы думаете, каким штатом располагал Бугров для управления всем своим хозяйством, а также контролем за ним?”

Не дожидаясь ответа, Сталин продолжил: “Раз вы все не знаете, я вам скажу. У Бугрова были: он сам, приказчик и бухгалтер, которому он платил двадцать пять тысяч рублей в год. Вот и весь штат ”.

Своими способностями, умением делать правильные и честные поступки Бугров вызывал заслуженное уважение даже у своих классовых врагов. Одним из любимых высказываний Николая Александровича было: "Прибыль превыше всего. Но честь - превыше прибыли!" К сожалению, современные предприниматели заучили только первую часть этого правила.

Все мы знаем, что любое высказывание должно быть прикреплено какому-либо факту. Только тогда можно поверить утверждению. То есть, чтобы вызвать у человека доверие, вы сначала должны аргументировать сказанное достаточно веско. Если вы не смогли доказать свои слова, то часто собеседник будет считать вас «голословным». Не будет к вам доверия или уважения. Почему так получается? Что это за закон такой непонятный? Об этом и многом другом читайте далее.

Что такое формальная логика и зачем она нужна?

Мы мыслим, рассуждаем, действуем по цепочке. Это и есть логические мышления и действия. Если быть более точным, то логика означает правильно составленные поступки и рассуждения. Эта наука появилась благодаря некоторым философам, которые доказали, что без неё нет нормального человеческого существования.

Учёный Иммануил Кант предложил огромную логику разделить на две части: формальную и трансцендентальную.

Формальная логика тесно связана абсолютно со всеми науками. Она отвечает за правильное мышление и умозаключение. Если, например, ученик решает пример или задачу, не зря учитель заставляет его рассуждать вслух. Это говорит о том, что надо педагогу правильно проследить за ходом мысли ребёнка и понять его умозаключение, вывод, последовательность. Схема рассуждения проста: если есть одна цифра или слово, вероятно, в мыслях должна иметься вторая, третья и т. д. Для этого нам и нужен формальный вывод.

Законы логики

Мышление у человека не происходит в беспорядке, а протекает закономерным путём. То есть идёт последовательная цепочка. Если мысли нарушаются, тогда происходит ошибка.

Есть такие логические законы:

  1. Закон тождества - логически поставленная мысль на протяжении всего высказывания и заключения.
  2. Закон противоречия - каждый день человек рассуждает по-разному по поводу одного и того же действия. Тогда получается, что он сам себе противоречит.
  3. Закон исключенного третьего - говорит о том, что из двух суждений только одно может быть правдой или ложью, третьего быть не должно.
  4. Закон достаточного основания - каждое мышление считается только тогда правдой, когда конкретно аргументировано. Формулу можно записать так: только тогда есть буква «А», когда есть и «Б». Вот как формулируется закон достаточного основания. Это далеко не всё.

Что нужно знать о законе достаточного основания

Любая мысль или высказывание должны быть обоснованными или аргументированными. Это и есть закон достаточного основания. Для того чтобы мысли имели силу и вызывали доверие окружающих, нужно их обоснованно аргументировать вескими доказательствами. Закон достаточного основания сформулировал учёный Готфрид Вильгельм Лейбниц в своей работе «Монадология».

Он писал: «Если нет никакого основания, почему произошло именно так, а не по-другому, значит, это не может казаться истиной или справедливым утверждением». Поэтому принято считать достаточным основанием вторую проверенную мысль. Она обоснована и доказана, и из неё вытекает правда. Например, если прокурор вынес обвинительный приговор подсудимому, он должен предоставить все необходимые доказательства, то есть обосновать. Если у него нет аргументов, как бы он ни хотел обвинить человека, ничего не получится. Достаточное основание невозможно обосновать суеверными признаками или логическими рассуждениями.

Правила достаточного основания

Этот закон говорит о том, что просто обычные суждения нужно выбрасывать и на них не зацикливаться. Из него вытекают несколько правил:

  1. Любое высказывание должно быть легко доказуемым. Если не придерживаться этого правила, тогда получается «ложное высказывание».
  2. Аргументируйте любое высказывание вескими доказательствами. Когда не смогли нормально обосновать мысли, получается логическая ошибка - «мнимое следование». Слишком много аргументов приводит к тому, что начало забывается.
  3. Лучше приводить обоснованные суждения без тезиса.
  4. Доказательства должны быть аргументированы связанной логической цепочкой.

Применение достаточного основания

Необоснованные рассуждения - мышление логически не составленное. Если правильно составлять письменную речь или записку, тогда должны быть предоставлены обоснованные факты, возможно, и ссылки.

Соблюдение закона достаточного основания обеспечивает достоверность и достаточность аргументов.

Есть суждения, которые не нуждаются в обоснованности. Например, «в этой комнате стоит диван»,

«в квартире есть 4 окна». Эти суждения истинно очевидны. Их показывают, поэтому обоснованность здесь не нужна.

Факты не всегда реально доказать. Например, если историк рассказывает, что две тысячи лет назад произошло определённое событие, кроме книги, больше никаких аргументов привести невозможно. Поэтому к таким предметам не всегда есть доверие.

А если мы знаем, что любой металл - это проводник электричества, то сможем доказать то же про медь двумя способами.

1. По меди пропустить ток.

2. Рассуждение логическим путём: медь - что это? Правильно, металл. Медь - хороший проводник по электричеству, так как любой металл ток пропускает очень хорошо.

Закон достаточного основания сформулировал Лейбниц на обоснованных фактах и аргументах.

Формы нарушения закона достаточного основания

Иногда человеку проще поверить в сказанное, чем удостовериться в доказательствах. Есть 4 формы ЗДО:

  1. Вера в недоказанные суждения и действия.
  2. Поспешные выводы и обобщения.
  3. Любое логическое основание недостаточное.
  4. Последовательность определённых событий во времени можно принимать за причинно-следственную зависимость.

Причины нарушения закона достаточного основания

Есть несколько причин, которые нарушают закон достаточного основания в логике не специально. Например, логическое рассуждение может и привести к достоверности, но за недостаточностью фактов считается нарушением.

Если человек верит в разные суеверия или предрассудки, то он на этом основании и будет приводить аргументы, но, как известно, в это верить нельзя, нет обоснованности. Есть 4 причины ненамеренного нарушения:

  1. Логическое - человек плохо знает предмет, который обсуждается в данный момент. Также не знает формальную логику и вывод из неё.
  2. Психологическое - человек слишком переполнен эмоциями и не может сделать правильное заключение рассуждения, спешит с выводами.
  3. Предрассудки - верит человек в то, чего не существует.
  4. Лингвистическое - человек не умеет общаться культурно и правильно.

Примеры нарушения ЗДО (закон достаточного основания)

Не всегда получаются аргументы обоснованными. В таком случае считается, что нарушен закон достаточного основания в логике. Примеры нам покажут, почему именно так.

Например, педагог задал вопрос ребёнку и не услышал вразумительного ответа. Однако ученик доказывает, что он учил и читал предмет, просит, чтобы ему задали ещё один вопрос. То есть ребёнок не может обосновать или аргументировать, что он действительно знает тему, так как ответить не в состоянии.

Или нарушается в логике ЗДО тогда, если человек пришёл с повинной в милицию.

Он написал заявление, где обвиняет себя в преступлении. При этом он не может обосновать своё суждение. Из этого следует, что, возможно, он признался под давлением, но нет доказательств.

Если мама попросила сына сходить в магазин и купить сахар, а он пришёл с пустыми руками. Говорит, что был в магазине, а деньги выкрали. Нарушен закон, так как, при всём мамином желании поверить сыну, нет подтверждения достоверности этой информации.

В каждой из вышеперечисленных историй присутствует неправильный закон достаточного основания. Примеры говорят о его нарушении. Поэтому всегда нужно помнить, что любой поступок или суждение нужно доказывать определёнными фактами.

Что говорят философы о достаточном основании

Когда Лейбниц сформулировал этот закон, дать ему огласку согласились не сразу. Философы говорили: зачем устанавливать то, что и без него известно. Ведь все понимают: чтобы доказать что-то, нужно аргументировать. Лейбниц, однако, не сдался и во всех своих книгах писал о суждении и представлении. Он не мог сказать конкретно, что такое закон достаточного основания. Только подчёркивал то, что суждение и доказательство тесно переплетаются. В любой книге, какую бы ни открыли, вы не увидите конкретного определения. Другой ученый - Вольф - более конкретно объяснил логический закон достаточного основания, только уже в онтологии. Он утверждает, что все люди путают закон достаточно основания и действия. И вот уже после Вольфа остальные философы стали описывать в своих работах все правильные суждения, рассуждения.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что закон достаточного основания не всегда имеет смысл, если верить философам. Люди, не всегда знают правила и нарушения, действуют по своим принципам. Однако доказано учёными ещё в 17 веке, что если человек высказывает или рассуждает, то надо сказанное обосновать, чтобы вызвать доверие окружающих. Не каждый понимает, зачем нужен закон достаточного основания. Формула его проста: если есть «А», обязательно должна быть «Б», «В» и т. д.

По мнению многих людей, закон достаточного основания легко определяет, где есть истина или ложь. Также человек приходит к правильному формальному выводу. Каждый суд, например, запретит вести дело, если нет обоснованного суждения, а есть только доводы. Это называется голословные догадки. В целом соблюдение закона достаточного основания обеспечивает правильность, точность, достоверность и аргументированность. Любые предрассудки, суеверия или подозрения называются ошибочными законом достаточного основания. Многие верят, что, если бабушка перешла дорогу с пустым ведром, то это к несчастью. А вот в Америке считается, наоборот, что к счастью. Поэтому, если вы споткнулись и упали, не надо обвинять бабушку с ведром, это не аргументировано. В заключение можно сказать, что формально-логическая система представляет собой правильное, последовательное мышление. Оно связано логическими цепочками, благодаря чему окружающие быстрее и лучше поймут собеседника.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: