Ноябрь в античные времена название. Август

Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь «хуже было некуда». А все, вероятно, потому, что, как заметил римский поэт Овидий (43 г. до н. э.-17 г. н. э.), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды...

Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т. е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным «ориентиром» при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием - теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3-4 февраля по современному календарю). По свидетельству Плиния, в Риме «с него начинается весна». Вот несколько примеров проведенной древними римлянами «привязки» полевых работ к изменению вида звездного неба:

«Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы... Между весенним равноденствием и восходом Вергилий (утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы..., рубят иву, огораживают луга..., следует сажать маслины».

«Между (утренним) восходом Вергилий и летним солнцестоянием вскапывать или пахать молодые виноградники, пасынковать лозы, косить корма. Между летним солнцестоянием и восходом Пса (от 22 июня по 19 июля) большинство занято жатвой. Междувосходом Пса и осенним равноденствием следует косить солому (римляне сначала высоко срезали колоски, а солому косили спустя месяц)».

«Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить... От фавония до восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках».

Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден («тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц»), а на поле не будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Согласно Плинию, «всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе». Поэтому тот, кто решил стричься, когда «Луна прибывает», рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль...

Месяцы и счет дней в них. Существующая противоречивость и некоторая неопределенность данных о древнеримском календаре в значительной степени обусловлена тем, что сами античные писатели в этом вопросе расходятся во мнениях. Частично это будет проиллюстрировано ниже. Сначала же остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н. э.

В указанное время год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них:

Мартиус 31 Квинтилис 31 Новембер 29

Априлис 29 Секстилис 29 Децембер 29

Майус 31 Септембер 29 Януариус 29

О добавочном месяце Мерцедонии речь пойдет позже.

Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire - «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus - «согреваемый Солнцем». Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус - богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: Квинтилис - пятый, Секстилис - шестой, Септембер - седьмой, Октобер - восьмой, Новембер - девятый, Децембер - десятый.

Название Януариуса - предпоследнего месяца древнеримского календаря - происходит, как полагают, от слова janua - «вход», «дверь»: Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей - по числу месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare- «очищать», но, возможно, и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд (lustratio populi) «для примирения богов с народом». Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это увидим далее, между 23 и 24 февраля...

Римляне использовали весьма своеобразный способ счета дней в месяце. Первый день месяца они называли календами - calendae - от слова саlare - провозглашать, так как начало каждого месяца и года в целом жрецы (понтифики) провозглашали публично на народных собраниях (comitia саlata). Седьмой день в четырех длинных месяцах или пятый в остальных восьми назызался нонами (nоnае) от nonus- девятый день (включительного счета!) до полнолуния. Ноны приближенно совпадали с первой четвертью фазы Луны. В ноны каждого месяца понтифики объявляли народу, какие праздники будут в нем отмечаться, а в февральские ноны к тому же - будет или не будет произведена вставка дополнительных дней. 15-е число (полнолуние) в долгих и 13-е в коротких месяцах называлось идами - idus (конечно, в этих последних месяцах иды следовало относить на 14-е число, а ноны - на 6-е, но ведь римляне так не любили четных чисел...). День перед календами, нонами и идами назывался канун (pridie), например pridie Kalendas Februarias - канун февральских календ, т. е. 29 января.

При этом древние римляне считали дни не вперед, как это делаем мы, а в обратном направлении: столько-то осталось дней до нон, ид или календ. (Сами ноны, иды и календы также включались в этот счет!) Так, 2 января - это «IV день от нон», так как в январе ноны наступали 5-го числа, 7 января - «VII день от ид». Январь имел 29 дней, поэтому идами в нем называлось 13-е число, а 14-е уже было «XVII Kalendas Februarias»-17-й день до февральских календ.

Рядом с числами месяцев проставлялись восемь первых букв латинского алфавита: А, В, С, D, Е, F, G, Н, которые циклически повторялись в том же порядке на протяжении целого года. Эти периоды назывались «девятидневками» - нундинами (nundi-nae - noveni dies), так как в счет включался последний день предыдущей восьмидневной недели. В начале года один из этих «девяти» дней - нундинус - объявлялся торговым или базарным днем, в который жители окрестных деревень могли приехать в город на базар. Римляне долгое время как будто стремились к тому, чтобы нундинусы не совпадали с нонами, чтобы избежать излишнего скопления людей в городе. Существовал также предрассудок, что если нундинус совпадает с календами января, то год будет несчастливым.

Кроме нундинных букв, каждый день в древнеримском календаре обозначался еще одной из следующих букв: F, N, С, NP и EN. В дни, обозначенные буквами F (dies fasti; fasti - расписание присутственных дней в суде), были открыты судебные учреждения и могли происходить судебные заседания («претору без нарушения религиозных требований разрешалось произносить слова do, dico, addiсо - «соглашаюсь» (назначить суд), «указываю» (закон), «присуждаю»). Со временем буквой F начали обозначать и дни праздников, игр и т. д. Дни, обозначенные буквой N (dies nefasti), были запретными, в них по религиозным соображениям нельзя было созывать совещания, устраивать судебные заседания и выносить приговор. В дни С (dies comitialis - «дни собраний») происходили народные собрания и заседания сената. Дни NP (nefastus parte) были «частично запретными», дни EN (intercisus) считались nefasti утром и вечером и fasti в промежуточные часы. Во времена императора Августа в римском календаре насчитывалось дней F - 45, N-55, NP- 70, С-184, EN - 8. Три дня в году имели название dies fissi («расщепленные» - от fissiculo - рассматривать разрезы принесенных в жертву животных), из них два (24 марта и 24 мая - » обозначались как QRCF: quando rex comitiavit fas - «когда жертвенный царь председательствует» в народном собрании, третий (15 июня) - QSDF: quando stercus delatum fas -«когда выносится грязь и сор» из храма Весты - древнеримского божества домашнего очага и огня. В храме Весты поддерживался вечный огонь, отсюда его брали в новые колонии и поселения. Дни fissi считались nefasti до окончания священнодействия.

Список дней fasti на каждый месяц долгое время провозглашался лишь в его 1-е число - вот свидетельство того, как в древние времена патриции и жрецы удерживали в своих руках все важнейшие средства регулирования общественной жизни. И лишь в 305 г. до н. э. выдающийся политический деятель Гней Флавий обнародовал на белой доске на римском форуме список dies fasti на целый год, сделав общеизвестным распределение дней в году. С того времени установление в общественных местах высеченных на каменных досках календарных таблиц стало обычным явлением.

Увы, как отмечалось в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Спб., 1895, т. XIV, с. 15) «римский календарь представляется спорным и служит предметом многочисленных предположений». Сказанное можно отнести и к вопросу, когда римляне начинали отсчет суткам. По свидетельству выдающегося философа и политического деятеля Марка Туллия Цицерона (106-43 г. до н. э.) и Овидия сутки у римлян будто бы начинались с утра, тогда как по Цензорину - от полуночи. Это последнее объясняется тем, что у римлян многие праздники завершались определенными ритуальными действиями, для которых будто бы было необходимо «молчание ночи». Потому-то они и присоединяли первую половину ночи к уже прошедшему дню...

Продолжительность года в 355 дней была на 10,24-2 суток короче тропического. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы - сев, сбор урожая и т. д. И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между VII и VI днями до мартовских календ (между 23 и 24 февраля) «вклинивали» попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке:

377 (355 + 22) дней,

378 (355+ 23) дней.

Если вставка была произведена, то 14 февраля называлось уже днем «XI Kal. intercalares», 23 февраля («канун») отмечались терминалии - праздник в честь Термина - бога межей и пограничных столбов, считавшихся священными. На следующий день начинался как бы новый месяц, в который и включался остаток февраля. Первым шел день «Kal. intercal.», далее - день «IV до нон» (поп intercal.), 6-е число этого «месяца» - это день «VIII до ид» (idus intercal.), 14-й - это день «XV (или XVI) Kal. Martias».

Вставные дни (dies intercalares) получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли его просто вставочным месяцем - интеркалярием (intercalaris). Само слово «мерцедоний» происходит как будто от «merces edis» - «плата за труд»: это будто бы был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Как видно, в результате таких вставок средняя продолжительность года римского календаря была равной 366,25 суток - на одни сутки больше истинной. Поэтому время от времени эти сутки из календаря приходилось выбрасывать.

Свидетельства современников. Посмотрим теперь, что же говорили об истории своего календаря сами римские историки, писатели и общественные деятели. Прежде всего М. Фульвий Нобилиор (бывший консулом в 189 г. до н. э.), писатель и ученый Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.), писатели Цензорин (III в. н.э.) и Макробий (V в. н. э.) утверждали, будто древнеримский календарный год состоял из 10 месяцев и содержал всего 304 дня. При этом Нобилиор полагал, что 11-й и 12-й месяцы (январь и февраль) прибавил к календарному году около 690 г. до н. э. полулегендарный диктатор Рима Нума Помпилий (умер ок. 673 г. до н. э.). Варрон же считал, что 10-месячным годом римляне пользовались еще «до Ромула», и поэтому 37 лет правления этого царя (753-716 гг. до н. э.) он уже указывал как полные (по З65 1/4, но никак не по 304 дня). Согласно Варрону, древние римляне будто бы умели согласовывать свою трудовую жизнь со сменой созвездий на небе. Так, они, дескать, считали, что «первый день весны приходится в знаке Водолея, лета - в знаке Тельца, осени - Льва, зимы - Скорпиона».

По свидетельству Лициния (народного трибуна 73 г. до н. э.), Ромул создал как календарь из 12 месяцев, так и правила вставки дополнительных дней. А вот по утверждению Плутарха календарный год древних римлян состоял из десяти месяцев, но число дней в них колебалось от 16 до 39, так что и тогда год состоял из 360 дней. Далее, будто бы Нума Помпилий ввел обычай вставлять дополнительный месяц в 22 дня.

От Макробия мы имеем свидетельство, что промежуток времени, остающийся после 10-месячного года в 304 дня, римляне на месяцы не разделяли, а просто ждали прихода весны, чтобы опять начать счет по месяцам. Нума Помпилий будто бы разделил этот промежуток времени на январь и февраль, причем февраль поставил перед январем. Нумой также был введен 12-месячный лунный год в 354 дня, но вскоре добавлен еще один, 355-й день. Именно Нума будто бы установил нечетное число дней в месяцах. Как утверждал далее Макробий, римляне считали годы по Луне, а когда решили соизмерять их с солнечным годом, то начали в каждые четыре года вставлять 45 дней - два вставочных месяца в 22 и 23 дня, вставлялись они в конце 2-го и 4-го годов. При этом будто бы (и это единственное свидетельство такого рода) для согласования календаря с Солнцем римляне исключали из счета 24 дня через каждые 24 года. Макробий полагал, что эту вставку римляне заимствовали от греков и что это было сделано около 450 г. до н. э. До этого же, дескать, римляне вели счет лунными годами, причем полнолуние созпадало с днем ид.

Согласно Плутарху, то, что месяцы древнеримского календаря, имеющие числовое название, при начале года в марте заканчиваются декабрем, и является доказательством того, что год когда-то состоял из 10 месяцев. Но, как отмечает тот же Плутарх в другом месте, сам этот факт и мог быть причиной возникновения такого мнения...

И здесь уместно привести слова Д. А. Лебедева: «По весьма остроумному и высоко вероятному предположению Г. Ф. Унгера, римляне называли собственными именами 6 месяцев, с января по июнь, потому что они приходятся на ту половину года, когда день увеличивается, почему она и считалась счастливою и только на нее в древнейшее время приходились и все праздники (от которых обычно получали свои названия месяцы); остальные же шесть месяцев, соответствующие той половине года, в которую увеличивается ночь и в которую поэтому, как в неблагоприятную, не справлялось никаких празднеств, не имели в виду этого особых имен, а просто только считались от первого месяца марта. Полную аналогию с этим представляет и тот факт, что при лунном

годе римляне отмечали только три лунные фазы: новолуние (Kalendae), 1-ю четверть (попае) и полнолуние (idus). Эти фазы соответствуют той половине месяца, когда светлая часть Луны увеличивается, отмечают начало, середину и конец этого увеличения. Последняя же четверть Луны, приходящаяся на середину той половины месяца, когда свет Луны уменьшается, римлян нисколько не интересовала и поэтому не имела у них и никакого названия».

От Ромула до Цезаря. В описанных ранее древнегреческих парапегмах фактически объединялись два календаря: один из них отсчитызал дни по фазам Луны, второй указывал на изменение вида звездного неба, что было необходимо древним грекам для установления сроков тех или других полевых работ. Но ведь такая же проблема стояла и перед древними римлянами. Поэтому возможно, что упомянутые выше писатели отмечали изменения различных типов календарей - лунного и солнечного, а в таком случае свести их сообщения «к общему знаменателю» вообще нельзя.

Можно не сомневаться в том, что древние римляне, сообразуя свою жизнь с циклом солнечного года, вполне могли считать дни и месяцы лишь на протяжении «года Ромула» в 304 дня. Различная же длина их месяцев (от 16 до 39 дней) однозначно указывает на согласованность начала этих промежутков времени со сроками тех или других полевых работ или же с утренними и вечерними восходами и заходами ярких звезд и созвездий. Ведь не случайно, как отмечает Э. Бикерман, в Древнем Риме было принято говорить об утренних восходах той или другой звезды, как мы каждый день говорим о погоде! Само же искусство «чтения» знаков, «написанных» на небе, считалось даром Прометея...

Лунный календарь в 355 дней был, по-видимому, привнесен извне, он, вероятно, был греческого происхождения. То, что слова «календы» и «иды» являются скорее всего греческими, признавали и сами римские авторы, писавшие о календаре.

Конечно, римляне могли несколько изменить структуру календаря, в частности изменить счет дней в месяце (вспомним, что греки считали в обратном порядке лишь дни последней декады).

Приняв лунный календарь, римляне, по-видимому, сначала использовали его простейший вариант, т. е. двухлетний лунный цикл - триэтериду. Это значит, что вставку 13-го месяца они производили каждый второй год и это со временем стало у них традицией. Учитывая суеверную приверженность римлян к нечетным числам, можно полагать, что простой год состоял из 355 дней, эмболисмический - из 383 дней, т. е. что они производили вставку дополнительного месяца из 28 дней и, кто знает, может быть уже тогда «прятали его» в последней, неполной декаде февраля...

Но триэтерида - цикл все же слишком неточный. И поэтому: «Если же на деле они, видимо, узнав от греков, что в 8 лет нужно вставить 90 дней, распределили эти 90 дней на 4 года, по 22-23 дня, вставляя этот убогий mensis intercalaris через год, то, очевидно, они давно привыкли уже вставлять 13-й месяц через год, когда вздумали при помощи октаэтериды привести свое времясчисление в согласие с солнцем, и потому предпочли лучше урезать вставной месяц, чем отступиться от обычая вставлять его в 2 года 1 раз. Без этого предположения происхождение убогой римской октаэтериды необъяснимо».

Конечно, римляне (возможно, это были жрецы) не могли не искать путей улучшения календаря и, в частности, не могли не узнать, что их соседи - греки используют для счета времени октаэтериду. Вероятно, римляне решили поступать так же, но им показалось неприемлемым то, как греки производят вставки эмболисмических месяцев...

Но, как уже отмечалось выше, в итоге средняя за четыре года продолжительность римского календаря - 366 1/4 суток - была на сутки больше истинной. Поэтому по истечении трех октаэтерид римский календарь отставал от Солнца на 24 дня, т. е. более чем на целый вставной месяц. Как мы уже знаем со слов Макробия, римляне, во всяком случае в последние столетия республики, использовали период в 24 года, содержащий 8766 (= 465,25 *24) дней:

один раз в 24 года вставка Мерцедония (23 дня) не проводилась. Дальнейшая ошибка в одни сутки (24-23) могла бы устраняться спустя 528 лет. Конечно, такой календарь плохо согласовывался как с фазами Луны, так и с солнечным годом. Наиболее выразительную характеристику этого календаря дал Д. Лебедев: «Отмененный Юлием Цезарем в 45 г. до p. X. календарь римской республики представлял собою... настоящее хронологическое monstrum. Это был календарь не лунный и не солнечный, а псевдолунный и псевдосолнечный. Обладая всеми недостатками лунного года, он не имел ни одного из его достоинств, и точно в таком же отношении стоял он и к солнечному году».

Сказанное усиливается еще следующим обстоятельством. Начиная с 191 г. до н. э., согласно «закону Мания Ацилия Глабриона», понтифики, во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus) получили право определять продолжительность добавочных месяцев («назначать для вставочного месяца столько дней, сколько потребуется») и устанавливать начало месяцев и годов. При этом они очень часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Известно, например, что в 50 г. до н.э. Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) 13 февраля еще не знал, будет ли через десять дней вставлен добавочный месяц. Впрочем, несколько раньше он и сам утверждал, что озабоченность греков по поводу подгонки своего календаря к движению Солнца - всего лишь чудачество. Что же касается римского календаря того времени, то, как отмечает Э. Бикерман, он не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, а «скорее полностью блуждал наугад...».

И так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме.

Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой. Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре того времени, лучше всех охарактеризовал французский философ Вольтер (1694-1778) словами: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось...».

«Жизнеописания знаменитых греков и римлян»

ДРЕВНИЙ РИМ

Нума Помпилий

VII В. ДО Н.Э

После смерти Ромула в Риме возникли разногласия: спор шел о том, из какого племени следует избрать нового царя - из римлян или сабинян. Те, кто пришел с Ромулом, считали несправедливым, чтобы сабиняне, получившие римское гражданство, властвовали над основателями Рима. Сабиняне в свою очередь, утверждали, что они не были покорены римлянами, а слились с ними на равных правах: Ромул и Тит Таций обладали одинаковой властью. После смерти Тация римлянин Ромул правил один, а теперь справедливость, требует, чтобы царем стал сабинянин."

Не придя к единому мнению, сенаторы решили сами управлять государством. Каждый сенатор по очереди надевал платье властителя Рима, брал в руки знаки царского достоинства, приносил жертвы богам, как верховный жрец, и становился царем, власть которого продолжалась в течение суток. Сенаторов обоих племен этот порядок вполне устраивал, так как никому невозможно было возвыситься над другими. Так продолжалось некоторое время. Но простые люди были недовольны, ибо видели, что знатные захватили власть и заботятся только о себе. В народе говорили: «Сейчас у нас вместо одного царя стало сто».

Народ требовал, чтобы власть снова была вручена одному достойному человеку, избранному всеми гражданами Рима. В конце концов сенаторы решили выбрать правителя, боясь, как бы народ не сделал этого сам.

После долгих пререканий, сенаторы пришли к единому решению, объявив на народном собрании, что наиболее достойным кандидатом признан Нума Помпилий, сабинянин по происхождению. Народ приветствовал это решение.

Нума жил в сабинском городе Куры, который был родиной соправителя Ромула - Тита Тация. В этот город и направилось посольство из наиболее именитых граждан Рима, чтобы предложить Нуме царскую власть.

Нума был известен далеко за пределами своего города, прославившись скромностью, миролюбием и глубоким умом. Он давно мог занять высокое положение - ведь он был женат на дочери царя Тита Тация. Но государственным почестям Нума предпочитал спокойную частную жизнь. Из своего дома он изгнал расточительство и роскошь. Нума любил уединение, бродил по окрестным рощам и лесам, наслаждаясь красотой природы и предаваясь размышлениям. Многие считали, что Нума потому подолгу бывает в священных рощах, что там он общается с богами. Прошел даже слух, что нимфа-камена Эгерия1 стала его супругой, после того как умерла его жена. Мудрость и предусмотрительность Нумы объясняли тем, что Эгерия раскрывала ему божественные предначертания.

Послы Рима прибыли в Куры. Они склонились перед Нумой и предложили ему царствовать в Риме. Послы были уверены, что Нума обрадуется выпавшему на его долю счастью. Но Нумачне хотел отказываться от сэоей спокойной жизни и ответил послам:

Каждому человеку трудно менять привычный образ жизни, особенно это трудно тому, кто доволен своей жизнью. Вы зовете меня на царство. Жизнь и смерть Ромула показывают, что ваше царство выросло на крови. Сам Ромул прослыл убийцей своего брата, а потом виновником смерти соправителя Тита Тация. Когда же он стал править один, то сделался самовластным и жестоким государем. Смерть его окружена тайной, и говорили, что его убили сенаторы, хотя они и рассказывают народу, что Ромул был вознесен на небо. Я простой человек. Вы знаете, кто мой отец и моя мать. Ромул всю жизнь воевал. Все войны, которые он вел, были успешны, и вы, римляне, привыкли к победам. Вы даже не представляете себе, что можно жить без войны. Вам нужен молодой царь - воин и полководец.. Я для этого не гожусь. Больше всего я люблю мир и ненавижу все, что, связано с войной. Вам не нужен царь, который почитает - справедливость и будет учить вас любить мир. Ищите себе другого царя, римляне. «Мудрый Нума! - отвечали послы.- Ты утверждаешь, что любишь мир, но ведь твой отказ неминуемо породит у нас междоусобную войну. Ведь ты единственный человек, кого все римляне согласны признать своим царем».

Сограждане тоже уговаривали Нуму согласиться. Одни говорили, что это окончательно соединит римлян и сабинян в единый народ. Другие утверждали, что он сумеет ввести в Риме справедливые, полезные для всех законы.

Нума согласился.

Когда он вступил в Рим, навстречу ему вышли сенаторы, жрецы и тысячи граждан. Женщины осыпали его цветами. На городской площади - форуме - сенатор, который в этот день был временным царем, поднялся со своего места и вручил Нуме знаки царского достоинства. Двенадцать ликторов стали впереди Нумы. Затем, по обычаю того времени, Нума поднялся на Капитолийский холм, чтобы узнать волю богов. Римляне верили, что гадание по

полету птиц позволяет узнавать будущее. Нума сел на вершине холма, закрыл лицо плащом, а стоявший позади жрец положил руку на голову царя. Все вокруг притихли. Народ напряженно глядел на него. Прошло несколько минут, и появились вещие птицы. Они пролетели справа от Нумы. Это считалось благоприятным знаком. Раздались радостные крики.

Став царем, Нума прежде всего распустил воинский отряд из 300 человек, который в последние годы правления Ромула охранял царя. Нума сказал: «Охрана нужна только тому, кто не доверяет народу и боится его. Избрав меня царем, народ показал, что он мне доверяет. Я же верю народу, и мне не нужны телохранители».

Население Рима было очень разнородно: одни пришли еще вместе с основателем города, другие поселились позднее или же были насильственно переселены из покоренных городов. Много в городе жило и беглецов, которых охотно принимали, не спрашивая, что заставило их уйти из родных мест. Постоянные столкновения с соседями укрепили воинственный дух римлян: сила заменила право и закон. Нума хотел навести порядок в государстве и установить справедливые законы, которые бы защищали слабых от произвола сильных и богатых. В те далекие времена законы, политика и религия были тесно связаны друг с другом. Вот почему многие законы, введенные, по преданию, Нумой Пом-пилием, касались религиозных правил и жреческих должностей.

Прежде всего Нума отдал дань памяти Ромула: основатель города стал дочитаться в Риме под именем бога Квирина, воинственного подобного Марсу. Учредил Нума и должность жреца бога Ромула-Квирина. До этого в Риме было два жреца. Один - верховного бога римлян Юпитера, другой - бога войны Марса. Вместе со жрецом Квирина их стало трое.

Нума создал коллегию жрецов, которых стали называть понтификами. Над ними стоял верховный жрец, или великий понтифик. Жреческая коллегия понтификов управляла всей религиозной жизнью государства и наблюдала за общественным и частным богослужением. Первым верховным понтификом считался сам Нума. Его власть в делах религии была безграничной: он был религиозным главой государства и считался толкователем воли богов. Нума совершал религиозные церемонии и наблюдал за исполнением обычаев и обрядов. Во всех своих действиях он советовался с коллегией понтификов.

На форуме, на склоне Палатинского холма, был построен небольшой храм Весты. У алтаря богини всегда горел священный огонь, который олицетворял общий очаг Римского государства. Весталки должны были следить за тем, чтобы священный огонь никогда не угасал.

В весталки посвящались девочки из самых знатных семейств Рима. Они должны были служить богине 30 лет. Говорили, что первые 10 лет они учились тому, что должны делать; во второе десятилетие делали то, чему выучились, а в третье - уже сами учили других. Весталки давали обет безбрачия, нарушение которого сурово каралось: клятвопреступницу живой зарывали в землю. Это был страшный и печальный обряд.

Осужденную весталку усаживали в крытые носилки. Внутрь носилок не проникал свет, а толстые, перевязанные ремнями покрывала заглушали звуки. Снаружи не был слышен плач несчастной. В глубоком молчании носилки поднимали и несли через форум. Толпа молча расступалась перед процессией. Наконец процессия доходила до так называемых Коллинских ворот. Неподалеку от них возвышался небольшой холм, на склоне которого зияло черное отверстие - вход в подземелье. Носилки ставили на землю, развязывали ремни и медленно поднимали покрывало. Верховный понтифик за руку выводил женщину, голова которой была закутана плащом. Жрец подводил осужденную к спуску в подземелье, и та по приставной лестнице сходила вниз. В маленькой келье-яме стояла узкая кровать, горел светильник. У ложа находилось немного пищи - хлеб, вода в кувшине, молоко, масло, но ее хватало лишь на короткий срок. Когда несчастная весталка спускалась в подземелье, лестницу убирали, а вход заваливали землей, пока поверхность холма не становилась ровной. Такой страшной смертью наказывались весталки, нарушившие обет безбрачия.

Зато весталки имели большие преимущества по сравнению с другими гражданами Рима. Впереди весталок, как и" у высших должностных лиц, Шел ликтор, и все уступали им дорогу. Даже правитель государства при встрече с весталкой приказывал своим ликторам опускать к земле свои фасции с топорами. В цирках и амфитеатрах, на празднествах и собраниях весталкам предоставлялись почетные места. Оскорбивший весталку приговаривался к смерти. Если осужденный, которого вели на казнь, случайно встречал на пути весталку, казнь отменялась и человек получал свободу. Весталки очень почитались в Древнем Риме.

По преданию, Нума учредил также жреческие коллегии фециалов и салиев.

Фециалы ведали международными отношениями. Их посылали послами в другие государства. Они совершали обряды, предшествующие объявлению войны и заключению мира. До того как начиналась война, фециалы должны были использовать все возможное и доступное, чтобы разрешить конфликт мирным путем. Но если переговоры терпели неудачу, то объявлялась война: стоя на границе, жрец-фе-циал бросал в сторону врага на неприятельскую территорию окровавленное копье.

Особая легенда связана с созданием коллегии жрецов-салиев. Рассказывали, что на восьмом году царствования Нумы Рим охватил жестокий мор: тысячи людей умирали от неизвестной болезни. Римляне пребывали в страхе и смятении, они молили богов смилостивиться над ними. Вместе с народом молился и царь. Вдруг с неба упал медный щит необычайной формы. «Это знамение богов,- сказал Нума.- Щит послан в знак того, что боги охраняют и защищают Рим. Я слышал голос с неба, который произнес: «Пока этот щит будет у римлян, их могущество никто не сможет оспорить. Рим будет в безопасности от врагов».

Мор вскоре прекратился. Нума приказал хранить щит как зеницу ока. Однажды царь призвал лучших мастеров-оружейников и сказал им: «Сделайте одиннадцать точно таких же щитов. Сделайте так, чтобы никто не мог отличить подлинного от тех, какие вы создадите вновь. Тогда нельзя будет похитить подлинный щит».

Взглянув на щит, мастера отказались от работы, признав, что они не смогут добиться полного сходства щитов. Только один мастер, по имени Ветурий Мамурий, взялся за работу. Через некоторое время он принес свои изделия и, положив все 12 щитов рядом, предложил царю угадать, какой из них служил для него образцом. Как ни бился Нума, но не смог отличить подлинный щит от поддельного.

После этого Нума учредил коллегию жрецов (в

честь богов Марса и Квирина) из 12 человек - по числу щитов, которые они должны были хранить.

Ежегодно в марте процессия жрецов обходила город, направляясь к храму Марса. На жрецах были красные вышитые хитоны, перехваченные металлическим поясом. Поверх хитонов жрецы надевали легкие панцири, а на голову - остроконечные шлемы. В левую руку каждый жрец брал короткий меч, а в правую - копье, или жезл. В таком наряде жрецы медленно шествовали по улицам. Под звуки труб они пели обрядовую песню и, приплясывая, ударяли в такт мечами по священным щитам, которые впереди несли служители. От этой торжественной пляски и произошло название жрецов - салии (по-латыни salii - скачущие, прыгающие).

В те далекие времена, когда люди не понимали и боялись многих явлений природы, магические обряды занимали важное место в жизни суеверных римлян. Точное исполнение обрядов казалось надежной защитой от опасностей и несчастий и помогало

умилостивить таинственные силы природы, обожествляемые людьми. Установление большинства обрядов приписывалось Нуме Помпилию.

Особое значение римляне придавали обряду жертвоприношения. В жертву богам приносились животные, растения, плоды. При этом молитвы были очень подробными. Римлянин боялся пропустить что-либо или сказать лишнее, чтобы боги не потребовали больше, чем он хотел или мог обещать, и, так сказать, не могли поймать молящегося на слове. Поэтому у алтаря какого-либо бога человек говорил: «Прими в дар это вино, которое я тебе приношу». Римляне Считали, что если забыть указать, что жертвуется именно это вино, то бог может потребовать все вино, какое хранится в доме. Одна из легенд рассказывает, как Нума торговался с самим Юпитером, главой римских богов, которого он увидел в роще на Авентинском холме.

«Ты принесешь мне в жертву голову»,- сказал Юпитер. «Хорошо,- ответил Нума,- ты получишь головку лука с моего огорода».

«Нет,- перебил Юпитер,- я имею в виду нечто человеческое».

«Тогда получишь волосы»,- быстро сказал царь.

«Да нет же, мне надо что-то живое».

«Ладно,- подхватил Нума,- получишь рыбешку».

Юпитер засмеялся находчивости Нумы и согласился со всем, что тот предлагал.

Нума воздвиг в Риме храмы в честь богини Верности и бога Термина. Царь внушил римлянам, что клятва верности - величайшая из всех человеческих клятв. Термин был богом границ, рубежей, пограничных межевых знаков. Последние нужны были для того, чтобы отличить, где кончается твой участок земли и начинается чужой. Межевые знаки считались священными.

Построив храм бога Термина, Нума установил особый праздник - терминалии. Праздновались терминалии ежегодно в мае. В этот день жрецы окрестных селений со своими семьями приходили к каменным межевым знакам. Они украшали камни цветами и веселились. Этот обряд был связан с земледелием, которое высоко ценил Нума. Он говорил: «Земледелие способствует миру. Тот, кто обрабатывает землю, не хочет, чтобы плоды его труда погибли в войне. Однако земледелец будет храбро защищать свою землю от врагов, и с развитием земледелия воинская доблесть не исчезнет. Не будет -только несправедливой, алчной, корыстолюбивой воинственности, приносящей людям несчастья.

Нума сам обходил поля граждан, поощрял трудолюбивых и наказывал нерадивых.

В Риме развивались торговля и ремесла. Многое и здесь связывалось с именем легендарного Нумы. Считалось, что он разделил ремесленников на несколько цехов: флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, дубильщиков, медников, гончаров. Остальные профессии были организованы в один цех. Каждый цех устраивал свои собрания, имел свои праздники.

Предания рассказывают, что именно Нума Помпилий преобразовал римский календарь. Он высчитал, что в году 365 дней, и разделил каждый год на 12 месяцев. При этом был изменен порядок месяцев. При Ромуле первым месяцем римского календаря считался март, названный так в честь бога войны Марса. Царь Нума первым месяцем года сделал январь, посвятив его древнему италийскому богу Янусу. С именами различных богов связывались и другие месяцы: весенний апрель - с богиней любви Венерой, май - с древней италийской богиней земли Майей, а июнь - с именем Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы издревле просто назывались пятым, шес-_ тым, седьмым, восьмым и т. д. Названия эти сохранились и в наше время. Правда, после того как январь стал первым, февраль вторым, а март лишь третьим месяцем года, все сместилось и в Древнем Риме - месяц, который называли пятым, превратился в действительности в седьмой, и т. д: Вот почему теперешний девятый месяц года называется сентябрем (септембер - от латинского septem - се1иь). То же случилось и с восьмым месяцем (октобер - октябрь, octo - восемь): он оказался десятым; девятый (новембер - ноябрь, по-vem - девять) стал одиннадцатым; десятый (децембер - декабрь, decem - десять) - двенадцатым. Все они и поныне сохраняют старые названия.

Где же прежние пятый и шестой месяцы? . Они еще в древности получили новые названия: один в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, другой - в честь Октавиана Августа, римского императора - августом.

Нума не случайно посвятил первый месяц года Янусу: этот древнейший италийский бог когда-то считался богом света и солнца. Янус открывал небесные двери и выпускал утром на землю день, а вечером, когда день возвращался, Янус затворял за ним двери. Наступала ночь. Само Имя «Янус» происходит от латинского слова janua - дверь, вход. Потом Янус стал божеством начал, создателем всего существующего на земле. Считалось, что он создал и обучил человека. В молитвах имя Януса упоминалось прежде других богов. Изображали Януса с двумя лицами: одно было обращено назад - к прошлому, другое глядело в будущее. Римляне почитали Януса как покровителя и защитника государства, как бога, который решает вопросы войны и мира.

В Риме воздвигли храм Янусу, не похожий на другие. Он состоял из двух больших арок, в каждой из которых были ворота. Арки соединялись друг с другом боковыми стенами. Когда начиналась война, ворота храма Януса отворялись и войска, отправлявшиеся в поход, проходили через храм под сводами его арок. Пока шли военные действия, ворота храма Януса оставались открытыми. В мирное время ворота затворялись. Последнее случалось очень редко - Рим постоянно вел войны. Только при царе Нуме Помпилий двери храма Януса ни разу не открывались. В Риме царили мир, спокойствие, безопасность и доверие. За все царствование Нумы - а он правил 43 года - не было ни одной войны, ни одного волнения среди подвластных ему жителей. Поэты воспевали это прекрасное время:

Сведены ржавчиной крепкие копья,

Съеден двуострый меч,

Медных труб умолкли призывы...

Конечно, всякому преданию свойственны преувеличения, но эта легенда должна была показать людям, насколько мир благодетельней войны, даже победоносной.

Рассказы о мирном правлении Нумы нравились простым римлянам, которые, как всякий народ, не любили войны и страдали от нее в первую очередь

Мудрое и мирное законодательство Нумы Помпилия, твердое соблюдение законов укрепили Рим. В отличие от Ромула, власть Нумы держалась не на воинской силе и тирании, а на разумных, справедливых за ковах. У Нумы не было врагов и завистников, иикто не злоумышлял против него.

Легенда рассказывает, что Нума умер, как жил - спокойно, тихо. Он достиг глубокой старости" и медленно угас, сохранив до конца ясность мысли. Однажды он не поднялся, как обычно, с восходом солнца. Когда к нему вошли, то увидели, что царь скончался. Ему было за восемьдесят лет.

Хоронили Нуму не только римляне, но и соседние союзные и дружественные народы.

Древние римляне сжигали умерших. Однако Нума приказал не устраивать ему погребального костра, а похоронить у подножия Яникульского холма.

Его последняя воля была выполнена. В могилу опустили два гроба: в одном покоилось тело царя, в другой положили книги законов и философские книги, написанные самим Нумой. Подобно греческим законодателям, Нума сам писал свои законы.

Два царя - Ромул и Нума - укрепили Римское государство, но разными путями. Ромул был воин, а Нума - мирный законодатель. Это принесло ему славу в народе. Конечно, законы, обычаи, обряды, установление которых приписывается Нуме Помпи-лию, в действительности складывались на протяжении столетий. Казалось, что законы Нумы посвящены культу и поклонению разным богам. Реформатор придавал своим нововведениям религиозную форму, но главное, к чему он, стремился и за что ценили этого царя современники и потомки,- это его стремление к миру. Легенда как бы противопоставляла его Ромулу! В глазах народа легендарная история правления Нумы как бы подтверждала, что мирные завоевания и законы, не мейее прочны, чем то, что добыто силой оружия.

Слава Нумы еще усилилась после того, как последующие цари вновь начали бесконечные войны. Эта политика войн и насилий расширила римское государство, но принесла неисчислимые страдания народу.

Легенда о добром и мудром царе Помпилии долго жила в народе. Особенно оживала она в" трудные времена, когда войны и мятежи делали жизнь невыносимой. Народу казалось, что аристократические правители Рима скрыли подлинную волю справедливого Нумы. Это отразилось в рассказе о легендарном событии, якобы случившемся 400 лет спустя после смерти Нумы.

В Риме много дней подряд шли дожди и размыли могильную насыпь у подножия Яникульского холма. Открылась могила Нумы, в которой увидели два каменных гроба. Вскрыли тот, в котором должен был находиться прах царя, но гроб был пуст.

Во втором гробу нашли книги, написанные Нумой. Когда с ними ознакомился сенат, то он решил, что с их содержанием не стоит знакомить народ. Книги сожгли, чтобы исчезла память о справедливом царе. Однако Нума не был забыт. В народе продолжали помнить человека, который создал мудрые законы и видел силу государства не в войне, а в мире.

Как Мы уже узнали что названия Месяцев идентичны в Юлианском и Григорианском календарях.

А также узнали что Юлий реформировал Старо римский календарь, кардинально чем папа Григорий.

Январь

Январь получил своё имя в честь двуликого римского бога времени, дверей и ворот Януса (Ianuarius), Название месяца символически означает «дверь в год» (латинского слово «дверь» - ianua). Традиционно, оригинальный римский календарь состоял из 10 месяцев, насчитывавших всего 304 дня без зимы, которую рассматривали как время «безмесячья»

вот так и заставляют тебя изучить Римскую мифологию. ну что ж придеться почитать.

Приблизительно в 713 до н.э, полумифический преемник Ромула, царь Нума Помпилий, по-преданию, добавил месяцы январь и февраль, чтобы календарь равнялся стандартному лунному году (365 дней). Хотя первоначально первым месяцем года в староримском календаре был март, Нума поместил первым январь, хотя, согласно некоторым римским писателям, январь стал первым месяцем года лишь при децемвирах около 450 года до н. э. (оригинальные источники противоречивы). Как бы то ни было, нам известны имена двух консулов, которые вступили в должность 1 мая и 15 марта до 153 до н.э, после которого вступление в должность происходило 1 января.

Февраль

Этрусский бог подземного царства Фебруус

Февралём - februarius mensis - у древних римлян назывался календарный месяц, введенный, по преданию, Нумой Помпилием или Тарквинием Гордым. Древнейший (Ромулов) календарь, по которому год делился на 10 месяцев и состоял из 304 дней, этого месяца, равно как и января, в себе не заключал. Последовавшая при Нуме (или Тарквинии) реформа календаря имела целью установить солнечно-лунный год (быть может, солнечно-лунный цикл); для чего были введены два новых месяца, январь и февраль, причем месяц февраль, которым заканчивался год, заключал в себе 28 дней (единственный древний месяц с четным числом дней; остальные месяцы имели число дней нечетное, так как нечетное число, по верованию древних римлян, приносило счастье). Достоверно известно, что самое позднее с 153 года до н. э. начало года было перенесено на 1 января, и февраль занял в порядке римских месяцев второе место.

я думаю надо не забывать какой календарь Солнечный или Луный, а может Солнечно-Луный?

Название месяца февраль происходит от этрусского бога подземного царства Фебрууса, и связано с обрядами очищения (februa, februare, februum), которые приходились на праздник Луперкалий (15 февраля - dies februatus), выпадая по староримскому лунному календарю на полнолуние. Когда при установлении солнечно-лунного цикла понадобилось введение вставных месяцев, эти последние вставлялись между 23 и 24 февраля (при 4-годовом цикле - на втором и четвертом году). При Юлии Цезаре, который ввел четырехгодовой цикл, состоявший из трех годов по 365 и одного года в 366 дней, февраль последнего содержал 29 дней, причем 23 февраля считалось седьмым днем домартовских календ (a. d. VII Kal. Mart.), 24-е февраля - шестым предыдущим, а 25 февраля - шестым последующим днем домартовских календ (a. d. VI Kal. Mart, posteriorem и priorem). Так как этих шестых дней домартовских календ было два, то год, в котором февраль содержал 29 дней, назывался annus bissextus (отсюда année bissextile, наше високосный год).

Март

Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса. В Древнем Риме, где климат был относительно мягким, март был первым весенним месяцем, логической точкой для начала земледельческого года, и считался благоприятным временем для начала сезонной военной кампании.

Название «март» пришло в русский язык из Византии. В древней Руси до 1492 года март считался первым месяцем; когда год начали считать с сентября, до 1699 года он был седьмым; а с 1700 - третьим. С марта месяца начиналось русское пролетие («весна», слово, вышедшее ныне из книжного употребления). В чешском языке первый день марта называется letnice, а в некоторых русских диалектах - новичок. В прошлом 1 марта у российских крестьян оканчивались сроки по зимним наймам и начинались наймы весенние.

Апрель

Название апреля, вероятно, происходит, как признавали уже и древние, от латинского глагола aperire - «открывать», потому что в этом месяце в Италии открывалась, начиналась весна, зацветали деревья и цветы. Эта этимология поддерживается сравнением с современным греческим использованием слова ἁνοιξις (anoixis) - «открытие» для обозначения весны. По другой версии, наименование месяца производится от латинского слова apricus - «согреваемый солнцем».
Так как некоторые из римских месяцев были названы в честь божеств, то апрель тоже посвящали богине Венере, (Festum Veneris). Поскольку праздник Fortunae Virilis проводится в первый день месяца, было высказано предположение, что само название месяца Aprilis произошло от Aphrilis, что есть отсылка к греческой богине Афродите (также Aphros), ассоциируемой римлянами с Венерой, или же от этрусского варианта имени этой богини Апру (Apru). Якоб Гримм предполагал, существование гипотетической бога или героя, Апера (Aper) или Апруса (Aprus).
Апрель имеет теперь 30 дней, но до реформы Юлия Цезаря имел только 29. В это время открывался самый продолжительный сезон, посвящённый богам (19 дней), на протяжении которого в Древнем Риме не работали все судебные учреждения. В апреле 65 года после раскрытия заговора Пизона, направленного против личности императора Нерона, испуганный римский Сенат объявил о переименовании месяца апрель в «нероний», это наименование после смерти Нерона, последовавшей в 68 году, не употреблялось.

Месяц май был назван в честь греческой богини Майи, которая отождествлялась с римской богиней плодородия Bona Dea (Добрая Богиня), чей праздник приходился на это время. С другой стороны, римский поэт Овидий утверждал, что месяц май получил имя в честь maiores или «старейшин», и что следующий месяц (июнь) наименован в честь iuniores, или «молодых людей» (Fasti VI.88).

Июнь

Римский поэт Овидий в своей книге «Фасты» предлагает два варианта этимологии названия месяца. Первая версия (на сегодня наиболее признанная) выводит именование июня (mensis Junonis) от римской богини Юноны, супруги Юпитера, совмещаемой с древнегреческой богиней Герой. Юнона покровительствовала браку и семейной жизни, так что считалось удачным выйти замуж в этом месяце. Вторая версия Овидия предполагает произведение названия июня от латинского слова iuniores, что означает «молодых людей», в отличие от maiores («старейшин»), в честь которых, будто бы назван предыдущий месяц май (Fasti VI.1-88). Есть также мнение, что июнь получил имя Луция Юния Брута, первого римского консула.

Июль

Первоначально месяц назывался Quintilis (лат. quintus - «пять»). Впоследствии, был переименован в 45 г. до н. э. по предложению Октавиана Августа в честь своего предшественника - римского императора Юлия Цезаря, который в этот месяц родился

Август

Первоначально месяц назывался «секстилий» (от лат. Sextilis - шестой) и содержал 29 дней. Юлий Цезарь, реформируя римский календарь, добавил ещё два дня в 45 г. до н. э., придав ему современный вид, длиной в 31 день.
Настоящее своё название август получил в честь римского императора Октавиана Августа, именем которого, в 8 г. до н. э. римский сенат назвал месяц, особенно счастливый в жизни императора. По Senatus consultum, который цитирует Макробий, Октавиан выбрал для себя этот месяц, потому что на него приходились несколько его великих побед, в том числе завоевание Египта Подобного рода честь была ещё раньше оказана сенатом Юлию Цезарю, по имени которого месяц «квинтилий» (от лат. Quintilis - пятый) переименован в «июль» (лат. Julius).
По распространённой легенде (введённой в обиход учёным XIII века Сакробоско), первоначально «секстилий», якобы, состоял из 30 дней, но Октавиан Август увеличил его до 31 дня, чтобы он не был короче месяца, названного в честь Юлия Цезаря, а у февраля отнял один день, из-за чего тот и имеет в обычные годы только лишь 28 дней.. Однако, существует множество доказательств, опровергающих эту теорию. В частности, она не согласуется с протяжённостью сезонов, приведённых Варроном, писавшем в 37 г. до н. э., до предполагаемой реформы Октавиана, 31-дневный секстилий записан в египетском папирусе с 24 г. до н. э., а 28-дневный февраль показан в календаре Fasti Caeretani, который датируется временем до 12 г. до н. э.

Сентябрь

Название получил от лат. septem - семь, так как был седьмым месяцем староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта.

Октябрь

Название получил от лат. octo - восемь.

Ноябрь

Название получил от лат. novem - девять.

Декабрь

Название получил от лат. decem - десять. После сдвига начала года на январь стал двенадцатым, последним месяцем года.

Ну вот, Теперь мы знаем почему у нас 12 Месяцев и почему они называются так.

Продолжение следует.......

Поговорим о реформах календарной системы в России, Росийской империи и т.д

Остальные дни обозначались указанием количества дней, оставшихся до ближайшего главного дня ; при этом в счёт входили и день, который обозначался, и ближайший главный день : ante diem nonum Kalendas Septembres — за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа , обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.
……………
Календарь древних римлян.

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами : первый, второй, третий и т.д.
Год начинался с весны - периода, близкого к весеннему равноденствию.
Позже первые четыре месяца были переименованы:

Первый (весенний!) месяц года был назван в честь бога весенних побегов, земледелия и скотоводства, а этим богом у римлян был… Марс ! Это уже потом он стал, как Арес, богом войны.
А месяц был назван мартиусом (martius) - в честь Марса .

Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire - "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus -"согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере.

Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus).
Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:

квинтилис (quintilis) - пятый; секстилис (sextilis) - шестой;

септембер (september) - седьмой; октобер (october) - восьмой;

новембер (november) - девятый; децембер (december) - десятый.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер ) имели каждый по 31 дню , а остальные месяцы состояли из 30 дней.

Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня .

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца - одиннадцатый и двенадцатый.

Первый из этих месяцев - януариус - был назван в честь двуликого бога Януса , который считался богом небесного свода , открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа и выхода, всякого начинания . Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.

Второй добавленный месяц - фебрариус - был посвящен богу подземного царства Фебруусу . Само же его название происходит от слова februare - "очищать", и связано с обрядом очищения.



Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней , и в связи с добавлением 51 дня (почему не 61?) пришлось менять длину месяцев.

Но все равно римский год был более чем на 10 дней короче тропического года.

Чтобы держать начало года вблизи одного сезона, делали вставку дополнительных дней . При этом римляне в каждом втором году между 24 и 25 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня.

В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, иногда называли просто вставочным месяцем - интеркалярием (intercalis).
Слово "мерцедоний" происходит от "merces edis" - "плата за труд": тогда производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде была 366,25 дня, то есть на сутки больше, чем в действительности.

Рисунок, выбитый на старинном каменном календаре римлян. В верхнем ряду изображены боги, которым посвящены дни недели: Сатурн — суббота, Солнце — воскресенье, Луна — понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среда, Юпитер — четверг, Венера — пятница. В центре календаря — римский зодиак, справа и слева от него — латинские обозначения чисел месяца.

Реформа Юлия Цезаря.

Хаотичность римского календаря стала значительной, и нужна была неотложная реформа. И реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.). Разработала новый календарь группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток .

Считали в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней .

Как прежде месяц Мерцедоний, так и теперь этот дополнительный день "упрятали" между 24 и 25 февраля. Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bis sextus ) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля . Февраль был выбран как последний месяц римского года. Дополненный год стали называть annus bissextus , откуда и пошло наше слово високосный. Первым високосным годом стал 45 до н. э.

Цезарь упорядочил число дней в месяцах по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном - 30 дней.

Кроме того, Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В новом календаре на каждый день года было указано, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го - заход Арктура, 7-го - заход Плеяд и Ориона и т.д. Календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и с циклом земледельческих работ.

Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.
Юлий Цезарь является автором традиции начинать отсчет нового года с первого января .

В благодарность за реформу, и учитывая военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус .

А через год, в этом же сенате, Цезаря убили…

Изменения в календаре были и позже.

Римские жрецы вновь запутали календарь, объявляя високосным каждый третий, (а не четвертый) год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.

Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет - с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. - високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели , которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы - нундиды .

В связи с этим сенат переименовал месяц секстилис в месяц августус . Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней . Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу . Так февраль остался с 28 или 29 днями .

Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, один день септембера передали октоберу . Одновременно перенесли один день новембера на децембер . Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась вплоть до XVI века . С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

В VI веке римский монах Дионисий Малый предложил ввести новую христианскую эру , начало которой идет от Рождества Христова , а не от сотворения мира, и не от основания Рима.

Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.
Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. А на Руси еще несколько веков продолжали считать годы от сотворения мира.

Реформа папы Григория XIII.

В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта . Никейский собор , проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г.Извик в Турции) закрепил эту дату , решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число.

Тем не менее, средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года . В результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад - от марта к февралю. К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта .

Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио .

Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток .
Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323 .



Такая календарная система получила наименование григорианской или "нового стиля ". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля".

Страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а в протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 - 100 лет.

Англия ждала до 1751 г., а затем «одним выстрелом убила двух зайцев»: исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 января . Кое-кто из англичан воспринял реформу как грабеж: шутка ли, исчезли целых три месяца жизни!)))

Пользование разными календарями вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир , можно подумать, что два великих писателя скончались в один и тот же день.
На самом деле разница была в 10 дней! Шекспир умер в протестантской Англии, которая еще жила по юлианскому календарю, а Сервантес — в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет .

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление , применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя . Но счет годов велся от сотворения мира , которое произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта, а в конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября.

Действовавший в России календарь от «сотворения мира» заменил на юлианский Пётр I с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет).

Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Православная церковь отказалась ее принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.

Сейчас григорианский календарь стал международным.
…………
Теперь о славянских названиях месяцев.
12 месяцев - любимая сказка


Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь не согласован с изменением фаз Луны.

Издревле отрезки года связывали с теми или иными явлениями природы или с хозяйственной деятельностью.

Не совсем на тему. Из легенды: у славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам...



Названия месяцев

Январь . Славянское название "Просинец" - от появляющейся синевы неба в Январе.

Февраль - "Сечень", «Лютень». Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню.

Март
"Сухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. "Протальник" - понятно почему.
Апрель
Древнерусские имена апреля: "Березень", "Снегогон". В украинском языке месяц носит название "квiтень" (цветущий).

Май - названия "Травень", "Травный" - природа зеленеет и расцветает.
Июнь.
"Изок". Изок - кузнечик, их в июне было особенно много. Другое название "Червень".

Июль.

"Червень" - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный). Еще называли "Липец" - липа цветет в июле. «Грозник» - от сильных гроз. И просто - «Макушка лета». «Страдник» - от страдных летних работ.
Август
А у славян все еще страда - "Серпень", "Жнивень", - время косить пшеницу. На севере Август еще назывался «Зарев», «Зорничник» - от сияния зарниц.
Сентябрь
Русским названием месяца был «Рюинь», Ревун - от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. «Хмурень» - погода начинала портиться. В украинском языке месяц - "Вересень" (от цветущего медоноса - вереска).

Октябрь
Чудесное славянское название - "Листопад". Иначе - «Грязник», от осенних дождей и хляби. А еще «Свадебник» - в это время заканчивались основные сельскохозяйственные работы, не грех и свадебку справить, особенно после праздника Покрова.

Ноябрь - "Грудень", от груд замерзшей земли со снегом.

Декабрь - "Студень" - холодно!

Табличка славянских названий месяцев



Неделя и дни недели.

Неделя - это период времени в 7 суток , существующий в большинстве календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и связан с изменением фаз Луны.
Откуда пошли названия дней недели?

Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил , которые позже были названы планетами (от греческого "блуждающий"). Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

Вавилонские астрологи считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая "управляет" им.
Счет часов был начат с субботы : первым ее часом "управлял" Сатурн, вторым - Юпитер, третьим - Марс и т.д., седьмым - Луна. Затем весь цикл снова повторялся.

В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья , "управляло" Солнце , первый час третьего дня доставался Луне, четвертый день - Марсу, пятый - Меркурию, шестой - Юпитеру и седьмой - Венере.

Планета, управляющая первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.

Эта система была перенята римлянами - названия планет отождествлялись с именами богов . Они управляли днями недели, которые получили их имена . Римские названия перекочевали в календари многих народов Западной Европы.

"Планетарные" названия дней недели и в английском и скандинавских языках, но названия в них произведены от имени языческих богов германо-скандинавской мифологии.

День Сатурна у Вавилонян считался несчастливым ; в этот день предписывалось не заниматься делами, и сам он получил название "шаббат" - покой . При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота), некоторые западноевропейские языки.

У славян воскресенье называлось "неделя ", "день, в который ничего не делают " (не занимаются делами). А понедельник - это "день после недели», Вторник - "второй день после недели", итд.
Вот какая не деля...)))



Дни недели

Олицетворение дней недели мы видим в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках.

Понедельник - Monday (англ.) перекликается с Луной - Moon, ещё нагляднее Lundi (фр.),

Вторник - в названии вторника Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы узнаём планету Марс . В Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу , аналога Марса.

Среда - угадывается Меркурий в le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана, Одина). Этот же бог скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.).

Воден - необычный бог, он изображается высоким стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом.

В славянских "среда", "середа ", а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели

Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера , дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.).

А вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), и прочие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. На хинди четверг - День Юпитера.

Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.).
Английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) от имени скандинавской богини плодородия и любви Фрейи (Фригге ), аналога Афродиты и Венеры. На хинди пятница - День Венеры.

Суббота - лицо Сатурна проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.).
Русское название «суббота », el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".
Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения". На хинди суббота - День Сатурна.

Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце).
Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень " и являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством.

Русское "воскресенье " появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя", сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Недiля (укр.), Nedele (чех.). На хинди воскресенье - День Солнца.
……………

И наконец о сутках и часах.

Сутки - единица любого календаря, выделение которой основывается на чередовании дня и ночи. Такое разделение суток зародилось в Древнем Вавилоне, жрецы которого считали, что день и ночь состоят из двенадцати часов. Официально деление суток на 24 часа ввел александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. н.э.

Первый час начинался с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат - двенадцатым. И длина часа была переменной , зависела от длины светлого времени суток.
Важным шагом стало изобретение и использование механических часов, в Европе это IX - XII вв.

Старинные часы в Праге



Механические часы сделали продолжительность часа постоянной и независимой от соотношения дневной и ночной части суток.
Первые механические часы в России были установлены великим князем Василием I в 1404 г. во дворе за церковью св. Благовещенья. Знаменитые часы на Спасской башне установил в 1624 г. при царе Михаиле Федоровиче механик Галловей.

Вот такая непростая история календаря...

………………

Википедия и Рунет.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: