Встречи с интересными людьми. Встреча с интересным человеком "Будьте счастливы!"

В конференц-зале Политехнического института студенты механико-энергетического отделения встретились с представителем Новгородской общественной организации блокадников Ленинграда Борисом Степановичем Капкиным.

Капкин родился 10 декабря 1939 года в Ленинграде. Отец погиб в Финскую войну. Из блокадного города семья была эвакуирована в феврале 1942 года в Аркадакский район Саратовской области. Там в селе Алексеевка жили дедушка с бабушкой. Поэтому об ужасах блокады Борис Степанович знает только из рассказов родственников.

Ветеран вспоминает:

Начало войны

«Блокаду я пережил в 2-летнем возрасте и, конечно, в памяти о ней ничего не отложилось. Став постарше, я как-то просматривал газеты и увидел слово «блокадник». Разговорились с матерью, и она рассказала, как мы жили в первую блокадную зиму. Показала документы. Я взял их, предполагая, что когда-нибудь они могут пригодиться.

После гибели отца меня воспитывали мать и её родная сестра. О блокаде написано много. Поэтому расскажу только один эпизод из нашей блокадной жизни, но он достаточно показателен.

Жить было настолько тяжело, что тётя уговорила маму от меня отказаться. Пришла баржа для эвакуации, и меня, как груз, завернули в одеяло и бросили в эту баржу. Но потом у матери заныло сердце. Она начала переживать и не выдержала. Шёл патруль. Она обратилась к нему, рассказала, что и как случилось. Патруль вернулся, начали разбрасывать тряпки и баулы, искать меня. Так я выжил, а, точнее, воскрес.

Мы уехали из Ленинграда в феврале 1942 года, а блокадником считается тот, кто пробыл в осаждённом городе хотя бы полгода.

Школьные годы

В 1947 году я пошёл в первый класс. После семилетки поступил в Саратовскую школу № 8. Она напоминала нынешние суворовские училища. Туда брали сирот и детей с особо трудным семейным положением, в частности, блокадников.

Через год школу закрыли, и я опять вернулся к дедушке и бабушке. Окончил 9-й класс, одновременно получил специальность помощника комбайнёра. Начались летние каникулы. Только приступили к уборке урожая, как комбайнёра по телеграмме из обкома партии отправляют вместе с комбайном на освоение целины в Оренбургскую область. Меня тоже взяли, в порядке исключения. До места добирались на открытой платформе 11 суток.

Поработали там до сентября. К осени мне нужно возвращаться в школу. Пошёл я к директору совхоза за расчётом, а он говорит, что есть приказ никого не отпускать, пока не убран урожай. Добыл я пару бутылок «бормотухи» и расчёт получил. Вернулся домой, окончил 10-й класс. Поначалу было, правда, небольшое отставание, но ребята помогли, и с программой я справился.

Учёба в лётном училище и авиационном техникуме


После школы задумался: что делать дальше? Спецшкола, которую я окончил, давала преимущества при поступлении в лётное училище, и я пошёл туда. В 1960 году окончил Орское лётное училище им. Хользунова. В это время началось масштабное сокращение армии, и я, благодаря Никите Сергеевичу Хрущёву, получив профессию, о которой мечтал, остался без работы. Вручили нам лейтенантские погоны, и идите куда хотите.

Нам, молодым, ещё повезло. В 20-25 лет не поздно по-другому устроить свою жизнь. А вот тем, кому до пенсии оставалось 2-3 месяца, было очень тяжело.

Вернулся я в Саратов и пошёл на завод учеником токаря. Но тут до меня дошёл слух, что Саратовский авиационный техникум набирает таких, как я, демобилизованных. Я обрадовался, быстро собрал документы и поступил в техникум на близкую к прежней военной, но гражданскую специальность. После окончания, как и многие другие, решил вернуться на родину, в Ленинград.

Поиски работы

На мой запрос пришёл ответ, что в настоящее время Ленинград не может предоставить мне работу, так как нет жилья, но, если есть желание, то можно поехать в Новгород или Великие Луки. Я случайно встретил парня из параллельной группы, поинтересовался, что из себя представляет Новгород. Он ответил:

«Хороший город, но есть два недостатка».

«Комаров много и футбола нет».

Несмотря на эти недостатки, я поехал в Новгород. Направили меня на завод «Волна». Там в отделе кадров работал Герой Советского Союза Егор Михайлович Чалов. Мы разговорились. Он предложил мне устроиться на завод, чтобы со временем, раз я лётчик, помочь мне пробиться в авиацию.

По его совету я отправился на аэродром в Юрьево. Было лето, командир в отпуске. Ребята подсказали, что все кадровые вопросы решаются в Ленинграде, я поехал туда. А там тоже начальство в отпуске. Смотрю, сидит женщина, готовая меня выслушать. Я всё рассказал, и она предложила мне направление на 2-летнюю учёбу на самолёт Ан-2. Но у меня уже есть 500 вылетов и посадок! Мне что, ещё переучиваться?

В авиации так положено, что если пересаживаешься с одного самолёта на другой, то нужно переучиваться минимум 6 месяцев. А ко мне в сентябре должна приехать жена-учительница с маленькой дочерью. Поэтому разговор оказался безрезультатным.

Отправился я в Совнархоз. Там меня встретила ещё одна женщина, солидная такая, серьёзная. Выслушала мою печальную повесть и говорит:

«Даю тебе трое суток. Ищи какое-нибудь жильё, и получишь направление».

Прошло 3 дня. В то время найти жильё было трудно, так как под сокращение попали и лейтенанты, и полковники, и генералы. В общем, ничего у меня не получилось. И решил я, что лучше буду жить в центре Новгорода, чем где-то на окраине Ленинграда.

Работа с осуждёнными

Вернулся на «Волну» к Чалову и проработал там 5 лет, до 69-го года. А как раз в это время шёл набор в органы внутренних дел, и меня, 30-летнего, направили переводом на работу с осуждёнными. Там тоже надо было учиться. Надоела уже учёба, но выхода не было.

Предложили поступать в Ленинградский филиал академии МВД. В 1971 году я туда поступил и в 1976 году получил диплом. Продолжил работу в исправительной колонии № 2 до её закрытия. Когда все начали переходить в ИК № 7, я написал рапорт, что готов служить в любой точке, где служба идёт год за два. В Иркутске мне отказали, причина всё та же — нет квартиры.

И я добровольцем отправился в Коми. Оттуда до Москвы нужно ехать 26 часов на поезде, потом 40 минут лететь на Ан-2 и 6 часов добираться в автомобиле. Вот в такой глухой тайге я служил до 91-го года, когда распался Советский Союз. Как раз подошла моя очередь на квартиру, мне повезло. 20 лет своей жизни я отдал работе в исправительных колониях.

После 1991 года я с осужденными связан не был. Но до сих пор иногда снятся сны с жуткими картинками из жизни на Севере. Просыпаешься среди ночи весь в холодном поту. Очнёшься — да ведь я на пенсии! Вот такой след колония оставила. Это был адский труд. Работал без выходных, спал по 2 часа в сутки.

Возвращение в Новгород

После демобилизации вернулся в Новгород. Устроился на завод «Спектр» начальником охраны и проработал там 16 лет. Надумал уйти на заслуженный отдых. Только приехал на огород, воткнул в землю лопату, как звонок с частного охранного предприятия:

«Рано вам уходить на отдых. Просим навести порядок на рыбзаводе».

Проработал и там 2 года. В 70 лет я ушёл на пенсию в звании майора.

Яркие эпизоды из прошлого


Что мне чаще всего вспоминается из юности?

Как жил у дедушки с бабушкой. Дедушка был бригадиром, заметным человеком на селе. Помню, в колхозном саду сажали саженцы. Я взял саженец яблони, принёс домой и посадил у себя под окном. Дед увидел, разбудил меня, сонного поднял с постели. Затем зажал между ног мою голову, отстегал меня ремнём как следует и сказал:

«Где брал, туда верни».


Вспоминается учёба в техникуме, когда мы уже были взрослыми, лейтенантами. Днём учились, вечером работали, а в выходные то уголь разгружали, то ещё что. В общем, шабашили, чтобы выжить

Самой прибыльной была разгрузка плит, деньги шли неплохие. Тогда сайки были по 6 копеек и эскимо по 11. Пару эскимо съешь и вроде голод проходит. Как-то пошёл я к куратору и говорю:

«У нас проблемы».

«Не опрашивайте нас, пожалуйста, по понедельникам, мы после шабашки».

А то ведь получишь двойку и лишаешься стипендии. А потом, если никто не помогает, как жить? Нам пошли на уступки и по понедельникам не опрашивали.

Запомнились мне полёты. Когда заканчивал училище, уже хорошо понимал, что такое дисциплина. Она во всём должна быть на первом месте, это основа всех наших успехов и достижений. Сейчас для меня — это аксиома.

Помню свой первый вылет. Делаю фигуры высшего пилотажа, а мне по рации приказывают:

«Прекратить задание».


Глянул на высотомер — 400 метров!. Я когда посадил самолёт, весь мокрый был. Щипаю себя, и ничего не чувствую. Получил строгий выговор и на всю жизнь запомнил, что такое дисциплина.

Мы никогда не думали, что в авиации нас, лейтенантов, могут сократить. Но так получилось. После этого нас в течение 10-и лет не тревожили. Мы все были страшно озлоблены. А спустя 10 лет нас вызвали в Богодухов, в 65 км от Харькова, переучиваться на вертолёт. Для всего лётного состава были обязательны прыжки с парашютом. Там тоже были сложные случаи, которые могли привести к трагедии.

Клуб «Новгородские моржи»


С 1968 года я занимаюсь моржеванием. Являюсь одним из основателей Новгородского городского клуба любителей зимнего плавания «Новгородские моржи». Нас было 4 человека: трое мужчин и одна женщина.

Сначала плавали под открытым небом и никакого помещения не имели. Потом приобрели строительный вагончик на колёсиках, с левой стороны у моста. Когда приезжала какая-нибудь комиссия, нас заставляли его убирать. Мы его прятали, иногда ставили у монумента Победы. Сейчас у нас прекрасный клуб моржевания, построили за собственный счёт. У каждого есть свой ключ. Можно в любое время приходить и плавать, есть мужское и женское отделения.


Сначала я плавал ежедневно. Потом услышал, что спортсменам рекомендуется плавать через день и решил, что я тоже спортсмен. Теперь плаваю через день в любую погоду. Но зимой интереснее. Чем больше перепад температур, тем лучше. Без 15-и 6 я уже плаваю, а в воскресенье — баня. Без проруби — я никуда. Живу на Предтеченской, это 10 минут ходу. Вода обычно – 2-3 градуса, не ниже. Бывает, в мороз не хочется идти, а в прорубь попадёшь — не хочется выходить. Сам удивляешься: почему не хотел идти. Режим я не нарушаю, пропусков не бывает.

Постоянных «моржей» у нас 130, но приходит новое пополнение, обычно после Крещения. В Крещение попробуют — понравится, и приходят ещё. Из моей семьи никто не разделяет моего увлечения, никого не затащишь в ледяную воду. Не хотят. Дочка только ходит в бассейн.

Лично мне спорт очень помог. Когда мы поступали в лётное училище, то обычно из 30 человек медкомиссию проходили человек 5-6. Я служил во времена Георгия Константиновича Жукова. В день один час выделялся спорту. Первого отпуска меня лишили, так как я плохо держал пресс.

Все, кто отставал по физкультуре, занимались целый месяц. С того времени и до сих пор я подтягиваюсь 10 раз, 30 раз отжимаюсь от пола и пресс держу, сколько хочу. Ежедневно бегаю 10 километров, я в отличной форме. У меня была сложная, но интересная жизнь. Не было бы проблем, жить было бы скучно «.



Анастасия Семенцова

Иван Шилов

Иван Шилов, Анастасия Семенцова, Алла Булгакова — руководитель объединения «Патриот»

Фото Анастасии Семенцовой

Закон "Об образовании" призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Различные формы взаимодействия с семьей предлагает программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет "Из детства в отрочество" Т.И.Дороновой, Л.Г.Голубевой, Н.А.Гордовой.

Внедряя эту программу, я поставила перед собой цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию.

Для её достижения мною, наряду с другими, была использована такая форма работы как «Встреча с интересным человеком».

Огромная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям.

Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение.

Дошкольное детство самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к миру.

Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.А.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как: семья, трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы "Встречи с интересными людьми". Такие мероприятия помогают доносить до сознания детей, что труд бывает разный:

-труд для общества (профессия, работа)- это труд для всех людей, которых даже не знаешь;

-труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание)- это труд для близких и любимых людей;

-труд для души (хобби, увлечения)- труд лично для себя.

В ходе таких встреч обязательно обращаю внимание детей на то, что все люди трудятся, для любого труда нужны знания, умения, навыки и свои орудия труда.

Для полноценного овладения понятием "трудовая деятельность" я решила строить работу по двум направлениям:

1. Теоретическое - формирование представлений.

Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда;

2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата.

Но вот понятие "профессиональный труд" можно формировать только на теоретическом уровне. Поэтому здесь главную роль я отвожу формированию отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий: медсестра, повар, стоматолог, завхоз.

Такая форма работы, как "Встречи с интересными людьми" помогают мне решать целый ряд важных задач:

-делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;

Формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

Показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

Демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

Дают возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

Развивать монологическую и диалогическую речь;

Создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым;

Помогают поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;

Способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

В конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру.

Работу по данной теме я начала с диагностики детей, которая на начало средней группы показала, что лишь четыре человека, а это составляет 28,5% - знают профессию мамы, и два человека - 14,2% - профессию папы. Никто из детей не мог рассказать, чем увлекаются родители. На вопросы: "Какая твоя мама? Какой твой папа?" давали односложные ответы. А на вопрос: "Почему ты любишь своих родителей?" 8 человек, что составило 57,1%, ответили - "за то, что покупают конфеты и игрушки, катают на машине", - что показывало потребительское отношение.

Передо мной встала задача: смотивировать родителей на участие во встречах, определить их интересы, увлечения, хобби.

Мною был составлен опросник, который помог узнать профессии, хобби, любимые домашние занятия родителей, а также бабушек и дедушек.

На родительском собрании я рассказала о своем желании проводить "Встречи с интересными людьми". Объяснила, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на помощь в такой работе, наметила план встреч таким образом, чтобы они помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития, и способствовали формированию детско-родительских отношений. В этом заключался первый этап работы.

Второй этап - это подготовка мероприятия. Она предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой с взрослым. Первые встречи проводила с сотрудниками группы и детского сада.

Прежде всего, пробуждала интерес детей к предстоящей встрече или теме, мотивировала их. Например, если это встреча с человеком, увлекающимся вышиванием, я вносила в группу вышивку. Рассматривала ее с детьми. Восхищалась работой и умелыми руками взрослого, который это выполнил, вызывая эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале обязательно закладываю положительное отношение у детей и только потом даю информацию.

Предлагала узнать дома у взрослых - умеют ли они вышивать, есть ли дома вышивки, журналы или книги, в которых были бы рисунки, образцы, какие-либо сведения об этом искусстве.

Открывала в группе выставку из экспонатов, которые дети приносили из дома. Постепенно шло погружение в тему. Рассказывала об истории вышивки, показывала пяльцы, наперсток, разные иглы, объясняла, зачем они нужны, как их можно использовать. Вносила образцы, выполненные в разной технике. Демонстрировала разнообразные нитки: мулине, шелк, ирис, шерсть. Показывала образцы тканей: ситец, лен, вафельную ткань и др.

Рассказывала, что вышивку можно очень широко использовать - украшать ею одежду, постельное белье, шторы, это могут быть просто картины и разнообразные украшения. Обращала внимание на аккуратность, чистоту вышивок. Демонстрировала, как можно перенести рисунок с бумаги на ткань (через копировальную бумагу, через кальку, с помощью синьки).

Подводила детей к выводу, что нужно многое знать и уметь, чтобы получились хорошие работы. Выяснялось, что у одной из девочек мама умеет вышивать. Дети выражали желание пригласить ее на встречу.

Может возникнуть вопрос - зачем детям так много знать, когда еще и встречи не было? Оказывается, только на основе имеющихся знаний у детей появляется интерес, а, следовательно, и вопросы, и мероприятие, в таком случае, проходит более оживленно.

Предлагала подумать, что хотелось бы узнать у человека, с которым планируем встречу. Индивидуально с каждым обговаривала вопросы, помогала их формулировать, давала установку на то, что вопрос надо запомнить.

Вместе с детьми решали, что подарить гостю. Хорошо, если это будет то, что взрослый мог бы использовать в труде, о котором рассказывал. Например, игольница для человека, увлекающегося вышивкой, альбом - для коллекционера марок, книжка с домашними рецептами, проиллюстрированная детьми - для того, кто любит печь.

Примерно по такому плану идет работа с детьми перед каждой встречей.

Параллельно работала с взрослым. Советовала, что принести на мероприятие, давала перечень детских вопросов. Подсказывала, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Например, любителю вышивать, советовала на встрече показать детям канву из соломки, ее дети еще не видели, внести капроновые нитки, с ними дети еще не знакомы. Любителю домашней выпечки предлагала принести разнообразные пряности, чтобы дети могли понюхать и попробовать.

Старалась обучить взрослого педагогическим приемам, которые можно использовать и в процессе встречи, и в процессе разных житейских ситуациях. Например, во время встречи со стоматологом советовала взрослому при обучении чистке зубов, использовать героя сказки. Тренеру ДСШ объединить упражнения на растяжку общим сюжетом.

Обращала внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон.

Предлагала подумать, какой подарок гость приготовит детям, чтобы у них начал развиваться, а у кого-то закреплялся интерес к этому виду деятельности. Это может быть недошитая игрушка при встрече с помощником воспитателя, увлекающимся их шитьем, или зубные щетки при встрече с врачом стоматологом, или тренажеры при встрече с тренером.

Часто встреча включает в себя практическую часть, и дети становятся участниками трудовой деятельности. Например, любитель домашней выпечки, готовил вместе с детьми печенье. Дети-поварята с удовольствием вымешивали тесто, раскатывали, лепили печенье, украшали его. Тренер ДСШ - проводил тренировку и разучивал новые игры.

Встреча может стать началом работы настоящего кружка, как это случилось с мамой увлекающейся вышивкой.

Решая нравственные задачи, накануне мероприятия готовила с детьми подарок и приглашение для взрослого, проводила "школу этикета". Обговаривала, как гостя будем встречать, где удобнее раздеть, как пригласить в группу, показать выставку. Вместе решали, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты.

Заключительный третий этап работы - проведение мероприятия. Начинается встреча с приема. Дети встречали, помогали гостю раздеться, приглашали в группу, показывали выставку, предлагали занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем я проводила знакомство. Представляя гостя, обязательно называла его профессию и лишь потом увлечение. Говоря о детях, обращала внимание на индивидуальные особенности каждого. (Это Даша - она самая внимательная, любит петь, Дима - озорной, увлекается спортом…).

Основная часть встречи - это небольшой, яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби и ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть.

В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Я обращала внимание на значимость того, чем занимается наш гость, восхищалась "золотыми руками", которые помогают в жизни. Мы прощались и провожали его. Если встреча проходила в среду, в день традиционного чаепития, то приглашали к столу и угощали чаем.

Такая работа проводились в группе в течение двух лет. Результаты ее меня радуют. К концу старшей группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечают раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы, передавать домашние задания.

Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается 100% посещаемость, иногда присутствуют по два человека от семьи. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам.

Выросла инициатива родителей. Если в начале средней группы активно работал родительский комитет в составе трех человек, то, уже в подготовке семейного праздника активно участвовали 60% пап и мам, а в подготовке выпускного вечера 90% родителей.

Уже после первой "Встречи с интересным человеком" дети стали спрашивать родителей, когда же они придут в гости в группу. Мамы те, у которых нет хобби и увлечений, забеспокоились. Стали советоваться с воспитателями, с чем они могли бы прийти на встречу с детьми.

Показатели диагностики сентября 2002г. я сравнила с показателями апреля 2004г. В сентябре 2002 знали профессию мам: 4 человека - 28,5% пап: 2 человека - 14,2%

В апреле 2004г профессии родителей знали.-100%.

Произошли изменения в выборе детей. В сентябре 2002г., отвечая на вопрос: "почему ты любишь папу или маму?" потребительское отношение отмечалось у 8 детей - 57,1% по отношению к мамам, и у 6 - 42,7% - к папам.

В апреле 2004г. показатели изменились. Потребительское отношение к мамам отмечалось у 2 человек - 14,2% к папам у 1 человека - 7,1%.

В сентябре 2002г., отвечая на вопрос: "почему ты любишь маму?" её личностные качества выбрали 3 человека - 21,3%, пап так же. а в апреле 2004г. – мам 11 человек - 78,2%, пап 9 человек - 64,2%

В сентябре 2002г. выбор в пользу совместной деятельности с папой сделал 1 ребёнок - 7,1%, с мамой - 2 ребёнка - 14,2%, а в апреле 2004г.-и с мамой и с папой по 7 человек - 50%

В сентябре 2002г. лишь 2 человека знали увлечения своих пап, что составляло 14,2% . В апреле 2004г. - все дети называли либо увлечения родителей, либо домашний труд, которым любят заниматься папа или мама.

Речь детей стала более четкой, последовательной, логичной. Они легко и грамотно излагали свои мысли, задавали много вопросов, правильно строя их.

Традиция «Встреча с интересными людьми»

Взаимодействие с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога. Основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Уже традиционными стали такие виды организованной деятельности, как день открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, его воспитании, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания формируются в процессе экспериментальной деятельности, сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

Доброй традицией в нашем детском саду стали встречи с интересными людьми. Традиция ДОУ «Встреча с интересными людьми» к тому же является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители – не пассивные зрители, а активные участники. Она позволяет обогатить представления детей об окружающем мире, развивает познавательный интерес, коммуникативные навыки. Результатом детско-родительских встреч является повышение родительского авторитета, укрепление детско-родительских отношений, укрепление позитивного отношения родителей к дошкольному учреждению.

Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций и благотворно сказываются на развитии детей, позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их хобби и увлечениями, внести в жизнь воспитанников радость от общения с интересными людьми, а также привить детям определённые культурные ценности.

Цель: создание условий для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях.

Задачи :

1)развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;

2) формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

3)демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

4)обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

5)развивать монологическую и диалогическую речь;

6) воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.

2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:

профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;

домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п;

труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.

хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.

Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со средней группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе. Советую родителям, что принести на мероприятие, даю перечень детских вопросов. Подсказываю, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить.

Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - оказалась наиболее эффективной для формирования понятия «деятельность людей» и расширения знаний дошкольников о профессиях родителей. Родители и гости, посещающие группу, отмечают раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы, передавать домашние задания. Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Яркие впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко находят роли, линии развития сюжета, комбинируют ситуации. Игра становится длительной, объединяющей в общий сюжет небольшие группы детей. Воспитанники с удовольствием играют в такие сюжетно - ролевые игры: "Магазин", "Почта", "Пожарные", "Моряки", "Строители" и др. В играх они отражают профессиональную деятельность взрослых людей, представляют себя представителями разных профессий

Диагностика – аналитический

Выяснение представлений детей о профессии швея, интерес к процессу шитья и умения принимать гостей.

Прогностика – проектировочный

1День

В группу приходит кукла Маша, (расстроенная).

Кукла: Здравствуйте, меня зовут Маша. У моей подружки Зины есть красивое теплое платье, а у меня нет

Воспитатель: Маша ты не переживай, мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем.

Воспитатель: Как же помочь Маше?

Дети: Купить платье.

Воспитатель: А у нас денег нет.

Дети: Взять платье у куклы Зины.

Воспитатель: А она не дает, ей самой надо. Она не хочет голая ходить.

Дети: Сшить.

Воспитатель: А я не умею. А как же быть?

Дети: А может, мы сами сошьем платье кукле Маше.

Воспитатель: Хорошо! Вот у меня есть коробочка, где лежит материал (пуговицы, нитки, ножницы).

Подойдите к столу и попробуйте.

(Дети экспериментируют с предложенным материалом).

Воспитатель предлагает детям разрезать материал ножницами, обрезать нитку и вдеть ее в пуговицу. (У них нечего не получается)

Воспитатель: Ребята, а может у

Кого-нибудь, из вас мама умеет шить?

Девочка Лена: А у меня мама работает швеей, она умеет шить красивую одежду.

Воспитатель: Ребята давайте пригласим к нам в гости, маму у Лены Ольгу Викторовну и мы ее попросим, чтобы она сшила кукле Маше красивое платье.

(Дети соглашаются пригласить маму у Лены Ольгу Викторовну).

Беседа с детьми о профессии швеи, с использованием иллюстраций про одежду, материал, инструменты которыми пользуется швея.

Воспитатель: Ребята, каждый из вас хочет красиво одеваться. Мы радуемся, когда нам покупают красивую одежду. А знаете ли вы, кто ее сшил?

Дети: Швея.

Воспитатель: Да, ребята Одежду нам шьет швея. Профессия швеи возникла давно, ведь древние люди тоже одевались. Сначала наши предки окутывали себя шкурами животных. Затем люди изобрели иголку, и она стала главным инструментом для шитья. А в наше время, чтобы облегчить труд швеи, ученые изобрели швейную машинку, и профессия швеи стала очень популярной. Швея знает все виды тканей их свойства, технологию швейного производства, оборудование, и как за ним ухаживать, если сломается. Также она должна разбираться в иглах для швейных машин, подбирать по толщине нити к материалу. Уметь соединять детали тканей в готовое изделие при помощи различных швов, а также проверять их качество. Профессия швеи очень важная ведь одежда нужна всем: и президенту, и врачу, и пожарному.

А наша кукла Маша тоже хочет красивое платье.

Воспитатель напоминает детям, что мы задумали пригласить маму Лены к нам в гости.

Дети с воспитателем решают позвонить маме Ольге Викторовне и

договориться о дате и дне встречи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: